Деятельность С. Н. Худекова в контексте становления русской профессиональной балетной критики второй половины XIX — начала ХХ века

Тихоненко Снежана Валерьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Русская балетная критика второй половины XIX века . 14
1.1. Явление «просвещенных балетоманов» в русской балетной периодике………14
1.2. Формирование основ профессиональной балетной критики………………….44

ГЛАВА ВТОРАЯ. Жизнь и творческая деятельность С. Н. Худекова……….48
2.1. Жизненный путь Худекова……………………………………………………….48
2.2. Худеков: аспекты деятельности……………………………………………….…52
2.3. Периодизация критической деятельности Худекова…………………………..67

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. С. Н. Худеков и авторство в балетной критике
и драматургии (либретто)…………………………………………………………..78
3.1. Псевдонимы в периодике второй половины XIX века как веяние времени…78
3.2. Псевдоним «Х.» и идентификация авторства С. Н. Худекова…………………82
3.3. Псевдонимы «Старый балетоман», «Балетоман», «Не балетоман»
и идентификация авторства Худекова……………………………………………….86
3.4. «Анонимное авторство» Худекова как либреттиста балетов Петипа…………96

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Полвека русского балета в зеркале критики
С. Н. Худекова………………………………………………………………………114
4.1. Балеты «позднего» А. Сен-Леона и «раннего» М. Петипа в статьях
Худекова………………………………………………………………………………114
4.2. Взгляд Худекова на балетный театр 1880-1890-х годов и шедевры
петербургской сцены………………………………………………………………………………………127
4.3. Худеков о сценографии и музыке в балете……………………………………135
4.4. Балетная критика Худекова на закате «золотого века» Петипа……………..141

ГЛАВА ПЯТАЯ. Балерины петербургской сцены в зеркале критики
С. Н. Худекова………………………………………………………………………153
5.1. Балерины Императорского балета 1860-х–1880-х годов……………………..153
5.2. Роман Худекова «Балетный мирок. Живые картинки» (1870)……………….158
5.3. Последнее поколение императорских балерин 1890–1910-х годов…………163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………178
ПРИЛОЖЕНИЕ A. Балетные статьи С. Н. Худекова……………………………193

ПРИЛОЖЕНИЕ B. Общий каталог статей С. Н. Худекова……………………..199
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Результаты независимой автороведческой экспертизы … 283

Во «Введении» дана общая характеристика работы, обоснована ак- туальность темы, выявлена степень научной разработанности, предмет, объект, цели и задачи исследования, указаны научная новизна, теоретиче- ская и практическая значимости работы, сформулированы положения, вы- носимые на защиту.
Первая глава «Русская балетная критика второй половины XIX века» состоит из двух параграфов. В параграфе 1.1. дана характери-
17 Автор диссертации собрала и подготовила (совместно с Н. Н. Зозулиной) сборники статей Худекова: Худеков С. Н. Балетная критика. Кн. 1. Статьи 1860–1890-х годов / Предисл. С. В. Тихоненко; Cост., комм. С. В. Тихоненко, Н. Н. Зозулина. СПб.: Ака- демия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020; Худеков С. Н. Балетная критика. Кн. 2. Статьи 1900-х годов / Предисл. С. В. Тихоненко; Cост., комм. С. В. Тихоненко, Н. Н. Зозулина. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021.

стика явлению «просвещенных балетоманов», чьи труды способствова- ли профессионализации балетной критики, служа единственной для того времени формой фиксации событий балетного театра. Балетная критика зародилась в России на заре XIX века, в Петербурге, в сценическую эру балетмейстера Ш.Дидло. Его спектакли, имевшие большой резонанс в культурных кругах русской столицы, вызвали первые рецензии, чьи ав- торы пытались вникнуть в художественные смыслы балетного произведе- ния, постичь и разъяснить его законы, выработать критерии оценок его эс- тетических свойств. Проблематика балетных репортажей отражала спе- цифические качества балетного искусства с их условной символикой. В печатном мнении о том или ином балетном событии рецензенты руко- водствовались, прежде всего, любовью к танцу, к его поэзии, желанием сохранить свидетельства и атмосферу сценического «чуда». В то же время ими подмечались недочеты, ошибки, указывались места, неясные для зри- тельского понимания, что, собственно, является изначальной задачей лю- бой критики.
Балетная критика так же, как и театрально-драматическая, рекрутиро- вала в свои авторы образованных и литературно одаренных людей своего времени. Кто-то из них начинал жизнь актером, кто-то был военным или государственным служащим, кто-то журналистом или драматургом, кто- то преподавателем словесности, но, находясь в постоянном контакте с ба- летным театром, они врастали в профессию рецензентов и обозревателей балета, внося свой вклад в становление профессиональной балетной кри- тики. Регулярно наблюдая за балетным театром, они начинали разбирать- ся в содержании балетов, в балетной драматургии, в танцевальной технике и терминологии, могли описать, сохраняя для истории, моменты танца, оценить искусство хореографов и исполнителей. Таких знатоков, по ана- логии с «просвещенными театралами»18, современники, а впоследствии и историки балета стали называть «просвещенными балетоманами».
Сильнейший толчок развитию балетной критики дало пятилетнее пребывание в России Марии и Филиппо Тальони. Уже в этом раннем пе- риоде балетно-критической мысли критиками Р. М. Зотовым, В. Р. Зото- вым, Ф. А. Кони, М. А. Яковлевым, В. М. Строевым и др. были подняты вопросы исполнительского и хореографического мастерства, балетных либретто, музыки к балетному спектаклю. Дальнейшие периоды расцвета балетного театра способствовали интересу аристократических светских кругов, чиновничества, интеллигенции, художественной богемы, студен- чества к балетному искусству, с середины XIX века связанному с именами
18 «Просвещенные театралы» — термин пушкинского времени, относящийся как к самому А. С. Пушкину, так и к людям его круга, страстным любителям театра, ставшим его первыми критиками и аналитиками.

сменявших друг друга французских балетмейстеров Жюля Перро, Артура Сен-Леона, Мариуса Петипа. Ежегодно выпускавшиеся новые балеты, на- лаженная работа школы, регулярно пополнявшей Императорскую труппу профессиональными кадрами, из которых формировался петербургский кордебалет и штат классических и характерных солистов, давали импульс развитию балетной критики и расширению ее рядов. Ценились авторы, ре- гулярно посещавшие балетные спектакли, знавшие все о балете до мело- чей, включая закулисную жизнь.
Во второй половине XIX века это были, наряду с С. Н. Худековым, его современники и коллеги А. Н. Баженов, М. Н. Лонгинов, А. М. Дми- триев, С. П. Яковлев, И. П. Бочаров, А. П. Ушаков, А. Н. Похвиснев, К. А. Скальковский, Н. М. Безобразов, А. А. Плещеев, В. Я. Светлов, Н. Ф. Федоров и др. Они писали много лет и в постоянстве критической деятельности оттачивали перо, приобретали опытность в оценках, то есть формировались как профессионалы. Большой зрительский стаж, позво- лявший воспринимать сиюминутные события в свете хранящегося в их памяти прошлого, делал их мнение основательным, создавал возможность для широких сравнений, воспоминаний, апелляций к разным примерам и тем самым обогащал взгляд на сегодняшний день. Так за вторую поло- вину XIX века накопился огромный пласт критических статей, запечат- левших развернутую и детализированную картину русского балетного те- атра в ту важную эпоху, когда уже родилась классическая хореография, известная нам сегодня.
По критическим статьям А. Н. Баженова можно сказать, что он до удивления хорошо знал балеты, замечая все нововведения и изменения в спектаклях и указывая на них в рецензиях. В то же время Баженов был строг к хореографическому искусству, не соглашаясь искать в нем только развлечение. Он хотел видеть на сцене балеты с глубоким содержанием, с увлекательным либретто. Критик не благоволил ни к творчеству К. Бла- зиса, ни к творчеству Сен-Леона, ни к первым балетам Петипа. Причина была одна: бедность драматургии, несвязанность действия и танцев. Выше формальной хореографии для Баженова стояло искусство балерин, скон- центрированное даже не в их технике или актерском мастерстве, а в их индивидуальности, которая преобладает над сочиненным танцевальным текстом и способна одухотворить собой любой балет, сколь бы он ни был скучен и невыразителен. «Одаренный изящным вкусом, очень начитан- ный, прекрасно образованный»19, Баженов высказывал много интересных мыслей о балете и мог развиться как глубокий балетный критик, если бы не его ранний уход из жизни.
19 Сочинения и переводы А. Н. Баженова. Т. I / Сост. В. И. Родиславский. М., 1869. С. I.

А. П. Ушаков по праву может считаться знатоком сцены и балетно- го искусства. В своих статьях критик показывал прекрасную осведомлен- ность о состоянии мирового балета, поскольку много путешествовал и ви- дел спектакли в разных странах. Его рецензии от пяти до семнадцати (!) страниц часто имели наименование «Балетная хроника». Это, действи- тельно, была хроника — Ушаков говорил обо всем, что касалось балетно- го театра: излагал зарубежные актуальные новости о «свежих» балетах на европейских сценах, называл их создателей и исполнителей, сопровождая своим оценочным суждением, упоминал сценографию и высказывал сове- ты, включал исторические справки, рассказывал о разных театральных ибалетных происшествиях, освещал зарубежную прессу, пересказывая или цитируя авторов статей. Далее переходил к русскому балету и под- робно описывал происходящее на московской и петербургской сценах. Рецензент обладал обширным балетным кругозором и был своего рода критиком-популяризатором балетного искусства.
Рецензии К. А. Скальковского охватывают все стороны балетного спектакля, они насыщены информацией и множеством подробностей. Скальковский обнаруживал детальное знание истории балета, терминоло- гии, особенностей балетного костюма, обуви и проч. В его откликах на ту или иную премьеру обязательно присутствует доскональное описание сюжета и сценического действия вместе с декорационной обстановкой. Скальковский мог блеснуть придуманным им афоризмом, применить об- разные сравнения, захватить рассказом по истории балета. Критик отлич- но знал балетную терминологию, обозначение танцевальных форм и на- звания номеров в балете, а часто путешествуя, сделался знатоком и зару- бежного балета.
А. А. Плещеев наибольшее внимание в рецензиях и репортажах о спектаклях уделял исполнителям. Он замечал всех артистов — и корде- балет, и солистов, и даже учениц-воспитанниц театрального училища. За- даваясь вопросом обучения классическому танцу, он прекрасно видел раз- личия не только балетных школ разных стран, но и разных методов пре- подавания внутри петербургского Театрального училища. Плещеев писал о балете в разных жанрах — кроме рецензий на просмотренные им спек- такли, были и интервью, и фельетоны. Критик также рассказывал о зару- бежных танцовщицах и осведомлял читателей о европейских гастролях наших балерин.
В параграфе 1.2. «Формирование основ профессиональной балетной критики» рассматриваются
отправные принципы балетной критики, скла-
дывавшиеся во второй половине XIX века и сохранившие актуальность до сегодняшнего дня. Прежде всего, это понимание синтеза искусств в балете и важности всех составляющих балетного спектакля, оценка исполнитель-
ского мастерства, постановочной работы хореографа, как в целом, так и в отдельных номерах, в той или иной степени сценографии и музыки. Критики-балетоманы не описывали хореографию и не анализировали ее не потому, что не могли или не умели (все они прекрасно знали все дви- жения), а потому, что время не выдвигало еще такой задачи. В балетном театре отсутствовало понятие фиксированного и неприкосновенного хо- реографического текста: балеты постоянно редактировались, спектакли принимали новый вид, танцы переставлялись под разных исполнительниц, о чем не раз писали критики, обладающие острым глазом20. Мимо внима- ния «просвещенных балетоманов», состоявших при газетах, не проходила ни одна балетная премьера, ни один дебют артистов. Критики делились информацией об ожидаемых и случившихся событиях, делали обзоры се- зонов, публиковали исторические экскурсы, напоминавшие о балетном прошлом. Удержание внимания к балету, пробуждение в читателях и зри- телях интереса и любви к нему также можно счесть проявлением профес- сионального сознания и сформированного чувства ответственности за свое дело у авторов, ведущих десятилетиями летопись балетного театра. Примером такого автора служит один из самых авторитетных «просве- щенных балетоманов», литератор широкого профиля, критик, обладавший
профессиональным пониманием балетного искусства, С. Н. Худеков.
Вторая глава «Жизнь и творческая деятельность С. Н. Худеко- ва» состоит из трех параграфов. В параграфе 2.1. «Жизненный путь Ху- декова» представлены основные события и даты жизненного пути крити- ка. В параграфе 2.2. «Худеков: аспекты деятельности» рассмотрены ос- новные направления его творческой работы как драматурга, как издателя, редактора и автора «Петербургской газеты», как балетного критика, либ- реттиста и историка. В параграфе 2.3. «Периодизация критической дея- тельности Худекова» раскрывается, как шел поиск первых балетных ста- тей Худекова, найденных в итоге в газете «Русская сцена» 1865 года. От- толкнувшись от них, была составлена периодизация всей творческой дея- тельности критика. 1860-е годы — начало формирования взглядов крити- ка на балетное искусство. 1870-е и самое начало 1880-х — он соратник балетмейстера М. Петипа, создатель либретто для его балетов, автор дра- матических пьес, фельетонов, очерков на животрепещущие политические и театральные темы. В 1880-е и 1890-е годы Худеков в основном пишет обеспокоящих его проблемах и вопросах балетного искусства.
20 Информация такого рода присутствует во многих статьях, вот типический пример: «В этом акте г–жа Муравьева вставила два па, которые именно созданы, чтобы выка- зать ее специальность, и удивительные ее танцы на носках произвели, по справедли- вости, общий восторг». (Лонгинов М. Н. «Наяда и рыбак» // Московские ведомости. 1861. No 26).

В 1900-е годы статьи «позднего Худекова» обличают дерзающих ставить новые балеты после Петипа и в то же время запечатлевают свершения по- следнего поколения императорских балерин.
Третья глава «Псевдонимы и анонимное авторство С. Н. Худеко- ва» состоит из четырех параграфов. В параграфе 3.1. «Проблема псевдо- нимов в отечественной периодике XIX века» поставлена проблема «ин- когнито» корреспондентов указанного времени.
Инкогнито, или «псевдоподписи» многих корреспонденций, были чрезвычайно распространенным явлением XIX — начала XX века не только среди журналистского сообщества или театральных критиков и ре- цензентов, но и в писательском кругу, и среди поэтов. Самая сложная кар- тина псевдонимики складывалась в отечественной периодике второй по- ловины XIX века из-за множества изданий, авторы которых часто скрыва- лись за псевдонимами и, к тому же, нередко меняли их. Об этом свиде- тельствует пример героя исследования — Сергея Николаевича Худекова.
В параграфе 3.2. «Псевдоним “Х.” и идентификация авторства Ху- декова» внимание обращено на выявление статей критика из таких перио- дических изданий, как «Русские ведомости», «Новое время», «Петербург- ская газета» под распространенным псевдонимом «Х». Во-первых, так подписывал свои статьи не один Худеков, во-вторых, кроме русской бук- вы, «Х» могла обозначать и латинскую «икс», и римскую цифру десять.
В результате изучения справочной и балетоведческой литературы, а также сравнительного анализа стилистики статей и сличения авторских почерков Худекова и Скальковского подтвердилось, что только публика- ции в «Петербургской газете», подписанные «Х», принадлежат перу Ху- декова, при этом статьи в газете «Новое время» с тем же псевдонимом принадлежат Скальковскому.
В параграфе 3.3. «Псевдонимы “Старый балетоман”, “Балето- ман” и “Не балетоман” и идентификация авторства Худекова» прове- дено исследование принадлежности перу Худекова статей с вышеназван- ными подписями путем выявления стилевых особенностей письма. В ре- зультате сделан вывод, что псевдонимы «Старый балетоман» и «Не бале- томан» принадлежат критику. Также приведены результаты независимой текстологической экспертизы, подтвердившей гипотезу диссертанта о том, что автором публикаций под этими псевдонимами был Худеков.
В параграфе 3.4. «“Анонимное авторство” Худекова как либрет- тиста балетов Петипа» поднят вопрос авторства либретто к балетам «Царь Кандавл» (1868), «Баядерка» (1877), «Роксана, краса Черногории» (1878) и «Зорайя, мавританка в Испании» (1881): исследована история возникновения информации о Худекове как авторе программы к вышеназ- ванным балетам, проанализированы официальные документы (афиши,
программы, выпущенные к премьерным спектаклям, архивные документы и т. д.), косвенные данные (публикации балетных обозревателей разного времени в периодической печати, труды и воспоминания современников, «История танцев» Худекова). В результате сделан вывод, что либретто к балету «Царь Кандавл» написал Сен-Жорж, а не Худеков, при этом об авторстве критика в программах «Баядерки», «Роксаны» и «Зорайи» мож- но говорить с большой долей вероятности.
Четвертая глава «Полвека русского балета в зеркале критики С. Н. Худекова» состоит из четырех параграфов. В параграфе 4.1. «Ба- леты “позднего” А. Сен-Леона и “раннего” М. Петипа в отражении Ху- декова» анализируется критика Худекова, посвященная премьерным и те- кущим балетным спектаклям двух балетмейстеров. «Программными пунк- тами» его рецензий были оценка техники и актерского мастерства тан- цовщиц, оценка балета, исходя из его смысловой наполненности, советы лицам, причастным к созданию спектакля — балетмейстерам, артистам, художникам, композиторам. С первых же статей Худеков показал себя сведущим в специфике балетного искусства, определял хореографические формы, использовал танцевальную терминологию на французском языке, а также мог охарактеризовать pas, которые делала балерина.
В рецензиях Худекова редко встречаются похвалы именитого фран- цузского танцовщика и балетмейстера Сен-Леона. В воспоминаниях о ба- летном театре 1860-х годов критик писал, что никогда не был поклонни- ком его таланта, и причиной тому была, по словам Худекова, безыдей- ность и бессмысленность его творений. Несмотря на нелюбовь к Сен-Лео- ну, в конце 1880-х критик все же причислил его имя к списку талантливых хореографов. Но предпочтение он отдавал балетам М. Петипа, в котором видел продолжателя принципов Ж. Перро — идеального балетмейстера, по мнению Худекова. Даже если Худеков не был удовлетворен смысловой составляющей первых балетных спектаклей Петипа, особенно, когда тот «следовал» за Сен-Леоном, он всегда отмечал его хореографическую фан- тазию, умение красиво и интересно, как никто никогда еще не видел, вы- строить кордебалетные группы. Высокую оценку критика получили пер- вые многоактные постановки Петипа — «Дочь фараона» и «Царь Кан- давл» за обнаруженное хореографом умение скреплять действенно-фа- бульным стержнем множество танцевальных номеров.
Параграф 4.2. «Взгляд Худекова на балетный театр 1880– 1890-х годов и шедевры петербургской сцены». В 1880-е и 1890-е годы ко- личество критических статей Худекова по сравнению с 1860-ми и 1870-ми годами резко возросло. Многие из них можно отнести к «проблемным» статьям. Одной из животрепещущих для критика тем в это время стано- вится сохранение балета как высокого жанра искусства. У Худекова рож-
дается тревога за любимое им искусство, подпитываемая происходившим кризисом европейского балета. После 1880-х годов похвалы Петипа резко прекращаются, а на смену им приходят обвинения в примитивности его сценариев и излишней «фееричности» балетов. Критик словно не замечает шедевров «золотого века классического танца» — «Лебединого озера» и «Раймонды», а красоту, грандиозность и хореографическое мастерство «Спящей красавицы» он оценит лишь спустя десятилетие21 после премье- ры спектакля. Но и тогда мнение Худекова о сюжете «Спящей красавицы» не поменяется, он по-прежнему называл его «ничтожным»22, как и при премьере. Возможно, причина его нападок на «Спящую красавицу» была в том, что он видел, как на западной балетной сцене феерия вытесняла подлинный балет, а жанр «Спящей красавицы» также был определен как балет-феерия. Худеков хотел, чтобы балет в России сохранил свою инди- видуальность, объединив лучшие черты иностранных достижений, но, ни в коем случае не пошел по стопам зарубежных театров.
В параграфе 4.3. «Худеков о сценографии и музыке балета» анали- зируются взгляды критика на оформление балетных спектаклей и музыку. Худеков отлично разбирался в вопросах сценической машинерии и оформления балетов. В РГАЛИ автором диссертации был найден его рукописный труд «Сцена»23, который критик охарактеризовал как «Запис- ку об устройстве декораций и механических приспособлений в театре». В ней Худеков рассмотрел такие темы, как «Сценический материал и рас- пределение сцены», «Машины», «Сооружение или устройство нижнего этажа», «Устройство трюмов», «Залы», «Архитектурные формы» и др. Ру- копись доказывает чрезвычайную осведомленность Худекова вразных сторонах театрального производства и расширяет наше представление о его универсализме.
Говоря о музыке балетов, Худеков обращал внимание на то, как она влияет на качество хореографии. По мнению Худекова, в хореографиче- ском спектакле наиважнейшую роль играет мелодия, которая является его «душой». Рассуждения о музыке встречаются не часто, однако Худеков не упускал случая отметить те постановочные удачи Петипа, где балетмей- стер справлялся со сложной задачей гармоничного соединения музыки и хореографии (танцы в опере А. Рубинштейна «Нерон»).
21 Старый балетоман [Худеков]. <Кшесинская в «Спящей красавице»> // Петербург- ская газета. 1903. 14 апреля. No 100. С. 3; Не б[алетоман] [Худеков]. <Возобновление «Спящей красавицы»> // Петербургская газета. 1905. 1 ноября. No 282. С. 4.
22 Худеков С. Н. История танцев. Ч. IV. СПб.: Тип. «Петербургской газеты», 1918. С. 129–130.
23 Худеков С. Н. Сцена. Записка об устройстве, декораций и механических приспо- соблении в театре // РГАЛИ. Ф. 1657. Оп. 3. Ед. хр. 138. Работа была написана около 1910-го года. Точной даты нет.

В параграфе 4.4. «Балетная критика Худекова на закате “золотого века” М. Петипа» анализируются рецензии критика начала XX века. Ху- дожественно-эстетические взгляды Худекова-критика кардинальных из- менений в эту пору не претерпели. Однако в балетном театре происходили значительные изменения, которые не могли не отразиться в критике Ху- декова. Он занял непримиримую позицию по отношению к «балетам но- вейшей формации»24 и «пустеньким хореографическим произведениям»25, поставленным А. А. Горским, братьями Легат и М. М. Фокиным.
В балете Горского «Дон Кихот» (1902) Худекову не понравилось аб- солютно все — и хореография, и либретто, и декорации, в результате чего он посчитал, что «Дон Кихот г. Горского не представляет собой стройного хореографического произведения, в котором артистки, воспитанные в на- шей образцовой, классической школе, могли бы развернуть свой талант и доставить публике благородное, эстетическое наслаждение»26. Сильно раздражили Худекова премьера балета братьев Легат «Фея кукол» (1903) и постановки Н. Легата — «Кот в сапогах» (1906) и «Аленький цветочек» (1907). В его отзывах на них сконцентрировалось такое количество обид- ных эпитетов, сколько никто ранее от него не получал.
«Павильон Армиды» Михаила Фокина (1907) был последней новин- кой балетного театра, отрецензированной Худековым. В отзыве критика вновь сказалось неприятие нового языка танца и новой эстетики балета. Он считал — и нельзя не отметить правоты высказанной им аксиомы — что «сочинители балетов, несмотря ни на какое богатство обстановки, прежде всего, должны заботиться о танцах»27. Но именно то, что в «Па- вильоне Армиды» «души Терпсихоры, то есть чарующей прелести танцев, гармонии и грации в движениях, всего арсенала легкокрылой музы, со- вершенно нет»28, не устроило Худекова. В своих претензиях к фокинской хореографии Худеков предвосхитил эстетическую битву, развернувшуюся через несколько лет против балетмейстера в критике А. Л. Волынского.
Таким образом, можно констатировать, что «поздний Худеков» не смог принять нововведений, которые принес с собой XX век, играя те- перь в балетной критике роль «консерватора» и «охранителя устоев».
Пятая глава «Искусство петербургских балерин в описаниях С. Н. Худекова» состоит из трех параграфов. Параграф 5.1. «Балерины
24 Не балетоман [Худеков]. Открытие балетных спектаклей // Петербургская газета. 1905. 5 сентября. No 235. С. 3.
25 Не балетоман [Худеков]. Балет (Эсмеральда) // Петербургская газета. 1906. 4 декабря. No 332. С. 3.
26 Стар. балетоман [Худеков]. Балет // Петербургская газета. 1902. 22 января. No 21. С. 2–3. 27 Не балетоман [Худеков]. Нечто о новом балете // Петербургская газета. 1907. 28 ноября. No 327. С. 5.
28 Там же.

Императорского балета 1860–1880-х годов» посвящен анализу рецензий об исполнительском мастерстве танцовщиц указанных десятилетий.
Более чем за пятьдесят лет — от начала 1860-х до 1910-х — на гла- зах С. Н. Худекова выросло не одно поколение артистов балета. Он был свидетелем первых шагов на балетных сценах Императорских театров многих, впоследствии ставших известными, балерин.
Худеков считал танцовщицу идеальной в том случае, если она пре- красно владела балетной техникой и была наделена актерским талантом. Исполнительницы, которые имели и то, и другое качество, становились его любимицами. В молодости Худекова таковыми были балерины Адель Гранцова и Генриетта Дор, позднее — Евгения Соколова, Матильда Кше- синская. Каждой критик посвятил много хвалебных рецензий.
Исполнительское искусство М.Н. Муравьевой, М. С. Суровщиковой- Петипа, А. Н. Кеммерер, Л. П. Радиной, А. И. Прихуновой, М. Н. Мадае- вой Худеков вспоминал в двух своих поздних статьях (1896 года) о вре- мени постановки балета «Конек-Горбунок» (1864) — кого-то хвалил за правильность исполнения и строгость классической школы, кого-то — за умение очаровывать и пленять зрителей.
Ярким явлением балетного театра 1860–1870-х годов, занявшим свое место в критике Худекова, было искусство балерин Александры Вергиной и Екатерины Вазем. Первоначальные отзывы критика, посвященные этим двум исполнительницам, были неодобрительными. Тогда Худеков впер- вые поднял вопрос получения сольных партий артистками, только что вы- пустившимися из Театрального училища. Он считал, что любая танцов- щица, даже очень одаренная, должна пройти через кордебалет для того, чтобы повысить свое мастерство, только в таком случае они будут готовы к сольным партиям.
В параграфе 5.2. «Роман Худекова “Балетный мирок. Живые кар- тинки” (1870)» представлено литературное произведение Худекова, по- священное миру балета. В основу романа легли наблюдения критика за закулисной жизнью артистов балета в 1860-е годы. В произведении в пуб- лицистическо-художественную форму облеклись вопросы, проскальзы- вавшие в балетных статьях Худекова и волновавшие его как публициста и журналиста социальной направленности. В диссертации анализируется сюжет и выраженные в нем проблемы неблагополучного состояния и ат- мосферы балетной среды. В романе можно выделить три темы с их крити- ческим осмыслением автором. Первая касается зрителей балетного театра. В главе «В зрительной зале» нелицеприятно описаны балетные завсегда- таи и дан срез театральной публики от первых рядов партера и до галерки. О «балетных хлыщах», как называет Худеков постоянных посетителей ба- летных спектаклей и оформителей подписок, можно прочитать и в других
главах книги. Автор не скрывает своего резко негативного отношения к этим страстным поклонникам женской красоты на балетной сцене. Вто- рой акцент в «Балетном мирке» ставится на трудности профессии тан- цовщиц, чья судьба подана в самых черных красках. Третьей темой про- ходит проблема образования артисток балета, увиденная также в крити- ческом свете. Недостаточность образования, слабость интеллектуального развития и неправильность воспитания выпускающихся из балетной шко- лы юных жриц Терпсихоры делает из них легкую добычу для разного ро- да сердцеедов и соблазнителей. Из романа следует, что единственное нравственное спасение для девушки, посвятившей себя танцу — выйти замуж и бросить танцевать, к чему и приводит Худеков свою героиню Ка- тю. Но витающий над финалом книги вопрос, что же будет, если весь кор- дебалет Императорской труппы во главе с солистками последует такой рекомендации, не был автором задан и не получил ответа.
Параграф 5.3. «Последнее поколение императорских балерин 1890– 1910-х годов» посвящен анализу рецензий Худекова об исполнительском мастерстве танцовщиц указанных десятилетий. 1890-е годы — расцвет императорского балета и с точки зрения репертуара, и с точки зрения ис- полнительского искусства. В это время Худеков выделил для себя балери- ну Матильду Кшесинскую за умение сочетать качественное исполнение балетных спектаклей и артистизм танца и написал множество положи- тельных отзывов на ее выступления.
С 1880-х годов во многих публикациях Худекова появлялись строки о чистом искусстве, любимом эстетиками. Краеугольное понятие «изящ- ного» в балетном исполнительстве распространялось у критика на класси- ческую отчетливость движений, тесно связанную с русской школой танца, с чистотой исполнения, грамотностью, или, как он любил говорить, кор- ректностью. Одной из тех танцовщиц, кого выделял в этом смысле Худе- ков, была Агриппина Ваганова.
В 1880–1890-е годы С. Н. Худеков, рецензируя балетные спектакли, обратил внимание на появление «акробатизма» в исполнительстве, считая это проблемой, поскольку балетное искусство, по его мнению, постепенно исчезнет, уступая место акробатике.
В 1900-е годы на петербургскую балетную сцену вышли молодые танцовщицы Анна Павлова, Вера Трефилова, Юлия Седова, Тамара Кар- савина, Лидия Кякшт и другие. Худеков, относясь к ним довольно благо- склонно, все же, в начале их карьеры, советовал им больше времени про- водить за упражнениями в классе, замечая еще не изжитые в их профес- сиональном мастерстве недостатки. На протяжении всей своей критиче- ской деятельности Худеков обращал внимание на проблему обучения ар- тистов балета и на их обучаемость. Поскольку критик в своих рецензиях
давал советы и рекомендации танцовщицам и танцовщикам, он желал ви- деть улучшения в их исполнительском мастерстве.
Всех танцовщиц Худеков условно делил на воздушных и земных («terre à terre») и, благодаря этому делению, критик пришел к пониманию такого явления, как «характер таланта»29, в современном понимании — амплуа. Так, Худеков оценивал исполнительниц, еще и глядя на них через призму их таланта. Он видел, «свою» партию они танцуют или им необ- ходимо подбирать другую роль, где бы они выглядели намного лучше и эффектнее.
Определяющей во взгляде на исполнительское искусство в балете стала для Худекова задача «опоэтизировать танец, дать в нем настроение, слить его с тем вдохновением, которое является результатом проникнове- ния ролью <...>. Технической стороны мало — необходимо стремиться к одухотворенности материальных хореографических красок, к совер- шенствованию мимических данных»30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данного исследования было собрано и проанализировано большое количество балетных рецензий, найденных на страницах перио- дических изданий второй половины XIX века, полный перечень которых помещен в приложении к диссертации. Принадлежа перу «просвещенных балетоманов», они в своем объеме составляют ценный пласт балетно-кри- тических источников, в которых запечатлена жизнь балетного театра и выражены взгляды на балетный театр образованной части зрительской среды того периода.
В советское время труды русских балетных летописцев, любителей балета, были практически обесценены как «дилетантские», но после зна- комства с полным объемом балетной критики того или иного автора со- гласиться с таким взглядом на их деятельность невозможно. Действитель- но, статьи того времени по своим целям и задачам не могут сравниться с современным нам балетоведением и балетной критикой, где существует всесторонний анализ хореографического произведения. С другой стороны, статьи прошлого писались в соответствии с требованиями времени, когда балетный театр еще не выдвинул задачи анализа и описания хореографии, часто подверженной внутри спектаклей изменениям в связи с использова- нием принципа «вставных» или варьирующихся от спектакля к спектаклю номеров. В этих условиях «просвещенные балетоманы» ограничивались
29 Старый балетоман [Худеков]. По поводу возобновления «Корсара» // Петербург- ская газета. 1899. 10 января. No 9. С. 9.
30 Не балетоман [Худеков]. С весны я не был в гостях у Терпсихоры // Петербургская газета. 1907. 9 июля. No 185. С. 3.

краткими характеристиками танцев, а хореография, как правило, описыва- лась ими опосредованно, через исполнительское мастерство танцовщиц. Однако это принципиальное различие с современной балетной критикой не умаляет профессионализма балетных авторов XIX века.
Исследование показало, что в трудах «просвещенных балетоманов» шло накопление специальных знаний о балетном искусстве. Во множест- венных откликах на премьеры и текущие спектакли
стороны зрительного зала и что в ней обретает поддержку или неприятие.
сложились отправные
принципы балетной критики, не потерявшие своей актуальности сегодня, а также определились основные требования к профессиональной осна- щенности пишущих о балете авторов. К ним, прежде всего, относятся: 1) понимание синтеза искусств в балете и важности всех составляющих балетного спектакля; 2) знание балетной техники и хореографических структур, подкованность авторов в специальной терминологии, способ- ность различать танцевальные формы и движения, запоминать хореогра- фию и оценивать ее художественное качество; 3) искусство описания сце- нического действия, без чего невозможно зафиксировать балет и сохра- нить его визуальную картину, в которой самое сложное — представление самой хореографии; 4) выработка авторских оценок, сигнализирующих создателям и участникам балетов, как воспринимается их деятельность со
Исходя из исполнения всех этих пунктов, можно констатировать, что
вторая половина
XIX века явилась временем формирования русской про- фессиональной балетной критики в лице «просвещенных балетоманов». Их профессионализм выражал себя в способности оценить художествен- ную и визуальную сторону спектакля, качество его драматургии, техниче- скую виртуозность исполнителей, хореографические достоинства танце- вальных композиций, однако задачи анализа хореографии и балета в це- лом в то время не стояли.
Для формирования полной картины его творче- ских трудов диссертант обратилась к периодике второй половины XIX ве- ка, хранящейся в фондах Российской национальной библиотеки, библио- теки Академии наук, Театральной библиотеки («Музыкальный свет», «Те- атральный и музыкальный вестник», «Театральные афиши и Антракт» (с 1866 года — «Антракт»), «Русская сцена», «Музыка и театр», журнал «Всемирная иллюстрация», «Русские ведомости», «Новое время», «Го- лос», «Петербургский листок», «Петербургская газета», журнал «Досуг и дело»). В результате оказалось возможным составить каталог публика- ций Худекова на разнообразную тематику (более 2200 названий, включая
В центр работы поставлен один из наиболее ярких «просвещенных
балетоманов», балетный критик, драматург, писатель и историк Сергей Николаевич Худеков — прежде неисследованная в своем балетно-крити-
ческом наследии фигура.
балетные статьи). Впервые в научный оборот введены более 140 балетных статей, вышедших за полвека критической деятельности Худекова.
Благодаря обращению к театральным изданиям 1850–1860-х годов удалось разрешить вопрос о начале критической деятельности Худекова и его первой балетной публикации31. Составлена периодизация всей ба- летно-критической деятельности Худекова, разделенной на четыре этапа: ранняя критика 1860-х годов; критическое «затишье» в 1870-е годы (заня- тия драматургией и балетной прозой, начало сотрудничества с Петипа над созданием балетных либретто); 1880-е и 1890-е годы как время проблем- ных статей, воспоминаний и размышлений о балетном искусстве; поздняя критика 1900-х годов.
В процессе поиска статей Худекова была выявлена проблема отсут- ствия под ними полной подписи (фамилии критика). Сложность в уточне- нии авторства вызвали статьи, подписанные псевдонимами «Х.», «Старый балетоман» и «Не балетоман». В итоге проведенного текстологического исследования, подтвержденного заключением независимой автороведче- ской лингвистической экспертизы, было установлено, что автором балет- ных статей, подписанных «Х.» в «Петербургской газете» псевдонимами «Старый балетоман» и «Не балетоман», является Худеков.
Проблема авторства Худекова заявила о себе и в процессе изучения его роли в создании балетных либретто к спектаклям М. Петипа. Ни со- временники, ни позже историки балета не сомневались в авторстве Худе- кова в отношении нескольких либретто, включая «Баядерку». Однако за исключением подтвержденного афишей участия Худекова всоздании либретто к «Весталке» (1888), в остальных случаях такие документальные свидетельства не обнаружены, что и потребовало изучения этого вопроса. В результате исследования сделан вывод, что автором программ (возмож- но, в соавторстве с Петипа) к балетам «Баядерка» (1877), «Роксана, краса Черногории» (1878) и «Зорайя, мавританка в Испании» (1881) с наиболь- шей степенью вероятности был С. Н. Худеков, как и писали его современ- ники, при этом автором либретто к балету «Царь Кандавл» (1868) был А. Сен-Жорж.
В результате проделанной работы автору исследования удалось вос- становить в максимально полном виде балетно-критическое творчество С. Н. Худекова.
Его рецензии, явившиеся на свет из-под толщи лет, оста-
ются актуальными, доносят до нас события столетней давности. Критика Худекова отличалась эмоциональностью и обладала литературными дос- тоинствами. Каждая его публикация — это небольшой драматургический рассказ со вступлением, кульминацией, заключением. Он называл испол- нителей и их роли, подробно говорил о костюмах и декорациях и оставлял
31 Худеков С. Н. Московская хроника // Русская сцена. 1865. 23 декабря. No 21. С. 1–2.
свидетельства того, как зрительный зал реагировал на спектакль. Автори- тет печатного слова Худекова был таков, что к его советам прислушива- лись и дирекция, и балетмейстеры, и танцовщики, и даже сценографы. Не случайно именно этот критик, известный в свое время и как успешный драматург, в 1870–1880-е гг. был соратником главного балетмейстера им- ператорского балета Мариуса Петипа, пользовавшегося его услугами при создании новых балетов, в частности, в сочинении их либретто.
Статьи Худекова были проанализированы на предмет наличия в них
специальных знаний и профессиональных подходов к разным аспектам балетного спектакля. Анализ показал, что отзывы на спектакли написаны очевидцем, сродненным с законами балета и чувствующим себя уверен- ным в специфических вопросах, таких как драматургия спектакля, связь сюжетного развития и танцевальных номеров, исполнительская техника, передаваемая через танцевальную терминологию, хореографические фор- мы, внимание к музыкальной и зрелищной сторонам балета. В статьях Худекова спектакли прошлого оцениваются в своих профессиональных чертах и художественных свойствах как произведения именно балетного искусства, что было бы невозможно при отсутствии у автора профессио-
нальных навыков балетного критика.
Худеков придерживался стройной системы взглядов на балетное ис- кусство, будучи убежденным сторонником содержательного действия, смысловой наполненности танца, синтеза хореографии и драматургии. Это являлось критерием его оценок балетных премьер или выступлений артистов. Критик уделял внимание художественной стороне спектакля — гармоничности и соразмерности балетного произведения, красоте рисун- ка, расстановке кордебалетных групп на сцене, и выступал блюстителем «изящества» в эстетике классического танца. Его статьи отличают знание предмета, понимание специфики хореографического искусства и исполни- тельского мастерства, четкие художественные требования. Своими крити- ческими статьями Худеков внес, наряду с другими авторами, большой вклад в формирование русской профессиональной балетной критики и со- хранение
картины петербургского балета его важнейшего периода, так на-
зываемого «золотого века», или «эпохи Петипа».
Его многолетние труды
рисуют образ беззаветного любителя балета, безусловного профессионала
среди «просвещенных балетоманов» второй половины XIX века.

Актуальность темы исследования. В конце ХХ и начале XXI века начался
процесс возвращения и изучения творческого наследия ведущих театральных
и балетных критиков прошлого, благодаря выходящим из печати сборникам
критических статей, обретающих новую жизнь перед глазами современных
исследователей и читателей1. Открытие забытых критических текстов,
отражавших повседневную сценическую практику своего времени, с одной
стороны, существенно дополняет историческую картину балетного прошлого,
а с другой — позволяет по-новому увидеть проблему становления русской
балетной критики в трудах рецензентов-балетоманов второй половины XIX века
и поставить вопрос об их профессионализме.
Советские историки, нередко упрекавшие многолетних летописцев
балетного театра — «просвещенных балетоманов» — в дилетантизме, в то же
время не могли обойтись без их богатого наследия как неисчерпаемого источника
сведений о прошлом балетного театра. Имена критиков то и дело всплывали
в цитатах, но их статьи, их жизнь и творчество до недавнего времени оставались
неизвестными. Современную науку такое положение дел удовлетворить не может.
Необходимо отдать должное тем, кто десятилетиями служил своим пером русскому
балету, не давая ему кануть в Лету. Нужно продолжать воскрешать и разбирать их
тексты, собирая из старой периодики все забытые первоисточники. Чрезвычайно
актуальным представляется проведение такой работы в отношении, прежде всего,
ведущих балетных критиков и обозревателей «золотого века» русского балета —
как принято называть эпоху Мариуса Петипа. В фокусе данного исследования
Волынский А. Л. Статьи о балете: очерки, эссе / Сост., вступит. ст., комм. Г. Н. Добровольской.
СПб.: Гиперион, 2002; Беляев Ю. Д. Статьи о театре / Сост., вступит. ст., комм. Ю. П. Рыбаковой.
СПб.: Гиперион, 2003; Театральная критика Власа Дорошевича / Сост., вступит. ст. и комм.
С. В. Букчина. Минск: Харвест, 2004; Скальковский К. А. Статьи о балете (1868–1905) / Сост.
М. А. Доммес. СПб.: Чистый лист, 2012; Плещеев А. А. Наш балет (1673–1899). СПб.: Лань,
2009; «Витийственный Аким». Балетная критика Акима Волынского. 1911–1912 / Сост., комм. Е.
А. Щепелева, Н. Н. Зозулина. СПб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 2020; «Витийственный Аким».
Балетная критика Акима Волынского. 1913 / Сост., комм. Е. А. Щепелева, Н. Н. Зозулина. СПб.:
АРБ им. А. Я. Вагановой, 2021.
находится Сергей Николаевич Худеков — крупная культурная фигура того
времени.
С. Н. Худеков (1837–1928) — один из тех «просвещенных балетоманов»,
которые жили балетным театром, следили за его жизнью, волновались за его
будущее и вносили свой вклад в письменную фиксацию его творческого бытия.
Театрал с громадным, почти полувековым зрительским стажем, он заступил на
свою «творческую вахту» еще во время А. Сен-Леона, стал одним из летописцев
эпохи М. Петипа и оставался действующим критиком в начале ХХ века, после
ухода Петипа. Немалое критическое наследие Худекова заслуживает нашего
внимания как пример формирования в критике «просвещенных балетоманов»
профессионального подхода в освещении балетного искусства.
За полвека разнообразного литературно-критического творчества Худеков
написал более 2000 статей, очерков, рассказов, фельетонов, репортажей на разные
политические, общекультурные, театральные, педагогические,
сельскохозяйственные, экологические и другие темы. Автором диссертации был
впервые составлен общий каталог публикаций Худекова, в который вошли и его
более 140 балетных рецензий, послуживших основой для данного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Различные
сведения о С. Н. Худекове общего характера разбросаны в дневниках,
воспоминаниях, путевых заметках, некрологах его современников. Балетные
рецензии, критические статьи, «Историю танца»2 Худекова нередко цитировали
в своих работах по истории русского балетного театра советские балетоведы
Ю. И. Слонимский, Л. Д. Блок, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц и др., однако
собственно его критическая деятельность и сами статьи в этих случаях не являлись
предметом научного рассмотрения. Сборник О. А. Петрова «Русская балетная
критика второй половины XIX века»3, где собраны статьи разных рецензентов того
Худеков С. Н. История танцев. В 4-х ч. Пг.: Тип. «Петербургской газеты», 1913–1918.
3
Петров О. А. Русская балетная критика второй половины XIX века. Екатеринбург: Сфера, 1995.
416 с.
времени, в том числе и отдельные публикации Худекова из «Петербургской
газеты», представлял общую картину балетной критики и не предназначался для
освещения и анализа творчества кого-либо из авторов статей.
Две книги о Худекове, изданные в последнее десятилетие и предназначенные
широкому кругу читателей, вышли из-под пера И. К. Красногорской —
писательницы из Рязани. В первой — «Тень Никии в Ерлинском парке» (2004)4 —
представлен общий портрет журналиста. Во второй «Петербургский Фигаро и его
звездное окружение» (2007)5 широко освещается разнообразная деятельность
Худекова, его друзей и коллег. К сожалению, в книгах Красногорской отсутствует
указание на источники информации. Давая широкий срез петербургской
культурной среды и времени жизни Худекова, Красногорская не ставила перед
собой задачи исследовать его работу в качестве балетного критика.
Собирает факты биографии Худекова и Д. И. Кривошапка — директор дома-
музея «Вилла “Надежда”», дендролог и краевед. Сочинский исследователь
является специалистом по истории создания Худековым дендрария в Сочи и имеет
несколько статей, посвященных данной теме, а также жизни Худекова6. Одна из
статей Кривошапки, опубликованная в журнале «Балет ad libitum»7, поднимает
вопрос о незаслуженном забвении имени известного журналиста, издателя,
критика, драматурга и либреттиста.
Исследователь Л. Д. Любачевская в статье «Издатель “Петербургской
газеты” С. Н. Худеков — гласный Санкт-Петербургской городской думы»8,
Красногорская И. К. Тень Никии в Ерлинском парке. Документальная повесть. Рязань: Издатель
Ситников, 2004. 344 с.
5
Красногорская И. К. Петербургский Фигаро и его звёздное окружение: из истории русского
театра и журналистики второй половины XIX века. Рязань: Издатель Ситников, 2007. 608 с.
6
Например, Кривошапка Д. И. Ювелиры балетного дела [Электронный ресурс] // Музыкальная
жизнь. (2013–2019). URL: http://muzlifemagazine.ru/yuveliry-baletnogo-masterstva/ (дата
обращения: 26.03.2019).
7
Кривошапка Д. И. Мечты должны сбываться… // Балет ad libitum. 2011. № 1 (19). С. 28–31.
8
Любачевская Л. Д. Издатель “Петербургской газеты” С. Н. Худеков — гласный Санкт-
Петербургской городской думы [Электронный ресурс] // Открытые слушания «Института
Петербурга». Ежегодные конференции по проблемам петербурговедения. 2007–2010 гг. URL:
https://institutspb.ru/pdf/hearings/14-02_Liubachevskaya.pdf (дата обращения: 19.02.2019).
рассматривает один из аспектов многообразной деятельности Худекова —
депутата столичной думы, давая при этом его достаточно полную биографию.
Однако использованные автором материалы из «Известий Санкт-Петербургской
городской думы» и «Петербургской газеты» (период с 1889 по 1904 годы) не имеют
отношения к творчеству Худекова — балетного критика.
Рассматривая картину балетного театра второй половины XIX века автор
опирался на труды по истории балетного театра Ю. И. Слонимского9,
В. М. Красовской10, Е. Я. Суриц11, М. А. Ильичевой12. Проблемам балетной
драматургии и анализу балетных либретто посвящена книга Ю. И. Слонимского13.
Важнейшими источниками для понимания профессиональной эволюции
отечественной балетной критики XIX века являются работы О. А. Петрова14
и Н. А. Коршуновой15. Вопросы критики в целом и театральной критики
поднимаются в трудах А. Я. Альтшуллера, Г. А. Лапкиной, Ю. А. Харитиди,
Ю. К. Герасимова, Е. С. Громова, и др.16
Слонимский Ю. И. Мастера балета XIX столетия. М.; Л.: Искусство, 1937. 286 с.; Слонимский
Ю. И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Госмузиздат, 1956. 334 с.
10
Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. 2-е изд.,
испр. СПб.: Планета музыки, Лань, 2008. 384 с.; Красовская В. М. Русский балетный театр второй
половины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1963. 551 с.; Красовская В. М. Русский балетный театр
начала XX века. В 2-х частях. Часть 1. Балетмейстеры. Л.: Искусство, 1971. 526 с.;
Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. В 2-х частях. Часть 2. Танцовщики.
Л.: Искусство, 1972. 456 с.
11
Суриц Е. Я. Балет московского Большого театра во второй половине XIX века. М.: Музиздат,
2012. 328 с.
12
Ильичева М. А. Неизвестный Петипа. СПб.: Композитор, 2015. 456 с.
13
Слонимский Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977. 344 с.
14
Петров О. А. Русская балетная критика XVIII – первой половины XIX вв. М.: Искусство, 1982.
320 с.; Петров О. А. Русская балетная критика второй половины XIX века. Екатеринбург: Сфера,
1995. 416 с.
15
Коршунова Н. А. Мысль о танце. Критика и московский балет начала XX века. СПб.: Реноме,
2019. 320 с.
16
Лапкина Г. А. История русской театральной критики. Вып. 1: учебное пособие: Л.: ЛГИТМиК,
1975. 85 с.; Королева Н. В., Лапкина Г. А. История русской театральной критики. Вып. 2: учебное
пособие: Л.: ЛГИТМиК, 1976. 111 с.; Альтшуллер А. Я., Данилова Л. С. История русской
театральной критики. Вып. 3, 4: учебное пособие: Л.: ЛГИТМиК, 1976–1977. 76 с.; 73 с.;
Герасимов Ю. К. История русской театральной критики. Вып 5: учебное пособие. Л.: ЛГИТМиК,
1977. 75 с.; Альтшуллер А. Я. Очерки истории русской театральной критики: конец XVIII —
первая половина XIX века. Л.: Искусство, 1975. 380 с.; Очерки истории русской театральной
критики. Кн. 2. Вторая половина XIX века / Под ред. А. Я. Альтшуллера. Л.: Искусство, 1976.
Ни в одном из перечисленных изданий балетно-критическая деятельность
Худекова не служила предметом изучения и, вследствие этого, потребовала
серьезных разысканий по установлению фактических сведений о ней.
Объект исследования — отечественная балетная критика второй половины
XIX — начала ХХ веков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Явление «просвещенных балетоманов» в русской балетной критике
    Культура и искусство. 2No С. 56–Тихоненко С. В. Тихоненко С. В. Проблема авторства либретто к балету «Баядер- ка» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2No 6 (59). С. 41–Псевдонимы в периодике как веяние времени (напримере критического наследия С. Н. Худекова) // Вестник АкадемииРусского балета им. А. Я. Вагановой. 2No 4 (69). С. 40

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Медиадизайн как фактор формирования бренда телепродукта
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
    Архаические мотивы в изобразительном искусстве Сирии второй половины XX – начала XXI века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»