Формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК НАУЧНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ………………………………… 19
1.1 Теоретические основания научно-педагогической задачи
формирования экономико-правовой культуры у студентов
вузов……………………………………………………………………………….. 19
1.2 Система формирования экономико-правовой культуры
у студентов вузов………………………………………………………………. 59
1.3 Педагогические условия функционирования системы
формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов 94
Выводы по первой главе…………………………………………………………. 113
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ….…………….……….. 118
2.1 Цель, задачи и характеристика экспериментальной работы по
формированию экономико-правовой культуры у студентов вузов 118
2.2 Реализация системы формирования экономико-правовой
культуры у студентов вузов и комплекса педагогических
условий ее эффективного функционирования….….………………. 145
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию
экономико-правовой культуры у студентов вузов……….………. 173
Выводы по второй главе………………………………………………………….. 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….. 201
Во введении представлено обоснование актуальности темы, сформулированы
цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, определены этапы, изложены
теоретико-методологические основы исследования, выявлены основные положе-
ния, выносимые на защиту, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и
практическая значимость работы, приведены данные об обоснованности, досто-
верности, апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе – «Формирование экономико-правовой культуры у сту-
дентов вузов как научно-педагогическая задача» – содержится историография
научно-педагогической задачи исследования, ее современное состояние; выполне-
но теоретико-методологическое обоснование исследования; разработана и пред-
ставлена в виде модели система формирования экономико-правовой культуры у
студентов вузов; выявлен комплекс педагогических условий, необходимый для
эффективного функционирования педагогической системы.
Историография проблемы исследования охватывает три основных периода:
период становления, период реформирования и период интеграции, содержатель-
ное наполнение которых, выполнено на основе анализа ключевых аспектов: 1) ге-
незиса экономико-правового образования; 2) возникновения и развития культуро-
логического подхода; 3) целенаправленного формирования экономико-правовой
культуры у студентов вузов. В период становления (с начала 20-х гг. – до начала
90-х гг. ХХ века) – выявленная научно-педагогическая задача не является предме-
том научных исследований, хотя в обществе происходит достаточно устойчивое
формирование системы профессионального экономического и правового образо-
вания; вопросы формирования профессиональной культуры у студентов вузов
представлены в исследованиях философов, педагогов и психологов, имеющих в
своей основе культурологический подход. В период реформирования (с начала 90-
х гг. ХХ века − до начала ХХI века) – повсеместно исследуются отдельные вопро-
сы научно-педагогической задачи на фоне государственного реформирования сис-
темы высшего экономико-правового образования; активное развитие получает
культурология, появляются целостные научные исследования проблемы формиро-
вания профессиональной культуры; изучаются некоторые аспекты экономико-
правового образования, активизирующего интерес ученых к вопросам формирова-
ния экономико-правовой культуры у студентов вузов. В период интеграции (с на-
чала XXI века − по настоящее время) – возникает общественная необходимость в
целенаправленных исследованиях экономико-правовой культуры студентов вузов:
на фоне интеграции образовательных систем РФ и РК в международное образова-
тельное пространство происходят коренные изменения нормативно-правовой базы
образования; активизируются и актуализируются исследования в области профес-
сиональной, правовой и экономической культуры; наблюдается становление ус-
тойчивого интереса исследователей к проблеме формирования экономико-
правовой культуры.
Ключевым феноменом проводимого исследования является понятие экономи-
ко-правовая культура, которое представлено как интегративное качество лично-
сти, определяющее уровень ее знаний, ценностных ориентаций и действий в сис-
теме экономических и правовых отношений. Формируемое качество личности –
экономико-правовая культура, включает несколько взаимосвязанных компонен-
тов: когнитивный, конативный, ценностно-ориентационный и рефлексивный.
Когнитивный компонент отражает знания, уровень специальной осведомленно-
сти, многовариантность и гибкость оценок происходящего, в целом интеллекту-
альную зрелость студента – будущего специалиста, реализация данного компонен-
та формирует экономико-правовое мышление, сопряженное с профессиональным
мышлением. Конативный компонент представляет умения и навыки, стиль эко-
номико-правового поведения, способствующие улучшению качества жизни и по-
вышению конкурентоспособности будущего специалиста в предстоящей профес-
сиональной деятельности. Ценностно-ориентационный компонент, являясь ком-
плексным образованием экономико-правовой культуры, характеризует целостную
систему взаимосвязанных ценностных ориентаций, направленных на формирова-
ние нормативно-поведенческих, морально-этических, чувственно-волевых устано-
вок личности. Рефлексивный компонент позволяет сознательно контролировать
собственное поведение в системе экономических и правовых отношений, выявлять
причины возможных затруднений, проводить коррекцию способов деятельности.
В качестве методологической основы для разработки педагогической системы
формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов выступает комплекс
теоретико-методологических подходов, определяющих основу, стратегию и тактику
исследования. Общенаучную основу исследования образует системный подход
(В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, В.Н. Садовский, З.И. Тюмасева,
Э.Г. Юдин и др.), который способствует комплексному изучению исследуемого каче-
ства, построению педагогической системы как целостной совокупности элементов с
определенными признаками и задает общий конструктивный вид разрабатываемой
системы. Внутреннее содержательное наполнение системы обеспечивает культуро-
логический подход (В.И. Андреев, Ю.А. Бельчиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская,
В.А. Сластенин и др.), который выступает в качестве теоретико-методологической
стратегии, определяющей специфику исследуемой педагогической системы и осо-
бенности взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе ценност-
ных ориентаций. В качестве практико-ориентированной тактики выступает деятель-
ностный подход (Л.П. Буева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина,
Д.Б. Эльконин и др.), позволяющий определить основные направления и общий план
практической части исследования через специально организованную деятельность
субъектов образовательного процесса.
Система формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов
(рис. 1), разработанная на основе комплекса теоретико-методологических подхо-
дов, а также с учетом требований факторов внешней среды вуза (социально-
культурные, политические, экономические, международные, технологические,
культурно-духовные и др.), с учетом общенаучных и специфических принципов
(законности и экономической обоснованности, взаимозависимости и взаимодейст-
вия экономики и права, культурного детерминизма, согласованности процессов ин-
териоризации и экстериоризации), обладает рядом свойств (организованность, гиб-
кость, трансформационности, избирательность, инновационность) и включает
ценностно-целевой, контентно-программный, практико-ориентированный, анали-
тико-корректировочный компоненты.
Цель: формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов
Систе-
мообра-
зующийПодходы: системный,Принципы: законности и экономической обоснованности, взаимозави-Свойства: организованность,
факторкультурологический,симости и взаимодействия экономики и права, культурного детерминиз-гибкость, трансформационности,
деятельностныйма, согласованности процессов интериоризации и экстериоризацииизбирательность,
инновационность
ФакторыЦенностно-целевой компонентКонтентно-программный компонент
внешней
среды
Цель: сформировать ценно-Функции:Функции:Цель: определить содержание и
стно-целевые установкирегулятивная,организационная, информацион-механизм реализации процесса
культурные
Социально-
деятельности студентов всмыслосозидающая,ная, регламентирующаяформирования экономико-
системе экономических имобилизационнаяправовой культуры у студентов
правовых отношений
Формы: регулятивные -Программа формированияВозможности вуза, в рамках
реализации программы
планирование, контроль иэкономико-правовой культуры
Задача 1 – проведение анализакоррекцияучебной-расширение содержательного напол-
Международные Экономические Политические
проблемыформированиядеятельности,деловыенения программ теоретических и
ценностно-целевых установокигры, социальные проекты;Теоретико-практическихкурсов,изучаемых
деятельностистудентоввсмыслосозидающие-методологический блокдисциплин материалами экономико-
системеэкономическихидиспуты,дискуссии,правовой направленности;
правовых отношений
Рефлексивный блок
круглые столы; мобилиза–включениевнаучно-
Базово-
ционные – научные работы,исследовательскуюдеятельность
практический
исследования, практика.заданий, способствующих формирова-
Задача 2 – выявление ресур-блок
сов для решения проблемы
Методы: метод анализанию компонентного состава экономи-
конкретныхситуаций,ко-правовой культуры;
формированияценностно-
целевых установок деятельно-
обучение в сотрудничестве,Инструктивно–дополнение комплекса заданий для
сти студентов в системе
опора на личный опыт,репродуктивныйучебной и производственной практики
экономических и правовых
проблемно-игровыеблокзаданиями, требующими экономико-
методики, анализ норма-правового анализа;
отношений
тивной литературы и СМИ.-участие во внеучебной творческой
Средства:учебныеИнтегративно-фасетныйдеятельности, связанной с организаци-
Задача 3 – выбор оптималь-фильмы,презентации,блокей молодежных социальных и полити-
ных способов и средств фор-финансовая и правоваяческих проектов и др.
мирования ценностно-целевыхнормативная документация,учебная, производственная и предди-
установокдеятельностираздаточныйматериал,Системообразующий факторпломная практика.
студентов в системе экономи-интернет-сайты, учебные
Результат:блочно-модульная
ческих и правовых отношенийролики, наглядные мат
Экономико-правовая культурапрограмма, комплекс сопутствую-
щих ей возможностей вуза, наце-
Когнитивный компонентленные на формирование экономи-
Результат:сформированныеценностно-
Технологические
целевые установки деятельности студентов вко-правовой культуры у студентов
системе экономических и правовых отношенийКонативный компонент
Ценностно-ориентационныйФормы: лекция, семинар, практические
Аналитико-Результат: распре-занятия, с применением современных образо-
корректировочныеделение по уровнямкомпонент
мероприятия:сформированностивательных технологий
активизация студентов, в экономико-правовойМетоды: метод партнерской обратной связи,
учебной и контрольно- культурыРефлексивный компонентметод социально-экономической «реконст-
оценочной деятельности;рукции»,поведенческоемоделирование,
Культурно-
инициированиетворче-Продвинутыйбреймсторминг, кейс-метод, метод Дельфи
духовные
ской активности и самостоя-Средства: деловые и ролевые игры, эконо-
тельностимыслительнойДостаточныйРезультат: поведенческаямико-правовое моделирование ситуаций,
деятельности студентов;готовность к деятельности
внедрение в ход занятийПороговыйкоммуникативно-междисциплинарные задачи
специальных приемов дляв системе экономических и
качественного закрепленияправовых отношений
учебного материала (состав-Заключительный этап
ление обратных или анало-ИнтерпретацияполученныхЦенностно-деятельностное
гичных задач, разработкарезультатов, формулирование5)Осознанные действия – самооценка,направление
кластеров по теме, логиче-конечных выводов и заключе-самоанализ, работа над личностнымПредполагаетиспользованиев
ские задачи);нийпрофессиональнойдеятельности
использованиеметодовМетоды: обобщение, наблюде-ростомличностного потенциала, формируе-
групповой работы для болеение, анализ, конкретизация и др.4)Вовлеченность – применение сфор-мого на базе ценностей-средств
полногопогруженияЭтап сбора данныхмированных знаний и умений в
студентоввситуацииРеализациязапланированных
учебных задач, преодолениядиагностическихметодик,проф.деятельности
коммуникативных барьеров,письменнаяиграфическая3)Заинтересованность – активнаяЦенностно-целевое
создания ситуаций успеха;фиксация результатовпозиция при выполнении практическихнаправление
Методы: экспертиза, коррекцияПредставляет осознанную саморегу-
создание условий длятестирование,наблюдение,заданийляциюэкономико-правового
осмысленного целостногоанкетирование, анализ и др.2)Личная значимость – актуализацияповедения посредством системы
восприятияматериала,ценностей-целей
избегание фрагментарности
собственного опыта, внутреннее ос-
усвоения;Организационный этапмысление полученной информации
устранение выявленныхРазработкапоказателей,1) Осведомленность – анализ получае-
недостатков с привлечени-критериев, уровневых шкал,Исходно-ориентационное
ем таких коррекционныхдиагностических программмой информации, ее ранжирование,направление
мероприятий, как консуль-Методы:интерпретацияпонимание, определение смыслаФормирует экономическую ориента-
тация, инструктаж, поясне-обобщение, анализ, синтез,Этапы формированияцию и правовую активность деятель-
ниеабстрагирование, сравнениеэкономико-правовой культурыности студентов
Цель: проанализировать степеньФункции:Функции:Цель: сформировать поведенческую
сформированности уровней эконо-аналитическая,поведенческая,готовность к деятельности, обусловлен-
мико-правовой культуры, провестиконтрольно-ориентационная,ную экономической ориентацией и
коррекционные мероприятияоценочнаяпрактически-действеннаяправовой активностью
Аналитико-корректировочный компонентПрактико-ориентированный компонент
Рис. 1. Структурно-функциональная модель системы формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов
Ценностно-целевой компонент выступает внешним регулятором системы,
определяющим ее содержание и направленность. Он обеспечивает смысловое на-
полнение системы, направление в ту или иную ценностную сферу, перевод цен-
ностных ориентаций студентов в статус руководящих идей, внутренних убежде-
ний, регламентирующих их учебно-профессиональную деятельность.
Контентно-программный компонент представлен блочно-модульной про-
граммой, отражающей внутреннее наполнение и организацию учебной и профес-
сиональной деятельности студентов, особенности взаимодействия субъектов обра-
зовательного процесса (преподаватели и студенты) и представителей внешней
среды (работодатели, деловые партнеры, СМИ и т.д.). В своей структуре блочно-
модульнаяпрограммасодержиттеоретико-методологический,базово-
практический, инструктивно-репродуктивный, интегративно-фасетный и рефлек-
сивный блоки.
Практико-ориентированный компонент направлен на осуществление практи-
ческой деятельности будущих специалистов, обусловленной поведенческой готовно-
стью. Данный компонент является интегративным, так как, кроме практической дея-
тельности, он включает готовность в ситуации значимого изменения внешних усло-
вий среды ориентировать свой личностный потенциал на определенный вид деятель-
ности. В разработанной системе практико-ориентированный компонент указывает на
экономическую ориентацию и правовую активность деятельности студентов, а также
обеспечивает ориентацию деятельности и поведенческое взаимодействие субъектов
образовательного процесса (студента и преподавателя) на всех этапах процесса фор-
мирования экономико-правовой культуры: этапе осведомленности, личной значимо-
сти, заинтересованности, вовлеченности, осознанности.
Аналитико-корректировочный компонент включает диагностический инст-
рументарий, обеспечивающий анализ и обобщение результатов, их оценку, а также
коррекционные мероприятия, направленные на качественное совершенствование
исследуемого процесса. При реализации аналитико-корректировочного компонен-
та вносились некоторые изменения в программу формирования экономико-
правовой культуры у студентов вузов. Основанием для внесения изменений явля-
лись результаты диагностических срезов, обсуждаемые при непосредственном
участии студентов.
Теоретический анализ исследуемой научно-педагогической задачи привел нас
к выводу о повышении эффективности авторской системы, в рамках сопровож-
дающего ее комплекса педагогических условий.
При выборе педагогических условий мы исходили из особенностей ее содер-
жания, современных требований к качеству профессиональной подготовки в сис-
теме высшего образования, специфики профессиональной деятельности, актуали-
зации компонентов образовательного процесса, направленных на формирование
экономико-правовой культуры, личного опыта преподавательской и научной дея-
тельности в рамках проводимого исследования, результатов реализации системно-
го, культурологического и деятельностного подходов.
Первое педагогическое условие – формирование у студентов ценностно-
рефлексивного отношения к профессиональной деятельности – способствует
повышению эффективности разработанной системы за счет организации учебно-
воспитательного процесса, направленного на формирование рефлексии ценност-
ных ориентаций. Процесс профессиональной подготовки будущего специалиста
можно представить как процесс формирования ценностного отношения к будущей
профессии, а также к собственной личности как обладателю профессиональных
ценностей. Формирование профессиональных ценностей в системе экономических
и правовых отношений способствует достижению высоких показателей будущей
профессиональной деятельности.
Второе педагогическое условие – организация учебно-научной коммуникации
в электронной информационно-образовательной среде вуза – позволило выявить
ряд существенных возможностей: во-первых, рассмотреть электронную информаци-
онно-образовательную среду вуза (информационные образовательные ресурсы, ком-
пьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом и
т.д.) в нескольких взаимосвязанных аспектах: как средство непрерывного взаимодей-
ствия субъектов образовательного процесса; как источник получения необходимой
информации; как способ привлечения к предмету исследования широкого круга уча-
стников; во-вторых, выделить основные стадии учебно-научной коммуникации в
электроннойинформационно-образовательнойсредевуза: 1)вводно-
информационную (заключается в информационном обеспечении студентов необхо-
димым учебно-научным контентом); 2) аналитико-корректировочную (направлена на
внутреннее преобразование студентов в ходе анализа полученной информации и
проведения соответствующей коррекции); 3) результативно-поведенческую (заклю-
чается в формировании внутренних мотивов, регулирующих поведение участников в
системе экономических и правовых отношений).
Третье педагогическое условие – интеграция в систему подготовки сту-
дентов к профессиональной деятельности дисциплины по выбору «Экономико-
правовая культура» – обеспечивает эффективное формирование исследуемого ка-
чества средствами вариативного курса, который носит прикладной характер и от-
ражает основополагающие аспекты экономико-правовой культуры, а также свя-
занные с ней категории: соотношение экономики и права в различных социальных
системах; понятие, структуру, функции формируемого качества, средства овладе-
ния им; содержательные характеристики исследуемого качества; алгоритмы и об-
разцы экономико-правового поведения в жизни гражданина; проявления и воз-
можности экономико-правовой культуры в профессиональной деятельности бу-
дущего специалиста. Данное педагогическое условие способствует повышению
эффективности разработанной системы через обогащение студентов специфиче-
скими знаниями и умениями в рамках междисциплинарной, интегративной сферы
«экономика и право», через формирование профориентационных установок и
предпочтений студентов в будущей профессиональной деятельности.
Выводы к первой главе на теоретическом уровне констатируют эффектив-
ность разработанной педагогической системы при обеспечении ее комплексом вы-
явленных педагогических условий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экономи-
ко-правовой культуры у студентов вузов» представлена практическая реализа-
ция в виде апробации разработанной системы и сопровождающего ее комплекса
педагогических условий.
Экспериментальная работа проводилась на базе Костанайского филиала
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» (в ней приняли участие
студенты экспериментальных групп ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3 и представители экспертной
группы) и Костанайского государственного педагогического университета имени
У. Султангазина (где находилась одна контрольная группа (КГ) и четыре предста-
вителя экспертной группы). В КГ экспериментальная работа проводилась без ком-
плексного внедрения модели (использовались лишь ее элементы – давалась неко-
торая информация, применялись отдельные методы, апробировались отдельные
виды деятельности и т.д.) и не обеспечивались выявленные педагогические усло-
вия. В целом, экспериментальная работа была организована таким образом, чтобы
была возможность проверки эффективности апробируемой системы и сопровож-
дающих ее педагогических условий, как в комплексе, так и каждого отдельно (ЭГ1
– первое и второе условие, ЭГ2 – первое и третье, ЭГ3 – весь комплекс).
Характерное для педагогического эксперимента содержание, включающее
констатирующий, формирующий и обобщающий этапы определило специфиче-
ские цели и задачи, разработку и применение специального диагностического ин-
струментария. В качестве основного критерия сформированности экономико-
правовой культуры определено передвижение студентов на более высокий уро-
вень, который характеризуется повышением качества компонентного состава эко-
номико-правовойкультуры(когнитивный,конативный,ценностно-
ориентационный, рефлексивный компоненты). Основной критерий и компонент-
ный состав способствовали выявлению уровней сформированности экономико-
правовой культуры: пороговый – студенты умеют приспособить свои знания к
особенностям деятельности в системе экономических и правовых отношений;
достаточный – студенты владеют достаточным уровнем знаний, ценностных ори-
ентаций и действий в системе экономических и правовых отношений; продвину-
тый – владеют стратегиями преобразования знаний, ценностных ориентаций и
действий в системе экономических и правовых отношений в личностные средства
самоформирования, самовоспитания, самообразования.
На констатирующем этапе эксперимента у большинства студентов был
выявлен низкий уровень сформированности экономико-правовой культуры (что
подтверждает актуальность исследования) как в экспериментальных группах (про-
двинутый уровень – 0,5%, достаточный уровень – 21%, пороговый уровень –
78,5%), так и в контрольной группе (продвинутый уровень – 0,5%, достаточный
уровень – 23,2%, пороговый уровень – 76%). При этом отсутствие значимых раз-
личий в полученных результатах в контрольной и экспериментальных группах
подтверждено данными математической статистики (критерий согласия Пирсона).
Важной частью констатирующего этапа являлось создание экспертной группы,
участвующей в утверждении диагностического аппарата, обработке результатов,
выполняющей аналитические процедуры и отвечающей за объективность полу-
ченных данных. Для работы экспертной группы был предложен метод Дельфи, по-
зволяющий привлечь к работе экспертов компетентных не по всей проблеме ис-
следования, а по ее различным составляющим. В состав экспертной группы вошли
специалисты из разных научных сфер (экономической, юридической, педагогиче-
ской и др.). Деятельность экспертной группы осуществлялась при реализации всех
этапов эксперимента и отличалась на каждом этапе целями, задачами, содержа-
тельной направленностью контрольных и аналитических функций.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась практическая реализа-
ция разработанной системы и комплекса педагогических условий.
В рамках ценностно-целевого компонента системы актуализирован специ-
альный алгоритм, включающий: проведение анализа проблемы формирования
ценностно-целевых установок деятельности студентов в системе экономических и
правовых отношений; выявление ресурсов для решения обозначенной задачи; вы-
бор оптимальных способов и средств. Выполнение действий в соответствии с
представленным алгоритмом, в конечном итоге, предвосхищало сформированную
(отработанную) деятельность (поведение) студентов в системе экономических и
правовых отношений. Реализация ценностно-целевого компонента системы сопро-
вождалась активным применением в рамках учебного процесса и внеклассных ме-
роприятий определенных форм (планирование, контроль и коррекция учебной
деятельности, деловые игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, самостоятель-
ные научные работы, исследования, практика и др.), методов (анализ конкретных
ситуаций, обучение в сотрудничестве, разъяснение, обращение к личному приме-
ру, опора на личный опыт, создание проблемных ситуаций, проблемно-игровые
методики, анализ нормативной литературы и средств массовой информации и др.)
и средств (наглядные материалы, учебные фильмы, презентации, финансовая и
правовая нормативная документация, раздаточный материал, интернет-сайты, он-
лайн-контент, учебные ролики, и др.).
В рамках контентно-программного компонента осуществлено внутреннее
наполнение учебной и профессиональной деятельности студентов определенное
блочно-модульной программой, выявлены особенности организации взаимодей-
ствия преподавателя и студентов, студентов и представителей внешней среды.
Реализация контентно-программного компонента предполагала активное исполь-
зование потенциала учебной, производственной и преддипломной практики. Пе-
ред выходом на практику студенты получали задания для проведения сопутст-
вующих исследований по темам: «Выявление экономических и правовых факто-
ров внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность организации», «Ана-
лиз сформированности экономико-правовой культуры у сотрудников организа-
ции», «Пути формирования экономико-правовой культуры у сотрудников органи-
зации» и др. Кроме того, студенты принимали активное участие в мероприятиях
экономико-правовой направленности, позволяющих проявить полученные знания,
сформированные практические навыки и паттерны, ценностные ориентации в сис-
теме экономических и правовых отношений: мероприятия научно-практического
характера: Международная молодежная школа проектного управления «Пегас-
2017» на базе природного парка «Нежеголь» (НИУ «БелГУ»); Астанинский эко-
номический форум «Молодежь в меняющемся мире»; Уральский вернисаж бизне-
са и права; Всероссийская олимпиада студентов высших учебных заведений по
экономике, управлению и праву; выставка «Образование и карьера» и мн. др.;
конференции: «Человекоориентированное управление сбережением личных энер-
горесурсов участников образования» (Костанай); «Профессиональное самоопреде-
ление молодежи инновационного региона» (Красноярск); «Студент и научно-
технический прогресс» (Троицк); «Российская экономика знаний: вклад молодых
исследователей» (Кемерово) и др. Данный компонент системы имеет наибольшее
влияние третьего педагогического условия – «Интеграция в систему подготовки
студентов к профессиональной деятельности дисциплины по выбору «Экономико-
правовая культура»», которое способствует наиболее эффективной реализации
блочно-модульной программы, за счет введения в учебный процесс вуза специ-
ально организованного учебного курса.
При реализации практико-ориентированного компонента организована спе-
циальная практическая деятельность студентов, ориентированная на формирова-
ние их поведенческой готовности к различным ситуациям в системе экономиче-
ских и правовых отношений. Реализации компонента способствовала многоуров-
невая система учебно-практических заданий теоретической, эмпирической и тех-
нологической направленности, сформированная согласно блочно-модульной про-
грамме, содержащая индивидуальные и групповые проекты, учебные квесты, ре-
шение ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности, те-
матические кейсы, экспертные оценки, тематические эссе, интернет-исследования,
онлайн-обзоры, диалоговые батлы др.
В рамках аналитико-корректировочного компонента системы организованы и
проведены процедуры оценки сформированности экономико-правовой культуры,
выполнена последующая корректировка экспериментального процесса. Для реализа-
ции компонента были отобраны такие формы контроля как: наблюдение, опрос, тес-
тирование, социометрия, самооценка и взаимооценка, экспертиза, защита проекта,
анализ результатов деятельности студентов и др. Итоговой формой контроля являлся
зачет. Помимо представленных форм контроля, через собеседование, тестирование,
анализ результатов деятельности выполнялся регулярный мониторинг деятельности
студентов, отслеживался их индивидуальный рейтинг. Полученные результаты кор-
ректировались путем индивидуализации и варьирования заданий, повторения мате-
риала, установления причинно-следственных связей и т.д.
В ходе реализации первого педагогического условия – формирование у сту-
дентов ценностно-рефлексивного отношения к профессиональной деятельно-
сти, студенты приобщались к совместной (преподаватель – студенты – социум)
ценностно-ориентационной деятельности, направленной на внутреннее самопо-
знание, самопонимание, самоформирование. Наиболее важными профессиональ-
ными ценностями, сопряженными с экономико-правовой культурой специалиста,
считаем ценности, лежащие в основе миссии организации, позволяющие правиль-
но формулировать и делегировать задачи и полномочия; коммуникационные цен-
ности делового общения, способствующие продуктивному взаимодействию с раз-
личными социальными организациями и категориями граждан; ценности сотруд-
ничества с различными культурными и социальными слоями населения; ценности,
регулирующие участие в конфликтах и способствующие их конструктивному
нормативному правовому разрешению; ценности нравственно-духовного поведе-
ния, регулирующие этические вопросы профессиональной деятельности специа-
листа (антикоррупционные воззрения, имущественные притязания и др.). Успеш-
ному формированию ценностно-рефлексивного отношения к предстоящей про-
фессиональной деятельности способствует погружение студентов в электронную
информационно-образовательную среду вуза с целью осуществления учебно-
научной коммуникации, являющейся абсолютно необходимым атрибутом совре-
менных образовательных систем.
Результаты проведенной диагностики (диагностика направленности личности
Б. Басса, опросник Смекала-Кучера, опросник ценностей культуры С. Шварца,
морфологический тест жизненных ценностей В.Ф Сопова, Л.В. Карпушиной и др.)
позволили установить динамику формирования ценностно-ориентационного ком-
понента экономико-правовой культуры, на который оказывает наибольшее влия-
ние данное педагогическое условие, что свидетельствует о тесном взаимодействии
элементов разработанной педагогической системы.
Второе педагогическое условие – организация учебно-научной коммуника-
ции в электронной информационно-образовательной среде вуза – имело своей
целью повысить эффективность экспериментальной системы за счет создания се-
тевого портала, обеспечивающего бесперебойное взаимодействие участников
учебно-воспитательного процесса вуза. В рамках портала были образованы ин-
формационно-образовательные группы в соответствии с направлениями подготов-
ки, выполняющие следующие функции: информационную – способствует беспе-
ребойному доступу к актуальной, в рамках проводимого эксперимента, информа-
ции; контрольную – позволяет студентам осуществлять самоконтроль успеваемо-
сти, посещаемости и др.; координационную (связующую) – обеспечивает беспере-
бойную связь преподавателя и студентов по актуальным вопросам; контентно-
методическую – направлена на обеспечение студентов необходимым учебным ма-
териалом (лекции, задания для самостоятельной работы, задания для практических
занятий и др.), пояснениями и алгоритмами выполнения. Повсеместной оптимиза-
ции и актуализации процесса формирования экономико-правовой культуры, в том
числе, способствовали современные информационные онлайн-инструменты: тема-
тические чаты (чат-боты), информационные сообщества для работы с Google сер-
висами, специальные интернет-приложения (сервисы) и онлайн-конструкторы. На
базе информационно-образовательного портала были организованы сетевые пло-
щадки по интересам: сетевое сообщество «Закон онлайн», открытые диалоговые
площадки («Агент.ru_Агент.kz»), социально-профессиональные форумы («Право-
вед.kz», «Правовед.ru»). Активно использовались информационно-сетевые средст-
ва студенческого взаимодействия: телемост (круглый стол-онлайн Астана-
Костанай «Коррупция и власть»), онлайн-семинар «Правовые аспекты экономи-
ческой деятельности физических (юридических) лиц», видеоконференция «Эконо-
мико-правовые аспекты системного социально-экономического обновления», он-
лайн-участие в гостевой лекции «Экономико-правовая культура», организованной
университетом Туран-Астана.
Реализация выявленных возможностей способствовала организации и прове-
дению различных мероприятий по формированию экономико-правовой культуры:
создание блогов, групп, собраний, конференций, бесед для обсуждения актуаль-
ных вопросов («Маркетинг и закон», «Правовое пространство менеджмента»,
«Тунеядство узаконено?», «Правовые регуляторы предприятия», «Правовое регу-
лирование онлайн-бизнеса» и др.); организация и проведение молодежного онлайн-
фестиваля «Рынок под законом», в рамках которого представлены научно-
исследовательские проекты «Потребитель не всегда прав», «Я украл бренд»,
«Юридические лазейки для предпринимателя», «Закон для рынка или рынок для
закона?», «Правовые основы создания коммерческого интернет-контента» и
др.); реализация конкурсных проектов «Экономико-правовые основы налога», «За-
нятость и безработица: проблема», «Общество конкурентоспособных людей»,
«Банк-иерархия закона», «Интернет-гиганты: экономика и право – электронные
платформы», «Цифровая экономика: правовые основы» и др.; создание новостной
строки, содержащей объявления о мероприятиях экономико-правовой направлен-
ности в пределах вуза, города, страны, зарубежья; организация учебно-
воспитательной деятельности в рамках реализации дисциплины по выбору «Эко-
номико-правовая культура» и др.
Третье педагогическое условие – интеграция в систему подготовки сту-
дентов к профессиональной деятельности дисциплины по выбору «Экономико-
правовая культура» – способствовало значительному повышению эффективности
разработанной системы за счет введения в учебный процесс вариативного курса
«Экономико-правовая культура». Целью вариативного курса являлась подготовка
специалистов высокого профессионального уровня, в совершенстве владеющих
нормами и ценностями экономико-правовых отношений в гражданском обществе.
Содержание вариативного курса и методика его преподавания способствовали
формированию экономико-правовой культуры в рамках специальной учебной
дисциплины, преподаваемой согласно расписанию учебных занятий вуза (для оч-
ной и заочной формы обучения). Дисциплина по выбору выполняла следующие
функции: когнитивную – направлена на создание теоретического фундамента
формируемого качества (знания, структура, содержание, роль в профессиональной
деятельности); ценностно-нормативную – представляется в разнообразных фак-
тах, приобретающих ценностное значение, отражаясь непосредственно в сознании
действующих личностей и человеческих поступках, институтах социума; практи-
ко-ориентированную – ориентирует полученные знания, умения и способы дея-
тельности на применение их в активной и продуктивной деятельности в системе
экономических и правовых отношений.
Проведенный среди участников эксперимента опрос, по итогам изучения ва-
риативной дисциплины, подтвердил ее актуальность, методологическую состоя-
тельность и профессиональную важность для студентов. На вопрос «Была ли Вам
интересна тематика курса?» 92% респондентов ответили «да», 8% – «скорее да,
чем нет». В позиции «Наиболее интересные и актуальные, на Ваш взгляд, темы»
студенты перечислили практически все темы изучаемого курса («Потребитель.
Права потребителя», «Экономико-правовая природа заработной платы», «Заня-
тость и безработица. В поисках работы», «Банковская система: экономико-
правовой аспект», «Налоги и право», «Деньги: экономико-правовое регулирова-
ние» и др.). На вопрос «Была ли в целом процедура обучения организована долж-
ным образом (лекции, практические работы, семинары, другие формы проведения
занятий)?» 96% студентов ответили положительно, 4% – «скорее да, чем нет». К
наиболее интересным и результативным формам проведения занятий были отне-
сены бинарная лекция, практическое занятие, семинар, деловая игра, дебаты, дис-
пут, экспертные оценки, конференция, круглый стол, проектное занятие, разговор-
обсуждение и др. Ответы на вопрос о повышении уровня универсальных компе-
тенций после освоения курса распределились следующим образом: 86% – «да»,
12% – «скорее да, чем нет», 2% – «скорее нет, чем да». На вопрос «Как Вы счи-
таете, будут ли полезны знания, полученные на занятиях, для Вашей будущей ра-
боты/профессии?» получены подобные ответы: 86% – «да», 12% – «скорее да, чем
нет», 2% – «скорее нет, чем да».
На обобщающем этапе исследования было установлено, что в результате
проделанной работы произошла положительная динамика в формировании эконо-
мико-правовой культуры: в экспериментальных группах продвинутый уровень со-
ставил 19,6% (начальное значение – 0,5%), достаточный уровень – 60,4% (21%),
пороговый уровень – 20% (78,5%). Незначительные изменения наблюдались и в
контрольной группе – продвинутый уровень – 4% (0,5%), достаточный уровень –
31% (23,5%), пороговый уровень – 65% (76%). Как и прогнозировалось нами, наи-
лучшие результаты отмечены в ЭГ3, где 83,6% (20,7%) студентов овладели доста-
точным и высоким уровнями экономико-правовой культуры, что подтверждает
эффективность разработанной педагогической системы и сопровождающего ее
комплекса педагогических условий. Аналитическая информация полученных эм-
пирических и статистических данных позволяет сделать итоговое заключение:
разработанная система формирования экономико-правовой культуры у студентов
вузов, и сопутствующий ей комплекс педагогических условий – эффективны, сле-
довательно, предполагаемая гипотеза и основные теоретические положения в ре-
зультате проведения экспериментальной работы подтвердились, цель диссертаци-
онного исследования достигнута, задачи решены.
В заключении представлены основные выводы:
1. Актуальность выявленной научно-педагогической задачи определена на
общественном, социально-педагогическом, теоретико-методологическом и методи-
ко-технологическом уровнях. На общественном уровне актуальность обусловлена
потребностью общества в гражданах, обладающих экономико-правовой культурой
и способных решать экономические и правовые вопросы в соответствии с нею; на
социально-педагогическом уровне – необходимостью повышения качества профес-
сиональной подготовки будущих специалистов, обязательной характеристикой ко-
торых становится владение экономико-правовой культурой; на теоретико-
методологическом уровне – обязательностью выявления комплекса методологиче-
ских подходов как необходимой теоретической базы для эффективного формирова-
ния экономико-правовой культуры у студентов вузов в процессе их профессиональ-
ной подготовки; на методико-технологическом уровне – потребностью в разработке
технологического аппарата и блочно-модульной программы по формированию эко-
номико-правовой культуры у студентов вузов.
2. Историография научно-педагогической задачи формирования экономико-
правовой культуры у студентов вузов охватывает три основных периода: 1) период
становления (с начала 20-х гг. – до начала 90-х гг. ХХ в.) – выявленная научно-
педагогическая задача не является предметом научных исследований, хотя в об-
ществе происходит достаточно устойчивое формирование системы профессио-
нального экономического и правового образования; вопросы формирования про-
фессиональной культуры у студентов вузов представлены в исследованиях фило-
софов, педагогов и психологов, имеющих в своей основе культурологический
подход; 2) период реформирования (с начала 90-х гг. ХХ в. − до начала ХХI в.) –
повсеместно исследуются отдельные вопросы рассматриваемой научно-
педагогической задачи на фоне государственного реформирования системы выс-
шего экономико-правового образования; активное развитие получает культуроло-
гия, появляются целостные научные исследования по формированию профессио-
нальной культуры; изучаются некоторые аспекты экономико-правового образова-
ния, активизирующего интерес ученых к проблеме формирования экономико-
правовой культуры у студентов вузов; 3)период интеграции (с начала XXI в. по
настоящее время) – характеризуется общественной необходимостью целенаправ-
ленных исследований, направленных на формирование экономико-правовой куль-
туры у студентов вузов: на фоне интеграции образовательных систем РФ и РК в
международное образовательное пространство происходят коренные изменения
нормативно-правовой базы образования; активизируются и актуализируются ис-
следования в области профессиональной, правовой и экономической культуры;
наблюдается становление устойчивого интереса исследователей к вопросам фор-
мирования экономико-правовой культуры.
3. Построение системы формирования экономико-правовой культуры наибо-
лее эффективно на основе комплекса теоретико-методологических подходов: сис-
темного, представляющего собой общенаучную основу исследования; культурологи-
ческого, составляющего теоретико-методологическую стратегию; деятельностного,
выполняющего роль практико-ориентированной тактики.
4. Экономико-правовая культура, содержащая когнитивный, конативный,
ценностно-ориентационный и рефлексивный компоненты, имеет три уровня про-
явления – пороговый, достаточный, продвинутый.
5. Проведенная в рамках констатирующего этапа эксперимента входная ди-
агностика выявила недостаточный уровень сформированности экономико-
правовой культуры у студентов, в связи с чем, в учебно-воспитательный процесс
вуза была внедрена разработанная педагогическая система и сопровождающий ее
комплекс педагогических условий
6. Комплекс педагогических условий, включающий формирование у студентов
ценностно-рефлексивного отношения к профессиональной деятельности, организа-
циюучебно-научнойкоммуникациивэлектроннойинформационно-
образовательной среде вуза, интеграцию в систему подготовки студентов к профес-
сиональной деятельности дисциплины по выбору «Экономико-правовая культура»,
является необходимым и достаточным для эффективной реализации системы, что до-
казано в результате проведенного исследования.
7. Внедрение в образовательный процесс вузов педагогической системы
формирования экономико-правовой культуры студентов предполагает реализацию
ценностно-целевого, контентно-программного, практико-ориентированного, ана-
литико-корректировочного компонентов.
8. Разработанная педагогическая система по формированию экономико-
правовой культуры у студентов вузов отличается целенаправленной взаимосвязью и
взаимообусловленностью ее структурных элементов между собой (теоретико-
методологических подходов, компонентов системы, компонентов формируемого ка-
чества), а также различной степенью влияния на них педагогических условий.
9. Результаты итоговой диагностики показали, что экономико-
правовая культура у студентов вузов результативно формируется благодаря реали-
зации разработанной педагогической системы и сопровождающего ее комплекса
педагогических условий. Наиболее выраженная положительная динамика форми-
руемого качества отмечена в третьей экспериментальной группе, где была реали-
зована педагогическая система и весь комплекс педагогических условий. Таким
образом, полученные результаты подтверждают теоретическую и практическую зна-
чимость проведенного исследования.
Наряду с этим появились новые вопросы и задачи, дающие возможность в даль-
нейшем дополнить и расширить рамки данного исследования в следующих направ-
лениях: разработка учебника «Экономико-правовая культура для студентов вузов»,
введение в учебный план всех направлений подготовки курса по выбору «Экономи-
ко-правовая культура» с дальнейшим усовершенствованием внутренней специализа-
ции; разработка и обогащение понятийного аппарата; модернизация и усовершенст-
вование педагогических технологий и др.
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве (интернационализация
экономических отношений, деятельность транснациональных компаний и
международная торговля) требуют глобальных экономических реформ,
имеющих прочное правовое основание. В связи с этим на различных уровнях
правовой системы (международном, межгосударственном, национальном)
появляются документы, регулирующие торговлю, предпринимательство,
конкуренцию, устанавливаются нормы различной юридической силы с це-
лью ограничить обман потребителей, злоупотребление в партнерских и дого-
ворных отношениях, монополизм.
Выработка основ наиболее эффективной, справедливой по отношению
к обществу экономической и правовой политики, их корректировка – задача
многих стран, развивающихся в условиях рыночной экономики. Так, на засе-
дании Евразийского межправительственного совета (Республика Казахстан,
Нур-Султан, 31.01.2020) премьер-министром Российской Федерации
М. Мишустиным был предложен целый ряд мероприятий по дальнейшему
совершенствованию нормативно-правовой базы торгово-экономических и
культурных взаимоотношений между странами Евразийского экономическо-
го союза, были подписаны межгосударственные соглашения в сфере эконо-
мико-правовых отношений. Аналогичные вопросы обсуждались на форуме
«Digital Almaty: Цифровое будущее глобальной экономики» (Республика Ка-
захстан, Алматы, 31.01.2020).
Несколько ранее на заседании круглого стола в Институте государства
и права РАН по теме «Правовая система Российской Федерации в условиях
глобализации» его участники отметили необходимость взаимодействия эко-
номических и правовых институтов: «Без этого сегодня не возможно ни
культурное общение людей, ни экономические связи, любой человек должен
быть подкован и юридически и экономически». При этом успешное решение
названной задачи прогнозируется только в цивилизованном обществе с вы-
соким уровнем политической, правовой и экономической культуры. Прове-
денные институтом исследования в области экономико-правовых взаимоот-
ношений, а также данные социологических опросов показали отсутствие у
большинства граждан навыков экономического поведения в условиях совре-
менных рыночных трансформаций, наличие правового нигилизма и юриди-
ческой неграмотности при выполнении хозяйственных операций, что, в ко-
нечном итоге, приводит к криминализации общества, представляющей угро-
зу национальной безопасности любого государства.
Отсюда становится очевидным, что современное общество и общест-
венное производство, в частности, нуждаются в гражданах, которые знают
основы современной экономики и права (принципы свободного предприни-
мательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование,
договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ограниченное
вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов и т.д.),
умеют сознательно предотвращать и пресекать правонарушения и преступ-
ления в системе производства и, наряду с этим, являются носителями куль-
турных ценностей в сфере экономико-правовых отношений, то есть обладают
экономико-правовой культурой, которая является важной составляющей
жизнедеятельности современного человека.
К основным проявлениям экономико-правовой культуры можно отне-
сти: знание и соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих
экономическую сферу общества (например, законопослушное поведение на-
логоплательщика, субъектов торговых отношений и т.д.); понимание при-
чинно-следственных связей в сфере правовых и экономических взаимоотно-
шений субъектов рыночной экономики (например, отношения собственно-
сти, антикоррупционное поведение и т.д.); принятие решений, содействую-
щих удовлетворению экономического интереса в условиях существующей
правовой действительности и др. Перечисленные проявления экономико-
правовой культуры являются актуальными в условиях внедрения в совре-
менную систему высшего образования новых образовательных стандартов:
ФГОС ВО 3++ в Российской Федерации (формирование универсальных ком-
петенций, готовности выполнять трудовые функции и др.) и ГОС ВО в Рес-
публике Казахстан (формирование профессиональных компетенций, приори-
тет принципов дуального обучения и др.).
Актуальность выявленной проблемы подтверждается ведущими норма-
тивными документами образовательной политики Российской Федерации (Фе-
деральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция дол-
госрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пе-
риод до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Разви-
тие образования» на 2018–2025 годы, «Стратегия развития молодежи Россий-
ской Федерации до 2025 года») и Республики Казахстан (Закон Республи-
ки Казахстан «Об образовании», Стратегия «Казахстан – 2050», «Государствен-
ная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 го-
ды», «Государственная программа развития образования и науки Республики
Казахстан на 2020–2025 годы», «Программа по развитию молодежного пред-
принимательства в Казахстане»).
В настоящее время в научной литературе отсутствует однозначное оп-
ределение экономико-правовой культуры. Степень изученности этого фено-
мена крайне недостаточна, хотя к отдельным аспектам экономико-правовой
культуры и способам ее формирования в разное время обращались многие
исследователи из различных стран.
В.В. Сорокожердьев, исследуя экономико-правовые аспекты модерни-
зации России и стран СНГ, указывает на существование общественного по-
нимания экономико-правовой культуры «как воплощения сил и отношений,
в которых определяются условия и предпосылки подлинно человеческого, то
есть всегда и во всем общественного существования в сфере экономической,
в сфере материальной».
Ряд авторов (М.Г. Магомедова, И.В. Носырев, А.Н. Фиронов и др.) вы-
деляют два уровня экономико-правовой культуры: теоретический и практи-
ческий. Теоретический уровень представлен «теоретическим сознанием уче-
ных, где концентрируются научные знания об экономике и праве в различ-
ных моделях и механизмах развития», практический уровень определяется
как «практическая направленность экономико-правовой культуры через про-
явление обыденного массового экономико-правового сознания граждан».
Любопытен подход к определению экономико-правовой культуры
французского экономиста М. Альбера, который считает, что «если опреде-
лить одним словом совокупность индивидуальных поведений, свойственных
большому числу индивидуумов, которые опираются на общественные инсти-
туты, признанные правила и общую родину, то мы должны говорить о куль-
туре… экономики…». К характеристикам данного качества человека он отно-
сит склонность к сбережениям как проявление гражданской позиции населе-
ния, интерес общества к национальной экономике, правопослушность, поря-
док и строгость в учете, отчетности, прозрачность и открытость дел и т.п.
Т. Веблен, создатель социально-психологического институционализма,
считает хозяйственное поведение людей, регулируемое заданными психоло-
гическими мотивациями и существующими законами, основой экономики.
Сторонник этой же концепции Дж. Коммонс в решении экономических во-
просов решающую роль отводит юридической стороне, правовым отношени-
ям. Ф. Хайек рассматривает взаимодействие и взаимовлияние экономических
и правовых общественных отношений единственно правильным путем раз-
вития современного общества.
В контексте нашего исследования понятие «экономико-правовая культу-
ра» несколько шире: оно включает, во-первых, глубокую ценностно-
личностную сформированность составляющих ее элементов, во-вторых – про-
фессиональную направленность, в-третьих – поведенческую эффективность
профессиональной деятельности специалиста в условиях правового регулиро-
вания рыночной экономики. В этой связи уместно говорить о формировании
у студентов вузов экономико-правовой культуры, позволяющей ориентировать-
ся в потоке экономико-правовой информации, понимать первопричины возник-
новения правового дисбаланса в экономике, знать основополагающие принци-
пы переходных форм экономической политики государства и на основании это-
го определять экономические и культурные права граждан.
Анализ степени разработанности выявленной научно-педагогической
задачи продемонстрировал полиаспектность экономико-правовой культуры
будущих специалистов, что предполагает обращение к научным источникам
из разных областей знания.
Большой вклад в изучение и развитие экономической и правовой куль-
туры личности внесли отечественные просветители и педагоги-новаторы
прошлого века П.П. Блонский, Н.А. Вышнеградский, С.И. Гессен, Н.К. Круп-
ская, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,
С.Т. Шацкий и др. В их работах представлены проблемы формирования
у обучающихся экономической и правовой культуры в условиях историче-
ских трансформаций общества, предложены методики и технологии, способ-
ствующие воспитанию гражданина-патриота, знающего и соблюдающего
права в существующем экономическом пространстве. Социально-
экономические преобразования XX столетия привлекли внимание педагоги-
ческой общественности к вопросам формирования экономико-правовой
культуры у молодых людей, стремящихся к самостоятельной жизни и прояв-
лению активной гражданской позиции.
Психолого-педагогические и общетеоретические особенности иссле-
дуемого качества рассмотрены в работах Ю.К. Васильева, И.Ф. Исаева,
М.Л. Левицкого, В.К. Розова, В.А. Сластенина, А.Н. Ходусова, Е.Н. Шюшова
и др. Материалы исследований ученых-просветителей способствовали опре-
делению подходов к раскрытию сущности экономико-правовой культуры, ее
функционально-содержательного наполнения, выявлению педагогической
(дидактической) специфики ее формирования.
Педагогическим аспектам и методологическим проблемам процесса фор-
мирования культуры в области экономики и права посвящены работы
В.П. Алексеева, А.Ф. Аменда, П.Н. Андрианова, П.Т. Афанасова, С.Я. Батыше-
ва, Ю.К. Васильева, М.В. Владыка, И.П. Волкова, В.Н. Келбакиани, К.Г. Коло-
совой, И.С. Конова, О.В. Лосевой, В.С. Михеевой, В.М. Монахова, К.К. Плато-
нова, И.А. Сасовой, Л.Ф. Шакуровой, А.Т. Шпака и других исследователей.
Значительный вклад в практику формирования экономико-правовой
культуры у студентов вносят научные труды Е.Г. Ефимовой, в частности,
учебник «Экономика для юристов», где представлен полный курс экономики,
опирающийся на достижения современной экономической мысли, рассмат-
риваются основные вопросы микро-, макроэкономики и мирового хозяйства,
которые сопровождаются анализом их состояния в современном экономико-
правовом поле. Приведенные в учебнике извлечения из российских законо-
дательных актов отражают правовые основы рыночной экономики, иллюст-
рируют неразрывную взаимосвязь экономики и права.
Описание процесса формирования экономико-правовой культуры у сту-
дентов вузов фрагментарно представлено в рамках изучения юридической де-
онтологии В.М. Горшеневым, Н.Н. Петровым, О.Ф. Скакун, Н.И. Овчаренко,
Л.Т. Рыскельдиева и др.
Особый интерес представляют работы зарубежных ученых С. Брю,
М. Вудкока, К. Кембелл, Ф. Котлера, Д. Линдсея, К. Леви-Строса, А. Маслоу,
К. Макконелла, Д. Рубинфельда, П. Хейнеи и др., посвященные вопросам
экономико-правового образования молодежи.
Подводя итоги анализа разработанности выявленной научно-
педагогической задачи, следует отметить то обстоятельство, что вышепере-
численные авторы оставляют за рамками рассмотрение экономико-правовой
культуры будущих специалистов в качестве одного из факторов стабильно-
сти современного общества и возможностей ее позитивного влияния на каче-
ство экономико-правовых отношений субъектов профессиональной деятель-
ности. Соответственно, возникает насущная потребность в исследовании
экономико-правовой культуры в тесной связи с современными тенденциями
структурных изменений в национальных системах экономики и права и, как
следствие, необходимость создания эффективной системы формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
на общественном, социально-педагогическом, теоретико-методологическом и
методико-технологическом уровнях:
на общественном уровне актуальность обусловлена потребностью
общества в гражданах, обладающих экономико-правовой культурой и спо-
собных решать экономические и правовые вопросы в соответствии с нею;
на социально-педагогическом уровне – необходимостью повышения
качества профессиональной подготовки будущих специалистов, обязатель-
ной характеристикой которых становится владение экономико-правовой
культурой;
на теоретико-методологическом уровне – обязательностью выяв-
ления комплекса методологических подходов как необходимой теоретиче-
ской базы для эффективного формирования экономико-правовой культуры
у студентов вузов в процессе их профессиональной подготовки;
на методико-технологическом уровне – потребностью в разработке
технологического аппарата и блочно-модульной программы по формирова-
нию экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Анализ классической научной литературы и новейших диссертаций по-
зволил определить научно-педагогическую задачу, которая нуждается в ис-
следовании и разрешении: противоречие между потребностью современного
общества в специалистах разных профилей, обладающих экономико-
правовой культурой, и недостаточной разработанностью теоретико-
методологических основ и методико-технологических способов и путей ее
формирования в условиях высшего образования.
Выявленное противоречие способствовало определению темы диссер-
тации: «Формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов».
Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать систему
формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов, а также
комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студен-
тов вузов.
Предмет исследования: процесс формирования экономико-правовой
культуры у студентов вузов.
Ход исследования определяется гипотезой, что процесс формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов будет эффективным, если:
1) разработать и реализовать педагогическую систему формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов, которая: имеет в качестве
теоретико-методологического основания совокупность системного, культу-
рологического и деятельностного подходов; включает ценностно-целевой,
контентно-программный, практико-ориентированный, аналитико-
корректировочный компоненты; характеризуется организованностью, гибко-
стью, трансформационностью, избирательностью и инновационностью;
предполагает учет специфических принципов законности и экономической
обоснованности, взаимозависимости и взаимодействия экономики и права,
культурного детерминизма, согласованности процессов интериоризации и экс-
териоризации;
2) определить и внедрить комплекс педагогических условий, включаю-
щий: формирование у студентов ценностно-рефлексивного отношения к про-
фессиональной деятельности; организацию учебно-научной коммуникации
в электронной информационно-образовательной среде вуза; интеграцию в сис-
тему подготовки студентов к профессиональной деятельности дисциплины
по выбору «Экономико-правовая культура».
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе сформулированы
задачи исследования:
1) провести историографическое исследование научно-педагогической
проблемы и анализ ее современного состояния в образовательной среде вуза;
2) определить теоретико-методологическую основу построения педа-
гогической системы формирования экономико-правовой культуры у студен-
тов вузов;
3) разработать и реализовать в образовательном процессе вуза педаго-
гическую систему формирования экономико-правовой культуры студентов;
4) выявить и апробировать комплекс педагогических условий, повы-
шающих эффективность функционирования разработанной педагогической
системы;
5) разработать методическое обеспечение процесса формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
идеи, положения и ключевые позиции системного (В.Г. Афанасьев,
И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), культурологического (А.Г. Асмолов,
С.И. Гессен, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова, И.М. Осмоловская и др.), деятельно-
стного (В.С. Безрукова, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова,
В.В. Сериков и др.) подходов;
исследования в области общей культуры (О.В. Ивановская,
И.Г. Сухин и др.), профессиональной культуры (Н.А. Бочарникова,
Н.А. Варгина, Е.А. Гнатышина, С.Л. Суворова и др.), экономической культу-
ры (Е.А. Борисов, Ф.М. Волков, Л.С. Рябинский, В.Ф. Щербина и др.), право-
вой культуры (И.В. Асеев, Э.В. Кузнецов, В.П. Сальников и др.);
теории ценностей гражданского общества (Б.Г. Ананьев,
О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов и др.), единства сознания и деятельно-
сти (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.В. Пономаренко, С.Л. Рубинштейн и др.);
концепция развития личности в процессе освоения социально-
культурного опыта (В.И. Долгова, Я.Л. Коломинский, Л.В. Мардахаев,
А.А. Реан, Е.А. Шумилова и др.);
работы, в которых изучаются различные аспекты подготовки сту-
дентов вуза к профессиональной деятельности (О.Ю. Горячук, Г.А. Гущина,
О.В. Смирнова и др.);
труды, посвященные моделированию в педагогике
(Н.В. Бордовская, А.М. Баскаков, А.Я. Найн, Н.О. Яковлева и др.), вопросам
организации и проведения педагогического эксперимента (В.И. Загвязин-
ский, А.С. Казаринов, М.Н. Скаткин, Е.В. Яковлев и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:
теоретических – анализ философской и психолого-педагогической
литературы, систематизация и обобщение для определения теоретико-
методологических основ исследования, теоретическое моделирование;
эмпирических – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,
анализ нормативной документации для проведения констатирующего этапа
исследования, педагогический эксперимент для проверки эффективности
разработанной системы;
статистических – критерий хи-квадрат, статистические диаграм-
мы, графический и табличный анализ для обработки экспериментальных ре-
зультатов исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась в условиях образовательного
процесса высших учебных заведений Российской Федерации и Республики Ка-
захстан: Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный
университет» и Костанайского государственного педагогического университета
имени У. Султангазина.
В эксперименте приняли участие 148 человек – 132 студента и 16 пред-
ставителей профессорско-преподавательского состава.
Диссертационное исследование выполнялось в три этапа с 2014 по
2021 годы.
В рамках первого этапа (2014–2016 гг.) осуществлялся сбор, изучение,
систематизация и обобщение информации по научно-педагогической задаче
исследования; были определены цель и задачи работы, сформулирована ги-
потеза, разработан понятийный аппарат, а также выявлены ключевые пози-
ции исследования; проводился констатирующий этап эксперимента, для чего
была разработана и реализована диагностическая программа по выявлению
уровня сформированности экономико-правовой культуры у студентов вузов,
организован первичный сбор данных и проведен детальный анализ эмпири-
ческого материала.
На втором этапе (2016–2019 гг.) разрабатывалась и внедрялась систе-
ма формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов, выявлял-
ся комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования.
На третьем этапе (2019–2021 гг.) осуществлялась обработка, анализ и
обобщение экспериментальных результатов исследования, уточнялись и ре-
зюмировались теоретические положения, оформлялись материалы диссерта-
ционного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экономико-правовая культура – это интегративное качество лично-
сти, определяющее уровень ее знаний, ценностных ориентаций и действий
в системе экономических и правовых отношений.
2. Методологическим основанием системы формирования экономи-
ко-правовой культуры у студентов вузов является комплекс взаимосвязан-
ных и взаимодополняющих подходов: системного, культурологического и
деятельностного.
3. Система формирования экономико-правовой культуры у студентов
вузов, разработанная с учетом факторов (социально-культурных, политиче-
ских, экономических, международных, технологических, культурно-
духовных) внешней среды учебного заведения, включает ценностно-целевой,
контентно-программный, практико-ориентированный и аналитико-
корректировочный компоненты, характеризуется универсальными (целена-
правленность, сложность, непрерывность, динамичность и др.) и специальны-
ми (организованность, гибкость, трансформационность, избирательность, ин-
новационность) свойствами, предполагает учет общенаучных (объективности,
системности, культуросообразности, рефлексии и прогностики и др.) и специ-
фических (законности и экономической обоснованности, взаимозависимости и
взаимодействия экономики и права, культурного детерминизма, согласованно-
сти процессов интериоризации и экстериоризации) принципов.
4. Повышению эффективности педагогической системы способствует
комплекс педагогических условий: формирование у студентов ценностно-
рефлексивного отношения к профессиональной деятельности; организация
учебно-научной коммуникации в электронной информационно-
образовательной среде вуза; интеграция в систему подготовки студентов к про-
фессиональной деятельности дисциплины по выбору «Экономико-правовая
культура».
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлена теоретико-методологическая основа системы формирова-
ния экономико-правовой культуры у студентов вузов – совокупность систем-
ного, культурологического и деятельностного подходов, – способствующая
наиболее эффективному достижению целей и решению задач исследования.
2. На основе системного, культурологического и деятельностного под-
ходов, с учетом разнообразных факторов внешней среды учебного заведения
разработана педагогическая система формирования экономико-правовой куль-
туры у студентов вузов, включающая ценностно-целевой, контентно-
программный, практико-ориентированный и аналитико-корректировочный
компоненты, обладающая рядом универсальных и специальных свойств, опи-
рающаяся на общенаучные и специфические принципы.
3. Определена структура экономико-правовой культуры, состоящая из
когнитивного, конативного, ценностно-ориентационного и рефлексивного
компонентов.
4. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических усло-
вий, повышающий эффективность реализации педагогической системы:
формирование у студентов ценностно-рефлексивного отношения к профес-
сиональной деятельности; организация учебно-научной коммуникации в элек-
тронной информационно-образовательной среде вуза; интеграция в систему
подготовки студентов к профессиональной деятельности дисциплины по выбо-
ру «Экономико-правовая культура».
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении
научных знаний об особенностях формирования экономико-правовой куль-
туры у студентов в условиях современной системы высшего образования,
а именно:
1) теория педагогики высшей школы обогащена историографической
информацией о состоянии исследуемой научно-педагогической задачи в раз-
личные исторические периоды и в настоящее время;
2) понятийно-терминологический аппарат профессиональной педаго-
гики расширен за счет уточнения понятий «профессиональная культура»,
«экономическая культура», «правовая культура», введения авторских опре-
делений терминов «экономико-правовая культура», «формирование эконо-
мико-правовой культуры у студентов вузов»;
3) методологические основы педагогики дополнены комплексной реа-
лизацией системного, культурологического и деятельностного подходов
к решению научно-педагогической задачи формирования экономико-
правовой культуры у студентов вузов;
4) выявлены этапы формирования экономико-правовой культуры, оп-
ределены особенности и сущностные характеристики их методико-
технологического содержания;
5) охарактеризованы специальные свойства разработанной системы
(организованность, гибкость, трансформационность, избирательность, инно-
вационность) и специфические принципы ее функционирования (законности
и экономической обоснованности, взаимозависимости и взаимодействия эко-
номики и права, культурного детерминизма, согласованности процессов инте-
риоризации и экстериоризации).
Практическая значимость исследования определяется:
1) внедрением в образовательный процесс вуза разработанной систе-
мы формирования экономико-правовой культуры студентов;
2) разработкой и практической реализацией учебно-методического
комплекса вариативного курса «Экономико-правовая культура»;
3) созданием методического обеспечения исследуемого процесса
(программа, система задач и заданий, организационные формы, методы,
средства, наглядные и дидактические материалы);
4) подбором и структурированием диагностического аппарата для
оценивания уровня сформированности компонентов экономико-правовой
культуры у студентов вузов;
5) подготовкой учебно-методического пособия по совершенствованию
образовательного процесса вуза в аспекте формирования экономико-
правовой культуры у студентов.
Обоснованность и достоверность теоретических и практических ре-
зультатов проведенного исследования обеспечивается использованием со-
временных достижений научно-педагогического знания, применением ком-
плекса теоретических, эмпирических и статистических методов, определени-
ем и реализацией совокупности теоретико-методологических подходов, по-
следовательным мониторингом на констатирующем, формирующем и обоб-
щающем этапах педагогического эксперимента с целью выявления количест-
венных и качественных изменений исследуемого качества, устойчивой вос-
производимостью полученных результатов, апробацией разработанной сис-
темы и выявленного комплекса педагогических условий в образовательном
процессе высших учебных заведений.
Внедрение результатов исследования происходило в процессе опыт-
но-экспериментальной работы на базе вузов России и Казахстана, а их апро-
бация осуществлялась посредством:
публикаций в изданиях из перечня ВАК Минобрнауки России: «Мир
науки, культуры, образования» (Горно-Алтайск, 2015), «Вестник Южно-
Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагоги-
Публикации автора в научных журналах
- 7 Гуманитарные науки
- 10.02.14 Классическая филология, византийская и новогреческая филология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 10.00.00 Филологические науки
- 45.04.01 Филология
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!