Формирование профессиональной самостоятельности студентов педагогических вузов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3-14 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И
ПРАКТИКЕ 3
1.1.Теоретические основы развития самостоятельности студентов
в системе профессионального педагогического образования……….15-37
1.2. Особенности самостоятельной работы студентов в процессе
профессионального обучения………………………………………..37-60
1.3. Характеристика педагогических условий организации
образовательной самостоятельности студентов………………….60-82
Выводы по первой главе………………………………………..82-84
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
2.1 Анализ путей и способов развития профессиональной
самостоятельности студентов педвуза ……………………………84-100
2.2 Самостоятельная работа студентов в усвоении программ
педагогического образования как условие качественной подготовки
будущих специалистов ……………………………………………100-126
2.3 Реализация педагогических условий развития
профессиональной самостоятельности студентов педвуза ……126-144
Выводы по второй главе……………………………………..144-145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………146-149
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………….150-160
Во введении диссертации обоснована актуальность темы, описаны
объект, предмет, формулируются цель, гипотеза и задачи научной работы,
определяются методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и
практическая значимость, формулируются положения, выносимые на
защиту, приводятся сведения об апробации материалов исследования,
обозначены положения, выносимые на защиту и отражающие основные
результаты исследования.
В первой главе, которая называется «Концептуальные основы
категории самостоятельности в педагогической науке и практике»,
рассматриваютсяфакторыформированияпрофессиональной
самостоятельности студентов педагогических вузов, педагогические и
психологические исследования последних десятилетий.
Впараграфе1.1«Теоретическиеосновыразвития
самостоятельностистудентоввсистемепрофессионального
педагогическогообразования»доказанарольсамостоятельностив
образовательном процессе, где для каждого его участника важно четко
понимать и выстраивать свою образовательную траекторию, формировать
смыслы своей учебной и профессиональной деятельности, а также
особенностьсамостоятельнойработыстудентоввпроцессе
профессионального обучения, характеристика педагогических условий
организации образовательной самостоятельности студентов. Она вызвана
многими причинами: характером накопленных человечеством знаний,
уровнемразвитиятехникиисоциальныхусловийжизни,
совершенствованиемпрофессиональнойсамостоятельностистудентов
педагогических вузов.
Всовременныхусловияходнойизважнейшихтенденцийв
образовании стала направленность на образование в течении всей жизни
человека, превратившись в одно из ключевых требований, которые
предъявляются к учебному процессу в современном мире.
Перед современным образованием стоит единая цель, которая
заключается в том, чтобы заставить работать факторы внешнего характера на
процесс его «самоизменения», которое должно выйти за конкретные
возрастные ограничения обучающегося, и сделать всю жизнь человека
непрерывным обучением, где важнейшую роль играет не только способность
к своевременному «старту» образовательного процесса, но и умение
продолжать его на протяжении активного периода жизни.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыта
сущностьпонятий«образовательнаясамостоятельность»,«учебно-
познавательнаясамостоятельность»,«автономия»,«эффективная
самостоятельность»,«самообразовательнаядеятельность»и
«самообразование», представлена специальная программа формирования
профессиональной самостоятельности студентов педагогических вузов.
В педагогике вопрос об образовательной самостоятельности, который
человек приобретает в ходе своей социализации ставился недавно с
психологических позиций.
Система образования должна быть заинтересована в поддержке
самообразовательной деятельности не только студентов учебных заведений,
но и всех членов общества, поскольку самообразование обеспечивает
успешность и личностное развитие отдельного гражданина, но также
повышает конкурентоспособность, благополучие всего общества.
Второйпараграфпервойглавыназывается«Особенности
самостоятельной работы студентов в процессе профессионального
обучения».
В диссертационном исследовании анализируется, специфические
особенностисамостоятельнойработыстудентоввпроцессе
профессионального обучения. Современная образовательная парадигма
предполагаетнеобходимостьвладениямолодымспециалистом
фундаментальными знаниями, опытом деятельности исследовательской и
творческойнаправленности,внезависимостиотхарактера
профессиональной деятельности и специализации. Формирование этих
качеств в значительной степени происходит в процессе самостоятельной
работы.
Всовременныхусловияхглавнойзадачейпрофессионального
образованияявляетсяобучениебудущегоспециалиста,готового
самостоятельно определять свои цели и находить пути их достижения,
обладающего креативным подходом к решению профессиональных задач.
Самостоятельность, как один их ключевых компонентов профессионального
мастерства,должнаформироватьсяещевпериодобученияв
профессиональном учебном заведении.
Совершенствованиепрофессиональнойкомпетентностимолодого
специалиста,ееуровень,непосредственносвязанысопытом
самостоятельной работы познавательного и научно-исследовательского
характера, приобретенным в ходе обучения в стенах высшего учебного
заведения.
В связи с этим самостоятельной деятельности будущих специалистов
придается все большее значение, поскольку одним из ее важных аспектов
являетсяспособностьстудентаприменятьразличныесредства
информационно-коммуникационныхтехнологийдлясамостоятельного
поиска информации, необходимой для успешной образовательной и
профессиональной деятельности, что особенно важно для такого важного
аспектаобразовательногопроцесса,какразработкаиндивидуальной
самообразовательной траектории.
Наосновеанализаобразовательнойиучебно-познавательной
самостоятельностипредлагаемопределениеразличиймеждудвумя
понятиями (таблица 1).
Таблица1.Различиямеждупонятиями«образовательная
самостоятельность» и «учебно-познавательная самостоятельность»
ОсновныеОбразовательнаяУчебно-познавательная
характеристикиСамостоятельностьСамостоятельность
Цель развитияРешениезадач Решениезадач
образовательногохарактера, познавательного характера,
направленных на обретение которыенаправленына
смысловсвоейучебной освоениезнанийи
деятельностиспособовнаучного
познаниясцельюих
использованияврамках
учебной деятельности
ОсновныеПотребностиПотребностиучебного
потребностиобразовательногохарактера, характера,
учащихсяв которые ориентированы на ориентированныена
процессе развития формированиесмыслов изучениеосваиваемой
осваиваемыхзнанийв дисциплины
контексте личного опыта
ФормированиеОсвоениестудентами Освоение навыков студента
навыковнавыковсамостоятельной самостоятельной
самостоятельнойорганизациисвоей организациисвоей
организациидеятельностидеятельности
деятельностиобразовательного характерапознавательного характера
образовательного/
учебного
характера
ОпределениеСамостоятельный выборОптимальнуюучебную
индивидуальнойиндивидуальнойтраекториюстудентав
образовательнойобразовательнойходеформирования
траекториитраекториивходе самостоятельности учебно-
формированияпознавательного характера
образовательнойопределяет преподаватель
самостоятельности
Область развития ДеятельностьДеятельностьучебного
образовательного характерахарактера
ИсточникОсуществляется в процессе Формируетсяпутем
формированияи совместной образовательной осуществления различных
развитиядеятельностисовместного видовсамостоятельной
характера, в рамках которой деятельности (Е.А. Голант,
студентыявляютсяее М.Н Скаткин, Б.П. Есипов)
инициаторам, осваивают опыт
ее организации
ВыстраиваниеСтудентысамостоятельно Студенты не определяют
студентами своей осмысливаютсвою собственную
образовательнойобразовательнуюобразовательную позицию,
позициии деятельность и определяют однако понимают смысл
осмыслениеими позицию по отношению к ней действий образовательного
своейхарактера
деятельности
Как ранее нами было отмечено в аналитическом обобщении, среди
основныххарактеристикобразовательнойсамостоятельностиследует
выделить ориентированность на формирование студентов личностных
смыслов,выстраиваниеобразовательныепозиции,развитие
профессиональных мотивов, инициативности, приоритета деятельности
образовательногохарактеравходеформированиеобразовательный
самостоятельности.Врамкахтеоретическогоанализаисследований,
посвященных образовательной самостоятельности, мы не встречались с
этими понятиями, между тем в рамках теории совместной деятельности
данные понятия являются ведущими, что свидетельствует об актуальности
использования ее положений в рамках нашего исследования.
Третийпараграфпервойглавыназывается«Характеристика
педагогическихусловийорганизацииобразовательной
самостоятельности студентов». В данном разделе приведен анализ и обзор
существующей ситуации развития профессиональной самостоятельности
студентов педагогического вуза, мнение исследователей о ключевых
параметрах образовательной самостоятельности.
Автор считает, что важную роль в учебном процессе играет тьютор,
перед которым стоит задача использовать все необходимые формы обучения
ипедагогическиетехнологии,направленныенастимулирование
потребностейстудентоввсамосовершенствовании.Именноданным
положениемизучениюобразовательнойсамостоятельностистудентов
педагогических вузов посвящены работы таких учѐных, как М.С. Абрамов,
О.Н. Ермакова, Е.А. Таранчук, Л.В. Мезенцева, Г.В. Гордиянова.
А также в этом параграфе автор рассматривает анализ различных
педагогических технологий:
– технология, ориентированная на исследовательскую деятельность,
которая предполагает вовлечение в такую деятельность учащихся старших
классов с учетом их интересов;
-рефлексивнаятехнология,основаннаянавключениив
образовательный процесс рефлексивных составляющих, предполагающих
осмысление учащимися методов организации, характера и целей учебного
процесса;
– педагогическая технология системно-деятельностного характера,
которая заключается в групповой деятельности, в рамках которой
осуществляется обсуждение и анализ достигнутых в ее входе результатов.
Технология заключается в деятельностном формировании личности;
-технология,направленнаянаформированиеинформационно-
коммуникативных компетенций, которая предполагает освоение навыков
самостоятельного поиска необходимый для учебного процесса информации,
а также организацию общения между субъектами образовательного процесса
с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Как свидетельствуют результаты проведенного авторами анализа
педагогическихтехнологий,направленныхнаформирование
образовательной самостоятельности студентов, нельзя говорить о развитии
личности вне ее самостоятельной активности, и в тоже время за рамками
участия в коллективной деятельности в ходе образовательного процесса.
Активное применение методических, технических, дидактических
средств способствует значительному повышению уровню эффективности
самостоятельной деятельности студентов в рамках аудиторных занятий.
Например, на занятиях с целью активизации самостоятельной работы
студенты выполняли задания по самостоятельному изучению макетов и схем,
в ходе которого они давали лаконичные ответы на вопросы преподавателя,
продемонстрировав темсамымумениебыстромыслитьинавыки
самопознания.
Внеаудиторнаядеятельностьстудентовпедагогическихвысших
учебных заведений отличается большим разнообразием и включает в себя
следующие виды самостоятельной деятельности:
– работа по подготовке рефератов, докладов, материалов для участия в
конференциях, конкурсах и т.д.;
– самостоятельная подготовка заданий к проведению семинаров и
практических занятий, подготовка индивидуальных проектов, докладов,
рефератов, работа с конспектами, сделанными во время аудиторных занятий,
разработка моделей, работа по составлению планов учебных игр, подготовка
презентаций и т.д.;
– составление отчетов по результатам стажировки или производственной
практики;
– деятельностьпоподготовкеработынаучно-исследовательского
характера по определенной теме.
Впроцессеосуществленияпрограммыстудентыработалинад
выполнением индивидуальных заданий, целью которых было формирование
и совершенствование у них умений и навыков деятельности, направленной
на самосовершенствование.
При организации того или иного вида самостоятельной внеаудиторной
работы преподаватель использует определенный комплекс средств, методов
и форм, выбор которых обусловлен конкретными условиями поставленных
перед студентами заданий. В работе рассмотрены основные средства, формы
и методы, которые наиболее часто применяются при организации
самостоятельной образовательной деятельности студентов педагогических
высших учебных заведений Республики Таджикистан.
Под методами активного обучения понимают комплекс педагогических
приемов и действий, используемых студентами в ходе освоения учебного
материала в ходе самостоятельной работы как аудиторного, так и
внеаудиторного характера. Методы активного обучения, такие как: диспуты,
метод проектирования, метод ролевых игр, кейс метод, метод анализа
ситуации, тестирование, тьюторствопозволяют значительно повысить
активностьсамостоятельнойпознавательнойдеятельностибудущих
преподавателей.
В модели автор применяла ряд педагогических средств, направленных
наорганизациюсамостоятельнойдеятельностистудентоввысших
педагогических учебных заведений Республики Таджикистан, которые
составляют три группы и которые имеют важное значение в деле повышения
уровняееэффективностииориентированынасовершенствование
профессиональной компетентности будущих преподавателей.
1.Средстватехническогохарактера,посредствомкоторых
осуществляется передача и поиск учебных материалов и информации
(средствамультимедийныхтехнологий,ресурсысетиИнтернет,
компьютерная техника и т.д.);
2. Средства дидактической направленности, которые включают в себя
источники,позволяющиесамостоятельноприобретатьновыезнания
(словари, учебники, сборник упражненийизадач, информационно-
справочная литература и т.д.);
3. Средства методического характера, позволяющие преподавателям
осуществлять руководство образовательной деятельностью студентов, а
также полезные для самих студентов (методические разработки, пособия,
модели, схема и алгоритмы выполнение заданий и т.д.).
Вторая глава – «Исследование педагогических условий развития
профессиональной самостоятельности студентов в педагогическом вузе»
посвящена практическому изучению исследуемой научно-методической
проблемы и описанию экспериментальной апробации гипотезы исследования
вусловияхреальногопедагогическогопроцессасредистудентов
педагогического факультета. Кроме того, в данной главе проведен анализ
путей и способов развития профессиональной самостоятельности студентов
педагогического вуза, научно обосновано и доказано преимущество
самостоятельной работы студентов в усвоении программ педагогического
образования как условие качественной подготовки будущих специалистов.
Впараграфе 2.1, который называется «Анализ путей и способов
развития профессиональной самостоятельности студентов педвуза» было
установлено, чтосамостоятельность студентов высших педагогических
учебных заведений основывается не только на деятельность учебно-
познавательного,ноиобразовательногохарактера,чтообусловило
необходимостьтого,чтобыуровниформированияобразовательной
самостоятельности отражали изменения, происходящие в деятельности
образовательного характера студентов как поступательное движение в
процессе формирования их образовательной самостоятельности.
Одним из самых популярных подходов к вопросам уровневого
оцениваниядеятельностиучебно-познавательногохарактера,которая
основана на самостоятельности студентов в их деятельности, является
система классификации, которую предложили Г.И. Щукина, И.Я. Лернер,
Ю.К. Бабанский и некоторые другие исследователи.Данная модель
предполагаетвыделениепоискового,проблемно-иллюстративного,
объяснительного и репродуктивного уровней. Система Д.Б.Богоявленского
предусматривает выделение креативного, эвристического и репродуктивного
уровней интеллектуальной деятельности.
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования
мы провели экспериментальную работу в три этапа: констатирующий,
формирующийиконтрольный.Экспериментпроводилсянабазе
Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни и
ТаджикскогопедагогическогоинститутагородаПенджикентасреди
студентов педагогического факультета. На всех стадиях экспериментальной
работы приняли участие 180 студентов и 20 преподавателей вузов.
На констатирующем этапе эксперимента было определено общее
состояние самостоятельности студентов в их деятельности, влияние
обновленной программы обучения на формирование профессиональной
самостоятельности студентов. Посредством опросника, написания эссе,
проблемных педагогических ситуаций, работа с кейсом и анкетирования
студентов определен уровень эффективности и обоснованности содержания
итехнологииформированияпрофессиональнойсамостоятельности
студентов в процессе обучения русскому языку.
На формирующем этапе эксперимента проведена диагностикаи
последующее сравнение усредненных показателей привело нас к следующим
результатам, которые мы представили на следующем рисунке (рисунок 1).
Рисунок 1. Общие результаты выраженности основных мотивов
образовательной деятельности студентов педагогических высших учебных
заведений
В итоге автор констатирует, что превалирование мотивов личностного
характеранадпрофессиональнымииучебно-познавательными
продемонстрировали все опрошенные участники эксперимента, при этом
было только 8% ответов, которые затрагивали профессиональную сферу.
Необходимо отметить минимальное количество тех студентов, для которых
образовательная деятельность привлекательна ввиду возможности освоить
умениясамостоятельнойработысинформационнымиресурсамии
технологиями,применитьтворческийподходибольшуюстепень
самостоятельности при решении задач образовательного характера.
Приоритетными в результате опроса оказались следующие мотивы:
22% отметили возможность общения с интересными людьми, для 20%
респондентов приоритетным мотивам стало получение позитивных оценок, и
11% студентов выразили в качестве основного стремления желание
выделяться среди окружающих.
В процессе исследования автор суммировал результаты каждого
студента по уровням и сделал их пересчет в процентах. На следующем
рисунке отражены полученные данные.
Рисунок 2. Общее процентное соотношение уровней овладения когнитивной
составляющей образовательной самостоятельности студентов.
В результате полученных данных мы приходим к выводу о
преобладании у студентов репродуктивного и реконструктивного (49% и
47% соответственно) уровней формирования навыков. При сравнении этих
результатов с мотивационной составляющей, была выявлена разница: если в
мотивационной составляющей можно проследить четкое доминирование
уровня репродуктивного характера, то когнитивная составляющая не имеет
такойчеткойразницы.Авторсчитает,чтоподобнаятенденция
свидетельствует о том, что студенты в своем большинстве способны к
анализу информации, а также к самостоятельному определению целей
образовательной деятельности, они в целом успешно обобщают итоги своей
работы и способны выявлять в ней допущенные ошибки.
Во втором разделе второй главы «Самостоятельная работа студентов
в усвоении программ педагогического образования как условие
качественной подготовки будущих специалистов» рассматриваются
основные аспекты образовательной самостоятельности студентов высших
учебных заведений, описывается проведение формирующего эксперимента.
Анализируя многочисленные источники по аспектам образовательной
самостоятельности студентов высших учебных заведений автор приходит к
выводу, что при организации обучающего процесса основное внимание
следует прежде всего обращать на четкую образовательную деятельность,
вовлекая все еѐ субъекты, ибо формы совместной деятельности оказывают
определяющее влияние на качественный уровень образования студента.
Приразработкеэтаповформированияобразовательной
самостоятельности ключевым становится определение форм, методов и
способов организации деятельности совместного характера, которые докажут
свою эффективность в дальнейшем совершенствовании самостоятельной
деятельности.
В данном параграфе в соответствие с теоретическими установками
проблематики данного исследования, а также с разработаннымстадиям
формированияобразовательнойсамостоятельностистудентовавтором
определены совокупность способов и форм организации образовательной
деятельности, оптимальное сочетание которых позволяет реализовать
данный процесс.
Третийпараграфвторойглавыназывается«Реализация
педагогических условий развития профессиональной самостоятельности
студентов педвуза». Всякое научное исследование становится достоверным
благодаря его практической и экспериментальной части. В педагогических
исследованияхучѐныеипрактикиуделяютособенноевнимание
экспериментальной части разработки.
Эксперимент в педагогике, как утверждают исследователи, это
проникновение в суть исследуемого объекта, вмешательство в явление,
которое изучает исследователь, выявление закономерностей, введение нового
в старое, существующее.
В рамках завершающего параграфа диссертационного исследования мы
представили, описание обобщающей стадии экспериментальной работы,
посвященнойпроектированиюиосуществлениюразличныхэтапов
формирования у студентов высших учебных заведений образовательной
самостоятельности, анализ уровня эффективности предлагаемых стадий
формированияобразовательнойсамостоятельностистудентов,
конкретизировали результаты и дали оценку динамики еѐ становления,
Цель данного этапа заключается в определении динамики изменений
уровней освоения студентами образовательной самостоятельности.
В качестве исследовательских задач, стоящих перед контрольным
экспериментом,мыопределили:осуществитьитоговуюдиагностику
формирования у студентов высших учебных заведений образовательной
самостоятельностиипровестисравнительныйанализрезультатов,
полученныхврамкахконстатирующейиобобщающейстадий
экспериментальной работы.
Результаты выявления у студентов основных мотивов образовательной
и учебной деятельности, и определения при этом динамику их изменений в
рамках экспериментальной группы мы предлагаем таблицу.
Таблица 2. Результаты выраженности основных мотивов образовательной
деятельности студентов высших учебных заведений
Основные мотивыУровень выраженности мотивов
количество студентовв%
Мотивы учебно-познавательного3636
характера
Мотивы престижа44
Мотивы социального характера66
Мотивы профессионального1818
характера
Опасения неудачи00
Стремление к творческой66
самореализации
Мотивы коммуникативного3030
характера
Из таблицы видно, у большинства студентов высших учебных
заведенийпреобладаютмотивыучебно-познавательного(30%)и
профессионального характера (18%). Мотивы, связанные с престижем, а
также боязнь потерпеть неудачу набрали наименьший процент (4% и 0%
соответственно). С целью отслеживания динамики изменений, которые
происходили с мотивами в рамках констатирующей и обобщающей стадии
эксперимента, проведем сравнение полученных показателей.
Такимобразом,результатысравненияитоговдиагностикина
начальном этапе и в ходе контрольной проверки позволили диссертанту
выявитьдинамикуразвитияуровнеймотивационнойсоставляющей
образовательнойсамостоятельности.Так,количествостудентов,
обладающих творческим уровнем выросла вдвое (с 8% до 16%), стало
очевидным сокращение количества студентов с репродуктивным уровнем.
Стала заметной тенденция к увеличению числа студентов, которые проявили
признакиреконструктивногоуровнястановлениямотивационной
составляющей образовательной самостоятельности. На следующем рисунке
представлены данные, подтверждающие эту динамику.
Рисунок5.Динамикаформированияобразовательной
самостоятельности студентов по мотивационной составляющей на начало и
по окончании опытно-экспериментальной работы
Как показывают результаты оценки мотивационной сферы студентов
высших учебных заведений, у них появилось стремление к образовательной
самостоятельной деятельности, начали формироваться образовательные
потребности и желание их реализации.
Следующим этапом, который необходим для определения когнитивной
составляющей образовательной самостоятельности, был анализ дневников
самонаблюдения, записи в которых студенты производили в течение всей
экспериментальной работы, а также наблюдение за тем, как студенты решали
образовательныеситуацииврамкахпробныхуроков.Динамику
формирования самостоятельности студентов можно показать на следующем
рисунке (Рисунок №6).
Рисунок 6. Динамика формирования образовательной самостоятельности
студентов по когнитивной составляющей на начало и по окончании опытно-
экспериментальной работы
Сравнивая показатели, полученные в процессе входной и контрольной
диагностики, было обнаружено позитивная динамика. Так, количество
студентов с творческим и реконструктивным уровнем когнитивной
составляющей выросла на 5% и 21 % соответственно. При этом на 29%
сократилоськоличествоопрошенныхсрепродуктивнымуровнем
формированиякогнитивнойсоставляющей.Подобнаятенденция
свидетельствует о том, что большинство студентов проявляют способность к
самостоятельномуопределениюцелей,ианализурезультатов
образовательной деятельности, осуществлению рефлексии и оценки своей
деятельности с опорой на уже имеющиеся навыки и умения.
Заключение
Проведенные нами теоретические изыскания, а также опытно –
экспериментальнаячастьисследования,котороебылопосвящено
исследованиюформированияпрофессиональнойсамостоятельности
студентов, привело нас к следующим выводам.
Переход современной образовательной системы к новым стандартам
обусловил рост требований, которые предъявляются к навыкам студентов в
сфере самообразовательной деятельности и самоорганизации. В этой связи
особую актуальность приобрели вопросы, касающиеся формирования у
студентов высших учебных заведений этих действий и умений, которые
необходимыдлясамореализациистудентов,ихличностногои
профессионального самосовершенствования. В ходе работы мы выявили, что
образовательная самостоятельность является одним из таких важнейших
действий образовательного характера.
Безусловно, это диссертационное исследование не в состоянии решить
всепроблемныеаспектыформированияпрофессиональной
самостоятельности студентов. Перспективными направлениями дальнейших
исследований в данной сфере мы считаем изучение этого образовательного
действия у студентов старших курсов высших учебных заведений и
разработка вопросов преемственности в организации данного процесса
между общеобразовательной школой и высшим учебным заведением. Ведь
еще в процессе прохождения школьной практики могут закладываться
основы профессиональной самостоятельности. Помимо этого, считаем
актуальным и интересным исследование роли и влияния личности
преподавателянапроцессформированияпрофессиональной
самостоятельности студентов высших учебных заведений Республики
Таджикистан.
По итогам исследования могут быть сформулированы следующие
рекомендации:
1.Образовательнуюсамостоятельностьмырассматриваемкак
образовательное действие, которое осваивается и функционирует в рамках
образовательной деятельности, и включает в себя способность к выявлению
собственныхпрофессиональныхиобразовательныхпроблем(через
рефлексию и анализ), умение определять задачи и цели своей деятельности,
находить основные направления их достижения, обосновать свой выбор,
осуществлять управление своим образовательным процессом.
2.Основнымицелямисамостоятельнойдеятельностистудентов
являются:
– расширение и углубление знаний теоретического характера;
– закреплениепрактическихнавыковитеоретическихзнаний,
полученных в ходе учебного процесса;
– умение работать со специальной и дополнительной литературой;
– развитие у студентов таких качеств, как ответственность, творческая
активность, организованность, инициативность, самостоятельность;
– совершенствование исследовательских навыков и умений;
3.Для формирования у студентов образовательной самостоятельности
выявляются следующие стадии:
– стадия вхождения в образовательный процесс;
– стадияконструированияиреконструкцииобразовательной
деятельности;
– стадия проектирования образовательного процесса и обоснования его
содержательной составляющей.
Каждая стадия характеризуется своими задачами и целями, а также
ожидаемым результатом, содержательная составляющая выражается через
формы, средства и методы организации образовательного процесса.
Актуальность исследования. Система высшего профессионального
образования в современных условиях переживает период существенных
изменений. Приоритетным направлением реформирования образовательной
системы стала необходимость повышения качественного уровня
образования, что включает в себя: подготовку специалистов, обладающих
высшим образованием, которые готовы к самостоятельному приобретению и
совершенствованию своих знаний на протяжении всего активного этапа
своей жизни; повышение конкурентных качеств таких специалистов в
условиях современного рынка труда. Решение этих задач предполагает
необходимость радикальных изменений в управлении и организации
образовательного процесса в рамках системы высшего образования, включая
педагогическое образование.
Нормативно-правовые документы Республики Таджикистан в сфере
образовательной политики, а также документы, определяющие стратегию
развития образовательной сферы, предполагают необходимость проявления
ответственной активной позиции субъектами педагогической деятельности,
реализацию со стороны преподавательского состава их творческого и
интеллектуального потенциала, а также проявление самостоятельности в
рамках профессиональной деятельности. Мы поддерживаем позицию,
согласно которой современный преподаватель рассматривается как активный
субъект, носитель общечеловеческих и культурных ценностей, способный к
принятию ответственности за свою профессиональную деятельность, а также
к выработке направлений в своем личностном и профессиональном развитии.
В условиях современной высшей школы перед учебным процессом
должна стоять цель, которая заключается не только в передаче от
преподавателя к студенту навыков, умений и знаний, что было характерно
для традиционной образовательной парадигмы, но так же в том, чтобы
перевести их взаимодействие к уровню развития у будущих преподавателей
профессиональной компетентности, которая включает в себя готовность и
способность будущего специалиста к непрерывной самообразовательной
деятельности, его умение находить необходимую для учебной и
профессиональной деятельности информацию из максимально широкого
круга источников, классифицировать и анализировать ее, а также
использовать на практике в своей будущей профессии.
Современная образовательная парадигма рассматривает студента
высшего учебного заведения в качестве субъекта самостоятельной и
образовательной деятельности. Таким образом, вовлечение будущего
специалиста в самостоятельную деятельность является требованием,
предъявляемым к современной системе высшего образования.
От современного специалиста ожидается высокий уровень владения
средствами информационно-коммуникационных технологий, владение
коммуникативной компетенцией, умение эффективно работать в составе
команды, способность к самостоятельному усвоению знаний с целью
непрерывного повышения своей профессиональной квалификации.
Таким образом, в современных условиях уже является недостаточным
освоение студентами некоей совокупности профессиональных знаний и
навыков. Необходимо перейти к такому образовательному процессу, который
бы учитывал индивидуальные особенности и возможности каждого студента.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы учебный процесс в рамках
системы профессионального образования включал в себя самостоятельную
деятельность студентов, без чего в современных условиях невозможно
воспитать специалиста, отвечающего всем требованиям современного
общества, активную, ответственную личность.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Проблемы, связанные с организацией самостоятельной деятельности
студентов с позиции понимания самостоятельности, как одного из наиболее
важных личностных качеств человека, рассматривали в своих исследованиях
зарубежные (Э.В. Ильенков, Т,А. Воронова, А. Л. Реан, И.А. Архипова, Г.В.
Скок, В.Л. Бессонова, И.Л. Зимняя), а также отечественные учёные
(И.Х.Каримова, М.Лутфуллоев, Ф.Шарипов). В педагогической науке
самостоятельность студентов высших учебных заведений рассматривается в
тесной взаимосвязи с понятием «активность», которая проявляется в
творческом, самостоятельном, активном подходе к деятельности, к самому
себе и окружающим (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын, М.В. Бодунов).
При повышении роли самостоятельной деятельности студентов
возрастает значение организации контроля ее качественного уровня,
вопросы, касающиеся управления самостоятельной учебной деятельностью
студентов вузов, стали предметом внимания исследователей (В.В.
Сергеенкова, А.П. Лобанов, К. В. Дроздова).
Анализ литературы методической, педагогической и психологической
направленности позволяет прийти к выводу об усилении роли
самостоятельной работы в деле совершенствования профессиональной
компетентности будущих специалистов. Согласно современным стандартам
высшего образования, самостоятельная деятельность студентов должна
возрасти по-своему объему на 60-70%.
В работах российских исследователей И.А. Зимней, Ю.Г. Татуpa, С.Н.
Глазачева, A.B. Хуторского, Б.Д. Эльконина, M.A. Чошанова и др. раскрыты
требования, которая предъявляются к компетентному специалисту, среди
которых не только обладание некоторой совокупностью навыков, умений и
знаний, но и способность к их практической реализации в рамках
профессиональной деятельности преподавателя.
В исследованиях Г.А. Лапшиной, О.Н. Ермаковой, Ю.Б. Дроботенко,
С.М. Абрамова и др. детально рассмотрен ряд отдельных аспектов
исследуемой в нашей работе проблемы: формирование у будущего
преподавателя образовательной самостоятельности в ходе изучения
дисциплин педагогической направленности; совершенствование
образовательной самостоятельности студентов в рамках обучения;
становление готовности у будущих специалистов к активной
самообразовательной деятельности.
Обновление содержательной составляющей высшего
профессионального образования предполагает реализацию идей
дифференциации и интеграции, развитие таких его аспектов как
технологичность, непрерывность, гуманизация, углубление его
многопрофильности и многоуровневости. Усиление гуманистического
аспекта отразилось на взаимоотношениях между преподавателем и
студентом, что было обусловлено ростом свободы всех субъектов
образовательного процесса при выборе учебной образовательной траектории,
гибкостью и вариативностью образовательного процесса в новых условиях,
широким применением инновационных методов и форм обучения.
При этом следует принимать во внимание наличие негативных
тенденций в организации самостоятельной учебной деятельности студентов
высших учебных заведений.
К этим недостатком относятся: 37% молодых преподавателей
продемонстрировали недостаточную мотивацию к совершенствованию своей
профессиональной компетентности в плане развития самостоятельной
образовательной деятельности студентов; 29% респондентов отметили
низкую эффективность педагогической работы ряда преподавателей,
направленной на стимулирование самостоятельной образовательной
деятельности студентов; недостаточная последовательность реализации со
стороны преподавателей принципов дифференциации и индивидуализации в
ходе подготовки заданий для самостоятельного выполнения студентами;
неготовность самих студентов к самостоятельной учебной деятельности и
низкая мотивация к такой деятельности (современными методами
самостоятельной учебной работой не владеют 38% опрошенных
респондентов), другие факторы, оказывающее негативное влияние на
эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов высших
учебных заведений.
Анализ итогов исследований в сфере формирования образовательной
самостоятельности студентов показал, что сложившаяся на сегодняшний
день ситуация в системе высшего образования, а также современные
требования, предъявляемые к молодым специалистам, обусловили
возникновение ряда следующих противоречий:
– между потребностью современного общества в специалистах, готовых
к самообразовательной деятельности на протяжении всего активного периода
своей жизни и неготовностью большинства преподавателей высших учебных
заведений к формированию у студентов навыков организации
самостоятельной образовательной деятельности в рамках профессионального
обучения в высшем учебном заведении;
– между растущими потребностями студентов в большей
самостоятельности в рамках образовательного процесса, в профессиональном
и личностном самосовершенствовании и отсутствием организационных и
педагогических условий в высшем учебном заведении, которые необходимы
для развития данных навыков.
Актуальность рассматриваемой тематики и противоречия, названные
нами выше, позволили нам определить проблематику исследования, которая
заключается в создании педагогических и организационных условий,
необходимых для формирования у студентов вузов профессиональной
самостоятельности.
Выявленные противоречия и особенности, а также проблематика
исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования:
«Формирование профессиональной самостоятельности студентов
педагогических вузов».
Цель исследования: формирование профессиональной
самостоятельности студентов педагогических вузов.
Объект исследования: образовательный процесс в высшем учебном
заведении.
Предмет исследования: педагогические и организационные условия,
необходимые для становления у студентов профессиональной
самостоятельности в рамках изучения дисциплин педагогической
направленности.
Ведущая идея исследования: Профессиональная самостоятельность
студентов высших учебных заведений формируются в процессе поэтапного
вовлечения студентов в образовательную совместную деятельность, в рамках
которой они приобретают навыки ее организации, перенося впоследствии эти
навыки на свою образовательную деятельность, причем такой переход может
осуществляться в рамках каждой стадии становления образовательной
самостоятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования у
студентов профессиональной самостоятельности включает в себя:
– определение уровней и критериев формирования образовательной
самостоятельности, которые позволяют ориентироваться в процессе
осуществления ее диагностики;
– уточнение содержательной составляющей понятия «профессиональная
самостоятельность»;
– проектирование стадии формирования профессиональной
самостоятельности в ходе образовательной совместной деятельности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Выявить ключевые характеристики содержательной составляющей
образовательной самостоятельности у студентов высших учебных заведений
Республики Таджикистан;
2. Раскрыть содержание понятия «профессиональная самостоятельность
студентов «вузов»»;
3. Определить и дать обоснование уровням и критериям формирования
образовательной самостоятельности у студентов высших учебных заведений;
4. Осуществить разработку и провести экспериментальную апробацию
стадий формирования профессиональной самостоятельности студентов в
ходе осуществления совместной образовательной деятельности;
5. Интерпретировать и обобщить итоги процесса формирования
образовательной самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа нашего исследования включает в
себя:
– принципы гуманитарного подхода в педагогике ( М.К. Мамардашвили,
В. Франкл, А. Маслоу);
– положения деятельностно-личностного подхода (Л.С. Рубинштейн,
А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский);
– основные положения концепции образовательной совместной
деятельности (С.И. Поздеева, Г.Н. Прозументова, Н.В. Волкова, И.Ю.
Малкова, Л.А. Никитина);
– научные разработки в области деятельности учебно-познавательного
характера (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Е.А. Шамонин, П.И. Пидкасистый),
а также образовательной самостоятельности студентов (С.М. Абрамов, Е.А.
Таранчук, О.Н. Ермакова, Л.В. Мезенцева, Г.В. Гордиянова);
В исследовательской работе мы обращались к
следующим методам исследования:
Эмпирические методы: педагогический эксперимент и наблюдение,
анализ экспертных карт и рефлексивных эссе, конструирование
образовательных ситуаций.
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической,
методической и философской литературы.
Гуманитарные исследовательские методы: оценка экспертов,
реконструкции передового опыта, описания феноменологического характера.
Методы диагностики: методы математической и статистической
обработки данных эксперимента, метод диагностики образовательной
мотивации студентов (В.А. Якунин, А.А. Реан), определение ключевых
мотивов деятельности с помощью опросника Л.В. Байбородовой.
Опытно-экспериментальная база исследовательской работы
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Таджикского
государственного педагогического университет им. С. Айни и Таджикского
педагогического института города Пенджикента среди студентов
педагогического факультета. На всех стадиях экспериментальной работы
приняли участие 180 студентов и 20 преподавателей вузов.
Этапы исследования и его организация: В рамках первого, поисково-
теоретического этапа, определяется проблема исследовательской работы,
отбираются и анализируются источники по теме исследования, уточняется
категориальный аппарат и тема исследования.
На втором этапе, опытно-экспериментальном, разрабатываются и
реализуются стадии формирования профессиональной самостоятельности
студентов.
На обобщающем, третьем этапе, анализируются, интерпретируются и
обобщаются полученные в ходе экспериментальной работы результаты,
оформляется диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Охарактеризована содержательная составляющая профессиональной
самостоятельности через ее определение как действие образовательного
характера, которая приобретается и функционирует в рамках
образовательной деятельности, и проявляет себя в личностной
заинтересованности в познавательной деятельности, инициативе, владении
различными методами организации учебной деятельности, стремлению к
личностному и профессиональному самосовершенствованию;
2. Дано обоснование выделенным критериям и уровням формирования
образовательной самостоятельности студентов, среди которых: изменения
ключевых мотивов учебной деятельности студентов, способность к анализу,
определению цели, рефлексии собственной образовательной деятельности,
владение различными методами организации учебного процесса,
презентационные компетенции, сформированность образовательной позиции
относительно образовательной деятельности;
3. Дано обоснование стадиям формирования образовательной
самостоятельности студентов вузов:
– стадия вхождения в образовательный процесс, когда студенты
осознают свое место и роль в организации собственной учебной
деятельности;
– стадия конструирования и реконструкции образовательного процесса, в
рамках которой студенты через рефлексию и анализ изучают, выстраивают и
реконструируют свою образовательную деятельность;
– стадия проектирования образовательной деятельности, когда студенты
начинают самостоятельно формировать собственные основания для
рефлексии и анализа своей деятельности, осуществляют проектирование
своей дальнейшей учебной деятельности, и составляют прогноз на
перспективы.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Было конкретизировано содержание понятия «образовательная
самостоятельность» и выделены ее составляющие:
– мотивационная (основанная на стремлении к самообразовательной
деятельности и мотивах студентов к обучению);
– когнитивная составляющая, характеризует сформированность навыков
к самостоятельному выбору задач и целей деятельности, рефлексии, оценке и
анализу собственной образовательной деятельности;
– деятельностная составляющая, которая предполагает
сформированность активной образовательной позиции, которая выражается в
способности выбирать оптимальные методы организации собственной
образовательной деятельности с учетом конкретной ситуации, проявлении
инициативы.
2. Были определены ключевые уровни и критерии формирования у
студентов высших учебных заведений образовательной самостоятельности,
что позволило осуществить измерение и оценку динамики ее формирования
у студентов.
3. Выявлены и детально рассмотрены особенности формирования
профессиональной самостоятельности студентов при прохождении
последовательных стадий (стадия вхождения в образовательный процесс,
стадия конструирования и реконструкции собственной образовательной
деятельности, стадия проектирования образовательного процесса) с учетом
изменений в способах и формах организации образовательного процесса, в
ходе которого студенты переходят от образовательной совместной
деятельности к самостоятельной работе, как приоритетной, что является
определенным вкладом в развитие концепции совместной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– был разработан и получил практическую реализацию специальный
курс «Самоорганизация образовательной деятельности студентов высших
учебных заведений Республики Таджикистан»;
– был разработан комплект учебно-методического назначения, который
включает в себя учебное пособие на тему самоорганизации образовательной
деятельности студентов, рабочая тетрадь студента и хрестоматию, которые
выполняют роль методического обеспечения спецкурса;
– осуществлена разработка и апробация в рамках образовательного
процесса авторской методики применения деятельностных игр;
– разработан и прошел практическую апробацию диагностический
инструментарий, позволяющий определить уровень формирования у
студентов профессиональной самостоятельности.
Личный вклад соискателя заключается в исследовании и детальном
описании понятия «профессиональная самостоятельность», разработке
содержательной составляющей стадий формирования образовательной
самостоятельности студентов высших учебных заведений, методов и форм,
которые применялись в ходе прохождения данных стадий, диагностических
инструментов, позволяющих определить уровень формирования
образовательной самостоятельности.
Достоверность полученных результатов исследования
подтверждается соответствием программы исследовательской работы ее
задачам и целям, теоретической и методологической базой работы, которая
включает в себя фундаментальные исследования по рассматриваемой нами
математике, а также оптимальным выбором эмпирических и теоретических
исследовательских методов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Под образовательной самостоятельностью мы понимаем действие
образовательного характера, которая осуществляется в рамках
образовательной деятельности, и включает в себя способность к выявлению
проблем своей деятельности с помощью рефлексии, анализа, умения
определять цели и задачи, находить пути их достижения и уметь обосновать
свой выбор, осуществляя тем самым управление своим образовательным
процессом. В состав образовательной самостоятельности входят
мотивационная, деятельностная и когнитивная составляющие.
2. Критериями измерения уровня формирования образовательной
самостоятельности являются:
– способность к определению целей и задач своей образовательной
деятельности;
– сформированность образовательной позиции;
– способность к рефлексии и анализу своей образовательной
деятельности.
Формирование образовательной самостоятельности осуществляется на
реконструктивном, репродуктивном и творческом уровнях.
3. Формирование профессиональной самостоятельности осуществляется
в рамках прохождения следующих последовательных стадий: стадия
вхождения в образовательный процесс, стадия конструирования и
реконструкции образовательной деятельности, стадия проектирования
образовательной деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялось на базе
Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни и
Таджикского педагогического института города Пенджикента среди
студентов педагогического факультета. На всех стадиях экспериментальной
работы приняли участие 180 студентов и 20 преподавателей вузов.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения,
2 глав, заключения и списка использованной литературы. Объём диссертации
160 страниц.
Проведенные нами теоретические изыскания, а также опытно-
экспериментальная часть исследования, которое было посвящено
исследованию формирования профессиональной самостоятельности
студентов, привело нас к следующим выводам.
Переход современной образовательной системы к новым стандартам
обусловил рост требований, которые предъявляются к навыкам студентов в
сфере самообразовательной деятельности и самоорганизации. В этой связи
особую актуальность приобрели вопросы, касающиеся формирования у
студентов высших учебных заведений этих действий и умений, которые
необходимы для самореализации студентов, их личностного и
профессионального самосовершенствования. В ходе работы мы выявили, что
образовательная самостоятельность является одним из таких важнейших
действий образовательного характера.
Образовательную самостоятельность мы рассматриваем как
образовательное действие, которое осваивается и функционирует в рамках
образовательной деятельности, и включает в себя способность к выявлению
собственных профессиональных и образовательных проблем (через
рефлексию и анализ), умение определять задачи и цели своей деятельности,
находить основные направления их достижения, обосновать свой выбор,
осуществлять управление своим образовательным процессом.
Изучение и анализ научных исследований в сфере профессиональной
самостоятельности позволили нам определить ключевые характеристики
содержательной составляющей образовательной самостоятельности
студентов высших учебных заведений, которые включают в себя
формирование субъектной позиции, способность к самоорганизации своей
деятельности, владение способами и методами организации
образовательного процесса, навыки планирования, выбора задач и целей,
рефлексии, анализа и оценивания.
Важным аспектом содержательной составляющей рассматриваемого
нами процесса является наличие тесной взаимосвязи между мотивационной,
когнитивной и деятельностной составляющими. Мы определили показатели
и критерии, которые характеризуют эти составляющие.
В качестве критерия мотивационной составляющей выступает
изменение ключевых мотивов образовательной деятельности студентов
высших учебных заведений – от мотивов личностного характера к мотивам
профессиональным.
Критериями когнитивной составляющей являются способность к
постановке целей и задач, к рефлексии и анализу своей образовательной
деятельности.
Критериями деятельностной составляющей мы определили навыки
организации образовательного процесса, сформированность
образовательной позиции и презентационные компетенции.
Динамика формирования профессиональной самостоятельности
студентов высших учебных заведений отражается через освоение новых
компетенций и умений, что в количественном измерении выражается в
достижении студентов последовательно возрастающих уровней – от
репродуктивного к реконструктивному и творческому.
Репродуктивный уровень предполагает при этом наинизшую степень
освоения определенных показателей, творческий же – наивысшую, при этом
про реконструктивный уровень можно сказать как о переходном этапе
между названными выше уровнями.
Констатирующая стадия экспериментальной работы характеризуется
ведущей ролью репродуктивного уровня формирования образовательной
самостоятельности, что стало подтверждением выдвинутых нами
теоретических предположений об актуальности разработки и практического
осуществления стадий формирования образовательной самостоятельности
студентов вузов.
Проектирование стадий формирования образовательной
самостоятельности основано на идеях гуманитарного подхода и на
положениях педагогической теории совместной деятельности, согласно
которым студент принимает непосредственное участие в выстраивании
своего образовательного процесса через рефлексию, анализ и осмысление в
рамках совместной деятельности.
На основе вышесказанного были выделены главные стадии
формирования профессиональной самостоятельности – стадия вхождения в
образовательный процесс, стадия конструирования и реконструкции своей
образовательной деятельности, стадия проектирования образовательного
процесса. Каждая стадия характеризуется своими задачами и целями, а также
ожидаемым результатом, содержательная составляющая выражается через
формы, средства и методы организации образовательного процесса.
В качестве смыслового ядра содержательной составляющей данных
стадий выступают изменения в характеристиках образовательной
деятельности студентов в процессе формирования их образовательной
самостоятельности: от этапа осмысления собственной роли и места в
образовательной деятельности, которое происходят при вхождении в новую
деятельность, к этапу конструирования и реконструкции собственной
образовательной деятельности и дальнейшему переходу к ее
проектированию. Такой переход обеспечивается применением особых
методов построения образовательной совместной деятельности студентов. К
таким методом мы относим: деятельностные игры, анализ собственного
опыта и написание рефлексивных эссе, ведение дневника самонаблюдения,
моделирование и решения ситуаций образовательного характера.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Таджикского
государственного педагогического университета им. С. Айни и Таджикского
педагогического института в городе Пенджикенте.
Проведенный эксперимент засвидетельствовал позитивную тенденции в
познавательном и личностном развитии студентов. Осуществление
контрольной диагностики в рамках обобщающей стадии экспериментальной
работы подтвердило позитивную тенденцию в изменении уровней
формирования образовательной самостоятельности студентов: например, мы
выявили значительный рост количества студентов, у которых преобладает
творческий уровень формирования образовательной самостоятельности. По
когнитивной составляющей количество студентов с таким уровнем выросла с
7% до 28%, по деятельностной- с 3% до 28%, и по мотивационной – с 8% до
16%, что свидетельствует о бесспорном влиянии содержательных
составляющих разработанных нами стадий на формирование
образовательной самостоятельности.
Подводя итоги, можем констатировать достижение целей и решение
задач, поставленных перед экспериментальным исследованием, что
подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Безусловно, это диссертационное исследование не в состоянии решить
все проблемные аспекты формирования профессиональной
самостоятельности студентов. Перспективными направлениями дальнейших
исследований в данной сфере мы считаем изучение этого образовательного
действия у студентов высших учебных заведений и разработка вопросов
преемственности в организации данного процесса между
общеобразовательной школой и высшим учебным заведениям. Ведь еще в
процессе прохождения школьной практики могут закладываться основы
профессиональной самостоятельности. Помимо этого, считаем актуальным и
интересным исследование роли и влияния личности преподавателя на
процесс формирования профессиональной самостоятельности студентов
высших учебных заведений Республики Таджикистан.
1.Абрамов, М.А. Шотландская философия века Просвещения /
М.А. Абрамов. -М., 2000. – 353 с.
2.Абрамов, С.М. Генезис образовательной самостоятельности
студентоввпроцесседистанционногообучения(напримере
негосударственного гуманитарного вуза): дис.канд. пед. наук: 13.00.01/ С.М.
Абрамов. -Екатеринбург, 2003. – С. 73.
3.Абульханова-Славская, К.А. Проблема определения субъекта в
психологии/К.А.Абульханова-Славская//Субъектдействия,
взаимодействия,познания.(Психологическиефилософские,
социокультурные аспекты). – М.: Московский психолого-социальный
институт; 2001. – С. 36-52.
4.Акулова,О.В.[идр.]Организацияиндивидуально-
ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена:
методические материалы / О.В. Акулова, … – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2007. – 127 с.
5.Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных
технологий, 2003. – 608 с.
6.Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его
закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа,
1980. – 368 с. (46).
7.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. –
М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
8.Байрамов,А.С.Динамикаразвитиясамостоятельностии
критичности мышления у детей младшего школьного возраста: автореф.
дис….д-ра пед. наук / А.С. Байрамов. – Баку, 1968. – 128 с.
9.Баликаева,М.Б.Развитиесамообразованиявусловиях
реализации компетентностного подхода: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /
Баликаева М. Б.. – Омск, 2007. – 169 с.
10.Безгина, Ю.Б. Современные подходы к пониманию термина
«рефлексия» / Ю.Б. Безгина// Альманах современной науки и образования. –
Вып.1. – 2007. – С. 37-41.
11.Бессонова В.Л. Воззрения на профессиональные компетенции
современного учителя в различных странах мира / Е.Н. Бондаренко // Высшее
образование сегодня. – №1, 2009. – С. 42-44.
12.Блиева, Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции
будущегоспециалиста/Ф.И.Блиева//ВестникАдыгейского
государственного университета. – Вып. 3.- 2007. – С. 132-138.
13.Богоявленский, Д.Н. Приёмы умственной деятельности и их
формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. –
1969. – № 2. – С. 25-38.
14.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И. Божович – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
15.Бондарев,П.Б.Современныепедагогическиетехнологии
развитияобразовательнойсамостоятельностистаршеклассников/П.Б.
Бондарев, В.Е. Курочкина // Общество: социология, психология, педагогика..
– 2017. -№ 12 – С. 179-182.
16.Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение /
А.В. Брушлинский. – Воронеж, 1996. – 392 с.
17.Буданов А.В. Интегративный подход как теоретическая основа
профессионально-личностногостановлениябудущегопедагогав
университете: монография / А.В. Буданов – СПб., 2001. – 264 с.
18.Буланова-Топоркова, М.В./ Педагогика и психология высшей
школы: учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д.
Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
19.Варданян, М.Р. Практическая педагогика: учебно-методическое
пособие на основе метода кейс-стади / М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И.
Черкасова, Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 188
с.
20.Вербицкий,А.А.Активноеобучениеввысшейшколе:
контекстный подход / А.А.Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
21.Войтенко,А.А.Управлениепедагогическимпроцессом
переподготовки специалистов как средство повышения его эффективности /
А.А. Войтенко. – Л., 1999. – 155 с. (80)
22.Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.
Эльконина -В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М.: Изд-во Рассказов А.И.,
2004. – 253 с.
23.Воронцов, В.К., Геращенко Л.А. Познавательные барьеры в
обучении, их выявление и преодоление / В.К.Воронцов, Л.А.Геращенко. –
М.: Palmarium, 2014. – 132 с.
24.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций
/ Л.С. Выготский / Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. – Т.3. – 228 с.
25.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 671 с.
26.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский.
– М.: Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.
27.Глазачев С.Н. Самоанализ студентов своей деятельности как
основапрофессиональногосамосохранения/С.Н.Гллазачев//
Сопровождениеличностно–профессиональногоразвитиястудентовв
педагогическом вузе: научно–методическое пособие / Отв.ред. С.Н. Глазачев,
В.И. Богословский, В.В. Семикин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2012. – 158 с.
28.Гордиянова, Г.В. Развитие образовательной самостоятельности
студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: дис.канд. пед. наук:
13.00.08/ Г.В. Гордиянова. – Омск, 2016. – 171 с.
29.Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления,
проблемы/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. –
342 с.
30.Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. –
UNESCO, 1996. – С. 24.
31.Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей / А.
Дистервег/ Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С.
136-203.
32.Ейст, Н.А. Интроспекция и непосредственный личный опыт
учащихся в учебном процессе / Н.А. Ейст// Труды 6-й международной
научно-практическойИнтернет-конференции«Преподавательвысшей
школы в XXI веке». – Сборник 6. -Ч. 1. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 359-363.
33.Ермакова О.Н. Учитель как носитель гуманитарной культуры:
традиции российского учительства и современность /О.Н. Ермакова //
Гуманитарная культура учителя. – СПб., 2002. – С. 32-42.
34.Ермакова, О.Н. Воспитание образовательной самостоятельности
будущегоучителясредствамипредметно-дидактическогокомплекса
педагогических дисциплин: дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Н. Ермакова. –
Магнитогорск, 2007. – 180 с.
35.Загвязинский,В.И.Методологияиметодыпсихолого-
педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд. –
М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
36.Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология/ Т.П.
Зинченко/. – М.; Воронеж: МО-ДЭК, 2000. – 608 с.
37.Игнатович,С.С.Образовательнаясамостоятельность
современных старшеклассников: опыт эмпирического исследования / С.С.
Игнатович, В.К. Игнатович, И.Г. Галушко// Непрерывное образование: XXI
век. – 2016. – Вып. 3 (15). – С. 1-10.
38.Калачикова, О.Н. Метод кейс-стади: методические материалы /
О.Н. Калачикова. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2005. – 86 с.
39.Кант, И. Сочинения / И. Кант. – М., 1965. – Т. 4, Ч. 2. – С. 133.
40.Кессиди, Ф. Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – СПб.: Алетейя, 2001. – С.
92.
41.КимН.П.Педагогическиеусловияформирования
профессионально важных качеств слушателей учебных заведений МВД РК /
Н. П. Ким // Вестн. КарГУ. Сер. Педагогика. – 2004. – № 3. – С. 37-42.
42.Ковалев, Б.П. Психология школьного конфликта: социально-
перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева,
Л.А. Семчук. -Гродно: ГрГУ, им. Я. Купалы, 2001. – 171 с
43.Коджаспирова,Г.М.Педагогическийсловарь/Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия»,
2000. – 176 с.
44.Коменский Я.А. Великая дидактика. СПб.: Типография М.М.
Котомина, 1975. – 688 с.
45.Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский. – М:
Педагогика, 1987. – 412 с.
46.Крутецкий,В.А.Психология/В.А.Крутецкий.-М.:
Просвещение, 1980. – 352 с.
47.Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин.
– М: Русский язык, 2005. – С. 78.
48.Кулюткин,Ю.Н.Рефлексивнаярегуляциямыслительных
действий// Психологические исследования интеллектуальной деятельности/
Ю.Н. Кулюткин; под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. –
С. 22-28.
49.Лебедева,К.С.Дневниксамонаблюдений-эффективный
инструмент формирования образовательной самостоятельности будущего
педагога / К.С. Лебедева // Мир науки, культуры и образования. – 2016 – № 1
(56). – С. 34-37
50.Лебедева, К.С. Технология формирования образовательной
самостоятельности у будущих педагогов / К.С. Лебедева // Вестник ТГПУ
(TSPU Bulletin). – 2015. – №12 (165). – С. 42-47.
51.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.
Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 130 с.
52.Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема
качества мотивации / Д.А. Леонтьев// Вестник Московского университета. –
2016. – № 2. – С. 3-18.
53.Лернер, И. Я. Проблемное обучение /И.Я. Лернер. – М.: Учпедгиз,
1974. – 193 с.
54.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.
Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
55.Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.,
1981. – С. 3 – 18.
56.Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного
маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной
деятельности. Автреф. дис…. канд. пед. наук. Омск, 2001. – 22 с.
57.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А.Ф.
Лосев. – М., 2000. – 960 с.
58.Малкова,И.Ю.Концепцияипрактикаорганизации
образовательного проектирования в инновационной школе: дис.д-ра пед.
наук / И.Ю. Малкова. – Томск, 2008. – 286 с.
59.Мамардашвили,М.К.Эстетикамышления/М.К.
Мамардашвили. – М.: Моск. шк. полит.исследований, 2000. – 416 с.
60.Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути / М.К.
Мамардашвили. – СПб., 1997. – 571 с.
61.Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути / М.К.
Мамардашвили. – СПб., 1997. – 571 с.
62.Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. –
М., 1996. – 312 с.
63.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Спб.: Питер,
2002. – 478 с.
64.Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. –
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
65.Мезенцева, Л.В. Развитие образовательной самостоятельности
студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса:
дис.канд.пед.наук: 13.00.08 / Л.В. Мезенцева. – Шадринск, 2009. – 209 с.
66.Метод. Памятная записка Песталоцци./ Я.А. Коменский, Д. Локк,
Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В.М.
Кларин. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
67.Мякишев Г.М.. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение / Г.М. Мякишев. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
68.Никитина, Л. А. Образовательные ситуации в методической
подготовке как средство становления исследовательской компетентности
педагога / Л.А. Никитина // Образование и наука. Известия Уральского
отделения академии образования. – 2010. – № 5. – С. 15-24.
69.Никитина, Л.А. Подготовка студентов к исследовательской
работе: опыт и феномен образовательной событийности / Л.А. Никитина/
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация
образовательных инноваций. Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2009. –
С. 80-100.
70.Никитина, Л.А. Становление исследовательской компетентности
в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях
инновационного развития образования: дисс.д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Л.А.
Никитина. – Барнаул, 2014. – 450 с.
71.Новиков,А.М.Научно-экспериментальнаяработав
образовательномучреждении/А.М.Новиков.-М.:Ассоциация
«Профессиональное образование», 1998. – 134 с.
72.Павлова, А.М. Педагогические особенности сопровождения
студентов вуза по формированию у них навыков самоорганизации / А.М.
Павлова// Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 7. – С.
2.
73.Переход к Открытому образовательному пространству. Ч.1.
Феноменология образовательных инноваций: коллективная монография /
Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. – 484 с.
74.Песталоцци, И. Аксиомы/ Иоганн Песталоцци // Народное
образование. -2002. -№ 4. – С. 225-238.
75.Петрова, Г.И. «Забота о себе»: технология или антропология?/
Г.И. Петрова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2009. – №2 (6). – С. 133.
76.Петровский,В.А.Личностьвпсихологии:парадигма
субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д, 1996. – 512 с.
77.Поздеева, С.И. Начальная школа – пространство совместной
деятельности/ С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного
педагогического университета. – 2003. – Вып. 2. – С. 106.
78.Прозументова, Г.Н. Проблема субъекта совместной деятельности
в образовательном проектировании / Г.Н. Прозументова, И.Ю. Малкова//
Сибирский психологический журнал. -2007. — №26 – С. 170-174.
79.Прозументова, Г.Н. Смыслопорождение как образовательная
инновация/ Г.Н. Прозументова, О.Н. Калачикова/ Переход к Открытому
образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных
инноваций. – Томск, 2009. – С. 141-143.
80.Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности / Г.С. Прыгин. –
Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. – 408 с.
81.Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и
педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. –
432 с.
82.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /
К.Р. Роджерс; пер. с англ. М. М. Исениной. – Москва: Прогресс: УНИВЕРС,
1994. – 480 с.
83.Романов,А.М.Педагогическиеусловияформирования
смыслообразующеймотивациистудентоввузавинфоормационно-
образовательной среде: монография / А. М. Романов. – М.: Элит, 2009. – 344 с.
84.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
– СПб: Питер, 2002. – 720 с.
85.Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и
технологии / В. В. Сериков. – Волгоград: Изд-во ВГПУ, 1994. – 152 с.
86.Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. –
272 с.
87.СимоновВ.П.Педагогическийменеджмент.Ноу-хаув
образовании: учебное пособие. – М., Высшее образование, Юрайт-Издат,
2009. – С. 174.
88.Скок Г.В. Особенности организации научно-исследовательской
работы студентов при подготовке к профессиональной мобильности / С.В.
Нужнова, С.А. Осипенко // Инновации в науке и образовании / Сборник
трудов преподавателей Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» // Под
ред. О.В. Климовой. – Троицк: ТФ ЧелГУ, 2014. – С.47-55.
89.Стрюкова, Г.А. Математические основы психологии / Г.А.
Стрюкова. – Ульяновск, 2013. – 92 с.
90.Таранчук,Е.А.Организационно-педагогическиеусловия
формированияобразовательнойсамостоятельностистудентов
педагогического вуза: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Таранчук. –
Красноярск, 2008. – 212 с.
91.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т./К.Д.
Ушинский. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 414с.
92.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский. – М-Л.:
Издательство АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 – 440 с.
93.Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и
нем. / В. Франкл; под общ.ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс,
1990. – 368 с.
94.Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
95.Фуко, М. Дискурс и истина / М. Фуко // Логос. – 2008. – № 2. – С.
159-262.
96.Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-
методическое пособие / А.В.Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос», 2013. –
73 с.
97.Черняк, В.Д., Черняк, М.А. Буктрейлер /В.Д. Черняк, М.А.
Черняк // Массовая литература в понятиях и терминах. – Наука, Флинта, 2015.
– 250 с.
98.Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Уч.
пособие для студ. высших уч. заведений. М.: Академия, 2006. – 384 с.
99.Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика
развития / Под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск, 1997. – Кн. 1. – 79 с.
100.Щедровицкий, Г.П. Игра и игровые формы организации
мыследеятельности с системомыследеятельностной точки зрения / Г.П.
Щедровицкий// Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Из
архива Г.П. Щедровицкого [Электронный ресурс]. – М., 2004. -Т. 9 (1).
101.Щедровицкий, Г.П. Игра и игровые формы организации
мыследеятельности с системомыследеятельностной точки зрения / Г.П.
Щедровицкий// Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Из
архива Г.П. Щедровицкого [Электронный ресурс]. – М., 2004. -Т. 9 (1).
102.Щедровицкий,Г.П.Организационно-деятельностнаяигра.
Сборник текстов (2)/ Из архива Г.П. Щедровицкого. – М.: Наследие ММК,
2005. – Т 9 (2). -320 с.
103.Экспертизаобразовательныхинноваций/Подред. Г.Н.
Прозументовой. -Томск, 2007. – 127 с.
104.Якиманская,И.С.Технологияличностно-ориентированного
образования / И.С.Якиманская. – М.: Наука, 2000. – 348 с.
105.Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification
of educational goals: Handbook I, cognitive domain / B.S. Bloom. – New York:
Longman, 1956. – р. 153.
106.Cooper, J. Stoic Autonomy. / J. Cooper// Social Philosophy and
Policy. – 2003. – № 20. – Р. 29.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!