Развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учебных способностей младших школьников .…………………………………………………….6
1.2 Педагогические условия развития учебных способностей в процессе обучения……………………………………………………………………11
1.3 Проектирование процесса развития учебных способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня……………..……..….16
Выводы по первой главе……………………………………………………..….21
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по развитию учебных способностей младших школьников в группе продленного дня
2.1 Диагностика учебных способностей младших школьников в группе продленного дня………………………………………………..…………
2.2 Опытная работа по развитию учебных способностей младших школьников в группе продленного дня………………………….…..….
2.3 Результаты исследования……………………………………..……….…
Выводы по второй главе…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования темы.
На современном этапе развития образования все более актуализируется решение круга вопросов, связанных с качественным, грамотно выстроенным и сформированным процессом развития учебных способностей обучающихся. Особенно важным данное направление развития учебных способностей представляется в младших школьных группах. Развитие учебных способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Согласно ФГОС второго поколения школьное обучение рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе и т.д. «В связи с этим одной из основных задач современной школы стало развитие учебных способностей учеников, начиная с младшего школьного возраста». Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее учебные возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Исследования по проблемам развития учебных способностей младших школьников представлена научными трудами таких специалистов в области педагогической психологии, как: Л.С. Выготский, М.И. Михайлова, В.М. Тренева, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.
Изучение тематики, связанной с развитием и продвижением учебного потенциала младших школьников в группах продленного дня, представлено авторами современных исследований М. А. Безбородова, В. А. Литовченко, Т. В. Афанасьева, Шульга В. В. и др.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью овладения учащимися учебных способностей и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих эффективному развитию данных способностей у младших школьников в группе продленного дня.
Актуальность проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня (на примере международной детской академии «FasTracKids»)
Объектом исследования: является процесс развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Предметом исследования: организационно – педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Цель исследования: выявить организационно – педагогические условия развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие учебных способностей младших школьников достигнет наибольших результатов при условии проектного педагогического обоснования и организационно-методического обеспечения самостоятельной и общей учебной работы, развития учебного потенциала и способностей обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия, содержание и основные положения теории учебных способностей в педагогической науке и практике.
2. Выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
3. Разработать и апробировать проект развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы используется комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение реально складывающегося образовательного процесса международной детской академии «FasTracKids» в г. Якутске (интервьюирование, наблюдение), диагностирование учебных способностей детей, эксперимент, тестирование, беседы, анкетирование.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– в области теории понятия «способности» исследования известных отечественных психологов: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие;
– в области развития учебных способностей младших школьников в педагогической психологии научные труды таких специалистов как: Л.С. Выготский, М.И. Михайлова, В.М. Тренева, Т.В. Афанасьева, М.А. Безбородова, Т.Е Егоров, У.М. Игнатьева, В.А. Литовченко, Н.И. Уфимский, В.В. Шульга и другие.
– в области развития и продвижения учебного потенциала младших школьников в группах продленного дня: Ермилова Е.Б., Болгова Т.В., Дериновская А.Г., Шаталова А.А., Шмакова В.А.
Базой для экспериментальной работы является группа продленного дня в Международной детской академии «FasTracKids».
Цель, поставленные задачи исследования определили процедуру опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в три этапа в период с 2017 – 2020 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись различные методы исследования.
На первом этапе (2017 – 2018 гг.) проведен теоретический анализ источников по методологии и теории педагогических исследований, теория непрерывного профессионального образования, диссертационные работы, связанные с темой исследования, уточнялись цель, объект и предмет научного проекта. Основные методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение научных источников, обработка исследовательских материалов.
На втором этапе (2018 – 2019 гг.) разработан проект, определены педагогические условия и программы развития учебных способностей детей в группе продленного дня. Основные методы данного этапа: анализ деятельности педагога группы продленного дня по развитию учебных способностей младших школьников, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент.
На третьем этапе (2019 – 2020 гг.) проведен анализ и обобщены данные опытно-экспериментальной работы; определялась эффективность педагогических условий управления процессом развития учебных способностей детей в группе продленного дня. Основные методы, применяемые на данном этапе исследования: анализ практических положений изыскания и их коррекция, систематизация, анализ и оценка результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в постановке и в решении на теоретико-методологическом и педагогическом уровнях актуальной задачи определения совокупности педагогических условий, необходимых для результативного управления процессом развития учебных способностей детей в группе продленного дня. Сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы управления процессом развития учебных способностей детей в группе продленного дня.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории управления знаниями о сущности развития учебных способностей детей в группе продленного дня, в выявлении и раскрытии результативных подходов к определению механизмов управления процесса развития учебных способностей детей в группе продленного дня, в обосновании организационно-педагогических условий результативного управления процесса развития учебных способностей детей в группе продленного дня.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют научно-методический уровень практической значимости, могут быть использованы в управлении внутри образовательной организации (руководителями, методистами, учителями). Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют существенно повысить профессиональную компетентность педагогических кадров образовательных учреждений, тем самым способствуя процессу развития образовательной системы и могут быть использованы для повышения качества учебно-воспитательного процесса и эффективного управления процессом развития учебных способностей детей в группе продленного дня; в разработке научно-методических рекомендаций организации и внедрению программы развития учебных способностей детей. Разработанный проект по управлению процесса развития учебных способностей детей может быть внедрен в практику работы групп продленного дня образовательных организациях в Республике Саха (Якутия).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учебные способности младших школьников рассматриваются как осознанное овладение определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие) и способами самостоятельной организации учебной деятельности (мотивация, планирование, самоконтроль). В зависимости от уровня сформированности учебных способностей у школьников подбираются методы и формы обучения, наиболее эффективные в развитии данных способностей.
2. Эффективное развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня обеспечивается реализацией педагогических условий, к которым относятся:
– совокупность форм учебной работы, построенных на основе активности и самостоятельности в процессе получения знаний.
– применение дифференцированных методик (коммуникационные технологии и формы обучения, организация возможности дискуссионных рассуждений и мнений, постановка того или иного вопроса в ходе решения заданий и пр.), способствующие развитию учебных способностей младших школьников.
3. Проект управления процессом развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня включает в себя этапы: диагностический (диагностирование уровня сформированности учебных способностей младших школьников); деятельностный (создание в группе комфортной атмосферы; занятия по программе «Развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня»); аналитический (анализ результатов исследования).
Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов; результатами успешно проведенной опытно-экспериментальной работы и личным участием в ней автора.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы освещались в научно-практических конференциях: ХVIII Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Инновации и традиции педагогической науки» (2018), Всероссийская научно-практическая конференция «Повышение качества образования в современных условиях» (2018), IV Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения» (2019), публикация в научном журнале «Азимут научных исследований: Педагогика и психология» (2019).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Алексеева И.С., Григорьева В.В. Проектирование процесса развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. №4 (29). С. 22-24.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьников: Уч. пос. по психологии. Ростов –на –Дону: Феникс, 2000.
3. Афанасьева Т. В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. №2 (90).
4. Безбородова М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.07 / Безбородова Мария Александровна. Москва, 2010. с. 269.
5. Береженина А.П. Начальное образование в России. СПб.: Контроль, 2019. с. 185.
6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одарённость и проблемы её идентификации // Психологическая наука и образование. № 4. 2017. с. 98. – 2002.
7. Богоявленская. Психология творческих способностей. М.: Академия.
8. Валанов В.Ю. Практика развития учебных способностей в начальных классах через игры. М.: Педагогическая литература, 2018. с. 226.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 кл. Четырёхлетней начальной школы. М.: Вентана-Графф, 2005. с. 38.
10. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы. М.: Вентана-Графф, 2001. с. 160.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. с. 93.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. с. 480.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 2017. с. 140.
14. Григорьева В.В., Алексеева И.С. Развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 293–297.
15. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.
16. Давыдов В.В., Днепров Э.Р. Российская Педагогическая Энциклопедия. М.: БРЭ, 1999. с. 780.
17. Егоров Т.Е. Творчество как база учебного потенциала дошкольников и школьников. Томск: Печать, 2017. с. 114.
18. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. Ноябрьск, 2005.
19. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М, 1994. с. 453.
20. 3емлянская В.В. Развитие учебных способностей на уроках чтения //Начальная школа. 2002. №12. С. 40-41.
21. 3имняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. М.: Логос, 2003. с. 384.
22. Игнатьева У.М. Познавательные игры для младших школьников. М.: Пресс-бук, 2018. с. 186.
23. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. М.: Книголюб, 2004.
24. Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития развития школьников // Вопр. психологии. 1982. № 2. С. 74 – 79.
25. Концепция общего средн. обр. // Учительская газета. 1988.
26. Коротяев Б.И. Учение – процесс учебный: учеб. пособие. Просвещение, 1989. с. 159.
27. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А.В. Лебедева // Начальная школа. 2010. №3.
28. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами // Научно-практический журнал. 2002. № 1. с. 36−42.
29. Литовченко В. А. Формирование творческих способностей младших школьников в учебной деятельности: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Карачаевск. 2006. с. 151.
30. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие. Питер, 1997. с. 256.
31. Лук А.Н. Учить мыслить: учеб. пособие. М.: Знание, 1975. с. 96.
32. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. М., 2006.
33. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. 2004. № 6. с. 33−42.
34. Михайлова М.И. Развитие учебной активности и потенциала школьников младших классов. Новосибирск: Аспект, 2018. с. 304.
35. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. с. 160.
36. Пантина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. с. 204.
37. Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. Высш. Учеб. заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2003. с. 400.
38. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика: учеб. пособие. М.: Педагогика, 1976. с. 280.
39. Развитие учебной активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина. М.: Просвещение, 1991. с. 160.
40. Скрябина В.В., Алексеева И.С. Особенности взаимодействия детей в разновозрастной группе // Инновации и традиции педагогической науки – 2018: Материалы VIII межд. научно-практическая конф. Якутск. 2018.
41. Сластёнин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. с. 480.
42. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс. М.: УЦ «Перспектива», 2004.
43. Способности и склонности: учеб. пособие, под ред. Е.Н. Голубевой. М.: Просвещение, 1998. с. 165.
44. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы. 2003. № 3. с. 107.
45. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие. Ярославль.: Академия развития, 1996. с. 240.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. с. 171−174.
47. Теплов Б. М. Способности и одаренность. М., 1961. с. 9−20.
48. Тренева К.П. Прикладное искусство для младших школьников. Томск: Печать, 2018. с. 153.
49. Уфимский Н.И. Интеллектуальное развитие школьников 6-7 лет. СПб.: База-принт, 2019. С. 205.
50. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А.П. Кривченко. М.: ТК Велби, 2005. с. 432.
51. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000. с. 352.
52. Шадриков В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. 2004. № 5. с. 6−12.
53. Шмакова В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: дис. Кандидат психологических наук: 19.00.13 – Психология развития, акмеология. – Комсомольск-на-Амуре. 2001. с. 142.
54. Шульга В. В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №3.
55. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: учеб. Пособие / Юркевич В.С. М.: Просвещение, 1996. с. 136.
56. Яковлева Е.Л. Психология развития учебного потенциала личности: учеб. пособие. / Яковлева Е.Л. М: Флинта, 2007. с. 224.
57. Ястребов А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продлённого дня. Начальная школа. Практическое пособие. / АЙРИС ПРЕСС. 2005.
58. Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 1999. с. 194.
59. Болгова Т.В. Использование средств изобразительной наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся. Автореф. канд. дисс. канд. пед. наук. Киев. 1971. с. 19.
60. Дериновская А.Г. Системность в использовании наглядного материала в процессе преподавания предметов в гуманитарно-эстетическом цикле. дис. канд. пед. наук. Ижевск. 1996. с. 192.
61. Шаталова А.А. Гуманизация отношений “воспитатель-воспитанник” в условиях группы продленного дня начальной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2004. с. 319.
62. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. 2010. №3.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!