Управление развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития
профессиональной компетентности молодых специалистов в
системе дополнительного профессионального образования………10
1.1 Требования к профессиональной компетентности педагогов
в условиях модернизации российского образования.………………10
1.2 Модель управления развитием профессиональной
компетентности молодых специалистов в системе
дополнительного профессионального образования………………21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели
управления развитием профессиональной компетентности
молодых специалистов в системе дополнительного
профессионального образования…………………………………………………..37
2.1 Анализ существующей системы развития профессиональной
компетентности молодых специалистов в ИНО ОГПУ и в
муниципальной системе образования Саракташского района……37
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
апробации модели управления развитием профессиональной
компетентности молодых специалистов в ИНО ОГПУ и в
муниципальной системе образования Саракташского района……48
Заключение………………………………………………………………… 66
Список литературы………………………………………………………. 70
Приложения……………………………………………………………….. 80
– Приложение А Перечень дополнительных профессиональных программ………………………………………………………………………80
– Приложение Б Анкета для молодых педагогов……………………….84
– Приложение В План работы методического объединения
«Молодой педагог»………………………………………………………..86
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время система образования особенно остро нуждается в сохранении молодых кадров, т.к. модернизация образования и инновационное развитие общества возможны только с участием энергичных молодых педагогов, которые составят его будущее.
Социальный заказ общества отражает потребность в педагоге нового поколения, способном взаимодействовать с ребенком и его родителями на основе гуманистических идей. Современные исследования показывают, что почти 55% выпускников педагогических вузов и колледжей «не доходят» до образовательных учреждений. На сегодняшний день система образования испытывает кадровый дефицит, педагогический состав в основном превышает 50-летний возраст, 46% молодых педагогов не задерживаются в образовании больше года [38].
В начале профессиональной деятельности перед молодыми педагогами встают такие проблемы, как низкая заработная плата, напряженный рабочий график, авторитарный стиль руководства, равнодушие коллег, отсутствие помощи и поддержки со стороны руководителей, несформированность компетентности самостоятельно решать профессиональные проблемы, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, неспособность к самообразованию и, как следствие, разочарование в профессии, инфантильность в понимании необходимости профессионального роста. Для молодого специалиста ситуация усугубляется еще и тем, что не имея опыта профессиональной деятельности он испытывает сложности в решении профессиональных задач в предметно-дидактической области, выстраивании взаимодействия с обучающимися, родителями и коллегами по достижению качественных результатов обучения и воспитания, с учетом проблем, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся [25].
Разрешить данные трудности практически невозможно на уровне образовательной организации без привлечения ресурсов извне. Проблема обеспечения образовательных организаций молодыми, целеустремленными, энергичными педагогами требует своевременного решения. Выход из создавшейся ситуации возможен в утверждении молодого специалиста в профессиональной деятельности и развитии его профессионального компетентности через методическое сопровождение средствами системы дополнительного профессионального образования [30].
Степень изученности проблемы исследования.
В психолого-педагогической науке созданы предпосылки для исследования проблемы становления профессиональной компетентности молодого педагога.
Вопросы профессиональной компетентности личности рассматривались в исследованиях В.А. Аграрова, Д.В. Бочкова, А.Г. Гостева, С.К. Меркуловой, В.И. Местечкина, Н.А. Сергеевой и др.
Основополагающим для нашей работы явилось рассмотрение профессиональной компетентности педагогов в научных работах В.А. Адольфа, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Игнатовой, О.И. Ключко, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, Л.М. Митиной, Е.В. Поповой, С.Б. Серяковой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, С.М. Шингаева и других ученых.
Профессиональная компетентность молодых педагогов, специфика возникающих у них проблем и трудностей рассматривались в работах Е.В. Айдаровой, И.И. Барахович, С.Г. Вершловского, М.А. Пинской, Е.В. Пискуновой, В.С. Собкина, Б.И. Хасана и др., однако вопросы развития профессиональной компетентности молодых педагогов в системе дополнительного профессионального образования.
На основе анализа психолого-педагогических аспектов теории и практики проектирования стратегии профессионального роста педагога в системе дополнительного профессионального образования в исследовании определены исходные противоречия между:
заказом общества и государства на педагога, обладающего высоким уровнем психолого-педагогической компетентности и недостаточным использованием потенциала системы дополнительного профессионального образования для обеспечения становления данной компетентности;
потенциалом региональной системы дополнительного профессионального образования в части обеспечения становления профессиональной компетентности молодых педагогов и неопределенностью организационно-педагогических условий становления данной компетентности;
потребностью молодого педагога в качественном решении поставленных перед ним профессиональных задач, связанных с построением педагогически целесообразных отношений с обучаемыми, развитием у них интереса к учению с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, проблем личностного развития обучающихся и недостаточной его готовностью решать такого рода профессиональные задачи.
В этой связи возникает объективная необходимость решения проблемы исследования, которая состоит в необходимости теоретического обоснования и разработки путей и способов развития профессиональной компетентности молодых педагогов с использованием потенциала системы дополнительного профессионального образования.
В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Управление развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования».
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного педагогического образования.
Объект исследования: образовательный процесс системы дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: развитие профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования: процесс управления развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного педагогического образования будет успешным если:
в образовательной организации созданы ресурсы для развития профессиональной компетентности молодых специалистов (кадровый, мотивационный, информационный, научно-методический);
сформирована профессиональная готовность молодых специалистов к развитию профессиональных компетенций;
ведется целенаправленная работа по мотивации молодых специалистов к развитию профессиональной компетентности.
Задачи исследования:
1. Выявить современные требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации российского образования.
2. Определить потенциал системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности молодых специалистов.
3. Разработать модель управления развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели управления развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в Институте непрерывного образования ОГПУ (ИНО ОГПУ) и в муниципальной системе образования Саракташского района.
Методологическая основа исследования:
системный подход, раскрывающий развитие профессиональной компетентности молодого педагога как целостный и сложноорганизованный процесс (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.С. Степин, Ю.Г. Юдин и др.);
компетентностный подход, позволяющий рассматривать профессиональную компетентность молодого педагога как аспект его профессионального роста (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.);
личностно-деятельностный подход, способствующий рассмотрению процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога с учетом его личностной позиции, смыслов, мотивов через выбор молодым педагогом содержания и способов деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Теоретическая основа исследования:
проблемы профессиональной компетентности как совокупности компетенций (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской, С.В. Шекшни, С.Е. Шишов и др.);
труды по проблеме становления профессиональной компетентности педагога (В.Н. Введенский, Н.В. Гафурова, Е.Н. Геворкян, Н.В. Жадько, С.И. Осипова, А.В. Хуторской, Т.М. Чурекова, Л.В. Шкерина, М.Г. Янова и др.);
теории развития профессиональной компетентности молодого педагога (Г.В. Ахметжанова, М.Н. Корешкова, И.В. Круглова, М.А. Рыжевская, Э.Р. Саитбаева, О.В. Чурсинова и др.);
методологические основы развития системы дополнительного профессионального образования (Е А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Л.М. Кустов, С.Г. Молчанов, Э.М. Никитин, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкин и др.).
Методы исследования: анализ философской, управленческой и психолого-педагогической литературы; разработка и проведение экспериментальной работы; анкетирование, интервьюирование, диагностические методики; сравнительный анализ данных, описание результатов и окончательное оформление работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели управления развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость заключается в разработке научно-методических рекомендаций по управлению развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях дополнительного профессионального образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная компетентность молодого специалиста (педагога) представляет собой интегративное многокомпонентное личностное качество, включающее в себя общепедагогический, специальный, коммуникативный, деятельностный и рефлексивный компоненты, конкретизированные рядом показателей и отражающие поиск и осознание молодым педагогом своего профессионального пути, освоение им способов накопления профессионального опыта и навыков педагогической рефлексии.
2. Дополнительное профессиональное образование обеспечивает повышение профессиональной компетентности молодого специалиста (педагога), способствует его самоорганизации, пропаганде инновационной деятельности, распространению передового опыта, повышению его педагогического мастерства.
3. Модель управления развитием профессиональной компетентности молодого специалиста строится на основе системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов, которые позволяют рассматривать профессиональную компетентоность как личностно-приобретаемую ценность молодых педагогов, решающую две взаимосвязанные задачи: обеспечение процесса саморазвития педагога и его самоопределение в профессиональной деятельности. Модель имеет целью создание условий для развития профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования.
4. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности молодого специалиста (педагога) в рамках модели являются: создание в образовательной организации ресурсов для развития профессиональной компетентности молодых специалистов (кадровый, мотивационный, информационный, научно-методический); формирование профессиональной готовности молодых специалистов к развитию профессиональных компетенций; осуществление целенаправленной работы по мотивации молодых специалистов к развитию профессиональной компетентности.
Экспериментальная база исследования: Институт непрерывного образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (ИНО ОГПУ), кафедра управления образованием, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Черкасская средняя общеобразовательная школа им. Г.Т. Чумакова».
Этапы исследования: Исследовательская работа проводилась поэтапно в течение 2018-2020 гг.
На первом этапе (сентябрь 2018 – август 2019) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировался научный аппарат исследования. Формировалась научно-методическая база для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2019 – май 2020) проверялись основные выводы и положения в процессе экспериментальной работы; апробировалась модель управления развитием профессиональной компетентности молодых специалистов в системе дополнительного профессионального образования.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2020) систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы; формулировались общие выводы и оформлялись результаты исследования.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 79 страницах, список литературы включает 74 источника.
1. Аграрова, В.А. Понятие профессиональной компетентности личности / В.А. Аграрова // Акмеология. Начуно-практический журнал. – 2016. – № 1 (57). С. 41-48.
2. Алексеев, С.В. К вопросу о стандарте качества постдипломного образования педагога в условиях модернизации российского образования / С.В. Алексеев // Методист. – 2004. – № 4. – С. 7-11.
3. Архангельский, С.И. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя / С.И. Архангельский, Г.И. Хозяинов. – М.: Знание, 2006. – 128 с.
4. Ахметжанова, Г.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности: дис. … доктора пед. наук: 13.00.08 / Г.В. Ахметжанова. – Тольятти, 2002. – 183 с.
5. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3-13.
6. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. – 188 с.
7. Бенин, В.Л. Культурологическая компетентность в подготовке педагога. / B.JI. Бенин, Е.Д. Жукова // Образование и наука: Известия Уро РАО. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – № 2 (14). – С. 132-138.
8. Бобешко, Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля / Е.В. Бобешко // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 49. – С. 445-449.
9. Большанина, Л.В. О коммуникативной компетентности преподавателя в контексте высшего образования [Электронный ресурс] / Л.В. Большанина // Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 21 сентября 2017). – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. – Режим доступа: http://www.krirpo.ru/events/scienceconf/konferentsiya-sentyabr2017-goda
10. Бородкина, Н.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н.В. Бородкина, А.В. Золотарева и др. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 326 с.
11. Бочков, Д.В. Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений: диагностический инструментарий и результаты его применения по предметам экономического блока / Д.В. Бочков // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2014. – № 2 (10). – С. 188-196.
12. Брежнева, М.Н. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. / М.Н. Брежнева, С.И. Назарова, В.Г. Первутинский; под общ. ред. И.И. Соколовой, Т. А. Каплунович. – СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. – С. 108-118.
13. Булавенко, О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности / О.А. Булавенко // Школьные технологии. – 2005. – № 3. – С. 40-44.
14. Васильев, И.Б. Профессиографический подход к формированию модели будущего специалиста в системе непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] / И.Б. Васильев и др. // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2006. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professiograficheskiy-podhod-k-formirovaniyu-modeli-buduschego-spetsialista-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
15. Гильмеева, Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р.Х. Гильмеева. – Казань, 1999. – 459 c.
16. Головей, Л.А. Психология профессионального развития / Л.А. Головей. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. – 120 с.
17. Гостев, А.Г. Компетентность и технологии образования / А.Г. Гостев // Техногенные подходы и гуманитарная сущность образования современного человека. Изд-во: University College Vitus Bering Danmark, 2008. – 4. I. – C. 299 -304.
18. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара / Н.А. Гришанова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 16 с.
19. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
20. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М.В. Новикова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 200 с.
21. Жайтапова, А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации / А.А. Жайтапова. – Алматы: РИПК СО, 2006. – 316 с.
22. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Материалы ко второму заседанию методологического семинара / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
24. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 14-20.
25. Кашапов, М.М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы / М.М. Кашапов, Т.В. Огородова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 183 с.
26. Кизесова, И.В. Организация персонализированного обучения слушателей в процессе дополнительного профессионального образования: автореферат дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Кизесова. – Красноярск, 2006. – 24 с.
27. Ковалев, В.А. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / В.А. Ковалев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 4 (16). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya.
28. Корешкова, М.Н. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов / М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 466-469.
29. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации: монография / И.О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 320 с.
30. Красношлыкова, О.Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2 (22). – С. 47-54.
31. Круглова, И.В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И.В. Круглова // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 25-27.
32. Матвиевская, Е.Г. Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Е.Г. Матвиевская, Л.В. Меркулова // Вестник ОГУ. – 2017. – № 10 (210). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-strategiya-podgotovki-buduschego-uchitelya-v-kontekste-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
33. Мезенцева, О.И. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях существующей системы повышения квалификации [Электронный ресурс] / О.И. Мезенцева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 1 (42). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyah-suschestvuyuschey-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii.
34. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь-справочник / авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 466 с.
35. Меркулова, С.К. О проблеме оценки компетентности / С.К. Меркулова // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 163-165.
36. Местечкин, В.И. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров образования в процессе повышения квалификации (На примере деятельности руководителей и педагогов учреждений начального профессионального образова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В.И. Местечкин. – Челябинск, 2003. – 200 c.
37. Методическое сопровождение профессионального развития учителя обществознания / под. ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2019. – 173 с.
38. Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление: материалы II межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 09 апреля 2015 года. – Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2015. – 136 с.
39. Молочкова, И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учебное пособие / И.В. Молочкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005 – 130 с.
40. Назарова, С.И. Стратегия профессионального роста современного учителя [Электронный ресурс] / С.И. Назарова // ЧиО. – 2016. – № 2 (47). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-professionalnogo-rosta-sovremennogo-uchitelya.
41. Никифорова, Е.И. Развитие технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: методический аспект / Е.И. Никифорова // Методист. – 2006. – № 7. – С. 10-13.
42. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
43. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
44. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1998. – 796 с.
45. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М. : Большая Сов. Энциклопедия, 2012. – 528 с.
46. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / под ред. Н.К. Зотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 368 с.
47. Пивоваров, А.А. Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов [Электронный ресурс] / А.А. Пивоваров, Ю.А. Скурихина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 2 (31). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-v-soprovozhdenii-professionalnogo-rosta-pedagogov.
48. Поздняков, А.Н. Формирование управленческой компетентности будущих педагогов и руководителей образования / А.Н. Поздняков // Народное образование. – 2008. – № 1. – С. 141-145.
49. Пономаренко, Н.Г. Повышение профессионального мастерства педагогов / Н.Г. Пономаренко, Г.Н. Козырева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
50. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка, 2018. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/.
51. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
52. Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
53. Профессиональная деятельность молодых специалистов: методическое сопровождение преподавания предметов: методические материалы по курсу повышения квалификации молодых педагогов / cоставитель: А.Л. Гехтман, и.о. директора ГБОУ ДППО ЦПКС «ИМЦ» Василеостровского района Санкт-Петербурга СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014 – 82 с.
54. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 168 с.
55. Профессиональные конкурсы молодых специалистов [Электронный ресурс] / Молодые в библиотечном деле. – 2013. – № 7-8. – С. 112-117. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/471639
56. Развитие профессиональной компетентности учителя в современных условиях [Электронный ресурс] / Т.В. Голубева // Сибирский учитель. – 2015. – № 6. – С. 42-45. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/366506
57. Роль дополнительного профессионального образования в повышении профессиональной компетентности современного специалиста с позиции работодателя [Электронный ресурс] / Л.В. Тарасенко // Гуманитарий Юга России. – 2016. – № 5. – С. 152-160. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/577951
58. Саитбаева, Э.Р. Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях модернизации регионального образования / Э.Р. Саитбаева, Н.С. Граборева // Вопросы дополнительного профессионального образования. – 2018. – № 2 (10). – С. 27-35.
59. Саитбаева, Э.Р. Управление развитием профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева, Е.С. Никифорова // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: материалы научно-практической конференции с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 г. / Оренбург. гос. ун-т, Ассоц. «Оренбург. унив. (учеб.) округ». – С. 596-605.
60. Саитбаева, Э.Р. Управление формированием профессиональной готовности педагога к внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева, Ю.В. Воронина // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/article/view?id=27745
61. Санжиева, Я.Б. Профессиональное развитие педагогов в условиях последипломного образования (на материале Иркутской области): Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Я.Б. Санжиева. – Москва, 2002. – 328 с.
62. Сафина, З.Н. Компетентностный подход в образовании взрослых / З.Н. Сафина // Материалы международной научно-практической конференции «Образование взрослых: глобальный диалог». – СПб.: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2003. – С. 26-29.
63. Сергеева, Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога [Электронный ресурс] / Н.И. Сергеева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933
64. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 4. – С. 4-10.
65. Словарь иностранных слов – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608 с.
66. Тоистева, О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1
67. Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Монографический сборник / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – 328 с.
68. Урусова, З.М. Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса [Электронный ресурс] / З.М. Урусова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-kak-strategiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa
69. Федоров, С.Е. Новое качество образования и его оценка при реализации компетентностного подхода [Электронный ресурс] / С.Е. Федоров // Инновации. – 2008. – № 11. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-kachestvo-obrazovaniya-i-ego-otsenka-pri-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda.
70. Федосеева, З.А. Развитие профессиональной компететности педагогов в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / З.А. Федосеева. – Екатеринбург, 2006. – 25 с.
71. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
72. Чумакова, М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
73. Чурсинова, О.В. Профессиональный рост педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] / О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 3-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-rost-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii.
74. Энциклопедический словарь маркетолога / Под редакцией С.Г. Демченко. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 364 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!