Территориальная организация рынка розничной торговли цветами в Санкт-Петербурге
Работа посвящена оценке территориальной организации рынка розничной торговли цветами. Объект исследования – цветочные магазины Санкт-Петербурга. Предмет – территориальная организация розничной торговли цветами. Целью работы является выявление общих закономерностей и особенностей размещения цветочных магазинов в Санкт-Петербурге.
В ходе работы были решены такие задачи, как 1) выявление основных закономерностей и особенностей расположения цветочных магазинов в городском пространстве; 2) характеристика целевой аудитории цветочных магазинов в разрезе муниципальных районов и округов Санкт-Петербурга; 3) оценка доступности объектов для населения: пешеходная доступность, доступность общественным транспортом (остановки, станции метро); 4) анализ фактора соседства с другими объектами торговли и сферы услуг; 5) выявление зон монополизации и территориальной конкуренции; 6) определение перспективных мест для открытия новых торговых точек; 7) оценка влияния ограничений, введенных на фоне пандемии COVID-19, на розничную торговлю цветами в Санкт-Петербурге.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные методы и достигнутые результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений в сфере цветочного ритейла, оптимального размещения объектов розничной торговли цветами, а также для развития инфраструктуры города.
Новизна работы заключается в разработке новых методов сбора информации и анализа размещения цветочных магазинов в Санкт-Петербурге с применением ГИС-технологий. Впервые проведен анализ факторов и тенденций размещения точек цветочного ритейла в Санкт-Петербурге, выявлены закономерности и взаимосвязи.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе представлены теоретические основы геомаркетинговых исследований, а также методика исследования территориальной организации рынка розничной торговли. Вторая глава посвящена основным закономерностям и особенностям расположения цветочных магазинов Санкт-Петербурга. В третьей главе дается комплексная характеристика территориальной локализации существующих точек цветочного ритейла. В заключении представлены общие выводы, отражающие решение поставленных задач. Работа содержит 88 страниц текста, 37 рисунков, 14 формул и 6 таблиц.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЦВЕТАМИ 6
1.1 Теоретические основы геомаркетинговых исследований …………………………………………… 6
1.2 Применение детерминистских моделей в геомаркетинге …………………………………………… 9
1.3. Применение стохастических моделей в геомаркетинге …………………………………………… 16
1.4 Современные тенденции геомаркетинговых исследований ……………………………………… 23
1.5 Методика исследования и источники данных ………………………………………………………….. 29
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ЦВЕТАМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ …………………………………………………………………………… 34
2.1. Современное состояние рынка розничной торговли цветами в Санкт-Петербурге …… 34
2.2. Особенности размещения цветочных магазинов на территории Санкт-Петербурга …. 42
2.2.1 Особенности размещения цветочных магазинов в разрезе административных районов
……………………………………………………………………………………………………………………………………. 43
2.2.2. Особенности размещения цветочных магазинов в разрезе муниципальных округов 50
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦВЕТОЧНЫХ МАГАЗИНОВ В
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ …………………………………………………………………………………………………. 57
3.1. Демографический фактор ………………………………………………………………………………………. 57
3.2 Транспортный фактор …………………………………………………………………………………………….. 60
3.3 Фактор соседства ……………………………………………………………………………………………………. 64
3.4 Выявление зон территориальной конкуренции и свободных ниш для потенциальной
экспансии…………………………………………………………………………………………………………………….. 70
3.5 Анализ влияния пандемии COVID-19 на розничную торговлю цветами в Санкт-
Петербурге…………………………………………………………………………………………………………………… 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………… 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………………………….. 83
Актуальность работы обусловлена тем, что городская среда и, в
частности, коммерческие услуги непрерывно трансформируются под
воздействием перехода от плановой экономики к рыночной. В условиях
повышенной конкуренции и высокой концентрации платежеспособных
потребителей местоположение торгового объекта во многом определяет его
коммерческую эффективность. Выгодное местоположение усиливает
конкурентные характеристики объекта. Современные геоинформационные
технологии (ГИС-технологии) позволили анализировать большие массивы
данных, выявлять закономерности и особенности расположения
коммерческих объектов. На стыке географической науки и маркетинга
возникло новое направление – геомаркетинг.
Объектом исследования являются цветочные магазины Санкт-
Петербурга.
Предметом исследования является территориальная организация
розничной торговли цветами.
Цель работы – выявление общих закономерностей и особенностей
размещения цветочных магазинов в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– Обзор теорий размещения объектов розничной торговли в городском
пространстве.
– Создание геоинформационной базы данных цветочных магазинов Санкт-
Петербурга.
– Классификация объектов по ряду признаков (режим работы, принадлежность
к сети).
– Выявление основных закономерностей и особенностей расположения
цветочных магазинов в городском пространстве.
– Характеристика целевой аудитории цветочных магазинов в разрезе
муниципальных районов и округов Санкт-Петербурга.
– Оценка доступности объектов для населения: пешеходная доступность,
доступность общественным транспортом (остановки, станции метро).
– Анализ фактора соседства с другими объектами торговли и сферы услуг.
– Выявление зон монополизации и территориальной конкуренции.
– Определение перспективных мест для открытия новых торговых точек.
– Оценка влияния ограничений, введенных на фоне пандемии COVID-19, на
Целью данной работы являлось выявление общих закономерностей,
особенностей размещения и территориальной доступности цветочных
магазинов в Санкт-Петербурге. Все поставленные для достижения цели и
задачи были выполнены. В ходе исследования были получены следующие
выводы:
1. В Санкт-Петербурге расположены 1588 цветочных магазинов – из
них 49,7% имеют от 4 и более филиалов.
2. Средняя обеспеченность цветочными составляет 3,4 цветочных
магазина на 10 тысяч человек населения. Районы, наиболее обеспеченные
цветочными магазинами, включают в себя исторический центр –
Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы. Наименее
обеспеченные – Красносельский, Кировский, Фрунзенский и Кронштадтский
районы. Наиболее обеспеченные муниципальные образования – МО №78,
Дворцовый округ, Лиговка-Ямская, Лахта-Ольгино, Сенной округ.
3. Наиболее широко представленная сеть магазинов – «Цветовик».
На момент проведения анализа доля «Цветовика» на цветочном рынке Санкт-
Петербурга составляла 7%. Сеть ведет работу в 17 районах Санкт-Петербурга
(исключение составил Курортный район), в 9 районах она преобладает над
другими сетевыми магазинами. «Цветовик» имеет обширную географию
распространения, она представлена в 47% муниципальных образований.
4. Сильная прямая взаимосвязь наблюдается между количеством
цветочных магазинов и численностью работников организаций. На уровне
административных районов коэффициент равен 0,86, на уровне
муниципальных округов – 0,72.
33,5% цветочных магазинов располагается в зоне 0-500 метров от
станций метро, при этом 8,4% от общего числа концентрируется в зоне 0-100
м. Наибольшее количество цветочных магазинов сосредоточено вокруг
станций метрополитена, расположенных в центре города – станции Садовая,
Спасская, Сенная площадь, Владимирская и Достоевская, Чернышевская и
Лиговский проспект. 99% цветочных магазинов находятся в радиусе 0-500
метров от остановок общественного транспорта. Однако наблюдается иной,
нежели у метрополитена, профиль распределения объектов вокруг остановок:
их концентрация растет в более отдаленных от остановок буферных зонах, что
указывает на более низкую значимость инфраструктуры наземного
общественного транспорта при размещении цветочных магазинов.
5. У цветочных магазинов низкое значение внутренней
кластеризации. Взаимной кластеризации цветочных магазинов с каким-либо
объектом не было обнаружено. Наибольшее значение односторонней
кластеризации с магазинами одежды и обуви, станциями метро, отелями и
ресторанами. Это означает, что цветочные магазины, являясь зависимым
типом, будут ориентироваться на «соседство» с ними. Подчиняющие типы
объектов в свою очередь не будут тяготеть к цветочным.
6. Цветочный рынок Санкт-Петербурга развивается неоднородно и
имеет ориентацию на центр и север города. Основные зоны повышенной
конкуренции приходятся на исторический центр, части Приморского и
Выборгского района, крупные магистрали города. Свободные ниши для
потенциального расширения цветочного рынка включают в себя МО
Аптекарский остров Петроградского района, МО №72 и №75 Фрунзенского
района, МО Автово и Нарвский округ Кировского района.
7. За последние 1,5 года в Санкт-Петербурге открылось 908
цветочных магазинов, закрылось 1059, разница составила 151 магазин.
Приморский район смог вернуть закрывшиеся магазины. Петроградский,
Невский и Фрунзенский районы также смогли увеличить количество торговых
цветочных объектов, но разница менее значительная, чем в Приморском
районе. Отрицательная динамика сложилась в периферийных районах – в
Колпинском, Пушкинском, Петродворцовом. В большинстве муниципальных
округов изменение имеет отрицательную динамику, положительная отмечена
лишь в 24 округах. Наибольшее отрицательное изменение свойственно для
южных муниципальных округов ближней периферии, а также для некоторых
округов северо-восточной (Парголово, Сергиевское, МО №15) и восточной
(Ржевка) частей города. Положительные изменения претерпели округа,
имеющие изначально развитый цветочный рынок. Например, центральные
муниципальные округа (МО №7, Владимирский и Васильевский округа),
некоторые муниципальные округа Приморского (Ланское, Комендантский
аэродром) и Выборгского (Сампсониевское, Светлановское) районов.
1.Allaway. A. W. Evolution of a Retail Market Area: An Event-History
Model of Spatial Diffusion / A. W. Allaway, W. C. Black, M. D. Richard, J. B.
Mason // Economic Geography. – 1992. – № 70 (1). – P. 23–40.
2.Applebaum, W. Methods for Determining Store Trade Areas, Market
Penetration and Potential Sales / W. Applebaum // Journal of Marketing Research.
– 1966. – № 3 – P. 127–141.
3.Batty, M. Reilly’s Challenge: New Laws of Retail Gravitation Which
Define Systems of Central Places / M. Batty // Environment and Planning. – 1978.
– № 10. – P. 185–219.
4.Baviera-Puig, A. Geomarketing models in supermarket models in
supermarket location strategies / A. Baviera-Puig, J. Buitrago-Vera, C. Escriba-
Perez // Journal of business economics and management. – 2016. – Т. 17. – №6. –
P. 1205-1221.
5.Christaller, W. Central Places in Southern Germany / trans. C. W.
Baskin. – Englewood Cliffs, NJ. : Prentice-Hall, 1967. – 230 p.
6.Church, R. L. Business Site Selection, Location Analysis and GIS /
R.L. Church, A. T. Murray. – NJ. : John Wiley & Sons, 2009. – 314 p.
7.Cliquet, G. Geomarketing: Methods and Strategies in Spatial Marketing
/ G. Cliquet. – London: ISTE, 2006. – 328 p.
8.Cliquet, G. Integration and Territory Coverage of the Hypermarket
Industry in France: A Relative Entropy Measure / G. Cliquet // International Review
of Retail, Distribution and Consumer Research. – 1997. – № 8. – P. 205–224.
9.Converse, P.D. New Laws of Retail Gravitation / P.D. Converse //
Journal of Marketing. – 1949. – № 14. – P. 94–102.
10.DeMers, M. Fundamentals of Geographic Information Systems / M.
DeMers. – NY. : John Wiley & Sons, 1999. – 498 p.
11.DeoSharma, D. Classifying buyers to gain marketing insight: A
relationships approach to professional services / D. DeoSharma // International
Business Review. – 1994. – Vol. 3, Issue 1. – P. 15–30.
12.Fortheringham, A. S. A New Set of Spatial Interaction Models: The
Theory of Competing Destinations / A. S. Fortheringham // Environment and
Planning A. – 1983. – № 15. – P. 15–36.
13.Gautschi, D. A. Specification of Patronage Models for Retail Center
Choice / D. A. Gautschi // Journal of Marketing Research. – 1981. – № 18. – P. 162–
174.
14.Huff, D. L. A Probabilistic Analysis of Shopping Center Trade Areas /
D. L. Huff // Land Economics. – 1963. – № 39. – Р. 81–90.
15.Losch, A. The Economics of Location. 2nd ed. / trans. W. H. Woglom
with the assistance of W. F. Stolpen. – New Haven, CT. : Yale University Press,
1954. – 520 p.
16.Luce, R. Individual Choice Behavior / R. Luce. – N.Y. : Wiley, 1959. –
153 p.
17.McFadden, D. Conditional Logit Analysis of Qualitative Choice
Behavior / D. McFadden // Frontiers in Econometrics. – N.Y. : Academic Press,
1974. – P. 105–142.
18.Nakanishi, M. Parameter Estimate for multiplicative Interactive Choice
Model: Least Squares Approach / M. Nakanishi, L. G. Cooper // Journal of
Marketing Research. – 1974. – № 11. – P. 303–311.
19.Reilly, W. J. The law of Retail Gravitation / W. J. Reilly. – N.Y. :
Knickerbocker Press, 1931. – 82 p.
20.Rust, R. T. Capturing Geographically Localized Misspecification Error
in Retail Store Choice Models / R. T. Rust, N. Donthu // Journal of Marketing
Research. – 1995. – № XXXII. – P. 103–110.
21.Suhaibaha, A. Improving nearest neighbor search in 3D spatial access
method / A. Suhaibaha, A. A. Rahman, U. Uznir, F. Anton, D. Mioc // Proceedings
of GeoAdvances. – 2016. – Vol. 42 (2). – P. 69–73.
22.Thrall, G. I. Business Geography and New Real Estate Market Analysis
/ G. I. Rust. – O. : Oxford Press, 2002. – 280 p.
23.Андрианов, В. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии /
В. Андрианов, К. Бредюк, А. Леонов // Маркетинг Менеджмент. – 2010. – №
7–8 – С. 25–38.
24.Бояркин, Г. Н. Перспективы использования ГИС при проведении
маркетинговых исследований / Г. Н. Бояркин, О. Г. Шевелева // Ученые Омска
– региону : материалы регион. научно-техн. конф., Омск, 28–29 декабря 2016
г. – Омск: Изд-во ОМГТУ, 2016. – С. 154–158.
25.Бредюк, К. Н. Геомаркетинг: география в маркетинге / К. Н.
Бредюк // ArcReview. – 2009. – №4 (51).
26.Долженко, Р. А. Геомаркетинговое моделирование расположения
организации в городе / Р. А. Долженко // Экономическое развитие региона:
Управление, инновации, подготовка кадров. – 2015. – № 2. – С. 136–141.
27.Долженко, Р. А. Подходы к геомаркетингу расположения офисов
обслуживания физических и юридических лиц коммерческого банка / Р. А.
Долженко // Бизнес-информатика. – 2017. – № 3 (41). – С. 41–55.
28.Житин, Д.В. Пространственная обусловленность социального
расслоения населения Санкт-Петербурга // Вестник Ассоциации российских
географов-обществоведов (АРГО). – 2015. – №4, – С. 85–102.
29.Имангалин, А. Ф. Пространственные модели потребительского
поведения, применяемые при оценке размещения рыночных услуг / А. Ф.
Имангалин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. – 2013 г. – № 4. – С. 50–
65.
30.Имангалин, А. Ф. Геоинформационное картографирование
расположения объектов розничной продовольственной сети / А. Ф. Имангалин
// Исследования молодых географов : сб. ст. победителей секции «География»
XVI Междунар. молодеж. науч. конф. «Ломоносов – 2010». – М. : МАКС
Пресс, 2010. – С. 22–77.
31.Имангалин, А. Ф. Размещение и территориальная доступность
рыночных услуг в крупных городах: дис. … канд. геогр. наук : 25.00.24 / А. Ф.
Имангалин. – М., 2015. – 152 с.
32.Имангалин, А. Ф. Комплексная оценка расположения объектов
аптечной сети с использованием геоинформационных технологий (на примере
г. Уфы) / А. Ф. Имангалин, Л. А. Ушакова // ИнтерКарто / ИнтерГИС 17:
Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт :
материалы междунар. конф., Белокуриха, Денпасар, 14–19 декабря 2011 г. –
Барнаул, 2011. – С. 259–264.
33.Имангалин, А. Ф. Факторы и типы кластеризации объектов
уличной торговли в большом городе / А. Ф. Имангалин // Региональные
исследования. – 2014. – №1 (43). – С. 21–28.
34.Карлова,М.Ю.Зонаобслуживанияторгово-закупочной
организациикакобъектисследованиямоделейпространственного
взаимодействия / М. Ю. Карлова // Научный форум: Экономика и менеджмент:
материалы междунар. заочной научно-практ. конф. – М.: Изд. «МЦНО», 2017.
– № 6 (8). – С. 21–29.
35.Ковалева, Е. И. Геомаркетинг в задачах обоснования решений по
реализации новой продукции / Е. И. Ковалева, Н. А. Сафонова, В. И. Тинякова
//ВестникСаратовскогогосударственногосоциально-экономического
университета. – 2014. – №5 (54). – С. 75–79.
36.Костерин,И.Г.Пространственныйанализпредпочтений
покупателей розничных магазинов на территории города / И. Г. Костерин //
Практический маркетинг. – 2007. – № 128. – С. 2–13.
37.Майоров, А. А. Геомаркетинговые исследования / А. А. Майоров
// Образовательные ресурсы и технологии. – 2014. – №5 (8). – С. 43–48.
38.Пустовалова, Е. А. Сравнительный анализ методов размещения
точки розничной сети / Е. А. Пустовалова, В. П. Чернов // Современная
экономика. Проблемы и решения. – 2015. – № 2 (62). – С. 29–44.
39.Саулиди, И. Ю. Геомаркетинг и маркетинг территории:
соотношение понятий / И. Ю. Саулиди // Актуальные проблемы гуманитарных
естественных наук. – 2018. – №2. – С. 37–39.
40.Салливан, М. Маркетинг в розничной торговле / М. Салливан, Д.
Эдкок. – СПб. : Нева : Нева-Экономикс, 2004. – 381 с.
41.Толстяков, Р. Р. Задачи и инструменты геомаркетинга / Р. Р.
Толстяков, И. Н. Горбунов // Социально-экономические явления и процессы.
– 2015. – Т. 10. – № 12. – С. 82–86.
42.Тюнен, И. Г. Изолированное государство / пер. с англ. Е. А.
Торнеус под ред. А. А. Рыбникова. – М.: Экономическая жизнь, 1996. – 328 с.
43.Угаров, А. С. Методы выбора местоположения торговой точки / А.
С. Угаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 6. – С. 99–108.
44.Хаггет, П. География: синтез современных знаний / П. Хаггет. –
М.: Прогресс, 1979. – 684 c.
45.Хаггет, П. Пространственный анализ в экономической географии
/ пер. с англ. Ю. Г. Липеца, С. Н. Тагера. – М.: Прогресс, 1968. – 392 с.
46.Цветков, В. Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы / В. Я.
Цветков. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240 с.
47.Цветков, В. Я. Геоинформационный анализ задач размещения / В.
Я. Цветков, С. Г. Семушкина // Вестник Московского государственного
областного университета, государственного областного университета. Серия
: Экономика. – 2009 г. – №4. – С. 95–120.
48.Шендрик, А. В. Теории и модели размещения в географии
общества / А. В. Шендрик. – СПб. : ЛЕМА, 2019. – 63 с.
49.BusinesStat – [Электронный ресурс] – URL:https://businesstat.ru/
(дата обращения: 03.04.2021)
50.Flowwow – Лучшие цветочные магазины в Санкт-Петербурге –
[Электронныйресурс]–https://flowwow.com/blog/luchshie-cvetochnye-
magaziny-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 03.04.2021)
51.Forbes «Денег нет»: почему каждый пятый бизнес в России не
открылсяпослесамоизоляции»–[Электронныйресурс]–URL:
https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/405443-deneg-net-pochemu-kazhdyy-
pyatyy-biznes-v-rossii-ne-otkrylsya-posle (дата обращения: 03.04.2021)
52.OpenStreetMap Wiki / Документация по API общедоступного веб-
картографическогопроекта:сайт.–[Электронныйресурс]–URL
https://wiki.openstreetmap.org/wiki/API_v0.6 (дата обращения: 03.04.2021).
53.2ГИС – [Электронный портал] – URL: https://2gis.ru/spb/ (дата
обращения: 01.10.2020)
54.Петербургский метрополитен – Годовой отчет ГУП за 2020 год –
URL: http://www.metro.spb.ru/otchetmetro.html (дата обращения: 28.03.2021)
55.Официальный сайт ГК «Центр пространственных исследований»
– [Электронный портал] – URL: http://www.geointellect.com (дата обращения:
28.03.2021)
56.Петростат – Управление Федеральной службы государственной
статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области – [Электронный
портал] – URL: https://petrostat.gks.ru/ (дата обращения: 28.03.2021)
57.Российский цветочный рынок – [Электронный портал] – URL:
http://informarket.ru/ (дата обращения: 28.04.2021)
58.MarketMedia – Топ-10 цветочных магазинов – [Электронный
портал] – URL: marketmedia.ru/ (дата обращения: 29.04.2021)
59.Федеральная служба государственной статистики. База данных
показателей муниципальных образований – [Электронный портал] – URL:
http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst40/DBInet.cgi(датаобращения:
28.03.2021)
60.Яндекс.Подборслов–[Электронныйпортал]–URL:
https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 03.04.2021).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!