Религиозное мышление в постсекулярную эпоху: деконструкция и теология
В данном исследовании рассмотрено такое явление как постсекуляризм и трансформация религиозного мышления в его эпоху. Проанализированы основные элементы современной религиозной ситуации и их влияние на появление новых форм веры и представлений о божественной сущности.
Целью исследования является комплексный анализ постсекулярной эпохи во всём её многообразии в качестве фундаментального философского измерения. Важной частью работы можно считать метод деконструкции применяемый для того, чтобы показать переход элементов человеческого общества из пространства секулярного в пространство постсекулярного на основе децентрализации и схлопывания бинарных оппозиций «сакрального» и «профанного», «божественного» и «мирского». В ходе исследования было выяснено, что постсекулярная эпоха находится на стадии расцвета, когда религиозное и сакральное возвращаются в публичное пространство.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка, состоящего из 83 наименований. Первая глава посвящена рассмотрению явления постсекуляризма как новой парадигмы мышления и христианской теологии как одному из его проводников. Затронуты такие явления новой теологии как слабая теология, теология смерти Бога, а также радикальная ортодоксия. Во второй же главе рассматриваются различные формы религиозного мышления в данную эпоху в рамках таких явлений как квазирелигиозность, новые религиозные движения, а также массовая культура, медиа-пространство и повседневность.
Введение………………………………………………………………………3
Часть 1. Постсекуляризм как новая парадигме мышления и теология как его
проводник……………………………………………………………………..9
1.1.Теория секуляризации как парадигма мысли XX века…………………9
1.2. Критика секуляризма и очерчивание границ постсекулярного
общества………………………………………………………………………16
1.3. Апофатика Деррида и «деконструкция в церкви». Как возможно
деконструктивистское прочтение Евангелия……………………………….24
1.4. «Бог как Событие» в концепциях Джона Капуто и Джанни Ваттимо и
радикальная ортодоксия Джона Милбанка…………………………………34
Часть 2. Новые формы религиозного мышления при
постсекуляризме………………………………………………………………47
2.1. Явление квазирелигиозности как часть религиозного мышления в
постсекуляризме………………………………………………………………47
2.2. Новые религиозные движения как элемент постсекулярной
парадигмы……………………………………………………………………..58
2.3. Религиозные элементы в повседневной жизни человека постсекулярной
эпохи……………………………………………………………………………68
2.4. Религиозные элементы в произведениях массовой культуры…………75
2.5. Бог как медиа-онтологический Другой, и как религия выживает в
медиапространстве…………………………………………………………….83
Заключение………………………………………………………………………………88
Список источников……………………………………………………………….94
Актуальность проблемы. Явление постсекуляризма в наши дни
охватывает многие сферы общественной жизни – от политической до
социальной. Мнения социологов, философов и иных исследователей по
поводу его точного определения значительно разнятся: одни говорят о
возвращении религии в публичное пространство, другие рассуждают о
кризисе атеизма. Кто-то же рассматривает постсекуляризм лишь в контексте
возрождения христианства в плане обращения исследователей к священным
текстам и теологическим трактатам, заимствовании оттуда понятий и
определений для своих теоретических изысканий. К последним мы можем
отнести таких мыслителей как Славой Жижек 1, Ален Бадью2 и Джорджо
Агамбен3, чьё заимствование терминов из богословских источников говорит
о бесстрашном выступлении против самоограничения разума в
теоретическом плане и сопротивлении тем самым появлению
абсолютистских идей. Теологи же наоборот обращаются к философским
концепциям и применяют их в своей богословской и апологической
деятельности. Так, например, Джон Капуто обращается к деконструкции
Деррида, оказавшей большое влияние на явление постсекуляризма в целом.
Все эти определения постсекуляризма, разумеется, имеют место быть,
однако ни одно из них не охватывает в полной мере данное явление, что
говорит нам о его многогранности и сложности. Так, например, если мы
говорим о постсекуляризме как о кризисе атеизма, то нам следует
разобраться с тем, что представляет собой тот же атеизм – мировоззрение,
характеризующееся отсутствием веры в бога или богов, или же религия, а,
точнее, квазирелигия, базирующаяся на вере в то, что бога, как такового, не
существует, или он просто отсутствует.
1
Жижек С., Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие / Пер.
с англ. В. Малина. – М.: Художественный журнал, 2003.
2
Бадью А., Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. – М.:
Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999.
3
Агамбен Д., Оставшееся время: Комментария к Посланию к Римлянам / Джорджо
Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. – М.: Новое литературное обозрение, 2018.
Или же, говоря о постсекуляризме только лишь как о возрождении
христианства, мы попадаем в неоднозначное положение. С одной стороны,
постсекуляризм по большей части распространен в западном обществе,
которое в основах своего мышления во многом опирается на христианство,
однако, многие религиоведы и прочие исследователи к элементам
постсекуляризма относят расцвет религиозного фундаментализма, в
частности, исламского, а также появление многочисленных новых
религиозных движений, которые успешно ассимилировались в условиях
современности. Всё это говорит нам о некоей размытости исследуемого нами
явления и требовании очертания его границ.
Кроме того, религиозное мышление, представление человека о Боге
подверглось серьёзным трансформациям в эту эпоху. Оно принимает
разнообразные формы в зависимости от того, к какой социальной группе
принадлежит индивид, с чем он себя идентифицирует, что делает его
религиозный опыт скорее уникальным, а не универсальным событием. В
постсекулярную эпоху религиозное мышление проникло даже в те сферы,
которые, на первый взгляд, к религии не имеют никакого отношения, будь то
художественные произведения или средства массовой информации.
Объектом исследования выступает явление постсекуляризма, в
котором религия и теология возвращаются в публичное пространство.
Предметом исследования является трансформация религиозного
мышления в разных сферах человеческой жизни в эпоху постсекуляризма.
Степень разработанности проблемы. Постсекулярной философии
посвящено достаточно много исследований, как философов, так и
религиоведов и богословов. Можно выделить ряд работ исследователей,
балансирующих на грани между секулярным и постсекулярным и ставящих
вопрос о том, наступила ли вообще постсекулярная эпоха. К таким
исследователям можно отнести Юргена Хабермаса, Хосе Казанову, Питера
Бергера, Томаса Лукмана и Брайана Уилсона. Последние двое, скорее,
настаивали на том, что наш мир является скорее секулярным, а не
постсекулярным. Большое значение для выстраивания концептуальной
1. Агамбен Д., Оставшееся время: Комментария к Посланию к
Римлянам / Джорджо Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. – М.: Новое
литературное обозрение, 2018.
2. Альтицер Т., Смерть Бога: Евангелие христианского атеизма // М.:
Канон, 2010. 224 с.
3. Бадью А., Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр.
О. Головой. – М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская
книга, 1999.
4. Барт К., Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете
Бонна в летний семестр 1946 года. // СПб.: Алетейя, 1997. 271 с.
5. Бонхёффер Д., Сопротивление и Покорность. Пер. с нем.
А. Б. Григорьева.; вступ. ст. Е. В. Барабанова. — М.: Прогресс, 1994.
6. Буайе П., Объясняя религию: Природа религиозного мышления.
// М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. – 496 с.
7. Ваттимо Дж. После Христианства // М.: Три Квадрата, 2007. 160 с.
8. Вебер М., Протестантская этика и дух капитализма. // М.: Прогресс,
1990 г.
9. Гараджа В.И., Религиоведение / В.И. Гараджа – 2-е изд.,
дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995 г.
10. Гройс Б., Под подозрением. Феноменология медиа. // М.: 2006. –
200 с.
11. Губницына О., Религия и современное общество потребления:
введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии,
2007. Т. 10. №1. С. 77-86.
12. Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я.И. Свирского. – 2-е изд. –
М.: Академический проект, 2015. – 472 с. – (Философские технологии).
13. Деррида Ж. Поля философии / Пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. – М.:
Академический Проект, 2012. – 376 с. – (Философские технологии).
14. Деррида Ж. Эссе об имени / пер. с фр. Н. А. Шматко. – СПб.:
Алетейя, 2015. – 192 с. – (Gallicinium).
15. Деррида, Ж. Оставь это имя (Постскриптум) // Гурко Е., Деррида Ж.
Деконструкция: тексты и интерпретации. Минск, 2001. С. 205-251.
16. Жижек С., К материалистической теологии // Философско-
литературный журнал Логос, 2008. №4 (67). С. 55-56.
17. Жижек С., Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом //
М.: Издательство «Европа», 2009. – 336 с.
18. Жижек С., Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за
христианское наследие / Пер. с англ. В. Малина. – М.: Художественный
журнал, 2003.
19. КазановаХ.Размышляяопостсекулярном:тризначения
«секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство,
религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №4. С. 143–174.
DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174
20. КапутоД.,Каксекулярныймирсталпостсекулярным.//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). 186-205 с.
21. Капуто Д., Религия «Звёздных Войн» // Философско-литературный
журнал Логос, 2014. №5 [101]. С. 131-140.
22. Кубертен П.,Олимпийскиемемуары.//Киев:Олимпийская
литература, 1997. 180 с.
23. КырлежевА.,Постсекулярное:краткаяинтерпретация//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). – С. 100-106.
24. Леви-Брюль Л., Первобытное мышление // Психология мышления.
Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980.
25. Леви-Строс К., Первобытное мышление. / Пер., вступ. ст., примеч.
А. Островского. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. – 392 с.
26. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. // Пер. с фр. Н. А. Шматко. –
М.: Алетейя. 2016 г. 160 с.
27. Малиновский Б., Магия, наука и религия // М.: Академический
проект, 2015. – 298 с. – (Философские технологии).
28. Милбанк Дж. «Христианство возродится только в том случае, если
будет стараться всё заново переосмыслить по-христиански…» // Государство,
религия, церковь в России и за рубежом, 2013. №3(31). С.285-290.
29. Михельсон О.К., Религия и массовая культура в религиоведческом
исследовании // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. III. С. 132-135.
30. Отто Р., Священное / Пер. Руткевича А. М. — СПб: Изд-во Санкт-
Петербургского ун-та, 2008. – 269 с.
31. Павлов А., Гиперреальная религия, Лавкрафт и культ «Зловещих
мертвецов» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. №
3. С. 12-40. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-3-12-40
32. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. / Пер.,
послесл., прим. В.В. Бибихина. 2-е изд.: – СПб.: Наука, 2004. 384 с.
33. ПосланиекТимофеюСвятогоДионисияАреопагита.О
таинственномбогословии(переводЛ.Н.Лутковского) // Историко-
философский ежегодник : журнал. — М.: Наука, 1991. — № 90. — С. 220.
34. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 549 с.
35. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. // – Изд. 2-е,
испр. и доп. – СПб.: Русский Міръ, 2016. – 672 с.
36. СамыгинС.И.,Нечепуренко,В.Н.,Полонская,И.Н.,
Религиоведение: социология и психология религии. // Ростов н/Д., 1996. –
670 с.
37. Скот И.Д., Избранное // М.: изд-во Францисканцев, 2001. – 584 с.
38. Смирнов М.Ю., Социология религии: Словарь. // СПб.: Изд-во С.-
Петерб. ун-та, 2011. – 412 с.
39. Смит, Д. Церковь и постмодернизм: Как найти место в церкви
Лиотару, Фуко и Деррида? // Черкассы: Коллоквиум, 2012. 214 с.
40. Субботский Е.В. Невидимая реальность: Сознание в зеркале
магического мышления // Психолог. – 2015. – №3. – С. 33-67.
41. Тейлор Ч., Секулярный Век. / Пер. с англ. (Серия “Философия и
богословие”). – М.: ББИ, 2017. – 967 с.
42. Тиллих П., Избранное. Теология культуры / М.; СПб.: Центр
гуманитарных инициатив, 2015. – 352 с.
43. УзланерД.,Введениевпостсекулярнуюфилософию.//
Философско-литературный журнал Логос, 2011. №3 (82). 3-32 с.
44. Узланер Д., Конец религии? История теории секуляризации / Д.А.
Узланер; Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: «Изд. дом
Высшей школы экономики», 2019. – 240 с.
45. ХабермасЮ.,Политическиефункции публичной сферы //
Структурное изменение публичной сферы: исследование относительно
категории буржуазного общества. М.: 2016. – 344 с.
46. Харви Г., Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь
/ Грэм Харви; пер. с англ. К. Колкуновой, науч. Ред. А. Рахманин. – М.:
Новое литературное обозрение, 2020. – 368 с. – (Серия «Studia religiosa»).
47. Чеснова Е. Н., Место и роль религиозной веры в контексте
секуляризационных процессов в обществе // «Религии России: проблемы
социального служения»: сборник материалов II Междунар. науч.-практич.
конф., г. Н. Новгород, 6 октября — 9 октября 2012 г.. — Нижний Новгород:
ИД «Медина», 2011. — 630 с.
48. Эгильский Е. Э., Матецкая, А. В., Самыгин, С. И. Новые
религиозныедвижения.Современныенетрадиционныерелигиии
эзотерические учения: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
49. Berger P.L. From the Crisis of Religion to the Crisis of Secularity //
Religion and America: Sprituality in a Secular Age / ed. by M. Douglas, S.M.
Tipton. Boston: Beacon, 1983. P. 14-24.
50. Berger P.L. The Social Reality of Religion. Harmondsworth: Penguin.
1969. 229 p.
51. Bird M., Film as Hierophany // Knoxville (TN), 1982. P. 3-22.
52. Caputo J., Old Religion // L., N.Y.: Routledge, 2001.
53. Caputo J., Spectral Hermeneutics // Caputo J.D., Vattimo G. After the
Death of God. N.Y.: Columbia University Press, 2007.
54. Caputo J., The Weakness of God / Bloomington and Indianapolis:
Indiana University Press, 2006.
55. Casanova J. Rethinking Secularisation: A Global Comparative
Perspective. Religion, Globalization, and Culture, 2007. P. 7-22.
56. Couldry N., Nepp, A., Krotz, F., Media Events In a Global Age //
London: Routledge, 2010.
57. Davidsen M., Jediism: a convergence of Star Wars fan culture and salad
bar spirituality // De Filosoof; Departementsblad Wijsbegeerte Universiteit
Utrecht. 2011.
58. Detweiller C., Taylor, B., A Matrix of Meanings: Finding God in Pop
Culture // Michigan, 2003. 352 p.
59. Famisaran Trisha M. Weak Theology: A Postmodern Account of God. //
Adventist Society of Religious Studies, Boston, Massachusetts. 2008. 14 p.
60. Greil A., Rudy, D., Is Alcoholics Anonymous a religious organization?
Meditations on Marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50. №1.
61. Greil A., Rudy, D., On the Margins of the Sacred: Quasi-Religion in
Contemporary America // In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism
in America / T. Robbins, D. Anthony, eds. New Brunswick, 1990.
62. Hadden J.k., Toward Desacralizing Secularization Theory // Social
Forces. – 1987. – Vol. 65. – №3.
63. Hamilton W. The Death of God Theologics Today // Radical Theology
and The Death of God. – N.Y. 1966.
64. Jenkins H., Textual Poachers. Television Fans and Participatory Culture,
1992. 343 p.
65. Luckmann Th. The Invinsible Religion: The Problem of Religion in
Modern Society. L.: Collier-Machmillan. 1970. 128 p.
66. Lynch G., Understanding Theology and Popular Culture // Malden
(MA), 2005.
67. Milbank J., Beyond Secular Order: The Representation of Being and the
Representation of the People // Wiley-Blackwell, 2014. – 298 p.
68. Milbank J., Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. 2-nd
edition. 2006. – 480 p.
69. Moltmann Jü. Der gekreuzigte Gott: das Kreuz Christi als Grund und
Kritik christlicher Theologie // München: Kaiser, 1987.
70. Peters J., Speaking into the Air: A History of the Idea of Communication
// Chicago: University of Chicago Press, 1999.
71. Pickstock C., Modernity and scholasticism: A Critique of Recent
Invocations of Univocity // Antonianum. LXXVIII. P. 3-46.
72. Possamai A., Religion and Popular Culture // A. Possamai. – Brussels:
P.I.E. Peter Lang, 2005. 161 p.
73. Shiner L., The Concept of Secularization in Emperical Research. //
Journal for the Scientific Study of Religion. 1967. Vol. 6. P.207-220.
74. Smith J.E., Humanism as a Quasi-Religion // Free Inquiry. 1996. Vol.14,
№4.
75. Smith J.E., Quasi-Religions: Humanism, Marxism and Nationalism /
N.Y., 1994. 154 p.
76. Sociology and Religion: A book of readings – Englewood Cliffs, N.J. :
Prentice – Hall, 1969.
77. Tillich P., Christianity and the Encounter of the World Religions
// New York, London, 1963.
78. Wach J., The Comparative Study of Religion // N.Y., 1958.
79. Waldron D., Role-Playing Games and the Christian Right: Community
Formation in Response to a Moral Panic // The Journal of Religion and Popular
Culture, 2005.
80. Wilson B. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. / L.:
Watts. 1966. 252 p.
Электронные ресурсы:
81. Кырлежев А., Постсекулярная Эпоха [Электронный ресурс] //
Журнал«Континент».2004.№120.URL:
https://magazines.gorky.media/continent/2004/120/postsekulyarnaya-epoha.html
(Дата обращения: 16.04.2020.)
82. Doctrine of the Order [Электроный ресурс] // Temple of the Jedi Order.
URL:https://www.templeofthejediorder.org/doctrine-of-the-order(Дата
обращения: 17.04.2020)
83. Moyers B., Lucas G., Of Myth and Men [Электронный Ресурс] // Time,
1999. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,23298-1,00.html
(Дата обращения: 17.04.2020)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!