Обеспечение прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, в досудебном производстве по уголовным делам (сравнительно-правовое исследование по материалам Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С
С
С
С
С
С
С
ГЛАВА I
§1
§2
§3
ГЛАВА II
§1
§2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации……………………………………………….. Представитель юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном судопроизводстве Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации………………………………………………. Процессуальный механизм обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при регистрации и проверке сообщения о преступлении (сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных законов Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации)……………………………………………. Обеспечение прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении в уголовном процессе
3
ГЛАВА III
§ 1
§ 2
§ 3
Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение прав юридического лица – потерпевшего от преступления, на возмещение причиненного преступлением вреда, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации……………………………………………….. Обеспечение права и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при производстве следственных действий
С
С
С
С
С
С
С
С
(сравнительно-правовой
процессуальных законов
Республики Вьетнам Федерации)
Обеспечение прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при окончании предварительного расследования, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации
анализ уголовно-
Социалистической
и Российской
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяются объект, предмет, цель, задачи, методология и методика
проведенного исследования, указываются нормативная правовая, теоретическая и
эмпирическая базы диссертации, раскрываются ее научная новизна, теоретическая
и практическая значимость, сформирован перечень основных положений,
выносимых на защиту, приводятся сведения о степени достоверности и об
апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава – «Правовой статус юридического лица, потерпевшего от
преступления, в уголовном судопроизводстве Социалистической Республики
Вьетнам и Российской Федерации» – состоит из трех параграфов.
В первом параграфе – «Понятие юридического лица, потерпевшего
от преступления, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и
Российской Федерации» – анализируются процессы становления и развития
процессуального статуса юридического лица, потерпевшего от преступления в
Российской Федерации и в Социалистической Республике Вьетнам.
По мнению диссертанта, появление института «юридическое лицо» является
результатом развития человеческого сообщества, который основан на
многообразии социальных потреблений. На протяжении исторического развития
системы российского и вьетнамского законодательства, отмечается важная роль
института юридического лица. В настоящее время, понятие «юридическое лицо»
подробно раскрывается как в ч. 1 ст. 48 ГК РФ, так и в ч. 1 ст. 74 ГК СРВ. Анализ
подобных правовых норм показывает, что правовое определение «юридическое
лицо» в России и во Вьетнаме имеет общие черты.
Диссертант определяет совокупность необходимых признаков, наличие
которых позволяет юридическому лицу приобретать статус субъекта
правоотношений,такиекак:обособленноеимущество,структурное
организационное единство, самостоятельная имущественная ответственность,
процессуальная правоспособность, законная регистрация юридического лица.
Отмечается, что институт «потерпевший» в уголовно-процессуальном
законодательстве России и Вьетнама имеет сложившую историю становления и
развития, и также тесно связан с событиями отечественной истории каждого
государства. Возможность приобретения юридическим лицом статуса
потерпевшего от преступления долгое время находилась в научной дискуссии. На
сегодняшнийдень,всилудействующихуголовно-процессуальных
законодательств России и Вьетнама, юридическое лицо, в случае причинения ему
преступлением вреда, может быть признано потерпевшим. Данное положение
является позитивным шагом вперед в области защиты прав и законных интересов
юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном
судопроизводстве.
Детальное изучение понятия «потерпевший» по уголовно-процессуальным
законодательствам обеих стран через призму юридического лица позволяет
выявить некоторые собственные отличия, а также обосновать следующие выводы:
во-первых, в целях совершенствования системы вьетнамского уголовно-
процессуального законодательства необходимо определить порядок приобретения
статуса потерпевшего от преступления; во-вторых, наличие угрозы причинения
юридическому лицу вреда служит основанием для признания данного лица
потерпевшим от преступления.
Диссертант обосновал следующую позицию – вред, причиненный
преступлениямиюридическимлицам,целесообразноразделитьна
имущественный и неимущественный. Использование термина «имущественный
вред» охватывает все случаи причинения вреда, связанные с имуществом
юридического лица (вред совокупности вещей, материальным ценностям и
имущественным правам). С этим выводом согласились 73,8 % следственных
работников, опрошенных в России. В свою очередь, неимущественный вред, по
мнению диссертанта, включает в себя не только вред деловой репутации, но и
вред в политической, организационно-управленческой сфере и иной вред
нематериального характера.
Второй параграф – «Представитель юридического лица, потерпевшего от
преступления, в уголовном судопроизводстве Социалистической Республики
Вьетнам и Российской Федерации» – раскрывает особенности участия
представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, в
производстве предварительного следствия, а также его процессуальные права и
соответствующие обязанности на основе действующих уголовно-процессуальных
законодательств России и Вьетнама.
Диссертант отмечает, что институт представительства представляет собой
один из наиболее важных правовых институтов в уголовно-процессуальном
праве, заимствованный из гражданского права. В случае признания юридического
лица потерпевшим, оно участвует в уголовном судопроизводстве и реализует
свои процессуальные права с помощью своего представителя, что подтверждает
значительную роль института представительства. Существуют в уголовном
процессе две основные формы представительства: законные и договорные.
Изучение действующего уголовно-процессуального законодательства
Вьетнама позволило утверждать о том, что, процессуальный статус представителя
потерпевшего в нем не определен. В то же время и адвокаты не могут участвовать
в уголовных делах в качестве представителя потерпевшего – юридического лица.
В качестве представителя юридического лица, потерпевшего от преступления
могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, которые могут
осуществлять защиту прав и законных интересов рассматриваемого лица.
Дискуссионным также является вопрос, связанный с объемом процессуальных
прав представителя потерпевшего – юридического лица. По мнению диссертанта,
целесообразно классифицировать представителя данного потерпевшего на
законного представителя (руководитель юридического лица, и иное лицо,
признанное в соответствии с законом или учредительным документом этого
юридического лица), и представителя, действующего на основании доверенности
(юрист, главный инженер, бухгалтер). Установлено, что законный представитель
потерпевшего – юридического лица обладает всеми правами представляемого им
лица, а представитель по доверенности обладает ими лишь частично.
Проблема, касающаяся процессуальной обязанности представителя
юридического лица, потерпевшего от преступления, также привлекает особое
внимание. В частности, диссертант считает, что, участвуя в уголовном
судопроизводстве в качестве законного представителя или представителя
потерпевшего (в том числе и юридического лица), лицо должно нести следующие
обязанности: предоставление должностным лицам, осуществляющим уголовное
судопроизводство, документов, подтверждающих полномочия представителей;
неразглашение данных уголовного производства, если об этом заранее он
предупрежден должностным лицом; явка по вызову должностных лиц, ведущих
производство по уголовному делу.
На основе раскрываемой позиции, предлагается внести в УПК СРВ
изменения и дополнения, касающиеся правового положения представителя
потерпевшего с целью повышения эффективности его деятельности по
обеспечению прав и законных интересов юридического лица. В частности,
согласно результатам социологического опроса следственных работников во
Вьетнаме 58,5 % опрошенных респондентов считают, что представитель
юридического лица, потерпевшего от преступления, обладает правами,
принадлежащими потерпевшему по УПК СРВ, но только частично. В частности,
84 % из них поддерживают необходимость признания показаний представителя
потерпевшего видом доказательства.
В третьем параграфе – «Процессуальный механизм обеспечения прав и
законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, в
уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской
Федерации» – диссертант, исходя из анализа различных точек зрения ученых
(В.Е. Сизов, В.Е. Владыкин, С.В. Власова, К.С. Каверина), приходит к выводу о
том, что существуют три основных подхода к определению отмеченного
механизма.
Первый подход заключается в том, что процессуальный механизм
обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, признанных
потерпевшими от преступлений – это совокупность правовых норм,
определяющих права и обязанности участников уголовного процесса, а также
порядок реализации таких прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.
Содержание второго подхода состоит в том, что процессуальный механизм
обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, участвующих в
уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего от преступления,
реализуется в их деятельности на всех стадиях уголовного процесса. В частности,
диссертант констатирует, что обеспечение прав и законных интересов
юридических лиц, потерпевших от преступлений, реализуется деятельностью:
а) потерпевшего – юридического лица и его представителя; б) должностных лиц,
осуществляющих уголовное судопроизводство; в) иных участников уголовного
судопроизводства.
Третий подход к пониманию процессуального механизма обеспечения прав и
законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений,
заключается в том, что он представляет собой комплекс взаимосвязанных и
взаимодействующихпроцессуальныхсредств, спомощьюкоторых
осуществляется возмещение вреда, причиненного преступлением. Для данного
лица, в первую очередь, конечно, необходимо упоминать процессуальные
средства, исполнение которых позволяет возместить потерпевшему –
юридическому лицу вред, причиненный преступлением, такие как: добровольное
возмещение вреда, принудительное возмещение вреда, уголовно-процессуальная
реституция, гражданский иск, наложение ареста на имущество. Отмечается, что
процессуальный механизм обеспечения прав и законных интересов юридических
лиц, потерпевших от преступлений, должен включать в себя весь спектр
разработанных и успешно апробированных процессуальных средств, чтобы
достигнуть заранее поставленной цели – защита прав и законных интересов
юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Автором определен процессуальный механизм обеспечения прав и законных
интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, который включает в
себя комплексную систему участников уголовного судопроизводства,
предусмотренные законом права и иные интересы юридического лица,
потерпевшего от преступления, а также применяемые ими взаимосвязанные и
взаимодействующие между собой правовые средства, реализация которых
осуществляется в целях возмещения юридическому лицу, вреда, причиненного
преступлением и восстановления нарушенных прав, а также защиты его иных
законных интересов. Так, согласно результатам анкетирования абсолютное
большинство опрошенных респондентов (86,7 %) согласились с данной
интерпретацией процессуального механизма обеспечения прав и законных
интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Вторая глава – «Обеспечение прав и законных интересов юридического
лица, потерпевшего от преступления, на стадии возбуждения уголовного
дела в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и
Российской Федерации» – состоит из двух параграфов.
В первом параграфе – «Обеспечение прав и законных интересов
юридического лица, потерпевшего от преступления, при регистрации и проверке
сообщения о преступлении (сравнительно-правовой анализ уголовно-
процессуальных законов Социалистической Республики Вьетнам и Российской
Федерации)» – установлено, что стадия возбуждения уголовного дела
характеризуется не только особенностями уголовно-процессуальной деятельности
лиц, уполномоченных на осуществление уголовного преследования, но и
обеспечением прав и законных интересов лиц, принимающих участие в данной
стадии.
Отмечается, что российский законодатель не раскрывает наименование и
процессуальный статус лиц, участвующих на стадии возбуждения уголовного
дела, что вызывает проблемы, связанные с обеспечением прав и законных
интересов указанных лиц, в том числе и юридических лиц, которым
преступлением причинен вред. В отличие от российского законодательства, УПК
СРВ более подробно раскрывает понятие «процессуальное положение лиц,
принимающих участие в стадии возбуждения уголовного дела», что
представляется целесообразным.
Установлено, что фактическое участие в первоначальной стадии уголовного
судопроизводства принимает не юридическое лицо, заявившее о преступлении, а
его представитель. Из 108 изученных материалов уголовных дел, расследованных
во Вьетнаме, диссертантом выявлено более 64 % случаев, где поводом для
возбуждения уголовного дела служит заявление о преступлении. В тоже время,
81,5 % опрошенных следственных работников считают, что объем прав,
предоставленных действующим УПК СРВ, юридическим лицам – заявителям о
преступлении, недостаточен для защиты их законных интересов. В связи с этим,
требуется дальнейшее совершенствование процессуального статуса таких лиц в
уголовно-процессуальном законодательстве.
Обосновано положение о том, что в заявлении о преступлении, исходящем от
юридического лица, обязательно должна содержаться не только информация,
связанная с совершенным или готовящимся преступлением, но и подробные
сведения о заявителе, а также подпись руководителя данного юридического лица,
заверенная гербовой печатью.
Подчеркивается, что на практике нередко встречаются случаи, когда в
заявлении о преступлении, исходящем от юридического лица, отсутствуют
сведения и реквизиты, необходимые для принятия законного и обоснованного
процессуального решения. Диссертант считает, что при обнаружении отсутствия
в заявлении таких сведений, должностные лица, осуществляющие уголовное
судопроизводство, обязаны в кратчайшие сроки сообщить руководителю
юридического лица об обязанности устранения выявленных недостатков, и по
итогам полученной информации принять соответствующее законное,
обоснованное и мотивированное процессуальное решение.
Доказано, что в настоящее время в России и во Вьетнаме наблюдается
тенденция расширения возможности должностных лиц, осуществляющих
уголовное судопроизводство, при проверке сообщения о преступлении. С одной
стороны, данная тенденция позволяет быстро и эффективно проверить поводы
для возбуждения уголовного дела, а с другой стороны, она вызывает
необходимость совершенствования процессуального регулирования обеспечения
прав и законных интересов лиц, принимающих участие в данной стадии, что
особенно важно для юридических лиц, потерпевших от преступлений, интересы
которых всегда представляет физическое лицо.
Второй параграф – «Обеспечение прав и законных интересов юридического
лица, потерпевшего от преступления, при принятии процессуального решения о
возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении в уголовном
процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации» –
посвящен изучению проблемных вопросов, касающихся обеспечения прав и
законных интересов юридических лиц, которым причинен вред уголовно
наказуемым деянием, на завершающем этапе первоначальной стадии досудебного
производства.
Обосновано, что юридическое лицо, в качестве заявителя о преступлении,
должно иметь право быть уведомленным о результатах рассмотрения заявленного
им сообщения о преступлении. Однако, данное право не предусматривается в
действующем УПК СРВ. В связи с чем, предлагается внести изменение в УПК
СРВ, посредством которого определить право юридического лица, заявившего о
преступлении знать результаты его проверки.
Доказано, что в постановлении о возбуждении уголовного дела необходимо
изложить все обстоятельства, имеющие отношение к совершенным или
готовящимся преступлениям, а также сведения о потерпевших и последствиях,
причиненных преступным деянием. В случае, когда вред причинен юридическому
лицу, то в данном постановлении должностные лица должны указать все
необходимые данные: полное и сокращенное наименование юридического лица,
форму собственности, его юридический и фактический адрес.
Анализ действующего УПК СРВ показывает, что в нем отсутствует законная
регламентация порядка признания лица потерпевшим, а также процедура допуска
лица в качестве представителя потерпевшего в производстве по уголовному делу.
Такое отсутствие рассматривается нами как пробел законодательства и требует
устранения. Проведенный автором опрос следователей во Вьетнаме показал, что
89 % респондентов утверждают о необходимости закрепления в УПК СРВ
положения, обязывающего должностное лицо, ведущее производство по
уголовному делу, вынести постановление о признании потерпевшим сразу после
возбуждения уголовного дела или после получения данных об этом лице.
Относительноюридическоголица, пострадавшего отпреступления,
целесообразно принимать в одном постановлении два решения: о признании
юридического лица потерпевшим от преступления и о допуске участия
представителя данного юридического лица. Это суждение поддерживают 72,5 %
опрошенных респондентов в России
В заключение параграфа уделено пристальное внимание вопросу об
обеспечении прав и законных интересов изучаемого юридического лица при
принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Отмечается, что
юридическое лицо, заявившее о преступлении, и его представитель должны иметь
право знакомиться с «отказными материалами».
Третья глава – «Обеспечение прав и законных интересов юридического
лица, потерпевшего от преступления, на стадии предварительного
расследования в Социалистической Республики Вьетнам и Российской
Федерации» – состоит из трех параграфов.
В первом параграфе – «Обеспечение прав юридического лица – потерпевшего
от преступления, на возмещение причиненного преступлением вреда, в уголовном
процессе Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации» –
проведено исследование проблем, связанных с возмещением вреда, причиненного
преступлением, юридическому лицу на стадии предварительного расследования.
Доказано, что возмещение вреда юридическому лицу – потерпевшему от
преступления осуществляется по двум направлениям: первое направление
включает деятельность по установлению наличия, размера и характера
причиненного вреда, а второе заключается в деятельности по созданию и
обеспечению условий для возмещения причиненного преступлением вреда.
Отмечается, что наиболее сложно данный вопрос решается в случаях
причинения юридическому лицу неимущественного вреда (моральный вред, вред
деловой репутации). В настоящее время отсутствует действенный
процессуальный механизм, реализация которого способствует быстрому и
точному определению неимущественного вреда.
Анализ материалов уголовных дел во Вьетнаме показывает, что только в 81
из 108 случаев юридические лица, потерпевшие от преступлений, предъявляли
гражданский иск в порядке уголовного судопроизводства, что составляет 75 % от
общего количества. Одной из причин, порождающих отмеченную ситуацию,
является ненадлежащее разъяснение должностными лицами, осуществляющими
уголовное судопроизводство, представителю изучаемого юридического лица
права на предъявление исковых требований о возмещении преступно
причиненного вреда. Лишь 32,5 % опрошенных следователей во Вьетнаме
разъясняли представителю юридического лица – потерпевшего от преступления,
право на предъявление исковых требовании о возмещении причиненного
преступлением вреда. Другие 43 % разъясняли лишь тогда, когда потерпевший
спрашивал об этом, а остальные 24,5 % респондентов вообще такое разъяснение
не осуществляли.
Рассматривая наложение ареста на имущество, уделяется особое внимание
возможности осуществления подобной меры в отношении преступного
имущества, находящегося за пределами государства. Однако, как отмечает
диссертант, наложение ареста на такое имущество во много зависит, во-первых,
от законодательства государства, куда направляется запрос об оказании правовой
помощи, а во-вторых, от наличия соглашения об оказании правовой помощи в
сфере уголовного судопроизводства между государствами.
Исследование материалов уголовных дел, расследованных во Вьетнаме,
показывает, что преступный вред был возмещен в досудебном производстве
юридическим лицам полностью только в 19/108 случаях (17,6 %), а частично – в
42 случаях (38,9 %). Успешность возмещения юридическому лицу преступно
причиненного вреда в досудебном производстве по уголовному делу во многом
зависит и от осуществления надлежащего процессуального контроля со стороны
руководства следственных органов.
Во втором параграфе – «Обеспечение права и законных интересов
юридического лица, потерпевшего от преступления, при производстве
следственных действий (сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных
законов Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации)» –
рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения следственных действий,
регламентированных в УПК СРВ и УПК РФ, а также обеспечения прав и
законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в
производстве таких действий.
Диссертант обращает внимание на то, что право участвовать в следственных
действиях, проведенных по собственному ходатайству, является одним из важных
процессуальных прав потерпевшего. Для юридического лица, признанного
потерпевшим от преступления, реализация данного права осуществляется его
представителем. Участие представителя потерпевшего – юридического лица в
производстве следственных действий положительно отражается на обеспечении
прав и законных интересов представляемого лица.
В то же время, изученные материалы уголовных дел свидетельствуют, что
участие потерпевшего и его представителя в производстве следственных действий
полностью зависит от усмотрения должностного лица, которое осуществляет
предварительное расследование. В связи с чем, представляется целесообразным
внести изменения в УПК СРВ, которые подробно определят порядок реализации
данного права потерпевшим и его представителем, особенно, когда потерпевшим
по уголовному делу является юридическое лицо. За данное утверждение
высказывались 79,8 % от общего количества опрошенных автором сотрудников
следственных подразделений во Вьетнаме.
Диссертант также подробно изучил проблемы, возникающие при участии
представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, в
производстве такого следственного действия как допрос. Констатирован тезис о
том, что представитель юридического лица, потерпевшего от преступления,
должен иметь право давать показания, и его показания должны признаваться
доказательством в уголовном судопроизводстве. Согласно результатам опроса
84 % опрошенных во Вьетнаме респондентов высказались за необходимость
признать показания представителя потерпевшего видом доказательств по
уголовным делам.
Должностное лицо перед проведением следственных действий, обязано
разъяснить представителю юридического лица, потерпевшего от преступления
его процессуальные права и обязанности. Однако, в 48,1 % от общего количества
изученных нами уголовных дел во Вьетнаме отсутствовали отметки о
разъяснении представителю юридического лица, потерпевшего от преступления,
его процессуальных прав.
Рассматривая порядок назначения и производства судебных экспертиз,
отмечено, что в отличие от УПК РФ, в УПК СРВ потерпевший и его
представитель могут только ходатайствовать о назначении судебной экспертизы и
уведомляться о результатах данного действия. Такие ограничения, на взгляд
автора, являются серьезными препятствиями доступа потерпевшего и его
представителя к правосудию.
Изучая проблемы возмещения вреда, причиненного юридическому лицу
незаконными действиями должностного лица, уполномоченного на производство
уголовного преследования, автор выявил некоторые отличия между
законодательствами России и Вьетнама. Так в ст. 139 УПК РФ прямо
предусмотрена обязанность государства по возмещению юридическим лицам
подобного вреда. В то же время, в УПК СРВ аналогичное положение не
определено. В связи с этим, аргументировано положение о том, что в целях
совершенствования системы вьетнамского уголовного судопроизводства в целом,
и обеспечения надлежащих гарантий прав и законных интересов потерпевшего –
юридического лица в частности, представляется необходимым изучить
российский опыт по разрешению выше поставленной проблемы и
имплементировать его в уголовно-процессуальный закон Вьетнама.
Третий параграф – «Обеспечение прав и законных интересов юридического
лица, потерпевшего от преступления, при окончании предварительного
расследования, в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам и
Российской Федерации» – посвящен исследованию проблем, связанных с защитой
прав и законных интересов юридического лица на завершающем этапе
досудебного производства по уголовному делу.
Доказано, что важнейшей процессуальной гарантией прав и свобод
потерпевшего на стадии предварительного расследования является его право быть
уведомленным об окончании данной стадии. Изучив отмеченную проблему,
аргументирован тезис о том, что в действующих УПК СРВ отсутствует механизм
реализации потерпевшим – юридическим лицом и его представителем данного
права. В частности, УПК СРВ не предусматривает общую форму уведомления
участников уголовного процесса о результатах расследования. В ходе опроса
следственных работников во Вьетнаме установлено, что 47 % уведомляют в ходе
телефонного разговора, 28 % респондентов указывают на «использование СМС –
сообщение», 13,5 % путем направления повестки, и лишь 11,5 % респондентов, в
данном случае, составляют соответствующий протокол.
С целью совершенствования УПК СРВ, автор приходит к выводу о том, что
факт уведомления потерпевшего и его представителя о результатах
предварительного расследования должен быть зафиксирован в протоколе,
составленным уполномоченным должностным лицом.
Дискуссионным и до сих пор нерешенным является вопрос об объеме
материалов уголовного дела, подлежащих ознакомлению представителем
юридического лица, потерпевшего от преступления, при окончании
предварительного расследования. Согласно п. «d» ч. 3 ст. 84 УПК СРВ,
представитель потерпевшего – юридического лица имеет возможность читать,
записывать и копировать материалы уголовного дела по окончании
предварительного расследования, которые касаются защиты прав и законных
интересов потерпевшего.
Обоснован вывод о том, что представитель юридического лица,
потерпевшего от преступления, независимо от количества потерпевших по
уголовному делу, должен обладать правом знакомиться в полном объеме со всеми
материалами по окончанию предварительного расследования (в том числе и при
прекращении уголовного дела). За данное утверждение высказались большинство
(84 %) во Вьетнаме и (85 %) в России опрошенных сотрудников следственных
подразделений.
В заключении диссертации содержатся основные выводы и положения,
сформулированные диссертантом, а также предложения по совершенствованию
действующего уголовно-процессуального законодательства Вьетнама на основе
успешно апробированных теоретических и правовых основ, регламентированных
в действующем уголовно-процессуальном законе России.
В приложениях приводятся результаты социологического опроса
сотрудников следственных подразделений во Вьетнаме и в России, результаты,
полученные в ходе изучения материалов уголовных дел, а также таблицы с
полученными данными.
Актуальность диссертационного исследования. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступного посягательства, является одной из важнейших задач любого демократического государства, в том числе Социалистической Республики Вьетнам1 и Российской Федерации2, которая обеспечивается эффективным действием уголовно- процессуального законодательства. При этом функционирование юридических лиц, как субъекта общественных и социальных отношений, позволит обеспечить благосостояние общества, экономическую безопасность и дальнейшее развитие государства.
В современных условиях наблюдается постоянное увеличение участия юридических лиц как субъектов различных правоотношений. Вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов юридических лиц, пострадавших от преступного посягательства, занимают важное место в досудебном производстве по уголовным делам, поскольку на этих стадиях реализуются права и обязанности участников уголовного судопроизводства.
Ежегодно увеличивается количество юридических лиц, потерпевших от преступлений, а также суммы ущерба, причиненного данной категории лиц. Согласно данным государственных статистических отчетов во Вьетнаме, в 2020г. сумма ущерба от преступлений, причиненного собственности организации, составила 352,16 млрд вьетнамских донгов, что на 16,9 % больше аналогичного показателя предыдущего года3. Как следует из обзора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за 2020 г., сумма ущерба, причиненного преступлениями частной собственности юридических
1 Далее по тексту – СРВ.
2 Согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Российской Федерации наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны, поэтому в дальнейшем используется наименование – Россия (РФ).
3 Tòa án nhân dân tối cao nước Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam. Báo cáo số 01/ BC-TA ngày 10 tháng 01 năm 2021 về tổng kết công tác năm 2020 và nhiệm vụ trọng tâm công tác năm 2021 của các tòa án (Источник переведен автором: Верховный Народный Суд Социалистической Республики Вьетнам. Доклад No 01/ BC-TA от 10 января 2021 г. об итогах работы в 2020 году и ключевых задачах судов в 2021 году).
лиц, составила 50,13 млрд рублей (то есть 61,1% общей суммы ущерба от преступлений), из них от хищений – 49,56 млрд рублей и 0,57 млрд рублей от других преступлений (не хищений)1. По итогам 2019 г., наибольшим ущербом от преступлений в России признается ущерб, причиненный частной собственности юридических лиц – 110,9 млрд рублей, что составляет 78,1 % от общей суммы ущерба2.
Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации, государство обязано охранять права лиц, потерпевших от преступлений. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации3, в свою очередь, также предусмотрел данное положение как одну из важнейших задач уголовного судопроизводства, реализация которой осуществляется путем обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), доступа указанных лиц к правосудию и возмещения вреда, причиненного преступлением. Соответственно, в качестве потерпевшего, по законодательству России, могут выступать не только физические, но и юридические лица. В то же время, участвуя в производстве по уголовным делам, юридическое лицо, признанное потерпевшим, реализует свои процессуальные права и защищает законные интересы с помощью своего представителя. Однако, до сих пор, в УПК РФ не определен процессуальный статус представителя потерпевшего, что реально ограничивает эффективность деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Понятие «потерпевший» является одним из ключевых понятий во
1 Судебная статистика. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671.
2 Судебная статистика. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год. Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258.
3 Далее по тексту – УПК РФ.
вьетнамской уголовно-процессуальной науке. Обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, во Вьетнаме подтверждает его высокую значимость не только для уголовного судопроизводства в целом, но и для деятельности органов предварительного расследования. Данная ситуация продиктовала потребность внесения изменений в нормы действующего УПК СРВ, для более эффективного и обоснованного обеспечения на практике прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Вьетнамский законодатель, учитывая данные обстоятельства, в 2015 г. принял новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вступил в законную силу с 1 января 2018 г. В отличие от УПК СРВ 2003 г., в УПК СРВ 2015 г., юридическое лицо может приобретать статус потерпевшего. Данное новшество является рациональным подходом к эффективному обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений. Однако, несмотря на предусмотренную УПК СРВ 2015 г. возможность наделения юридических лиц процессуальным статусом потерпевшего, проблемы, связанные с их участием в качестве потерпевшего по законодательству Вьетнама, до настоящего времени не нашли своего полного разрешения.
В частности, в действующем во Вьетнаме уголовно-процессуальном законодательстве недостаточно урегулированы отношения, связанные с основанием и порядком приобретения юридическим лицом статуса потерпевшего, реализацией им процессуальных прав и законных интересов на различных стадиях уголовного судопроизводства, а также процессуального статуса представителя юридического лица, без которого невозможно участие данной категории потерпевших в уголовном судопроизводстве. Необходимо создание условий для возмещения вреда (имущественного и деловой репутации), причиненного преступлением, участия юридического лица в следственных действиях, при предоставлении документов, подтверждающих факт причинения вреда уголовно наказуемым деянием юридическому лицу и обоснованием исковых требований.
Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства Вьетнама и России по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, позволит использовать в последующей законотворческой деятельности опыт регулирования общественных отношений в данной сфере, выявить наиболее оптимальные направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства Вьетнама.
Вышесказанное позволяет утверждать, что проведение настоящего сравнительно-правового исследования, несомненно, представляет особую актуальность и позволит обосновать ряд предложений, направленных на совершенствование процессуального положения юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовно-процессуальном законодательстве Вьетнама и практики его применения.
Все вышеуказанное и послужило причиной выбора темы настоящего диссертационного исследования, свидетельствует о ее актуальности.
Степень разработанности темы исследования. За период действия УПКРФ данной проблематикой занимались многие российские ученые: Ю.Н. Белозеров, В.П. Божьев, Л.В. Брусницын, В.А. Дубривный, В.А. Булатов, В.В. Вандышев, О.В. Волынская, В.Н. Григорьев, А.В. Гриненко, К.Ф. Гуценко, О.А. Зайцев, С.Р. Зеленин, А.В. Ендольцева, Д.А. Иванов, М.В. Игнатьев, Л.Д. Кокорев, С.В. Колдин, Е.Н. Клещина, А.М. Ларин, О.В. Мичурина, Н.Г. Муратова, С.В. Нарижный, В.Н. Осипкин, И.Л. Петрухин, А.В. Победкин, В.М. Савицкий, В.А. Семенцов, Н.Н. Сенин, С.А. Синенко, Е.В. Смирнова, Т.В.Тетерина, В.Г.Ульянов, Р.Г.Хасаншина, Г.П.Химичева, О.В.Химичева, Д.В. Шаров, С.П. Щерба, Н.Н. Василенко, П.Г. Сычев, С.В. Колдин, Р.М. Евлоев, Т.И. Ширяева, В.В. Афисов и других.
Одними из значимых диссертационных исследований наиболее приближенными к теме настоящей работы, являются исследования на соискание ученой степени кандидата юридических наук следующих авторов: С.В. Колдина «Защита прав и законных интересов потерпевшего по Уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации» – 2004 г.; Н.Н. Василенко «Правовое положение потерпевшего в уголовном процессе России» – 2005 г.;
Д.В. Шарова «Обеспечение прав потерпевшего в досудебном производстве: по материалам практики следователей органов внутренних дел» – 2006 г.; Д.А. Иванова «Защита следователем прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений» – 2007 г.; Т.И. Ширяевой «Юридическое лицо как потерпевший и особенности его участия в уголовном судопроизводстве» – 2008 г.; П.Г. Сычева «Особенности участия и гарантии прав организаций (юридических лиц) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» – 2008 г.; М.Р. Олефиренко «Доказывание морального вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, в уголовном судопроизводстве» – 2009 г.; М.Р.Сафаралеева «Правовое положение юридического лица в уголовном процессе России» – 2009 г.; А.О. Шаршембиева «Участие юридических лиц в уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики и Российской Федерации» – 2013 г.; В.И. Баловневой «Обеспечение защиты имущественных и неимущественных прав потерпевшего – юридического лица в уголовном судопроизводстве» – 2018 г.; О.Л.Подустовой – «Обеспечение в ходе предварительного следствия возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением» – 2019 г. и др.
Говоря о степени разработки избранной темы на уровне диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора юридических наук, следует выделить исследования следующих российских ученых: Е.Н. Клещина – «Криминологическое учение о жертве преступления и проблемы его реализации в законодательстве и деятельности органов внутренних дел» – 2010 г.; И.Н. Кондрат – «Охрана прав участников уголовного судопроизводства в досудебном производстве: международные стандарты и механизм реализации в Российской Федерации» – 2013 г.; О.В. Гладышева – «Теоретическая модель механизмов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве» – 2013 г.; С.А. Синенко – «Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы» – 2014 г.; Д.А. Иванов– «Досудебный порядок возмещение вреда, причиненного
преступлением: теоретические и правовые основы, проблемы правоприменения» – 2018 г. и др.
Во Вьетнаме на диссертационном уровне вопросы обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, в определенной степени рассматривались в работах следующих авторов: Ле Нгуен Тхань «Люди, пострадавшие от преступления в уголовном процессе Вьетнама» – 2012 г.; Динь Тхи Май «Права потерпевшего в уголовном процессе Социалистической Республики Вьетнам» – 2014 г.; Данг Хоанг Фыонг «Правовое положение потерпевшего в уголовном процессе (на материалах практики по городу Ханой» – 2015 г.; Нгуен Ван Тиен – «Возмещение вреда, причиненного преступлением, в досудебном производстве (сравнительно- правовое исследование по материалам Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам)» – 2018 г.
Институт потерпевшего в уголовном процессе Вьетнама был также изучен рядом ученых: Нгуен Нгок Чьи; Во Кхань Винь; Чан Хыу Чанг; Ле Тиен Чау; Хоанг Тхи Лиен; Динь Ван Куе; Фунг Нгуен Тхань; Чан Тхань Туй, Динь Тхи Май. Признавая их научную ценность в развитии уголовно-процессуальной науки Вьетнама, необходимо отметить, что большинство из них согласны с тем, что в качестве потерпевшего от преступления выступает только физическое лицо.
Одним из наиболее приближенным диссертационным исследованием к изучаемой нами тематики является диссертационное исследование на тему «Процессуальное положение потерпевшего в уголовном процессе Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам», подготовленное и успешно защищенное Ву Зуй Линь в 2020 г. Тем не менее, отличием настоящего диссертационного исследования от вышеуказанной работы является проблематика, связанная с особенностями процессуального статуса такого участника уголовного судопроизводства, как юридическое лицо, потерпевшее от преступления, и надлежащее обеспечение его прав и законных интересов в досудебном производстве по уголовным делам во Вьетнаме и России.
Вместе с тем, вышеуказанные диссертационные исследования касались
общих положений относительно участия потерпевшего в уголовном судопроизводстве Вьетнама и России, и не охватывали всего комплекса вопросов, возникающих в процессе обеспечения, именно прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, в досудебном производстве по уголовным делам.
С 1 января 2018 г., согласно действующему УПК СРВ, лицами, потерпевшими от преступлений, могут быть, не только физические лица, но и юридические лица. Таким образом, проблематика, связанная с обеспечением прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, является актуальным направлением в уголовно-процессуальной науке Вьетнама.
С учетом имеющих место изменений в уголовно-процессуальном законодательстве обеих стран представляется актуальным рассмотрение проблем обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений.
Изучение вышеуказанной юридической литературы, позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве работ отмечен только фрагментарный уровень, без комплексного изучения данной проблемы. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования и подтверждают необходимость его детального сравнительно-правового исследования, выработки более эффективных современных способов и средств обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в уголовном судопроизводстве.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые определяют процессуальный порядок, способы и средства обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, признанных потерпевшими от преступлений в уголовно-процессуальных законодательствах Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации.
Предмет исследования составили нормы уголовно-процессуального законодательства России и Вьетнама, регламентирующие процедуру вовлечения юридического лица в качестве потерпевшего в уголовное судопроизводство на досудебных стадиях, возложение на него процессуальных прав и обязанностей, соблюдение и обеспечение должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, прав и законных интересов указанного лица, а также правоприменительная практика по реализации этих норм. Предметом исследования выступали также материалы уголовных дел, расследованных в России и во Вьетнаме, потерпевшими по которым признавались юридические лица; исследования ученых по данной тематике; статистические данные о количестве юридических лиц, потерпевших от преступных посягательств в России и во Вьетнаме; социологические исследования, проведенные ранее
российскими и вьетнамскими учеными-процессуалистами.
Целью диссертационного исследования является разработка
теоретических положений и научно-практических рекомендаций по совершенствованию деятельности должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, на основе сравнительно- правового анализа уголовно-процессуальных законодательств Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации, а также выработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
Для достижения отмеченных целей исследования были решены следующие задачи:
– рассмотрено понятие юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном процессе Вьетнама и России;
– определен процессуальный статус, права и обязанности представителя юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном судопроизводстве Вьетнама и России; – изучен процессуальный порядок обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, в уголовном процессе Вьетнама и России;
– рассмотрены вопросы обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, на стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе Вьетнама и России;
– рассмотрены вопросы обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при производстве следственных действий;
– выявлены и разрешены проблемы обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, при окончании предварительного расследования, в уголовном процессе Вьетнама и России;
– выявлены имеющиеся в обозначенной сфере проблемы и разработаны авторские предложения, направленные на совершенствование положений уголовно-процессуального закона СРВ, а также практики его применения в части, касающейся деятельности должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный системный метод познания, позволивший всесторонне рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в досудебном производстве по уголовным делам.
При подготовке диссертационного исследования применены частно- научные методы:
– формально-логический метод, состоявший в анализе понятия и процессуального положения юридического лица в качестве потерпевшего от преступлений;
– сравнительно-правовой метод, с помощью которого анализировались и выявлялись общие положения и различия в уголовно-процессуальных законах СРВ и РФ, регламентирующие вопросы, связанные с реализацией и обеспечением прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в досудебном производстве по уголовным делам;
– конкретно-социологический метод, используемый при изучении результатов эмпирических исследований, включая анкетирование следователей и руководителей следственных органов в СРВ и РФ, а также при анализе полученных результатов, их систематизации и обобщения;
– метод системного анализа, применяемый при формулировании и внесении предложений по совершенствованию положений уголовно- процессуального законодательства, регулирующих отношения, складывающиеся при обеспечении прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в СРВ и РФ.
Результат применения указанной методологии позволил разработать направления дальнейшего совершенствования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в досудебном производстве по уголовным делам.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды в области общей теории права, конституционного права, уголовно- процессуального права, уголовного права, гражданского права, гражданско- процессуального права, административного права, а также философии, логики, криминалистики и ряда других отраслей права. При подготовке настоящей работы были изучены научные исследования, монографические работы, другие публикации, полностью или в определенной части посвященные вопросам, относящимся к предмету исследования и касающиеся сравнительно-правового исследования уголовно-процессуального законодательства СРВ и РФ, регламентирующего процедуру вовлечения юридического лица в качестве потерпевшего от преступления.
Нормативную правовую базу диссертационного исследования
составили Конституции СРВ, РФ, УПК РФ и СРВ, иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, конвенции, соглашения по предмету исследования, членами которых являются СРВ и РФ.
Информационная основа исследования включает в себя решения и определения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления и решения Верховного Народного Суда Социалистической Республики Вьетнам, а также другие официальные документы.
Эмпирическая основа исследования включает в себя:
– результаты интервьюирования 160 российских следственных работников (из них: 62 – следователи, 38 – старшие следователи, 18 – дознаватели,
8– начальники подразделения дознания, 6 – начальники органа дознания и 28 – руководители следственного органа) в органах внутренних дел Российской Федерации г. Москвы, Московской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Ярославской, Калужской, Новгородской, Смоленской областей, проведенного в период 2018–2021 гг.;
– результаты интервьюирования 200 вьетнамских следственных работников (из них: 35 – следственные сотрудники (аналог помощника следователя в Российской Федерации), 78 – следователи, 46 – старшие следователи, 22 – руководители следственного органа и 19 – прокуроры) в г. Ханой, Хошимин, Дананг, Кантхо и в провинциях Нгеан, Хынгиен, Тханьхоа, Хатинь, Куангбинь, проведенного в период 2018–2021 гг.;
– результаты изучения материалов 108 архивных уголовных дел, в которых потерпевшими признаны юридические лица в СРВ в период 2018–2021 гг.;
– аналитические данные деятельности следственных органов по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, предоставленные диссертанту по официальному запросу Следственным департаментом МВД России за 2019–2021 гг., а также статистические данные Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России, Национального центрального бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) МВД России, Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что уголовно- процессуальная наука России и Вьетнама была дополнена выводами и предложениями, направленными на совершенствование деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, в досудебном производстве по уголовным делам.
В отличие от других работ монографического уровня, в настоящем исследовании автором всесторонне изучены вопросы, связанные с возможностью наделения юридических лиц процессуальным статусом потерпевшего, проанализирована возможность и порядок участия представителя юридического лица, потерпевшего от преступления в досудебном производстве по уголовным делам, определены подходы к пониманию механизма обеспечения прав и законных интересов указанного потерпевшего, проведен сравнительно-правовой анализ процессуального статуса юридического лица, заявившего о преступлении, выявлены особенности производства ряда следственных действий с участием юридического лица в качестве потерпевшего, а также разработан комплекс процессуальных способов, направленных на повышение эффективности деятельности должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, по возмещению причиненного преступлением вреда.
Научная новизна исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Правовой институт «юридического лица» имеет сложившуюся историю формирования, развития и совершенствования. Данный институт появился во Вьетнаме относительно позднее, чем в западных зарубежных странах (в том числе и в России). Право быть наделенным статусом потерпевшего в уголовном процессе любого государства предоставляет юридическому лицу гарантии защиты его нарушенных прав и возмещения причиненного вреда. Сравнительно-правовой анализ УПК СРВ и УПК РФ доказывает тезис, заключающийся в возможности юридического лица, претерпевшего вред от преступления выступать в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве, что, безусловно, является позитивным шагом в условиях глобализации и развития современной рыночной экономики.
2. Автором определен процессуальный механизм обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, который включает в себя комплексную систему участников уголовного судопроизводства, предусмотренные законом права и иные интересы юридического лица, потерпевшего от преступления, а также применяемые ими взаимосвязанные и взаимодействующие между собой правовые средства, реализация которых осуществляется в целях возмещения юридическому лицу, вреда, причиненного преступлением, и восстановления нарушенных прав, а также защиты его иных законных интересов.
3. Вывод о том, что с целью надлежащего обеспечения прав и законных интересов юридического лица, потерпевшего от преступления, целесообразно и обоснованно выносить единое процессуальное решение, в котором одновременно признается данное юридическое лицо, потерпевшим от преступления и допускается его представитель (физическое лицо) к участию в производстве по уголовному делу.
4. Доказано, что после того, как юридическое лицо, которому причинен вред уголовно наказуемым деянием, направляет заявление о преступлении в соответствии со ст. 56 УПК СРВ оно приобретает официальный статус заявителя и становится участником уголовного процесса. Данный факт позволяет утверждать о том, что права и законные интересы юридического лица, потерпевшего от преступления, надлежащим образом обеспечиваются уже на стадии возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве Вьетнама, чего, к сожалению, нельзя сказать о заявителе в уголовном процессе России, так как процессуальный статус данного участника уголовного процесса не определен в принципе. Сказанное позволяет утверждать о необходимости совершенствования норм действующего уголовно-процессуального закона Российской Федерации, с целью наделения заявителя процессуальным статусом участника уголовного процесса, определения перечня его прав и обязанностей, начиная со стадии возбуждения уголовного дела.
5. Обосновано положение о том, что реализация права потерпевшего (физического и юридического лица) на возмещение вреда, причиненного преступлением, должна быть обеспечена деятельностью должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, путем применения регламентированных уголовно-процессуальным законодательством способов и средств. Обеспечение права юридических лиц, потерпевших от преступлений, на возмещение вреда осуществляется посредством установления наличия, размера и характера, причиненного преступлением вреда, а также созданием и обеспечением процессуальных гарантий возмещения причиненного преступлением вреда и восстановления нарушенных прав.
6. Авторское суждение об особой важности реализации прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, на завершающем этапе предварительного расследования, так как именно, на данном этапе формируется окончательная позиция обвинения, а также определяются концептуальные позиции относительно их дальнейшего участия в судебных стадиях с целью возмещения преступно причиненного вреда, поддержания исковых требований и восстановления социальной справедливости.
7. Предложения по совершенствованию УПК СРВ, разработанные при исследовании проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений:
– дополнить часть 1 статьи 4 УПК СРВ пунктами р) и q) следующего содержания: «p) представители и законные представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, являющегося юридическим лицо – руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительным документом этого юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющим его служебное положение.»;
q) представители и законные представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом – адвокаты или иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом СРВ, представлять его интересы.»;
– дополнить часть 1 статьи 56 УПК СРВ следующего содержания: «d) знакомиться с материалами проверки по его заявлению о преступлении, на основании которых принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также выписывать из них любые сведения и в любом объеме, снимать их копии, при наличии его соответствующего ходатайства или ходатайства его представителя; e) представлять доказательства, документы, предметы, ходатайство; g) иметь представитель; h) требовать возмещения имущественного и (или) неимущественного, а также иного вреда правам и законным интересам, причиненного преступлением.»;
– изложить часть 1 статьи 62 УПК СРВ в следующей редакции: «потерпевшим является …, а также орган, организация, в случае причинения преступлением или угрозой причинения преступлением имущественного и неимущественного вреда. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением должностного лица, имеющим компетенции по осуществлению уголовного судопроизводства. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.»;
– заменить в части 2 статьи 62 УПК СРВ формулировку «Потерпевший и его представитель вправе:» на «Потерпевший и его законный представитель вправе:»;
– изложить пункт «k» части 2 статьи 62 УПК СРВ в следующей редакции: «k) участвовать с разрешения должностного лица, проводящего производство по уголовному делу, в следственных действиях, производимых по ходатайству потерпевшего или его представителя. При этом должностное лицо, проводящее производство по уголовному делу, обязано рассмотреть и
разрешить возможность участия потерпевшего или его представителя в следственных действиях, производимых по их ходатайству.»;
– дополнить пунктом «p» часть 2 статьи 62 УПК СРВ следующего содержания: «p) знакомиться по окончании предварительного расследования (в том числе и при прекращении уголовного дела) со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств.»;
– изложить часть 4 статьи 62 УПК СРВ в следующей редакции: «4. Потерпевший, его законный представитель и представитель обязаны:
1) являться по вызову дознавателя, следователя и в суд. При неявке потерпевшего, его законного представителя и представителя по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу;
2) не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с представлением прав и законных интересов потерпевшего, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 177 УПК СРВ.»;
– дополнить частью 6 статью 62 УПК СРВ следующего содержания: «6. Представитель юридического лица, признанного потерпевшим, при наличии письменного согласия представляемого им лица, выданного в установленном законом порядке, вправе:
1) заявлять гражданский иск и отказаться от него;
2) заявлять ходатайство о видах и объеме наказания подсудимому». – часть 2 статьи 127 УПК СРВ изложить в следующей редакции: «2) В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, его законный представитель (представитель), … могут быть подвергнуты приводу»;
– часть 4 статьи 145 УПК СРВ изложить в следующей редакции: «Копия решения, принимаемого по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и его представителю. При этом, заявителю и его представителю разъясняются право обжалования подобного решения и порядок его осуществления.»;
– изложить пункт «а» части 3 статьи 147 УПК СРВ в следующей редакции: «3. При проверке сообщения о преступлении, уполномоченные органы и должностные лица вправе: а) получать объяснения, образцы для сравнительного исследования; истребовать предметы и документы (или их заверенные копии), имеющие значение для дела, изымать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом; требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.»;
– дополнить часть 1 статьи 230 УПК СРВ пунктом «с» в следующей редакции: «с) Лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления небольшой и или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо примирилось с потерпевшим, загладило причиненный ему вред и при наличии заявления от потерпевшего или его представителя о примирении сторон.»;
– изложить часть 2 статьи 240 УПК СРВ в следующей редакции: «2. В течение трех суток со дня утверждения обвинительного заключения, прокурор об этом уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. Копия обвинительного заключения вручается прокурором обвиняемому и его представителю, защитнику. Копии обвинительного заключения вручаются также потерпевшему и его представителю по их ходатайству.»;
– изложить часть 4 статьи 232 УПК СРВ в следующей редакции: «4. В течение двух суток со дня вынесения заключения расследования, должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, обязано … вручить копии заключения расследования обвиняемому, его законному представителю (представителю), его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителю, также разъяснить им право на ознакомление с материалами уголовного дела, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса.»;
– изложить часть 3 статьи 460 УПК СРВ в следующей редакции:
«3. В течение 24 часов с момента вынесения заключения расследования, должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, обязано … вручить копии заключения расследования обвиняемому, его законному представителю (представителю), его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителю, также разъяснить им право на ознакомление с материалами уголовного дела, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.».
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в результате обобщения и изучения имеющегося научного материала уголовно- процессуальная наука была дополнена теоретическими положениями, раскрывающими процессуальный порядок обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в досудебном производстве по уголовным делам. Диссертант в результате проведенного исследования, предложил и обосновал ряд дополнений и изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство Вьетнама. Вместе с этим, положения и выводы, сформулированные в результате исследования, представляют интерес, как для российских и вьетнамских ученых- процессуалистов, так и для дальнейших сравнительно-правовых исследований уголовно-процессуального законодательства Вьетнама и России по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений, в производстве по уголовным делам, а также совершенствования законодательства, регламентирующего процессуальный порядок обеспечения прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений во вьетнамском уголовном судопроизводстве.
Практическое значение исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы:
– при подготовке учебно-методических и учебно-практических пособий по обеспечению прав и законных интересов потерпевших от преступлений в производстве по уголовным делам;
– в практической деятельности должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав и законных интересов юридических лиц, потерпевших от преступлений в производстве по уголовным делам во Вьетнаме и России;
– в процессе преподавания учебных дисциплин в образовательных организациях высшего образования: «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Предварительное следствие в органах внутренних дел»;
– в законопроектной работе, направленной на совершенствование положений действующего уголовно-процессуального законодательства Вьетнама.
Степень достоверности и обоснованности выводов определена теоретической основной диссертационного исследования, применением необходимых методов научного познания, репрезентативностью собранного и проанализированного эмпирического материала, а также достаточным количеством использованных нормативных источников и научных публикаций.
Апробация результатов исследования осуществлялась по различным направлениям. Результаты исследования: – изложены в 12 научных статьях, в том числе 4 в изданиях, индексируемых Международными базами данных WoS и Scopus, 5 в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации;
– обсуждались на заседании кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и получили одобрение;
– докладывались на международных и всероссийских научно- представительских мероприятиях: Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экспертно-криминалистической деятельности» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, 2021); V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы применения норм административного права (Кореневские чтения)» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, 2021); XIV Всероссийской конференции «Правопорядок в России: проблемы совершенствования», Секция «Проблемы теории и практики предварительного расследования преступлений» (Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя, Москва, 2020); Всероссийской научно- практической конференции «Уголовное судопроизводство России: проблемы и перспективы развития» (Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Руза, 2020); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования производства предварительного следствия в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, 2020); Международной научно- практической конференции «Современное уголовно-процессуальное право – уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования» (Орловский юридический институт МВД России имени В.В.Лукьянова, Орел, 2020); Международной научно-практической конференции «Управление полицией в современных условиях» (Нижегородская академия МВД Россия, Нижний Новгород, 2020);
– внедрены в учебный процесс Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (акт внедрения от 15.01.2021 г.);
– внедрены в научную деятельность Московского государственного института (университет) международных отношений МИД России (акт внедрения от 16.03.2021 г.);
– внедрены в практическую деятельность следственных органов ГУ МВД России по г. Москве (акт внедрения от 10.02.2021 г.);
– внедрены в практическую деятельность Департамента правовой исудебно-административной реформы МОБ Вьетнама (акт внедрения от 08.04.2021 г.);
– внедрены в практическую деятельность Следственного отдела по безопасности МОБ Вьетнама по г. Ханой (акт внедрения от 03.03.2021 г.).
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!