Доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых технологий
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ В
УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ………………………………………………………….. 19
§1. Понятие доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве ……………….. 19
§ 2. Право на доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве: понятие и
сущность ……………………………………………………………………………………………………… 33
§3. Реализация права на доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве . 62
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ В УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ …………………………………………………………………………………. 85
§ 1. Обеспечение доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-правового
спора……………………………………………………………………………………………………………. 85
§ 2. Обеспечение доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуальных споров о правоприменении ……………………………………………….. 100
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ В УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ …………………………………………………………………………………………….. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 183
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………….. 194
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 243
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
рассматривается степень научной разработанности темы, определяются объект,
предмет, цель и задачи диссертационного исследования, методология и методы
исследования, теоретическая, нормативная, эмпирическая базы, обосновывается
научная новизна проведенного исследования, формулируются основные
положения, выносимые на защиту, излагается теоретическая и практическая
значимость исследования, указывается степень достоверности результатов,
данные об апробации результатов диссертационного исследования, а также
сведения о структуре и содержании диссертации.
Первая глава «Правовая природа доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве» включает три параграфа.
В первом параграфе «Понятие доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве» исследуется понятие доступа к правосудию в уголовном
судопроизводственаосновеположенийзаконодательства,атакже
существующих теоретических представлений.
Проведенный анализ научных источников позволил установить основные
подходы в науке по определению доступа к правосудию: возможность
реализации права на судебную защиту (Л.А. Воскобитова, Л.С. Мирза,
Т.Г. Бородинова), возможность инициирования судебного разбирательства
(О.В. Жукова, Р.М. Масаладжиу), возможность обращения в компетентные
органы, судебные инстанции, а также отстаивания своих прав и интересов в
установленном законом порядке (К.Л. Литвиненко, А.Н. Алисов), возможность
притязать на деятельность суда по восстановлению нарушенных преступлением
прав и законных интересов (Л.Н. Масленникова, Д.Т. Зилалиев, В.В. Иванов).
Автор обосновывает вывод, что специфика доступа к правосудию в
уголовном судопроизводстве обусловлена разграничением споров на уголовно-
правовой спор о виновности в совершении преступления и уголовно-
процессуальные споры о правоприменении (Л.Н. Масленникова), поскольку
принятие решений, обеспечивающих направление уголовного дела в суд для
рассмотрения вопроса о виновности лица в совершении преступления, находится
в компетенции государственных органов и не зависит от волеизъявления
заинтересованных лиц. Это позволяет утверждать, что доступ к правосудию в
уголовном судопроизводстве следует рассматривать как этап уголовного
судопроизводства,предшествующийсобственноправосудиюи
обеспечивающий своим качественным содержанием возможность достижения
правосудия.
Специфика доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-правового
спора по делам публичного, частно-публичного обвинения и в случаях,
установленных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, заключается в том, что этап уголовного
судопроизводства,предшествующийпринятиюсудомкрассмотрению
уголовно-правового спора о виновности лица в инкриминируемом ему
преступлениииобеспечивающийсвоимкачественнымсодержанием
возможность достижения правосудия, состоит в деятельности государственных
органов и должностных лиц по возбуждению и расследованию уголовного дела
в целях установления состава преступления.
Спецификадоступакправосудиюдлярассмотренияуголовно-
процессуальногоспоразаключаетсявтом,чтоэтапуголовного
судопроизводства,предшествующийпринятиюсудомкрассмотрению
уголовно-процессуальныхспоровпозаконностииобоснованности
правоприменения и обеспечивающий своим качественным содержанием
возможность достижения правосудия, состоит из подачи и принятия жалобы или
представления для рассмотрения судом уголовно-процессуального спора о
правоприменении.
Подобный подход позволил утверждать, что доступ к правосудию для
рассмотрения уголовно-правового спора по делам публичного, частно-
публичного и в случаях, установленных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, обеспечивается
государством путем принятия и расследования сообщения о преступлении,
доказывания, установления лица, совершившего преступление, применения мер
уголовно-процессуального принуждения в целях пресечения неправомерного
поведения.
Исходяизанализаразличныхпредставленийпроцессуалистов
(А.Н.Алисов,В.Л.Варламова,М.Е.Глазкова,Л.Н.Масленникова,
М.А. Рожкова, Л.Л. Шамшурин), лексического и юридического значения
понятий, показано, что понятия «доступ к правосудию» и «доступность к
правосудию» не совпадают. Проведенный анализ позволил диссертанту сделать
вывод, что доступность правосудия следует рассматривать как комплексный
показатель, с помощью которого производится оценка возможности граждан
защищать свои права в суде. При этом доступность правосудия выступает
внешним объективным фактором, обеспечивающим достижение правосудия,
посколькуееобеспечениеосуществляетсязапределамиуголовного
судопроизводства.Доступкправосудиювыступаетвнутренним
(внутрисистемным)фактором,обеспечивающимдоступкправосудию,
поскольку является составной частью самого уголовного судопроизводства,
обеспечивается в пределах уголовного судопроизводства.
Во втором параграфе «Право на доступ к правосудию в уголовном
судопроизводстве: понятие и сущность» отмечено, что право на доступ к
правосудию как правовая идея начинает формироваться в международном праве
и получает свое развитие с 50-х годов XX века. При этом решение по делу
Голдера стало отправной точкой для научных исследований данного права. Но
из-за того, что оно было рассмотрено в контексте права на защиту и права на
справедливое судебное разбирательство, его содержание получилось несколько
смешанным. В результате рассмотрения жалоб ЕСПЧ было выработано три
критерия для ограничения права на доступ к правосудию: ограничение не
должно нарушать саму сущность права, ограничение должно преследовать
законную цель, которая, в свою очередь, должна быть соразмерна.
В международном праве не разрешен вопрос о том, кто обладает правом на
доступ к правосудию, а также о том, с какого момента возникает данное право и
когдаможносчитатьегореализованным.Данныевопросыдолжны
регулироваться национальным законодательством государства.
Проведенный анализ научных источников позволил установить основные
подходы в науке по определению права на доступ к правосудию: отождествление
права на судебную защиту с правом на доступ к правосудию (В.М. Сидоренко,
В.М. Жуйков, Л.В. Головко, И.А. Приходько), возможность обращения в
компетентные органы, судебные инстанции (М.Г. Вилова, А.С. Корпен), право
притязать на деятельность суда по восстановлению нарушенных преступлением
прав и законных интересов (Л.Н. Масленникова, Д.Т. Зилалиев, В.В. Иванов).
Исследование вышеуказанныхнаучныхподходов, а также норм
международногоправа,практикиЕСПЧиуголовно-процессуального
законодательства позволило обосновать оригинальный вывод, что право на
доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-правового спора в публичном
уголовном судопроизводстве – это право заинтересованного лица притязать на
деятельность суда опосредованно через деятельность государственных органов
по возбуждению и расследованию уголовного дела в целях установления состава
преступления путем доказывания и применения обеспечительных мер в
интересах правосудия. Право на доступ к правосудию для рассмотрения
уголовно-процессуального спора – это право заинтересованного лица притязать
на деятельность суда через подачу и принятие жалобы или представления судом
к рассмотрению.
На основе существующих в науке подходов к определению признаков
принципа права в уголовном судопроизводстве автором обосновывается вывод,
что право на доступ к правосудию отвечает выделяемым признакам. Отсутствие
права на доступ к правосудию в уголовно-процессуальном законодательстве
является уникальным случаем пробела принципа права, когда сам вопрос
требует правого регулирования, а норма, непосредственно регулирующая
данный вопрос, отсутствует.
В третьем параграфе первой главы «Реализация права на доступ к
правосудию в уголовном судопроизводстве» на основе анализа уголовно-
процессуального законодательства были выделены этапы реализации права на
доступ к правосудию.
В данном параграфе показано, что реализация права на доступ к
правосудию для рассмотрения уголовно-правового спора о виновности для
участников уголовного процесса в досудебном производстве будет отличаться.
Выделение данных этапов имеет теоретическое и практическое значение.
Теоретическое значение заключается в том, что оно способствует уяснению
сущности права на доступ к правосудию. Практическое значение выделения
данных этапов состоит в том, что оно позволит провести анализ ограничений на
пути к правосудию, на каждом этапе для каждого участника уголовного
судопроизводства, а в дальнейшем определить решения, способствующие их
устранению.
Показано, что доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве
обеспечивается государством на законодательном, правоприменительном и
организационном уровнях.
Вторая глава «Обеспечение доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве» включает два параграфа.
Первыйпараграф«Обеспечениедоступакправосудиюдля
рассмотрения уголовно-правового спора» посвящен анализу ограничений, с
которыми сталкиваются граждане в досудебном производстве на пути к
правосудию для рассмотрения спора о виновности лица в совершении
преступления.
В первом параграфе второй главы представлен анализ материалов 435
жалоб, поступивших в отдел защиты прав потерпевших и иных участников
уголовного процесса аппарата Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации в 2019-2020 годы, по вопросу нарушения прав
потерпевших в уголовном судопроизводстве.
Проведенный анализ позволил выявить следующие ограничения доступа к
правосудию для рассмотрения уголовно-правового спора и доступности
правосудия на этапе приема, регистрации и разрешении заявления или
сообщения о преступлении: низкая информированность граждан по вопросу
обращения в правоохранительные органы с заявлением о преступлении;
незаконные действия должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК
РФ и иными нормативно-правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию
и проверку сообщений о преступлениях, в том числе по нерассмотрению
заявления о преступлении, рассмотрению заявления о преступлении как
обращение гражданина.
На этапе принятия решения по результатам проверки сообщения о
преступлении выявлены следующие ограничения доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-правового спора по делам частно-публичного и
публичного обвинения и доступности правосудия: бездействие на стадии
возбуждения уголовного дела, выраженное в непроведении необходимых
проверочных действий должностным лицом, уполномоченным в соответствии с
УПК РФ и иными нормативно-правовыми актами, осуществлять проверку
сообщений о преступлениях; незаконные действия по ненаправлению решения
об отказе в возбуждении уголовного дела; незаконные действия по занижению
квалификациидеяния,например, сцельюегопереводавделооб
административномправонарушении;принятиерешенийоботказев
возбуждении уголовного дела со ссылкой на гражданско-правовой характер
отношений; совершение действий (бездействия), направленных на истечения
срока давности уголовного преследования; отсутствие денежных средств для
получения юридической помощи у потерпевших.
На этапе признания лица потерпевшим и проведении предварительного
расследования выявлены следующие ограничения доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-правового спора: бездействие органов расследования,
выраженное в непризнании лица потерпевшим, гражданским истцом при
наличии к тому оснований; бездействие, выраженное в непроведении
необходимых следственных действий при наличии к тому оснований; принятие
незаконных и необоснованных решений о приостановлении предварительного
расследования, о прекращении уголовного дела; совершение действий
(бездействия), направленных на истечение сроков давности уголовного
преследования.
Второй параграф второй главы «Обеспечение доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-процессуальных споров о правоприменении»
содержит анализ статистических о деятельности федеральных судов общей
юрисдикции Российской Федерации по вопросу практики рассмотрения жалоб
на решения, действия (бездействие) в порядке ст. 125 УПК РФ за 2011-2020 годы,
надзорных жалоб, представлений за 2016-2020 годы, рассмотрения уголовных
дел по вновь и новым открывшимся обстоятельствам за 2013-2020 годы.
Кроме того, для сравнения проведен анализ статистических данных о
деятельности судов Украины по вопросу практики рассмотрения жалоб на
решения, действия (бездействие) в досудебном производстве по уголовным
делам за 2011-2019 годы, рассмотрения уголовных дел по вновь и новым
открывшимся обстоятельствам за 2011-2019 годы.
В результате проведенного исследования выявлена тенденция по
снижению числа удовлетворенных жалоб, поданных в порядке ст. 125 УПК РФ,
которая, по мнению автора, обусловлена выработанной в правоприменительной
деятельности практики по принятию решения об отказе в приеме жалобы к
рассмотрению. Ограничение доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуального спора в порядке ст. 125 УПК РФ прямо влияет на число
удовлетворенных жалоб, поданных в порядке ст. 125 УПК РФ, о чем
свидетельствуют статистические данные о деятельности федеральных судов
общей юрисдикции Российской Федерации.
Сравнительно-правовойанализуголовно-процессуального
законодательства всех стран постсоветского пространства свидетельствует, что
доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора в
досудебном производстве может ограничиваться: сроком подачи жалобы на
решение, действие (бездействие); установлением процедуры оценки жалобы до
ее рассмотрения с участием сторон с возможностью её возвращения; перечнем
обжалуемых решений, действий (бездействий); установлением обязательного
досудебногопорядкаобжалованияпрокурорулибовышестоящему
должностному лицу; разрешенным количеством направления жалобы по одному
вопросу; по кругу лиц, обладающих правом на обжалование.
Показано, что в Российской Федерации доступ к правосудию для
рассмотрения уголовно-процессуального спора в досудебном производстве
ограничен установленной процедурой оценки жалобы до ее рассмотрения с
участием сторон с возможностью её возвращения либо принятия решения об
отказе в принятии жалобы к рассмотрению.
Сравнительно-правовойанализуголовно-процессуального
законодательства всех стран постсоветского пространства свидетельствует, что
доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора,
предметом которого является судебное решение, вступившее в законную силу,
может ограничиваться: по кругу лиц, обладающих правом на обжалование;
сроком подачи жалобы на судебное решение, вступившее в законную силу;
установлением процедуры оценки предмета рассмотрения без проведения
судебного заседания в суде кассационной инстанции.
В уголовном судопроизводстве Российской Федерации доступ к
правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора, предметом
которого является судебное решение, вступившее в законную силу, при
выборочной кассации и в надзорной инстанции ограничен установленной
процедурой оценки предмета рассмотрения без проведения судебного заседания
на наличие оснований пересмотра обжалуемых судебных решений (ст. 401.10 и
ст. 412.5 УПК РФ).
Доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора,
предметом которого является судебное решение, вступившее в законную силу, в
суде кассационной инстанции ограничен сроком подачи жалобы на судебное
решение, вступившее в законную силу.
В Российской Федерации доступ к правосудию для рассмотрения
уголовно-процессуального спора, предметом которого является судебное
решение, вступившее в законную силу, в порядке производства ввиду вновь
открывшихсяобстоятельствограниченпредоставлениемпрокурору
исключительного права возбуждения производства ввиду вновь открывшихся
обстоятельств.
Третья глава «Основные направления совершенствования обеспечения
доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве в условиях развития
цифровых технологий» направлена на представление предложений автора по
повышению уровня доступности правосудия и совершенствованию обеспечения
доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве в новой цифровой
реальности.
Для повышения уровня доступности правосудия автором предлагается
проведение широкой информационной компании по формированию имиджа
правоохранительныхорганов,изменениюпомещений,вкоторых
правоохранительными органами осуществляется прием граждан, создание в сети
Интернет надлежащим образом сформированных ресурсов, позволяющих
информировать граждан о способах подачи заявления о преступлении, о порядке
обжалования действия (бездействий) должностных лиц и прочее.
В целях совершенствования обеспечения доступа к правосудию автором
высказаны предложения по внесению изменений и дополнений в уголовно-
процессуальноезаконодательство,предложенымеры,направленныена
обеспечение законности и обоснованности решений, обеспечивающих доступ к
правосудию и меры, направленные на оптимизацию деятельности по доступу к
правосудию.
Рассмотрены позиции как сторонников отказа от стадии возбуждение
уголовного дела (А.С. Александров, С.А. Грачев, Л.М. Володина, Б.Я. Гаврилов,
С.И. Гирько, И.С. Дикарев, А.П. Кругликов, Л.Н. Масленникова., А.А. Собенин,
А.А. Усачев, В.Н. Яшин и др.), так и противников данного предложения
(Н.С. Алексеев, А.Г. Волеводз, В.Г. Даев, А.В. Красильников, Л.Д. Кокорев,
О.В. Хитрова, Д.П. Чекулаев).
Анализ практики стран постсоветского пространства по отказу от стадии
возбуждения уголовного дела показал, что он позволит сразу устранить
препятствия на пути к правосудию на этапе приема, регистрации и разрешении
заявления или сообщения о преступлении.
Для оптимальной организации взаимодействия физических и юридических
лицсгосударственнымиорганаминаначальномэтапеуголовного
судопроизводства в цифровой среде требуется упрощение досудебного
производства путем отказа от стадии возбуждения уголовного дела, что не
нарушит право на доступ к правосудию и право на судебную защиту.
Диссертантом указано на необходимость внедрить онлайн-сервис на
официальные сайты Министерства внутренних дел Российской Федерации9 и
Следственного комитета Российской Федерации10, позволяющий наряду с
традиционной формой подать электронное заявление о преступлении, заявить
электронное ходатайство в досудебном производстве, подать электронную
жалобу в порядке ст. 124 УПК РФ, а также получать подписанные электронной
цифровой подписью решения, по данным обращениям, что позволит частично
решить существующие проблемы обеспечения доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-правового спора и доступности правосудия.
Анализ онлайн-платформ (сайтов) сорока стран-лидеров в области
развития электронного правительства позволил определить теоретические
основы для разработки онлайн-сервиса для взаимодействия граждан с
государственными органами по возбуждению и расследованию уголовного дела
в электронном виде, который должен: включать предупреждение заявителя при
наличиинеобходимостинезамедлительногореагированиясостороны
сотрудниковправоохранительныхоргановобращатьсяпотелефонам
экстренных служб; не содержать ограничений по конкретным видам
преступлений,покоторымможноподатьэлектронноезаявлениео
преступлении; осуществлять идентификацию и аутентификацию заявителя через
Единую систему идентификации и аутентификации; предупреждать заявителя
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL:
https://мвд.рф (дата обращения: 11.10.2021).
Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL:
https://sledcom.ru (дата обращения: 11.10.2021).
об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 306 УК РФ, с помощью
проставления галочки в соответствующей графе;предоставлять заявителю
возможности приложить к заявлению доказательства, данные о лице, возможно
совершившем преступление, и иные сведения; предусматривать автоматическое
определение подследственности по территориальному критерию, а также
подследственность по ведомственному критерию с последующей проверкой
сотрудником правоохранительных органов.
В целях обеспечения доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуального спора в порядке ст. 125 УПК РФ на законодательном уровне
автором предлагается закрепить основания для возвращения жалобы заявителя:
жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу; полномочия защитника или
представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами.
С целью устранения процедуры оценки кассационной жалобы на
промежуточное судебное решение без проведения судебного заседания с
возможностью принятия решения об отказе в передаче кассационных жалобы
для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
необходимо предусмотреть возможность рассмотрения кассационной жалобы в
порядке сплошной кассации.
В связи с тем, что реализация права на доступ к правосудию для
рассмотрения уголовно-процессуального спора, предметом которого является
судебное решение, вступившее в законную силу, в порядке производства ввиду
вновь открывшихся обстоятельств ограничена предоставлением прокурору
исключительного права возбуждения производства ввиду вновь открывшихся
обстоятельств, необходимо предоставить возможность лицам, указанным в части
первой статьи 401.2 УПК РФ, приносить непосредственно в суд заявление о
возбуждении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств.
В заключении подводятся итоги проведенного диссертационного
исследования, излагаются его основные выводы, перспективы дальнейшей
разработки темы, а также формулируются предложения по совершенствованию
как законодательного регулирования системы уголовно-процессуальных норм,
обеспечивающих доступ к правосудию, так и способов обеспечения их
надлежащего правоприменения, в том числе в условиях развития цифровых
технологий.
Приложения к диссертационному исследованию содержат следующие
материалы: эмпирические данные, полученные по результатам проведенного
анализа материалов 435 жалоб, поступивших в отдел защиты прав потерпевших
и иных участников уголовного процесса аппарата Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации в 2019-2020 годы, по вопросу нарушения прав
потерпевших в уголовном судопроизводстве; сравнительная таблица уголовно-
процессуального законодательства стран постсоветского пространства на
предмет ограничений при реализации права на доступ к правосудию по
обжалованию решений, действий (бездействий) в досудебном производстве;
проект онлайн-сервиса подачи заявления о преступлении; проект федерального
закона.
Актуальность темы исследования. В силу публично-правовой природы
уголовного судопроизводства на государство возложена конституционная
обязанность обеспечить потерпевшим доступ к правосудию
(ст. 52 Конституции РФ). Данная конституционная обязанность реализуется
государством посредством осуществления компетентными государственными
органами и должностными лицами деятельности в досудебном производстве путем
возбуждения и расследования уголовного дела, где принимаются решения,
обеспечивающие динамику направления уголовного дела в суд для его
рассмотрения по существу.
В то же время существующие препятствия на пути к правосудию в уголовном
судопроизводстве (незаконные отказы в приеме и регистрации сообщения о
преступлении1, затягивание сроков доследственной проверки, незаконные отказы
в возбуждении уголовного дела, незаконные и необоснованные решения о
приостановлении и прекращении уголовного дела) не позволяют утверждать об
эффективном выполнении государством возложенной конституционной
обязанности. В Докладе Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации обращается внимание, что ряд проблем системного
характера, связанных с реализацией потерпевшим права на доступ к правосудию,
оказывают негативное воздействие на их отношение к правоохранительным
органам2.
В отношении обеспечения государством доступа к правосудию уже частично
применяются цифровые технологии: предусмотрена возможность подачи жалобы
Статистические данных об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской
Федерации за 2011-2020 гг. позволяет утверждать о росте нарушений уголовно-процессуального закона
при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, .выявленных прокуратурой (с 2 921
344 нарушений в 2011 г. до 3 491 902 нарушений в 2020 г., то есть на 19,5 %).
2
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // Официальный сайт
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL:
https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020 (дата обращения: 01.12.2021).
в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации3,
апелляционной, кассационной жалобы в электронном виде через
ГАС «Правосудие» в разделе «Уголовное судопроизводство».
Несмотря на активное применение государством цифровых технологий в
области организации взаимодействия физических и юридических лиц с
государственными органами, по вопросам возбуждения и расследования
уголовного дела каких-либо действенных шагов не происходит.
В своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации
Президент Российской Федерации уже дважды обращал внимание, что цифровые
технологии определяют будущее, а потому законодательство «нужно настроить на
новую технологическую реальность»4. Однако внедрение цифровых технологий в
уголовное судопроизводство требует формулирования теоретических положений
относительно того, что следует понимать под доступом к правосудию в уголовном
судопроизводстве, какие существуют проблемы его обеспечения и как можно их
разрешить (на законодательном, правоприменительном, организационном
уровнях). Между тем в уголовно-процессуальной науке до сих пор нет
общепринятых позиций по данным вопросам, а потому проблема доступа к
правосудию, его обеспечения в уголовном судопроизводстве требует
комплексного исследования, в том числе для разработки оптимальных решений
относительно обеспечения доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве
путем использования цифровых технологий в уголовном судопроизводстве при
сохранении уголовно-процессуальных гарантий защиты прав и законных
интересов физических и юридических лиц.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие доступа
к правосудию в уголовном судопроизводстве рассматривалось
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
// Российская газета. 22.12.2001. № 249. Далее – УПК РФ.
4
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20
февраля 2019 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 01.12.2021); Послание Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. //
Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582
(дата обращения: 01.12.2021).
Т.Г. Бородиновой, Л.А. Воскобитовой, Д.Т. Зилалиевым, К.Л. Литвиненко,
Л.Н. Масленниковой, Л.С. Мирзой и другими. Понятие доступа к правосудию в
иных видах судопроизводства исследовалось А.Н. Алисовым, О.В. Жуковой,
Р.М. Масаладжиу, А.И. Петрушиным и другими. Проблемы доступа к правосудию
в уголовном судопроизводстве рассматривались Т.Г. Бородиновой,
Т.Ю. Вилковой, Л.А. Воскобитовой, Л.В. Головко, С.Р. Зелениным,
Д.Т. Зилалиевым, В.В. Ивановым, Л.Н. Масленниковой, Л.С. Мирзой,
А.И. Петрушиным и другими.
Вопрос о соотношении права на доступ к правосудию с иными правами
человека исследовался Л.В. Головко, В.М. Жуйковым, В.М. Сидоренко и другими.
Вопрос об отнесении права на доступ к правосудию к принципам уголовного
судопроизводства рассматривался И.А. Бабенко, И.А. Бирюковой,
Т.Г. Бородиновой, Б.В. Быковым, Вилковой Т.Ю., Л.М. Володиной,
Л.А. Воскобитовой, И.В. Губко, Л.З. Дмитриевой, С.В. Колдиным,
А.П. Кругликовым.
Впервые в уголовно-процессуальной теории проводятся исследования по
вопросу доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве в условиях развития
цифровых технологий (Т.Ю. Вилкова, Л.Н. Масленникова, А.А. Собенин,
Т.Е. Сушина, К.А. Таболина и другие).
В зарубежной литературе можно выделить таких исследователей, которые
занимались проблемой доступа к правосудию, как Я. Герардс, Л. Глас,
А. Диринг, Т. Лифаард, Х. Луи, Дж. Прескотт, Л. Прюитт, Д. Род, Р. Сандефур,
Б. Шоумен и другие.
Однако в уголовно-процессуальной теории до настоящего времени остаются
спорными и не вполне исследованными вопросы определения понятия и сущности
доступа к правосудию, не выявлена специфика доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-правового спора о виновности лица в совершении
преступления и специфика доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуальных споров о законности и обоснованности правоприменения, не
проведено разграничение понятий «доступ к правосудию» и «доступность
правосудия», не исследованы вопросы о возможностях и способах оптимизации
деятельности в досудебном производстве, направленной на обеспечение доступа к
правосудию, с помощью цифровых технологий.
Объектом диссертационного исследования являются общественные
отношения, возникающие при обеспечении доступа к правосудию и при
реализации права на доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве, в том
числе в условиях развития цифровых технологий.
Предмет диссертационного исследования составляют теоретические
представления о доступе к правосудию, а также нормативное регулирование и
практика реализации права на доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-
правовых и уголовно-процессуальных споров, обеспечение доступа к правосудию
в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, в том числе в условиях
развития цифровых технологий.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы
сформулировать и обосновать совокупность логически взаимосвязанных
теоретических выводов относительно правовой природы доступа к правосудию в
уголовном судопроизводстве, выявить проблемы обеспечения доступа к
правосудию в уголовном судопроизводстве, и разработать рекомендации по
совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практической
деятельности по обеспечению доступа к правосудию в условиях развития
цифровых технологий.
Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования
поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
– определить понятие и сущность доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве;
– выявить специфику доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
правового спора о виновности лица в совершении преступления и специфику
доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуальных споров о
законности и обоснованности правоприменения;
– определить понятие «доступность правосудия» и его соотношение с
понятием «доступ к правосудию»;
– выявить и систематизировать проблемы обеспечения доступа к правосудию
в уголовном судопроизводстве Российской Федерации;
– изучить и проанализировать особенности регулирования доступа к
правосудию в уголовном судопроизводстве всех стран постсоветского
пространства и ряда зарубежных стран континентального права;
– изучить опыт зарубежных стран по вопросу использования онлайн-
сервисов для подачи сообщения о преступлении;
– определить основные направления совершенствования уголовно-
процессуального законодательства и уголовно-процессуальной деятельности по
обеспечению государственными органами и должностными лицами, указанными в
уголовно-процессуальном законе, доступа к правосудию, в том числе в условиях
развития цифровых технологий.
Методологическая основа диссертационного исследования определена
объектом и предметом исследования, поставленной целью и задачами.
Методологическую основу диссертационного исследования составили
общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный,
системный, функциональный), частнонаучные методы (метод конкретных
социально-правовых исследований, сравнительно-правовой, формально-
юридический), а также метод логического анализа нормативно-правовых актов,
статистический метод, синергетический метод и метод моделирования.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых-
специалистов по уголовно-процессуальному праву, в том числе:
А.В. Абабкова, Б.Т. Акрамходжаева, А.С. Александрова, И.А. Бабенко,
И.В. Баранова, С.С. Безрукова, И.А. Бирюковой, Т.Г. Бородиновой,
Л.В. Брусницына, В.М. Быкова, А.А. Вакулик, Е.М. Варпаховской,
Т.Ю. Вилковой, Л.М. Володиной, Л.А. Воскобитовой, Б.Я. Гаврилова,
С.И. Гирько, Л.В. Головко, И.В. Губко, Ю.Б. Дзидария, И.С. Дикарева,
Л.З. Дмитриевой, В.В. Дорошковым, М.В. Духовского, В.М. Жуйкова,
С.Р. Зеленина, Д.Т. Зилалиева, В.В. Иванова, А.А. Иевлева, В.В. Кожокаря,
С.В. Колдина, А.П. А.А. Кочетовой, Кругликовой, К.Л. Литвиненко,
П.А. Лупинской, Е.Г. Мартынчик, Л.Н. Масленниковой, Л.С. Мирзы,
И.Б. Михайловской, А.И. Петрушина, М.О. Румянцевой, С.А. Синенко,
И.В. Смольковой, А.А. Собенина, Т.Е. Сушиной, К.А. Таболиной,
Т.В. Трубниковой, А.Ю. Ушакова, В.В. Хатуаевой, Г.П. Химичевой,
Д.П. Чекулаева, Ю.К. Якимовича, С.А. Яковлевой, П.С. Яни, по конституционному
праву: А.Н. Алисова, Е.В. Гриценко, по международному праву: В.Ф. Борисовой,
А.В. Деменевой, А.С. Корпен, М.А. Рожковой, по гражданскому процессуальному
праву: Г.А. Жилина, Л.Л. Шамшурина, по теории государства и права:
К.Б. Иващенко, В.В. Лапаевой, Т.Г. Лукьяновой, Н.И. Матузова, А.В. Малько,
Э.В. Талапиной.
Также при подготовке использовались труды зарубежных исследователей
таких, как Я. Герардс, Л. Глас, А. Диринг, Н. Кристи, Т. Лифаард, Х. Луи,
Дж. Прескотт, Л. Прюитт, Д. Род, Р. Сандефур, Д. Хэтэуэй, Б. Шоумен.
Нормативную базу диссертационного исследования составляют нормы
международного права, положения Конституции Российской Федерации, нормы
уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного
процессуального, административного процессуального законодательства, а также
нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, постановления и
определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления
Европейского суда по правам человека, постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации.
В работе проанализированы действующие конституции и уголовно-
процессуальное законодательство всех стран постсоветского пространства.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили
результаты анализа статистических данных о надзоре за исполнением законов на
досудебных стадиях уголовного судопроизводства по вопросу выявления
нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о
преступлении органов прокуратуры Российской Федерации за 2011-2020 годы,
результаты анализа статистических данных о приостановленных уголовных делах
за 2011-2020 годы.
Также эмпирической базой диссертационного исследования являются
результаты анализа статистических данных о деятельности федеральных судов
общей юрисдикции Российской Федерации по вопросу практики рассмотрения
жалоб на решения, действия (бездействие) в порядке ст. 125 УПК РФ
за 2011-2020 годы, надзорных жалоб, представлений за 2016-2020 годы,
рассмотрения уголовных дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
за 2013-2020 годы. Были использованы статистические данные о деятельности
правоохранительных органов по вопросу регистрации преступлений и
деятельности судов ряда зарубежных стран.
Основу эмпирической базы исследования составили результаты анализа
материалов 435 жалоб, поступивших в отдел защиты прав потерпевших и иных
участников уголовного процесса аппарата Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации в 2019-2020 годы, по вопросу нарушения прав потерпевших
в уголовном судопроизводстве.
Для анализа практики использования электронной формы подачи сообщения
о преступлении были проанализированы онлайн-платформы (сайты) 40 стран-
лидеров в области развития электронного правительства5.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что
определено, что доступ к правосудию является внутрисистемным фактором
уголовного судопроизводства, а доступность правосудия внешним, находящимся
за пределами уголовного судопроизводства, выявлено значение этих факторов для
построения цифровых платформ и сервисов как внутри уголовного
судопроизводства, так и за его пределами, выявлена специфика доступа к
правосудию в уголовном судопроизводстве на основе классификации споров на
уголовно-правовой спор о виновности лица в совершении преступления и
Критерии лидерства стран установлены Организацией Объединенных Наций (далее – ООН).
Исследование ООН: электронное правительство, 2018 // Официальный сайт ООН. URL:
https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-
Government%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
уголовно-процессуальные споры о законности и обоснованности
правоприменения. Данная специфика позволила выделить этапы реализации права
на доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-правового и уголовно-
процессуальных споров для каждого участника уголовного судопроизводства и
выявить ограничения доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве.
Показано, что доступность правосудия следует отличать от доступа к правосудию,
а также выявлена их взаимосвязь. Впервые на диссертационном уровне
разработаны предложения на законодательном и организационном уровнях по
решению проблем, связанных с обеспечением доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве и доступностью правосудия, с помощью цифровых технологий.
В работе сформулированы новые авторские понятия «доступ к правосудию в
уголовном судопроизводстве», «доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-
правового спора», «доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуального спора», «доступность правосудия», «право на доступ к
правосудию для рассмотрения уголовно-правового спора», «право на доступ к
правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора».
На защиту выносятся:
1. Теоретические выводы о том, что:
1.1. Доступ к правосудию в уголовном судопроизводстве следует
рассматривать как этап уголовного судопроизводства, предшествующий
собственно правосудию и обеспечивающий своим качественным содержанием
возможность достижения правосудия. Наличие в уголовном судопроизводстве
уголовно-правового и уголовно-процессуальных споров обуславливает специфику
содержания доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве.
1.2. Специфика доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
правового спора по делам публичного, частно-публичного обвинения и в случаях,
установленных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, заключается в том, что этап уголовного
судопроизводства, предшествующий принятию судом к рассмотрению уголовно-
правового спора о виновности лица в инкриминируемом ему преступлении и
обеспечивающий своим качественным содержанием возможность достижения
правосудия, состоит в деятельности государственных органов и должностных лиц
по возбуждению и расследованию уголовного дела в целях установления состава
преступления. Специфика доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуального спора заключается в том, что этап уголовного судопроизводства,
предшествующий принятию судом к рассмотрению уголовно-процессуальных
споров по законности и обоснованности правоприменения и обеспечивающий
своим качественным содержанием возможность достижения правосудия, состоит
из подачи и принятия жалобы или представления для рассмотрения судом
уголовно-процессуального спора о правоприменении.
1.3. Право на доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-правового
спора в публичном уголовном судопроизводстве – это право заинтересованного
лица притязать на деятельность суда опосредованно через деятельность
государственных органов по возбуждению и расследованию уголовного дела в
целях установления состава преступления путем доказывания и применения
обеспечительных мер в интересах правосудия. Право на доступ к правосудию для
рассмотрения уголовно-процессуального спора – это право заинтересованного
лица притязать на деятельность суда через непосредственное обращение в суд
путем подачи жалобы или представления и принятие их судом к рассмотрению.
1.4. Доступность правосудия следует рассматривать как комплексный
показатель, с помощью которого производится оценка возможности граждан
защищать свои права в суде. При этом доступность правосудия представляет из
себя внешний объективный фактор, обеспечивающий достижение правосудия, а
доступ к правосудию следует рассматривать как внутренний объективный фактор,
связанный с системой уголовного судопроизводства. Доступность правосудия
обеспечивается вне уголовного судопроизводства, в отличие от доступа к
правосудию, который является этапом уголовного судопроизводства и
обеспечивается в его пределах.
1.5. Ограничением доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
правового спора является совершение государственными органами и
должностными лицами в досудебном производстве незаконных действий
(бездействия), а также принятие незаконных и необоснованных решений, которые
препятствуют доступу к правосудию для рассмотрения дела по существу.
Ограничение доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального
спора в порядке ст. 125 УПК РФ создает и выработанная в правоприменительной
деятельности практика оценки жалобы до ее рассмотрения с участием сторон с
возможностью принятия решения о возвращении или об отказе в приеме жалобы к
рассмотрению при отсутствии законодательно закрепленных оснований, что прямо
влияет на число удовлетворенных жалоб. Ограничением доступа к правосудию для
рассмотрения уголовно-процессуального спора, предметом которого является
судебное решение, вступившее в законную силу, при выборочной кассации и в
надзорной инстанции на законодательном уровне является установленная законом
процедура оценки предмета рассмотрения без проведения судебного заседания на
наличие оснований пересмотра обжалуемых судебных решений (ст. 401.10 и ст.
412.5 УПК РФ). Ограничением доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-
процессуального спора, предметом которого является судебное решение,
вступившее в законную силу, в порядке производства ввиду вновь открывшихся
обстоятельств на законодательном уровне является отсутствие у заинтересованных
лиц права возбуждения производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств.
1.6. В целях электронного взаимодействия заинтересованных лиц с
государственными органами в досудебном производстве требуется разработка
единого онлайн-сервиса на официальных сайтах Министерства внутренних дел
Российской Федерации6 и Следственного комитета Российской Федерации7,
предусматривающего возможность подачи сообщения о преступлении, жалобы на
решения, действия (бездействие) в порядке ст. 124 УПК РФ, заявления ходатайства
в досудебном производстве в электронном виде; уведомление о статусе
рассмотрения сообщения, жалобы; получение подписанного электронной
цифровой подписью решения по поданным сообщениям о преступлении, жалобе
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL: https://мвд.рф (дата
обращения: 01.12.2021).
7
Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации // URL: https://sledcom.ru (дата
обращения: 01.12.2021).
через созданный личный кабинет c подробной инструкцией порядка обжалования
данного решения как в письменном, так и в электронном виде. Разработка онлайн-
сервиса для взаимодействия граждан с государственными органами по
возбуждению и расследованию уголовного дела в электронном виде позволит
решить проблему низкой информированности населения о порядке реализации
прав, об обжаловании решений, действий (бездействия), затрудняющих доступ к
правосудию, в уголовном судопроизводстве и окажет влияние на доступность
правосудия.
1.7. Онлайн-сервис для взаимодействия граждан с государственными
органами по возбуждению и расследованию уголовного дела в электронном виде
должен: включать предупреждение заявителя при наличии необходимости
незамедлительного реагирования со стороны сотрудников правоохранительных
органов обращаться по телефонам экстренных служб; не содержать ограничений
по конкретным видам преступлений, по которым можно подать электронное
заявление о преступлении; осуществлять идентификацию и аутентификацию
заявителя через Единую систему идентификации и аутентификации;
предупреждать заявителя об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 306
УК РФ, с помощью проставления галочки в соответствующей графе;
предоставлять заявителю возможности приложить к заявлению доказательства,
данные о лице, возможно совершившем преступление, и иные сведения;
предусматривать автоматическое определение подследственности по
территориальному критерию, а также подследственность по ведомственному
критерию с последующей проверкой сотрудником правоохранительных органов.
2. Предложения по изменению и дополнению УПК РФ, направленные на
устранение ограничений доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве на
законодательном уровне путем отказа от проведения доследственной проверки
сообщения о преступлении путем внесения изменений в раздел VII «Возбуждение
уголовного дела» УПК РФ с целью оптимизации начального этапа уголовного
судопроизводства и автоматизации принятия решения о начале предварительного
расследования; путем закрепления права на подачу сообщения о преступлении в
электронном виде с целью автоматизации приема, регистрации и проверки
сообщения о преступлении (ст. 141 УПК РФ); права заявлять ходатайства в
досудебном производстве в электронном виде с целью создания законодательных
условий для электронного взаимодействия физических и юридических лиц с
государственными органами (ч. 1 ст. 120 УПК РФ); закрепления оснований для
возвращения жалобы заявителя, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, с целью
исключения возможности принятия судом не основанного на законе решения о
возвращении либо отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 125 УПК РФ);
предоставления права на рассмотрение кассационной жалобы на промежуточное
судебное решение в порядке сплошной кассации (ст. 401.3 УПК РФ);
предоставления возможности лицам, указанным в части первой статьи 401.2 УПК
РФ, приносить непосредственно в суд заявление о возбуждении производства
ввиду вновь открывшихся обстоятельств без участия прокурора (ст. 415, ст. 417
УПК РФ).
3. Предложения по совершенствованию практической деятельности,
направленные на организацию и оптимизацию обеспечения государством доступа
к правосудию с использованием цифровых технологий путем создания и внедрения
в деятельность государственных органов и должностных лиц по вопросам
возбуждения и расследования уголовного дела единой автоматизированной
системы (цифровой платформы), позволяющей составлять процессуальные
документы на основании заложенных в ней образцов в режиме онлайн.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в
комплексном изучении проблем обеспечения доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве, с учетом его содержания в теоретическом, сравнительно-
правовом, междисциплинарном и других аспектах. Теоретическое значение
выделения этапов реализации права на доступ к правосудию для рассмотрения
уголовно-правового и уголовно-процессуальных споров заключается в том, что оно
способствует уяснению сущности доступа к правосудию в уголовном
судопроизводстве и может быть использовано в дальнейшем в научных
исследованиях. Для оптимизации деятельности, направленной на обеспечение
доступа к правосудию в уголовном судопроизводстве, выработанные
теоретические положения позволяют определить способы организации
взаимодействия физических и юридических лиц с государственными органами в
уголовном судопроизводстве, в том числе в цифровой среде.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется
направленностью решения проблем, возникающих при обеспечении государством
доступа к правосудию. Результаты исследования направлены на
совершенствование уголовно-процессуального законодательства,
правоприменительной практики, организации уголовно-процессуальной
деятельности, в том числе с использованием цифровых технологий. Подготовлен
проект онлайн-сервиса «Электронная подача заявления о преступлении» и
представлены теоретические основы для разработки цифровой платформы
(онлайн-сервиса) для взаимодействия граждан с государственными органами по
возбуждению и расследованию уголовного дела в электронном виде. Также
результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе высших
юридических образовательных организаций по учебной дисциплине «Уголовный
процесс», «Прокурорский надзор», «Доказывание и принятие решений по
уголовному делу», «Обжалование в уголовном судопроизводстве и других.
Достоверность результатов исследования обеспечивается подкреплением
теоретических выводов во взаимосвязи с предложениями по совершенствованию
уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации нормативно-
правовой и эмпирической базой исследования, которую составляют: изученные и
проанализированные материалы 435 жалоб на нарушения прав потерпевших,
поступивших в отдел защиты прав потерпевших и иных участников уголовного
процесса аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
в 2019-2020 годы; статистические данные о надзоре прокурора в досудебном
производстве за исполнением законов по вопросу выявления нарушений законов
при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении органов
прокуратуры Российской Федерации за 2011-2020 годы; статистические данные о
приостановленных уголовных делах за 2011-2020 годы; статистические данные о
деятельности федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации по
вопросу практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) в
порядке ст. 125 УПК РФ за 2011-2020 годы, надзорных жалоб, представлений
за 2016-2020 годы, рассмотрения уголовных дел по вновь и новым открывшимся
обстоятельствам за 2013-2020 годы; онлайн-платформы (сайты) сорока стран-
лидеров в области развития электронного правительства по вопросу практики
внедрения электронной формы подачи сообщения о преступлении8.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!