Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства
Введение………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы обеспечения частных и публичных правовых
интересов в уголовном процессе……………………………………………………22
§ 1. Частный и публичный правовой интерес в уголовном
судопроизводстве…………………………………………………………………….22
§ 2. Соотношение правовых интересов с назначением уголовного
процесса………………………………………………………………………………….55
§ 3. Классификация правовых интересов в уголовном процессе………….67
§ 4. Суд в системе обеспечения частных и публичных правовых
интересов в досудебном производстве по уголовным делам……………………81
§ 5. Генезис российского законодательства об обеспечении судом
частных и публичных правовых интересов в уголовном процессе…………109
Глава 2. Процессуальная деятельность суда по обеспечению частных и
публичных правовых интересов в досудебном производстве…………………130
§ 1. Обеспечение частных и публичных правовых интересов при
применении судом мер уголовно-процессуального принуждения………………130
§ 2. Охрана частных и публичных правовых интересов при
рассмотрении судом жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ…………………………163
§ 3. Обеспечение частных и публичных правовых интересов при даче
судом разрешения на проведение процессуальных действий, ограничивающих
конституционные права и свободы граждан………………………………………………..186
Заключение……………………………………………………………………………..205
Список литературы…………………………………………………………………212
Приложения…………………………………………………………………………246
Приложение 1
Проект Федерального закона Российской Федерации
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации»…………………………………………………………………………………246
Приложение 2
Проект Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
«О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования процессуальной
деятельности суда по рассмотрению материалов в досудебном
производстве»………………………………………………………………………………248
Приложение 3
Результаты анкетирования судей, прокуроров, адвокатов……………………251
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется
объект, предмет, цель и задачи, методология исследования, его теоретическая основа,
правовая и эмпирическая база, раскрывается научная новизна исследования,
теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения,
выносимые на защиту, а также указываются сведения о степени достоверности и об
апробации исследования, его структуре.
Первая глава «Теоретические основы обеспечения частных и публичных
правовых интересов в уголовном процессе» включает в себя пять параграфов и
посвящена анализу доктринальных подходов к обеспечению частных и публичных
правовых интересов в уголовном процессе, правового положения суда в системе
обеспечения частных и публичных правовых интересов в досудебном производстве
по уголовным делам, а также ретроспективному исследованию российского
законодательства об обеспечении судом частных и публичных правовых интересов в
уголовном процессе. В первом параграфе «Частный и публичный правовой интерес
в уголовном судопроизводстве» делается вывод о том, что правовые интересы – это
социально детерминированные, обусловленные конкретно историческими условиями
жизни общества, возникающие на основе потребностей как отдельных людей,
социальных групп, неопределенного круга лиц, так и общества в целом внутренне
осознаваемые участниками уголовного процесса морально-нравственные ориентиры
ихуголовно-процессуальнойдеятельности,реализуемыеееучастниками
самостоятельно и (или) при помощи действий их представителей, а также
посредством реализации полномочий должностных лиц правоохранительных
органов на различных стадиях процесса, направленные на достижение социально
значимыхрезультатов,воплощающиесявцеляхизадачахуголовного
судопроизводства,принципахуголовногопроцесса,субъективныхправах,
обязанностях его участников и полномочиях государственно-властных участников
процесса.
Публичными правовыми интересами в уголовном судопроизводстве являются
интересы правосудия в целом, которые совпадают с интересами общества и
государства. В ходе стадий, предшествующих направлению уголовного дела в суд,
публичныеправовыеинтересыпредставляютсобойинтересыправосудия,
реализуемые в ходе досудебного производства. Эффективная реализация публичных
правовых интересов состоит в своевременном и справедливом разрешении уголовно-
правовых конфликтов.
Автором выявлены сущностные признаки частных правовых интересов в
уголовном процессе.
Частные правовые интересы в досудебном производстве по уголовным делам
обладают следующими признаками:
– они не затрагивают публичные правовые интересы;
– не исключены ситуации, при которых частные и публичные интересы
совпадают, когда направленность частного интереса имеет потенциальные
позитивные результаты для государства и общества в целом, в связи с чем частные
интересы не индифферентны государству;
– их носителями являются лица, не обладающие государственно-властными
полномочиями, в том числе по применению мер принуждения, производству
следственных действий;
– в большей степени частные интересы характерны для участников процесса со
сторонызащиты(обвиняемого,подозреваемого),посколькувомногом
принудительный характер уголовно-процессуальной деятельности в первую очередь
затрагивает именно их интересы;
– носителями частных интересов могут быть не только участники процесса и их
представители (например, по доверенности, законные представители, защитники), но
и иные лица, в том числе и те, которые не будут являться участниками судебного
разбирательства (например, собственники имущества, на которое судом наложен
арест, залогодатели).
Второй параграф «Соотношение правовых интересов с назначением
уголовного процесса» содержит вывод, что уголовно-процессуальные интересы
находят свое выражение в целях и задачах процессуальной деятельности. При этом
цельюуголовнойюстицииявляетсясвоевременное,пропорциональноеи
справедливое разрешение уголовно-правового конфликта по каждому уголовному
делу. Задачи уголовного судопроизводства определяются кругом его участников на
различных стадиях процесса. Назначение системы уголовного правосудия – это
своевременная, эффективная и адекватная защита общества, государства и личности
от противоправных посягательств, от преступности в целом.
Взаконодательноопределенномназначениироссийскогоуголовного
судопроизводства формально приоритетное значение отдается частным интересам,
однако в отечественной доктрине уголовного процесса, российской уголовно-
процессуальной политике и правоприменительной практике превалирует подход,
согласно которому интересы общества и государства в уголовно-процессуальной
сфере обоснованно имеют определяющее значение.
В третьем параграфе «Классификация правовых интересов в уголовном
процессе» содержится вывод о том, что существующее разнообразие классификаций
правовых интересов не только способствует обогащению уголовно-процессуальной
науки,нотакжеимеетиважноепрактическоезначение,позволяющее
правоприменителю(суду,следователю,прокурору)учитыватьихвходе
правоприменительной деятельности.
Традиционно существующее в правовой науке, в том числе науке уголовно-
процессуального права, подразделение интересов на законные и незаконные не
исключаетвозможноедвойноетолкованиеисоответственноразличное
содержательное наполнение указанных терминов, в связи с чем автором
исследования предложены следующие классификации:
– охраняемые законом (правовые интересы) или не подлежащие правовой
защите интересы;
– нашедшие прямое отражение в законе интересы или вытекающие из общих
начал и значения уголовно-процессуального законодательства интересы.
По результатам анализа научной категории «ведомственный интерес» автором
исследования были выделены концепции «множественности публичного интереса» и
«единого публичного интереса». Автор исследования является сторонником
«единого публичного интереса». В ходе стадий, предшествующих направлению
уголовного дела в суд, публичные правовые интересы представляют собой интересы
правосудия, реализуемые в ходе досудебного производства. В досудебных стадиях
российского уголовного процесса главным носителем и защитником публичного
интересаявляетсясуд,который,осуществляяиндивидуальноесудебное
регулирование при рассмотрении различных материалов досудебного производства
(ходатайств и жалоб участников процесса, а также иных лиц, вовлеченных в
уголовно-процессуальную деятельность), обеспечивает правовые интересы в каждом
конкретном случае.
В четвертом параграфе «Суд в системе обеспечения частных и публичных
правовых интересов в досудебном производстве по уголовным делам» диссертантом
раскрыты особенности правообеспечительной деятельности суда в досудебном
производстве по уголовным делам.
В настоящее время общемировой тенденцией является возрастание роли суда в
ходе досудебного производства, связанное с расширением проверочных полномочий
судебных органов применительно к деятельности органов предварительного
расследования, в связи с чем рассмотрение судом различных материалов досудебного
производства – это деятельность по осуществлению правосудия, целью которой
является защита как прав и законных интересов отдельных лиц (частных интересов),
так и интересов государства и общества в целом (публичных интересов).
В связи с многообразием различных существующих в науке уголовно-
процессуального права точек зрения на институт судебной проверки законности
различных ходатайств, действий и решений участников досудебного производства,
его соотношение с правосудием, автором настоящего исследования были выделены
различные модели рассмотрения судом материалов в досудебном производстве:
– модель рассмотрения судом материалов досудебного производства в «чистом»
виде;
– смешанная модель рассмотрения судом материалов: как досудебного,
так и судебного производства.
В наши дни все более отчетливо проявляется тенденция возрастания
значимости процессуальной деятельности суда при рассмотрении различных
материалов в российском досудебном производстве, поскольку реализация судом
процессуальных полномочий в досудебных стадиях процесса не сводится
исключительно к идее «отказоустойчивости», то есть деятельность суда в ходе
досудебных стадий не является субсидиарной (дополнительной), поскольку в ходе
досудебного производства создаются все необходимые условия для будущего
судебного разбирательства, а потому суд не может быть полностью отстранен от
деятельности органов предварительного расследования, он должен осуществлять
проверку законности различных ходатайств, действий и решений стороны обвинения,
при этом, не посягая на ее самостоятельность.
Суд активно участвует в досудебном производстве во время рассмотрения
различных материалов (ходатайств и жалоб), осуществляя индивидуальное судебное
регулирование при обеспечении правовых интересов в каждом конкретном случае.
В пятом параграфе «Генезис российского законодательства об обеспечении
судом частных и публичных правовых интересов в уголовном процессе» автором
проанализирована эволюция российского законодательства об обеспечении судом
частных и публичных правовых интересов.
Основа современного правового регулирования обеспечения судом правовых
интересов при рассмотрении различных материалов в ходе досудебных стадий
процесса была заложена судебной реформой 1864 года, что во многом было связано
с появлением в отечественном уголовном процессе фигуры судебного следователя,
когда следственная деятельность носила судебный характер.
Представляется, что нельзя говорить о том, что деятельность суда при
рассмотрении материалов в досудебном производстве с момента принятия Устава
уголовного судопроизводства 1864 года на всех этапах исторического развития
последовательно развивалась.
Точнее будет говорить об обеспечении судом правовых интересов при
рассмотрении материалов в ходе досудебных стадий процесса в том или ином виде
на разных этапах:
– с момента принятия Устава уголовного судопроизводства 1864 года и до
издания Декрета о Суде № 1 1917 года;
– с момента издания Декрета о Суде № 1 1917 года и до принятия УПК РСФСР
1922 г.;
– в период действия УПК РСФСР 1922 г.;
– в период действия УПК РСФСР 1923 г.;
– в период действия УПК РСФСР 1960 г.;
– в период действия УПК РФ 2001 г. по настоящее время.
Необходимо при этом отметить, что в советский период развития уголовного
процесса отчетливо проявилась тенденция существенного ослабления полномочий
суда в досудебном производстве по уголовным делам, что во многом было связано с
утратойследствиемсудебногохарактераидальнейшей«полицеизацией»
предварительного следствия.
Анализ правового регулирования обеспечения судом правовых интересов в
досудебном производстве при рассмотрении различных материалов позволяет
сделать вывод о том, что процессуальная деятельность суда в досудебных стадиях
процесса осуществлялась судом в каждом из указанных выше временных периодов,
однако в различном содержательном наполнении полномочий суда применительно к
той или иной форме рассмотрения материалов досудебного производства.
Важное влияние на современное состояние процессуальной деятельности по
рассмотрению различных материалов в досудебном производстве, связанное с
существенным расширением полномочий суда в указанной сфере уголовно-
процессуальных отношений, оказали авторы Концепции судебной реформы в РСФСР
1991 г. и позиции Конституционного Суда РФ, в том числе по вопросам обжалования
в суд действий и решений должностных лиц, осуществляющих досудебное
производство,применениимеруголовно-процессуальногопринуждения,
ограничивающих конституционные права и свободы граждан.
Глава вторая «Процессуальная деятельность суда по обеспечению
частных и публичных правовых интересов в досудебном производстве» состоит
из трех параграфов, в которых раскрывается специфика обеспечения судом частных
и публичных правовых интересов при рассмотрении различных материалов в
досудебном производстве (ходатайств и жалоб). В первом параграфе «Обеспечение
частных и публичных правовых интересов при применении судом мер уголовно-
процессуального принуждения» раскрыта правообеспечительная деятельность суда
при применении уголовно-процессуального принуждения.
Публичные правовые интересы при применении судом мер уголовно-
процессуального принуждения в ходе досудебных стадий процесса связаны с
обеспечениемнормальногоходасудопроизводства,заключающегосяв
поступательном движении уголовного дела по стадиям и беспрепятственном
расследовании преступления.
Частные правовые интересы участников процесса со стороны защиты
(подозреваемого, обвиняемого), а также иных лиц, чьи права и свободы также могут
быть затронуты применением мер принуждения, связаны с неприменением или
применением более мягкой меры уголовно-процессуального принуждения, что в
большинстве случае предполагает столкновение правовых интересов в досудебных
стадиях процесса и необходимость нахождения судом разумного соотношения между
ними при рассмотрении вопроса о возможном выборе конкретной меры
процессуального принуждения.
Делается вывод, что применимость к процедуре судебной проверки общих
условий судебного разбирательства, характерных для производства в суде первой
инстанции(гласность,устность,состязательность,равноправиесторон),
независимый характер судебной проверки от стороны обвинения, прецедентная
практика Европейского Суда по правам человека, связанная с расширением числа
процессуальных действий, в том числе мер уголовно-процессуального принуждения,
ограничивающих конституционные права и свободы личности, составляющих
исключительную компетенцию судебных органов, свидетельствуют о безусловных
преимуществах суда перед любыми концептуально допустимыми формами
разрешения указанного вопроса несудебными органами, например, прокурорской
легитимацией мер уголовно-процессуального принуждения, известной в советский
период развития уголовного процесса.
Второй параграф «Охрана частных и публичных правовых интересов при
рассмотрении судом жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ» посвящен анализу
процессуальных полномочий суда при рассмотрении жалоб на действия и решения
участников судопроизводства со стороны обвинения.
Публичные правовые интересы при рассмотрении судом жалоб состоят в
справедливомисвоевременномихразрешениивтехслучаях,когда
конституционным правам и свободам участников уголовного процесса может быть
причинен ущерб либо затруднен доступ граждан к правосудию вследствие
совершения действий и принятия процессуальных решений государственно-
властными участниками уголовно-процессуальной деятельности со стороны
обвинения.
Частныеправовыеинтересыучастниковуголовногопроцессапри
рассмотрении судом жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ связаны не только с признанием
судом обжалуемого действия или решения незаконным, но и с последующим
принятием органом предварительного расследования процессуального решения по
материалу проверки или уголовного делу, прямо противоположного ранее
принятому.
Вопрос о предмете судебной проверки при рассмотрении судом жалоб является
одним из самых дискуссионных не только среди ученых-процессуалистов, но и в
судебной практике, поскольку наличие в ст. 125 УПК РФ таких оценочных, в большей
степени научных и не определенных категорий, как «способность причинить ущерб
конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо
затруднитьдоступгражданкправосудию»создаетширокуюсвободу
дискреционного усмотрения на стадии принятия судом жалобы к производству или
при рассмотрении в судебном заседании, вследствие чего суды нередко в
правоприменительной практике возвращают жалобы заявителям, прекращают
производство по жалобам по надуманным основаниям, а иногда и вовсе
необоснованно отказывают в удовлетворении поступившей жалобы, уклоняясь от
проверки всех содержащихся в ней доводов. В связи с тем, что Конституция РФ (ч. 2
ст. 46 УПК РФ), ст. 123 УПК РФ гарантируют свободу судебного обжалования,
которая также характерна для процессуального порядка рассмотрения жалоб в рамках
ст. 124 УПК РФ, и уголовно-процессуальное законодательство некоторых
постсоветских государств (Республика Казахстан, Республика Украина, Эстонская
Республика)содержитаналогичноерегулирование,авторомнастоящего
исследования предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 125 УПК РФ, предусмотрев
возможность для участников уголовного процесса и иных лиц, чьи права и законные
интересы затрагиваются совершенным действием или принятым процессуальным
решением участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения,
обжаловать последние в суд.
Анализ судебной практики, уголовно-процессуального законодательства
некоторых постсоветских государств (Республика Казахстан, Республика Беларусь,
Республика Украина, Эстонская Республика) позволил автору исследования прийти
к выводу, что между правомочием суда в случае удовлетворения жалобы о признании
обжалуемого действия или решения незаконным и последующей потенциальной
исполнимостью судебного решения есть прямая взаимосвязь: чем меньше у суда в
наличии процессуальных инструментов в случае удовлетворения жалобы, как в ныне
действующем уголовно-процессуальном законодательстве, тем меньше шансов, что
вынесенное судебное решение окажется реально исполнимым.
В третьем параграфе «Обеспечение частных и публичных правовых интересов
придачесудомразрешениянапроведениепроцессуальныхдействий,
ограничивающих конституционные права и свободы граждан» определены
возможности обеспечения уголовно-процессуальных интересов при даче судом
разрешениянапроведениеследственных(процессуальных)действий,
ограничивающих конституционные права и свободы граждан, осуществлен
сравнительно-правовойанализдвухвозможныхпроцессуальныхпорядков
обжалования результатов проведенных следственных действий, ограничивающих
конституционные права и свободы граждан: при рассмотрении судом жалоб в
порядке ст. 125 УПК РФ, а также на основании ст. 165 УПК РФ.
Обеспечение публичных правовых интересов в досудебном производстве по
уголовным делам связано с объективным установлением обстоятельств, входящих в
предмет доказывания по уголовным делам, в связи с чем лицу, осуществляющему
досудебноепроизводство,нередконеобходимопроводитьследственные
(процессуальные) действия и (или) получать в компетентных учреждениях сведения,
содержащие охраняемую законом тайну, для чего требуется предварительно
получить судебное решение.
Частные правовые интересы участников процесса при даче судом разрешения
на проведение следственных (процессуальных) действий связаны с проведением
следственных (процессуальных) действий в полном соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими их проведение, а
при их нарушении – на последующее признание судьей произведенного
следственного (процессуального) действия незаконным, то есть оспариванием
результатовдоказательственногозначенияпроведенныхследственных
(процессуальных) действий.
Критерием разграничения, позволяющим определить, в каком процессуальном
порядке (в рамках ст. 125 УПК РФ или ст. 165 УПК РФ) будет рассматриваться
жалоба заинтересованного лица на действия (бездействие) или решения следователя
в результате проведенных по уголовному делу следственных действий, является
законность проведения основного следственного действия, ограничивающего
конституционные права и свободы граждан.
В том случае, если подлежат обжалованию результаты проведенного
следственного действия по существу: соблюдение процессуальной формы, наличие
или отсутствие достаточных оснований для проведения следственного действия,
несоблюдение прав участников в ходе проведенного следственного действия, то
подлежат применению положения ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
В тех случаях, когда подлежат обжалованию результаты не основного, а
производного с основным следственного действия или нарушение конституционных
прав граждан, которые не связаны с оспариванием самих результатов следственного
действия, его законности и обоснованности (например, невозврат следователем
денежных средств, изъятых в ходе обыска и признанных в последующем
вещественным доказательством), подлежит применению процессуальный порядок,
регламентированный ст. 125 УПК РФ. Также институт рассмотрения судом жалоб,
предусмотренный ст. 125 УПК РФ, применим в тех ситуациях, когда заявитель
полагает, что следователем не были соблюдены требования ст. 165 УПК РФ,
связанные как с предварительным получением решения суда на производство
конкретного следственного действия, так и с последующем неуведомлением суда.
В остальных случаях, как правило, оценка законности проведенного
следственногодействия без предварительногосудебного санкционирования
производится судом в порядке ст. 165 УПК РФ.
Процессуальная деятельность суда по обеспечению правовых интересов в
досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства, в ходе которой суд
при рассмотрении различных материалов досудебного производства осуществляет
индивидуальное судебное регулирование в каждом конкретном случае, оказывает
существенное влияние на законность всего досудебного производства в целом:
способствуетсоблюдениюразумногосрокауголовногосудопроизводства,
реализации назначения уголовного судопроизводства. Суд в ходе досудебных стадий
российского уголовного судопроизводства становится одним из главных участников
процесса, обеспечивающим правовые интересы при производстве по уголовным
делам.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что
уголовно-процессуальное законодательство, определяющее обеспечение судом
правовыхинтересоввдосудебныхстадияхроссийскогоуголовного
судопроизводства, имеет большой правозащитный потенциал, который в ходе
правоприменительнойпрактикисудейзачастуюостаетсянеоправданно
недооцененным. Для реальной и эффективной защиты правовых интересов
участников досудебного производства необходимы не только изменения уголовно-
процессуального законодательства, направленные на последовательное усиление
полномочий суда в ходе досудебных стадий процесса, в том числе сформулированные
в настоящей работе, но и научное переосмысление правообеспечительной
деятельности суда в ходе реализации правовых интересов участников уголовно-
процессуальных правоотношений, возникающих при рассмотрении судом различных
материалов досудебного производства. Теоретические подходы, разработанные и
обоснованные в настоящем диссертационном исследовании, являются одной из
первых попыток такого переосмысления.
В заключении изложены основные выводы по результатам проведенного
диссертационного исследования.
В приложениях представлены проект Федерального закона Российской
Федерации «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации», проект Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования процессуальной
деятельности суда по рассмотрению материалов в досудебном производстве»,
результаты анкетирования судей, прокуроров, адвокатов.
По теме диссертации автором опубликованы следующие основные работы
общим объемом 4,56 п.л.
В рецензируемых научных изданиях, рекомендованных
Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и
науки Российской Федерации:
1. Хроменков, И.Р. Когда гособвинителю не стоит обжаловать в апелляцию
решение о возвращении дела прокурору / И.Р. Хроменков // Уголовный процесс. –
2017. – № 11. – С. 38-43 (0, 48 п. л.).
2. Хроменков, И.Р. Актуальные проблемы реализации частных и публичных
интересов на стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном
судопроизводстве / И.Р. Хроменков // Современная наука: актуальные проблемы
теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 7. – С. 181-185 (0, 53 п.л.).
3. Хроменков, И.Р. Отказ суда в заключении под стражу обвиняемого: анализ
причин и последствий / И.Р. Хроменков // Евразийский юридический журнал. – 2021.
– № 12 (163). – С. 417-418 (0, 23 п.л.).
4. Хроменков, И.Р. Уголовно-процессуальный интерес в отечественном
досудебном производстве по уголовным делам: теоретические основы и проблема
детерминированности / И.Р. Хроменков // Актуальные проблемы российского права.
– 2022. – Т. 17. – № 1 (134). – С. 131-144 (1, 63 п.л.).
5. Хроменков, И.Р. Продление срока содержания под стражей. Ошибки
следствия и судов / И.Р. Хроменков // Уголовный процесс. – 2022. – № 2. – С. 78-85
(0, 65 п.л.).
В других научных изданиях:
6. Хроменков, И.Р. Обеспечение прав и свобод личности в досудебном
производстве по уголовным делам в условиях пандемии: актуальные проблемы
теории и практики / И.Р. Хроменков // Регулирование правоотношений в условиях
цифровизации в период пандемии: современное состояние и перспективы развития:
сборник статей – Казань: Отечество, 2021. – С. 423-430 (0, 47 п.л.).
7. Хроменков, И.Р. Роль полномочий государственных органов в обеспечении
балансауголовно-процессуальныхинтересоввотечественномдосудебном
производстве по уголовным делам / И.Р. Хроменков // Правовые проблемы
укрепления российской государственности: сборник статей – Томск: Издательство
Томского государственного университета, 2021. – Ч. 89. – C. 221-223 (0, 17 п.л.).
8.Хроменков,И.Р.Ведомственныйинтересгосударственно-властных
участников уголовного процесса как средство достижения публичного интереса в
российском досудебном производстве по уголовным делам / И.Р. Хроменков //
«Аубакировские чтения»: Международная научно-практическая конференция,
посвященная 85-летию со дня рождения А. Ф. Аубакирова – Алматы, Республика
Казахстан, 2021. – С. 225-227 (0, 17 п.л.).
9. Хроменков, И.Р. Обеспечение баланса частных и публичных интересовв
российском досудебном производстве по уголовным делам: многообразие ракурсов
постановки проблемы / И.Р. Хроменков // Инновационная парадигма развития
системыправа.СборникматериаловМеждународнойнаучно-практической
конференции. – Гомель, Республика Беларусь, 2021. – C. 172-175 (0, 23 п.л.).
Актуальность темы исследования. Принудительный характер уголовно-
процессуальной деятельности, возможность принятия органами предварительного
расследования процессуальных решений, исключающих дальнейшее производство
по материалу проверки или уголовному делу по стадиям, нередко сопровождаются
ограничением конституционных прав и свобод личности. Объективная
потребность в обеспечении разнонаправленных правовых интересов участников
процесса, выполняющих уголовно-процессуальные функции защиты и обвинения,
требует безотлагательной проверки независимым и беспристрастным судебным
органом законности и обоснованности различных ходатайств, решений и действий
государственно-властных субъектов уголовно-процессуальной деятельности.
Современная отечественная уголовно-процессуальная политика последовательно
направлена на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса: обозначилась
тенденция к расширению полномочий суда при применении мер пресечения,
выделены процессуальные особенности рассмотрения судом отдельных категорий
жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), нормативное закрепление приобрела процедура
судебного порядка получения разрешения отмены постановления о прекращении
уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ).
Несмотря на расширение полномочий суда в досудебном производстве,
правозащитный потенциал подобной судебной деятельности полностью не
реализован.
Во-первых, анализ судебной практики судов апелляционных и кассационных
инстанций, а также прецедентной практики Европейского Суда по правам человека
в отношении Российской Федерации свидетельствует о том, что нередко суды как
при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, так и при оценке законности
различных ходатайств органов предварительного расследования о применении мер
принуждения во многом формально подходят к их разрешению, оценивая
соблюдение процессуальных условий и оснований для обращения в суд, но
фактически уклоняясь от проверки юридической обоснованности обжалуемых
действий, решений, а также заявленных органами, осуществляющими
расследование, ходатайств. Во-вторых, в ходе рассмотрения жалоб в порядке ст.
125 УПК РФ в случае установления факта формальной отмены обжалуемого
действия или решения прокурором либо руководителем следственного органа,
судья лишен возможности разрешить уголовно-процессуальный спор по существу.
В-третьих, судья по результатам рассмотрения жалобы в рамках ст. 125 УПК РФ,
признав обжалуемое решение органа предварительного расследования
незаконным, в соответствии с действующим правовым регулированием не вправе
его отменить, в отличие от начальника подразделения дознания, начальника органа
дознания, руководителя следственного органа и прокурора, в связи с чем реальная
исполнимость судебного решения ставится под обоснованное сомнение.
В-четвертых, деятельность суда по даче предварительного разрешения органам
предварительного расследования на производство следственных действий,
ограничивающих конституционные права и свободы граждан, подчинена целям
уголовно-процессуального доказывания, которое зачастую осуществляется в
условиях охраняемой законом тайны предварительного расследования. Однако
действующее правовое регулирование, допуская в качестве общего правила
проведение открытого судебного заседания при рассмотрении ходатайства
следователя, создает все условия для утраты будущим следственным действием
эффекта внезапности и его потенциального доказательственного значения для
предварительного расследования. И, самое главное, ошибки, допускаемые судами
по результатам разрешения ходатайств органов предварительного расследования и
рассмотрения жалоб на действия и решения органов, осуществляющих досудебное
производство, не всегда могут быть исправлены вышестоящими судебными
инстанциями, в связи с чем в судебной практике нередко возникает необходимость
в новом судебном рассмотрении материала, решение по которому ранее было
отменено.
Отсутствие теоретических подходов к вопросам обеспечения судом
правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного процесса,
недостаточное правовое регулирование возникающих при этом уголовно-
процессуальных отношений, а также отсутствие единообразной судебной практики
требуют глубокого теоретического осмысления данного вопроса в целях создания
необходимых условий для наиболее эффективной реализации судом
процессуальных полномочий при рассмотрении различных материалов в
досудебном производстве, установления и поддержания судом оптимального и
справедливого соотношения частных и публичных правовых интересов в ходе
досудебных стадий уголовно-процессуальной деятельности.
В.В. Ершов обращает внимание на значимую для всей юридической науки,
в том числе уголовно-процессуальной, задачу изучения активной роли суда «в
процессе индивидуального судебного регулирования правоотношений, например,
толкования и преодоления коллизий между принципами и нормами права,
применения относительно определенных и диспозитивных норм права,
преодоления пробелов в отдельных формах международного и
внутригосударственного права»1.
В науке уголовного процесса деятельность по обеспечению прав и свобод
личности рассматривается сквозь призму теории уголовно-процессуальных
правоотношений2. Разнообразный субъектный состав участников досудебных
стадий российского уголовного судопроизводства порождает многообразные
уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие между ними, что, в свою
очередь, обуславливает активное включение в указанные правоотношения суда.
Полистадийный характер отечественного досудебного производства, а также
совершение различных по своему содержанию процессуальных действий и
принимаемых стороной обвинения процессуальных решений по уголовному делу
обуславливают многообразие частных и публичных правовых интересов, которые
нуждаются в своевременной и адекватной защите. Под правовыми интересами
следует понимать социально детерминированные, возникающие на основе
потребностей как отдельных индивидов, социальных групп, так и общества в целом
Ершов В.В. Регулирование правоотношений: Монография. — М.: РГУП, 2020. С. 42.
Ахматов И.И. Понятие, признаки и система уголовно-процессуальных правоотношений:
автореф. дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2017. С. 4.
внутренне осознаваемые участниками уголовного процесса ориентиры их
уголовно-процессуальной деятельности, направленные на достижение социально
значимых результатов, воплощающиеся в целях и задачах уголовного
судопроизводства, принципах уголовного процесса, субъективных правах,
обязанностях его участников и полномочиях государственно-властных участников
процесса.
А.А. Тарасов и А.Р. Шарипова справедливо пишут, что «именно
разнонаправленные интересы всех участников уголовного судопроизводства
обеспечивают возникновение и движение уголовного дела с момента получения
первой выраженной вовне информации о совершенном или готовящемся
преступлении до окончания всех уголовно-процессуальных правоотношений»1.
В связи с чем особую значимость приобретает объективная потребность
глубокого научного исследования правообеспечительной деятельности суда в ходе
реализации правовых интересов участников уголовно-процессуальных
правоотношений, возникающих в досудебном производстве по уголовным делам.
Необходимость реальной судебной защиты прав, свобод и правовых
интересов личности и государства в досудебном производстве по уголовным делам
посредством осуществления процессуальной деятельности суда в ходе
индивидуального судебного регулирования обуславливает существенную
корректировку подходов к полномочиям суда в досудебных стадиях российского
уголовного судопроизводства. Изложенное подтверждает необходимость и
актуальность системной теоретической разработки концептуальных основ
обеспечения судом правовых интересов в досудебных стадиях российского
уголовного судопроизводства, а также конкретных предложений и рекомендаций
по внедрению полученных результатов в уголовно-процессуальное
законодательство и практику его применения.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме
соотношения частных и публичных правовых интересов в уголовном процессе
Тарасов А.А. Шарипова А.Р. Интересы в праве: монография / под
ред. Г. М. Азнагуловой. М.: Юрлитинформ, 2019. С. 162.
традиционно уделяется значительное внимание в современный период развития
науки уголовно-процессуального права. Так, докторские диссертации данной теме
посвятили такие учёные, как Л.Н. Масленникова (2000 г.), Ф.Н. Багаутдинов
(2004 г.), А.С. Барабаш (2006 г.), В.В. Хатуаева (2006 г.), О.И. Андреева (2007 г.),
О.В. Гладышева (2013 г.). Эти вопросы также затрагивались в работах на
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!