Развитие электронного правительства в россии
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к построению концепции электронного правительства 8
1.1. Определение, основные цели и задачи электронного правительства 8
1.2. Государственные услуги и их реализация в рамках электронного правительства 14
1.3. Зарубежный опыт формирования электронного правительства 19
Глава 2. Анализ развития электронного правительства в Российской Федерации 27
2.1. Инновационное развитие предоставляемых государственных услуг 27
2.2. Государственные программы по формированию электронного правительства 34
2.3. Реализация региональных программ предоставления государственных услуг 40
2.4. Роль электронного правительства в снижении транзакционных издержек 45
Глава 3. Пути совершенствования предоставления государственных услуг 52
3.1. Специфика развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации: проблемы и решения 52
3.2. Совершенствование Единого Портала Государственных Услуг как эффективной системы их предоставления 61
Заключение 69
Библиографический список 73
Актуальность темы. Сейчас словосочетание «Электронное правительство» часто появляется в новостях, об этом проекте много пишут в газетах, им интересуются. Эта тема особенно актуальна сегодня для России, в которой сейчас идет активное формирование электронного государства. Электронное правительство как новая фаза развития государственного управления требует научного и теоретического осмысления, так как это понятие возникло сравнительно недавно. В центре внимания находятся такие сферы деятельности как коммуникация между органами власти и гражданами, предоставление государственных услуг в электронном виде и т.д. Экспертное сообщество склонно к оптимистическим прогнозам в области формирования электронного правительства, однако некоторые из них прогнозируют лишь очередную волну нарастания коррупции.
Программа по созданию электронного правительства сегодня- это неотъемлемая часть работы государства, необходимая для вхождения России в глобальное информационное сообщество наравне с другими странами. Старт созданию электронного правительства был дан в 2002 году федеральной целевой программой «Электронная Россия». Одной из целей программы было отмечено «повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения» . В 2011 году была запущена программа «Информационное общество», основную часть которой занимает проект создания электронного правительства. Следует отметить, что пока эти реформы были не слишком эффективны и выявили недостаточную теоретико-методологическую базу для развития электронного правительства в России. Характер влияния электронного правительства на государственную структуру весьма противоречивый. В одном случае он способствует решению существующих проблем, в другом – лишь усугубляет их. Необходимо изучение методов, использованных зарубежными странами, а так же детальный анализ уже существующей практики в России, чтобы предложить пути решения возникающих проблем при построении электронного правительства в нашей стране.
Степень научной разработанности проблемы. Основой научного исследования в области становления и развития информационного общества стали теории таких ученых, как Ю. Тофлер, Ф. Фукуяма и других, а также отечественных авторов Т.П. Ворониной, И.С. Мелюхина, Г.И. Попова. Большинство авторов отмечают, что информационное общество перестало быть локальным явлением общественной жизни, а охватывает уже все социально-политическое пространство.
Актуальными на сегодняшний день научными работами по теме становления электронного правительства и внедрения ИКТ в государственное управление России являются труды В.Г. Журавлева, М.А. Сединкина, Ю.В. Ирхина, диссертационные исследования Е.А. Кашиной, М.С. Шустовой и других. В большинстве случаев, деятели науки заключают, что концепции построения электронного правительства России далеки от совершенства и требуют серьезных доработок. Стоит обратиться к мировому опыту, который подвергают в своих анализу в работах, например, А.А. Саттарова, В.Н. Гиряева, П.А. Чистова. Также не раз будущее правительства в условиях информационного общества и развития ИКТ обсуждалось в ООН и выносилось на повестку дня Всемирного экономического форума.
Исходя из анализа степени разработанности проблемы, можно сделать вывод, что, благодаря работе ученых по всему миру, в современном мире создана научная база для дальнейшего исследования и совершенствования проблемы создания электронного правительства. Но в связи с тем, что данная проблема новая и многогранная нельзя говорить о том, что работа завершена, так как социально-политические аспекты функционирования электронного правительства в Российской Федерации исследованы недостаточно.
Цели работы:
изучить такое явление, как электронное правительство, на примере России, в первую очередь, а также зарубежного опыта в этом вопросе;
провести анализ внедрения программы формирования электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления, ее влияние на сферы социально-экономической и политической жизни общества;
рассмотреть ряд проблем, стоящих на пути реализации электронного правительства, с целью выявления положительных результатов и дальнейших перспектив.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание понятия «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние проекта по созданию Электронного правительства в России и его дальнейшие перспективы;
3. Выявить основные проблемы на пути реализации проекта и предложить некоторые возможные пути их решения;
4. Сформулировать пути совершенствования Единого Портала Государственных Услуг.
Предмет исследования – экономические и политические отношения между государством и гражданами, организациями.
Объект исследования – электронное правительство как новый механизм коммуникации между органами власти и обществом.
Практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего использования ее материалов в решении практических задач по формированию и развитию электронного правительства, совершенствования системы оказания государственных услуг. Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы органами власти и их аналитическими подразделениями, коммерческими организациями, занимающимися разработкой информационных систем электронного правительства Российской Федерации.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют совокупность концепций, теорий и тезисов, выбранных на основании предмета и объекта исследования. В ходе работы были использованы общие и специализированные методы познания (сравнительный, системный метод, а так же политико-правовой, социологический и другие).
Источники исследования включают в себя законодательство РФ в сфере информационной безопасности и формирования информационного общества, государственные программы «Электронная Россия» и «Информационное общество» и другие источники. Был проанализирован широкий круг зарубежных и отечественных документов, исследований и информационных материалов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Электронное правительство представляет собой механизм по предоставлению информации и оказанию государственных услуг гражданам и другим органам государственной власти, при котором личное взаимодействие между субъектами отношений уменьшается, а максимально возможно используются информационные технологии. Внедрение электронного правительства в стране призвано гармонизировать отношения власти и населения. Открытость и доступность может помочь приблизить чиновника к гражданину посредством электронного диалога, в связи с этим уменьшится недовольство властью и доверие к правительству возрастет.
2. В настоящее время в целях обеспечить предоставление государственных услуг в электронном виде создана необходимая инфраструктура. На территории России действуют экспертные центры телефонного обслуживания, единые электронные информационные справочники и базы органов государственной власти. Успешно функционируют всевозможные мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства и системы электронных платежей за оказание государственной услуги.
3. На сегодняшний день система предоставления электронных государственных услуг посредством Единого портала малоэффективна. Большинство услуг не предоставляются в электронном виде до конца, кроме того, что посещение госорганов уменьшилось до одного-двух раз лишь частично реализовывает главный принцип электронного правительства – дистанционное получение государственных услуг по электронным каналам связи. Даже сопоставив функциональность порталов некоторых регионов с ЕПГУ выясняется, что региональные сервисы более эффективны и понятны для граждан и организаций.
4. Для модернизации работы сайта Единого Портала Государственных Услуг органы власти должны увеличивать количество оказываемых в электронном виде услуг, расширить функционал Портала, добавлять новые сервисы. Для этого необходимо более подробно изучать региональные государственные сайты, проводить мониторинг популярности пока еще не представленных на ЕПГУ, но уже активно используемых в субъектах РФ электронных услуг.
Апробация исследования. Материалы данной работы были использованы в ходе выступления на ХХ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов».
Структура работы. Магистерская диссертация включает в себя ведение, три главы, выводы и приложения, библиографию.
1. Конституция Российской Федерации, с изм. от 30.12.2008 г.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изм. от 28.07.12 г.
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” с изм. от 25 декабря 2012 г.
5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” с изм. от 27 июля 2010 г.
52. Юрасов А.В. Электронная коммерция. – М., 2011.
53. Юртаев А.Н. Моделирование инновационной деятельности в системе технологий государственного управления. Автореф. дис. докт. экон. наук. – Казань, 2009.
54. Электронное правительство http://referats.allbest.ru/law/8700107771.html
55. Электронное правительство в России http://open-gov.ru/.
56. Электронное правительство. Как приблизить чиновника к гражданину? http://www.connect.ru/article.asp?id=5103
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!