Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шорыгин Евгений Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ
И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию
квир-идентификации
1.2. Процесс идентификации в концепциях Ж. Лакана
1.3. Теория «зеркального Я» Ч. Кули о социальной идентичности
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИДЕНТИЧНОСТИ КВИР-ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ
2.1. Мотивы и типы каминг-аута в семье
2.2. Влияние социальных характеристик родителей и детско-родительских отношений на каминг-аут
2.3. Характеристики социальной инклюзии квир-подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность; устанавливается объект и
предмет исследования; формулируются степень его научной разработанности,
цельизадачи;указываютсяметодологияитеоретическаяоснова
исследования; выдвигается гипотеза; рассматривается теоретическая и
практическая значимость работы; определяются положения новизны,
выносимые на защиту.
Первая глава «Теории формирования сексуальной и гендерной
идентичности» представляет собой обзор теоретических подходов к
исследованию социальной и квир-идентичности. Социальная идентичность
анализируется с помощью теорий М. Фуко и Ч. Кули. Особое внимание
уделяется теориям З. Фрейда и Ж. Лакана, положениям квир-теории Д. Батлер
как наиболее полным в описании процессов квир-идентификации и каминг-
аута.
В параграфе 1.1. «Основные теоретические подходы к исследованию
квир-идентификации» делается обзор основных теоретических концепций,
предметом которых являются гендерная и сексуальная идентичности, а также
каминг-аут как кульминация формирования СОГИ в социальном контексте.
Выделяются теоретические принципы используемых теорий:
1.Отказ от биологического эссенциализма в понимании структуры
гендерного субъекта;
2.Отказ от понимания сексуальности в бинарной логике;
3.Исследование СОГИ с позиций социокультурного/символического
регистров.
Формирование квир-идентичности рассматривается не как единичный
акт, а как процесс, предполагающий стадиальность и структуру.
В параграфе 1.2. «Процесс идентификации в концепциях Ж.
Лакана» автором описываются ключевые положения теорий Ж. Лакана в
контексте особенностей формирования квир-субъективности, а также
осуществляется теоретический синтез с квир-теорией. Принципиальным
мостом между теориями становится их антиэссенциалистский характер,
рассмотрение идентичности с позиций социокультурного порядка. Концепция
«стадии зеркала» используется автором для анализа роли семьи в процессе
формирования социальной идентичности квир-подростков в зависимости от
реакций родителей на каминг-аут. При этом, квир-теория оказывается более
релевантной для анализа на мезо- и макроуровнях, а положения Ж. Лакана
становятся применимыми, по сути, на всех уровнях, однако в рамках одной
«реальности» – психической, что отсылает нас к номиналистической позиции
в социологии. В этом контексте автор описывает методологическую основу
исследования как социопсихоаналитическую.
Параграф 1.3 «Теория «зеркального Я» Ч. Кули о социальной
идентичности» отражает основные положения теории символического
интеракционизма в соотношении с теориями З. Фрейда и Ж. Лакана. Делается
вывод об их созвучности и релевантности для исследования социальной
идентичности квир-подростков в контексте каминг-аута.
Обосновывается релевантность теоретической рамки в контексте
принципиальной значимости родителей, а именно, их реакций на особенности
выражения сексуальной и гендерной идентичности подростков, а также на
формирование социальной идентичности квир-подростков.
Во второй главе автором описываются «Особенности формирования
идентичности квир-подростков в семье». С опорой на данные собственных
исследований 2012-2019 гг. автор описывает формирование социальной
идентичности в семейной структуре, выявляя типы каминг-аута.
В параграфе 2.1. «Мотивы и типы каминг-аута в семье» этот
феномен, в частности, каминг-аут как его кульминация, представляется как
сложный и многогранный процесс формирования социальной идентичности.
Автором установлено, что квир-подростки испытывают базовую
потребность в раскрытии своей сексуальной ориентации и гендерной
идентичности перед первичными Другими – семьей и друзьями (см. рис.1).
Друзья и общение
Отношения с семьей
Счастье
Проблемы пола
Одиночество
Суицидальные мысли
Семья
Школа
Агрессивное общество
Сексуальные идентичности
Проблемы принятия
Каминг-аут
Сексуальность
Права ЛГБТ в России
02000 400060008000 10000 12000 14000 16000 18000 20000

Рис.1. Ключевые нарративы ЛГБТ-подростков (количество слов)
На основе авторского анализа нарративов составлена типология
основных мотивов каминг-аута, расположенных по частоте встречаемости (см.
таб. 1.).

ТипКлючевой факторПример

Потребность в принятии и «Возможно, благодаря учебе в
поддержкедругом городе отношения с моей
Желание близкого имамой наладились… Из разговора с
откровенного общенияней и из наших совместных
Потребность в открытости просмотров ЛГБТ-фильмов делаю
Просоциальный
выводы, что она к этому
нейтрально относится, и я бы
Повторный каминг-аутхотела открыться перед ней для
еще большего укрепления
отношений». (Ж, 18)
«Моя девушка рассказала
родителям об этом (об
Значимость открытостиотношениях). Я так боялась, что
Романтическийотношений с партнером перед они не примут, а наши родители
социальным окружением знакомы. Я была счастлива узнать,
что ее родители приняли и поняли
это…» (Ж, 17)
«И я не могу понять, почему я
такой, другой, не такой, как
АутентичныйПотребность в самопринятии
остальные подростки. О камин-
ауте пока даже не думаю». (М, 14)
«Подруга дала почитать мне
яойную мангу, а я забыл книжку у
Вынужденный, вследствие изголовья кровати. Книжку
Внешний
внешних обстоятельств случайно увидела мама. Не буду
скрывать, первые две недели –
творился ад». (М, 17)

«Мой камин-аут был спонтанным,
никаких речей я не заучивала, все
Спонтанныйбыло просто: спросили —
рассказала. Да, шок, пожалуй, был,
но совершенно небольшой…». (Ж)

ТрансферныйЖелание причинить боль«Мать молодая, с вредными
Способ обратить на себяпривычками (следствие неумения
вниманиерешать проблемы психологического
характера), мало обращала на меня
внимания. Отца сложно оценивать.
Не работал, прожигал время. Был в
Сепарационныйразводе с мамой…Возможно из-за
нехватки родительского внимания я
и решился открыться перед ними».
(М, 17)
Таб. 1. Типология каминг-аута квир-подростков
Наиболее часто встречающиеся типы (просоциальный, романтический,
аутентичный) основаны на хорошей оценке подростками отношений с
родителями и относительно оптимистичном прогнозе результатов каминг-аута
(хотя все информанты говорили о страхе и сомнениях, связанных с
раскрытием в семье). Внешний и трансферный типы отражают более
пессимистические сценарии. Выявленные нами типы отчасти пересекаются с
моделями каминг-аута Дж. Мэнинга. 1 В его исследовании тоже выявлен
романтический тип каминг-аута, что подтверждает высокую значимость
данногомотивараскрытия.Выявленныйим”вопрошающий”тип
содержательно пересекается с выявленным нами “внешним” типом.
Отсутствие в типологии Дж. Мэнинга мотивов, связанных с принятием
идентичности ближайшим окружением и самим субъектом, могут объясняться
возрастными различиями и особой актуальностью проблемы идентичности
Jimmie Manning. Coming Out Conversations and Gay/Bisexual Men’s Sexual Health: A
Constitutive Model Study, Health Care Disparities and the LGBTPopulation. 2014. pp. 27 – 54.
для подростков. Частичное пересечение типологий подтверждает, что
основные мотивы каминг-аута связаны с качеством семейных и других
доверительных отношений, значимость семьи как основного источника
эмоциональной и ресурсной поддержки человека, особенно в раннем возрасте.
Параграф 2.2. «Влияние социальных характеристик родителей и
детско-родительских отношений на каминг-аут» показывает, что, несмотря
на большую потребность молодых людей в каминг-ауте, решаются на этот шаг
лишь немногие (рис. 2). Процесс формирования СОГИ и каминг-аут в семье
представляет собой один из самых тяжелых моментов в жизни квир-молодежи,
сложный и многослойный процесс, в основе которого противостояние двух
парадигм–«традиционнойгетеросексуальной»и«нетрадиционной
гомосексуальной».
Одной из ключевых причин «сбоев» в идентификации является
сильнейшая фрустрация на фоне смены знаков родительских внутренних
объектов, обусловленная реальным или потенциальным непринятием
идентичности со стороны родителей. Лишь 38% из совершивших каминг-аут
подростков были приняты родителями.

Рис.2. Траектории каминг-аута и реакция родителей
Семейные переменные и процессы могут быть как способствующими,
так и препятствующими формированию идентичности.
На уровне семьи мы выделили следующие факторы, влияющие на
процесс каминг-аута и его исход – гендер родителей, раса и этническая
идентичность, политические и религиозные убеждения, осведомленность о
СОГИ как таковых, уровень образования, качество отношений между
родителями и детьми, психические расстойства, степень индивидуализации
ребенка.
Параграф 2.3. «Роль семьи в процессе социальной инклюзии квир-
подростков»очерчиваетвозможныестратегиисоциальной
инклюзии/эксклюзии квир-подростков. Автор демонстрирует, что нередко из-
за непринятия в семье квир-подростки оказываются в состоянии социального
исключения (одиночество, буллинг в школе) и депривации, что значительно
увеличивает риск суицида и деструктивного поведения (употребление
алкоголя/психоактивных веществ), при которых юный субъект находится
между несколькими мирами – семьей, друзьями, школой и государством
(рис.3). В этом контексте поддержка семьи имеет прямое отношение к
превенции рискованного поведения и выстраиванию их позитивного диалога
с подростком. Анализ связи семейной поддержки квир-подростков и их
здоровья (психологического, физического), показал, что семья является
ключевым фактором и в этом контексте.
ГомосексуалыГетеросексуалы

Оскорбления в соц сетях39%10%
Подколы и насмешки36%14%
Игнорирование36%11%
Косые взгляды32%14%
Порицания29%7%
Крики в спину29%10%
Унижения21%7%
Съемка на видео21%6%
Драка в школе21%5%
Порча имущества18%7%
Толчки18%7%
Вызов родителей в школу18%1%
Собрание пед совета14%3%
Побои14%4%
Выдворение из дома11%4%
Кражи11%7%
Драка после школы11%5%
Учителя занижали оценки7%15%
Исключение из школы7% 3%
Отказ учиться вместе7% 4%

Рис. 3. Сравнение частоты столкновения с различными формами буллинга
гомосексуальных и гетеросексуальных подростков

На основе проведенного анализа автором была сконструирована схема
процесса каминг-аута в системе детско-родительских отношений, многие
звенья которой еще до сих пор не изучены на должном уровне (рис.4). Данная
схема призвана концептуализировать будущие исследования.
Уровень отдельныхКаминг-аутУровень отношений
переменных(Сплоченность, гибкость,
( гендер, раса, этничность,интенсивность, степень
религиозность,независимости)
политические взгляды,Первичная семейная реакция
ценности)

Матери

Прародители
Отцы

Сиблинги

Семейное
взаимодействие
(прямое и косвенное)Семейное
взаимодействиеСеть
по поводу сексуальной
вообщеподдержки
ориентации и
ЛГБТ-
гендерной
подростка
идентичности ребенка

Семейное социально-Принятие семьей СОГИ
психологическое благополучиеребенка

•Благополучие•Самопринятие
ЛГБТ-подросткаЛГБТ-подростка
•Благополучие•Материнское
материпринятие
•Благополучие•Отцовское
отцапринятие
•Благополучие•Принятие
сиблинговсиблингов

Рис.4. Концептуальная схема формирования квир-идентичности в семье
Заключение. На теоретическом уровне автором иллюстрируется
возможность применения новой оптики, синтезированной с помощью
положений квир-теории Д. Батлер и концепций Ж. Лакана. Делается вывод,
что ключевой фазой процесса становления социальной идентичности является
каминг-аут перед родителями. В этом контексте репрезентация квир-
идентичности рассматривается как акт «выхода» на сцену Другого, где и
происходит (де)конструирование идентификаций. Выделены такие модели
каминг-аутавсемье,какусловноблагополучная(просоциальная,
романтическая, аутентичная) и деструктивная (вынужденная, трансферная).
Подобный акт самораскрытия перед родителями представляет собой
радикальный трансформационный фактор детско-родительских отношений,
поскольку выступает водоразделом между символическим и воображаемым
регистрами. Реакция родителей на раскрытие ребенка напрямую связана с
характеристиками социальной инклюзии/эксклюзии, а степень социальной
инклюзии (семейной, институциональной) квир-подростков определяет
устойчивость идентичности как таковой. Таким образом, социальная
идентичностьквир-подростковформируетсяблагодарявозможностям
встраивания СОГИ в социокультурный порядок, в т.ч. вследствие каминг-аута.
При этом, отсутствие каминг-аута перед семьей может повлечь за собой
негативные последствия – авитальное поведение (алкоголизация, химическая
зависимость,суицидальность),социальнаяэксклюзия,психические
расстройства. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на
последствиях каминг-аута перед другими социальными группами. Цель
исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Актуальность темы исследования. Темы сексуальной ориентации и гендерной идентичности (далее СОГИ)), положения ЛГБТ1-людей в российском обществе занимают значимое место среди повесток общественных дискуссий. Однако, несмотря на декриминализацию гомосексуальности в России в 1993 г. и депатологизацию в 1999 г., стереотипное и предвзятое отношение к проблеме сохраняется при обсуждении темы на публичных сценах и в научных дискуссиях.
Формирование сексуальной и гендерной идентичности – сложный и многогранный процесс. Большинство специалистов сходятся во мнении, что осознание своей сексуальной ориентации происходит к 13-16 годам, при этом гомосексуальные подростки испытывают стойкое и непреодолимое желание открыться перед ближайшим окружением. Причиной потребности квир 2 – подростков в самораскрытии является гетеронормативная матрица, покрывающая большую часть пластов социума, ставя подростка в положение «диссидента». Молодые люди, осознавшие свою гомосексуальную ориентацию, вынуждены жить в «другом мире», который предписывает подростку любить по гетеросексуальному образцу, что способствует развитию ролевого диссонанса – юные гомосексуалы попросту не знают, как вести себя с понравившимся человеком, не могут открыто говорить о своих чувствах, боясь осуждения и непонимания не только в среде ровесников, но и в семье.
Зарубежные исследования показывают, что 19% гомосексуальных подростков совершали попытки самоубийства или кончали жизнь самоубийством, т.е. в 2-3 раза больше, чем гетеросексуальные юноши, что
1 Аббревиатура для обозначения таких идентичностей, как лесбиянка, гей, бисексуал, трансгендер.
2 В данном контексте под квир-идентичностью понимаются любые идентичности, отличные от доминирующих на культурном уровне (прежде всего, гендерных и сексуальных).
3
составляет до 30% всех покушений на самоубийство в этом возрасте 1 . Исследование 630 гомосексуальных подростков, проведенное Д.Д. Исаевым2, показало, что 26,5% молодых людей признались, что периодически думают о самоубийстве, а 10,8% заявили о конкретных попытках свести счеты с жизнью (в контрольной группе попытки суицида были лишь у 2,6% гетеросексуальных юношей). Единственным способом нивелирования напряженности и мучительного самоконтроля является каминг-аут (comingout – буквально – выход в свет) – «более или менее открытое признание своей гомосексуальности, самораскрытие другим людям»3.
Уязвимое положение квир-подростков подтверждает и наше исследование, в рамках которого изучались различные виды ксенофобии в социокультурных пространствах нижегородских школ (рис. 1). Исследование показало, что гомофобия возглавляет иерархию форм ксенофобии в школах, а гомосексуальные подростки почти каждый день сталкиваются с различными формами буллинга4.
Гомофобия
Этнофобия Альтерофобия Гандикапизм
84 79 67
Рис. 1. Место гомофобии среди других форм ксенофобии, (%)
Уязвимое положение квир-подростков подтверждает и наше исследование, в рамках которого изучались различные виды ксенофобии в социокультурных пространствах нижегородских школ. Исследование показало,
1Jarman D. At your own risk. Asaint’stestament. London, Hutchinson. 1992. P. 33.
2Исаев Д.Д. Копинг-поведение гомосексуальных подростков: пособие для врачей / Д.Д. Исаев, Д.Г. Пирогов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психо-неврологический институт им. В.М. Бехтерева, 2001. 28 с.
3 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М.: АСТ, 2003. С. 400.
4 Шорыгин Е.А. Характеристики альтерофобии в школе / Е.Е. Кутявина, Е.А. Шорыгин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. No 1 (45). С. 99-107.
4

что гомофобия возглавляет иерархию форм ксенофобии в школах, а гомосексуальные подростки почти каждый день сталкиваются с различными формами буллинга1.
Степень научной разработанности проблемы. Нельзя сказать, что в современной социологии тема СОГИ является не освещенной. Еще в конце 19 века были опубликованы первые исследования, описывающие детерминанты гомосексуальности. Однако они были написаны в медико-психиатрическом дискурсе и патологизировали гомосексуальность.
Впервые тема СОГИ была выведена из патологизирующего дикурса 3игмундом Фрейдом2. Теоретические положения З. Фрейда легли в основу большинства последующих исследований данной темы3.
В 40-х гг. XX века под руководством А. Кинси4 было проведено первое социологическое исследование сексуального поведения индивидов, показавшее гибкость гомо- и гетеросексуальных практик, их изменчивость на социокультурном фоне.
Переломным этапом в осмыслении вопросов СОГИ во второй половине 20 века стали теории французского психоаналитика Жака Лакана5, который вслед за Фрейдом сместил фокус проблематизации с патологического дискурса на каузальный, рассматривая СОГИ в контексте других характеристик/черт/меток идентичности.
Начиная с 1960-х анализируются религиозные, правовые, медицинские
1 Шорыгин Е.А. Характеристики альтерофобии в школе / Е.Е. Кутявина, Е.А. Шорыгин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. No 1 (45). С. 99-107.
2 Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности / З. Фрейд // Психоанализ детских неврозов: сборник. М.: АСТ, 2009. С. 147-280.
3 Storms M.D. A theory of erotic orientation development // Psych. Rev. 1981. Vol. 88. P. 340–353; Money John and Anke Ehrhardt. Man & Woman, Boy & Girl: Gender Identity from Conception to Maturity. Northvale, N.J.: Jason Aronson. Originally published, 1996.
4 Kinsey A.C., Pomeroy W.В., Martin С. Е. Sexual behavior in the human male. – Philadelphia: Saunders, 1948. 804 p.; Kinsey A.C, Pomeroy W.В., Martin С.E., Gebhard P.H. Sexual behavior in the human female. – Philadelphia: Saunders, 1953. 842 p.
5 Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции “я” // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда, 1997; Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)), 2004; Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда, 1997.
5

аспекты СОГИ (B. Adam, M. McIntosh, J. Marshall)1. С 80-х гг. формируется квир-теория (М. Фуко, Д. Батлер, Э. Гросс)2, акцентирующая внимание на конструктивистской природе сексуальной ориентации и гендерной идентичности. В эмпирическом плане изучаются распространенность гомосексуального поведения, формирование гомосексуальной идентичности, отношение общества к ЛГБТ, модели поведения в различных социальных кругах, семейные отношения, особенности взаимодействия с родителями (У. Мастерс, В. Джонсон, А. Спира и Н. Бажо)3.
В отечественной науке тема гомосексуальности начала обсуждаться с конца 80-х гг. и описывалась в рамках патологизирующего подхода 4.
Социологический анализ проблем СОГИ начал формироваться лишь к концу 90-х гг., когда вышли первые работы И.С. Кона 5 . Появляются
1 Adam B. Structural foundations of the Gay World, Comparative Studies in Society and History. 1985. Vol. 27. No 3-4. pp. 658–671; McIntosh M. The homosexual role, Social problems. 1968. No. 16. pp. 182–192; Marshall J. Pansies, Perverts and Macho Men: Changing Conceptions of Male Ilomoscxuality, The Making of the Modern Male Homosexual. Totowa (N. Y.): Barnes and Noble. 1981. pp. 145–154.
2 Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996; Butler, J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N. Y. – London: Routledge, 1990; Grosz E. Experimental Desire: Rethinking Queer Subjectivity // Space, Time, and Perversion, 1994.
3 Спира А., Бажо Н. Сексуальная активность населения Франции // Социология сексуальности: Антология / Под ред. С.И. Голода. СПб: Санкт-Петербургский филиал института социологии, 1997. С. 117-122; Butler А.С. Trends in same-gender sexual partnering // Journal of Sex Research. 2000; Vol. 37. No 4. P. 333-343; Gentry C.S. Social distance regarding male and female homosexuals // Journal of Social Psychology. 1987. Vol. 127. No 2. 199-208; Ilerek G.M Sexual prejudice and gender: Do heterosexuals’ attitudes toward lesbians and gay men differ? // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56. No 2. P. 251-266; Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии I Пер. с англ. М.: Мир, 1998. 398 с.; McKirnan D.J., Stokes J.P. Bisexuality active men: Social characteristics and sexual behavior // Journal of Sex Research. 1995. Vol. 32. N 1. P. 65-76; Coxon .T. Strategies in eliciting sensitive sexual information: The case of gay men // Sociological Review. 1993; Vol. 41. No 3. P. 537-555;
4 Абрамёнкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: Горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. No5. С. 103-120; Барденштейн, Л. M. Особенности диагностики гомосексуализма при обследовании спецконтингента / Л.М. Барденштейн, B.C. Ермолаев, В.И. Овчинников, Г.В. Пономарев // Судебно-медицинская экспертиза. 1995. No 2. С. 1-14;ДеревянкоИ.М. Гомосексуализм: Причины и лечение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1990; Свядощ A.M. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1988.
5 Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. 336 с; Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; ООО “Фирма “Издательство ACT”, 1998. 496 с; Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М: ОГИ, 1997.
6

публикации с социологической рефлексией в гендерной парадигме1, косвенно затрагивающие тему СОГИ.
Проводятся конференции с участием ведущих специалистов в области социологии семьи и гендера (Е. Здравомыслова, Е. Ярская-Смирнова, Д. Исаев, Е.Омельченко, А.Тёмкина, И.Жеребкина)2. В социально-психологическом аспекте изучались гендерная идентичность и самосознание 3 , механизмы полоролевой социализации и стереотипизации 4 , исследуются особенности гендерного восприятия5.
В современной российской социологии проблема СОГИ вышла на уровень диссертационных исследований, растет интерес исследователей к
1 Гендерные отношения в современной России: Исследования 1990-х гг. / Под ред. Л.H. Поповой И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2003; Кон И.С. Мужские исследования: Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 562-605; Тартаковская И.Н. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. 2000. No5. С. 168-187; Ушакин С. Видимость мужественности // Рубеж. 1998. No12. С. 106-131.
2 На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований (Санкт- Петербург, Центр независимых социологических исследований, 25-27 октября 2013 г.)
3 Ворохов А.Д., Исаев Д.Д., Столяров А.В. Социально-психологические факторы гомосексуального поведения у заключенных // Социс, 1990, No 6, С. 93 – 97; Исаев Д.Д. Гомосексуализм и его этиологические модели // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991, No 2; Особенности половой идентичности у лиц с гомосексуальной направленностью влечения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1992, No 2; Система отношений к «значимым другим» у гетеро- и гомосексуальных мужчин // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Том 133, 1994; Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности/ /Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991, No 4, С. 25 – 33; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989; Труфанова O.K. Психологические и психофизиологические особенности половой идентичности при транссексуализме. Автореф. диссерт. канд. психол. наук. – Ростов н/Д.: РГУ, 1996; Труфанова O.K. Психологическое исследование идентификации себя с социокультуральным стереотипом мужественности-женственности у больных транссексуализмом // Психология сегодня. Том 2, выпуск 4. – М.: РПО, 1996. С. 165 – 166. 4Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, No 2; Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: МГУ, 1990; Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1984; Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной Западной психологии // Вопросы психологии, 1987, No 2, С. 158 – 165.
5 Лабунская В.А., Буракова М.В. Феминность-маскулинность внешнего облика женщин (психосемантический анализ образов причесок) // Психологический вестник. Выпуск 3. – Ростов н/Д: РГУ, 1998. С. 376 – 394; Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии, 1987, No 2, С. 84 – 90.
7

теме1. Тем не менее, мы не можем назвать крупных и репрезентативных исследований.
Говоря о нашем предмете, можно отметить рост числа исследований в зарубежной науке примерно с конца 20 века. В отечественном научном поле можно выделить лишь несколько работ, затрагивающих процесс квир- идентификации2. В этом контексте наше исследование ставит целью расширить данную область.
Объект исследования – социальный контекст формирования квир- идентичности.
Предмет – каминг-аут квир-подростков в семье.
Цель исследования – выявить характеристики каминг-аута квир- подростков в семье в контексте формирования социальной идентичности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1 Воронцов Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью: Автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.02. Ростов/Д, 1999; Григорьева М.В. Измерение гомосексуальности в опросных исследованиях: теория, методология, методы: автореф. дисс. к.соц.н. // Официальный сайт ИC РАН. 2006; Соболева И., Бахметьев Я. «Меня как будто вытолкали за ворота»: реакция ЛГБТ на запрет «пропаганды гомосексуализма» // Журнал исследований социальной политики. 2014. No. 12(2). С. 217-232; Андронов Д.А. Особенности трудных жизненных ситуаций, переживаемых представителями гей-субкультуры // Социальный психолог. 2008. No 1(15). С. 41-52; Барчунова Т., Парфенова О. SHIFT-F2: Интернет-фактор, массмедиа и интимное поведение молодых сибирячек // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. No 3. С. 150-172; Кондаков А. Человек и гражданин: сексуальность как способ конструирования гражданственности в России // Неприкосновенный запас. 2012. No 85(5). С. 249–258; Нартова Н. Другое (ли) тело: производство лесбийского тела в лесбийском дискурсе // В тени тела. Ульяновск: Издательство Ульяновского Государственного университета, 2008. С. 93-110; Шорыгин Е.А. Партнерство, семья, родительство в нарративах незарегистрированных гетеро- и гомосексуальных пар / Е.А. Шорыгин, Н.Ю. Егорова // Журнал исследований социальной политики, 18, 2020. С. 239-254.
2 Мозжегоров С.В. Нарративы о гомосексуальном раскрытии в западном и российском социокультурном контексте // Социологический журнал. 2014. No 1; Парфенова О. «Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по- русски // Гендерные исследования. 2010. No 20-21. C. 127-133; Лапшина Т.Н. Психическое здоровье ЛГБ подросткового и юношеского возраста как вызов российским психологам / Т.Н. Лапшина, А. С. Кочеткова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.: 13, No 1. С. 40-59; Петрова Е.В. Мотивы, препятствия и последствия камин-аута во взаимоотношениях взрослых гомо-/бисексуалов со своими родителями // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. No 1. С. 60-78; Шорыгин Е.А. Семья в социальной инклюзии ЛГБТ-подростков // Семейная экосистема человека: монография. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. С. 184-194.
8

1. Сконструировать теоретическую основу для анализа квир-идентичности с помощью синтеза теорий З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
2. Выявить факторы принятия СОГИ в семье;
3. Составитьтипологиюкаминг-аутаквир-подростковвсемьеиближайшем
окружении;
4. Определить основные траектории процесса каминг-аута квир-
идентичности подростка;
5. Охарактеризовать особенности социальной инклюзии/эксклюзии квир-
подростков в школе и социальном окружении.
Теоретической основой исследования послужили положения З.
Фрейда1, Д. Батлер2, Ж. Лакана3, М. Фуко4 и Ч. Кули5. Теоретический каркас работы выстраивается по принципу социологической полипарадигмальности.
Концепции М. Фуко и Ч. Кули легли в основу осмысления социальной идентичности. Квир-идентичность теоретизируется в работах З. Фрейда, Д. Батлер. Теории «зеркального Я» Ч. Кули и «стадии зеркала» Ж. Лакана используются для анализа процесса каминг-аута квир-подростков в семье.
1 Фрейд З. Анализ одного случая истерии // Собрание сочинений в 10 томах: том 6. Истерия и страх. 2006; Влечения и их судьбы // Собрание сочинений в 10 томах: том 3. Психология бессознательного, 2006.
2 Батлер Джудит. Психика власти: теории субъекции. Пер. 3авена Баблояна Харьков: ХЦГИ; СПб.: АлетеЙя. – 2002; Butler Judith. Bodies that Matter: On the discursive limits of sex. Routledge New York & London. 1993; Gender trouble: feminism and the subversion of identity. New York: Routledge, 1990.
3 Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции “я” // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда, 1997; Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)). 2006; Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73)), 2011.
4 Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет, 1996; Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, 2015.
5 Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. 1994; Человеческая природа и социальный порядок, 2000.
9

Методологически исследование опирается на концепции квир- идентичности 1 и каминг-аута 2 , определяющие направления выбора сексуального объекта и собственной идентичности в гендерных координатах, а также способы их социальных репрезентаций (в семье, социальном окружении, институтах).
Эмпирическая база. Авторские социологические исследования, проведенные в 2013-2020 гг.:
1. «Личностные и социокультурные факторы отношения молодежи к субкультурам», Нижний Новгород, 2012 – 2013, анкетный опрос, N = 170 чел. студенты 1 курса нижегородских вузов. Цель исследования – оценка значимости различных факторов (тип личности по шкале Т. Адорно3, уровень авторитарности, политические убеждения, вероисповедание, образование, круг общения, социально-демографические критерии), детерминирующих отношение к андрогинным субкультурам.
2. «Феномен альтерофобии в нижегородских школах», 2013-2015. С помощью анкетирования нами было опрошено 600 старшеклассников (9-11 классы) в 8 школах 8 районов города Нижнего Новгорода с целью количественного замера уровня ксенофобии и ее характеристик, статуса различных уязвимых групп в социокультурном пространстве школы.
3. Исследование «Процесс каминг-аута в системе детско-родительских отношений» (2015-2017). Массив текстов для контент-анализа состоит из анонимных писем ЛГБТ-подростков (N = 4300), опубликованных на сайте «Дети 404» и в одноименном сообществе ВКонтакте. Для обработки полученных данных был применен метод контент-анализа с привлечением специализированного пакета Лекта. Базовый словарь составил 1 555 479 слов. Объем словаря для изучения интересующей нас проблемы составил 627 000
1 Батлер Джудит. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. – Мн.: Пропилси, 2000. С. 297–346.
2 Кософски С. Эпистемология чулана. М.: Идея-пресс, 2002; Seidman S. Beyond the Closet: The Transformations of Gay and Lesbian Life. NewYork: Routledge, 2004.
3 Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. – М.; Серебряные нити, 2001. 10

семантических цепочек. В результате по теме каминг-аута было получено 15 факторов.
4. «Последствия каминг-аута». Нарративы квир-людей, полученные в 2019-2020 гг. в ходе серии глубинных нестандартизированных интервью (N = 20). Среди информантов 10 гомосексуальных мужчин и женщин (по 5 человек соответственно), 5 бисексуальных людей (3 женщины и 2 мужчин) и 5 трансгендеров (2 MtF и 2 FtM, 1 небинарная персона).
Контент-анализ проведен с помощью компьютерных пакетов ЛЕКТА и Statistica. Анализ количественных данных проводился статистическими методами с использованием прикладных программ SPSS Statistics 22. В процессе обработки данных применялись частотные распределения, группировка данных, факторный анализ.
Гипотеза исследования. Исход каминг-аута квир-подростков в семье является основным условием принятия подростками социальной идентичности. Неблагоприятный исход каминг-аута в семье, или его отсутствие повышают уязвимость во взаимодействии с социальным окружением.
Научная новизна исследования.
1. Сконструирована основа анализа сексуальной и гендерной идентичности в контексте теорий З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
2. Выделены основные факторы принятия квир-идентичности в семье.
3. Построена типология каминг-аута квир-подростков в семье и
ближайшем окружении (просоциальный, романтический, аутентичный, внешний, трансферный).
4. Выявлены основные траектории процесса раскрытия квир- идентичности подростка.
5. Охарактеризованы особенности процессов социальной инклюзии/эксклюзии квир-подростков в школе и социальном окружении.
Положения, выносимые на защиту:
1. Концепции З. Фрейда, Ж. Лакана и Д. Батлер используются автором 11

для расширения анализа процесса каминг-аута с позиции концепции «стадии зеркала» Ж. Лакана, подчеркивающей принципиальную значимость реакции Другого для возможности формирования идентичности. Иллюстрируется их соотношение с созвучными концепциями М. Фуко и Ч. Кули.
2. Основные факторы принятия квир-идентичности в семейной системе условно можно разделить на способствующие и препятствующие. В зависимости от конкретной ситуации эти факторы могут быть перекрестными.
Способствующие принятию
 удовлетворенность отношениями с родителями,
 осведомленность родителей о сексуальной ориентации как таковой,
 родительское принятие в целом,
 эмоциональная близость с
родителями,
 зрелая самооценка подростка,
 самопринятие,
 сепарированность,
 поддерживающий характер
семейных отношений,
Препятствующие принятию
 низкий уровень образования родителей,
 консервативные установки родителей (политические, религиозные, этнические),
 низкое качество отношений с родителями до раскрытия,
 попытки родителей контролировать сексуальность ребенка,
 семейное насилие,
 аддиктивность семьи,
 психические расстройства
родителей или ребенка.
3. Основными типами каминг-аута подростками оказались (по частоте
встречаемости):
• просоциальный: потребность в принятии и поддержке, желание близкого и откровенного общения, потребность в открытости, повторный каминг-аут;
• романтический: значимость открытости отношений с партнером перед социальным окружением;
• аутентичный: потребность в самопринятии;
• внешний: вынужденный каминг-аут, случайный, не запланированный; • трансферный: желание причинить боль, способ обратить на себя внимание, сепарироваться.
4. Основные траектории каминг-аута подростка:
• 91% квир-подростков когда-либо совершали каминг-аут.
• Из совершивших «открытие» только 23% подростков раскрылись перед своими родителями.
• Среди подростков, соверших каминг-аут перед родителями, лишь 38% были приняты.
5. Особенности процессов социальной инклюзии/эксклюзии квир- подростков в школе и социальном окружении, по сравнению с гетеросексуальными сверстниками, сводятся к значительно более частым (в среднем в 3 раза) столкновениям с стигматизацией и буллингом. Гомосексуальные подростки оказались наиболее уязвимой группой в школах – 84% школьников не готовы принять таких людей в своем ближайшем окружении (как друга, одноклассника, ученика своей школы).
Теоретическая значимость результатов исследования:
1. Исследование впервые поднимает вопросы сексуальной и гендерной идентичностей в социологическом дискурсе с использованием квир- и психоаналитической оптик.
2. Помимо предметного исследования, работа представляет значимость и на методологическом уровне, выступая в качестве кейса использования новой теоретической перспективы, сконструированной автором путем синтеза положений З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
3. Обосновывается релевантность применения психоаналитического инструментария для анализа социальных процессов.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах по гендерной социологии, социальной работе, спецкурсов по квир-теории и психоаналитической социологии. Многоуровневые эмпирические данные дают возможность пересмотреть и усовершенствовать практику социальной инклюзии в социокультурных пространствах образовательных учреждений, работе с семьей, столкнувшихся с вопросами СОГИ их ребенка.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертация соответствует паспорту специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы: пункт 11 – социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе; 17 – проблема маргинализации населения России; понятие «маргинальный слой»; 33 – субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: 1) применением обоснованных теоретико-методологических концепций; 2) выбором массивов отечественной и зарубежной научной литературы, релевантной рассматриваемой проблематике; 3) сочетанием количественных и качественных социологических методов; 4) применением стандартизованных количественных методов обработки данных.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного сочинения были изложены в докладах на:
Международных конференциях:
• Современные гуманитарные и социальные науки: теория и практика” Владивосток, 27.11.2013 г. (ДФУ)
• IX, X, XI, XII, XIII Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, 2014-2019 гг.)
• «Психология XXI века: теория, практика, перспективы» (Чехия, Прага, 15-16
февраля 2015 г.)
• «Теория и практика гендерных исследований в мировой науке» (Чехия,
Прага, 5-6 мая 2015 г.)
• «Специфика профессиональной деятельности социальных работников»
(Нижний Новгород, ННГУ, 15-16 сентября 2015 г.) 14


• • • • • • • • •

• •

«Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей» (Центр молодежных исследований, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, 16-17 октября, 2015 г.)
“Голос” (11 сентября 2016 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
«Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии» (Университет Лобачевского, 15-16 сентября 2016 г.) «Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия» (14-15 сентября 2017 г., Университет Лобачевского, Нижний Новгород) «Сублимация» (14 апреля 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
“Фрейдовские чтения – 2018 ” (24 мая 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
“География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик” (ДВФУ, Владивосток, 29-31 мая 2018 г.)
«Инвалиды – инвалидность – инвалидизация» (27-28 сентября 2018 г ., Университет Лобачевского, Нижний Новгород)
«Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее» (6 ноября 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург) «Любовь/Перенос» (4-9 ноября 2019 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург).
Всероссийских:
«Многообразие культур: практики, идентичности, дискурсы» (21 – 22.04.2014 г.)
«Социология в действии» (ВШЭ, Санкт-Петербург, 17-18 апреля 2015 г.) “Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы” (УФУ, Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.) «Общественные практики: уроки истории и современные тренды» (УФУ, Екатеринбург, 20-22 апреля 2016 г.) • «Психологическое наследие Л.С. Выготского и З. Фрейда: клинико- психологические механизмы и социокультурные детерминанты психического развития» (30 ноября 2016 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
Результаты исследования отражены в 23 работах, общим объемом 11,42 п.л. (личный вклад автора 9,44 п.л.), в том числе в 2 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 2 статьях в журналах, индексируемых в базах ВАК, Scopus и Web of Science.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье»

    Публикации автора в научных журналах

    Распространенность и особенности восприятия молодежных субкультур в современных школах
    Молодежная галактика. 2NoС.63-(0,5 п.л.)Шорыгин Е.А. Феномен альтерофобии в современных социокультурных условиях / Социология в действии — 2015: Избранные материалы VII социологической межвузовской конференции студентов и аспирантов. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. 2С. 94-(0,35 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021 год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук