Феминитивы в Интернет-коммуникации (на основе анализа социальных сетей в России и Германии)
В данной работе проанализирована необходимость и возможность использования феминитивов в русском и немецком языке на основе анализа социальных сетей. Проанализированы причины, исторические предпосылки распространения феминитивов в русском и немецком языке. Выявлены особенности и проблемы формирования и употребления феминитивов в русском и немецком языке.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Феминитивы как средство гендерной дифференциации в русском и
немецком языках ……………………………………………………………………………………….. 5
1.1. Основные средства гендерной дифференциации в русском и немецком
языках …………………………………………………………………………………………………….. 5
1.2. «Феминитивы»/ «феминативы» в русском языке ……………………………… 12
1.3. «Феминитивы»/ «феминативы» в немецком языке …………………………… 17
1.4. Способы образования феминитивов в русском языке ………………………. 18
1.5. Способы образования феминитивов в немецком языке ……………………. 22
1.6. Функционирование феминитивов в немецком языке. ………………………. 23
1.7. Функционирование феминитивов в русском языке ………………………….. 28
Глава II. Анализ употребления феминитивов в Интернет-коммуникации ….. 32
2.1. Лексико-грамматический анализ использования феминитивов в
Интернет-коммуникации ……………………………………………………………………….. 32
2.2. Семантический анализ использования феминитивов в Интернет-
коммуникации ……………………………………………………………………………………….. 51
2.3. Стилистический анализ использования феминитивов в Интернет-
коммуникации ……………………………………………………………………………………….. 54
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы …………………………………………………………. 58
Список научной литературы ………………………………………………………………….. 58
Список словарей ……………………………………………………………………………………. 59
Список источников ……………………………………………………………………………….. 60
Список интернет-источников ………………………………………………………………….. 61
Любой язык находится под постоянным влиянием социокультурных,
политических, экономических явлений. Последние десятилетия отличаются
особым поворотом в сторону гендерных исследований, что не может не
отразиться в языке. Результатом тому стало появление феминитивов-
неологизмов. Последователи феминизма считают необходимым их
применение с целью отражения в языковой картине мира представителей
любого пола (гендера). Это характерно для разных языков в разной степени:
прежде всего вопрос феминитивов возникает в языках с наличием категории
рода. В немецком и в русском языках присутствует категория рода, однако
феминитивы в немецком языке уже стали новой языковой реальностью, в то
время, когда в русском языке многие феминитивы являются новшеством.
Несмотря на это, новая волна феминизма как идеологического движения
распространяется в России. У общества формируется запрос на новую
языковую действительность, включающую всех участников общества.
Теоретические исследования о феминитивах крайне малочисленны, этот
термин можно найти лишь в научных работах последних лет. Однако работы
на данную тематику имеют высокую степень актуальности, активно
дискутируются как среди научного сообщества, так и среди носителей языка.
В связи с развитием современных технологий, новых реалий, вызванных
карантинными мерами, большая часть коммуникации осуществляется в сети
Интернет. По данной причине именно социальные сети становятся площадкой
для выявления актуальных языковых изменений. Поэтому особенный интерес
представляет провести исследование с целью выявить реальность и
необходимость употребления феминитивов в русскоязычной и
немецкоязычной интернет-коммуникации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие
задачи:
– изучить речевые средства, отражающие роль женщины в личной и
профессиональной коммуникации;
– изучить научные труды, посвящённые феминисткой линвистике и
феминитативам;
– рассмотреть способы образования феминитивов в русском и немецком
языке;
– проанализировать проблемы использования феминитивов в Интернет-
коммуникации;
– проанализировать лексико-грамматические, семантические и
стилистические особенности феминитивов в Интернет-коммуникации.
Для реализации целей и задач магистерской работы были применены
следующие методы: теоретический анализ филологической, лингвистической
литературы по теме исследования, анализ взаимосвязей понятий «пол», «род»,
«гендер», компаративистский метод (сравнение способов образования и
функционирования феминитивов в русском и немецком языках),
классификация, абстрагирование и конкретизация в применении
феминитивов, лексико-грамматический анализ, семантический анализ,
стилистический анализ использования феминитивов в Интернет-
коммуникации.
Объектом исследования является категория «феминитивов».
Предметом исследования – способы образования и функционирование
феминитивов в Интернет-коммуникации.
Основой для данной выпускной квалификационной работы стали
научные разработки следующих учёных: М.В. Ласковой, С.В. Вертиева,
М.М. Исуповой, И.В. Фуфаевой, Т.С. Пристайко, Luise F Pusch, Hanka
Błaszkowska, J.Erben.
На основе проведённого исследования становится ясно, что анализ
феминитивов как в русском, так и в немецком языке особенно острая
животрепещущая тема, которая касается не только научного сообщества
филологов, лингвистов, языковедов, но и каждого носителя языка. Язык, словно
живой организм, каждый день движется и приобретает нововведения.
Феминитивы – слова женского рода, отражающие деятельность,
профессию, национальную, религиозную принадлежность предствительниц
женского пола (гендера), становятся всё более актуальными в связи с
укоренением феминистической идеологии в сознании участников общества.
Использовать или не использовать феминитивы? Ответ на вопрос
неоднозначен, это мы понимаем по итогу изученных материалов и полученных
результатов анализа интернет-коммуникации. С одной стороны, наше
исследование носит компаративистский характер, так как был проведён анализ
немецкого и русского языка. С другой стороны, стало ясно, что тенденции,
актуальные и характерные для одного языка не всегда могут быть с легкостью
адаптированы в другом.
Так, феминитивы в немецком языке имеют большое развитие как в силу
языковых, так и в силу политических и социальных факторов.
С точки зрения лингвистики, феминитивы немецкого языка практически
универсальны, так как образуются с помощью единого суффикса, отражающего
«женскость» слова. Это позволяет легко образовывать новые феминитивы от
любых основ, в том числе от неологизмов, что делает язык подвижным.
Анализируя распространение феминитивов в немецком обществе, можно
понять, что немалую роль в нем сыграл политический фактор влияния
феминисток через властные механизмы на внедрение рекомендаций по
гендерно-чувствительному и гендерно-нейтральному языку, а также доступ
феминисток к «рупору» СМИ. Успешность принятия этих рекомендаций была
также обусловлена готовностью общества воспринять идеологию феминизма,
желанием стать частью новой реальности, учитывающей каждого её субъекта.
Русскоязычное общество имеет свою историю использования
феминитивов. Феминитивы в русском языке подвержены большому ряду
лексико-грамматических, семантических и стилистических факторов.
Сложность внедрения феминитивов в ежедневную коммуникацию заключается
в разнообразии суффиксов для их образования, омонимии с существующими
словами (сокращениями), неблагозвучии, стилистически низкой окраски ряда
феминитивов в силу исторических факторов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование
феминитивов в русском языке реально при условии ряда факторов:
– правильное грамматическое построение (не использовать директивно
суффикс –к в безударных финалях, где требуется –ш);
– превалирование лексического значения феминитива над омонимичным
ему словом;
– новое восприятие феминитива как символа равноправия, а не диминутива
к мужскому наименованию;
– тех же политических и социальных факторов.
Однако же ответ на вопрос, реально ли закрепления феминитивов в языке,
станет получен только в перспективе спустя годы. Кроме того, вспоминая цель
их распространения, не раз подчеркивается, что наличие гендерно-
чувствительного языка не решает проблем равноправия в государстве.
Список научной литературы
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!