Теория прав человека Джона Локка: проблемы методологии

Джаббаров Наиль Зохрабович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе проведен теоретический анализ естественно-правовой доктрины Дж. Локка и современных интерпретаций его концепции прав человека, опирающихся на творческие интенции классика либеральной правовой мысли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью фундаментального осмысления феномена человеческих прав и их концептуализации как общеправовой категории на фоне непрекращающихся дискуссий между сторонниками естественно-правовых и позитивистских теорий о природе права. Политико-правовые взгляды Джона Локка позволяют реконструировать логику обоснования прав человека и механизм их легитимации в современных обществах.
Ключевая целевая установка исследования – актуализировать методологические основы учения Джона Локка о правах человека с точки зрения современных теоретических дискуссий о соотношении естественно-правового и позитивистского типов правопонимания и в связи с проблемой нравственной универсальности. Методология исследования основана на интерпретативном анализе истории политических и правовых учений, предложенном Д. И. Луковской, позволяющем выявить ключевые политико-правовые понятия в философском учении Джона Локка с позиции современных представлений о правах человека.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд положений, определяющих научную новизну и теоретико-практическую значимость выпускной квалификационной работы:
1. В основе естественно-правовых представлений Джона Локка лежит идея о природе человеческого разума, которая сформулирована на основе полемики с рационалистической трактовкой Р. Декарта и в ходе революционных политических событий в Англии XVII века.
2. Учение Дж. Локка о естественных и неотчуждаемых правах подтверждает современную правовую идею о том, что права человека есть общая и равная для всех мера (норма) свободы, которая необходима для удовлетворения потребностей его существования, развития и самореализации в конкретных исторических и общественно-политических условиях. В основе действенности данной нормы находится взаимное признание свободы субъектами правовой коммуникации, сама по себе она не зависит от официальной фиксации в нормативно-правовых документах государства, хотя и нуждается в признании и гарантировании.
3. Идея Дж. Локка о собственности как одном из базовых прав, которое включает в себя не только распоряжение имуществом, но и право на жизнь и личную свободу, лежит в основе современных теорий справедливости (Дж. Ролз, Р. Нозик, М. Нуссбаум и др.).
4. Современные интерпретации правового учения Дж. Локка стремятся выявить субъективную природу человеческих прав, их неотчуждаемый характер и фундаментальную роль рациональной составляющей в универсализации нравственных норм, лежащих в основе коммуникативного взаимодействия.
5. Права человека в западном и российском правовом дискурсах все чаще трактуются как субъективные права, при этом акцентируется внимание на их реальности, а не потенциальности. В нормативном отношении они достаточно четко структурированы и соразмерны человеческим потребностям, которые могут изменяться со временем. Объем человеческих прав и их содержание по мере развития общества изменяются в цифровую эпоху, но сохраняется их неотчуждаемый и универсальный характер.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Понятие свободы, разрабатываемое представителями философии Просвещения, связано в первую очередь с человеческим разумом и с равными естественными правами человека. Природное равенство людей обусловливает их правовое равенство в государственном состоянии. Дж. Локк, обосновывая собственную доктрину веротерпимости, как бы подчеркивает внутренний мир человека, в котором сосредоточены его нравственно-религиозные убеждения, свобода мнений, вероисповедания, и внешний мир позитивных законов, государственных институтов – и эта идея в конечном счете лежит в обосновании разделения светской и духовной власти, а также подчеркивании высокого статуса индивидуального свободы человека.
2. Рациональная свобода индивида предшествует любому политическому союзу, и, вступая в государственное объединение, индивиды сохраняют права личности, которые находятся намного выше прав государства, которое образуется в целях их гарантии и сохранения.
3. Содержащаяся в Первом Трактате о Правлении полемика Дж. Локка с Р. Филмером о роли Адама как прародителя человечества, позволяет сделать вывод о том, что фундаментальной основой права собственности в концепции Локка является не только труд, как это принято считать, но и то, что Локк называет «благословением Всемогущего», то есть ситуацией, когда Бог передал в распоряжение всем людям блага с тем, чтобы они сохраняли и преумножали их.
4. Особенностью интерпретации учения Дж. Локка о правах человека в зарубежной и отечественной правовой мысли выступает попытка стройной рецепции естественно-правовой концепции, прежде всего, в связи с понятием собственности, которая имеет природное происхождение и является краеугольным камнем интересов всего человеческого общежития.
5. Продемонстрировано, что ключевым фактором легитимации позитивного правопорядка выступают ценности универсального порядка, которые имеют естественно-правовую природу.
6. Теория Джона Локка является фундаментальной философской основой для обоснования современных прав человека с точки зрения разумной природы индивидов, их стремления к общему и персональному благу, которое выражается в отстаивании собственного достойного существования и развития творческого человеческого потенциала.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Джон Локк в русле традиции классического юснатурализма……………. 15
1.1. «Локк-философ» versus «Локк-политик»: исторический контекст ………….. 15
1.2. Естественное право как фактор легитимации
позитивного правопорядка ………………………………………………………………………… 25
1.3. Основные категории политико-правового учения Джона Локка …………….. 30
Глава II. Методологические аспекты локковской трактовки
природы человека и человеческих прав ………………………………………………………. 38
2.1. Философские начала теории прав человека Джона Локка ……………………… 38
2.2. Концепция естественного состояния в структуре локковского
учения об обществе и государстве ……………………………………………………………… 46
2.3. Права человека и христианская мораль ………………………………………………… 57
Глава III. Интерпретация учения Джона Локка о правах человека:
теория и практика ……………………………………………………………………………………… 62
3.1. Зарубежная правовая мысль ………………………………………………………………… 62
3.2. Отечественная правовая мысль ……………………………………………………………. 72
3.3. Развитие концепции прав человека в рамках проблемы
нравственной универсальности ………………………………………………………………….. 82
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 95
Список использованной литературы …………………………………………………………… 97

Актуальность темы исследования. Перманентная трансформация
общества, коммуникативный аспект которой является субстратом правовой
реальности, вынуждает идущее по определению позади право продуцировать
актуальные механизмы регулирования социальных процессов. Данная
тенденция часто сопровождается пересмотром фундаментальных идей и
ценностей, проблема которых в рамках сегодняшней социокультурной ситуации
усложнена не только фактом «разных практических установок людей, живущих
в различных странах»1, но и вызовами, возникающими в результате разрыва с
соответствующей традицией. Так, высшей ценностью любого социума является
человек, одна из классических трактовок природы которого – предмет данного
исследования. Как справедливо отмечает Е. В. Тимошина, сейчас на
доктринальном уровне права проблема расхождения классических и
современных интерпретаций прав человека стоит довольно остро: «Сегодня
смысл фундаментальных прав изменился настолько, что первый вопрос, который
возникает: в каком смысле естественны естественные права и какое естество
человека они выражают?»2.
В современном цифровом мире одной из важнейших проблем является
соотнесение прав личности, общества и государства, формирование их
правильной иерархии (либо же, наоборот, структуры горизонтального типа),
которая выстраивала бы гармоничные и демократичные взаимоотношения
между субъектами права и обеспечивала бы реализацию основных человеческих
прав и свобод. В зависимости от того, какой из этих трех обозначенных
составных элементов окажется приоритетным, будет выстраиваться тот или
иной тип «виртуального политического режима функционирования в
глобальном цифровом мире». В нынешней ситуации, как отмечает С. М. Шахрай,
Jefferson T. The Writings of Thomas Jefferson. Issued under the auspices of the Thomas Jefferson memorial association
of the United States, 1903. V. 20. Р. 143.
2
Тимошина Е. В. Права человека как ценностные основания правового регулирования // Человек и право:
проблемы ценностных оснований правового регулирования. Сборник научных трудов. Минск: Академия МВД,
2019. С. 214.
права граждан в цифровом мире, к сожалению, оказались не на первом месте,
актуальными становятся вопросы защиты персональных данных, права на
неприкосновенность частной жизни 3. И в этом контексте обретает актуальность
обращение к классическим идеям естественной ценности фундаментальных
человеческих прав и свобод, у истоков рационального осмысления которых
стоят представители эмпирико-сенсуалистской традиции анализа правовых и
общественных явлений.
Идея естественного начала в политической жизни общества и права
человека как институт занимают важное место в современной проблематике
правовой мысли. Особое значение имеет конфронтационный фон,
характеризующийся дуализмом естественного и позитивного права. Для
обеспечения полноценного и адекватного развития вышеупомянутых идей
представляется необходимым всестороннее исследование правовых доктрин тех
мыслителей, которые принимали непосредственное участие в их формировании.
Одним из таких новаторов политико-правовой мысли является Джон Локк
— классический теоретик естественно-правового подхода, прав человека,
гражданского общества, правового государства, либерализма и
конституционализма. Так, представляется, что связующим звеном между
гносеологическими воззрениями Локка и его учением о правах человека является
мораль, связанная с модусами удовольствия и страдания. Данное предположение
позволяет говорить об актуализации естественно-правовой теории Джона Локка
в контексте современного дискурса о соотношении права и морали. Наконец, на
наш взгляд, без реконструкции фундаментальных положений и выводов учения
Локка о правах человека невозможно построение подлинного демократического
правового государства с развитым и ответственным гражданским обществом, то
есть такого государства, легитимация правопорядка которого зависит от факта
протекции им идеи прав человека.
Шахрай С. М. «Цифровая» Конституция. Основные права и свободы личности в тотальном информационном
обществе // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. №. 12. С. 1078.
В практической плоскости существенный виток развития концепция прав
человека получила в XX веке, так как признание и реализация прав и свобод
человека по всему миру начались именно в прошлом столетии. Очевидно, что
данное явление было связано с конкретными историческими событиями и
процессами. Социальные революции, мировые войны, становление и развитие
тоталитаризма, многомиллионные геноциды – все эти события вызвали
колоссальные травмы в либеральном сознании и продуцировали развитие
представлений о человеческих правах и стали отправной точкой в
распространении последних по всему миру.
В теоретическом плане актуальность исследования обуславливается также
и тем, что в современной научной библиотеке юридическое знание о правах
человека представляет собой сумму положений отраслей права. По поводу
недостаточного теоретического осмысления прав человека как общей политико-
правовой категории пишет и Д. З. Мутагиров: «Абсолютное большинство
современных исследований по данной проблеме [прав человека] являются
юридическими интерпретациями принятых мировым сообществом деклараций,
пактов, конвенций по правам и свободам человека и комментариями к ним. К
сожалению, пока что мало работ, в которых права и свободы рассматриваются
как проблема человека, философии политики и основ жизни»4.
В связи с этим представляется, что для полноценной концептуализации
идеи прав человека как общеправовой категории необходимо фундаментальное
осмысление феномена человеческих прав. В контексте естественно-правовой
теории Локка данный недостаток усугубляется еще и тем, что большее внимание
традиционно уделяется ее философским аспектам, тогда как основательные
работы, посвященные взаимосвязи теории прав человека и гносеологических
воззрений Локка, встречаются крайне редко. Между тем в научных кругах идут
перманентные дискуссии по поводу локковской интерпретации истоков
государственной власти, сущности политики и права, власти и закона, факторов
Мутагиров Д. З. Права и свободы человека. В 2 ч. Часть 1. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 17.
появления первых политических организаций. Однако до сих пор отсутствуют
исследования, посвященные фундаментальному анализу непосредственно
комбинации учения Локка о естественном праве и его философских идей. На наш
взгляд, именно системный подход позволит обеспечить выявление глубинных
особенностей локковской трактовки природы человека и человеческих прав, что,
безусловно, продуцирует развитие права и естественно-правового типа
правосознания.
Степень научной разработанности проблемы. Научная литература,
посвященная системному изучению теории прав человека Джона Локка в
контексте эволюции правопонимания в европейской правовой традиции,
относительно немногочисленна. В большинстве нижеприведенных работ
политико-правовое учение и философские взгляды Джона Локка
методологически разбираются лишь фрагментарно и эпизодически. В первую
очередь необходимо отметить работы С. Лампрехта, Г. Ласки, Д. О’Коннора, Д.
Гибсона, Р. Аарона, В. Чаппелла, А. Коббана, М. Коэна и Г. Форстера, а также
диссертационное исследование Дж. О’хары5, посвященные подробному анализу
жизни и творчества Джона Локка. Отдельные аспекты политико-правового
учения Джона Локка и его философских взглядов можно обнаружить в трудах Р.
Тоуни, Д. Блекки, А. Лавджоя и Е. Сэмюэля 6. Учитывая значимость
исторического контекста в процессе формирования у Джона Локка его
философско-правовых воззрений, стоит упомянуть масштабные труды Т.
Маколея «История Англии» и Дж. Тревельяна «Социальная история Англии»7.
Lamprecht St. P. The moral and Political Philosophy of John Locke. New-York, 1918; Laski H. J. Political thought in
England from Locke to Bentham. London, New-York, Toronto, 1920; O’Connor. D. J. John Locke. Dover Publication.
inc. New York, 1967; Gibson J. Locke’s theory of knowledge and its historical relations. Cambridge: University Press,
1917; Aaron R. I. John Locke. Oxford at the Clarendon Press, 1966; Chappell V. The Cambridge Companion to Locke.
Cambridge University Press, 1994; Cobban A. In Search of Humanity: The Role of the Enlightenment in Modern History.
Pickle Partners Publishing, 2018; Cohen M. Philosophical tales: being an alternative history revealing the characters, the
plots, and the hidden scenes that make up the True Story of Philosophy. John Wiley & Sons, 2009; Forster G. John Locke’s
Politics of Moral Consensus. Cambridge University Press, 2005; O’hara J. B. John Locke’s philosophy of discourse: дис.
The University of Oklahoma, 1963.
6
Tawney R. H. Religion and the Rise of Capitalism. Vol. 23. Transaction Publishers, 1998; Блекки Д. С. Четыре фазиса
нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм. 1878; Лавджой А. Великая цепь бытия:
История идеи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001; Samuel E. S. Morality and the Law. Nashville, Vanderbilt
University Press, 1966.
7
Маколей Т. Б. Полное собрание сочинений: в 13 томах. Том 8. История Англии. C. Петербург, 1863; Тревельян
Дж. М. Социальная история Англии. Москва: Издательство иностранной литературы, 1959.
Содержательный обзор идей Джона Локка с уклоном на историческую
контекстуализацию и комплексный анализ приведен в работе Б. Рассела
«История западной философии» 8, в которой «отцу» либерализма посвящены
четыре главы. Полезной оказалась работа представителя школы
«интеллектуальной истории» Б. Бейлина «Идеологические истоки
Американской революции»9. В данном исследовании автор сосредоточился на
анализе риторики и идеологии лидеров Американской революции, в частности
дал оценку степени и форме влияния теории естественного права Джона Локка
на мыслителей XVIII века.
Ключевые проблемы учения Локка об естественном праве нашли
отражение в статьях Д. Армитейджа, Дж. Фарра, Т. Ричардсона, Дж. Роджерса и
К. Вронска10. Стоит отметить и статью П. Ласлетта «Английская революция и
“Два трактата о правлении” Локка»11, в которой автором производится попытка
реконструкции политико-правовой мысли «отца» либерализма. Общеизвестно,
что политико-правовые концепты Джона Локка стали не только идейным
основанием для классических деклараций XVIII века, но и легли в основу
теоретических конструкций многих последующих мыслителей. В связи с этим
необходимо упомянуть об американском философе Р. Нозике, который на
страницах своей работы «Анархия, государство, и утопия» 12 разработал
авторскую концепцию справедливости, построенную на теории естественных
прав Локка.
В отечественной литературе проблема комплексного анализа философско-
правовых идей Джона Локка, в частности соотношения учения о человеческих
правах и гносеологических установок английского мыслителя не получила
Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
9
Бейлин Б. Идеологические истоки Американской революции. М.: Новое издательство, 2010.
10
Armitage D. John Locke: Theorist of empire? Cambridge: Cambridge University Press. 2012; Farr J. Locke, Natural
Law, and New World Slavery. Political Theory. Vol. 36. № 4. 2008; Richardson T. John Locke and the Myth of Race in
America: Demythologizing the Paradoxes of the Enlightenment as Visited in the Present. Philosophical Studies in
Education. 2011. V. 42; Rogers G. A. J. Locke’s philosophy: content and context. Oxford University Press on Demand,
1996; Wronska K. John Locke and his educational thought: between tradition and modernity of enlightenment. 2018.
V. 1.
11
Laslett P. The English Revolution and Locke’s «Two Treatises of Government». Cambridge Historical Journal. 1956.
Vol. 12. № 1.
12
Нозик Р. Анархия, государство, утопия. М.: ИРИСЭН, 2008.
должного осмысления и развития, однако, стоит выделить несколько ключевых
работ. Так, можно привести труд Э. Ю. Соловьева «Прошлое толкует нас:
(Очерки по истории философии и культуры)»13, в которой в рамках одной главы
отечественный философ приводит анализ основных аспектов философско-
правовой теории Джона Локка. Необходимо отметить труд Г. А. Заиченко «Джон
Локк»14, в котором дается разбор философских воззрений английского
мыслителя, а также анализ его теоретико-познавательных взглядов в контексте
учения об обществе и государстве. Отдельные аспекты политико-правового
учения Джона Локка рассматриваются в диссертациях А. А. Плотникова, И. И.
Царькова, Б. О. Соколова и Р. А. Ромашова15. Особую ценность имеет первый
выпуск работы Б. Н. Чичерина «Политические мыслители древнего и нового
времени»16, одна из глав которой посвящена разбору философско-правовых идей
Джона Локка. Одной из ранних отечественных работ, посвященных
проблематике философии и теории права, является «Философия правды»17 В. Н.
Воскресенского, в которой прослеживается риторика локковского политико-
правового учения.
Цель исследования — актуализировать методологические основы учения
Джона Локка о правах человека с точки зрения современных теоретических
дискуссий о соотношении естественно-правового и позитивистского типов
правопонимания и в связи с проблемой нравственной универсальности.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения ряда
взаимосвязанных задач:
Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991.
14
Заиченко Г. А. Джон Локк. М., «Мысль», 1973.
15
Плотников А. А. Гражданское общество и правовое государство: к истории формирования концепции (анализ
политико-философской мысли Джона Локка): диссертация … кандидата философских наук: 09.00.11. Москва,
1993; Царьков И. И. Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых
идей в XVIII-начале XX века: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.01. Самара, 1997; Соколов Б.
О. Концепции общественного договора в современной политической теории: диссертация … кандидата

В результате обстоятельного анализа естественно-правовой доктрины
Джона Локка, содержащейся в его основных философских и политических
трактатах, можно сделать ряд ключевых выводов исследования:
1. Понятие свободы, разрабатываемое внутри философии
Просвещения, связано в первую очередь с человеческим разумом и с равными
естественными правами человека. Природное равенство людей обусловливает их
правовое равенство в государственном состоянии. Дж. Локк, обосновывая
собственную доктрину веротерпимости, как бы подчеркивает внутренний мир
человека, в котором сосредоточены его нравственно-религиозные убеждения,
свобода мнений, вероисповедания, и внешний мир позитивных законов,
государственных институтов – и эта идея в конечном счете лежит в обосновании
разделения светской и духовной власти, а также подчеркивании высокого
статуса индивидуального свободы человека.
2. Рациональная свобода индивида предшествует любому
политическому союзу, и вступая в государственное объединение индивиды
сохраняют права личности, которые находятся намного выше прав государства,
которое образуется в целях их гарантии и сохранения. Человеку гарантировано
законное естественное право на защиту от неправомерных действий власти. При
этом от естественных прав нельзя отказаться по своей воле, нельзя передать
власть над собой по собственной прихоти. Поэтому у индивидов есть
определенные обязательства, поскольку они накладываются на людей тем
фактом, что Бог создал их.
3. Содержащаяся в Первом Трактате о Правлении полемика Дж. Локка
с Р. Филмером о роли Адама как прародителя человечества, позволяет сделать
вывод о том, что фундаментальной основой права собственности в концепции
Локка является не только труд, как это общепринято считать, но и то, что Локк
называет «благословением Всемогущего», то есть ситуацией, когда Бог передал
в распоряжение всем людям блага с тем, чтобы они сохраняли и преумножали
их. Следовательно, в основе фундаментального права на собственность лежит,
прежде всего, обязательство перед Создателем сохранять себя и преумножать
переданное в распоряжение имущество. Право на жизнь и самосохранение
выступает, таким образом, первостепенным ценностным основанием для права
собственности.
4. Особенностью интерпретации учения Дж. Локка о правах человека в
зарубежной и отечественной правовой мысли выступает попытка стройной
рецепции естественно-правовой концепции, прежде всего, в связи с понятием
собственности, которая имеет природное происхождение и является
краеугольным камнем интересов всего человеческого общежития.
5. Продемонстрировано, что ключевым фактором легитимации
позитивного правопорядка выступают ценности универсального порядка,
которые имеют естественно-правовую природу. Без наличия определенного рода
моральной оценки любая формальная процедура имеет лишь условную
легитимность, которая сводится к легальному механизму, но не разделяется
всеми участниками правовых отношений. В связи с этим возникают ситуации,
когда правовые нормы не соблюдаются в силу противоречия коренным
интересам личности, и даже прямого нарушения их фундаментальных прав.
Сторонники естественно-правового подхода подчеркивают, что необходимо
максимальное вовлечение всех заинтересованных лиц в процесс
нормотворчества с целью обеспечения легитимации позитивных законов.
6. Дискурсивные теории права, активно разрабатываемые
зарубежными исследователями, философами права и юристами-практиками,
призваны осуществлять поиск консенсуса в отношении устанавливаемых норм,
основанного на универсальных принципах морали и общечеловеческих
ценностей. Теория Джона Локка является фундаментальной философской
основой для обоснования современных прав человека с точки зрения разумной
природы индивидов, их стремления к общему и персональному благу, которое
выражается в отстаивании собственного достойного существования и развития
творческого человеческого потенциала.

Нормативные и правовые документы:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет