Сложности в реализации Китаем инициативы «Один пояс — один путь»
С момента своего выдвижения инициатива «Один пояс и один путь» пользуется широким вниманием во всем мире; за прошедшие годы в ее фактическом осуществлении достигнут большой прогресс, и в ней участвует все больше стран, однако она все еще сталкивается с многочисленными трудностями и проблемами в своей реализации. В данной работе рассматриваются предпосылки выдвижения Китаем инициативы «Один пояс и один путь», а также политические и экономические препятствия и проблемы, возникающие при ее реализации, в том числе идеологическая конфронтация на политическом уровне и препятствия на пути регионального сотрудничества на экономическом уровне. В настоящей работе используется исторический анализ и исторический сравнительный подходы для систематического описания сложности в реализации инициативы «Один пояс и один путь» и рассмотрения взаимосвязей между инициативой «Один пояс и один путь» и феноменом анти-глобализации в западных странах, таких как США, и решений этих проблем в будущем.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Эволюция инициативы «Один пояс и один путь» ……………………………………….13
1.1 Понятие «Один пояс и один путь» в исторической перспективе ………………………………. 16
1.2 Исторические условия и геополитический контекст выдвижения инициативы «Один
пояс и один путь» ………………………………………………………………………………………………………… 17
1.2.1 Истоки современной геополитики Китая ……………………………………………………………. 18
1.2.2 Эволюция геополитики Китая во времена холодной войны и после распада СССР 22
1.3 Геополитика Китая в процессе глобализации и выдвижение инициативы «Один пояс и
один путь» …………………………………………………………………………………………………………………… 24
1.3.1 Геополитическая активность разных стран в период глобализации …………………….. 24
1.3.2 Китайская инициатива в области экономической интеграции региона: «Один пояс и
один путь» …………………………………………………………………………………………………………………… 25
1.3.3 Основные факторы для выдвижения инициативы «Один пояс и один путь» ……….. 27
Глава 2. Содержание инициативы «Один пояс и один путь» …………………………………….31
2.1 Китайская презентация инициативы «Один пояс и один путь» ………………………………… 31
2.2 Обозрение исследования инициативы «Один пояс и один путь» в Китае. ………………… 36
2.3 Обзор отзывов об инициативе «Один пояс и один путь» за пределами Китая …………… 39
2.4 Исследования и актуальные вопросы по инициативе «Один пояс и один путь» в
международном академическом сообществе. ………………………………………………………………… 43
2.5 Актуальные темы: последствия политики и изменение моделей глобального управления
……………………………………………………………………………………………………………………………………. 45
Глава 3. Сложности в реализации проект «Один пояс и один путь» …………………………50
3.1 Сопротивление идеологической конфронтации ……………………………………………………….. 50
3.2 Структурная несовместимость экономики ………………………………………………………………. 54
3.3 Антиглобализация и перебалансировка сил в регионе ……………………………………………… 58
3.4 Столкновение интересов США и КНР в реализации «Один пояс и один путь» …………. 63
3.4.1. Перемены целенаправленных стратегий США в отношении китайской инициативы
«Один пояс и один путь» ……………………………………………………………………………………………… 64
3.4.2 Влияние инициативы «Один пояс и один путь» на торговую гегемонию США ……. 67
3.4.3 Конкуренция между Китаем и США в сфере поставок общественных благ в рамках
реализации инициативы «Один пояс и один путь» ………………………………………………………… 69
3.4.4 Влияние интернационализации юаня на гегемонию доллара США, вызванное
проекта «Один пояс и один путь» …………………………………………………………………………………. 72
3.5 Репрессивная стратегия США по отношению к Китайской программе «Один пояс и один
путь». ………………………………………………………………………………………………………………………….. 75
3.6 Стратегии по решению проблем, возникающих в ходе реализации «Один пояс и один
путь» …………………………………………………………………………………………………………………………… 82
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………86
Список источников и литературы ……………………………………………………………………………..90
Актуальность темы исследования обуславливается следующими:
Сегодня в мире наблюдаются серьезные и глубокие изменения. Под влиянием международного финансового кризиса, мировая экономика восстанавливается медленными темпами. На фоне неудовлетворенности государств мира действующей моделью международного экономического сотрудничества, в частности, нормами, регулирующими инвестиционное и торговое взаимодействие, вопрос экономического развития становится все более и более серьезным для каждого государства. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» стала проявлением глобальных тенденций к многополярности, экономической глобализации, укрепления культурного многообразия и информатизации общества. Инициатива направлена на поддержание духа регионального сотрудничества открытого типа и призвана поспособствовать сохранению глобальной системы свободной торговли и открытости мировой экономики. Инициатива «Пояс и Путь» является своего рода планом Китая по развитию мировой экономики и одним из наиболее значительных международных инфраструктурных проектов современности.
С момента своего введения в 2013 году, «Один пояс и один путь», китайская программа, запущенная Китаем для преодоления трудностей мирового экономического развития, постепенно превратилась в ключевую стратегию развития Китая и центральным центром китайской дипломатии. Уделяемое ней внимание международными сообществом повышается, и многие страны отреагировали положительно, приняв участие в строительстве «Один пояс и один путь». Однако по мере того, как строительство «Один пояс и один путь» ускоряется, возникают и трудности, и проблемы, связанные с её реализацией. Исследование всяких вопросов, связанных с инициативой «Один пояс и один путь» как важной составляющей социалистической идеологии с китайской спецификой Си Цзиньпина в новую эпоху имеет теоретическую и практическую ценность.
Как амбициозная инициатива в области развития ее масштаб беспрецедентен в истории дипломатии Китая. Поэтому актуальность данного исследования заключается в том, что, многоаспектное исследование сложности, существующие в реализации инициативы «Один пояс и один путь» предоставляет возможность лучше понять коренные причины этой сложности и принципы и характер функционирования международного
4
порядка в современном мире. На примере инициативы «Один пояс и один путь» можно увидеть основные характерные черты геоэкономической и политической трансформации Китая. Исследования в данной работе позволяют ответить на вопрос о том, какое значение «Один пояс и один путь» имеет для развития Китая на данном этапе, какую перспективу мировое сообщество в целом принимает в отношении этой инициативы, и какое влияние она оказывает на существующий миропорядок под руководством крупнейших западных держав, представленных США. С другой стороны, это позволяет нам задуматься над недостатками инициативы «Один пояс и один путь» в свете трудностей и препятствий, возникших в ее реализации, с тем чтобы мы могли продвигать и совершенствовать ее более комплексным и эффективным образом.
Объектом научного исследования выступает китайская инициатива «Один пояс и один путь».
Предметом научного исследования являются сложности в реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь».
Хронологические рамки исследования. Исторический обзор данной работы охватывает раннюю истории древнего Китая и современное развитие КНР, связанные с «Один пояс и один путь», и ограничен хронологическими рамками с 221 г. д. н. э (При Династии Цинь) по сегодняшние дни.
Методологическая основа исследования основывается на комплексном использовании традиционных методов научных исследований. Поэтому методология, используемая в данной работе, носит комплексный характер, в которой исторический подход и документальный анализ используется для проведения исследования понятия “Шелковый путь” и эволюции геополитической экономической стратегии Китая с целью выявления элементов и характеристик эволюции геополитической экономической стратегии Китая. Основное содержание инициативы «Один пояс и один путь» было проанализировано методом качественного контент-анализа. Используя метод сравнительного анализа, позиции и высказывания академических и политических кругов внутри страны и за рубежом на тему «Один пояс и один путь» были проанализированы в единое время. Комплексный анализ собранных материалов с использованием комбинации эффективных методов позволяет выявить коренные причины изменения отношения к «Один пояс и один путь» в западных странах, представленных Соединенными Штатами. На
5
основании вышеизложенного выявляются основные препятствия, с которыми может столкнуться реализация «Один пояс и один путь» в будущем, и направления соответствующих решений. Наконец, системный подход позволяет раскрыть данную тему в контексте мировой политики.
Целью данного исследования является выявление исторической обоснованности инициативы Китая «Один пояс и один путь», а также внутренних и внешних социально- экономических предпосылок, которые образуют основные положения «Один пояс и один путь», а также анализ предполагаемых трудностей в ее реализации и глубинных причин
Задачи соответствуют поставленной в работе цели:
1. Исследовать историческую связь между древним Шелковым путем и
современным проектом «Один пояс и один путь».
2. Рассмотреть взаимосвязи между эволюцией геополитических и экономических стратегий в древнем и современном Китае и инициативой «Один пояс и один путь».
3. Выявить основные положения и главную цель инициативы «Один пояс и один путь».
4. Провести анализ нынешней позиции и отношения международного сообщества в отношении инициативы «Один пояс и один путь».
5. Рассмотреть конкретные проблемы, возникшие при реализации нынешней инициативы «Один пояс и один путь».
6. Рассмотреть взаимодействие между тенденцией анти-глобализации в западном мире, возглавляемым Соединенными Штатами, и инициативой «Один пояс и один путь».
7. Проанализировать трудности, с которыми придется столкнуться при дальнейшей реализации проекта «Один пояс и один путь», и определить возможные способы их преодоления
Источниковая база исследования в основном состоит из следующих категорий.
1. Концептуальные и стратегические документы, изданные китайскими государственными органами. К ним относятся концептуальные документы, выступления, интервью и доклады Национального конгресса Коммунистической партии Китая на тему «Один пояс и один путь», изданные Китаем. Для данной работы особое внимание было
6
уделено официальному документу “Видение и действия по продвижению совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века”, изданному китайским правительством, в котором четко изложены общие рамки инициативы «Один пояс и один путь», включая условия эпохи, основные концепции сотрудничества, направленность сотрудничества, направление сотрудничества и совместное строительство, а также цели сотрудничества.
2. Выступления китайских официальных лиц, излагающих официальную позицию по инициативе «Один пояс и один путь», в том числе речь О совместном строительстве экономического пояса Шелкового пути.
Выступления официальных лиц представляют исключительный интерес для исследования. Данная группа позволяет проследить официальную позицию Китая и России по вопросу инициативы «Один пояс и один путь». Здесь необходимо отметить сборник «Си Цзиньпин о государственном управлении», где опубликованы выступления председателя КНР Си Цзиньпин на тему «Совместное строительство “Экономического пояса шелкового пути”» (7 сентября 2013 года) и «Совместное строительство “Морского Шелкового пути XXI века”» (3 октября 2013 года), что впервые вызвана китайским руководством инициатива «Один пояс и один путь»1.
3. Статистические материалы и ежегодники. Материалы статистики представлены в работе ежегодниками2, изданными Государственным статистическим бюро КНР. Эта группа источников приобретает большое значение при анализе экономических показателей Китая, помогает выявить официальную динамику экономики Китая в последние годы.
4. Материалы новостных сайтов и электронных журналов. В ходе исследования была представлена ссылка на информацию, опубликованную сайтами “Глобал Таймс”,
1 Выступление Си Цзиньпин: Совместное строительство «Экономического пояса шелкового пути». // О государственном управление. / Пер. с кит., – Пекин: Издательство литературы на иностранных языках. 2014. – С. 387-393. / Выступление Си Цзиньпин: Совместное строительство «Морского Шелкового пути XXI века». // О государственном управление. / Пер. с кит., – Пекин: Издательство литературы на иностранных языках. 2014. – С. 394-399. / Выступление Си Цзиньпина на Боаоском Азиатском форуме. 30.03.2015 // Жэньмин жибао онлайн. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0330/c95181-8870961.html (Дата обращения: 17.03.2020) / Си Цзиньпин руководил работой форума “Диало по укреплению взаимосвязанного партнерства и выступил с важной речью”// Жэньмин жибао онлайн. 09.11.2016. URL:http://politics.people.com.cn/n/2014/1109/c1024-25997460.html (Дата обращения: 17.03.2020).
2
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/ (Дата обращения: 05.04.2020).
中 国 统 计 年 鉴 (2011-2015 年 ) [Статистические ежегодники Китая (2011-2015 гг.)] // URL:
7
“Народная газета”, “Синьхуа”, “Новости Китая”, “Жэньминь Жибао”, государственный интернет-портал «Пояс и путь» (一带一路网) и другими.
Степень научной разработанности темы исследования.
Точки зрения исследователей на эту тему разнообразны, а база данных литературы достаточно насыщена и может быть разделена на несколько категорий.
В настоящее время в Китае исследования по теме «Один пояс и один путь» сосредоточены в основном на экономическом и политическом секторах. К экономическим секторам относятся региональная экономическая интеграция, энергетическое сотрудничество, интернационализация РМБ, инфраструктура, прямые иностранные инвестиции, международная торговля и другие кластеры, охватывающие как макро- политику, так и микро-полевой анализ;
Политический сектор включает в себя сообщество человеческой судьбы, международное сотрудничество, стратегическую стыковку и другие кластеры, сосредоточенные на проектировании на высшем уровне системного проекта «Один пояс и один путь».
Во-первых, китайское академическое сообщество позиционирует инициативу «Один пояс и один путь» в рамках официальных документов. С точки зрения новой модели внутреннего экономического развития Китая и открытости для внешнего мира, такие ученые, как Линь Ифу3, Чжан Юньлинь4, Ху Аган, Ма Вэй и Янь Илун5 рассматривают инициативу «Один пояс и один путь» как новую стратегию внутреннего развития, главной целью которой является перенос отстающих производственных мощностей за границу, содействие экономической реструктуризации и трансформации моделей экономического развития. С этой точки зрения, инициатива «Один пояс и один путь» отвечает не только потребностям Китая в трансформации факторной мобильности, но и потребностям
3《林毅夫: 中国 8%经济增长率还可持续 20 年》[Линь Ифу: 8-процентный экономический рост Китая может продлиться еще 20 лет] // 人 民 网 [Жэньминь Жибао] 11. 9. 2012. – URL: http://finance.people.com.cn/n/2012/0911/c70846-18978560.html (Дата обращения: 13.04.2020).
4 张蕴岭 《中国与周边关系:命运共同体的逻辑》[Чжан Юньлин: Отношения Китая со своими соседями: логика сообщества судьбы] // 人 民 网 [Жэньминь Жибао] 18.02.2014.– URL: http://theory.people.com.cn/n/2014/0218/c367550-24393940.html (Дата обращения: 15.04.2020).
5 胡鞍钢 马伟 鄢一龙 “丝绸之路经济带”: 战略内涵、定位和实现路径[Ху Анган, Ма Вэй, Ян Илонг. “Экономический пояс Шелкового пути”: стратегическая коннотация, позиционирование и путь к реализации] // 新疆师范大学学报[Вестник Синьцзянского педагогического университета]. – 2014. – No 02. – pp. 1-11.
8
национального промышленного трансферта. В частности, ученый Сонг Гуё6 считает, что инициатива «Один пояс и один путь» имеет в себе богатые экономические цели: во-первых, передать излишки производственных мощностей внешнему миру для стимулирования экономического развития других стран, а во-вторых, создать новую открытую модель посредством скоординированного развития восточного, центрального и западного регионов. Лю Вэйдун, Юань Синьтао, У Цзяньмин, Хуан Ипин, Цзиньлинь7 и другие представили углубленный анализ целей, содержания и характеристик «Один пояс и один путь» Китая, а также подробный анализ стратегических экономических и политических аспектов Китая. Лю Вэйдун8 считает, что «Один пояс и один путь» является результатом углубляющегося развития экономической глобализации, изменений в мировом экономическом ландшафте и изменений в собственной модели развития Китая, органического сочетания “духа Шелкового пути” и концепции экономической глобализации, а также попыткой создать инклюзивный путь глобализации.
Трактовка инициативы «Один пояс и один путь» с геополитической точки зрения в политической сфере также является одной из горячих точек исследования. Du Durbin9, Huang Yiping 10 , Lin J 11 и другие считают, что «Один пояс и один путь» будет способствовать интеграции евразийского континента и менять геоэкономические преимущество Китая, тем самым формирует более благоприятную стратегическую позицию на глобальном уровне. В то же время процесс индустриализации в странах,
6 宋国友 “一带一路”战略构想与中国经济外交新发展[Сун Гою. Стратегическая концепция «Один пояс и один путь» и новое развитие экономической дипломатии Китая] // 国际观察[международное наблюдение] – 2015. – No 4. – pp. 22-34.
7 吴建民 中国特色大国外交与“一带一路”[У Цзяньминь. «Пояс и путь» и великодержавная дипломатия с китайской спецификой. ] // 外文出版社[издательство “Вайвэнь чубаньшэ”]. – 2016. – pp. 44 / 袁新涛 “一带 一路”建设的国家战略分析 [Юань Синьтао. Анализ государственной стратегии «Один пояс и один путь»] // 理论月刊[Теоретический ежемесячный]. – 2014. –No 11. – pp. 5 – 9. / 刘卫东 一带一路战略的科学内涵与科学 问题 [Лю Вэйдун. Научный стратегический аспект концепции «Один пояс и один путь»] // 地理科学进展 [Прогресс в геонауках] – 2015. – No 5. – pp. 538-544. / Huang Yiping. The Silk Road Initiative: China’s New Economic Diplomacy? // China International Studies. – 2015.No1. – P.45-54. / Jin Ling. The “New Silk Road” Initiative: China’s Marshall Plan? // China International Studies. – 2015. – P.70-83.
8 刘卫东 一带一路战略的科学内涵与科学问题[Лю Вэйдун. Научный стратегический аспект концепции «Один пояс и один путь»] // 地理科学进展[Прогресс в геонауках]. – 2015(34), – No5. – pp. 538-544.
9 Du Debin, Ma Yahua. One Belt and One Road: The grand geo-strategy of China’s rise // Geographical Research. – 2015. No34 (6) – P.1005-1014.
10 Huang Y P. Understanding China’s Belt & Road Initiative: Motivation, framework and assessment // China Economic Review, – 2016. No40. – P. 314-321.
11 Lin J. One Belt and One Road” and free trade zones: China’s new opening-up initiatives. // Frontiers of Economics in China. – 2015. No 10(4). – P.585-590.
9
расположенных вдоль маршрута, ускоряется за счет поддержки смены парадигмы в межрегиональной и внешней торговле.
При обсуждении геополитики и геостратегии проекта «Один пояс и один путь» исследователи западных стран уделили больше внимания геостратегическим целям проекта «Один пояс и один путь», и большинство из них придерживаются позиции “противостояния суши и моря”. Это отражено в работах западных ученых, таких как Тереза Фэллон, Патрик Бурнсо, Темури Якобашвили и Кристина Лин и Брайан Эйлер12, которые утверждают, что геополитическая цель Китая «Один пояс и один путь» заключается в том, чтобы обратиться к Европе и тем самым уменьшить ее зависимость от Соединенных Штатов, и что это проект, ориентированный на перспективу и предназначенный для удовлетворения потребностей внутренней экономики, а не для усиления политического влияния.
С момента выдвижения стратегии «Один пояс и один путь», научные сессии в Китае и за рубежом также проводили более систематические исследования геополитических рисков.
Западные ученые Надеге Ролланд13, Шеннон Тереззи14, Джейкоб Стоукс15 и другие проанализировали основные проблемы в регионе «Один пояс и один путь», особенно этнические сложности Центральной Азии, религиозные вопросы и территориальные проблемы с ее приморскими соседями, и утверждали, что проект «Один пояс и один путь» “очень похож на план Маршалла Соединенных Штатов” и может вызвать стратегические подозрения у малых соседних стран.
12 Theresa Fallon. China’s Pivot to Europe // American Foreign Policy Interests. -2014. No4. / Patrick Burnson. Keeping an eye on China // Logistics Management. – 2015. No 5. – P.72. / Temuri Yakobashvili, Christina Lin. Has China Shanghaied Central Asia? URL: http://www.realclearworld.com/articles/2013/10/07/has_china_shanghaied_central_asia_105499.html#!//BrianEyler (Дата обращения: 16.04.2020). / China’s new silk roads tie together three continents. URL: https://www.chinadialogue.net/article/show/single/en/7849-China-s-new-silk-roads-tie-together-three-continents (Дата обращения: 16.04.2020).
13 Nadege Rolland.China’s New Silk Road. URL: http://thediplomat.com/2014/05/chinas-new-silk-road-vision- revealed/ (Дата обращения: 15.05.2020).
14 Shannon Tiezzi. The New Silk Road: China’s Marshall Plan? URL: http://thediplomat.com/2014/11/the-new-silk- road-chinas-marshall-plan/ (Дата обращения: 05.05.2020).
15 Jacob Stokes. China’s Road Rules. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/2015-04-19/chinas-road- rules (Дата обращения: 15.05.2020).
10
Китайские ученые Чан Цзян16, Сяо Синьмэй17, Ма Юнь18, Юй Цзиньпин и Гу Вэй19 провели исследование геополитических рисков «одного пояса и одного пути» с точки зрения конфликта национальных интересов, споров по поводу национальной демократии, территориальных споров, а также присутствия на маршруте азартных игр большой силы.Примечательно, что Ван Имидзи и Чжэн Дун 20 считают, что “сталкиваясь с политическими, экономическими и правовыми рисками, «Один пояс и один путь» также должна иметь дело с моральными рисками с трех уровней – государственного, предпринимательского и индивидуального”.
В ответ на многочисленные геополитические риски, с которыми сталкивается инициатива «Один пояс и один путь», китайские ученые провели углубленные исследования и предложили соответствующие контрмеры, такие как: Ши Иньхун21, Вэй Чжимин 22 , Хэ Маочунь 23 и другие, предложили путь содействия осуществлению инициативы «Один пояс и один путь», прежде всего, как можно скорее усовершенствовать общую схему «Один пояс и один путь», создать условия, благоприятные для безопасности и развития Китая, а также уменьшить геополитические риски на основе принципа сотрудничества по правилам.
16 蒋姮 “一带一路”地缘政治风险的评估与管理[Цзян Лао. Оценка и управление геополитическими рисками «Один пояс и один путь»] // 国际贸易[международная торговля]. – 2015. – No 8. – pp. 21-24.
17 肖新梅 “一带一路”建设的风险与防范[Сяо Синмэй. Риски и меры предосторожности при строительстве «Один пояс и один путь»] // 山西财经大学学报[Вестник Шаньсийского университета финансов и экономики] – 2015. – No11. – pp. 7-8.
18 马昀 “一带一路”建设中的风险管控问题[Ма Юнь. Управление рисками и контроль при строительстве инициативы «Пояс и путь»] // 政治经济学评论[Обзор политической экономики]. – 2015. – No7. – pp. 189-197. 19 于津平 顾威 “一带一路”建设的利益、风险与策略[Ю Цзиньпин, Гу Вэй. Преимущества, риски и стратегии строительства «Один пояс и один путь»] // 南开学报[Вестник Нанькайского университета], – 2016. – No1. – pp. 68-69.
20 王义桅 郑栋 “一带一路” 战略的道德风险与应对措施[Ван Ичжи, Чжэн Дон. Моральные риски и контрмеры стратегии «Один пояс и один путь»] // 东北亚论坛[Форум Северо-Восточной Азии (ФСВА)]. – 2015. – No4. –
pp. 39-47.
21 时殷弘 “一带一路”: 祈愿审慎[Ши Иньхун. «Пояс и путь»: молитесь за благоразумие] // 世界经济与政治 [Мировая экономика и политика]. – 2015. – No7. – pp.151-153.
22 卫志民 “一带一路”战略: 内在逻辑、难点突破和路径选择[Вэй Жимин. Стратегия «Пояс и путь»: внутренняя логика, сложные прорывы и выбор пути] // 学术交流[академический обмен] – 2015. – No8. – pp.110-112.
23 何茂春 “一带一路”战略面临的障碍与对策[Хэ Маочунь. Препятствия и меры противодействия стратегии «Пояс и путь»] // 新疆师范大学学报[Вестник Синьцзянского педагогического университета] – 2015. – No5.
11
Структура выпускной квалификационной работы была сформирована в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы.
В данной работе мы провели целенаправленное исследование исторического
контекста инициативы «Один пояс и один путь», на основе которого лежит представление
о том, что «Один пояс и один путь» является результатом геостратегической эволюции
Китая, а с точки зрения исторической перспективы его суть является стратегическим
переходом от традиционного государственно-земельного государства к комбинированному
государственно-земельному и государственно-морскому положению. В частности, в
последнее время эта тенденция ускорилась, геостратегический подход перешел от
“пассивного” к “активному”, что также является для Китая основным средством
достижения великого возрождения китайской нации в новый период, направленным на
высвобождение потенциала экономического роста Евразийского континента посредством
строительства «Один пояс и один путь» и на высвобождение собственных преимуществ в
развитии отечественной экономики при одновременном содействии мировому
экономическому развитию.
Как модернизированная версия древнего Шелкового пути, «Один пояс и один путь»
имеет глубокие исторические корни и получил новые коннотации для устойчивого развития
Китая в 21 веке. Изучая историческое развитие геополитико-экономической стратегии
Китая, можно заметить, что история древнего экономического и политического центра
притяжения Китая всегда была внутри страны, практически не имея выходящих за ее
пределы территориальных границ, а история становления и развития сменявших друг друга
китайских династий во многом является историей вторжений и контрвторжений между
цивилизацией Центральных Равнин и кочевыми народами севера. Таким образом, угрозы
на море перестали вызывать беспокойство, что привело к формированию в Китае
геополитической концепции “охраны Китая и управления его границами”, которая
сосредоточилась на защите северной границы на суше, и в то же время сосредоточилась на
умиротворении и стабилизации своих кочевых и могущественных соседей на севере,
подчинив их “ордену Хуайи” обьединения.
После Опиумной войны 1840 г. ситуация с сохранением “ордена Хуайи” “имперской
системой дани” была полностью нарушена, а многие геополитические и экономические
стратегические корректировки, внесенные Китаем с тех пор, стали результатом внешнего
давления (пассивного). Например, в современную эпоху Китай “спорил о морской обороне
и защите моря”; во времена Китайской Республики Сунь Ят-сен и другие выдвигали идею
морской державы; во время холодной войны, когда два полюса мира были
противопоставлены друг другу, Китай осуществил ряд геополитических и экономических
сдвигов, от “одной стороны” к “двум линиям” и, наконец, интегрировался в мировую
экономику; после окончания холодной войны, с распадом Советского Союза, мир стал
таким, где одна сверхдержава и ряд мировых держав; Китай придерживался стратегии
“спрятаться за бункером”, энергично развивая свою экономику внутри страны, укрепляя
отношения с соседними странами и интегрируясь экономически в мировую экономическую
систему, в которой доминировали США и другие страны Запада.
Лишь после того, как новое поколение коллективного лидерства вступило в
руководство страной, эти пассивные положения изменились, и, основываясь на
исторических перспективах и реалистичных проблемах, внешнестратегическая стратегия
Китая перешла от пассивной к активной, от оборонительной к активной, от укрывательной
к энергичным действиям. Содействие развитию экономической глобализации и решение
мировых дилемм развития посредством «Один пояс и один путь» можно рассматривать как
геополитический и экономический стратегический подход Китая к обеспечению мирного
развития.
Во-вторых, на основе разработки и интерпретации инициативы «Один пояс и один
путь» китайскими официальными лицами и международным сообществом, в данной работе
подводится итог и делается вывод о том, что корнем западного заблуждения по поводу
«Один пояс и один путь» является западное геополитическое воображение, ставшее
“ортодоксальным” геополитической теорией с глобальным расширением западной
державы, и в определенной степени приведшее к глобальной монополии идей.
В целом, большинство стран, расположенных вдоль маршрута «Один пояс и один
путь», проявляют доброжелательное отношение к инициативам Китая, надеясь
использовать возможности Китая в области развития и содействовать собственному
экономическому развитию. Однако интерпретация инициативы «Один пояс и один путь»
некоторыми странами и учеными международного сообщества сильно отличается от
официальной интерпретации китайскими официальными лицами, что привело к
колеблющимся позициям заинтересованных стран и народов, что привело к значительной
нестабильности в осуществлении инициативы «Один пояс и один путь». Хотя Китай четко
дал понять, что сотрудничество является ключевым элементом инициативы «Один пояс и
один путь», международное научное сообщество всегда было обеспокоено намерениями
этой инициативы и тем воздействием, которое она окажет. В течение некоторого времени
внешняя политика Китая, направленная на то, чтобы спрятаться за бункером, в некоторой
степени смягчила сомнения внешнего мира, но выдвижение инициативы «Один пояс и один
путь» в очередной раз стимулировало нервы зарубежных академических кругов, в
рузультате того оживляют дискуссию о подъеме великих держав и смене гегемонии.
Основной вопрос, который неоднократно ставится иностранными учеными, заключается в
том, являютсяся ли стратегической целью инициативы «Один пояс и один путь» –
содействие международному сотрудничеству, достижение общего развития или изменение
геополитического ландшафта; а также является ли ее политическое воздействие
совершенствованием модели глобального управления или приближением к гегемонии.
В-третьих, с одной стороны, инициатива «Один пояс и один путь» является
предложением Китая по ускорению экономической глобализации; однако с точки зрения
неореалистического геополитического анализа можно видеть, что она, напротив, может
ускорить распространение явления “анти- глобализации”, что затрудняет реализацию
инициативы «Один пояс и один путь». Например, в последние годы тенденция анти-
глобализации привела к серьезному замедлению процесса регионального экономического
сотрудничества, что еще больше поставило под дилемму строительство инициативы «Один
пояс и один путь». С точки зрения традиционной геополитики можно видеть, что
строительство «Один пояс и один путь» в определенной степени затрагивает основные
интересы западных стран во главе с США в сферах торговли, механизмов поставок
общественных благ и валютной гегемонии и тем самым заставляет их подавлять страны с
формирующейся рыночной экономикой во многих отношениях, что приводит к частым
проявлениям анти-глобализации, которая поставит строительство «Один пояс и один путь»
в страны, расположенные вдоль маршрута, в сложное положение и негативно сказывается
на развитии мировой экономики.
В целом можно отметить, что с существенным углублением и расширением
глобализации глобальные связи между странами и регионами достигли значительной
глубины и широты, а традиционная геополитическая концепция стремления к мировому
политическому и экономическому господству и контролю, а также мышление в духе
“холодной войны”, характеризующееся конфронтацией, контролем и сдерживанием, по
которым рассматривают проект «Один пояс и один путь», явно отстают от потребностей
развития в новом столетии. Но такое реалистичное геоэкономическое мышление до сих пор
используется западными геополитическими элитами в своей трактовке «Один пояс и один
путь». В будущем, при решении вопросов стратегического стыковки между Китаем и
странами по маршруту «Один пояс и один путь» и в процессе координации и
сотрудничества с региональными организациями, необходимо принять новое мышление,
опирающееся на основе равенства, открытости, сотрудничества, взаимовыгодного развития,
чтобы смягчить геополитическую конкуренцию и конфликты, которые могут возникнуть в
результате реалистичного геоэкономического мышления. В контексте глобализации и
регионального сотрудничества Китай должен расширять предоставление общественных
благ, содействовать взаимодействию со стратегиями развития стран, расположенных вдоль
маршрута, укреплять обмены между странами и совместно содействовать развитию
мировой экономики.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!