Проза М. Цветаевой: характер и способы самоидентификации : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01

📅 2018 год
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Джаббарова, Е. Я.
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Самоидентификация М. Цветаевой в семейно-родовой
парадигме (автобиографическая проза) ……………………………………………………….21
1.1. Восстановление идентичности: персонажный и предметный мир
детства ……………………………………………………………………………………………………………21
1.2. Оппозиция «свой» / «чужой» как способ семейной, национальной и
социальной самоидентификации ……………………………………………………………………..33
1.3. Приемы самообнаружения личности ………………………………………………..45
Глава 2. Самоидентификация М. Цветаевой и апология поэта
(литературно-критическая проза) …………………………………………………………………62
2.1. Апология как жанр …………………………………………………………………………..62
2.2. Апология как интенция или «скрытая самоапология» ……………………….84
2.3. Феномен лингводицеи как апологии поэзии ……………………………………107
Глава 3. Самоидентификация М. Цветаевой в контексте личностного
этико-эстетического сценария (дневниковая и художественная проза) ……..121
3.1. Дневник как публичная самопрезентация ……………………………………….121
3.2. Мотив истинной и ложной предназначенности в художественной прозе
М. Цветаевой …………………………………………………………………………………………………142
3.3. «Пушкинский текст» М. Цветаевой»: единство
самоидентификации ………………………………………………………………………………………162

Заключение …………………………………………………………………………………………174
Список литературы …………………………………………………………………………….178

Хорошо известно, что Марина Цветаева скептически (даже негативно)
относилась к прозаическому письму поэтов, но сама не только чужих, но и своих
«заповедей не блюла» и прозу писала. Она оставила после себя многожанровое
прозаическое наследие: письма, записные книжки, дневниковую и
автобиографическую прозу, эссе, литературно-критические статьи, повесть, роман
в письмах. И все это отмечено ее творческим даром, ее специфической, сразу
узнаваемой манерой письма, в любом своем проявлении имеющей статус
художественности. При всем многообразии творческого волеизъявления Цветаева
остается прежде всего поэтом, классиком русской поэзии XX века, в этом
отношении совершенно справедливо высказывание О. А. Казниной: «…она всегда
ощущала себя не писателем, а поэтом, пишущим прозу»1. Поскольку Цветаева – в
первую очередь поэт, ее прозу можно отнести к феномену «прозы поэта» –
явления, характерного фактически для всех поэтов от А. Пушкина и до
И. Бродского.
Ключевое отличие цветаевской прозы в данном случае – граница между
стихами и повествовательными жанрами: если у других авторов она зачастую
была безусловной (за исключением таких сложных образцов поэтической прозы,
как работы Андрея Белого и Б. Пастернака), то у М. Цветаевой – напротив, крайне
зыбкой и допускающей взаимопроникновение поэзии и прозы.
Р. О. Якобсон в работе «Заметки о прозе поэта Пастернака» подробно
рассматривает феномен «прозы поэта», называя его «абсолютным
билингвизмом»2. При исследовании прозы М. Цветаевой традиционно и
справедливо акцент делается на анализ поэтической составляющей цветаевского
творчества. По точному замечанию Е. В. Канищевой, «она (имеется в виду «проза
поэта». – Е. Д.) характеризуется всеми признаками, свойственными для данной
Казнина О. А. Проза Марины Цветаевой // Русская литература 1920–1930-х годов. Портреты прозаиков: В 3 т.
Т. 1, кн. 2. М., 2016. С. 831.
2
Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Работы по поэтике: Переводы; сост. и общ. ред. М. Л.
Гаспарова. М., 1987. С. 324.
формы взаимодействия стиха и прозы: фрагментарностью повествования,
сложностью ассоциативной связи между частями и главами произведений, резкой
сменой субъектов и объектов действия и речи, наличием метрических,
рифмованных отрывков, анафор и звукописи, появлением строфичности и аналога
стихотворного переноса, насыщенной языковой образностью произведения»3.

Анализ прозы Марины Цветаевой, которая создавалась на протяжении всей
жизни, но особо интенсивно в 1920–30-е годы (филологические трактаты,
критические статьи, рецензии, эссе, автобиографическая, дневниковая проза,
повесть, роман в письмах ), проведенный в аспекте проблемы самоидентификации
и способов ее решений, позволил сделать следующие выводы.
Исследование семейно-родового уровня самоидентификации показало, что
Цветаева в зрелом периоде творчества, погружаясь в собственное детство,
реконструирует историю семьи и рода, обусловившую появление поэта. Она
предпринимает попытку самоанализа, в которой ее личная сущность
предопределена или обречена на творческое предназначение. Детство и семья
становятся для нее точкой отсчета рождения творческого «я». Несмотря на то, что
автобиографическая проза основана на самоанализе, точнее, самопознании,
нельзя сказать, что эго-текст ориентирован исключительно и только на самого
автора. Важным становится фактор объединения с семьей, реализуемый
благодаря последовательно создаваемой местоименной парадигме «мы / наш».
Местоимение «мы» используется в трех функциях: для обозначения близости с
сестрой Асей (я и Ася), для восприятия себя в контексте семьи (в особенности при
разговоре о вещной атмосфере дома), при объединении с этнической или
социальной (эмиграция) группой. Предметный мир полноценно раскрывается в
мотивном комплексе память / исчезновение, актуализируются принципы
«объединения» / «отчуждения». В автобиографической прозе восприятие рода
становится смыслообразующими для понимания поэта, в ней возникает и прочно
укрепляется феномен «трансгрессии». Эмигрантский конфликт «свой / чужой»
перерастает в философские дихотомии «живой / мертвый», «нужный /
ненужный». Память становится своеобразным инструментом, с помощью
которого поэт стремится уйти, укрыться от настоящего и переоценить события
прошлого. В автобиографической прозе явлен процесс формирования комплекса
отказа от общепринятого, который является одним из важнейших в
самоидентификации М. Цветаевой.
Анализ характерологических черт поэтической самоидентификации
Цветаевой проведен путем характеристики явления апологии, которое, исходя из
материала (эссе, рецензии, историко-литературные статьи, филологический
трактат), понимается двояко: «подлинная» апология, реализуемая как жанр, и
«скрытая самоапология», характеризуемая наличием защитительного пафоса и
отсутствием структур и приемов, свойственных апологии как жанру. Главными
субъектами цветаевской апологии первого типа выступают самые беззащитные и
потому особо нуждающиеся в защите категории людей: ребенок, эмигрант и
учитель.
В ходе анализа были выявлены приемы цветаевской апологии как жанра.
Во-первых, это функциональная значимость именных парадигм и имен
собственных обусловлена стремлением Цветаевой доказать и аргументировать не
только свои авторские стратегии, но и величие другого поэта. Строгая
избирательность литературных параллелей позволяет выстроить ряд «своих»
авторов, определяя понимание творца в целом. Во-вторых, автор щедро цитирует
чужой текст с множественными авторскими ремарками, которое может как
возвеличивать объект, так и ниспровергать. В-третьих, значимо полное
отсутствие личных местоимений «я» / «мой». Появление категории «читатель»,
относительно которой Цветаева идентифицирует себя, позволяет ей
аргументированнее охарактеризовать себя как автора, о котором ведется речь.
Второй тип апологии – апология как интенция или как «скрытая
самоапология» – реализуется в произведениях, защищающих Поэта. Цветаева
стремится к собственной творческой автопрезентации и реализации ключевых
творческих стратегий. Главными чертами апологии как интенции становятся
частотность использования личных местоимений «я / мой», тенденция к
объединению, подчеркивающая сходство авторских установок с близкими ей
творцами, и, как следствие, постоянное встраивание в определенную поэтическую
парадигму. Возникают особые антиномии – такие, как поэт – время, поэт – эпоха,
поэт – критик; утверждается общетворческое «я», что не свойственно цветаевской
апологии как жанру. Важна та миссия, которую вполне сознательно и взвешенно
берет на себя Цветаева: роль защитницы, почти покровительницы, оберегающей
остальных. Примечательно, что в прозе, посвященной детству поэта, подобная
роль еще не провозглашается как основная. В литературно-критических работах о
других поэтах Цветаева уже не сомневается в своем творческом предназначении и
четко определяет эстетические ориентиры и художественные постулаты.
Апология поэзии и поэтического оказывается связана с понятием
«лингводицеи», для которого характерно особое отношение к поэту как творцу
микро- и макрокосмоса. Лингводицея объясняет цветаевский смысл понятий
«поэт», «искусство», «совесть», «поэзия». Для нее важны такие соотношения
«совесть» – «добро», «чума» – «зло», «дозволенное» – «недозволенное»,
«человек» – «поэт». Совесть как категория этическая становится необязательной,
поскольку само творчество вырастает из стихии (злого начала), невозможного при
Боге. Очерк «Черт» и трактат «Искусство при свете совести» являют собой яркий
пример выхода за рамки этической и эстетической нормы.
В центре внимания личностной (в том числе гендерной) этико-эстетической
самоидентификации М. Цветаевой стали ее дневники и такие жанры, как повесть,
роман в письмах.
В ходе анализа дневниковой прозы как особого жанра в ней
обнаруживаются традиционные и индивидуально-авторские черты. К
традиционным, свойственным дневниковой прозе Цветаевой, относятся
датировка, цитирование и воссоздание диалога или диалогов с другими.
Выделяются и сугубо цветаевские черты дневниковой прозы: повышенная
афористичность высказываний; наличие графических элементов, отделяющих
одну мысль от другой; стремление к тематическому обозначению дневниковых
записей; появление особого психологического сюжета, связанного с категорией
«сущностного» и соотношением «сущность» / воплощение». Цветаевская
дневниковая проза имеет статус художественно законченного высказывания, что
сделало возможным, в резком отличии от традиции жанра, ее прижизненную
публикацию.
Анализ художественной прозы привел к выделению категорий «истинного»
и «ложного» предназначения. Истинная предназначенность являет себя в любви
двух душ, разлуке, трагической судьбе, в обязательности восприятия жизни
сквозь душу. Ложная предназначенность связана с природой «мужского», с
внешним восприятием реальности, не связанным с умыслом как чистым
намерением.
Завершающий диссертационную работу анализ произведений «Мой
Пушкин» и «Пушкин и Пугачев» не только обозначает важнейшую для Цветаевой
и для всей русской литературы «пушкинскую тему», но и являет ключевые для
характеристики цветаевской самоидентификации мотивные комплексы. В
соотнесении с А. С. Пушкиным и его героями раскрывается авторская
самоидентификация как в рамках семьи и рода, так и в сфере этико-эстетического
и поэтического становления и самоопределения. Доминантной чертой
самоидентификации Цветаевой, и это подтверждает анализ ее «пушкинского
текста», становится трансгрессивность, выход за рамки любой установленной
нормы.
Безусловно, данная работа ограничена взятым для исследования
материалом. Особый самостоятельный интерес представляют эпистолярное
наследие поэта и записные книжки, которые в рамках настоящего
диссертационного исследования использовались лишь как дополнительный
материал. Их более глубокое изучение очерчивает преспективу дальнейшего
исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Проза М. Цветаевой: характер и способы самоидентификации : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022 год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»