Лексические средства в речевой характеристике персонажа кинотекста (на материале мультипликационного цикла «Три богатыря»)
Магистерская диссертация посвящена описанию лексических средств в кинодиалогах ключевых персонажей в шести сериях мультипликационного цикла «Три богатыря», вышедших на экран с 2004 по 2017 гг. Лексические средства, создающие комический эффект, в работе рассматривались с точки зрения их семантики и функционирования, с учетом сферы общения (деловая и бытовая), речевых жанров (информативный, оценочный, императивный, этикетный), и были распределены по следующим группам: слова-ситуации, слова-отношения, слова-другие люди, слова-вещи.
В работе подтверждается гипотеза, состоящая в том, что среди лексических средств, используемых в речевой характеристике персонажей мультипликационного цикла «Три богатыря» и участвующих в создании комического эффекта, будут, во-первых, лексические единицы, являющиеся актуальными / модными в речи русских людей времени написания сценария мультфильма (т.е. нач. XXI в.), а во-вторых, лексические средства, направленные на индивидуализацию образа определенного персонажа, в частности, высказывания, в некоторых случаях ставшие прецедентными.
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования речевой характеристики персонажа
кинотекста ………………………………………………………………………………………………………… 9
1.1. Языковая личность как лингвистическая категория ………………………………….. 9
1.1.1. Соотношение понятий «языковая личность», «речевой портрет» и
«речевая характеристика» ……………………………………………………………………………. 9
1.1.2. Основные параметры речевой характеристики персонажа …………………. 15
1.2. Лексические средства в характеристике языковой личности …………………… 18
1.3. Лексические способы выражение комического……………………………………….. 29
1.4. Особенности кинотекста ………………………………………………………………………… 32
1.4.1. Определение кинотекста. Кинодиалог ………………………………………………. 32
1.4.2. Мультипликационный цикл «Три богатыря» …………………………………….. 33
1.5. Модель описания речевой характеристики персонажа …………………………….. 35
Выводы …………………………………………………………………………………………………………… 36
Глава 2. Речевая характеристика персонажей мультипликационного цикла «Три
богатыря» ……………………………………………………………………………………………………….. 39
2.1. Лексические средства в деловой сфере общения персонажей ………………….. 41
2.1.1 Речевая характеристика князя Киевского …………………………………………… 42
2.1.2. Речевая характеристика богатырского коня Юлия Цезаря …………………. 55
2.1.3. Речевая характеристика богатырей ……………………………………………………. 65
2.2 Лексические средства в бытовой сфере общения персонажей ………………….. 77
2.2.1. Женские образы в мультипликационном цикле «Три богатыря» ………. 78
Выводы …………………………………………………………………………………………………………… 83
Заключение …………………………………………………………………………………………………….. 87
Список использованной литературы ………………………………………………………………… 90
Приложение ………………………………………………………………………………………………….. 100
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию
лексических средств, создающих речевую характеристику персонажей в
мультипликационном цикле о трех богатырях. Под речевой характеристикой
персонажа в работе понимается «подбор автором особых для каждого образа, для
каждого персонажа, литературного произведения слов и выражений, то есть это
средство художественного изображения персонажей» [Розенталь, Теленкова 1985:
238].
Разговорная речь каждой эпохи, каждого временного периода
характеризуется популярной в данное время лексикой и фразеологией, а именно
разговорными и сленговыми единицами, ставшими прецедентными
высказываниями и т.д. Важным для исследования является положение о том, что
разговорная лексика есть подвижный пласт языка, который непрерывно
пополняется новыми единицами, другие лексические единицы выдвигает как
модные, популярные в речевом общении определенного периода. Аспекты
проблематики разговорной речи и разговорной лексики представлены в работах
Е. А. Земской, О. Б. Сиротининой, В. В. Химика и др. Выявление и фиксация
лексики и фразеологии определенного времени является актуальной задачей и для
современной лексикографии.
Одним из способов выявления актуальных для определенного периода
лексических единиц становится обращение к кинотексту. Возможные подходы к
кинотексту как к комплексному и многозначному понятию рассматриваются в
работах Ю. Н. Тынянова, Г. Г. Слышкина, Е. А. Ефремовой и др.
Актуальность обращения к исследованию лексических средств в речевой
характеристике персонажа как художественного, так и кинотекста, определяется
не только значимостью изучения способов создания индивидуализации образа
персонажа художником слова, но и тем фактом, что среди лексических средств
речевой характеристики персонажа будет пласт лексических и фразеологических
единиц, характеризующих разговорную речь определенного временного периода.
Фиксация и описание данной группы слов – актуальная задача современной
лингвистики.
В современном отечественном языкознании при изучении языковой
личности исследователи обращаются к таким понятиям, как «речевой портрет» и
«речевая характеристика». Понятия «речевой портрет» и «речевая
характеристика» являются смежными и подразумевают не только манеру
говорения, но и интонацию, клише, речевые обороты, словарный запас в речи
рассматриваемого персонажа. Однако важным положением для понятия «речевая
характеристика» является описание речи персонажа автором и
экстралингвистические факторы.
В ходе исследования было собрано около 400 контекстов употребления
лексических и фразеологических единиц, создающих комический эффект, из 6
серий цикла мультфильмов о трех богатырях, вышедших с 2004 по 2017 гг. Выбор
данных серий мультфильма обоснован периодом их создания, так как они вышли
на экран в разные десятилетия: первый период соответствует первому
десятилетию XXI века, второй период – второму десятилетию XXI века.
Собранный материал классифицирован согласно модели языковой личности
Ю. Н. Караулова и «микросфер» повседневного общения Н. Л. Чулкиной по
следующему плану: сферы общения, речевые жанры, распределение лексических
средств по группам: слова-ситуации, слова-вещи, слова-другие люди и слова-
отношения; стилистическая принадлежность лексических единиц.
Были выявлены и сопоставлены особенности семантики и
функционирования лексических единиц и прецедентных высказываний в речевой
характеристике ключевых персонажей мультипликационного цикла «Три
богатыря»: трех богатырей (Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи
Муромца), князя Киевского, богатырского коня Юлия, богатырских жен (Любавы,
Настасьи и Аленушки), в результате чего были сделаны следующие выводы:
1. В мультипликационном цикле «Три богатыря» комический эффект
обманутого ожидания создается прежде всего за счет включения современной для
зрителя лексики, фразеологизмов, устойчивых выражений, клише и лексических
средств в былинный текст. Среди слов и выражений, создающих комический
эффект в мультипликационном цикле, есть средства, получившие широкое
распространение в современном русском языке, актуальные лексические единицы
времени создания мультфильмов (с 2004 по 2017 гг.), модные и широко
используемые представителями русской культуры в данный период, а также
лексические средства, подбираемые и создаваемые сценаристами специально для
индивидуализации образа персонажей, в ряде случаев становящиеся
прецедентными для русской культуры высказываниями. Например, любимое
выражение богатырского коня Юлия Не смеши мои подковы.
2. Наиболее обширно лексические средства представлены в речевой
характеристике персонажей в рамках делового общения (более 300 лексических
единиц). Среди лексических средств речевой характеристики персонажей
мультфильма, актуальных для русской речи первых двух десятилетий XXI в.,
выделяются следующие группы: разговорная лексика и фразеология; лексика и
фразеология научно-популярного стиля; канцеляризмы; клише
публицистического стиля; политическая лексика и фразеология;
профессиональная лексика и т.д.
3. Основными комедийными персонажами в мультипликационном
цикле «Три богатыря» являются второстепенные персонажи – Гай Юлий Цезарь
(богатырский конь) и князь Киевский, в речевой характеристике главных героев –
трех богатырей – лексические средства, создающие комический эффект,
встречаются намного реже, их речь более стилизована под народно-поэтическую.
Все это говорит о следовании сценаристов традициям русского фольклора и
русской литературы вообще, которой характерно сатирическое изображение
представителей власти и героизация защитников русской земли.
Можно говорить и о динамике в развитии персонажей, например, во второй
период (в мультфильмах 2014-2017 гг.) наблюдается увеличение количества
современных лексических единиц в речи богатырского коня Юлия и, наоборот,
уменьшение лексических единиц, вызывающих комический эффект, в речевом
общении князя Киевского.
4. Самой обширной группой слов является группа «слова-вещи», которая
включает в себя 119 лексических единиц. Это означает, что основной компонент
создания комического эффекта обманутого ожидания в речевой характеристике
персонажей цикла мультфильмов «Три богатыря» – абстрактные и предметные
существительные.
Таким образом, в работе подтверждена гипотеза, что среди лексических
средств, используемых в речевой характеристике персонажей
мультипликационного цикла «Три богатыря» и участвующих в создании
комического эффекта, встречаются, во-первых, лексические единицы,
являющиеся актуальными / модными в речи русских людей времени написания
сценария мультфильма (т.е. нач. ХХI в.), а во-вторых, лексические средства,
направленные на индивидуализацию образа определенного персонажа, в
частности, высказывания, в некоторых случаях ставшие прецедентными.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!