Судостроительная промышленность Республики Корея и Китайской Народной Республики: сравнительный анализ конкурентных преимуществ

Кузьмина Алина Витальевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Судостроительная промышленность является одной из наиболее конкурентных отраслей. Стремительное развитие мировой торговли, постоянное совершенствование научно-исследовательских разработок и технологий, а также усложнение процессов производства судов обостряет соперничество между крупнейшими судостроительными предприятиями за обладание лидирующего положения. На сегодняшний день главными конкурентами на мировом судостроительном рынке являются Республика Корея и Китайская Народная Республика. Страны постоянно повышают технологический потенциал и совершенствуют инновационные методы строительства сложных типов судов с высокой добавленной стоимостью. Стратегии судостроительных предприятий двух стран направлены на занятие доминирующего положения в отрасли в долгосрочной перспективе путем приобретения большего числа конкурентных преимуществ.

Введение………………………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентного преимущества…………………. 13

1.1. Определение понятия конкурентного преимущества промышленного
предприятия……………………………………………………………………………………………………………
1.2. Инновационное конкурентное преимущество: поиск источников
конкурентоспособности промышленных предприятий…………………………………………….
Глава 2. Конкурентные преимущества судостроительной промышленности
Республики Корея…………………………………………………………………………………………………..
2.1. Развитие южнокорейской судостроительной промышленности в 1970-2000 гг.:
переход от технологической зависимости к инновационным способам производства 28
судов………………………………………………………………………………………………………………………
2.2. Технологическое развитие судостроительной промышленности Республики
Корея в 2000-2008 гг. …………………………………………………………………………………………….
2.3. Современное состояние судостроительной промышленности Республики Корея:
поиск новых стратегий развития…………………………………………………………………………….

Глава 3. Судостроительная промышленность Китайской Народной Республики……. 55

3.1. Становление судостроительной промышленности Китая в 1970-2000 гг.:
закладывание основ для лидерства…………………………………………………………………………
3.2. Усиление производственных мощностей в судостроительной промышленности
Китая: ценовое лидерство в 2000-2008 гг. ………………………………………………………………
3.3. Лидерство КНР на мировом судостроительном рынке: усиление конкурентной
борьбы с Южной Кореей во всех сегментах строительства судов……………………………

Заключение………………………………………………………………………………………………………….. 79

Список использованных источников и литературы……………………………………………….. 83

Список приложений…………………………………………………………………………………………….. 90

Экономическое развитие, постоянное совершенствование научных технологий,
применяемых к различным сферам промышленного производства, приводит к
неизбежному соперничеству на мировом рынке. Международная конкуренция является
основой экономического развития и подталкивает страны к совершенствованию
маркетинговых стратегий. Главной целью каждой страны или предприятия становится
превосходство на рынке и удержание лидирующего положения в долгосрочной
перспективе. Необходимость постоянного увеличения промышленного и научно-
технического потенциала порождает тенденцию к формированию конкурентных
преимуществ. Наличие конкурентного преимущества призвано способствовать не только
устойчивому экономическому росту, но и доминированию на глобальном рынке.
Конкурентная борьба разворачивается и в судостроительной отрасли.
Судостроение известно как один из наиболее конкурентных рынков в мире. Увеличение
объемов международной торговли способствовало интенсификации морских перевозок,
росту спроса на новые суда различных типов, обострив соперничество в области
коммерческого судостроения. Еще в прошлом веке произошли существенные изменения
в судостроительной отрасли. Изменилась география мирового судостроения, центр
которой переместился из Европы в Азию. В течение двух десятилетий южнокорейская
судостроительная промышленность, обогнав Японию, признавалась лучшей в мире
благодаря высокому уровню качества и технологической сложности продукции, а также
конкурентоспособности предприятий на мировом рынке. Однако вследствие резкого
усиления судостроительных мощностей Китая с начала 2000-х гг. ситуация начала резко
меняться.
На сегодняшний день главными конкурентами в судостроительной
промышленности являются Республика Корея и Китайская Народная Республика,
которым принадлежит больше половины всех мировых заказов на новые суда и
крупнейшая доля на рынке. Конкуренция между двумя основными мировыми
судостроительными странами подталкивает к необходимости постоянной модернизации
отрасли, использованию новейших технологических средств, повышению качества
производимой продукции, формированию рыночных стратегий для реализации
перспективных возможностей предприятий в условиях постоянного соревнования за
постройку новых судов. Конкуренцию обостряет цикличность спроса и предложения,
характерная для данной отрасли, перепроизводство. Конкуренция создает нестабильность
динамики морской торговли, влияет на цены на ресурсы, главным образом, нефть и сталь,
а также формирует стоимость конечного продукта.
Судостроительная промышленность является динамичной, конкурентной и
стратегически важной отраслью для экономик Южной Кореи и Китая. Она подвержена
влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Отрасль также тесно связана со
многими отраслями тяжелой промышленности и крайне зависима от государственной
поддержки.
Важно отметить, что южнокорейская судостроительная промышленность
погрузилась в серьезный кризис в 2016 г., когда в апреле ни одно из предприятий не
смогло получить заказы на постройку судов. Кризис привел к необходимости усиления
конкурентоспособности и поиска новых стратегий развития судостроительной
промышленности Южной Кореи и Китая. Положение южнокорейского судостроения по-
прежнему осложняется масштабной конкуренцией с Китаем за рыночную долю, таким
образом, подталкивая страну к выходу на формирующиеся рынки, модернизации
производства и формирования альтернативной стратегии конкурентного преимущества
для сохранения лидирующего положения на мировом рынке. Китай в свою очередь
стремительно наращивал производство в строительстве всех типов судов и активным
увеличением доли на мировом рынке.
Последствия мощного кризиса выразились в нарастании конкурентной борьбы
между КНР и РК во всех сегментах рынка, а также последующем объединении
крупнейших южнокорейских судостроителей Hyundai Heavy Industries (HHI) и Daewoo
Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), которое повлекло за собой слияние двух
китайских государственных верфей – China State Shipbuilding Corporation (CSSC) и China
Shipbuilding Industry Corporation (CSIC), ставшее угрозой для судостроительной
промышленности Южной Кореи.
Актуальность темы исследования подтверждается важностью изучения
конкуренции и конкурентных преимуществ в мировой судостроительной
промышленности. В основе исследования лежит подробный анализ судостроительных
отраслей промышленности Республики Корея и Китайской Народной Республики,
которые являются мировыми лидерами в области производства судов. Полученные в ходе
исследования данные позволят сделать попытки прогнозирования относительно
положения стран на мировом рынке в долгосрочной перспективе, определить будущие
стратегии управления производственными процессами и технологического развития с
целью получения новых конкурентных преимуществ и сохранения доминирующего
положения.
Более того, целесообразно проанализировать опыт Китая и Южной Кореи, а также
доминирование двух стран на мировом рынке коммерческого судостроения с точки зрения
возможности определения перспектив развития и выработки актуальных стратегий
повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли промышленности других
стран, в том числе и России.
Судостроительная промышленность отвечает за дизайн и постройку судов
океанического класса. Она включает в себя сооружение и модификацию судна на
специально предназначенных предприятиях (верфях). Ключевыми факторами развития
судостроительной промышленности являются ВВП, состояние мировой морской
торговли, экономический рост, цены на ископаемое топливо (нефть, газ, уголь) и сталь.
Кроме того, следует учитывать, что судостроительная отрасль является высоко
трудоемкой и капиталоемкой, поэтому сильная государственная поддержка и
политическая стабильность считаются необходимым условием ее выживания.
В судостроительной промышленности конкуренция включает в себя такие
измерения как цена, время спуска судна на воду (доставка), качество, оказание ремонтных
услуг после продажи судна, финансовые условия (курс доллара по отношению к местной
валюте производителя судна, кредитные условия производителя). Несмотря на широкий
спектр условий, которые влияют на конкурентоспособность судостроительных
предприятий на мировом рынке, на сегодняшний день главными факторами остаются цена
(ценовое лидерство) и технологическая сложность производства (диверсификация).
Основными категориями судов являются пассажирские суда, грузовые суда и
специальные оффшорные суда. В нашем исследовании мы будем рассматривать сегмент
грузовых судов. Грузовые суда могут характеризоваться по типу груза, который они могут
перевозить, и далее по размеру. Грузовые суда делятся на суда для перевозки жидкостей и
сухогрузы. Суда для перевозки жидкостей делятся в свою очередь на танкеры для
перевозки сырой нефти, газовозы и танкеры-химовозы; сухогрузы подразделяются на
балкеры, и контейнеровозы 1 . Кроме того, в исследовании также будет рассматриваться
арктический класс судов: танкеры ледового класса (icebreaking Liquefied Natural Gas
Carriers Arc 7). Небольшое внимание будет уделено пассажирским круизным лайнерам как
самым дорогостоящим и технически сложным типам судов.
Основное внимание мы уделим сегменту крупнотоннажных судов: танкерам типа
Capesize и Malaccamax класса VLCC (Very Large Crude Carrier) и ULCC (Ultra Large Crude
Carrier) вместимостью свыше 150 тыс. тонн, газовозам вместимостью более 100 тыс. м3,
контейнеровозам вместимостью более 10 тыс. TEU (единица измерения вместимости
контейнеровозов, равная 20 футам или 6,1 м.), балкерам класса Capesize, вместимостью от
100 до 200 тыс. валовых тонн, а также балкерам класса VLBC (Very Large Bulk Carriers)
свыше 200 тыс. тонн.
Приложение 1. Duck H. W. A Study of Korean Shipbuilders’ Strategy for Sustainable Growth. – Massachusetts
Institute of Technology. June, 2010. – P. 17.
Мы будем использовать компенсированный валовой тоннаж (CGT) в качестве
показателя производительности судостроения. Компенсированный валовый тоннаж
предоставляет сведения об объеме тоннажа, создаваемого заданным количеством
вводимых ресурсов, таких как рабочие, производственные мощности, управленческие и
технические ресурсы, затраченные на постройку судна. Он основан на типе и размере
судна и является международно признанной единицей измерения 2 . Для определения
вместимости судна будет использоваться валовый тоннаж или дедвейт (полная
грузоподъемность; DWT). Грузоподъемность определяется массой перевозимого судном
груза с учетом загрузки судна по ватерлинию.
Степень научной разработанности темы. Значительный вклад в рассмотрение
теоретических основ понятия и типов конкурентных преимуществ, методов оценки и
анализа конкурентоспособности стран и предприятий внесли такие зарубежные
исследователи как И. Ансофф3, К. Эмке4, С. Л. Ньюберт5, М. Ю. Портер6, Д. А. Кендрик7,
О. Джонс8, Д. В. Барни9, К. Сигалас10. Изучение концепций конкурентных преимуществ и
методы создания конкурентных стратегий представлены в трудах таких отечественных
специалистов как П. В. Аксенов11, Г. Л. Азоев и А. П. Челенков12, Г. Л. Багиева13, Р.А.
Фатхутдинов14, Е. А. Иванова и А. А. Быкова15, Н. С. Яшина16.
Одной из работ, подтверждающей теоретическую основу исследования, является
труд М. Портера17. Он предложил теорию конкурентного преимущества и конкурентных
стратегий предприятий. Ученый внес значительный вклад в рассмотрение видов
Compensated gross ton (cgt) system. OECD Directorate for Science, Technology and Industry (STI). Council
working party on shipbuilding. – OECD, 2007. – P. 6.
3
Ansoff H. I. Corporate Strategy. McGraw-Hill. – New York, 1965. – P. 241.
4
Ehmke C. Strategies for Competitive Advantage. – Western Center for Risk Management Education, 2008. – P. 8.
5
Newbert S. L. Value, rareness, competitive advantage, and performance: a conceptual level empirical
investigation of the resource-based view of the firm. Strategic Management Journal. – Vol. 29, No. 7. – P. 752.
6
Портер М. Ю. Конкуренция. – Москва: Вильямс, 2005. – 608 с.
Porter E. M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. The Free Press. – New York,
1985. – pp.1-35.
7
Kendric D.A. Models for analyzing comparative advantage. – J., 1990. – P. 176.
8
Jones O. Competitive advantage in SMEs: towards a conceptual framework. Chapter Two: Competitive advantage
in SMEs Organising for Innovation and Entrepreneurship. – University of Liverpool, 2003. – pp. 1-37.
9
Barney J. В. Gaining and sustaining competitive advantage. – Pearson Prentice Hall, 2001. – P. 570.
10
Sigalas C. Competitive advantage: The known unknown concept. Management Decision. – Vol. 53(9), 2015. – P.
20.
11
Аксенов П. В. Специфика стратегических конкурентных преимуществ современных промышленных
предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016, Том 8, №2. – С. 13.
12
Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: Типография «Новости», 2000. – 255 с.
13
Багиев Г. Л. Международный маркетинг. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
14
Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 544 с.
15
Иванова Е. А. , Быкова А. А. Микроэкономика: Теория конкуренции и конкурентных преимуществ. – СПб.:
Изд-во СПбГТУ, 1996. – 62 с.
16
Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. –
М.: Дело, 2005. – 325 с.
17
Porter M. Competitive Advantage: Creataining and Sustaining Superior Performance. – N.Y.: Free Press, 1985. – P.
557.
конкурентных преимуществ, которые, по его мнению, имеют фундаментальную ценность
и являются главными чертами привлекательности той или иной промышленности на
мировом рынке.
Кроме того, анализом теорий конкурентных преимуществ и проблем управления
конкурентоспособностью организаций и промышленных предприятий занимались такие
китайские специалисты как Ван Хуэй Лин 18 , Ван Вэнь Чен, Лин Цзянь Хун и Чу Ин
Чэнь 19 , Лю Пинг и Тан Шукуи 20 . Хотя изучение Китаем понятия конкуренции и
конкурентных преимуществ началось только в конце 1980-начале 1990-х гг., существует
много исследований, которые дают подробную характеристику китайской конкурентной
позиции на мировом судостроительном рынке.
Особого внимания достойно исследование Лю Пинга и Тана Шукуи. Авторы
выделяют несколько групп ученых, которые в своих трудах фокусируются на понятии
конкуренции и конкурентных преимуществ, определяют существующую структуру и
условия международного рынка, которые позволяют странами или предприятиям
получать преимущества или терять их в пользу конкурентов. Кроме того, Пинг и Шукуи
уделяют особое внимание китайским ученым, занимающимся изучением конкурентных
преимуществ в судостроительной промышленности21.
Наиболее ценный вклад в исследование конкуренции на мировом
судостроительном рынке внесли такие специалисты, как Ан Нам Сун 22, Дак Хи Вон23, К.
А. Хоссайн и Н. М. Д. Закария24, Хван Ин Ён и Пак Чжон Хун25, Р. Мицкявичене26, Су Ки
Тан 27 , Ён Джин Дан 28 . В данных работах авторы обращают внимание на ключевые
Wang Hui Ling. Theories for competitive advantage. University of Wollongong. Faculty of Business, 2014. – pp.
33-43.
19
Wang Wen-Cheng, Lin Chien-Hung, Chu Ying-Chien. Types of Competitive Advantage and Analysis. Hwa Hsia
Institute of Technology. Department of Business Management. International Journal of Business and Management.
– Vol. 6, No. 5. Taiwan, 2011. – pp. 100-104.
20
Ping Liu, Shukui Tan. A Survey of Study on the Competitiveness of China Ship Enterprise. International Workshop
on Automobile, Power and Energy Engineering. – China, 2010. – P. 7.
21
Ibid.
22
Anh Nam Sung. Competition in the shipbuilding industry: Can the Korean Shipbuilding Giants Sustain their
Competitive Advantage? – SolBridge International School of Business. November, 2009. – P. 23.
23
Duck Hee Won. A Study of Korean Shipbuilders’ Strategy for Sustainable Growth. – Massachusetts Institute of
Technology. June, 2010. – P. 96.
24
Hossain K. A., Zakaria N.M.G. A Study on Global Shipbuilding Growth, Trend and Future Forecast. 10th
International Conference on Marine Technology, MARTEC 2016. – Bangladesh University of Engineering and
Technology. Bangladesh, 2017. – P. 7.
25
Hwang Inyoung, Park Jeong Hun. The International Competitive Relationships of Three Leading Countries in the
Global Shipbuilding Industry. Seoul National University. The Korean Journal of Policy Studies. – Vol. 33, No. 3, 2018.
– pp. 73-91.
26
Mickeviciene R. Chapter 11. Global Competition in Shipbuilding: Trends and Challenges for Europe. The
Economic Geography of Globalization. – In Tech, 2011. – pp. 201-221.
27
Soo Kee Tan. Race on the shipbuilding industry: cases of South Korea, Japan and China. International Journal of
East Asian Studies. – Vol. 6, No.1, 2017. – pp. 65-81.
28
Yong Jin Dan. Global Shipbuilding: Who will be the leader? South Korea or China? – University of Kansas, 2007. –
P. 34.
факторы формирования конкурентных преимуществ: спрос на рынке, рабочая сила,
государственная поддержка, технологии и инновационные методы судостроения.
Большинство исследований отмечает зависимость конкурентных преимуществ от
цикличности мирового судостроительного рынка, а также влияние кризисов на мировом
судостроительном рынке на сохранение, потерю или приобретение странами или
предприятиями конкурентных преимуществ.
Среди работ, посвященных анализу судостроительного рынка, стоит выделить
труды Р. Хассинка и Шин Дон Хо, а также Су Ки Тана, которые определяют несколько
важных циклов на мировом судостроительном рынке, за которыми следуют кризисы,
когда судостроительные мощности достигают своего исторического максимума. Авторы
отмечают последующий спрос на новый тоннаж и изменения в конкурентных
преимуществах стран после кризисов.
Работы, позволяющие изучить этапы развития судостроительных
промышленностей Республики Корея и Китайской Народной Республики, принадлежат
таким зарубежным исследователям, как Н. Агарвала и Р. Д. Чаудхари29, С. Л. Бруно и С.
Тенольд30, М. Гао31, П. Д. Маквиггинс32, Р. Хассинк и Д. Х. Шин33, Х. Мёрфи34, Л. Торстен
и Т. Йохен35.Кроме того, значительное внимание основам становления судостроительной
отрасли Китая и Южной Кореи уделяют такие корейские и китайские специалисты, как
Дак Хи Вон, Ён Джин Дан, Су Ки Тан, Хван Дон Хван 36, Мин Хун Сик37, Цзян Липинг 38,
Цай Инь Чун39.
Agarwala N., Chaudhary R. D. Growth of Shipbuilding in China: The Science, Technology, and Innovation route.
Institute of Chinese Studies. – Delhi, 2019. – P. 27.
30
Bruno L. C., Tenold S. The basis for the Korea’s ascent in the shipbuilding industry 1970-90. – Norwegian School
of Economics and Business Administration, Department of Economics. – P. 27.
31
Gao M. Maritime cluster in China. University of Turku. – Electronic Publications of Pan-European Institute, 2014.
– P. 22.
32
McWiggins P. D. Sunrise in the East, Sunset in the West: How the Korean and British Shipbuilding Industries
Changed Places in the 20th Century. – The University of Texas. December, 2013. – P. 280.
33
Hassink R., Shin Dong-Ho. South Korea’s Shipbuilding Industry: From a Couple of Cathedrals in the Desert to an
Innovative Cluster. – Asian Journal of Technology Innovation, 2005. – pp. 133-155.
34
Murphy H. China, Philippines, Singapore, Taiwan, and Vietnam. Shipbuilding and Ship Repair Workers around the
World. – Amsterdam University Press, 2017. – pp. 637-656.
35
Thorsten L., Jochen T. Shipbuilding in China and its impacts on European shipbuilding industry. – University of
Bremen. Institute Labour and Economy, 2006. – P. 49.
36
Hwang Dong Hwang. Governance role for maintaining competitiveness of Korean shipbuilding industry. – World
Maritime University, 2012. – P. 78.
37
Min Hoonsik. Korea Shipbuilding Sector Research Analysis: Asia Pacific/South Korea. Credit Suisse. – June, 2017. –
P. 46.
38
Jiang Liping, Strandenes S. P. Assessing the cost competitiveness of China’s Shipbuilding Industry. – University of
Southern Denmark, 2011. – P. 40.
39
Yin-Chung Tsai. The shipbuilding industry in China. OECD Journal: general papers. – Vol. 3, 2010. OECD, 2011. –
pp. 37-69.
Исследования таких ученых как Ён Джин Дан, Дак Хи Вон, Су Ки Тан, Ан Нам
Сун, Бэ Ён Иль40, Г. Коллинз и М. К. Грабб41, К. А. Хоссайн и Н. М. Д. Закария42, Люпин
Чен 43 , М. Ю. Портер 44 позволяют подробно изучить конкуренцию между Китаем и
Южной Кореей на мировом судостроительном рынке. Данные работы отражают, каким
образом страны приобретали и совершенствовали свои конкурентные преимущества,
какие механизмы использовались для стимулирования судостроительной
промышленности, как динамика мирового судостроительного рынка влияла на
производственные мощности и конкурентоспособность стран.
Важным аспектом, на который обращают внимание такие исследователи, как Бэ Ён
Иль и Ён Джин Дан, является технологические инновации в судостроительной
промышленности как главный источник приобретения конкурентного преимущества на
рынке. Авторы также изучают сегмент судов специального назначения (танкеры ледового
класса), в котором КНР и РК могут проявить судостроительный потенциал и нарастить
мощности для конкуренции на рынке. Имена корейцев и китайцев лучше полностью.
Цель исследования состоит в проведении подробного сравнительного анализа
конкурентных преимуществ судостроительной промышленности Республики Корея и
Китайской Народной Республики.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать оценку существующим теориям конкурентных преимуществ, определить
понятие «конкурентного преимущества»;
2) подробно исследовать историю развития и дать оценку современному состоянию
судостроительной промышленности Южной Кореи и Китая;
3) выявить существующие конкурентные преимущества судостроительной
промышленности двух стран;
4) проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на технологическое
развитие судостроительной отрасли промышленности двух стран;
5) провести сравнительный анализ имеющихся конкурентных преимуществ
судостроительной промышленности Кореи и Китая;
Bae Young Il. Competitiveness of Korean Shipbuilding Industry and Ways to Strengthen Its Global Leadership.
Samsung Electronic Research Institute. – Korea Economic Trends. February, 2009. – pp. 10-14.
41
Collins G., Grubb M. C. A Comprehensive Survey of China’s Dynamic Shipbuilding Industry. – CMSI Red Books,
2008. Study No. 1. – P. 51.
42
Hossain K. A., Zakaria N.M.G. SWOT Analysis of China Shipbuilding Industry by Third Eyes. Recent Advances in
Petrotechnical Science. – Volume 4, Issue 2. January, 2018. – P. 10.
43
Liuping Chen. Analysis on situation and strategy of Chinese Shipbuilding Industry Development. – Research
Institute of Machinery Industry Economic Management. Beijing, 2014. – pp. 88-91.
44
Porter M. E. Shipbuilding cluster in the Republic of Korea. Microeconomics and competitiveness. – Harvard
business school. May, 2010. – P. 35.
6) сделать вывод о состоянии конкуренции между Китаем и Кореей на мировом
судостроительном рынке.
Объектом исследования судостроительная промышленность Республики Корея и
Китайской Народной Республики.
Предметом исследования выступают конкурентные преимущества
судостроительной промышленности двух стран.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-х гг. по
настоящее время. Нижние рамки обусловлены началом ориентации Республики Корея на
развитие тяжелых отраслей промышленности и проведения широких реформ по
модернизации и наращиванию производства. Корейское правительство определило
судостроение в качестве стратегически важной отрасли промышленности. Китайская
Народная Республика в этот период предпринимала попытки перехода к экспортным
рынкам и повышению конкурентоспособности. Данные инициативы выразились в начале
проведения политики реформ и открытости в 1978 г., которые непосредственно коснулись
судостроительной промышленности страны.
Верхние рамки исследования обусловлены необходимостью оценки современного
состояния конкуренции между Кореей и Китаем на мировом судостроительном рынке,
технологического развития производства и стратегий стран по улучшению
конкурентоспособности, а также анализе статистических данных и ежегодных отчетах
организаций, занимающихся судостроительной аналитикой.
В качестве методологической основы исследования применен метод
сравнительного анализа для оценки конкурентных преимуществ судостроительной
промышленности Республики Корея и Китайской Народной Республики. Метод
сравнительного анализа позволяет проанализировать уровень технологического развития
и эффективность работы китайских и южнокорейских предприятий, классифицировать
ресурсы и возможности, комплексно исследовать важные аспекты развития
судостроительных отраслей промышленности двух стран с целью определения нынешнего
конкуретного положения на мировом рынке.
Источниковую базу можно разделить на три группы: первую группу источников
составляют ежегодные аналитические отчеты, посвященные динамике мирового
судостроительного рынка (Ассоциация верфей и морского оборудования «Sea Europe»45,
BRS Group 46 , Danish Ship Finance 47 ) ссылки. Вторую группу источников составляют
Sea Europe: Ships & Maritime Equipment Association. Shipbuilding Market Monitoring Report. [Электронный
ресурс]: URL: http://www.seaeurope.eu/Publications-Annual-reports/288431 (Дата обращения: 22.05.2020).
46
BRS Group: Shipping & Shipbuilding Market. – Annual Review, 2000-2020. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.brsbrokers.com/review_archives.php (Дата обращения: 22.05.2020).
официальные документы международных организаций (Совет рабочей группы по
судостроению Организации экономического сотрудничества и развития 48 , Конференция
ООН по торговле и развитию 49
) ссылки. Третью группу источников составляют
статистические данные (Clarksons Research 50
, The Korean Offshore & Shipbuilding
Association51) ссылки.
Научная новизна исследования подтверждается отсутствием серьезных научных
работ и статей на русском языке, которые были бы посвящены сравнительному анализу
конкурентных преимуществ в судостроительной промышленности Республики Корея и
Китайской Народной Республики, положению стран на мировом судостроительном
рынке, а также оценке конкурентных возможностей, мощностей, качественным и
количественным показателям судостроительного производства. Более того, существует
недостаток работ как отдельно по истории и развитию судостроительной
промышленности двух стран, так и исследованию современного состояния отрасли на
русском языке.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и
приложений.

Республика Корея и Китайская Народная Республика являются крупнейшими
судостроительными державами мира. Судостроительные предприятия двух стран
занимают лидирующее положение по объему производимых судов, общему портфелю
заказов и количеству новых контрактов. С начала развития судостроительных отраслей
промышленности страны использовали различные стратегии с целью укрепления
положения на рынке и получения большего количества конкурентных преимуществ.
Обладание конкурентными преимуществами позволяет создавать ценность для
потребителей, формирует основу для увеличения эффективности производства,
наращивания технологического и инновационного потенциала и укрепления позиции на
рынке.
Южная Корея и Китай обладают уникальным набором конкурентных преимуществ.
В ходе развития с 1970-х гг. и последующего расширения мощностей судостроительные
предприятия двух стран использовали конкурентные стратегии поведения на мировом
рынке. В развитии судостроительных отраслей промышленности Кореи и Китая многие
исследования отмечают сходства в примененных стратегиях на рынке, которые позволили
значительно расширить технологические возможности и нарастить объемы производства.
Обе страны использовали стратегию ценового лидерства (ценовое конкурентное
преимущество) для увеличения доли на рынке, расширения клиентской базы и создания
узнаваемости брендов.
Тем не менее, существовали принципиальные различия в проводимой
правительствами Кореи и Китая как в промышленной политике, так и в избранных
стратегиях развития. Политика Республики Кореи была в первую очередь направлена на
создание экспортоориентированной экономики. Отсутствие сильного внутреннего спроса
на суда определило ориентацию судостроительной промышленности на потребности
международного рынка и зарубежных судовладельцев, а низкая по сравнению с
европейскими странами стоимость судов способствовала активному получению заказов от
иностранных клиентов. Китайская судостроительная промышленность в условиях
осуществления реформ открытости и либерализации экономики начала развитие с
наращивания внутреннего флота судами отечественного производства. Проводимая
политика достижения самообеспеченности и опора на ценовое конкурентное
преимущество в виде дешевой рабочей силы и конечной стоимости китайских судов
позволили стране в короткие сроки занять одну из лидирующих позиций на мировом
рынке.
Необходимо подчеркнуть, что поддержка правительства стала одной из основ и
ключевым конкурентным преимуществом развития отраслей. Государства инициировали
различные механизмы оказания судостроительным предприятиям помощи, включая
национальные инвестиции, субсидирование и обеспечение финансовых гарантий.
Правительственная поддержка способствовала расширению производственных
мощностей верфей и укреплению конкурентоспособности на мировом рынке.
Ценовое конкурентное преимущество способствовало значительному повышению
конкурентоспособности корейских и китайских предприятий, став ключевым элементом
роста. Судостроительные промышленности создали ценности для потребителей на рынке
в виде производства судов различных типов и классов. Китай, важным преимуществом
которого стала способность производить большое количество стандартных судов по
привлекательным на рынке ценам за счет использования постоянного притока
низкооплачиваемой рабочей силы, сосредоточился на конструировании таких типов судов,
как сухогрузы, малотоннажные контейнеровозы и нефтеналивные танкеры. Низкие
издержки создали благоприятные условия для конкуренции китайских верфей на
международном рынке.
Корея в то же время не могла конкурировать с Китаем в производстве данных
типов судов, отдавая приоритет технологически сложному производству. Стратегия
ценового лидерства КНР стала угрожать положению Южной Кореи на мировом рынке.
Быстро меняющиеся рыночные условия и политика корейского правительства,
направленная на поощрения строительства крупнотоннажных судов, способствовали
формированию конкурентных преимуществ, основанных на широком ассортименте
производимой продукции и переходу от импорта технологий к созданию отечественных
разработок. Преимущество Кореи заключалось в наличии большого количества
квалифицированных рабочих кадров. Грамотная стратегия дифференциации производства,
выбранная южнокорейскими судостроительными предприятиями, позволила расширить
сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, особенно в обучении
персонала и длительной подготовке судостроительных рабочих ресурсов, а также
повысить качество и технологическую сложность производимых судов.
Расширение в 1980-1990-х гг. южнокорейских производственных мощностей и
повышение технологического уровня судостроительной промышленности Кореи
обострили конкуренцию на мировом рынке. Дальнейшее развитие судостроительной
промышленности Китая заключалось в пересмотре стратегий с учетом постоянно
меняющейся рыночной конъюнктуры. Рост китайской экономики привел к необходимости
расширения внутреннего флота и создания судов с большей вместимостью, наращивания
судостроительных мощностей и потенциала для строительства сложных судов, однако
основным конкурентным преимуществом по-прежнему оставалась стоимость
произведенных судов, в то время как стратегия дифференциации, использованная
корейскими судостроительными предприятиями, продемонстрировала значительные
успехи.
В 2000 г. Республика Корея заняла лидирующее положение на мировом
судостроительном рынке. С преимуществами в большом количестве квалифицированных
рабочих кадров и развитии отечественных технологий и методов строительства сложных
типов судов, своевременной доставке судов и эффективности производства, Корея не
только увеличила рыночную долю, но и обозначила себя как крупнейшего в мире
производителя высококачественных судов, таких как крупнотоннажные контейнеровозы и
танкеры для перевозки сжиженного природного газа.
С середины 2000-х гг. Китай начал быстро сокращать технологический разрыв.
Используя ценовое конкурентное преимущество и сильные позиции в сегменте
сухогрузов, к 2006 г. КНР заняла второе место на мировом судостроительном рынке.
Политика китайского правительства, направленная на создание отечественного судового
оборудования и модернизацию производственных процессов, сильная финансовая
поддержка судостроительных предприятий и активная подготовка квалифицированных
кадров, выразилась в усилении конкуренции на мировом рынке.
Укрепление лидирующих позиций Китая заставило Южную Корею уйти от прямой
конкуренции путем применения стратегии широкой дифференциации, выхода на новые
формирующиеся рынки (строительство оффшорных буровых судов и нефтяных платформ,
мультинаправленных танкеров и круизных лайнеров) и использования инновационных
методов строительства судов (конструирование судов с помощью мегаблоков, плавучих и
Т-образных доков, строительство судов на суше, гидродинамическое проектирование).
Корея сформировала инновационные конкурентные преимущества, которые
продемонстрировали технологические возможности судостроительных предприятий
страны. Пересмотр конкурентной стратегии в условиях нарастающего потенциала Китая,
который занял лидирующую позицию на мировом рынке в 2010 г., стал основой
сохранения стабильной позиции.
Быстрый инновационный рост китайского судостроения и внимание к
ограничивающим факторам способствовали началу проникновения Китая в строительство
всех типов судов и движения к получению инновационных конкурентных преимуществ,
несмотря на то, что лидирующее положение по сложности и уровню качества
производимых судов по-прежнему занимает Южная Корея. Особые преимущества Кореи
заключаются высокой инновационной независимости, позволяющей конструировать
крупнейшие в мире контейнеровозы, мультинаправленные СПГ-танкеры ледового класса
с применением отечественных технологий. Китай с сильным технологическим и
инновационным потенциалом также меняет стратегию в пользу модернизации,
формирования особых навыков и компетенций для повышения качества и уровня
сложности строящихся судов. Увеличение внимания к экологическим проблемам и
ужесточение требований к постройке судов также создают основы для развития
инновационных разработок в судостроительной промышленности Китая и Южной Кореи.
Дальнейшее доминирование на мировом судостроительном рынке будет зависеть от
обладания большим числом инновационных конкурентных преимуществ.
Таким образом, в ходе исследования был проведен сравнительный анализ
конкурентных преимуществ судостроительной промышленности Южной Кореи и Китая.
Представленные стратегии развития промышленностей двух стран и оценка имеющихся
конкурентных преимуществ демонстрируют важность и необходимость формирования
грамотной и эффективной стратегии, а также позволяют проанализировать предпринятые
судостроительными предприятиями двух стран шаги по установлению лидирующих
позиций на мировом рынке. Данные методы могут служить основой для создания или
пересмотра конкурентных стратегий в судостроительной промышленности других стран.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету