Высшее должностное лицо субъекта российской федерации в системе органов государственной власти
Введение 5
1. Теоретико-правовые основы института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 9
1.1. Формирование института высшего должного лица в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации 9
1.2. Конституционно-правовой статус высшего должного лица субъекта Российской Федерации 16
1.3. Институциональная и функциональная характеристика высшего должностного лица 22
2. Функции высшего должного лица в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации 33
2.1. Особенности осуществления функций высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 33
2.3. Вопросы оптимизации институционально-функциональных характеристик высших должностных лиц субъектов РФ 50
3. Критерии и показатели оценки деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 63
3.1. Методология оценки эффективности деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: ретроспективный анализ 63
3.2. Критерии и показатели оценки деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на современном этапе 70
Заключении 79
Библиография 86
Целью исследования являются научное осмысление и системный ана-лиз основ конституционно-правового регулирования института высшего должностного лица.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть особенности формирования института высшего должного лица в системе органов государственной власти субъекта Рос-сийской Федерации
2. Проанализировать правовой статус высшего должного лица субъекта Российской Федерации
3. Исследовать институционально-функциональную характеристика высшего должностного лица
4. Выделить особенности осуществления функций высшего долж-ностного лица субъекта Российской Федерации.
5. Рассмотреть вопросы оптимизации институционально-функциональных характеристик высших должностных лиц субъектов РФ
6. Проанализировать методологию оценки деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
7. Рассмотреть критерии и показатели оценки деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В ходе исследования использовались системно-структурный, диалек-тический, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а также положения общей теории государства и права.
Правовая основа исследования. Правовую основу исследования со-ставили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, феде-ральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, судебные решения.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования за-ключается в выводах, положениях и рекомендациях, сформулированных автором с учетом того, что комплексное рассмотрение института высшего должностного лица в системе органов государственной власти в Россий-ской Федерации на основе действующего законодательства предпринято впервые.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе вы-воды и положения могут быть использованы при подготовке предложений по совершенствованию конституционно-правового статуса высшего долж-ностного лица, оптимизации его взаимодействия с органами государствен-ной власти субъектов РФ и федеральными органами государственной вла-сти. Положения диссертационной работы могут быть использованы в пре-подавании конституционного права и административного права.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, за-ключения и библиографии.
Библиография
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст.4398
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собра-ние законодательства РФ, 22.12.1997, №51, ст.5712
3. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42, ст.5005
4. Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, №29, ст.2950
5. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, №24, ст.2253
6. Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, №21, ст.1919 (утратил силу)
7. Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, №41, ст.4849
8. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, №7, ст.776
9. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-рендуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, №24, ст.2253
10. Федеральный закон от 09.03.2016 №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.03.2016, №11, ст.1493
11. Указ Президента РФ от 02.07.2005 №773 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации и территориальных ор-ганов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законо-дательства РФ, 04.07.2005, №27, ст.2730
12. Указ Президента РФ от 14.11.2017 №548 «Об оценке эффектив-ности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде-рации на период до 2024 года» // СПС КонсультантПлюс
14. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193»Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
15. Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 №1373 «О мето-диках расчета показателей для оценки эффективности деятельности орга-нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс
16. Устав Тюменской области от 30.06.1995 № 6 // Тюменская прав-да. № 146. 04.08.1995.
17. Устав (Основной Закон) Орловской области от 26.02.1996 № 7-ОЗ // Орловская правда. № 43. 02.03.1996
18. Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5–1777 // Краевой вестник. № 1 (спецвыпуск), 11.06.2008
19. Закон Курской области от 02.10.2001 № 67-ЗКО «Устав Курской области» // Курская правда. № 161
20. Постановление Губернатора Тюменской области от 07.02.2013 №17 (в ред. от 11.09.2018) «О распределении обязанностей между долж-ностными лицами, деятельностью которых непосредственно руководит Губернатор Тюменской области» // Официальный портал органов госу-дарственной власти Тюменской области http://www.admtyume№.ru, 20.09.2018
21. Постановление Правительства Тюменской области от 26.10.2011 №391-п «Об определении исполнительных органов государственной вла-сти Тюменской области, уполномоченных на осуществление государствен-ного контроля (надзора)» // Тюменская область сегодня. № 219. 25.11.2011
22. Постановление Правительства Пензенской области от 09.09.2016 №469-пП «Об утверждении Перечня видов регионального государствен-ного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной вла-сти Пензенской области, уполномоченных на их осуществление» // Пензен-ские губернские ведомости. 14.09.2016. № 57. с.52
23. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 17.10.2017 №405-п «О порядке ведения перечня видов регионального государствен-ного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной вла-сти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых постановле-ний Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // Новости Югры», №143, 19.12.2017
24. Постановление Правительства Курганской области от 14.11.2017 № 404 «Об утверждении Порядка ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Курганской области, уполномоченных на их осуществление» // Официаль-ный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017
25. Распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 22.03.2013 № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года» // Собрание за-конодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 31.03.2013. № 3 (часть II), ст. 304
Судебная практика
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 №7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» // СПС КонсультантПлюс
27. Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 №171-О-П «По жалобе гражданина О.Б. Гуртуева и коллективной жалобе граждан – жителей Кабардино-Балкарской Республики на нарушение их конституционных прав положениями Законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики», «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова» // СПС КонсультантПлюс
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 №32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федераль-ных законов «Об общих принципах организации законодательных (пред-ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, №53 (ч. 2), ст. 8062
30. Постановление Конституционного суда РФ от 21.12.2005 №13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федераль-ного закона «Об общих принципах организации законодательных (пред-ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собра-ние законодательства РФ. 2006. №3. Ст.336
Научная литература и статьи
31. Абдулатипов Р.Г. Философия и практика федеративной демокра-тии в России // Вопросы национальных и федеративных отношений. Сб. статей / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2015. С.10
32. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2016. №9. С.18-21
33. Акчурина, А.А. Взаимодействие федеральных органов исполни-тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008.
34. Ангрыкова Г. М. Становление института высшего должностного лица субъекта российской федерации // Ангрыкова Г. М., Дзидзоев Р. М. Краснодар. 2016. С.4-9
35. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие / 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юстицинформ, 2015. С.118-119
36. Большая юридическая энциклопедия / Под ред. А.Б. Барихина. М.: Книжный мир, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/89665_Bolshaya_yuridicheskaya_
37. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016. С.487-496
38. Выборы в мире: избирательные цензы / под общ. ред. И.Б. Бори-сова. М.: РОИИП, 2015.
39. Галкин С.Н. Конституционные принципы избирательного права Российской Федерации // Государство, право, общество: проблемы взаи-модействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология) Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.Г. Карнишиной. 2018. С. 42-44
40. Головин А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Курс лекций. М.: Норма, Инфра-М, 2016.
41. Гороховатский С.М. Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России по-сле 2000 г. // Актуальные проблемы российского права. 2015. №9. С.39-43
42. Гучмазова В.В. Состояние современной избирательной системы России // Актуальные проблемы права. Сборник научных статей маги-странтов. Под ред. Койбаева. Владикавказ, 2018. С. 84-89
43. Демидов М. В. Исполнительная власть субъекта Российской Фе-дерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. 2017. №1. С.62-65
44. Дорохов Н.И. Российский парламентаризм: особенности и истоки зарождения // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. №2. С.47-50
45. Змановская А. Губернаторов предлагают «привязать» к регионам // Известия. URL: https://iz.ru/news/586016?utm_source=rnews
46. Зубарев А.А., Зюбин А.А. Совершенствование оценки эффектив-ности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Изве-стия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №3. С.35-36
47. Казаков, В.Г. Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях реформирования политико-административных отношений: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С.18
48. Кильметова, Р.Р. Глава Республики Северная Осетия-Алания – высшее должностное лицо Республики: Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. Махачкала, 2011.
49. Крусс В.И. Конституционализация права: основы теории. М.: Норма, 2016.
50. Лазаров A.A. Функции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере субъектов СКФО // Юрид. факт. 2017. № 14. С. 52
51. Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнитель-ной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие // Lex russica. 2016. №3. С.82-90
52. Макарова Т.Б. Оценка эффективности деятельности органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации как форма прези-дентского контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. №4. С.26
53. Маратканов Д.В. Проблемы нарушения избирательного права в Российский Федерации: отдельные аспекты // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 757-761
54. Маршалова В.А. Практика наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по представлению главы государства (на примере республик – субъектов РФ) // Конституци-онное и муниципальное право. 2017. №1. С.19.
55. Маршалова, В.А. Эволюция конституционно-правового статуса президента республики в составе Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.02. Казань, 2007.
56. Мелкумов, А.А. Российская и Канадская модели федерации. Сравнительный анализ. М.: Логос, 2016.
57. Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленче-ских кадров // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. №3. С.55-59
58. Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А. Влияние избирательной систе-мы на реализацию принципа всеобщего избирательного права в России // Актуальные проблемы российского права. 2015. №7. С.76-77
59. Опрятов, В. И. Принципы построения системы органов исполни-тельной власти в субъектах Российской Федерации: на примере областей Центрального федерального округа: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2006.
60. Орлова, Э.А. Конституционно-правовой статус высшего долж-ностного лица субъекта Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.
61. Романовский Г.Б. Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и функциониро-вания // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 3. М.: АНО «Центр публично-правовых ис-следований». 2018. С.72-118.
62. Сафронова М.Д., Марков П.Н. Выборы как элемент народовла-стия в Российской Федерации // Colloquium-journal. 2018. № 11-10 (22). С. 51-53
63. Серенко А. Ценз оседлости для губернаторов // Независимая га-зета. URL: http://www.ng.ru/regions/2010-12-23/1_cenz.html
64. Степанова А. А. Заметки о высшем должностном лице субъекта Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 30–35
65. Сурков, Д. Л. Законодательная и исполнительная власть субъек-тов Российской Федерации в конституционном праве России (сравнитель-но-правовое исследование): Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С.19
66. Тухватуллин Т. А. Предметы ведения субъектов Российской Фе-дерации: проблемы идентификации и правового регулирования (конститу-ционно-правовое исследование) // Государственная власть и местное само-управление. 2016. №1. С.43-49
67. Тхабисимова, Л.A. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики: вопросы организации и деятельности: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001.
68. Федотова О.В. Нормативно-правовые подходы к закреплению статуса высшего должностного лица субъекта российской федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №2. С.21-24.
69. Червонюк В.И. Пассивное избирательное право: конституционно-правовая конструкция, условия реализации // Международный журнал конституционного и государственного права. 2018. Т.2, №2. С.5-12
70. Чикунов А. Ю. Контрольные полномочия высшего должностного лица в субъекте Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. №43. С.178-182
71. Шауро И.Г., Забайкалов А.П. К вопросу о типологии Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, № 10A. С.64-71
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!