Восприятие тактик речевого воздействия в публицистическом тексте на русском языке
В работе рассматриваются проблемы восприятия (интерпретации) тактик речевого воздействия на русском языке. Цель работы – определить и проанализировать факторы, которые могут влиять на позитивное или негативное восприятие тактик речевого воздействия; установить, существует ли взаимосвязь между этими факторами и восприятием тактик. В задачи исследования входило: 1) проведение обзора существующих методов и подходов к анализу тактик речевого воздействия; 2) отбор и анализ текстов на определенную тему, в которых содержатся тактики речевого воздействия; 3) составление и проведение опроса с учетом факторов, которые влияют на восприятие данных тактик; 4) статистическая обработка и оценка полученных результатов. В число рассматриваемых факторов входили следующие: возраст участников эксперимента, результаты теста на психологическую ригидность, отношение к чтению и частота чтения, отношение к новостям и частота чтения новостей, отношение к выбранной теме: интерес, присутствие эмоциональной реакции, попытки прогнозирования дальнейшего развития ситуации. Также рассматривались привлекательность и убедительность каждого из текстов.
Материалом для исследования послужили записи из блогов «Эхо Москвы», объединенные общей темой «коронавирус». Основным методом исследования является эксперимент, для анализа текстового материала применялись подходы, разработанные в рамках критического анализа дискурса Т. Ван Дейка. Анализ результатов подтвердил наличие корреляции между некоторыми факторами (в частности, уровнем психологической ригидности, частотой чтения, отношением к теме «Коронавирус») и привлекательностью и убедительностью текстов, содержащих разные типы тактик речевого воздействия. Результаты эксперимента также показали, что читатели чувствуют тактики речевого воздействия, поскольку самым привлекательным оказался текст, в котором тактики отсутствуют; из самих тактик предпочитают имплицитные и воздействующие на эмоции.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4
1.Проблема определения манипулятивных тактик речевого воздействия и
основные методы их анализа ……………………………………………………………………… 9
1.1 Проблемы определения дискурса ………………………………………………………. 9
1.2.1 Стратегии и тактики речевого воздействия — проблемы
классификации ……………………………………………………………………………………… 11
1.2.2 Стратегии и тактики речевого воздействия и власть над собеседником
……………………………………………………………………………………………………………… 13
1.3 Восприятие и интерпретация речи ……………………………………………………. 16
1.3.1 Теория когнитивной метафоры ……………………………………………………… 17
1.3.2 Теория концептуальной интеграции ………………………………………………. 17
1.3.3 Критический дискурсивный анализ ……………………………………………….. 18
1.4. Методы исследования восприятия речевого воздействия …………………. 21
1.5 Выводы по первой главе ………………………………………………………………….. 22
2. Психолингвистический эксперимент по восприятию манипулятивных
тактик речевого воздействия ……………………………………………………………………. 24
2.1 Цели и задачи исследования …………………………………………………………….. 24
2.2 Методика анализа текстов ……………………………………………………………….. 25
2.3.1 Методика эксперимента ………………………………………………………………… 26
2.3.2 Стимулы эксперимента …………………………………………………………………. 27
2.3.3 Процедура и участники эксперимента …………………………………………… 61
2.3.4 Принципы и процесс обработки результатов …………………………………. 63
2.3.5 Результаты эксперимента ………………………………………………………………. 66
2.3.6 Результаты эксперимента по наличию корреляции между
выделенными параметрами……………………………………………………………………. 81
2.3.7. Обобщенные результаты эксперимента ………………………………………… 84
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 87
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 90
Электронные источники: ………………………………………………………………………….. 93
Приложение 1. Анкета ……………………………………………………………………………… 94
Раздел 1. Приветствие …………………………………………………………………………… 94
Раздел 2. Информированное согласие ……………………………………………………. 94
Раздел 3. ……………………………………………………………………………………………….. 94
Раздел 4. Тест на психологическую гибкость (на все вопросы — варианты
ответа только “Да” и “Нет”)…………………………………………………………………… 95
Раздел 5. Теперь время немного отдохнуть ……………………………………………. 97
Раздел 6. Стимул №1 …………………………………………………………………………….. 98
Раздел 7. Стимул №2 …………………………………………………………………………… 100
Раздел 8. Стимул №3 …………………………………………………………………………… 101
Раздел 9. Стимул №4 …………………………………………………………………………… 103
Раздел 10. Завершающие вопросы ……………………………………………………….. 104
Приложение 2. Результаты опроса, представленные в табличном виде ……. 106
Приложение 3. Частотность ассоциаций стимула №1 ……………………………… 147
Приложение 4. Частотность ассоциаций стимула №2 ……………………………… 152
Приложение 5. Частотность ассоциаций стимула №3 ……………………………… 155
Приложение 6. Частотность ассоциаций стимула №4 ……………………………… 160
Читательское восприятие тактик речевого воздействия является важным предметом изучения для различных областей науки, поскольку оно может помочь понять не только процессы обработки и переработки информации, происходящие в сознании человека, но и являться материалом для практического применения: к примеру, в психологии рекламы, в управлении персоналом и прочих профессиях, где важно, как индивид отреагирует на подачу информации. Тем не менее, несмотря на большое количество исследований, сам механизм обработки и переработки информации пока не изучен до конца. Определенной сложностью является и то, что с развитием технологий меняются источники получения информации, и читательское восприятие, по-видимому, реагирует на эти изменения. Одним из основных источников получения информации на сегодня является интернет, в котором каждый индивид имеет возможность высказать собственное мнение, соответственно, границы авторитетности источника стираются, и в такой ситуации читатели вырабатывают новые принципы отношения к прочитанной информации. Тактики речевого воздействия в этой ситуации, вероятно, будут восприниматься по-новому, и особенно важно исследовать их восприятие в публицистических интернет-материалах по актуальным для сегодняшнего дня темам, поскольку это поможет не только узнать реакцию читателей на разные типы тактик, но и выявить зависимость восприятия текста от различных когнитивных факторов, и, соответственно, прогнозировать, как будут восприниматься тексты, содержащие подобные тактики речевого воздействия.
Исследования восприятия речи в настоящее время чрезвычайно актуальны в современной лингвистике. Существует множество проектов в разных странах, которые занимаются проблемами восприятия и понимания речи на разных уровнях: сенсорном, перцептивном, смысловом (по
4
классификации Аллы Соломоновны Штерн) [Переверзенцева, 2011]. Только в СПбГУ на 2021 год идет сразу несколько проектов, посвященных различным уровням восприятия речи, например: «Механизмы чтения и интерпретации текста на родном и неродном языках», «Восприятие русской устной речи: контекст + частотность» и др. Наличие подобных проектов указывает на актуальность исследований, однако они чаще сосредотачиваются на иных аспектах восприятия речи: фонетическом и фонологическом, процессах, происходящих при чтении, и т.д. Изучение тактик речевого воздействия в письменной речи не менее актуальны: тактики речевого воздействия — влияют на понимание контекста дискурса, обычно имеют характерные лингвистические (лексические, синтаксические, семантические и т.д.) особенности, модифицируют ментальные модели в сознании читателя. Под тактиками речевого воздействия подразумевается совокупность коммуникативных ходов, направленных на достижение определенной цели; автор исходного сообщения формирует стратегию для ее достижения и использует тактики для осуществления этой стратегии [Иссерс, 2008, с.109]. В отличие от устной, в письменной речи тактики обычно труднее вычленить, поскольку остается всего один канал восприятия, который, к тому же, ограничен образом печатных символов, и проблема того, как читатель перекодирует эти символы и какую реакцию они у него вызовут, актуальна как для теории, так и для прикладной лингвистики.
Цель работы — определить и проанализировать факторы (личностные характеристики, опыт, культурное окружение), которые могут влиять на позитивное или негативное восприятие тактик речевого воздействия; установить, существует ли взаимосвязь между этими факторами и восприятием тактик.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
5
— провести анализ существующих методов и подходов к изучению тактик речевого воздействия;
— отобрать тексты на определенную тему, которые содержат доступные анализу тактики речевого воздействия;
— проанализировать количество и характер подобных тактик в отобранных текстах;
— составить опрос, в котором будут учитываться факторы, которые влияют на восприятие этих тактик;
— статистически обработать ответы участников эксперимента;
— оценить полученные результаты;
— установить, существует ли корреляция между представленными в опросе факторами и позитивной/негативной оценкой текста, а также убедительностью текста;
— установить при помощи анализа полученных ассоциаций, совпадает ли образ текста, полученный при анализе с помощью метода критического анализа дискурса, с ответами читателей.
Объект исследования: манипулятивные тактики речевого воздействия, встречающиеся в интернет-блогах.
Предмет исследования: восприятие тактик речевого воздействия носителями русского языка в зависимости от их личностных характеристик, опыта, культурного окружения.
Для достижения перечисленных задач используется совокупность различных методов, как квантитативных, так и количественных. Анализ текстового материала проводился на основе критического дискурсивного
анализа, разработанного Тёном ван Дейком. Результаты опроса представлены
6
как в номинативной, так и в метрической шкале, что позволяет анализировать их статистическими методами. Семантические поля восприятия стимулов читателями построены на основе ассоциативного эксперимента.
Материалом для исследования служат записи из блогов «Эхо Москвы», объединенные общей темой «коронавирус» (непосредственные стимулы), и результаты эксперимента, в котором приняли участие 100 респондентов.
Научная новизна обуславливается тем, что исследования восприятия речи чаще сосредотачиваются на нейролингвистических аспектах, а в исследованиях дискурса обычно принимают во внимание анализ исходного речевого материала. Интерпретация лингвистической информации через призму читательского опыта и личностных характеристик встречается, по- видимому, достаточно редко. Выбор материала исследования также обуславливает научную новизну.
Теоретическая значимость работы. Благодаря проведенному исследованию устанавливаются факторы, которые влияют на восприятие тактик речевого воздействия, и подготавливается материал для дальнейшего, более глубокого исследования интерпретации речевого материала.
Практическая значимость. Выделенные факторы могут быть использованы при проведении лингвистической экспертизы текстов и учтены при анализе воздействия конкретных текстов на конкретного индивида.
Структура работы. В соответствии с предметом, целью и задачами исследования работа состоит из нескольких разделов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.
Во введении обозначаются основные аспекты данной работы: цель, задачи, методы, материал, предмет и объект исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, а также структура работы.
7
В теоретической части рассматриваются такие вопросы, как: что такое дискурс, что можно считать тактиками речевого воздействия, что такое манипулятивные тактики речевого воздействия и какие методы для их исследования применяются в русской и зарубежной лингвистике.
Практическая часть разделена на несколько подразделов. В первой части приводится анализ текстового материала стимулов по методу критического дискурсивного анализа, приведены выводы по полученному анализу. Во второй части описывается методика и ход эксперимента, принцип и результаты обработки полученных данных.
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования.
Тексты, отобранные предварительно для стимульного материала, в том числе не вошедшие в него, также послужили для параллельного исследования, посвященного образу идеального читателя с точки зрения автора, на основе проанализированных тактик речевого воздействия. Результаты данного исследования были представлены на XXIV Открытой конференции студентов-филологов, которая прошла с 19 по 24 апреля 2021 года, в секции «Психолингвистика».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!