Коммуникативные стратегии креолизованного художественного текста (на материале датского языка)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гулькова Ксения Михайловна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Коммуникативные стратегии — один из основных объектов анализа в современных лингвистических исследованиях. Из-за увеличения визуальной информации в коммуникации появляются тексты, в которых особое значение получают паралингвистические средства оформления. Исследование значимо в связи с недостаточной изученностью коммуникативных стратегий и их реализации в креолизованных художественных текстах на примере графического романа.
Целью настоящего исследования являлось изучение коммуникативных стратегий и средств их реализации в подростковом и историческом графических романах как полностью креолизованных художественных текстах. Для проведения анализа были исследованы два графических романа — молодежный роман «Pssst!» (Аннетте Херцог, Катрине Кланте) и исторический роман «Jammers Minde» (Аллан ван Хансен). В результате исследования были выявлены внутритекстовые коммуникативные стратегии, стратегии для построения коммуникации с читателем, стратегии для передачи внутреннего и окружающего миров подростка в романе «Pssst!» и коммуникативные стратегии для построения иллюзии исторической достоверности в романе «Jammers Minde». Для передачи мира, окружающего подростка, использованы такие лингвистические средства, как слэнг, англицизмы, междометия, ономатопеи; такие паралингвистические средства, как имитация шрифта компьютера и мобильного телефона, современные вывески. Для создания иллюзии исторической достоверности применялись архаизмы, обращения, устаревшие языковые формы, а также вербальные и визуальные цитаты. В обоих романах воссозданы декорации, соответствующие показываемому времени.
Для внутритекстовых коммуникативных стратегий использовались экспрессивная лексика, эмотивы, особая пунктуация, различное оформление филактеров, изменение шрифтов.
Осуществление коммуникативных стратегий в креолизованном художественном тексте позволяет автору решить поставленные художественные задачи и выстроить коммуникацию с читателем.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4

1. Теоретические основы исследования коммуникативных стратегий и
креолизованного текста ……………………………………………………………………………… 7

1.1 Теоретические основы коммуникативных стратегий ………………………….. 7

1.2 Теоретические основы креолизованного текста ………………………………… 14

1.2.1 Определение и классификация креолизованных текстов……………… 14

1.2.2 Средства достижения коммуникативных стратегий в
креолизованном художественном тексте …………………………………………….. 18

1.3 Графический роман как креолизованный текст ………………………………… 23

1.3.1 Определение, история, компоненты графического романа ………….. 23

1.3.2 Особенности вербального и визуального языков графического
романа ……………………………………………………………………………………………….. 34

2. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Pssst!» Аннетте
Херцог и Катрине Кланте …………………………………………………………………………. 39

2.1 Коммуникативные стратегии при изображении внутреннего мира
протагониста …………………………………………………………………………………………. 43

2.2 Коммуникативные стратегии при изображении окружающего мира
протагониста …………………………………………………………………………………………. 52

3. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Jammers Minde»
Аллана ван Хансена …………………………………………………………………………………. 67

3.1 Коммуникативные стратегии исторической достоверности ……………. 67

3.2 Внутритекстовые коммуникативные стратегии ……………………………… 70

Заключение ……………………………………………………………………………………………… 80
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………………….. 89

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………………………….. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………………………….. 91

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………………………………….. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………………………………….. 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………………………………….. 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 …………………………………………………………………………………….. 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 …………………………………………………………………………………….. 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 …………………………………………………………………………………….. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 …………………………………………………………………………………… 98

Коммуникативная функция — одна из основных составляющих
существования языка, реализующаяся в обмене информацией между людьми.
Лингвистические исследования, посвящённые коммуникативной функции
языка, благодаря совершённому повороту в сторону антропоцентризма
рассматривают коммуникативные стратегии как один из основных объектов
анализа.
В связи со стремительным увеличением и усилением роли визуальной
информации в коммуникации — за счёт того, что визуальный объект по
сравнению с вербальным языком обладает таким преимуществом, как
возможность передачи большого объёма информации в сжатой форме —
появились смешанные вербально-визуальные формы, в которых
паралингвистические средства оформления текста приобрели особую
значимость — паралингвистически активные тексты (Е.Е. Анисимова). В
данном исследовании используется термин «креолизованный текст»,
предложенный Е.Ф. Тарасовым и Ю.А. Сорокиным для обозначения текстов,
структура которых состоит из вербального и невербального языков.
Исследование проводилось на материале графических романов как одной из

Настоящее исследование имело целью изучение коммуникативных
стратегий в креолизованном художественном тексте (на примере
графического романа) и анализ средств вербального языка, а также их
сочетание со средствами визуального языка и их взаимодействия, с помощью
которых автор выстраивает коммуникативные стратегии.
Для проведения исследования были проанализированы два
графических романа: молодежный роман «Pssst!» и исторический роман
«Jammers Minde». В ходе исследования были выявлены основные
коммуникативные стратегии:
1) коммуникативные стратегии для передачи внутреннего и
окружающего миров и внутритекстовые коммуникативные стратегии в
романе «Pssst!»;
2) коммуникативные стратегии для построения иллюзии исторической
достоверности и внутритекстовые коммуникативные стратегии,
оказывающие также эмоциональное влияние на читателя.
В результате исследования коммуникативных стратегий
креолизованного текста на примере графических романов «Pssst!» и
«Jammers Minde» были определены коммуникативные стратегии и выявлены
основные средства вербального и визуального языков и их взаимодействия
для достижения коммуникативных стратегий.
Несмотря на разнонаправленность взятых для анализа графических
романов в жанровом плане, можно сделать вывод о похожем подходе к
выбору и использованию средств. Так, для достижения правдоподобности
изображаемых миров, в романе «Pssst!» воссоздаётся мир, окружающий
среднестатистического подростка. Для передачи современной речи подростка
используются такие вербальные средства, как слэнг, обращения, англицизмы
и эмотивы, междометия, ономатопеи для передачи эмоциональности
протагониста. В плане смешанных средств используется изображение
современной техники и соответствующих ей шрифтов. Точно так же в
романе «Jammers Minde» автором для коммуникативных стратегий
исторической достоверности применяются средства языка, характерные для
изображаемой им эпохи (обращения, устаревшие языковые формы,
архаизмы). Помимо этого, авторами создаются узнаваемые декорации, в
которые помещены главные герои романов — современный датский город в
«Pssst!» и Копенгаген эпохи барокко в «Jammers Minde».
Кроме того, сходство можно установить и в используемых средствах
при построении коммуникативных стратегий психологической
направленности. Преимущественно используются такие средства, как
экспрессивная лексика и эмотивы, а также паралингвистические приёмы
(особая пунктуация при выражении гнева/растерянности/страха,
использование символов, соответствующее оформление филактера,
различные шрифты) и их взаимодействие с визуальным языком —
изображёнными на лице персонажей эмоциями, выбранными для фреймов
цветовыми гаммами и построением кадра. Так, в романе «Pssst!» для
передачи чувств подростка (растерянность, неуверенность, запутанность,
одиночество) активно используются эмотивы, вопросы протагониста самому
себе, паралингвистические средства (чрезмерное использование
вопросительных и восклицательных знаков). В «Jammers Minde» похожие
средства используются для передачи чувств протагониста — страха,
одиночества.
Использование наиболее подходящих средств при построении
коммуникативных стратегий позволяет настроить коммуникацию с
читателем. Реализация коммуникативных стратегий в текстах обоих романов
решает художественные задачи и выстраивает взаимодействие автора с
читателем. Достоверное изображение подросткового мира в «Pssst!»
позволяет настроить коммуникацию с основной целевой аудиторией (дети и
подростки) с одной стороны, и, возможно, помочь взрослому человеку
понять подростка с другой стороны. В то же время правдоподобное
воссоздание эпохи барокко в романе «Jammers Minde» позволяет, с одной
стороны, погрузить читателя в историческое прошлое и дать о нём
представление, а, с другой стороны, приблизить прошлое к современному
человеку. Также это даёт возможность ближе познакомиться с личностью
человека в целом и с одной из точек зрения на жизнь Леоноры Кристины в
частности.

Источники
1. Herzog A., Clante K. Pssst! København: Høst & Søn/Rosinante & co, 2013.
96 s.
2. Krogh L. Leonora Christinas Jammers minde, udgivet og bearbejdet af Line
Krogh. København: Gyldendal Publ., 2014. 272 s.
3. Ulfeldt L.C. Leonora Christina Grevinde Ulfeldts Jammers Minde, en
egenhændig skildring af hendes Fangenskab i Blaataarn i Aarene 1663–
1685, udgivet af S.Birket Smith. Kjøbenhavn: Gyldendalske Boghandels
Forlag (F. Hegel & Søn), 1869. 240 s.
4. van Hansen A. Jammers minde – en grafisk roman. København: Arabesk
Publ., 2019. 208 s.
Словари и справочная литература
5. Dictionary by Merriam-Webster. Available at: https://www.merriam-
webster.com/dictionary/graphic%20novel (accessed: 05.10.2020).
6. Ordbog over det danske sprog. Available at: https://ordnet.dk/ods
(accessed: 14.11.2020).
7. Holbergordbog.Availableat:https://holbergordbog.dk/(accessed
20.12.2020).
8. Moths ordbog. Available at: https://mothsordbog.dk/ (accessed 20.12.2020).
Литература
9. АгарковаО.А.Коммуникативныестратегииитактики
комплиментарных высказываний. Филологические науки в России и за
рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. СПб: Реноме, 2012. С.
95-97
10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация
(на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак.
иностр. яз.вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
11. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта:
Наука, 2002. — 384 с.
12. Баранов А. Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики.
Известия АН. Серия: Литература и язык, № 1, 1997. С. 11-21.
13. Барт Р. Camera Lucida. М.: Ad Marginem, 2011. 272 с.
14. БереговскаяЭ.М.Молодежныйсленг:формированиеи
функционирование. Вопросы языкознания, №3.1. М., 1996. C. 32-41.
15. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и
современное состояние. Речевое общение. Вып. 3. Красноярск: КрасГУ,
2000. С. 104–110.
16. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика.
М.: ЛИБРОКОМ, 2005. 347 с.
17. Броженко С.В. Стратегии и тактики речевого воздействия в рекламном
дискурсе (на материале рекламный текстов банковских услуг). Вестник
ЧелГУ, 2011. С. 11-15.
18. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.:
Универс, 1993. 504с
19. ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 300
c.
20. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и
прагматики. М.: Языки русской культуры, 2001. 293 с.
21. Гавра Д.П.Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
22. Галкова И.А. Языковые средства выражения эмоций в романе Д.
Дюморье «Таверна «Ямайка». Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-
spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/09/18/yazykovye-sredstva-
vyrazheniya-emotsiy-v-romane-d (дата обращения: 18.03.2021).
23. Германова Н.Н. Коммуникативная стратегия комплимента и проблемы
типологии речевых этикетов. Язык и модель мира: Сб. научн. трудов.
Вып. 416. М., 1993. С. 27-39.
24. Головина Л. В. Влияние иконических и вербальных знаков при
смысловом восприятии текста (автореф.) М., 1986.
25. Дементьев В.В. Фактические и информативные коммуникативные
замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной
компетенции и типология речевых жанров. Жанры речи. Саратов, 1997.
С. 34-43.
26. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-
е изд. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.
27. Карпова Н.А., Морева А.В. Коммуникативные тактики побуждения в
речевом жанре (на материале административного объявления в
русском и немецком языках). Язык и культура, №1 (9), 2010. С.24-32.
28. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. М. Флинта, 2020, 223 с.
29. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции
нравственных категорий. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии»,
№1, 2012. С.26-33.
30. КлюевЕ.В.Речеваякоммуникация.Успешностьречевого
взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002. 187с.
31. Кравец М.А.Коммуникативная стратегия:систематизация
определений, подходы к разработке. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и
управление. No1, 2013. С. 149-153.
32. Ломагина А. В., Гулькова К. М. Авторская стратегия создания образа
эпохи в историческом графическом романе (на примере романа А. ван
Хансена «Скорбные воспоминания», Дания, 2019). Исследования языка
и современное гуманитарное знание, т. 3, No 1, 2021. С. 69–79.
33. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. ИТДГК “Гнозис”, 2003.
280 с.
34. Мельничук О.А. Проблемы интерпретации художественного текста. В
кн: О.А.Мельничук, Т.С. Нифанова, Н.В. Халина и др. Язык в
исследовательском поле гуманитарных наук. Архангельск, Поморский
университет, 2008. C. 5–41.
35. Морозова И.О. Англицизмы в современном русском студенческом
сленге. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/anglitsizmy-v-
sovremennom-russkom-studencheskom-slenge-sopostavitelnoe-
issledovanie-na-mater (дата обращения: 10.04.2021).
36. МустайокиА.С.Коммуникативныенеудачисквозьпризму
потребностей говорящего. Язык и мысль: Современная когнитивная
лингвистика. М., 2015. С. 543-557.
37. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального
текста (автореф.). М., 1997.
38. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.:
Экономика, 1980. 176 с.
39. СалаховаА.Г.Дискурс:функционально-прагматическийи
функциональный аспекты: коллектив. Челябинск: ЧелГУ, 2008. 71 с.
40. СорокинЮ.А.,Тарасов,Е.Ф.Креолизованныетекстыиих
коммуникативная функция. В кн.: В.Ф. Петренко, Ю.А. Сорокин, Е.Ф.
Тарасов и др. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990.
C.180–186.
41. СтоляроваЛ.Г.Синтаксическаяспецификаязыкакомиксов .
Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. №2, 2010. С. 429-436.
42. Увижева А. Т., Крашенников А.Е. Лингвостилистические особенности
языкакомиксанапримеренемецкогографическогоромана
«Kinderland». Cтатья в сборнике трудов конференции «Диалог
культур — диалог о мире и во имя мира». Магадан, 2019. С. 288-292.
43. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
44. Шмид В. Отбор и конкретизация в словесной и кинематографической
наррациях.Режимдоступа:
http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2017636(датаобращения:
16.04.2021).
45. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: “за” и “против”.
Режим доступа: http://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата
обращения: 15.05.2021).
46. Baetens J. Graphic novels. The Cambridge History of the American Novel.
Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 1137-1153.
47. CohnN. TheVisualLanguageofComics.Introductiontothe
Structureand Cognition of Sequential Images. London: Bloomsbury
Academic, 2013. 221 p.
48. Eisner W. Graphic Storytelling & Visual Narrative. Tamarac: Poorhouse
Press, 1996. 192 p.
49. Elleström L. Mediernes modaliteter. Medialitet, intermedialitet og analyse.
Aarhus Universitet, 2012. S. 13-49.
50. Larsen. M.E. Litteraturguide til Annette Herzog og Katrine Clante: Pssst!
København, Høst & Søn/Rosinante & co, 2015. 22 s.
51. McCloud S. Understanding comics. NY: Harper Perennial, 2004. 216 p.
52. Ossipova J. Brug af engelske låneord i det danske slangsprog
(Bacheloropgave). Tartu, 2017.
53. Presser H. Das Buch von Buch. Hannover, 1978. 496 s.
54. Saraceni M. The Language of Comics. London: Routledge, 2003. 121 p.
55. Sauerbier S. D. Worter bildlich, Bilder wortlich. Schrift und Bild als Text.
Probleme der Wort-Bild Correlation. Die Einheit der semiotischen
Demisionen. Tübingen, 1978. S.27-94.
56. Thorhauge T., Cortsen R.P. Den grafiske roman gør tegneserien til seriøs
litteratur.Information,2012.Availableat:
https://www.information.dk/moti/2012/12/grafiske-roman-goer-tegneserien-
serioes-litteratur (accessed: 31.10.2020).
57. Ursini F.-A. Review of Neil Cohn’s «The Visual Language of Comics”.
MutualImagesJournal,V.2,2017.Availableat:
https://www.researchgate.net/publication/314875763_Review_of_Neil_Coh
n%27s_The_Visual_Language_of_Comics (accessed: 20.05.2021).
58. Williams V.K., Peterson D.V. Graphic Novels in Libraries Supporting
Teacher Education and Librarianship Programs // LRTS Library Resources
&TechnicalServices.Availableat:
https://www.researchgate.net/publication/272645188_Graphic_Novels_in_L
ibraries_Supporting_Teacher_Education_and_Librarianship_Programs
(accessed: 01.11.2020).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Коммуникативные стратегии креолизованного художественного текста (на материале датского языка)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет