Художественная антропология К.С. Льюиса (“Космическая Трилогия”, “Пока мы лиц не обрели”, “Расторжение Брака”)

Косинская Александра Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Творчество К.С. Льюиса в контексте экзистенциально-персоналистической мысли ХХ в………………………….15 § 1. Творчество К.С. Льюиса в контексте экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра и К. Ясперса……………………………………………………………………….15 § 2. Творчество К.С. Льюиса в контексте персоналистической мысли
Э. Мунье и В.Н. Лосского……………………………………………………………………….30 Выводы
ГЛАВА 2. Основные категории художественной антропологии
К.С. Льюиса……………………………………………………………………………………………..41 § 1. Роль и место художественной антропологии в современной науке
о литературе. История понятия «художественная антропология» …………….41
§ 2. Категория автора в научных трудах К.С. Льюиса в контексте литературо- ведческих теорий ХХ века………………………………………………………………………..61
§ 3. Герой как субъект художественной антропологии К.С. Льюиса…………..90 § 4. Читатель как субъект рецептивной эстетики К.С. Льюиса…………………100 Выводы……………………………………………………………………………..112 ГЛАВА 3. Три субъекта художественной антропологии
в литературных произведениях К.С. Льюиса …………………………………………..115 § 1. Формы авторского присутствия в художественных произведениях
К.С. Льюиса…………………………………………………………………………………………..115
2
§ 2. Герой в свете антропологических представлений автора в «Космической Трилогии» и романе «Пока мы лиц не обрели» ……………………………………..147
§3. Роль читателя в художественных произведениях К.С. Льюиса……………181 Выводы…………………………………………………………………………….191 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………193 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..199

Во введении представлен обзор научной литературы по художественной
антропологии, а также основных работ, посвящённых изучению творчества К.С.
Льюиса, обосновывается актуальность диссертационного исследования, указываются
объект, предмет, цель и задачи работы, описана степень изученности вопроса,
характеризуются фактический материал и методы его анализа, определяются научная
новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся данные
о его апробации и формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе«Творчество Льюиса в контексте экзистенциально-
персоналистической мысли ХХ века», состоящей из двух параграфов, произведения
Льюисарассматриваютсявфилософско-религиозномконтекстеегоэпохи.
Констатируется историко-временная и идейно-тематическая близость художественной
философии изучаемого автора и философии экзистенциализма и христианского
персонализма. Основные темы философии существования – внутренний мир
личности,свобода,отчуждениеисмыслжизни– присутствуютво всех
проанализированных текстах К.С. Льюиса, что позволяет сделать вывод об общности
проблематики экзистенциальной философии и произведений исследуемого автора.
Путь Льюиса к принятию христианской веры через глубокие душевные и
интеллектуальные сомнения отмечен особым накалом экзистенциального напряжения
и имеет ярко выраженную рациональную и духовную специфику, что связано с
исторической ситуацией человека западной культуры ХХ века. Основные аспекты
этой ситуации, на наш взгляд, нашли свое отражение в художественной антропологии
Льюиса.
В первом параграфе «Творчество Льюиса в контексте экзистенциальной
философии Ж.-П. Сартра и К. Ясперса» сопоставляются тексты трёх авторов на
основании общих тем: свободы, памяти, греха, страдания, смерти и представлений об
аде. Темы свободы и памяти, мотивы исповедального осмысления героем
собственной жизни и существования в ожидании смерти являются общими для
романа Льюиса «Мерзейшая Мощь» и книги философа христианской ветви
экзистенциализма К. Ясперса «Философская Вера». Отмечается близость основных
идей сопоставляемых авторов, обусловленная, с одной стороны, экзистенциальным
характером мышления философа и писателя, с другой стороны – их христианским
мировоззрением. В этом же параграфе проводится сравнительный анализ пьесы Ж.-П.
Сартра «За закрытыми дверями» и эсхатологического видения Льюиса «Сказание об
аде и рае, или Расторжение брака». Написанные во время Второй мировой войны, оба
текста в оригинальной художественной форме изображают посмертную участь душ,
попавших в ад. У Льюиса, как и у Ж.-П. Сартра, изображение ада нетрадиционно. У
английского писателя ад изображён в виде серого города, у французского – комнаты в
отеле, который не имеет выхода. При этом ад в «Расторжении брака» принципиально
«открыт», и призрачные души могут покинуть его, совершив экзистенциальный
выбор в пользу Бога и рая. В пьесе Ж.-П. Сартра рай не является предметом
изображения и размышлений, ад же замкнут и бесконечен. События в пьесе «За
закрытыми дверями» изображены с «земной» и «адской» точек зрения, в
эсхатологическом видении «Расторжение брака» – с точки зрения обитателей ада,
жителей Земли и рая. Отличаются и образы героев. Если в произведении Льюиса
рассказчик и его проводник Джордж Макдональд – трансцендирующие личности, то
искания героев пьесы Ж.-П. Сартра не устремлены к Богу.
Во втором параграфе «Творчество Льюиса в контексте персоналистической
мысли Э. Мунье и В.Н. Лосского» на основе центральной в творчестве трёх
мыслителей ХХ века темы взаимоотношений человеческой личности с Богом и миром
других людей сопоставляются персоналистические метаидеи авторов. Сравниваются
наиболее близкие направлению христианского персонализма идеи творчества Льюиса
с основными идеями французского философа и автора «Манифеста персонализма» Э.
Мунье. Отмечается, что идея Мунье о преображении человеческой души и принятии
ею Царствия Божия (в образе Христа) близка Льюису, в то время как мысли о
политическом переустройстве мира, создании рая на Земле, программные в
философии французского персонализма, чужды творчеству английского писателя.
Персоналистическая метаидея творчества Льюиса состоит в том, что цель
человеческой жизни трансцендентна и лежит за пределами человеческой личности.
Исходя из предпосылки о том, что антропологическая модель автора является
своеобразнымгерменевтическимкодомкпрочтениюегопроизведений,
предполагается, что изучение темы личности является основополагающим для
исследования таких важнейших категорий творчества К.С. Льюиса как «любовь»,
«радость», «страдание» и «свобода». Также сопоставляются размышления о человеке
Льюиса и В.Н. Лосского, богослова русского зарубежья, заложившего основы
«неопатристического» синтеза в православном богословии. К идеям, общим для
творчества двух выдающихся мыслителей, можно отнести: мысль о неповторимости
каждого человека, необходимости обретения собственной личности (лица у Льюиса и
ипостаси – у Лосского), понимание обожения (приобщения к Единому Богу) как цели
человеческой жизни и осознание центрального места свободы человека в
эсхатологическом вопросе. Данные положения являются, на наш взгляд, метаидеями,
исходя из которых развиваются такие темы персоналистического творчества Льюиса
и Лосского, как грехопадение, покаяние, любовь и посмертная участь человека.
Сделан вывод об определённой близости персоналистической мысли Льюиса и
Лосского, несмотря на имеющиеся догматические расхождения в религиях двух
авторов.
Глава 2 «Основные категории художественной антропологии Льюиса»,
состоящая из четырёх параграфов, посвящена исследованию теории трёх субъектов
художественной антропологии: автора, героя и читателя художественного текста. В
главе также рассматривается важная для направления художественной антропологии
дихотомия художественный мир – художественный текст. Особый акцент сделан на
исследовании категорий автора и читателя в литературоведческих текстах К.С.
Льюиса.
В первом параграфе «Роль и место художественной антропологии в
современнойнаукеолитературе.Историяпонятия«художественная
антропология» рассматривается история и значение термина «художественная
антропология». Здесь же представлен общий обзор и краткий анализ отдельных
исследований,посвящённыхметодологическимпроблемамхудожественной
антропологии, а также художественной антропологии отдельных писателей.
Проводится сравнительный анализ объёма понятий «художественная антропология»,
«литературная антропология», «literary anthropology» и «anthropology of literature».
Делается вывод о том, что осмысление предмета, целей и задач направления
художественной(литературной)антропологиисущественноотличаютсяв
литературоведческом дискурсе стран Западной Европы (а также Канады, США) и
России (а также Беларуси и Казахстана). В современных американских и
западноевропейских исследованиях по литературной антропологии приоритетными
считаются следующие вопросы: роль художественной литературы (как источника) в
антропологических исследованиях (N. Rapport, 1994; Kockel, 2014; N. Craith, 2016;
Cosowska, 2020), история взаимоотношений литературоведения и антропологии
(Fournier and Privat, 2014; White, 2004), отражение антропологических открытий в
литературных текстах (Gellner,1992), а также литературный характер отдельных
антропологических разысканий (Wulff H. 2016; V. Debaene, 2010 и более ранние
работы: J. Boon, 1972; Leach 1984).
БританскийантропологлитературыН.Раппортвыделил дваосновных
направленияисследованийвобластилитературнойантропологии:первое
направлениеисследуетспецификулитературныхжанровирольжанрав
интерпретации текста читателем, а также место, которое произведение занимает в
истории культуры, влияние текста на жизнь общества и индивида [Rapport, 1994: 17].
Вторую область исследований художественной антропологии Н. Раппорт определяет
как изучение возможностей отдельных писателей достоверно описывать социальную
реальностьсвоейэпохи.Такимобразом,подходизвестногосовременного
британскогоантропологалитературычастичносовмещаетнаправление
литературоведческой мысли, представленное в рецептивной поэтике В. Изера со
ставшим традиционным в европейской мысли со времён американского учёного Ф.
Пойятоса представлением о литературе как источнике антропологических данных.
В отечественном литературоведении термин «художественная антропология»
осмысляется с одной стороны, как «исследование человека во всей его целостности
художественными средствами», с другой стороны, как «воплощение в творчестве
(текстах) авторской художественно-философской концепции человека» [Зайцева,
2015: 390]. В то же время наличие в отечественной литературоведческой науке
исследований на темы, совпадающие с предметом художественной антропологии,
позволяет сделать вывод о том, что термин «художественная антропология» является
ёмкимилаконичнымобозначениемужеизвестныхлитературоведению
содержательных аспектов художественного произведения, увиденных под углом
философско-антропологического мировоззрения автора и читателя.
Во втором параграфе «Категория автора в научных трудах Льюиса в
контексте литературоведческих теорий ХХ века» кратко прослеживается история
становления категории «автор» в литературоведении ХХ века, описаны разные
подходы к изучению данной категории, особое внимание уделено имперсональному
подходу Льюиса как литературоведа к проблеме автора. Сопоставляются подходы
Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.О. Кормана, У. Бута, Р. Барта, М.
Фуко, Ю. Кристевой, Ш. Берка, Э. Беннета, В.М. Розина с подходом Льюиса и его
оппонента Е. Тильярда. Рассматриваются такие связанные с категорией автора
понятиякак«антропологическиепредставленияавтора»,«авторский
антропологическийидеал»,«риторическийидеалавтора»,«авторская
интенциональность» и близкое интенциональности понятие авторской интенции.
Анализируется антропологический и риторический идеалы Льюиса, представленные
в эссе и литературных текстах автора. Если антропологический идеал исследуемого
писателя берёт начало в средневековой литературе и представляет собой гармоничное
единство мудрости и отваги, то художественный идеал Льюиса предполагает не
менеегармоничноесочетаниелогическойпоследовательностиЕвклидас
человечностью и цельностью Шекспира.
В третьем параграфе «Герой как субъект художественной антропологии
Льюиса» описаны подходы к классификации литературных персонажей Б.В.
Томашевского, Л.Я. Гинзбург, Дж. Каддона и Л.В. Чернец. С точки зрения данных
классификаций рассматриваются виды персонажей в художественных текстах
Льюиса 1938 – 1950-х годов. Исследуется соотношение между прямой и косвенной
характеристиками образа протагониста в романе «Пока мы лиц не обрели». В
параграфе также уделено внимание основным средствам создания образа героя и
вопросу о соотношении между аксиологической системой автора и его героев.
Несовпадение авторской аксиологической системы с ценностной ориентацией героя
рассматривается на примере третьей части «Космической трилогии» (сказки для
взрослых «Мерзейшая Мощь»).
В четвёртом параграфе «Читатель как субъект рецептивной эстетики Льюиса»
рассматриваются подходы к категории читателя А.А. Потебни, А.Н. Толстого, С.Б.
Рассадина, У. Бута, Х.- Г. Гадамера, Т.Д. Венедиктовой, Р. Барта, Льюиса, Г.- Р. Яусса
и В. Изера. Особое внимание уделяется рецептивной эстетике Льюиса, которую автор
напрямую связывает с вопросом о критерии художественности литературного текста.
В литературоведческом труде «Эксперимент в литературной критике» («An
Experiment in Criticism») Льюис выделяет два вида читательского поведения в
отношении художественного текста: литературное (literary reading) и нелитературное
чтение (the reading of the unliterary). Этому разделению соответствует два вида
читателей: читатели, склонные читать художественные тексты «литературно» (literary
readеrs) и, наоборот, – нелитературные читатели (unliterary readers). В «Эксперименте
в литературной критике» Льюис выделяет следующие черты «литературного
читателя»: внимание к форме произведения, «аудиальное» чтение художественного
текста, перечитывание произведений, отношение к знакомству с книгой как к
значимому жизненному событию, желание воспринять художественный мир
произведения с точки зрения автора, увидеть изображённые события его глазами.
Идеальный читатель Льюиса необязательно разделяет мировоззренческие установки
писателя, но всё же интересуется, как выглядит мир глазами автора (христианина,
филолога-эстета, увлечённого медиевиста). В то же время он готов сделать над собой
определённое усилие, чтобы, будучи открытым для всего нового, поверить автору,
достигая «наивного чтения», во время которого читатель как бы «заражается»
взглядами автора. «Литературный читатель» Льюиса осознаёт, что круг его чтения в
конечном счёте определяет его мировоззрение.По мнению учёного, критерий
художественности текста лежит в области возможностей его прочтения, то есть в
рецептивной поэтике и эстетике. Соответственно, текст, который возможно читать и
хоть один читатель прочёл «литературно», и является художественным.
Вданномпараграфетакжесопоставляетсязначениечитателяв
литературоведческих трудах Льюиса с ролью читателя в работах Р.В. Ингардена и
рецептивной эстетике литературоведов констанцской школы: В. Изера и Р.- Г. Яусса.
Выдвигаетсягипотезаовозможномсовпаденииосновныххарактеристик
имплицитного читателя в художественных текстах Льюиса 1938–1950-х годов и
«идеального читателя» («a literary reader») в литературоведческих текстах автора.
Глава 3 «Три субъекта художественной антропологии в литературных
произведениях Льюиса» посвящена антропологически ориентированному анализу
форм авторского присутствия, эволюции главного героя и характеру имплицитного
читателя в текстах двух романов и сказки для взрослых «Космической трилогии»,
эсхатологического видения «Расторжение Брака», и романа «Пока мы лиц не обрели».
В этой главе также предпринята попытка проследить трансформацию аксиологически
ориентированных взаимоотношений внутри основной триады художественной
антропологии Льюиса в вышеперечисленных текстах. Исходя из имперсонального
подхода Льюиса к анализу литературного произведения («an impersonal theory» в
терминологии автора), в исследовании художественной антропологии писателя мы
предприняли попытку анализа художественных текстов Льюиса-писателя на
основании подхода к литературному тексту, в значительной мере разработанном
Льюисом-литературоведом. Таким образом удаётся объединить интерпретационные
возможности теоретической концепции художественного творчества К.С. Льюиса и
литературных текстов, созданных автором. При этом теоретическая концепция
Льюиса как учёного, на наш взгляд, нередко может служить ключом для
интерпретации текстов Льюиса-писателя. В связи с этим в исследовании автор,
являющийсясубъектомхудожественнойантропологии,рассматриваетсякак
воспринимающее сознание, открывающее читателю определённый взгляд на
художественный мир произведения. Биографическая личность автора, исходя из его
взгляда на изображаемое, не моделируется, в отличие от типа героя и системы
антропологических представлений, присутствующих в художественном тексте. Таким
образом,нанашвзгляд,вполнецелесообразновыявлятьиописывать
антропологическую модель автора, которую создаёт читатель художественного
текста. В основе этой модели лежит не только описание внешнего и внутреннего мира
героев и происходящих с ними событий, но и авторское отношение к героям, его
оценка происходящего.
В первом параграфе «Формы авторского присутствия в художественных
текстахЛьюиса»анализируютсяформыавторскогоприсутствиявпяти
литературных текстах, написанных в самый продуктивный в творческой биографии
автора период с 1938 по 1956 годы. Три романа научно-фантастического цикла «The
Space Trilogy» («Космической Трилогии») были написаны в период с 1938 по 1945
годы: Out of the Silent Planet («За пределы безмолвной планеты») в 1938, «Perelandra»
(«Переландра») в 1943 и «That Hideous Strength» («Мерзейшая мощь») в 1945. В том
же 1945 году было опубликовано эсхатологическое видение Льюиса «The Great
Divorce» («Сказание об аде и рае, или Расторжение брака»). В 1956 году вышел
роман «Till We Have Faces» («Пока мы лиц не обрели»), который Льюис считал одним
из лучших своих произведений [Макграт, 2019: 411]. Формы авторского присутствия
прослеживаются на уровне типа повествования, отношения автора к героям и их
поступкам, а также на уровне аксиологических установок автора, выраженных в
авторских ремарках и рассуждениях автора. Антропологически ориентированный
анализ романа «За пределы безмолвной планеты» показал, что мировоззрение
имплицитногоавтораполностьюсоответствуетмировосприятиюавтора–
действующего лица, который появляется в заключительных главах первой части и в
первыхизаключительныхглавахвторойчасти«КосмическойТрилогии».
Имплицитный автор первой части «Космической Трилогии» проявляется в
сближении и периодических расхождениях с точкой зрения героя, Элвина Рэнсома.
Всякое расхождение точек зрения автора и его героя в рамках романа «За пределы
безмолвной планеты» связано с неприятием автором мировоззрения Рэнсома, и всегда
сопровождается комментарием «как и многие люди его поколения», отсылающим
читателя к современной (Льюису и Рэнсому) модели вселенной. Подобное
расхождение точек зрения автора и героев актуально и для сказки для взрослых
«Мерзейшая Мощь». Автор, который является действующим лицом заключительных
глав первой части «Космической Трилогии», максимально близок биографическому
автору романа. Это увлечённый филолог-медиевист, любитель, теоретик и знаток
средневековой модели вселенной, христианин и приверженец христианской этики. Он
высоко ценит мужскую дружбу, а также имеет скромное мнение о своём
литературном даре. Таким образом, в «Космической Трилогии» можно выделить две
формы авторского присутствия: «воплощённый» автор и автор имплицитный.
Новаторство Льюиса состоит в том, что его герой, встретившись с воплощённым
автором-повествователем, сначала просит его написать роман о своём путешествии
на Марс, а позже критикует результат работы автора – художественное целое
произведения, героем которого он является.
Размышления о принципиальной непримиримости двух основных этических
категорий – добра и зла объединяют имплицитного автора «Мерзейшей Мощи» и
автора–рассказчикаэсхатологическоговидения«Расторжениебрака».
Обращённость героини романа «Пока мы лиц не обрели» к опыту биографического
автора, отражённому в эссе «Бог на скамье подсудимых», на наш взгляд, можно
считать косвенной формой авторского присутствия в тексте. Одной из прямых форм
авторского присутствия является выбор эпиграфа, поясняющего его отношение к
событиям. Эпиграфом к роману К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» послужило
начало 151-го сонета У. Шекспира «Love is too young to know what conscience is»
(русск. «Любовь слишком молода, чтобы знать, что такое совесть»). Приведённая
строка сонета, безусловно, отражает авторскую позицию по поводу событий первой
части романа. Любовь Оруали к Психее действительно не знает совести (conscience) в
характерном для художественного мышления К.С. Льюиса христоцентричном смысле
(«con-science» или «со-весть» как общее для Божественной и человеческой личности
знание о душе конкретного человека).
Параграф второй «Герой в свете антропологических представлений автора в
“Космической Трилогии” и романе “Пока мы лиц не обрели”» посвящён
ключевому, по мнению Л.Я. Гинзбург, вопросу литературы – «пониманию человека,
которое писатель воплотил в своих героях» [Гинзбург, 1979: 3]. При этом всякий
литературный герой мыслится как единство авторской концепции человека и
воплощающей её художественной формы, а антропологическая модель писателя
понимается как воспринятая читателем через интерпретацию художественного образа
героя авторская концепция человека. Исходя из этого положения, результаты
проведённого нами антропологически ориентированного анализа типов, форм
созданияиэволюцииобразовглавныхгероев«Космическойтрилогии»,
«Расторжения Брака», и романа «Пока мы лиц не обрели» позволяют сделать ряд
выводов об авторской модели человека. Во-первых, главные герои Льюиса
воплощают средневековый по своему происхождению антропологический идеал
автора, состоящий в гармоничном единстве мудрости и отваги. Идеал человека,
сочетающего храбрость и героизм с милостью, учтивостью и мудростью, по
наблюдению Льюиса, является гениальным открытием средневековой литературы.
Этого идеала не знала античность, тогда как в новое время он распадается на части,
теряя своё изначальное единство. В эссе о средневековой культуре автор отметил:
«Средневековые люди свели воедино два свойства, которые ничуть не связаны. <…>
Мужа брани они учили терпению и милости, потому что они знали по опыту, как ему
это нужно. От человека учтивого и тихого они требовали смелости, зная по опыту,
как часто он трусит» [Льюис, 2016: 29]. Этот идеал Льюис воплотил во всех без
исключения положительных или претерпевающих значительные изменения характера
героях. Этого идеала достигают Питер, Эдмунд, Каспиан и Юстас в «Хрониках
Нарнии». Мудрость и отвагу учится сочетать в себе профессор Рэнсом в космических
путешествиях и во время сражения с Хнакрой и Нелюдем-Уэстоном. Храбрость и
рассудительность приобретает герой «Мерзейшей Мощи» Марк. И в последнем
романе автора «Пока мы лиц не обрели» женские образы – Оруаль и Психея –
проявляют отчаянную смелость и живой ум, стремление к мудрости. Во-вторых,
центром человеческой жизни в художественном мире автора являются отношения
героя и Бога. Центральное место Бога в жизни человека – основная идея
эсхатологического видения Льюиса «Сказание об аде и рае, или Расторжение брака»
и одна из основных идей романа «Пока мы лиц не обрели». Таким образом, в
художественномтворчествеписателяутверждаетсятеоцентрическаямодель
вселенной, в целом характерная для художественного мировосприятия Льюиса 1938–
1950-х годов. В-третьих, развитие главных героев «Космической Трилогии»,
«Расторжения Брака» и романа «Пока мы лиц не обрели» состоит в их эволюции от
мудрого человека (Рэнсом, Льюис в «Расторжении Брака» и «Переландре», Джейн и
Марк Стэддоки, Оруаль и Психея) –homo sapiens до homo liturgicus, человека
сознательно единого или стремящегося к единению с Богом и окружающими
личностями. Пожалуй, наиболее наглядным примером такого рода изменения
протагониста является жизненный путь Оруали, с детства приобщившейся к античной
мудрости своего учителя-философа и современника Платона Лисиуса и обвинившей
богов в несправедливости и безответности. Мудрая правительница царства Глома
Оруаль соглашается примириться с Богом, лишь узнав о том, что спасение и счастье
любимой ею сестры Психеи стали возможны лишь потому, что Оруали было
предназначеноперенеститестрадания,которыепредназначалисьПсихее.
Метафизическое единство душ и судеб героинь в служении Единому Богу,
понимаемое как homo liturgicus, является целью развития образа главной героини в
романе «Пока мы лиц не обрели». Этой же цели достигают и протагонисты
«Космической Трилогии» и «Расторжения Брака». В-четвёртых, свободная воля
человека является причиной как грехопадения («Переландра», «Мерзейшая Мощь»),
так и возвращения человека к Богу («Пока мы лиц не обрели», «Расторжение Брака»).
Выявленная в художественных текстах Льюиса модель человека как составляющая
художественной антропологии автора соотносится с традиционной христианской
концепцией человека, представленной также в эссе и личной переписке автора.
Отмечается также, что прецедентным текстом для романа «Пока мы лиц не обрели» и
«Космической Трилогии» является библейский текст.
Третий параграф «Роль читателя в художественных текстах К.С. Льюиса»
посвящён анализу форм присутствия имплицитного читателя в «Космической
Трилогии», «Расторжении Брака» и романе «Пока мы лиц не обрели». Выявлены
такие формы присутствия имплицитного читателя, как прямое авторское обращение к
читателю, обращение к читателю героини и спор автора и героя о читателе.
Имплицитный читатель «Расторжения Брака» задумывается над этико-религиозными
вопросами, пытаясь найти соответствующие ответы в христианском взгляде на жизнь
sub specie aeternitatis. Главная героиня романа К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели»
обращается к имплицитному читателю напрямую, призывая его стать судьёй в
ситуации её распри с богами. Имплицитным читателем рукописи Оруали (с точки
зрения героини) является мудрый, образованный и рационалистически мыслящий
грек с развитым даром слова, насмешливо относящийся к любому мистическому
опыту, считая всякий рассказ о таком опыте «сказками поэтов». Следует отметить,
что идеал грека запечатлён в сознании главной героини прежде всего через образ
любимого учителя Лисиуса, который, любуясь младенцем Психеей, заявлял, что она
«прекраснее Афродиты» и не верил ни единому слову Жреца, утверждая, что
рассказы о мистическом опыте являются не более, чем выдумкой. Если имплицитный
читатель главной героини романа – древний грек, то читатель Льюиса – европеец ХХ
века. При этом второй имплицитный читатель может без особого труда разглядеть
свои черты в характере первого. Это грамотность и рационализм, некоторый
скептицизм, недоверие разговорам о мистическом опыте и насмешливое отношение к
вере в религиозные обряды.
Образ имплицитного читателя «Космической Трилогии», романа «Пока мы лиц не
обрели» и «Расторжения Брака» совпадает с концепцией «a literary reader»,
(«литературного читателя»), отражённой в работе «An Experiment in Criticism»
(«Эксперимент в литературной критике») Льюиса.Имплицитный читатель
«Космической Трилогии» интересуется ценностными вопросами. Безусловно, данный
текст обращён к человеку, напряжённо осмысляющему культуру разных веков в
поисках вечных ценностей. Ещё один вектор мышления имплицитного читателя
трилогии – это поиск причин кризиса человеческого существования и возможных
путей его преодоления. В целом, художественный мир трилогии Льюиса является
яркойиллюстрациейсредневековогомироощущения.Воссоздавая(всвоём
воображении) художественный мир данных текстов, читатель постепенно на
художественно-символическомуровнеприобщаетсякмоделимироздания
средневековой Европы. Исходя из этого, следует полагать, что чтение «Космической
Трилогии» не только предполагает наличие интереса к средневековой эстетике у
читателя, но и создаёт предпосылки для более глубокого понимания текстов
средневековыхавторов.Предполагаетсятакже,чтоимплицитныйчитатель
эсхатологического видения «Расторжение Брака» знаком с текстами Данте Алигьери,
Дж. Китса и У. Вордсворта, – к основным идеям этих текстов автор обращается для
разъяснения собственной мысли. Идеи Данте, Китса и Вордсворта иллюстрируют
мысли Льюиса, делая их нагляднее. Очевидно, от имплицитного читателя текстов
Льюиса ожидается вдумчивое и возможно неоднократное чтение, а также отношение
к знакомству с художественным произведением как к значимому жизненному
событию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные характеристики
имплицитного читателя в художественных текстах Льюиса совпадают с общими
положениями рецептивной теории автора-литературоведа.
В заключении подведены общие итоги проведенного антропологически
ориентированного анализа текстов «Расторжение Брака», «Космическая трилогия» и
«Пока мы лиц не обрели» Льюиса. Сделан вывод о том, что модель мира, отражённая
в литературных произведениях автора, определяет свойства трёх субъектов его
художественной антропологии. Проанализированные тексты Льюиса строятся на
противопоставлении современной и средневековой моделей мироздания с целью их
сопоставления и выявления prо et contra в рамках художественного целого
произведения. Соответственно, взаимодействие внутреннего и внешнего человека в
художественныхпроизведенияхЛьюисавзначительноймереобусловлено
отношениемгероя,атакжеимплицитногоивоплощённогоавторак
актуализированной в тексте модели мироздания. Аксиологический выбор точки
зрения, связанный с глубоким размышлением о различии воссозданных в текстах
моделей вселенной, ожидается и от имплицитного читателя. Выбор писателем
преобладающей модели вселенной, обусловленный центральной идеей произведения,
определяет жанр, сюжет, систему мотивов и аксиологических акцентов в тексте.
Поэтому не случайным представляется обращение автора к популярному в
Средневековье жанру эсхатологического видения («Сказание об аде и рае, или
Расторжение Брака»), выбор позднеантичного хронотопа в романе «Пока мы лиц не
обрели» и сюжет о грехопадении в качестве композиционной основы «Переландры».
АксиологическиеакцентывхудожественнойпрозеЛьюисаоснованына
антропологических идеалах христианской культуры и характеризуются стремлением
к эстетическому совершенству. Анализ «Космической Трилогии» и романа «Пока мы
лиц не обрели» позволяет сделать вывод о духовной эволюции протагонистов,
совершающейсявтеоцентричной,апоотношениюкчеловеку–
антропопериферийной онтодинамике Бытия. Выявленная эволюция главных героев
Льюиса позволяет описать результат художественного развития характера как
восхождение героя от категории homo sapiens к homo liturgicus. Герой, изначально
относящийся к типу мудреца, в результате духовной эволюции становится частью
единого мистического Богочеловеческого организма, обретает нетленную красоту и
святость. Это актуально для таких протагонистов Льюиса, как Элвин Рэнсом и
Оруаль, а также отдельных второстепенных героев: Психеи и Макдональда. Таким
образом, К.С. Льюис утверждает непреходящую ценность человеческой личности и в
художественной форме исследует многообразие форм отношений этой личности с
миром и Богом.
Намечены перспективы дальнейших исследований, в частности, изучение
художественной антропологии творчества К.С. Льюиса на материале раннего
творчества, поэзии автора, аллегории «Кружной путь или Блуждания паломника»,
текстов о Баламуте, многочисленных эссе, лекций, сказок в жанре фэнтези, а также
богатого эпистолярного наследия писателя. Представляется также перспективным
изучение роли средневековой традиции в художественной антропологии не только
К.С. Льюиса, но и других писателей-инклингов: Дж.Р.Р. Толкина, Ч. Уильямса, О.
Барфильда и А. Фокса.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в восьми
публикациях общим объемом 3,4 п. л.

Рубеж ХХ и ХХI веков отмечен качественно новым этапом развития
гуманитарной науки. Наблюдается поворот в сторону антропологического дискурса во всем гуманитарном знании. В связи с этим в настоящий момент активно развиваются такие научные направления, как культурная, философская, религиозная и христианская антропология. Становится очевидной необходимость взаимодействия различных направлений гуманитарного знания при анализе феномена человека. Среди причин антропологического поворота в современных гуманитарных науках К.Б. Ермишина выделяет разрушение религиозной христоцентричной антропологической парадигмы и торжество научно-технической мировоззренческой парадигмы [Ермишина, 2015: 5]. Т.Е. Автухович в числе внешних факторов антропологического поворота в литературоведении называет «человеческий кризис», начало которого исследователь относит к рубежу XIX – XX вв., «когда человек осознал свою значимость в качестве субъекта истории и в то же время обнаружил богооставленность и онтологическую неуютность. B этом смысле интерес к антропологическим проблемам в литературе предполагает восстановление целостного образа человека и поиск новых концептуальных ответов на вопрос “что есть человек”» [Автухович, 2013: 3].
Результатом этих непростых процессов стало появление антропологических концепций и направлений внутри отдельных гуманитарных наук. Характерным примером такого направления является художественная антропология. Как отмечает В.В. Савельева, «каждый автор создаёт свой образ человека, то есть свою художественную антропологию, которая может быть выделена в отдельную отрасль знаний, подобно религиозной, философской, педагогической, психологической антропологии» [Савельева, 1999: 7]. Автор подчёркивает особое внимание, которое современное литературоведение уделяет антропологическому аспекту при анализе художественного текста, изучении художественного мира литературного произведения. Мысль автора художественного текста о человеке, выраженная в создании образов персонажей, формах авторского присутствия в тексте и имплицитного читателя, осознаётся как объект изучения современного литературоведения. Художественная антропология, изучающая данный аспект художественных произведений, безусловно, является одним из перспективнейших направлений литературоведения ХХI века. Т.В. Федосеева в статье «О литературной антропологии и антропоцентризме современного литературоведения» анализирует терминологическую ситуацию, обусловленную выведением на первый план человека как основного объекта изучения в современном литературоведении. Автор статьи также предлагает обзор и краткий анализ источников, закрепивших антропологическую направленность современной науки о литературе. В качестве основополагающих концепций исследователь выделяет труды С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, О.Б. Кормана. Здесь же можно отметить труды А.Н. Андреева, Л.Я. Гинзбург, С.В. Козлова, Д.С. Лихачёва, У. Бута, В. Изера, С.Г. Исаева, К.С. Льюиса, В.В. Савельевой и многих других ученых. Т.В. Федосеева отмечает тот факт, что в современной науке о литературе человек, наряду с художественным текстом и языком художественной литературы, осознаётся как объект изучения. «Знание о человеке, выраженное в произведениях того или иного автора, рассматривается литературоведами в философском, мировоззренческом, психолого-этическом, духовно-религиозном ключе» [Федосеева, 2016: 72]. Учитывая онтологический статус художественной прозы К.С. Льюиса, исследователь подчеркивает необходимость изучения литературных произведений Льюиса с учётом вышеприведённых точек зрения.
В отечественном литературоведении художественному творчеству К.С.
Льюиса посвящены диссертационные исследования Л.Н. Ефимовой, С.В.
Максимовой, М.В. Родиной, Ю.Н. Образцовой, М.А. Штейнман. Работа Л.Н. Ефимовой посвящена изучению эволюции творчества К.С. Льюиса, в исследовании С.В. Максимовой сопоставляются мифологические романы К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» и Г.Э. Носсака «Некийя». В диссертациях М.В. Родиной, Ю.Н. Образцовой и М.А. Штейнман рассматриваются различные аспекты поэтики и мифопоэтики, а также жанровые особенности цикла сказок К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». Проблемы мифопоэтики романа К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» затронуты в диссертационных исследованиях Н.Г. Владимировой и А.С. Матвеевой.
Значительно выше степень изученности творчества К.С. Льюиса в странах Западной Европы и США. Достаточно упомянуть монографии У. Гриффина, A. Макграта, Дж. Мензис, М. Нельсона, К. Уайта, М. Уарда, Ч. Уолша, П. Шейкела, книги О. Барфильда, П. Бразиера, Д. Кларка, М. Конн, П. Крифта, Г. Кутсоны, A. Макграта, А. Николи, Т. Уотсона и Дж. Хека. В свете тематики данной диссертации следует особо отметить работы К. Уайта и П. Шейкела. К. Уайт посвятил свою монографию образу человека в творчестве К.С. Льюиса. В ней подробно рассматривается связь богословских идей и представлений писателя и его художественных образов. П. Шейкел исследовал в творчестве К.С. Льюиса такие значимые антропологические категории, как разум, воображение, знание, вера, любовь, страдание, молитва, смерть, а также категории времени и космоса.
Материалом нашего исследования послужили следующие произведения К.С. Льюиса: составившие «Космическую Трилогию» романы «За пределы Безмолвной Планеты» (1993), «Переландра» (1993) и сказка для взрослых «Мерзейшая Мощь» (1993), а также эсхатологическое видение «Расторжение Брака» (2010) и роман «Пока мы лиц не обрели» (2010). В процессе работы были также привлечены: сборник эссе «God in the Dock» (2014), сборник стихотворений «Spirits in Bondage» (2017), автобиография «Настигнут Радостью» (2000) и трактаты «О Любви» (2016) и «Просто Христианство»
(2016). В качестве теоретической базы, определившей методологию диссертационного исследования, использовались академические труды К.С. Льюиса «Аллегория Любви» (2016), «Отброшенный Образ» (2016) и «An Experiment in Criticism» (2019), а также академическая переписка К.С. Льюиса и Е.М.У. Тильярда («The Personal Heresy») [Lewis, Tilyard, 2019]. С целью изучения антропологических представлений К.С. Льюиса в философско-религиозном контексте его эпохи для анализа привлекались тексты Ж-П. Сартра «Huis clos» («За закрытыми дверями») [Сартр, 1999], К. Ясперса «Философская Вера» [Ясперс, 1991], Э. Мунье «Персонализм», В.Н. Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Боговидение».
Объектом данного диссертационного исследования являются литературные произведения К.С. Льюиса 1938-х – 1950-х гг., а именно текст эсхатологического видения «Расторжение Брака», «Космическая трилогия», роман «Пока мы лиц не обрели». Предметом исследования является художественная антропология прозы К.С. Льюиса 1938-х – 1950-х гг.
Цель диссертации состоит в определении специфики художественной антропологии К.С. Льюиса в литературных текстах автора 1938 – 1950-х годов на уровне трёх субъектов художественной антропологии: автора, героя и читателя.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– систематизировать понимание художественной антропологии как фи- лологической категории;
– рассмотреть антропологическую модель К.С. Льюиса в философско- религиозном контексте его эпохи;
– описать формы авторского присутствия в текстах «Космической Трило- гии», романе «Пока мы лиц не обрели» и эсхатологическом видении «Рас- торжение Брака»;
– выявить в художественном творчестве К.С. Льюиса 1938–1950-х годов специфику воплощения антропологического и риторического идеалов автора. – проследить эволюцию главных героев произведений К.С. Льюиса 1938– 1950-х годов в свете воплощения авторской модели человека;
– проанализировать характер имплицитного читателя К.С. Льюиса в текстах «Космической Трилогии», романе «Пока мы лиц не обрели» и эсха- тологическом видении «Расторжение Брака»;
– описать характер эстетического воздействия на читателя жизненных ис- каний героев К.С. Льюиса в свете христианской аксиологии автора;
– установить соотношение авторской модели человека как составляющей художественной антропологии К.С. Льюиса и христианской концепции чело- века, представленной в научных, научно-популярных текстах и письмах ав- тора.
Изучение антропологической проблематики творчества К.С. Льюиса соответствует духу нашего времени, когда во всем мире возрос интерес к общечеловеческим гуманистическим вопросам – этим определяется актуальность данной работы. В диссертации впервые проводится антропологически ориентированный литературоведческий анализ текстов К.С. Льюиса «Расторжение Брака», «Космическая трилогия», «Пока мы лиц не обрели».
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка исследовать недостаточно разработанные аспекты литературного творчества К.С. Льюиса в рамках достаточно молодого, но интенсивно развивающегося направления художественной антропологии. В отечественном литературоведении недостаточно изучены тексты «Космической Трилогии» и эсхатологического видения «Расторжение Брака», что и обусловило их выбор в качестве материала в данном диссертационном исследовании. В исследовании впервые проведён системный анализ форм присутствия трёх субъектов художественной антропологии К.С. Льюиса в литературных текстах автора 1938 – 1950-х годов (за исключением «Хроник Нарнии»). Теоретической базой исследования послужили труды по теории художественной антропологии [Автухович 2013, Баршт 2001, Бердникова 2009, Белянин 2007, Бочаров 1985, Зайцева 2015, Зинченко 1994, Изер 2018, Козлов 2013, Савельева 1999, Удодов 1999, Федосеева 2016]. Мы также опирались на труды учёных, исследовавших образ человека (в том числе категории автора, читателя и героя в тексте), и создавших предпосылки для появления термина «художественная антропология» [Бахтин 2003, Виноградов 1959, Гинзбург 1979, Жилина 2009, Кожевникова 1973, Корман 1974, Лихачёв 2015, Орлова 2019, Потебня 1989, Хализев 1999, Чернец 2016, Честертон 1991, Томашевский 2003, Шмид 2003; Bennett 2005, Boon 1972, Booth 1983, Burke 1992, Gellner 1992, Lewis 2019], а также работы отечественных и зарубежных литературоведов, посвящённые исследованию творчества К.С. Льюиса [Ефимова 2010, Максимова 2008, Родина 2015, Образцова 2013, Штейнман 2000; Barfield 2016, Clark 2007, Cootsona 2014, Heck 2012, Hiley 2011, McGrath 2013, Menzies 2015, Nelson 1996, Walsh 2008, Ward 2019, Watson 1994, White 1970].
В соответствии с поставленными в диссертации задачами в ней используется комплексная методика антропологически ориентированного анализа литературного текста, включающая герменевтический, феноменологический, сравнительно-типологический и рецептивный методы.
Выбор методологии данного исследования обусловлен стремлением к преодолению двух нежелательных крайностей, зачастую подстерегающих филолога: отвлечённого безлично-формалистического подхода к художественному тексту, с одной стороны, и необоснованной идеологизацией текста исследования, – с другой. В связи с этим данное исследование выполнено в рамках системно-синергетического подхода, предполагающего раскрытие новых, «эмерджентных» (от англ. «emergent», «возникающий») свойств как трёх субъектов художественной антропологии (автора – героя – читателя). Как известно, только в процессе чтения текст
преображается в художественное произведение. Как некогда заметил К.С. 9

Льюис, книги, стоящие на полках, ещё не являются литературой. Биографический автор не равен «возникающему» из теста концепированному, или имплицитному автору, которого воспринимает читатель художественного текста. В то же время мировоззрение читателя зачастую меняется при условии сильного эстетического воздействия литературного произведения: читающий становится другим человеком по отношению к тому, кем он был до прочтения книги. Литературный герой при каждом новом прочтении книги способен проявлять новые грани своей личности. Таким образом, согласно системно-синергетическому подходу, художественная антропология произведения не равна сумме антропологических качеств и представлений каждого из её субъектов, но представляет собой совершенно новую модель человека, которая развивается при конгениальном сотворчестве субъектов художественной антропологии. Возникает вопрос о методологии антропологически ориентированного анализа художественного текста, объемлющего не только лингво- культурологический (уровень изображённого) и эмоционально- психологический (уровень выраженного), но и духовно-аксиологический (мировоззренческий) уровень литературного произведения. Если первые два уровня анализа художественного текста, по мнению Т.В. Федосеевой, «в современном литературоведении основательно разработаны и методологически обоснованы», то третий, мировоззренческий или духовно- аксиологический уровень литературоведческого анализа «требует дальнейшей разработки» [Федосеева, 2016: 77]. Весьма основательную попытку разработать методологию антропологически ориентированного анализа художественного текста предпринял С.В. Козлов в статье «Литературная антропология и поэтика персонажа» [Козлов, 2013]. Предлагаемая исследователем модель литературно-антропологического анализа произведения согласуется с идеями философско-эстетической герменевтики Х.-Г. Гадамера и П. Рикёра и «феноменологии литературы»,
точнее, диалектико-феноменологическим методом А.Ф. Лосева. Выбранная нами методология анализа основывается на работах М.Н. Макеевой о риторике художественного текста, близких к идеям известного американского литературоведа У. Бута [Booth, 1986]. К особенностям рассматриваемой модели литературно-антропологического анализа относятся многомерность и целостность охвата художественной реальности человека в литературном произведении. Методология филологического анализа, предложенная С.В. Козловым, согласуется также с отдельными идеями В.П. Зинченко (в частности, с его пониманием поэтической антропологии как направленности поэзии к «вечному человеку», духовной сфере личности) [Зинченко, 1997], с многими идеями онтологической поэтики Л.В. Карасева [Карасев, 2001] и концепцией «космо-психо-логоса» Г.Д. Гачева [Гачев, 1994]. В нашем исследовании методология антропологически ориентированного анализа художественного текста С.В. Козлова взята как примерный образец системы антропологически ориентированных вопросов, ответы на которые исследователю предстоит искать в художественных текстах К.С. Льюиса (написанных с 1938 по 1950-е гг.). Предложенный С.В. Козловым план анализа художественного текста едва ли может рассматриваться как исчерпывающий (несмотря на внушительный объём) и применимый к абсолютно любому художественному тексту, скорее, в силу бесконечного разнообразия текстов, такой план может иметь рекомендательный характер для исследования художественной антропологии конкретного литературного текста.
Рабочей гипотезой данного исследования является мысль о том, что субъектная многоплановость художественных текстов К.С. Льюиса является одним из основных способов воплощения антропологической модели писателя1, в то время как антропологический сценарий2 проявляется в выборе жанра художественного текста, форм построения сюжета и в авторской аксиологической оценке мыслей, суждений и действий персонажей.
1 Антропологическая модель писателя – термин С.С. Хоружего. См.: Хоружий С.С. Феноменоло- гия аскезы. М.: Изд-во гум. лит-ры, 1998. С. 6.
2 Антропологический сценарий – термин С.С. Хоружего. Там же.
11

Авторская оценка, по мысли Н.А. Кожевниковой, является «последней смысловой инстанцией» художественного произведения, оценки повествователя и героя на фоне авторской оценки, в свою очередь, способны отразить деформации в восприятии явлений, присущие действующим и повествующим лицам в художественном тексте [Кожевникова, 1973: 4].
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сделанные в нём выводы позволяют расширить представления о художественной антропологии К.С. Льюиса в системном взаимодействии трёх её субъектов, обусловленном единством авторской (во многих отношениях восходящей к европейской средневековой эстетике) концепции человека, спецификой ее воплощения в рассматриваемых художественных текстах и рецепцией современным читателем авторской модели человека.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее основных положений и выводов в лекционных вузовских курсах по истории зарубежной литературы, а также в спецкурсах по художественной антропологии английской литературы ХХ века, методологии художественной антропологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. К.С. Льюис утверждает непреходящую ценность человеческой лично- сти и в художественной форме исследует отношения этой личности с миром и Богом.
2. В художественных текстах К.С. Льюиса, написанных с 1938 по 1950-е годы, раскрывается сложный мир взаимодействий внешнего и внутреннего человека в свете антропологического идеала автора.
3. Присутствующая в художественных текстах К.С. Льюиса провиденци- альная модель мироздания становится основополагающей категорией, фор- мирующей характер героя, систему мотивов, сюжет произведения и его ос- новную идею. 4. Основой художественного мира «Космической Трилогии» К.С. Льюиса является теоцентричная модель вселенной, которая в отношении человека является антропопериферийной.
5. Главные герои «Космической Трилогии» и «Пока мы лиц не обрели» в результате развития характера изменяются, проходя путь от homo sapiens до homo liturgicus.
6. Имплицитный читатель как адресат, незримо присутствующий в худо- жественных текстах Льюиса, соотносим с идеальным читателем автора, по- дробно описанным в труде «An Experiment in Criticism» («Эксперимент в ли- тературной критике»).
7. Антропологический сценарий К.С. Льюиса проявляется в художествен- ном воплощении пасхального архетипа.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в виде докладов на XXII Международной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» (М., Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021), Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием «Филологические чтения – 2021» (Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет), Международной конференции «Языковая культурная среда в метаморфозах интерпретаций: Русистика. Германистика. Романистика» (Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тянь- Шанского, 2020), LХIХ Международных научных чтений (памяти И.В. Курчатова, Москва, 2020), V Международном научном семинаре «Агиография в русском культурном пространстве» (Калининград, БФУ им. И. Канта, 2020), ежегодных Кирилло-Мефодиевских научных чтениях с международным участием (Калининград, БФУ им. И. Канта, 2019 – 2021), а также ежегодной студенческой конференции «Дни Науки» (Калининград, БФУ им. И. Канта, 2019 –2021). Основные положения диссертации отражены в восьми статьях, пять из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Драматургия Хайнера Мюллера в контексте политического театра Германии XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Мотивный комплекс лирики Хайцзы (1964-1989 гг.)
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук