PR в сфере атомной энергетики
Выпускная квалификационная работа на тему «PR в сфере атомной энергетики» содержит 86 страниц текста и 2 таблицы.
Объект исследования – PR в сфере атомной энергетики после аварии на ЧАЭС.
Предмет исследования – реакция советских и зарубежных СМИ на аварию на ЧАЭС.
Цель исследования – выявить примерный сценарий реакции СМИ на техногенные катастрофы, чтобы дать возможность выстраивать правильный пиар в кризисных ситуациях, опираясь на ошибки прошлого.
Эмпирическая база исследования: контент анализ и анализ документов являются методами работы с текстами, и именно тексты сформировали эмпирическую базу исследования, положенную в основу данной работы. Важными источниками для данного исследования стали материалы СМИ таких изданий как «ТАСС», «Время», «Известия», «The New York Times», «Los Angeles Times», «Le Monde».
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании магистерской диссертации в качестве проработанного источника для проведения исследований в сфере связей с общественностью в международных отношениях.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретико-методологический подход к исследованию PR ……………………………………. 10
Глава 2 Исторический анализ исследования атомной промышленности ……………………………. 26
Глава 3 Сравнительный анализ освещения аварии на ЧАЭС в советских и зарубежных СМИ .. 39
Глава 4. Паблик рилейшнз в энергетическом секторе на примере РАО «ЕЭС России» …………. 60
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………. 67
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………. 69
Актуальность темы. PR в энергетических отраслях несомненно
имеет свою специфику. На плечах энергетических компаний лежит
ответственность не только за свой имидж, но и за имидж всего
государства, как внутри страны, так и за рубежом. Деятельность
энергетических компаний в глазах граждан коррелирует с экономическим
и социальным развитием страны, а также влияет на доверие населения к
высшей власти. Поэтому PR в энергетическом секторе невозможно
построить, не учитывая эти факторы – он несёт государственное
значение 1. Очевидно, что уровень профессионализма, особых знаний и
навыков, требуемых от PR-специалистов в этой сфере очень высок.
Таким образом, мы смогли рассмотреть паблик рилейшнз в совершенно
разных плоскостях и с разных сторон, затронули не только теоретические
аспекты PR, но и исследовали конкретные кейсы, которые требовали
применения технологий кризисного PR. В роли ключевого объекта в
исследовании было взято историческое событие, которое очень сильно
повлияло не только на одну страну или сферу жизни, а которое во многом
изменило ход истории – авария на Чернобыльской АЭС. Это событие стало
отличной возможностью проследить, как в государствах по-разному
подходят к одной и той же проблеме, и как с помощью инструментов
кризисного пиар пытаются повлиять на ситуацию.
В случае СССР комментировать позицию и меры государства намного
проще: все это отражали газеты, телевидение и радио. Поэтому о власти
СМИ говорить не приходится: если попытки пиара (скорее справедливо в
данном случае говорить «пропаганды») были, то их легко можно найти в
архивах советских газет. Как уже было описано, меры, которые предприняло
советское правительство для стабилизации ситуации в обществе – это
попытка скрыть информацию, приведение ложных фактов, подачи
информации сквозь определенную призму (освещение аварии с точки зрения
героизма советских людей). Эффективен ли был такой подход? Можно
сказать, что это была кратковременная пилюля, которая на тот момент
помогла не рассеять панику по всей стране и оставить большую часть
населения в неведенье. Сегодня результат того подхода власти к проблеме –
это недоверие к атомному сектору в целом и новостям, исходящим от
властных структур, а также страх техногенных катастроф. Методы того
времени доставили много проблем современному правительству.
На Западе ситуация была отлична от советской. В США можно
отметить рекордное число информации, которая молниеносно проникла в
местные газеты. Если говорить об общей картине, то ожидания увидеть
целенаправленный шквал критики в сторону СССР не было подтверждено.
Конечно же критика составляла большую часть новостей, но она была
объективной, в ней как минимум не прослеживалось фальсификации фактов.
В целом, в американских газетах, которые были рассмотрены в работе, хоть и
местами ставился вопрос о целесообразности и безопасности атомной
энергетики, агрессивных нападок в сторону атомщиков замечено не было.
Сказать о том, что американское правительство оказывало или не оказывало
какую-либо долю давления на СМИ, было бы затруднительно, но базируясь
на изученных материалах, кажется, что издательства действовали
независимо.
Во Франции особая история, связанная с атомной энергетикой, и ее
пример особенно интересен для исследования. Но, к большому сожалению,
почти все самые важные газеты не имеют электронных архивов именно того
периода, поэтому в исследовании пришлось ограничиться только одним
изданием. Информации было порядком меньше, чем в американских СМИ,
которые, к слову, опубликовали пару статей с критикой французского
подхода к проблеме. Сказать о том, что в газете Le Monde чувствовалось
присутствие французского правительства, было бы несправедливо: если
влияние и было оказано, то, возможно, на количество публикаций.
Настроение газеты было намного более беспокойное, чем в американских
Times, что, вероятно связано не только с сильной привязкой страны к
атомному комплексу, но и с близостью территорий СССР, от которых на
тысячи километров распространилась радиация.
Чернобыльская авария нанесла глубокий след в современную историю,
а также преподнесла ряд уроков, в том числе и тем, кто сегодня занимается
PR в сфере атомной энергетики. Надеюсь, данный труд будет полезен для
студентов и специалистов PR из сферы энергетики, которым, вероятно,
предстоит столкнуться с кризисным пиар.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!