Организационно-педагогические особенности дистанционного обучения в вузах Республики Таджикистан

Хофизов Алишер Мадазимович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Дидактическая обоснованность дистанционного обучения в
педагогической науке ……………………………………………………. 16
§1.1. Теоретические основы дистанционного обучения в
педагогических исследованиях ……………………………………………. 16
§1.2. Инфраструктурный аспект дистанционного обучения в
педагогических исследованиях ……………………………………….. 31
§1.3. Практика осуществления дистанционного обучения в вузах
Республики Таджикистан …………………………………………. 47
Выводы по 1 главе ……………………………………………………. 62
Глава 2. Дистанционное обучение как фактор развития самостоятельно-
поисковой познавательной деятельности студентов ……………….. 65
§2.1. Самостоятельно-познавательная нацеленность содержания
дистанционного обучения…………………………………………… 65
§2.2. Моделирование организационно-технологического аспекта
дистанционного обучения …………………………………………….. 81
§2.3. Эффективность применения содержания и технологии
дистанционного обучения, нацеленного на развитие самостоятельно-
поисковой познавательной деятельности студентов ……………………. 98
Выводы по 2 главе …………………………………………………………. 118
Заключение ………………………………………………………………. 122
Приложение………………………………………………………………… 133
Список литературы …………………………………………………………. 135

Во введении обоснована актуальность темы и описана степень ее
разработанности,сформулированыцели,задачи,объект,предмети
методология исследования, отражены научная новизна, теоретическая и
практическая значимость полученных результатов, приведены данные об
апробации и публикациях результатов работы.
В первой главе «Дидактическая обоснованность дистанционного
обучения в педагогической науке» рассмотрены теоретические основы
дистанционногообучениявпедагогическихисследованиях,
инфраструктурный аспект дистанционного обучения в педагогических
исследованиях, а также изучена практика осуществления дистанционного
обучения в вузах Республики Таджикистан. В современной системе
образования дистанционное обучение (ДО) является состоявшимся фактом.
Исторически, процесс формирования дистанционного обучения разделяется
исследователями на четыре основных этапа.

Специфика дистанционного обучения, заключающаяся в активном
использованиипередовыхинформационно-коммуникационныхи
мультимедийных технологий, а также передовой педагогической мысли,
существенно влияет на состав ее дидактических характеристик и принципов.
Выделяютсядваосновныхфактораинфраструктурногоаспекта:
технологический и компетентностный.
Наиболее популярной и актуальной технологией в современной системе
дистанционного образования является сетевая технология (рис. 1).
ТВ-Сетевые
Кейс-технологитехнологи
технологииии
использование
комплектование
наборов (кейсов)сети Интернет
использованиекак для
текстовых учебно-эфирных,
методическихобеспечения
кабельных истудентов
материалов икосмических
рассылка ихучебно-
системметодическим
обучающимся длятелевидения
самостоятельногоматериалом, так
изучения (си для
консультациями уинтерактивного
преподавателей–взаимодействия
консультантов вмежду
региональныхпреподавателями
центрах)и обучаемыми
Рисунок 1 – Основные технологии организации дистанционного
обучения
Одним из ключевых понятий организации дистанционного обучения
является организация информационной образовательной среды в вузе (рис.
2).

Уровень программных
Уровень
Уровень аппаратныхсредств и
коммуникационных
средствинформационных
технологий
систем

Организационно-
Уровень технологий
функциональныйРесурсный уровень
образования
уровень

Рисунок2–Структураинформационно-образовательнойсреды
учебного заведения
Наличие сетевой (Web) инфраструктуры в системе дистанционного
обучения, позволяет организовать такой его вид, как систему онлайнового
обучения.
При использовании сетевых технологий дистанционное обучение может
проходить по двум типам моделей «онлайновом» и «оффлайновом».
Сетевые технологии позволяют выполнять совместные проекты в
группах.
На2007годрядэкспертовоценивалисостояниесистемы
дистанционного обучения в Республике Таджикистан, как имеющее широкие
перспективы с учетом географического положения страны и ее гористой
местности. Но в тот период государство не в полной мере могло обеспечить
финансирование дистанционного обучения.
Технологическийбазисдлявнедрениясистемыдистанционного
обучения в Республике Таджикистан был сформирован в результате
претворения в жизнь положений Государственной стратегии Республики
Таджикистан «Информационно-коммуникационные технологии для развития
Республики». Наряду с этим был принят также ряд других важных
документов.
На 2010 год, на основе принятых нормативно-правовых актов было
начато внедрение системы ДО в рамках проектов дистанционного
образованияврядевысшихпрофессиональныхучебныхзаведений
Республики Таджикистан.
Национальнымфлагманомвнедренияпринциповитехнологий
дистанционного обучения стал Таджикский технический университет им. М.
Осими. Особым вкладом в общую систему дистанционного обучения
Республики Таджикистан, который внес ЦДО ТТУ, явились разработка
первыхдействующихпрототиповобразовательнойкомпьютерной
информационной системы.
В 2012 году вопрос внедрения пробной системы в систему высшего
профессионального образования в Республике Таджикистан стоял довольно
остро. При определении подходов к внедрению дистанционного обучения в
систему высшего профессионального образования Республики Таджикистан,
в стране был определен целый ряд мер, направленных на более эффективное
использование ДО.
Вторая глава «Дистанционное обучение как фактор развития
самостоятельно-поисковойпознавательнойдеятельностистудентов»
посвященапрактическимвопросамсамостоятельно-познавательная
нацеленностисодержаниядистанционногообучения,моделирования
организационно-технологического аспекта дистанционного обучения, а
также эффективности применения содержания и технологии дистанционного
обучения,нацеленногонаразвитиесамостоятельно-поисковой
познавательной деятельности студентов. Одной из основных характеристик
дистанционных образовательных технологии является их направленность на
самостоятельнуюработустудентов,котораянаходитсяпод
целенаправленным руководством со стороны преподавателей.
Основные цели использования СДО, нацеленные на самостоятельно
познавательную деятельность заключаются в формировании умений работать
с информацией, исследовательских умений, умений принимать оптимальные
решения, развитие коммуникативных способностей.
В системе образования Республики Таджикистан уже несколько лет
внедряются системы дистанционного обучения на основе Moodle, с разной
степенью внедрения составляющей самостоятельно-познавательной работы
студента или ученика школы.В дидактическом плане самостоятельно-
познавательного содержания дистанционного обучения прослеживается
необходимость составления индивидуального учебного плана студента,
который также легко реализовывается в электронной форме.
Значительная роль остается за преподавателем, или как его называют в
данной системе обучения – тьютером.
Эффективность работы научных коллективов вузов по развитию
качества самостоятельности у студентов достаточно низка, и, как следствие,
недостаточен уровень стремления к самостоятельному познанию.
Всовременнойобразовательнойсистеме,самостоятельно-
познавательнаянацеленностьсодержаниядистанционногообучения
находится на стыке электронного и дистанционного обучения.
В системе дистанционного обучения широко используются теории,
технологии, телекоммуникационные сети и программно-информационное
обеспечение различного назначения.
Процесс создания организационной системы дистанционного обучения
подразумеваетналичиеэтапов:подготовительный,основнойи
завершающий. Весь спектр предлагаемой организации и функционирования
СДО можно свести к трем основным моделям.
В качестве средств обучения могут использоваться, как традиционные
их виды (учебники, бумажные пособия), так ИКТ (электронные учебники,
библиотеки, обучающие программы и т.д.).
Вариативностькейс-технологическогопутиорганизации
дистанционного обучения заключается наличии или отсутствии у учебного
заведениявеб-сайтадляразмещениянанемучебно-методических
материалов.
Основойвсейсистемыдистанционногообученияявляется
информационная программная реализация комплексного назначения.
Технологической методикой формирования и воплощение модели
электронного учебного курса в реальный дидактический материал является
проектирование.
Организационно-технологический блок общей модели дистанционного
обучения, являющейся одной из частей учебного курса, нам представляется
следующим образом (рис. 3)

Рисунок 3 – Организационно-технологический блок общей модели
дистанционного обучения
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная
деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Обучаясь в системе
дистанционного обучения студент, для выполнения задания учебной
программы, практически всегда вынужден заниматься самостоятельно, но
при целенаправленном руководстве со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в рамках системы дистанционного
обучения в вузе состоит из двух аспектов: социально-значимого аспекта и
психолого-дидактического аспекта.
В Таджикском государственном университете коммерции введены в
программу электронные версии учебников по дисциплинам, текстов лекции,
задания для практических занятий, заданий для самостоятельных работ, а
также комбинированные тесты для контроля знаний студентов.
Практическое внедрение дистанционных технологий в образовательный
процесс вуза выявили их важный аспект, связанный с социально-
психологическим процессом адаптации первокурсников в вузе.
Эффективность современных средств электронного сопровождения
учебных процессов зависит и успешность вхождения студентов младших
курсов в новый для них режим обучения.
Анализ отчетов самообследования вузов г. Душанбе показал, что вопрос
эффективности дистанционного обучения в дидактико-методологическом
плане,оказывающимвлияниенасамостоятельно-познавательную
деятельность студентов, ведется в контексте организации и применения
интерактивных методов обучения.
Согласно анализу отчетных документов вузов Республики Таджикистан,
на примере Таджикского государственного медицинского университета им.
Абуали ибни Сино внедрена и функционирует автоматизация процесса
определения удовлетворенности обучающихся качеством образовательных
программ.
По результатам проведенного исследования нами сделаны следующие
выводы и обобщения:
Дистанционноеобучениевсовременнойсистемевысшего
профессионального образования является сформировавшейся и активно
применяющейсяформойпередачизнаний.Несмотрянато,что
преподаватель и студент могут находиться на значительном расстоянии друг
отдруга,уровеньразвитиясовременныхинформационно-
коммуникационныхиметодико-дидактическихтехнологийпозволяет
получать образование по уровню ничем не уступающее традиционному.
Необходимо четко понимать, что дистанционное обучение не является
самообразованием. В даннойсистеме фактор преподавателя иего
взаимодействия со студентом играет важнейшую роль.
Среди подходов к определению дистанционного выделяются три
основных фактора: расстояние, технология и образовательный процесс.
Дидактическая система дистанционного обучения, помимо семи
элементов традиционной дидактической системы, таких как цель обучения,
обучаемые, обучающие, методы обучения, средства обучения, формы
обучения, включает еще четыре дополнительных элемента: нормативно-
правовой, финансово-экономический, идентификационно-контрольный и
маркетинговый.
Одной из основ современной системы дистанционного обучения
являетсяактивноеиспользованиеинформационно-коммуникационных
технологий. Именно этот факт, во многом, и делает уровень образования,
получаемого в рамках СДО достаточно высоким, при довольно гибкой
вариативности непосредственного процесса занятий.
В связи с этим появляется необходимость создания особого вида
дидактики и специализированной методологии, учитывающей специфику ДО
и учета ее как части общей педагогической науки.
Характерными чертами дистанционного обучения в современных
условиях стали модульность, гибкость, экономическая эффективность, новая
рольпреподавателя,параллельность,охват,экономичность,
технологичность, социальное равноправие, легкость обновления содержания
ивозможностиархивациистарогоматериала,стимулирование
самостоятельности в обучении, интернациональность.
При современном дистанционном обучении решающее значение имеет
учебно-материальная база. Исходя из активного применения в системе
дистанционного обучения ИКТ, следует и особенность применяемых в нем
средств, где помимо традиционных учебно-дидактических материалов
активноиспользуютсяэлектронныеисетевыеучебныематериалы,
компьютерные обучающие системы, аудио и видео учебно-информационные
материалы, дистанционные лабораторные практикумы, тренажеры, базы
данных, знаний и электронные библиотеки с возможностью удаленного
доступа, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем
и т.д.
Инфраструктура дистанционного обучения и разработка его курсов
базируется и зависит от уровня развития трех основных технологий,
входящих в общую систему ДО:
 кейс-технологии;
 ТВ-технологии;
 сетевые технологии.
Принцип процесса предоставления учебного материала в рамках СДО
выглядит как цепочка: источник учебных материалов -> средство связи ->
учащийся. В менее развитой системе ИКТ эта передача происходит по
средства служб доставки корреспонденции, либо непосредственно при
контакте студента и преподавателя. В системе продвинутых и развитых
информационно-коммуникационныхтехнологийучебныематериалы
доставляются к обучающемуся лицу по средствам специальной сети вуза, но,
зачастую, через подключение к глобальной сети Интернет.
При сетевом построении процесса обучения СДО, важную роль
начинает играть организация в вузе информационно-образовательной среды,
или, как это понятие встречается во многих источниках, электронной-
информационно-образовательной среды. ИОС представляет собой систему,
состоящую из нескольких уровней, соответствующих уровням организации
образовательного пространства.
Непосредственно дидактическую составляющую ИОС представляют
собой электронные образовательные ресурсы (цифровые образовательные
ресурсы), куда входят большое количество объектов, моделей и технологий.
Наша модель предоставления учебных материалов обучающемуся лицу
представляет собой последовательность:
ИОС -> Сетевые технологии -> Обучающееся лицо.
Наиболее популярной сетевой технологией в системе дистанционного
обучения на сегодняшний день является Интернет.
Наши исследования показали, что ИОС не является исчерпывающим
понятием для всех инфраструктурных факторов дидактического характера
для СДО. Наиболее подходящим для понимания инфраструктурного аспекта
системы дистанционного обучения может являться понятие информационно-
предметной среды, которая отличается от информационно-образовательной
среды более широкое понимание элементов, включающихся в ее состав.
Происходящие сегодня изменения в системе образования современного
обществахарактеризуютсяпереходомотобучениявзакрытой
образовательной среде к «сетям знаний» – открытой образовательной среды.
Развитие технологии «e-learning» способствовало развитию нового
направления в педагогике – «e-pedagogy» – «электронная педагогика»,
которое потребовало от преподавателей развития ИКТ-компетенций.
ПервыепопыткивнедренияСДОвсистемувысшего
профессионального образования в Республике Таджикистан были отмечены
в 1998 году. Понимание и широко внедрение системы данного вида
обучения, в целом началось только с 2007 года. Но еще в 2010 году СДО в
Республике Таджикистан характеризовалась как трансграничной форма
обучения и новая форма получения знаний в образовательной системе
республики, основанная на ИКТ.
После принятия целого ряда национальных нормативно-правовых
документов,атакженосящихмеждународныйхарактер,проекты
дистанционногообучениястартоваливТаджикскомтехническом
университете, Таджикском государственном коммерческом университете,
Российско-Таджикском (славянском) университете и Технологическом
университете.
Среди первоочередных и основных мер, направленных на внедрение
дистанционногообучениявсистемувысшегопрофессионального
образованияРеспубликиТаджикистанможноназватьвнедрение
информационно-коммуникационных технологий и разработку и внесение
соответствующихизмененийидополненийвнормативно-правовую
документацию Департамента аттестации, аккредитации и лицензировании
учебныхзаведенийприМинистерствеобразованияРеспублики
Таджикистан.
Одной из технологических основ системы дистанционного обучения в
РеспубликиТаджикистанрассматриваласьнациональнаянаучно-
образовательная компьютерная сеть «TARENA» и Республиканская система
информационно-образовательных ресурсов.
В Государственной стратегии по развитию ИКТ в Республике
Таджикистансредиосновныхнаправленийдеятельностивсфере
образования и науки означалось и внедрение системы открытого образования
с применением дистанционных технологий обучения на всех его уровнях.
СредиотрицательныхфакторовразвитияСДОвРеспублике
Таджикистан можно назвать недостаточное развитие в стране использования
сети Интеренет. Другим фактором является низкая оценка компетентности и
уровня подготовки будущих педагогов в направлении моделирования,
созданияивнедренияэлектронныхдидактическихматериаловв
образовательный процесс.
Однойизхарактерныхчертдистанционныхобразовательных
технологий является их большая ориентированность на самостоятельную
работу студентов. Этот фактор представляет собой одно из основных
условий эффективной организации процесса обучения, а также выходом из
возникающего в современной системе образования.
Помимо традиционных форм самостоятельной работы, в рамках
дистанционного обучения, основанного на сетевой технологии у студента
появляются и новые формы, такие как: работа с персональным компьютером,
работа с электронными дидактическими материалами, поиск необходимой
информациив сетиИнтернет. Таким образом, применение любой
инновационной ИКТ технологии в обучении или самостоятельной работе
студентов требует от самих обучающихся обладание определенным наборов
компетенций в области владения информационно-коммуникационными
технологиями.
Широкоераспространениевсовременныхэлектронных
образовательныхидидактическихматериалах,направленныхна
самостоятельно-познавательнуюдеятельностьстудентаполучили
мультимедиа технологии.
Несмотря на большое количество классификаций СДО, с учетом
технологического, содержательного иорганизационногокомпонентов,
выделяются три основные модели данного вида обучения:
1) модель смешанного обучения
2) модель «Удаленная аудитория»
3) модель сетевого обучения.
Эти модели, с различными сочетаниям типов коммуникаций и средств
коммуникаций могут быть развернуты в дополнительные девять моделей.
Организационно-технологический аспект дистанционного обучения
выделяет три основных типа технологий, применяемых в СДО в вузах:
неинтерактивныетехнологии,средствакомпьютерногообучения,
видеоконференции.Каждаяизэтихтехнологийобладаетсвоими
характеристиками.
Нам удалось выделить целый комплекс компонентов, составляющих
организационно-технологический блок модели СДО в основе которого лежит
информационнаяпрограммнаяреализациякомплексногоназначения,
называемая электронным учебным курсом. Технологической методикой
формирования и воплощение модели электронного учебного курса в
реальный дидактический материал является проектирование.
Основным элементом электронного учебного курса можно считать
электронныйучебник,которыйобладаетдвумятипамимоделей:
гипермедийной и мультимедийной.
В качестве рассмотрения примера реализации модели организационно-
технологического аспекта дистанционного обучения, нами был выбран
порталдистанционногообученияТаджикскогогосударственного
педагогического университета имени С. Айни.
Сорганизационно-техническойсторонымодельпорталов
дистанционного обучения высших профессиональных учебных заведений
РеспубликиТаджикистанпредставляетсобойтрадиционнуюмодель
электронных порталов СДО, относящуюся к сетевому типу. Согласно
приведенным выше аргументам, мы склонны полагать, что сама база таких
моделейявляетсявполнеприемлемойдлясистемывысшего
профессионального образования страны, однако, нуждается в дальнейшем
развитии и большей технологизации для расширения интерактивных
возможностей обучения.
Практический опыт показал, что для развития самостоятельно-
познавательной работы студента существует необходимость разработки для
этих целей тематических электронных ресурсов в системе Moodle и
размещения их на соответствующих сайтах вузов.
Практическоевнедрениедистанционныхтехнологийв
образовательный процесс вуза выявили их важный аспект, связанный с
социально-психологическим процессом адаптации первокурсников в вузе.
Успеваемость и активность самостоятельной познавательной деятельности у
студентов в значительной степени зависит от их морально-психологического
состояния.
Проводимыеисследованияпоказали,чторазвитиесистемы
дистанционного обучения с точки зрения развития самостоятельно-
поисковой работы студента, имеет значительный «запрос снизу», в связи с
чем обладает высоким потенциалом внедрения в образовательный процесс.
Практическаястадияисследованияпооценкеэффективности
применениясодержанияитехнологиидистанционногообучения,
нацеленногонаразвитиесамостоятельно-поисковойпознавательной
деятельности студентов в высших профессиональных учебных заведениях
Республики Таджикистан показала следующие результаты.
В вузах республики наблюдается рост популярности дистанционной
формы обучения.
52% из числа опрошенных преподавателей считают свои навыки
работы на компьютере отличными, 39% считают свои навыки нормальными,
6% опрошенных считают свои навыки удовлетворительными, но слабыми и
2.5% не умеют пользоваться компьютером.
Подавляющеебольшинствореспондентов(84%)положительно
оцениваютвлияниеиспользованияинтерактивного(дистанционного)
обучения на уровень профессиональной подготовки учащихся.
Помнениюпреподавателей,эффективностьдистанционного
(интерактивного) обучения состоит в привнесении дополнительного интереса
и увлекательности учебному процессу, предоставлении возможности для
студента проявлять самостоятельность, обучении студентов активности
познания,способствованииорганизацииинтенсивноймыслительной
деятельности преподавателя и учащегося.
Сравниваяответыанкетирования,направленныенавыявление
эффективности применения содержания и технологии дистанционного
обучения,нацеленногонаразвитиесамостоятельно-поисковой
познавательной деятельности обучающихся у студентов дистанционной и
традиционной форм обучения, нами было отмечено, что большинство из них
знакомы с дистанционными и интерактивными методами обучения.
У студентов дистанционной формы обучения такие методики
используются постоянно, в то время как при традиционной (очной форме
обучения) они присутствуют в интерактивной форме иногда.
Студенты обеих форм обучения считают учебу дистанционными
(интерактивными) методами обучения более удобной и интересной.
При этом также подавляющее большинство оценивает положительно
роль подобных методов обучения на уровень профподготовки.
Более 80% респондентов из обоих типов групп отметили высокое
влияние дистанционных (интерактивных) методов обучения на мотивацию к
обучению.
Также большинство студентов традиционной и дистанционной форм
обучения удовлетворены или абсолютно удовлетворены эффективностью
применяемых дистанционных методов (с использованием компьютерных
программ обучения) на самостоятельно-познавательную работу.
Несмотря на то, что проведенные исследования показали достаточно
высокие оценки эффективности использования дистанционных технологий в
процессе обучения в вузах, остается еще большой круг вопросов в данном
направлении, требующих исследования.
В данной диссертации оценка применения дистанционных технологий
в вузах Республики Таджикистан основывалась на анкетировании и опросе.
Однако, более полную картину может дать анализ успеваемости студентов,
основанный на достаточно большой выборке оценочного материала.
К сожалению, в Республике Таджикистан не существует единой базы
данных, которая бы обеспечивала проведение исследований подобного
характера. Руководство вузов либо не спешит идти на встречу, предоставляя
такие данные, либо не может предоставить их в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующие рекомендации:
 СистемадистанционногообучениявРеспубликеТаджикистан
находится все еще в периоде становления, в связи с чем необходимо
выработать единый стандарт электронных образовательных материалов и
форм организации дистанционного обучения в вузах.
 Вопросыразвитияиформированиянациональнойсистемы
дистанционного обучения в высших профессиональных учебных заведениях
необходимовыноситьнауровеньвузовских,межвузовскихи
республиканских конференций с самым широким уровнем участия,
освещения и анализа результатов.
 Усилить работы в направлении создания электронных образовательных
ресурсов, учебников и электронных библиотек в Республике Таджикистан.
Дистанционнаяформаобученияостаетсяоднойизсамых
перспективных форм для Республики Таджикистан, позволяющих студентам
из отдаленных регионов страны обучаться в лучших национальных и
международных вузах, расположенных в столице Таджикистана.
Постановка задачи внедрения СДО Республике Таджикистан со
стороны руководства страны потребует и развития сетевых технологий, что
дастдополнительныйтолчоккразвитиюинформационно-
коммуникационных технологий.

Актуальность темы исследования.
Основным направлением в совершенствовании качества учебного
процесса в высших учебных заведениях является использование
современных технологий обучения. Развитие информационно-
коммуникационных технологий дало новый толчок развитию
дистанционному обучению, сделав его одним из самых перспективных и
эффективных образовательных процессов. Дистанционное обучение в
современных условиях становится одним из самых актуальных видов
образования. Несмотря на то, что оно получило свое интенсивное развитие в
Европе и США еще в 70-х годах ХХ века, дистанционное обучение не смогло
на тот момент конкурировать с традиционными видами обучения.
Основной характеристикой данной формы образования является то, что
оно дает возможность создания системы массового непрерывного
самообучения, а сам процесс получения знаний не зависит от временных и
пространственных поясов. Благодаря активному внедрению в систему
образования новейших информационно-коммуникационных технологий,
именно они стали составлять основу обмена учебной информацией на
расстоянии при дистанционной системе обучения.
Такие преимущества дистанционного обучения, как эффективность,
гибкость, модульность и параллельность отвечают требованиям,
предъявляемым современной жизнью, в которой результаты общественного
прогресса концентрируются в информационной сфере.
Одной из характерных черт современной телекоммуникационной и
информационной эпохи является быстрое устаревание профессиональных
знаний. Вследствие этого, их непрерывное совершенствование и пополнение
является неотъемлемым условием прогресса и конкурентоспособности.
Эта же характеристика ставит перед студентами, как будущими
профессионалами в определенной сфере, задачи овладения навыками
самостоятельного усвоения и критического анализа новой информации и ее
практического применения. При этом особо отмечаются компетенции
владения и использования информационно-коммуникационных сетей, как
источников подобной информации.
Проведенные исследования рынков труда показали, что в
информационном обществе интеллектуальные процессы становятся
массовыми, и более половины работников в развитых странах заняты в сфере
интеллектуальной деятельности. Возросшие информационные потоки и
высокотехнологические производства предъявляют повышенные требования
к работнику XXI века. Повышение квалификации и переподготовка кадров в
большинстве случаев должна проводиться без отрыва от деятельности, что
становится возможным с использованием технологий открытого
образования. Потребителями образовательных услуг являются не только
школьники и студенты, но и значительная часть взрослого населения
развитых стран мирового рынка. В результате в современном мире
отмечается резкое увеличение спроса на образовательные услуги. Именно на
данном фоне и с учетом означенных условий появилась потребность в
дистанционном виде обучения, который, как уже отмечалось,
характеризуется большой гибкостью .
Согласно результатом анализа сектора высшего образования
Республики Таджикистан, проведенного в 2014 году Департаментом
человеческого развития Всемирного банка, в начале 2000-х годов перед
Правительством Республики Таджикистан возникла серьезная проблема,
связанная с растущим спросом на высшее образование. Возросла нагрузка на
высшие образовательные учебные заведения. Количество студентов очных
программ обучения постепенно увеличивалось, начиная с 2005/06 года.
Противоположная тенденция отмечается в случае студентов заочных
программ обучения. В период между 2008/09 и 2011/12 годами количество
студентов заочных программ обучения сократилось на 22%, до уровня
2005/06 года. Причем тенденция увеличения очной нагрузки происходила с
уклоном на центральные и ведущие вузы республики.
Одной из причин недоверия студентов к традиционной системе
заочного образования явилось его несоответствие современным требованиям
образования. В условиях развития коммуникационных технологий в
Республике Таджикистан, а также их глубокого внедрения практически во
все отрасли хозяйствования, включая сферу образования, выходом из
ситуации явилось внедрение системы дистанционного обучения.
Понимая важность данной проблемы, Основатель мира и
национального единства, лидер нации Эмомали Рахмон сделал
рекомендации о переходе на дистанционное обучение. Понятие
«дистанционного обучения» (ДО) было закреплено» в Законе «Об
образовании Республики Таджикистан». Коллегия министерства образования
и науки РТ в 2017 году приняла постановление «Об утверждении Устава
дистанционного обучения в высших профессиональных учебных заведениях
РТ», на основе которого в ряде вузов РТ были организованы отделения
дистанционного обучения. Процесс обучения в рамках ДО во вновь
организованных отделениях или центрах дистанционного обучения, был
установлен согласно «Регламенту дистанционного обучения, в высших
профессиональных учебных заведениях», утвержденный Коллегией
Министерства образования и науки РТ от 29 мая 2017 г.
Сегодня система дистанционного обучения в Таджикистане является
одной из самых активно развивающихся и набирающих популярность среди
студентов в вузах страны. Ее актуальность была также отмечена в период
мировой пандемии, связанной с вирусом COVID-19.
Несмотря на все преимущества, предлагаемые дистанционным
обучением, у него есть и ряд недостатков и особенностей, которые обладают
как общими характеристиками, так и возникающими индивидуально при
внедрении СДО в образовательные системы конкретных стран.
Весь этот спектр проблем и составляет актуальность вопросов,
связанных с изучением организационно-педагогических особенностей
дистанционного обучения в вузах Республики Таджикистан.
Степень разработанности темы исследования. В мировой
педагогической науке вопросы, связанные с внедрением,
функционированием и организацией дистанционного обучения в систему
высшего профессионального образования изучены достаточно хорошо с
точки зрения различных аспектов, как на уровне отдельных исследователей,
так и государственных и международных организаций.
Информация, связанная с общими мировыми тенденциями
использования образовательных технологий, в том числе и проблемы
дистанционного образования, в странах мира, рассматриваются в Докладах
об образовании, а также в программах и докладах Института ЮНЕСКО по
информационным технологиям в образовании и открытым образовательным
ресурсам.
Среди зарубежных специалистов, стоявших у разработки основных
теорий дистанционного обучения и их дальнейшего развития и исследования,
можно назвать Даял Пьяри (Dayal Pyari), П.Дж. Фахи (P.J. Fahy), Б.
Холмберга (B. Holmberg), Майкла Мура (M.G. Moore), О. Петерса (O.Peters,),
Чарльза Ведемейера (Charles Wedemeyer), Дэвида Сюарта (David Sewart)
Майкла Симонсона (Michael Simonson), Десмонда Кигана (Desmond Keegan)
и др.
Дидактические проблемы дистанционного обучения в педагогической
науке рассматривались в работах А.А. Губанова, Е.С. Полата, А.А. Андреева,
Б.Л. Токарского, М.С. Заочинского, Е.К. Николаевой, И.А. Самаровой, С.В.
Чернышенко, Ю.Е. Гутника, А.В. Костюка и др., в том числе проблемы
электронного обучения в исследованиях Н.Н. Кузнецовой, Н.М. Якушева и
др.
Исследованиям вопросов дистанционного обучения с точки зрения
развития самостоятельно-поисковой познавательной деятельности студентов
посвящены труды Ю.В. Ботузовой, В.В. Благодиновой, В.К. Винника, А.А.
Толстеневой, М.В. Моисеевой, Г.М. Троян, А.Ф. Сидоренко, В.Г.
Разумовского, А.Ф. Сидоренко, М.В. Сурковой, Л.М. Сосновских, И.И.
Журавлевой и др.
Анализ научной литературы показал значительное количество статей,
появившихся, в том числе и в последнее время, по тематике, касающейся
проблем теоретических и методологических основ дистанционного обучения,
моделирования и функционирования его организационно-технологического
аспекта, самостоятельно-познавательной нацеленности содержания и
эффективности применения дистанционного обучения и т.д.
Вопрос дистанционного обучения и его организационно-
педагогических особенностей в Республике Таджикистан является
недостаточно разработанным.
Единственным диссертационным исследованием, в котором
рассматривались вопросы, непосредственно связанные с внедрением
дистанционной системы образования в высшие профессиональные учебные
заведения Республики Таджикистан и эффективности его влияния на
подготовку специалистов, является защищенная в 2013 году работа И.С.
Бандаева «Научное обоснование и разработка системы непрерывного
медицинского образования специалистов по семейной медицине в
Республике Таджикистан и изучение ее эффективности». В данной работе на
примере внедрения системы дистанционного обучения в подготовку
специалистов в области семейной медицины исследован спектр
функционирования системы дистанционного обучения и дана оценка его
эффективности путем проведения педагогического эксперимента.
Альтернативных работ, посвященных рассмотрению именно педагогической
стороны оценки системы дистанционного обучения в Республике
Таджикистан, отсутствует.
С другой стороны, значительное количество работ, затрагивающих
проблемы технологической и инфраструктурной организации
дистанционного обучения появились в смежных научных областях. Это
касается исследований в области ИКТ, внедрение их в образовательную
систему Республики Таджикистан, принципы обучения для специализации
студентов в вузах страны с применением ИКТ. Внедрение информационных
технологий в сфере высшего профессионального образования Республики
Таджикистан должны затронуть всю сферу образования, вплоть до
социально-экономических аспектов.
Среди работ таджикских исследователей, представляющих интерес для
тематики данной диссертации, можно отметить такие, как диссертационные
исследования З.Х. Ибодзода «Организационно-экономический механизм
обеспечения инновационного развития вуза на рынке образовательных
услуг», У.Т. Курбоновой «Особенности подготовки будущих педагогов к
моделированию и внедрению в учебный процесс электронных
образовательных ресурсов»; исследовательские статьи, касающиеся тематики
внедрения информационно-коммуникационных в систему высшего
образования РТ М.С. Мирзоева, И.Т. Джонмахмадова, М.А. Джумахонова,
Б.И. Рамазонова, Б.А. Турдибекова, Х. Шодиева и т.д.
Подчеркнем, что в вышеобозначенных работах аспект организационно-
педагогических особенностей дистанционного обучения в вузах РТ
рассмотрен только с определенных позиций и касается лишь ряда
исследуемых вопросов.
Согласно Законам и Постановлениям Правительства Республики
Таджикистан, государственным стандартам образования, наибольшее
акцентирование приходится на информационную часть для
усовершенствования системы дистанционного обучения в области высшего
профессионального образования. И как следствие с внедрением
дистанционного обучения с его организационно-педагогическими моментами
в высших учебных заведениях страны обусловлены в отчетах по итоговым
аттестациям и ежегодных отчетах требуемых от Министерства образования и
науки Республики Таджикистан.
Согласно статистическим данным в сфере образования самым часто
обсуждаемым и актуальным вопросом является «дистанционное обучение»,
есть зафиксированные данные в Агентстве по статистике при Президенте
Республики Таджикистан.
К дистанционному обучению проявляют огромный интерес ученые-
исследователи, сталкиваясь при этом с проблемами по внедрению в систему
образования Республики Таджикистан данного метода обучения. Согласно
анализу деятельности высших учебных заведений, были выявлены проблемы
в педагогической науке и практике по оценки эффективности применения
содержания и технологии дистанционного обучения, нацеленного на
развитие самостоятельно-поисковой познавательной деятельности студентов.
Цель исследования – выявить организационно-педагогические
особенности применения дистанционного обучения и эффективность его
содержания и технологии, формирующих самостоятельно-познавательную
деятельность студентов вузов Республики Таджикистан.
Объект исследования – система высшего профессионального
образования Республики Таджикистан.
Предмет исследования – организация дистанционного обучения в
вузах Республики Таджикистан.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что
организационно-педагогическое содержание дистанционного обучения в
вузах Республики Таджикистан будет способствовать эффективному
формированию самостоятельно-поисковой познавательной деятельности
студентов, если:
− организовать создание электронных образовательных материалов и
электронных образовательных курсов на основе современных технологий;
− активно внедрять в системы высшего профессионального образования
актуальные модели использования методов и моделей дистанционных
обучения на занятиях в вузах Республики Таджикистан;
− обеспечить высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателей,
способствующий разработке и созданию электронных образовательных
курсов и использования сетевых технологий при дистанционном обучении;
− для более эффективного развития самостоятельно-поисковой
деятельности у студентов в рамках дистанционного образования необходимо
формировать у них особые компетенции, связанные с применением ИКТ;
− активизировать мероприятия по созданию информационно-
образовательной среды вузов, средств передачи учебных материалов и
открытых образовательных ресурсов на сетевой основе с целью организации
дистанционного обучения студентов с применением ИКТ.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования был
сформулирован и решен ряд частных научных задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы дистанционного обучения в
педагогических исследованиях.
2. Изучить инфраструктурный аспект дистанционного обучения.
3. Изучить практику осуществления дистанционного обучения в вузах
Республики Таджикистан.
4. Рассмотреть самостоятельно-познавательную нацеленность
содержания дистанционного обучения.
5. Изучить моделирование организационно-технологического аспекта
дистанционного обучения
6. Выявить эффективность применения содержания и технологии
дистанционного обучения, нацеленного на развитие самостоятельно-
поисковой познавательной деятельности студентов.
Методологической основой исследования являются диспозиции
функционирующие в рамках комплексного, информированного и
высококомпетентного подхода, с теоретическими положениями по
педагогике и психологии в образовательной системе, с анализом по теории и
методике информатизации образования, с применением в обучении в вузах
информационно коммуникационных технологий.
Для решения задач методологической основы исследования нами были
использованы следующие методы научного и специального направления:
− Экспериментальные методы (контроль, описание, опрос, мониторинг);
− методы психологического исследования (ретроспективный,
сравнительно-сопоставительный, системный);
− сравнительный анализ обработки данных;
− теоретический анализ научно-педагогической литературы;
− статистический анализ образовательных стандартов, программ
подготовки по информационным и профессиональным дисциплинам.
Наш научно исследовательский анализ проходил в три этапа.
На первом этапе (2016-2017) происходил теоретический анализ, по
изучению учебно-методической литературы, анализировались
первоисточники диссертационного исследования, изучались методы по
внедрению и развитию дистанционного обучения в стране. Далее была
выявлена актуальность темы исследования, определен уровень
разработанности материала, внедрен аппарат исследования и
сформулирована гипотеза.
На втором этапе (2018-2019) рассмотрены базовые модели
дистанционного обучения, изучен их организационно-технический аспект, а
также самостоятельно-познавательная нацеленность содержания
дистанционного обучения. На этой основе обосновано место самостоятельно-
познавательного содержания дистанционного обучения на стыке
дистанционного и электронного видов обучения, определена схема
внедрения организационно-технических моделей дистанционного обучения в
систему высшего профессионального образования, разработан
организационно-технологический блок общей модели дистанционного
обучения, приемлемые для системы высшего профессионального образования
Республики Таджикистан.
На третьем этапе (2020-2021) изучены статистические и отчетные
документы вузов Республики Таджикистан и осуществлен анализ и
диагностика существующих ранее проводимых исследований по оценке
самостоятельно-познавательной нацеленности содержания дистанционного
обучения и эффективности применяемых в ней технологий на примерах
вузов Республики Таджикистан. Далее был произведен обзор с
интерпретацией полученных данных, проведена обработка результатов на
материалах исследования, предложены практические рекомендации и общие
выводы на базе исследования. При завершении оформления диссертационной
работы нами были определены перспективы изучения исследуемой
проблемы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) разработаны теоретические и методологические концепции
образовательного процесса вуза в рамках системы дистанционного обучения;
2) проанализированы существующие модели внедрения и применения
системы дистанционного обучения и эффективность их влияния на
самостоятельно-познавательную активность студентов, применяемые в вузах
Республики Таджикистан;
3) разработан организационно-технологический блок общей модели
дистанционного обучения;
4) разработаны рекомендации дальнейшего усовершенствования при
внедрении дистанционного обучения в систему высшего профессионального
образования Республики Таджикистан.
Теоретическая значимость исследования:
1. Внесен дополнение в теоретические и практические применения СДО в
высшем профессиональном образовании Республики Таджикистан.
2. Выявлена высоко эффективность внедрения дистанционного обучения
на мотивационную деятельность и самостоятельную активность студентов.
3. Выявлен инфраструктурный аспект успешного внедрения
дистанционного обучения в систему высшего профессионального образования
Республики Таджикистан.
4. Выделен комплекс компонентов, составляющих организационно-
технологический блок модели системы дистанционного обучения.
5. Расширены научно-методические представления о процессе применения
внедрения дистанционного обучения в вузе, основанные на роли
информационно-коммуникационных технологий и уровне профессиональной
подготовки преподавателей и студентов, позволяющие оптимизировать
решение комплекса научно-практических проблем применения системы
дистанционного обучения в образовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на
базе научных исследований полученных в результате нашей диссертационной
работы даст возможность эффективно функционировать дистанционному
обучению в высших учебных заведениях, позволяя студентам более
действенно формировать мотивацию в учёбе используя профессиональные
компетенции. Также на анализе научно-исследовательской работы
предложенные автором, материалы могут быть использованы Министерством
образования и науки страны, внедрены в функционирования вузов для
разработки программ дистанционного обучения. Далее предложенные
материалы могли бы использоваться в процессе обучения спецкурса педагогов
для повышения образовательной деятельности с применением СДО в вузах
страны.
Основные научные положения, выносимые на защиту:
1.Использование в процессе дистанционного образования
современных информационных и коммуникационных технологий диктует
необходимость создать особый вид дидактики и специализированной
методологии, учитывающей специфику дистанционного обучения и учета ее
как части общей педагогической науки.
2. Важным аспектом дистанционного обучения является его личностная
ориентация, т.е. уже сложившаяся традиционная система обучения переходит
к образованию, которое ориентируется на индивидуальные возможности
студента, развитие его индивидуальных возможностей в поисковой
исследовательской работе. Эффективность индивидуализации обучения
предусматривает направленность личности на саморазвитие, как важнейший
компонент творческой направленности личности, включающую в себя
ценностные ориентации на творческую самореализацию в учебной
деятельности и способность к самоуправлению своим самообразованием.
3. Инфраструктурный аспект является весьма важным для организации
системы дистанционного обучения, поскольку на нем строится практически
весь процесс обучения в данной форме. Инфраструктурный аспект включает
в себя не только техническую сторону процесса обучения, создание
необходимой образовательной среды, или организации технического и
коммуникационного доступа учащихся к образовательным материалам, в нем
имеется еще и изрядная доля человеческого, компетентностного фактора
самих преподавателей, которые, не обладая соответствующими навыками, не
смогут на необходимом уровне организовать систему дистанционного
обучения.
4. Основой организационно-технологического блока модели всей
системы дистанционного обучения является информационная программная
реализация комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой
компьютерной программы реализацию дидактических возможностей
средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения.
Технологической методикой формирования и воплощение модели
электронного учебного курса в реальный дидактический материал является
проектирование.
Степень достоверности и апробация результатов
Достоверность результатов исследования ранее использовались в
официальных статистических данных страны, обеспечивая нам точностью в
постановки задач; резонностью исходных методологических положений;
соотношение комплекса для использования подходов по предмету
исследования к поставленным задачам, а также личным опытом автора.
Заметим, что на анализе научно-исследовательской работы выявлена
согласованность результатов исследования автора с результатами родственных
исследований других учёных, а также исходными теоретическими принципами.
Основные положения и результаты исследования неоднократно были
темами для обсуждений и докладов на различных научно-практических
конференциях (2019-2021 гг.), семинарах и заседаниях круглых столов.
Результаты исследования отражены в научных публикациях, в том
числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Личный вклад автора на базе научно исследовательской работы
автор, при выявлении научных результатов, определил саму суть проблемы
и ее решения. Заключенную в процессе методологических основ
исследования, общего замысла и методики эксперимента по исследуемой
проблеме, разработкой моделей различных аспектов системы
дистанционного обучения и их использования для увеличения
самостоятельно-познавательной активности студентов в вузах Республики
Таджикистан согласно данным при помощи участия в экспериментальной
работе.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав
основного текста, заключения, списка литературы. Содержание работы
изложено на 153 страницах и включает 21 рисунок, 7 таблиц и 1 приложение.
Список литературы включает 158 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Инфраструктурный аспект дистанционного обучения в педагогических исследованиях
    Вестник Таджикского национального университета. - 2- No- С. 255-Хофизов А.М. Педагогические основы разработки компьютерных программ // Вестник Таджикского национального университета. - 2- No- С. 234
    Актуальные дидактические аспекты дистанционного обучения
    Инновации в современном высшем образовании: Материалы республиканской научно-практической конференцииИнститута туризма, предпринимательства и сервиса на тему, 29 посвященной 30-летию Независимости Республики Таджикистан (19марта 2021 г.). - Душанбе, 2- С. 85-87
    Разработка основные технологии организации дистанционного обучения.
    Государственная независимость и возрождение национальной педагогики: Материалы республиканской научно-практической конференции (5 мая 2020г., г. Душанбе).- Душанбе: Изд-во ТНУ, 2- С. 38

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»