Правовое обеспечение реализации образовательных услуг на территории красноярского края
Введение ………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Герменевтика предоставления образовательных услуг в России и зарубежом………………………………………………………………………… 10
1.1 Характеристика эволюции образовательных услуг в отечественном государстве………………………………………………………………………. 10
1.2 Источники правового регулирования образовательных услуг в Российской Федерации………………………………………………………….. 31
1.3 Обзор зарубежного опыта предоставления образовательных услуг……… 51
Глава 2. Теоретические аспекты образовательных услуг…………………….. 72
2.1 Сущность образовательной услуги как социально-экономической категории…………………………………………………………………………. 72
2.2 Функция общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и оказании образовательной организацией образовательных услуг………………………………………………………….. 86
2.3 Правовое регулирование оценки качества образовательных услуг……… 94
Глава 3. Реализация образовательных услуг на территории Красноярского края………………………………………………………………………………… 115
3.1 Организация управления образовательными услугами на территории Красноярского края………………………………………………………………………………… 115
3.2 Факторы развития образования и состояние рынка образовательных услуг на территории Красноярского края ………………………………………………… 76
3.3 Проблемы и перспективы правового обеспечения реализации образовательных услуг на территории Красноярского края………………….. 135
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 153
Библиографический список……………………………………………………………………… 163
Приложение
Актуальность темы исследования. История показывает, что образование, как процесс передачи знаний, уникального опыта и информации, постепенно из удела немногих избранных превращается в гарантированную государством возможность для всех, получая при этом юридическую форму в виде права на образование.
В Российской Федерации в 2000-ые годы полным ходом развернулось реформирование социальной сферы, в том числе в области образования. С полной уверенностью можно заявить, что законодательство не должно отставать от динамично меняющихся общественных отношений, и изменениям социальной сферы, реформам системы образования должна соответствовать такая система регулирования образовательных отношений, в основе которой лежит принцип достойной жизни свободного развития гражданина.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации – Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С угрозами глобализации может развиться только эффективное государство, обеспечивающее высокие и стабильные темпы экономического роста, гарантирующее социальную защиту, расширяющее возможности своих граждан путем всеобщего доступа к системам образования и другим социальным услугам.
Особенностью конституционной модели социального государства в России является восприятие и закрепление социальных прав человека на том же уровне, на котором это предусмотрено основными законами иных социальных государств и международными стандартами: ч. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 13, 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования. Это обстоятельство отчасти обусловлено приоритетом общепризнанных принципов и норм международного права (согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), а также историческим опытом российского государства, социалистический период которого отличался высоким уровнем социальной защищенности граждан.
Конституция Российской Федерации не только закрепляет социальные права граждан, но и тем самым выступает как основная гарантия доступности для личности системы общественных благ как минимально необходимых для развития ценностей цивилизации. Сам принцип социального государства вполне может рассматриваться как способ и форма конституционно-правового воплощения идеи социальной справедливости. Социальные права в условиях современной цивилизации выступают как основные, неотъемлемые возможности каждого человека, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, содействие в получении доступа к основным ценностям цивилизованного общества (образованию).
Именно эти цели преследует система правомочий, составляющих конституционное право каждого на образование: на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования. При пользовании данными правовыми возможностями происходит «сглаживание» неизбежного неравенства по признаку возраста, состояния здоровья, имущественного положения, образа жизни. Закрепление конституционных гарантий в сфере образования предопределяет важность вопроса
об инструментах реализации данных гарантий. В условиях нового понимания назначения и функций современного государства, изменений принципов управления в ходе административной реформы, такими инструментами выступают публичные услуги, оказываемые государством (его структурами) гражданам и юридическим лицам. Появление новых понятий (публичная услуга, социальная услуга), многогранность их содержания вызвали широкий интерес различных отраслей юридической науки.
В основе публичной услуги всегда лежит публичный, общезначимый интерес; круг субъектов, пользующихся такими услугами, неограничен; осуществляться публичные услуги могут как государственными органами, так и негосударственными организациями. Разновидностью публичных услуг выступают социальные услуги. Социальные услуги выделяют по той сфере, в которой данные услуги оказываются, что требует рассмотрения образовательной деятельности в аспекте публичных и социальных услуг.
Вместе с тем качественным образование будет лишь тогда, когда всем гражданам независимо от материального, социального и иного статуса и места жительства в равной мере будут доступны образовательные услуги.
Неоднозначность применения в образовательном законодательстве понятия «образовательная услуга», а также отсутствие ее легального определения порождают дискуссионность и в научных подходах к пониманию ее содержания, затрудняют реализацию целей, намеченных в важнейших программных документах.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1
«Об образовании» (далее – ФЗ № 3266-1) впервые закрепил термин «услуга» применительно к деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В силу статьи 45 ФЗ № 3266-1 государственные и муниципальные образовательные учреждения были наделены правом оказания платных услуг. С введением такого права законодательство в области образования стало оперировать понятием «образовательная услуга». Широко используемый в специальной литературе с конца 1990-х годов термин «образовательные услуги» до сих пор не имеет однозначного доктринального толкования. И сегодня зачастую применение термина «образовательные услуги» характеризует возмездность соответствующих правоотношений, содержание которых определяется нормами гражданского права. Однако выявленная в настоящее время специфика содержания отношений в образовательной сфере, изменение приоритетов государственной политики в этой области, их поворот в сторону обеспечения соблюдения прав в сфере образования, а также качества образования дают основания для переосмысления терминологического наполнения образовательного законодательства, более детальное определение понятийного инструментария образовательных отношений, основных признаков и характеристик образовательной услуги. Все это определяет необходимость исследования данной темы.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является правовая природа образовательных услуг, их содержание и особенности, механизм реализации социальных прав граждан в области образования, а также учреждения сферы образовательных услуг региона, в данном случае, – Красноярского края.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации об образовании, связанные с ними нормы
и институты иных отраслей российского законодательства, общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением образовательных услуг, а также социально-экономические отношения, связанные с формированием
и развитием сферы образовательных услуг в Красноярском крае.
Цели и задачи диссертационной работы.
Целью исследования является выявление основных свойств
и особенностей образовательных услуг; определение понятия «образовательные услуги»; анализ способов оценки качества предоставления образовательных услуг; определение требований и формирование направлений развития организаций сферы образовательных услуг в регионе.
Цель диссертационного исследования определила постановку
и необходимость решения следующих теоретических задач:
– определить содержание понятия образовательной услуги как услуги социальной;
– определить систему признаков, позволяющих отличить образовательные услуги от иных услуг;
– обосновать критерии и дать классификацию образовательных услуг;
– обосновать роль и значение сферы образовательных услуг
на современном этапе развития общественной жизни;
– осуществить оценку развития организаций сферы образования
в Красноярском крае;
– предложить направления повышения эффективности управления учреждениями сферы образования с учетом специфики региона.
Методологическая и эмпирическая основы исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет система современных методов познания. Это философский метод, в основу которого положен диалектический подход с признанием объективности и всесторонности развития, позволяющий раскрыть сущность и основные характеристики принципов правоприменительной практики. Кроме философского метода используются также общие методы, такие, как системное структурирование на базе синтеза и абстрагирования, метод сравнения, исторический метод и другие.
Нормативную правовую основу диссертационного исследования составили акты международного права, Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края.
В диссертационном исследовании в сравнительном контексте изучены особенности предоставления образовательных услуг в отдельных зарубежных странах.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретические положения представленной диссертации могут быть применены с целью обогащения научного знания и принятий обоснованных управленческих решений по проблемам повышения эффективности и результативности функционирования учреждений сферы образования.
Практическая значимость исследовании заключается в том, что сформулированные в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке и последующей реализации целевых программ и проектов обеспечения устойчивого развития сферы образовательных услуг в регионе.
1. Нормативные правовые акты
20. Российская Федерация. Законы.
Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 29.12.2012, № 273-ФЗ / Российская Федерация, Законы // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 3. – С. 61-110. – (Нормативные документы) (Сведения от органов управления). – Подстроч. примеч. – Окончание. Начало: № 1-2 .
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // СЗ РФ. -1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. – 2010. – № 19. – Ст. 2291.
4. О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@: приказ ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333@ // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (17.06.2016).
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2001. – № 33 (ч. I). – Ст. 3431.
6. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716.
8. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016, с изм. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145.
9. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 17.02.2016) // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). – 2014. – 30 мая.
10. Об автономных учреждениях: федер. закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. – 2006. – № 45. – Ст. 4626.
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 // СЗ РФ. – 2013. – № 34. – Ст. 4437.
13. Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам: приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 // Рос. газета. – 2014. – 12 февр.
14. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) // Бюлл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – 29 окт.
15. Постановление администрации Калтанского городского округа (устав МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 29»): [Электрон. ресурс]. – URL: http://bus.gov.ru/pub/agency/86496
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-obscherossiyskogo-klassifikatora-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-organizatsii-i-osuschestvlenii-platnoy
2. Иные официальные материалы
3. Научная литература
1. Актуальные проблемы развития потребительского рынка : материалы
II Региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов
(20 апреля 2004, г. Красноярск) / Краснояр. гос. торгово-экон. ин-т. – Красноярск : КГТЭИ, 2004. – 335 с.
2. Вопросы защиты прав в институте образовательных услуг, Калмыков О.П., В сборнике: Частное и публичное в вещном праве сборник статей
по материалам международной научно-практической конференции. 2016.
С. 55–65.
3. Государственная политика в сфере образования, Бабец Л.Р.,
В сборнике: Прикладные статистические исследования и бизнес-аналитика сборник материалов II Международной научной конференции. 2016. С. 84–87.
4. К. вопросу защиты прав потребителей образовательных услуг, Завьялова Л.П. В сборнике: Современные тенденции образовательного процесса и его правовое обеспечение Сборник статей по итогам Круглого стола слушателей дополнительной образовательной программы повышения квалификации. Отв. ред. В.А. Захарова ; Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2018. С. 21–24.
5. Материалы межвузовской научно-практической конференции “Российская правовая политика в сфере образования”, г. Саратов, 21 сентября 2007 г [Текст] / В. Н. Синюков [и др.] ; Российская правовая политика в сфере образования, материалы межвузовской научно-практической конференции (2007) // Правовая политика и правовая жизнь. – 2008. – № 2. – С. 194–222.
6. Нормативно-правовое регулирование реализации дистанционных образовательных услуг, Шаяхметова Е.А., Возняк О.А., Бабаджанян Е.Л., Крушинская Е.В., В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Уварина Н.В. 2014. С. 471–478.
7. О проблемах правового обеспечения образовательных услуг, Алексеева Е.С.,В сборнике: Начало сборник научных статей магистров. Коломна, 2017.
С. 150–155.
8. Образование как услуга: теоретико-правовой аспект, Пашенцев Д.А.,
В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты
и юридическая практика Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского.
Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. 2017. С. 268–269.
9. Образовательные услуги в гражданском праве России, Ленковская Р.Р., Волкова М.А., В сборнике: Проблемы и перспективы современной юридической науки Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 66–72.посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ». 2016. С. 392–396.
10. Образовательная услуга как объект гражданских правоотношений: муниципальный аспект правового регулирования в области повышения востребованности, Кива-Хамзина Ю.Л., Янул В.В., В сборнике: Правовое регулирование общества, бизнеса и социальной сферы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции.
НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 88–91.
11. Правовой институт образовательных услуг в гражданских правоотношениях, Дерксен Я.С., В сборнике: Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2017. С. 19–21.
12. Правовое регулирование договорных отношений в сфере оказания образовательных услуг, Мацаева М.В., В сборнике: Новое слово в науке: перспективы развития Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Главный редактор О.Н. Широков. 2017.
С. 319–322.
13. Правовая сущность образовательных услуг в РФ, Арсентьева Н.А.,
В сборнике: Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии
в культуре и образовании Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 6–8.
14. Правовая природа договора об оказании образовательных услуг, Хуртина Е.К., В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным участием,
15. Правовые основы регулирования в сфере образовательных услуг, Щербачёва Л.В., В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития современной науки Всероссийская научно-практическая заочная конференция. 2014. С. 78–85.
16. Российская правовая политика в сфере образования, материалы межвузовской научно-практической конференции (2007).
Баранков, Владимир Леонидович. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционной форм реализации образовательных программ [Текст] / В. Л. Баранков // Журнал российского права. – 2017. – № 3. – С. 129–137. – (Трудовое право и право социального обеспечения).
Голышев, Вадим Григорьевич. Договор о сетевой форме реализации образовательной программы как правовой способ организации обучения [Текст] / В. Г. Голышев, А. В. Голышева, И. В. Голышев // Юридическое образование и наука. – 2017. – № 3. – С. 16–21. – (Образовательная политика).
2. Услуги: проблемы правового регулирования и судебной практики : сборник научно-практических статей / [редкол.: Н. Ф. Качур, М. В. Кратенко (отв. ред.), С. Н. Мальтов]. – Москва : Волтерс Клувер, 2007. – 228 с.
9. Хуторский, А. Является ли образование услугой? [Текст] / А. Хуторский // Директор школы. – 2017. – № 8. – С. 81–87. – (Экономика и право)
10. Лосева, Н. А. Социально-экономическое содержание, правовая регламентация, тенденции развития образовательных услуг [Текст] / Н. А. Лосева // Аудитор. – 2016. – № 3. – С. 50–55. – (Исследования).
11. Механик, Александр. Что ждет высшую школу в России [Текст] / Александр Механик // Эксперт. – 2016. – № 8. – С. 64–67.
12. Качалов, Владимир Алексеевич. На что распространяются требования п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008 при оказании образовательных услуг? [Текст] / Владимир Алексеевич Качалов // Методы менеджмента качества. – 2016. – № 2. – С. 24–29.
13. Кива-Хамзина, Юлия Леонидовна. Объекты гражданских правоотношений в Российской Федерации: образовательная услуга – экономико-правовой аспект [Текст] / Ю. Л. Кива-Хамзина // Юридическое образование и наука. – 2016. – № 3. – С. 85–89.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!