Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РЕЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМЫ ПОКОЛЕНИЙ ………….. 16
В КРИТИКЕ II ПОЛ. XX ВЕКА ……………………………………………………………. 16
1.1 Социологический аспект рецепции проблемы поколения …………….. 16
1.2 Психологическое обоснование проблемы поколений ……………………. 29
1.3 Литературоведческий анализ проблемы поколений ……………………… 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………….. 60
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТЫ ПОКОЛЕНИЙ И ВНУТРИПОКОЛЕНЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ К. ИСИГУРО ………………………………. 63
2.1 «Величайшее» и «молчаливое» поколения I пол. XX в. ………………… 65
2.2 Поколения «бумеры» и «миллениалы» II пол. XX в.. ……………………. 87
2.3 «Цифровое» поколение конца XX – начала XXI в. ……………………… 103
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………………………. 113
3. КОНФЛИКТ КАК ИСТОЧНИК МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. ИСИГУРО …………………….. 118
3.1 Характер антагонизма величайшего и молчаливого поколений ….. 120
3.2 Специфика конфликта и проблем между молчаливым поколением и
бумерами …………………………………………………………………………………………. 135
2.3 Противостояние миллениалов и цифрового поколения ………………. 150
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 ……………………………………………………………………. 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………… 167

Во Введении обоснованы актуальность темы и научная новизна
исследования, указаны его объект и предмет, показана степень изученности
проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, пояснены его
теоретическая значимость и практическая ценность, описаны применяемые
методы, перечислены выносимые на защиту положения.
В Главе 1. «Аспекты рецепции проблемы поколений в критике II
пол. XX в.» рассматриваются различные подходы в осмыслении проблемы
поколений в критической литературе II пол. XX в. Представлены
социологический, психологический и литературоведческие аспекты изучения
проблемы поколений.
В параграфе 1.1 «Социологический аспект рецепции проблемы
поколения», рассмотрев известные социологические теории рецепции
проблемы поколений в критике II пол. XX века, мы выделили теорию
архетипов когорты Хоува-Штрауса в качестве методологической основы
нашего исследования проблемы поколений в творчестве К. Исигуро, так
как данная теория в полной мере позволяет понять художественные
образы, относящиеся к различным поколенческим циклам. Центральным
понятием для определения поколенчиских циклов был принят термин
У. Штрауса и Н. Хоува, описывающий «социальное поколение» (generational
constellation) как совокупность людей (когорту), рожденных в 20-летний
период времени, при этом занимающих схожее возрастное положение в
истории, т. е. они должны быть свидетелями одних и тех же исторических
событий примерно в одинаковомвозрасте; придерживатьсясхожих
жизненных взглядов и руководствоваться аналогичными моделями поведения
(common beliefs and behavior), а также ощущать причастность к данному
поколению (common perceived membership).
Впараграфе1.2«Психологическоеобоснованиепроблемы
поколений» нами были изучены важные психологические теории и идеи II
пол. XX в. по поколенческой проблематике. Особая значимость в контексте
настоящейработыотводитсяидеямомежпоколенческойпередаче
психических травм (М. Боуэн, Ф. Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надь и
М. Терек), влиянии ПТСР на память, диссоциации (Б. Ван дер Колк и О. ван
дер Харт), адаптации после взрыва атомной бомбы (Дж. Лифтон),
коллективном чувстве вины (Р. Браун, Ф. Терони, Б. Дусже), материнстве
(Ю. Кристева).
Впараграфе1.3«Литературоведческийанализпроблемы
поколений» в результате изучения роли и места проблемы поколений в
литературном процессе Великобритании II пол. XX в. мы приходим к
выводу, что аспекты рецепции проблемы поколений в послевоенном мире
претерпели значительные изменения и трансформации, обусловленные
целым рядом факторов: послевоенный кризис, утверждение новых
философских концепций, переход от коллективизма к индивидуализму,
установление монетаризма, разрушение классовых барьеров, бунт молодежи
и наличие мультикультурных тенденций в литературе. Свидетельством
наличия интереса к проблеме поколений и связанных с ней мотивов
«детства»,«непониманияотцовидетей»,«отсутствиясемейного
единства», «утраты семейных ценностей», «бегства из родного дома»,
«сиротства»,«отчуждения»ипроблемевоспитаниявлитературе
выступает появление большого количества литературно-критических и
теоретических работ, ряд которых был проанализирован в данно м
параграфе. Кроме того, в параграфе проводится обзорный анализ
литературного контекста романов с целью демонстрации проблем ы
поколений, ярко выраженной в творчестве писателей, принадлежащих к
одному с К. Исигуро литературному поколению и обратившихся к данной
проблеме неоднократно (Ч.П. Сноу, М. Дрэббл, А.С. Байетт, Д. Лессинг,
М. Эмис, И. Макьюэн, Дж. Коу, Т. Мо, Х. Курейши). Неуклонное
возвращение к данной проблематике на протяжении всего творчества
характеризует авторскую поэтику многих из них.
ВГлаве2.«Портретыпоколенийивнутрипоколенческая
проблематика в творчестве К. Исигуро» особое внимание уделяется
портретной характеристике (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-
впечатление,характеристическийпортрет,психологическийпортрет)
поколений I пол. XX в.– начала XXI в. (величайшее, молчаливое, бумеры,
миллениалы и цифровое поколения) и их внутрипоколенческой проблематике.
В параграфе 2.1 «Величайшее и молчаливое поколения I пол.
XX в.» мы объединили величайшее и молчаливое поколения, поскольку их
связывает коллективное переживание трагического и травмирующего опыта
мировых войн (1914–1918 гг.) и (1939–1945 гг.), захлестнувших мир в XX в.
Основываясь на теории архетипов когорты Хоува-Штрауса, нами были
выделены и описаны портреты персонажей-представителей величайшего
поколения: Киносито («Странная, порой проходящая грусть»), Огата-сан,
Фудзивара («Там, где в дымке холмы»), Сигимура, Каваками, Оно, Мацуда
(«Художник зыбкого мира»), Стивенс, Лорд Дарлингтон («Остаток дня»),
Густав, Хофман-отец («Безутешные»), К. Бэнкс, Сара Хэммингз («Когда мы
были сиротами») и молчаливого поколения: Мичико, Яцуко-подруга Мичико
(«Странная, порой проходящая грусть»), Эцуко, Сэцуко, Дзиро, Сигэо Мацуда
(«Там, где в дымке холмы»), Синтаро, Норико, Сэцуко, Суити, Дзиро Мияке,
Таро Сайто («Художник зыбкого мира»), Кардинал мл. («Остаток дня»),
Райдер, Штефан Хоффман («Безутешные»), Опекуны Хейлшема («Не
отпускай меня»).
Входепроведенногоанализамыприходимквыводу,что
внутрипоколенческая проблематика рассматриваемых в данном параграфе
поколенческих циклов имеет как универсальный, так и специфический
характер. К основным универсальным внутрипоколенческим проблемам
величайшего поколения мы отнесли следующие: безотцовщина, изменение
общественного и материального статуса, профессиональная самозабвенность,
эскапизм (идеализация), кризис идентичности, классовость и иерархичность
общества. Специфическая внутрипоколенческая проблематика величайшего
поколения, на наш взгляд, выражается в слепом служении долгу и
спасительном самообмане. В романе «Художник зыбкого мира» слепое
служениедолгуглавногогерояОнопредставленокаквесомая
внутрипоколенческая проблема величайшего поколения. Оно – художник, чье
творчество было на службе у представителей растущих националистических и
империалистических организаций Японии 1930–1940-х гг., патриотические
идеалы которых оказались преступлением в послевоенный период. Проблема
Оно, по словам К. Исигуро в одном из интервью, заключается в том, что герою
недоставало перспективы, чтобы что-то увидеть за пределами собственного
окружения и оставаться в стороне от актуальных ценностей своего времени 34.
Mason, G. An Interview with Kazuo Ishiguro / G. Manson. – Текст : непосредственный // Conversations with
Kazuo Ishiguro / edited by B. Shaffer, C. Wong. – Jackson : University Press of Mississippi, 2008. – P. 3–14. – ISBN
978-1-934110-61-4. – c. 9.
Универсальными внутрипоколенческими проблемами молчаливого
поколения, по нашему мнению, являются: безотцовщина, изменение
общественного и материального статуса, распад семьи и утрата дома,
жестокость, кризис идентичности, профессиональная самозабвенность,
отчуждающее отношение к материнству. Травму войны и конформизм мы
отнесли к специфическим внутрипоколенческим проблемам молчаливого
поколения. В воспоминаниях о беременности главной героини романа «Там,
где в дымке холмы» Эцуко есть намеки на двойственное и отчуждающее
отношение к материнству. Эцуко признает, что во время беременности была
излишне тревожна («…small things were capable of arousing in me every kind of
misgiving about motherhood»35). Даже когда героиня говорит о том, что
счастлива, в ее повествование вплетены тревожные упоминания об убийстве
детей в Нагасаки, что характеризует ее неспособность прямо признать
негативные чувства по поводу беременности и предстоящего материнства.
Символически мотив детоубийства может быть соотнесен с утоплением котят
двенадцатилетней Марико ее матерью Сатико, которая выступает двойником
Эцуко в романе. На наш взгляд, отчуждающее отношение к материнству
молчаливого поколения может быть вызвано проявлением внутреннего
стремления к личной свободе, которое прорывается наружу именно в период
исторической неопределенности, вызванной крахом традиций.
В параграфе 2.2 «Поколения бумеров и миллениалов II пол. XX в.»
объединены поколения бумеров (1943–1960) и миллениалов (1982–2002),
поскольку их жизненные циклы, которые совпадают с периодом окончания
Второй мировой войны и начала третьего тысячелетия, связаны с новым
современным этапом мировой истории и культуры. Прежде всего, нами
были выделены и описаны портреты персонажей-бумеров: мать Джона
(«Отравление»), Яцуко-дочь Мичико («Странная, порой проходящая
грусть»), Ники, Кейко, Марико, Акира («Там, где в дымке холмы»), Итиро
Ishiguro, К. A Pale View of Hills / K. Ishiguro. – New York : Putnam, 1982. – 183 p. – ISBN 0-399-12718-6. –
Текст : непосредственный. – p. 17.
(«Художник зыбкого мира»), Флетчер («Деревня после заката»), Борис
(«Безутешные»), Дженнифер («Когда мы были сиротами»), Кэти, Рут, Томми
(«Не отпускай меня») и миллениалов: Джон, Кэрол («Отравление»), Крисси,
Хелен, Пол, Капальди («Клара и Солнце»).
Проанализировав портреты представителей поколений бумеров и
миллениалов, мы также сформулировали универсальную и специфическую
внутрипоколенческую проблематику данных поколенческих циклов. К
универсальнымвнутрипоколенческимпроблемамбумеровотносятся:
безотцовщина, эскапизм (отшельничество), распад семьи и утрата дома,
жестокость, кризис идентичности, разделение общества (клоны /обычные
люди),отчуждающееотношениекматеринству.Специфической
внутрипоколенческойпроблемойбумеров,нанашвзгляд,является
определение и критерии смерти. Данная проблема находит интересное
художественное воплощение в романе К. Исигуро «Не отпускай меня», в
котором за наивным, на первый взгляд, обращением главной героини Кэти к
читателю по поводу опасений клона Томми («You’ll have heard the same talk»)
скрывается важный и актуальный вопрос определения и критериев смерти.
Перед четвертой процедурой донорства Томми выражает беспокойство, что
после того, как он перейдет в вегетативное состояние, какой-то элемент его
сознания все равно сохранится, а органы будут продолжать беспощадно
извлекать для последующих пересадок до его окончательной смерти («…even
if you’ve technically completed, you’re still conscious in some sort of way»)36. С
биологической точки зрения процесс смерти проходит в несколько этапов и,
несмотря на то, что деятельность организма как целостного индивида может
уже прекратиться, его отдельные органы и ткани продолжают существовать,
на чем и строится возможность трансплантации органов. Тем не менее,
четкого определения и критериев смерти на данный момент не существует,
Ishiguro, К. Never Let Me Go / K. Ishiguro. – London : Faber and Faber, 2005. – 291 p. – ISBN 978-0-571-27212-
9. – URL: https://archive.org/details/isbn_ 9780571272129/page/82/mode/2up (Дата обращения: 21.05.2021). –
Текст : электронный. – p. 274.
чтовноситфундаментальнуюнеопределенностьввосприятие
экзистенциальных границ человека.
К универсальным внутрипоколенческим проблемам миллениалов мы
отнесли следующие: безотцовщина, эскапизм (социальное отшельничество),
скрытая агрессия к матери, кризис идентичности (утрата веры в уникальность
человека),разделениеобщества(конкурирующие/отшельники),
профессиональная самозабвенность, отчуждающее отношение к материнству.
Специфическая внутрипоколенческая проблематика миллениалов, по нашему
мнению, выражается в высоком темпе жизни и конкуренции, проблеме
«черного ящика». Проблема «черного ящика», которая пока мало известна за
пределами научного сообщества, заключается в том, что искусственный
интеллект часто приходит к выводам, с которыми люди считаются и которые
используют, не осознавая до конца, каким именно путем эти выводы были
получены. В романе К. Исигуро «Клара и Солнце» андроид Клара помещает
окружающие предметы в собственный контекст, существующий вне
известных человеку связей. Например, женщина на улице вызывает у нее
ассоциацию с кофейной чашкой37. Таким же необъяснимым образом она
объявляет причиной глобального загрязнения не деятельность человека, а
конкретного робота, КОТЭ-машину, которую намерена уничтожить для того,
чтобы принести жертву Солнцу и таким образом спасти больную Джози.
Настораживает то, что Пол, отец девочки, не зная, в чем смысл такого акта,
слепоследуетзаидеейандроида,полагаясьнасверхспособности
искусственного интеллекта, и помогает Кларе в уничтожении КОТЭ-машины.
В параграфе 2.3 «Цифровое поколение конца XX – начала XXI в.»
исследуютсяпортретныехарактеристикиивнутрипоколенческая
проблематика представителей цифрового поколения (2003 – по наст.вр.) в
контексте современного периода мировой истории. Выделены персонажи-
представители цифрового поколения в последнем на сегодняшний день
Ishiguro, К. Klara and the Sun / K. Ishiguro. – New York : Alfred A. Knopf, 2021. – 208 p. – ISBN 978-0-5933-
1818-8.– Текст : непосредственный. – p. 26.
романе К. Исигуро «Клара и Солнце» (Джози, Рик, Сал и др. подростки) и
описаны их портреты.
В ходе проведенного анализа нами выделены универсальные и
специфические внутрипоколенческие проблемы цифрового поколения в
романе«КлараиСолнце».Универсальнымивнутрипоколенческими
проблемами цифрового поколения мы считаем следующие: безотцовщина;
эскапизм(вмириллюзий);разделениеобщества
(форсированные/нефорсированные),буллинг,создание(перекраивание)
собственной идентичности. Особый интерес в аспекте современности
представляет проблема разделения общества на «форсированных» и
«нефорсированных», представленная в этом романе об альтернативном
будущем. Социальное разделение общества в «Кларе и Солнце» основывается
на роботизации и автоматизации, что, в свою очередь, порождает массовую
безработицу, когда миллионы людей оказываются на улице без средств
к существованию. Родители вынуждены подвергать своих детей опасному
генному редактированию – форсированию, чтобы усовершенствовать их
интеллектуальные способности и дать им возможность конкурировать в
условиях высокотехнологичного мира. В результате, подростки, прошедшие
процедуру модифицирования интеллекта, могут претендовать наравне с
другими форсированными детьми на получение высшего образования
(Джози); «нефорсированные» же лишены такой возможности и живут в
некотором отдалении от других (Рик), что свидетельствует о снижении
социального статуса и социальном отторжении семей, в которых дети не
подверглись рискованной процедуре.
Специфическая внутрипоколенческая проблематика, присущая данному
поколению, заключается, по нашему мнению, в следующих аспектах:
стремление к стадности; некоммуникабельность; дефицит живого общения;
нерациональноепотребление;дегуманизация.Дегуманизациятакже
воплощается в романе «Клара и Солнце», в котором К. Исигуро намеренно
изображает андроида Клару более человечной, чем простых людей. Люди,
утратившие веру, надежду и любовь, брошены на выживание в вечной гонке
стремительно меняющегося мира, в то время как тихие молитвы андроида
услышаны: девочка-подросток Джози, интеллектуальной подругой которой
была Клара, в конце романа выздоравливает. В связи с этим в Кларе перестают
нуждаться и она оказывается на свалке списанных роботов. Однако и там она
продолжает верить как в добро, так и в Солнце, и следовать заложенной в нее
программе. Соответственно, образ Клары, смотрящей на мир людей как бы со
стороны, выполняет в романе функцию зеркала, отражающего дегуманизацию
общества XXI в.
Глава 3. «Конфликт как источник межпоколенческой проблематики
в произведениях К. Исигуро» посвящена анализу проблем и противоречий
между представителями следующих поколенческих пар: величайшее и
молчаливое поколения, молчаливое поколение и бумеры, миллениалы и
цифровое поколение. Подробно изучив произведения К. Исигуро, мы
констатируем, что межпоколенческая проблематика имеет специфический и
универсальный характер.
Впараграфе3.1«Характерантагонизмавеличайшегои
молчаливого поколений» рассматривается специфика межпоколенческого
взаимодействия величайшего и молчаливого поколений. В результате
изучения различных причин противоречий «отцов и детей» в произведениях
К. Исигуро нами были выделены и описаны универсальные и специфические
межпоколенческие проблемы данной поколенческой пары. К универсальным
межпоколенческим проблемам величайшего и молчаливого поколений
относятся: безотцовщина, столкновение традиционных и демократических
взглядов, утрата близости.
Специфическими межпоколенческими проблемами в исследуемой
поколенческой паре являются: обвинение поколения «отцов» в том, что они
привели мир к войне; противоречия между учеником и учителем (лидером и
последователем); непомерные ожидания родителей. Противоречия между
учеником и учителем можно наблюдать в романе «Художник зыбкого мира».
Данный конфликт лежит в основе развития главного героя Оно от юноши ко
взрослому человеку, от последователя японского милитаризма к лидеру и от
ученика к сенсею. Путь Оно как художника от раннего разочарования в нем
строгим и порицающим отцом до ученичества и, наконец, до руководящей
должности представлен с помощью этого извечного и неизбежного
конфликта. В одном из своих интервью К. Исигуро говорит, что его
заинтересовало изображение мира в исторический период, когда фигура
лидера обладала невероятной психологической властью над своими
последователями, ведь для того, чтобы вырваться на свободу, последователю
нужно было проявить небывалую решимость 38.
В параграфе 3.2 «Специфика конфликта и проблем между
молчаливым поколением и бумерами» внимание сосредоточено на
особенностях противоречий между молчаливым поколением и бумерами в
творчестве К. Исигуро. Основное внимание уделяется универсальным и
специфическим межпоколенческим проблемам данной поколенческой пары.
Универсальные межпоколенческие проблемы молчаливого поколения и
бумеров находят выражение в следующих выявленных нами аспектах:
безотцовщина, столкновение традиционных и демократических взглядов,
утрата близости, потеря коллективной памяти, пренебрежение родителями
детей.
Кспецифическиммежпоколенческимпроблемамизучаемой
поколенческой пары мы отнесли: повторение дисфункционального сценария
семейных отношений,парадокснежелательной свободы.Повторение
дисфункционального сценария семейных отношений изображено в романе
«Безутешные», когда протагонист Райдер повторяет искаженный паттерн
поведения своих родителей, отравивший его собственную жизнь. Райдер
вымещает ярость по отношению к родителям на своей семье: Софи и
маленьком Борисе. Борисом (как и Райдером в детстве) пренебрегает отец,
Mason, G. An Interview with Kazuo Ishiguro / G. Manson. – Текст : непосредственный // Conversations with
Kazuo Ishiguro / edited by B. Shaffer, C. Wong. – Jackson : University Press of Mississippi, 2008. – P. 3–14. – p. 8.
мальчик боится его и одновременно глубоко нуждается в нем. Компенсацией
за отчаяние и страдания в детстве для Райдера становится иллюзия о том, что
его семейная жизнь с родителями была здоровой и счастливой.
В параграфе 3.3 «Противостояние миллениалов и цифрового
поколения» проводится анализ истоков межпоколенческой проблематики
миллениалов и цифрового поколения на материале романа К. Исигуро «Клара
и Солнце». В ходе детального рассмотрения текста мы приходим к выводу, что
истокимежпоколенческойпроблематикимиллениаловицифрового
поколения имеют разнообразный характер: это и вечный конфликт отцов и
детей,когдамолодостьхочетдоказатьсвоюсамостоятельностьи
самодостаточность; конфликт взаимоотношений поколений в переломную
эпоху новой цифровой реальности, когда обостряются вечные и относительно
разрешимыеконфликтывовременастабильности;столкновение
противоположных точек зрения родителей в отношении выбора будущего для
своих детей.
Изучив ключевые эпизоды романа и обратившись к его композиции, мы
предлагаем рассматривать конфликт поколений в виде определенной
иерархии. Первый слой конфликта в романе представляет собой столкновение
отцов и детей, людей разного возрастного и культурного типа (конфликт
Джози и ее матери Крисси). Внутри этого слоя можно усмотреть более острый
и актуальный конфликт – конфликт технологий и законов природы (конфликт
Крисси и Хелен: форсировать/не форсировать интеллект детей). В ядре
конфликтапоколенийвроманемыотчетливоразличаемважную
философскую мысль: отчуждение человека нового времени от мира без Бога
(андроид Клара обращается к Солнцу с молитвой/люди в романе утратили
веру).
В параграфе делаются выводы об универсальной и специфической
межпоколенческой проблематике миллениалов и цифрового поколения.
Универсальная межпоколенческая проблема исследуемой поколенческой
парывыражаетсявпотереколлективнойпамяти.Специфическая
межпоколенческая проблематика изучаемой поколенческой пары заключается
в конфликте отцов и детей в отношении выбора детьми будущего
(форсировать/не форсировать интеллект).
В Заключении описаны результаты выполненного исследования,
сформулированыосновныевыводыохудожественномсвоеобразии
внутрипоколенческой и межпоколенческой проблематики в творчестве
К. Исигуро.
Большинство проблем, с которыми встречаются отдельные поколения,
имеет универсальный характер, в основе которого лежит вечный конфликт
отцов и детей, когда молодость хочет доказать свою самостоятельность и
самодостаточность. Универсальные («вечные») проблемы в произведениях
К. Исигуро приобретают определенную специфику: конфликт отцов и детей в
отношении выбора детьми своего будущего: форсировать/не форсировать
интеллект; противоречиямежду ученикомиучителем(лидероми
последователем). В основе универсальной проблематики зачастую лежит
стремление индивида к самореализации (личностной, профессиональной,
творческой, общественной). Объединяет поколения прежде всего общность
средств,которымипользуютсяпредставителикаждогоотдельного
поколенческого цикла для выполнения тех или иных задач. Специфику их
различая характеризует отличие социально-исторического местоположения.
Так, например, мы определили, что представители разных поколений
сталкивались с проблемой «безотцовщины», связанной с отрицанием фигуры
отца. Однако если причины этой проблемы для поколений I пол. XX в.
(молчаливое и величайшее поколения) связаны с последствиями войны и
разрушением унаследованной системы ценностей (гибель родителей во время
войны у Эцуко, Сары Хэммингз; противоречиями взглядов на войну Оно и его
зятьев), то для бумеров и миллениалов истоки данной проблемы кроются в
социальном кризисе II пол. XX – начала XXI в. («бегство» Пола от общества;
служение Райдера интересам публики). С другой стороны, «безотцовщину»
можно рассматривать и как специфическую межпоколенческую проблему, так
как она заложила основу для антагонизма величайшего и молчаливого
поколений («мотив отцеубийства»).
В работе нами отмечаются универсальные проблемы, обусловленные
крахом традиционной системы и сменой мировоззренческих парадигм в
послевоенном обществе: столкновение традиционных и демократических
взглядов, распад семьи и утрата дома, утрата близости, потеря коллективной
памяти, отчуждающее отношение к материнству. При этом фиксируются
тенденции к разделению и кризисному состоянию общества (кризис
идентичности), которые наблюдаются у всех рассматриваемых поколений.
Различныеспособыпреодоленияданногокризиса(конформизм,
многообразные формы эскапизма, профессиональная самозабвенность)
характеризуют специфику различий поколений.
Отдельно выделяется круг специфических внутрипоколенческих и
межполоненческих проблем, связанных с ригидностью взглядов величайшего
поколения и их неготовностью менять привычную картину мира (слепое
служениедолгу,спасительныйсамообман,непомерныеожидания,
возложенные на детей; пренебрежение родителями детей). Проблема
пренебрежения родителями детей также встречается в поколенческих парах:
молчаливоепоколение-бумеры;бумеры-миллениаллы,которыеможно
рассматривать как инварианты межпоколенческого взаимодействия. Это
свидетельствует о том, что данная проблема приобрела универсальный
характер.Рядспецифическихмежпоколенческихпроблемвызван
психологическими особенностями реагирования представителей поколений
на вызовы своего времени (повторение дисфункциональных сценариев
семейныхотношений,парадокснежелательнойсвободы).Проблема
жестокости из открытой формы проявления агрессии (открытая агрессия из-за
осуждения войны) у молчаливого поколения трансформируется в скрытую
форму (агрессия к матери) бумеров и миллениалов и воплощается в буллинг в
XXI в.
Вышеизложенноепозволяетконстатировать,чтоспецифические
внутрипоколенческие проблемы поколений конца XX – начала XXI в.
(миллениалыицифровоепоколение):стремлениекстадности,
некоммуникабельность,дефицитживогообщения,нерациональное
потребление,проблема«черногоящика»вызваныстремительным
технологическим прогрессом, последствия которого человечество не всегда
успевает и способно осмыслить.
Основное место среди специфических проблем конца XX – начала XXI
в. в творчестве К. Исигуро отводится вопросам вмешательства человека в
фундаментальные законы природы, определения и критериев смерти,
дегуманизации, что, если смотреть шире, отсылает нас к глубокой рефлексии
по поводу осмысления экзистенциальных границ человека. Таким образом,
через внутрипоколенческую и межпоколенческую проблематику К. Исигуро
представляет в своих произведениях важные изменения, происходящие в
обществе I пол. XX — начала XXI вв., и выражает свое отношение к ним.
К перспективам нашего исследования можно отнести изучение, с одной
стороны, внутрипоколенческой проблематики других поколений (потерянное
поколение (1883–1900 гг.), поколение «Х» (1961 – 1980 гг.)), которые в
меньшей степени представлены в творчестве К. Исигуро, а с другой – анализ
проблематики в также малочисленных инвариантахмежпоколенческого
взаимодействия (величайшее поколение и бумеры; молчаливое поколение и
миллениалы; бумеры и миллениалы). Мы полагаем, что изучение поколений в
творчестве К. Исигуро не исчерпывается приоритетом исключительно
исследованной нами в работе проблематики, структуры образа и конфликта, а
охватывает все уровни анализа художественного текста, поэтому интересно
было бы также установить возможные связи изображения поколений с
элементами композиции, сюжета, спецификой жанра и т.п.
Основныеположениядиссертацииотраженывследующих
публикациях автора:
Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических
изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

Любеева С.В. Портрет поколения “The Silent” в романах К. Исигуро
«Там, где в дымке холмы» и «Художник зыбкого мира» // Филологические
науки. Вопросы теории и практики. Москва. 2021. Т. 14. № 11. С. 3349–3352.
ЛюбееваС.В.Феномен межпоколенческой передачипсихической
травмы в дебютных произведениях К. Исигуро. // Вестник МГПУ. Серия
«Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021. № 4 (44). С. 124–
130.
Любеева С.В. Характер конфликта между поколениями “Silent” и
“Boomer” в творчестве К. Исигуро // Филологические науки. Вопросы теории
и практики. Москва. 2022. Т. 15. Выпуск 2. С. 341–345.

Данное исследование посвящено анализу проблемы поколений в
творчестве К. Исигуро. Проблема поколений является сквозной в мировой
художественной литературе и актуальной своим вечным звучанием. Её
разработкой и осмыслением занимались авторы многих эпох в различных
жанрах литературы, выделяя такие особенности, как различие взглядов
представителей противоположных поколений на важнейшие вопросы жизни,
среди которых пути решения общественных проблем, роль искусства и науки,
отношение к природе и окружающему миру, любовь и человеческая сущность
в целом. Художественная литература предлагает собственные пути решения
проблемы поколений в ее полном и разностороннем освещении.
К. Исигуро (1954 г.р.) – современный британский романист японского
происхождения, лауреат Букеровской премии (1989), член Королевского
литературного общества, наряду с Питером Акройдом и Мюриэл Спарк.
Кроме того, писатель является офицером почетного ордена Британской
империи, а в 2019 г. он был посвящен в рыцари. Широкий интерес к творчеству
К. Исигуро был вызван вручением ему Нобелевской премии по литературе в
2017 г. В формулировке Нобелевского Комитета делался акцент на
эмоциональной силе произведений К. Исигуро («in novels of great emotional
force, [he] has uncovered the abyss beneath our illusory sense of connection with
the world») [The Noble Prize 2017]. В своей нобелевской речи автор подчеркнул
неопределенность современного мира и созидательный мотив своего
литературного творчества («The world is in a very uncertain moment and I would
hope all the Nobel Prizes would be a force for something positive in the world as it
is at the moment. I’ll be deeply moved if I could in some way be part of some sort
of climate this year in contributing to some sort of positive atmosphere at a very
uncertain time») [The Noble Prize 2017]. Литературная карьера К. Исигуро, как
и многих других писателей, началась с написания малой прозы. В 1981 г. в
сборнике «Знакомство: 7 Рассказов новых писателей» (Introduction 7 Stories by
New Writers, 1981) публикуются рассказы «Странная, порой приходящая
грусть» (A Strange and Sometimes Sadness), «Отправление» (Getting Poisoned),
«В ожидании Джея» (Waiting for J), являющиеся, наряду с рассказом
«Семейный ужин» («A Family Supper», который впервые появился в журнале
«Firebird 2» 1983), дебютными произведениями автора. Рассказ «Деревня
после заката» (A Village After Dark) вышел в газете «The New Yorker» в 2001
г. после первой публикации во Франции на французском языке. Несмотря на
то, что «Деревня после заката» многими критиками воспринимается как
зарисовка к более зрелому и завершённому роману «Безутешные» (The
Unconsoled, 1995), данная работа представляет определенный интерес для
нашего исследования, как и другие дебютные работы автора. В малой прозе К.
Исигуро заложены основы для понимания проблематики и эмоционально-
ценностной ориентации творчества автора в целом, в том числе проблемы
поколений. Сборник новелл 2009 г. «Ноктюрны: пять историй о музыке и
сумерках» (Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall) представляет собой
не просто цикл историй о музыке и музыкантах, но является творческим
симбиозом музыкальных и социальных мотивов одиночества, жертвенности,
поиска себя и смены идеалов и ценностей. Следует отметить, что темы,
мотивы и образы, сформировавшиеся в малой прозе К. Исигуро, получили
свое дальнейшее развитие в последующих романах писателя.
На сегодняшний день К. Исигуро является автором ряда рассказов,
нескольких телевизионных сценариев и восьми романов, многие из которых
были удостоены престижных литературных премий. «Там, где в дымке
холмы» (A Pale View of Hills, 1982) – премия Уинфред Холтби, «Художник
зыбкого мира» (An Artist of the Floating World, 1986) – премия «Уитбред»,
«Остаток дня» (The Remains of the Day, 1989) – премия «Букер», «Безутешные»
(The Unconsoled, 1995) – вошел в шорт-лист премии Коста (Уитбредовская
премия), «Когда мы были сиротами» (When We Were Orphans, 2000) –
номинирован на премию «Букер», «Не отпускай меня» (Never Let Me Go,
2005) – включен в 100 лучших английских романов всех времен по версии
журнала «Тайм», «Погребенный великан» (The Buried Giant, 2015) –
номинирован на Всемирную премию фэнтези за лучший роман (2016) и
последний (на сегодняшний день) роман, вышедший в марте 2021 г., «Клара и
Солнце» (Klara and the Sun). Произведения писателя переведены на многие
языки, а появление каждого нового романа привлекает как активный
читательский интерес, так и пристальное внимание критики. Романы «Остаток
дня» в 1993 г. и «Не отпускай меня» в 2010 г. были экранизированы и получили
широкий зрительский успех и немалое число престижных премий.
Художественный фильм «На исходе дня» (The Remains of the Day, 2010) с
Энтони Хопкинсом (Anthony Hopkins) в главной роли только на премию
«Оскар» был представлен по восьми номинациям.
Таким образом, материалом данного исследования послужили восемь
указанных романов К. Исигуро на языке оригинала, а также рассказы: «A
Family Supper» (1983), «A Village After Dark» (2001), «Come Rain or Come
Shine» (2009), «Cellists» (2009), «Malvern Hills» (2009), в том числе не
переведенные на русский язык дебютные рассказы 1981 г. «A Strange and
Sometimes Sadness» и «Getting Poisoned».
При изучении данного художественного материала мы, прежде всего,
обращаем внимание на мотивно-тематические комплексы, сущность
конфликта и художественные средства, способствующие выражению
внутрипоколенческой и межпоколенческой проблематики поколений в
творчестве автора. С целью всестороннего и комплексного анализа
проблематики каждого поколенческого цикла в творчестве К. Исигуро мы
предлагаем использовать понятия «внутрипоколенческая» и
«межпоколенческая» применительно к проблематике, опираясь на
определение конфликта, предложенное социологами В.И. Добреньковым и
А.И. Кравченко. Под внутрипоколенческой проблематикой предлагается
понимать совокупность проблем, с которыми сталкивается определенное
поколение на своем жизненном пути. Межпоколенческая проблематика – это
совокупность проблем и противоречий между представителями разных
поколений. При этом внутрипоколенческие и межпоколенческие проблемы
могут иметь как универсальный (общечеловеческий) характер и затрагивать
любой поколенческий цикл/циклы, так и специфический, составляя
отличительную черту поколения/поколений на конкретном историческом
этапе.
Предметом исследования выступает внутрипоколенческая и
межпоколенческая проблематика в творчестве К. Исигуро.
Объектом изучения является творческая рецепция представленных в
творчестве К. Исигуро пяти поколений по классификации Хоува-Штрауса: G.I.
– «величайшее» (1901–1924), Silent – «молчаливое» (1925–1942), Boom –
«бумеры» (1943–1960), Millennial – «миллениалы» (1982–2002), Z –
«цифровое» (2003 – по наст. вр.).
Актуальность исследования обусловлена тем, что, во-первых,
проблема поколений не теряет своей значимости и остроты, что подтверждено
постоянным обращением к данной проблематике в мировой литературе; во-
вторых, несмотря на то, что вручение К. Исигуро Нобелевской премии по
литературе (2017) вызвало значительный интерес к творчеству писателя в
современной отечественной и зарубежной англистике, осмысление проблемы
поколений в его произведениях остается на периферии исследовательского
внимания и требует детального рассмотрения.
Таким образом, научная новизна диссертации заключается в том, что в
отечественном литературоведении впервые предпринимается попытка
всестороннего анализа внутрипоколенческих и межпоколенческих проблем
поколений на материале творчества К. Исигуро.
Степень изученности проблемы. Творчеству К. Исигуро посвящено
большое количество работ в современном отечественном и зарубежном
литературоведении. Зарубежные исследователи творчества К. Исигуро Б.
Шеффер [Shaffer 1998], С. Вонг [Wong 2000], Б. Льюис [Lewis 2000], Ю. Тео
[Teo 2014] прежде всего изучали повествовательные стратегии автора, в
частности, образ «ненадежного повествователя» и тесно связанную с этим
проблему памяти.
Среди представителей отечественного литературоведения, изучающих
творчество К. Исигуро, хотелось бы выделить Е.Н. Белову, Ю.С. Нестеренко,
О.А. Павлову, С.П. Толкачева, рассматривавших творчество автора в
контексте мультикультурной литературы; О.А. Джумайло, обращающуюся к
освещению основных сюжетообразующих мотивов произведений автора, а
также О.Г. Сидорову, Я.В. Погребную, Л.Ф. Хабибуллину и Т.Л. Селитрину,
которые исследовали различные аспекты творчества К. Исигуро.
Е.Н. Белова в кандидатской диссертации «Поэтика романа Кадзуо
Исигуро «Не отпускай меня» [Белова 2012] анализирует роман «Не отпускай
меня» в контексте проблем литературной глобализации и
мультикультурализма.
Ю.С. Нестеренко в кандидатской диссертации «Национальная картина
мира в романах Кадзуо Исигуро» [Нестеренко 2019] делает акцент на
выявлении и освещении национальных концептов культур Англии и Японии,
получивших в художественном мире романов К. Исигуро нерасторжимое
воплощение.
О.А. Павлова в исследовании «Категории «история» и «память» в
контексте постколониального дискурса (на примере творчества Дж.М. Кутзее
и К. Исигуро» [Павлова 2012] анализирует категории история и память,
нашедшие свое отражение в творчестве Дж. М. Кутзее и К. Исигуро.
С.П. Толкачев в докторской диссертации «Мультикультурный контекст
современного английского романа» [Толкачев 2003] проводит масштабный
анализ творчества английских писателей-мультикультуралистов, среди
которых К. Исигуро. С.П. Толкачев отмечает преобладание романной формы
в творчестве писателей гибридной идентичности, считая ее наиболее
свойственной и репрезентативной для мультикультурной литературы.
О.А. Джумайло в монографии «Английский исповедально-философский
роман 1980–2000 гг.» [Джумайло 2014] выделяет такие художественные
приемы исповедальности в текстах К. Исигуро как монтаж, лейтмотив и
ненадежный рассказчик, которые характерны как для творчества современных
британских авторов (И. Макьюэн, Дж. Барнс, М. Эмис, Г. Свифт), так и для
постмодернистской прозы в целом.
О.Г Сидорова в докторской диссертации «Британский
постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы
Великобритании» [Сидорова 2005] обращает внимание на гибридный
характер творчества К. Исигуро и на особую роль темы детства в романе
«Когда мы были сиротами».
Я.В. Погребная в работе «Поэтика романа Кадзуо Исигуро
«Погребенный великан»: европейский интертекст и японский
подтекст» [Погребная 2018] приходит к выводу, что интертекст романа
образуется европейскими средневековыми романами и архаическими
эпосами, в то время как в подтексте к осмыслению событий, развивающихся в
Британии, адаптируются принципы японской эстетики, почерпнутые из
синтоизма.
Л.Ф. Хабибуллина в статье «“Японский” контекст романа К. Исигуро
“Остаток дня”» [Хабибуллина 2012] приходит к выводу о том, что роман
«Остаток дня», который критика называет «самым английским»
произведением К. Исигуро, в действительности содержит смыслы,
раскрываемые только через сопоставление текста романа с японской
культурой. В статье «Вторая мировая война в современной литературе»
[Хабибуллина 2015] Л.Ф. Хабибуллина отмечает, что построение романов К.
Исигуро указывает прежде всего на «масштабность и «неизлечимость»
травмы, нанесенной героям произведений опытом войны» [Хабибуллина 2015:
267].
Т.Л. Селитрина в статье «Повествовательные стратегии Кадзуо
Исигуро» обращает внимание на усложненную манеру письма автора в романе
«Безутешные» (1995), несвойственную его предыдущим произведениям, а в
работе «Память и нарратив в романе К. Исигуро “Остаток дня”» [Селитрина
2018] литературовед на материале романа «Остаток дня» исследует, как
память и нарратив пересекаются в организации и осмыслении жизненного
опыта, оформляя его в словесный рассказ главного героя. В статье «Фантазия
мифа и правда истории в романе К. Исигуро “Погребенный великан”»
[Селитрина 2017] Т.Л. Селитрина отмечает, что роман К. Исигуро
«Погребенный великан» (2015) может быть прочитан как один из вариантов
современной мифологизации истории.
Сложность изучения взаимоотношений поколений определяет
мультидисциплинарность исследований: изучением поколений занимаются
социология, демография, генеалогия, педагогика, этнография, психология.
Каждая из конкретных наук решает данную проблему в своём контексте.
Теоретическую и методологическую основу исследования
составляют труды зарубежных и отечественных ученых, раскрывающие
различные подходы к пониманию проблемы поколений. Наиболее важные в
контексте данной работы социологические теории поколений: ортеговская,
(«Вокруг Галилея (схема кризисов)» 1933 г.), социального местоположения
Мангейма («Проблема поколений» 1928 г.), конфликта поколений Фойера
(«Поколенческий манифест» 1969 г.), кризиса поколений Манделя ( «Кризис
поколений» 1969 г.), межпоколенческой вражды Лоренца («Вражда между
поколениями и ее возможные этологические причины» 1970 г.), антропо-
культурологической преемственности Мид («Культура и сопричастность»
1970 г.) и архетипов когорты Хоува-Штрауса («Поколения» 1991 г.). Значимые
психологические подходы в рамках данного исследования следующие:
концепции о межпоколенческой передаче психических травм (М. Боуэн, Ф.
Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надь, М. Терек), влиянии ПТСР на память,
диссоциации (Б. Ван дер Колк, О. ван дер Харт), адаптации после взрыва
атомной бомбы (Дж. Лифтон), коллективном чувстве вины (Р. Браун, Ф.
Терони, Б. Дусже), материнстве (Ю. Кристева). Теория архетипов когорты
Хоува-Штрауса послужит методологической основой нашего исследования,
так как в полной мере позволяет понять художественные образы, относящиеся
к различным поколенческим циклам.
Социологический, психологический и литературоведческий аспекты
изучения проблемы поколений представлены в теоретической главе нашей
работы. Учитывая охватываемый автором исторический контекст и
биографические сведения, данные в текстах о персонажах-представителях
отдельных поколений, объектом для анализа послужат представители
поколений I пол. XX в. – начала XXI в.
Цель исследования: изучить художественное своеобразие
внутрипоколенческой и межпоколенческой проблематики в творчестве К.
Исигуро.
Поставленная цель предполагает решение следующих
исследовательских задач:
1) обозначить и проанализировать ведущие для изучения творчества
К. Исигуро аспекты рецепции проблемы поколений в критике II пол. XX в.:
социологический, психологический, литературоведческий;
2) охарактеризовать портреты и определить внутрипоколенческую
проблематику представителей пяти поколений I пол. XX в. – начала XXI в.
(величайшее, молчаливое, бумеры, миллениалы и цифровое поколения) в
творчестве К. Исигуро;
3) проанализировать характер антагонизма величайшего и
молчаливого поколений в произведениях К. Исигуро;
4) определить специфику конфликта и проблем между
молчаливым поколением и бумерами в произведениях К. Исигуро;
5) изучить особенности противостояния миллениалов и цифрового
поколения в произведениях К. Исигуро;
6) установить своеобразие художественного воплощения проблемы
поколений в творчестве К. Исигуро.
В работе использован системный методологический подход,
основанный на сочетании следующих методов изучения литературных
произведений: биографический, культурно-исторический, сопоставительный,
структурный.
Теоретическая значимость работы заключается в выделении для
изучения творчества К. Исигуро внутрипоколенческих и межпоколенческих
проблем, интерпретации особенностей художественного воплощения
универсальных и специфических проблем поколений в произведениях К.
Исигуро.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
том, что полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем
изучении как творчества писателя, так и проблемы поколений в литературе, а
также в вузовской практике при подготовке курсов по зарубежной литературе,
спецкурсов и спецсеминаров, посвященных истории современной британской
литературы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Созданные К. Исигуро образы имеют архетипические портретные
характеристики, которые позволяют рассматривать персонажей в рамках
определенных поколенческих циклов по классификации Хоува-Штрауса:
величайшее поколение (1901–1924), молчаливое поколение (1925–1942),
бумеры (1943–1960), миллениалы (1982–2002) и цифровое поколение (2003–
по наст. вр.).
2. Каждое поколение в творчестве К. Исигуро в процессе своего
жизненного цикла сталкивается с определенным кругом внутрипоколенческих
и межпоколенческих проблем, которые обусловлены культурно-историческим
контекстом, личностными и психологическими особенностями
представителей поколений. При этом внутрипоколенческая и
межпоколенческая проблематика может иметь как универсальный
(общечеловеческий) характер и затрагивать любой поколенческий цикл, так и
специфический, составляя отличительную черту данного поколения
(поколенческих пар) на определенном историческом этапе.
3. К превалирующим универсальным внутрипоколенческим проблемам в
творчестве К. Исигуро относятся: безотцовщина, изменение общественного и
материального статуса; эскапизм; распад семьи и утрата корней; жестокость;
кризис идентичности; разделение общества; профессиональная
самозабвенность; отчуждающее отношение к материнству; восприятие
экзистенциальных границ человека.
4. Специфическая внутрипоколенческая проблематика в творчестве К.
Исигуро выражается в следующих аспектах: слепое служение долгу,
самообман (величайшее поколение); травма войны, конформизм (молчаливое
поколение); паралич воли (бумеры); проблема «черного ящика», высокий темп
жизни и конкуренция (миллениалы); стремление к стадности,
некоммуникабельность, дефицит живого общения, нерациональное
потребление, дегуманизация (цифровое поколение).
5. К универсальным межпоколенческим проблемам в произведениях К.
Исигуро можно отнести: безотцовщина, столкновение традиционных и
демократических взглядов, утрата близости, потеря коллективной памяти,
пренебрежение родителями детей.
6. Специфическими межпоколенческими проблемами в исследуемых
поколенческих парах являются: обвинение поколения «отцов» в том, что они
привели мир к войне, противоречия между учеником и учителем (лидером и
последователем), непомерные ожидания родителей (величайшее поколение-
молчаливое поколение); повторение дисфункционального сценария семейных
отношений, парадокс нежелательной свободы (молчаливое поколение-
бумеры); конфликт отцов и детей в отношении выбора детьми своего
будущего: форсировать/ не форсировать интеллект детей; (миллениалы-
цифровое поколение).
Апробация работы. Апробация настоящей исследовательской работы
осуществлялась в ходе обсуждения отдельных аспектов диссертации на
следующих научных конференциях: V Международный научно-
образовательный форум молодых переводчиков «Языковая личность и
перевод», посвященный 100-летию Белорусского государственного
университета (Минск, 12-13 ноября 2020 г.); студенческая открытая онлайн-
конференция «#ScienceJuice2020» ИИЯ ГАОУ ВО МГПУ (Москва, 22 ноября
2020 г.); международный коллоквиум «Время и культура в лингвистических
и литературоведческих исследованиях» (Time and culture in linguistic and
literary discourse) ИИЯ ГАОУ ВО МГПУ (Москва, 17 декабря 2020 г.);
студенческая открытая онлайн-конференция «#ScienceJuice2021» ИИЯ ГАОУ
ВО МГПУ (Москва, 25 ноября 2021 г.), а также в ряде публикаций:
Любеева С.В. Особенности перевода языка коммуникации отцов и детей
в рассказе К. Исигуро «A Strange And Sometimes Sadness» // Языковая личность
и перевод: материалы V Международного научно-образовательного форума
молодых переводчиков, посвященного 100-летию Белорусского
государственного университета. Минск. 2020. C. 235–239.
Любеева С.В. Проблема отцов и детей в рассказе К. Исигуро «A Strange
And Sometimes Sadness» // #ScienceJuice2020/ Сборник статей и тезисов.
Московский городской педагогический университет. Москва. 2021. С. 37–45.
Merkulova M.G., Kirdyaeva O.I., Lyubeeva S. Englishness of K. Ishiguro’s
novel “The Remains of the Day” // Время и культура в лингвистике и
литературоведении = Time and Culture in linguistic and literary
discourse. Материалы I Международного коллоквиума. Москва, 2021. С. 97–
102.
Любеева С.В. Внутренний слой макроконцепта “английскость” в романе
К. Исигуро “Остаток дня” // Язык и литература в проблематике современных
гуманитарных наук. сборник научных трудов по лингвистике и
литературоведению. Московский городской педагогический университет.
Москва, 2021. С. 103–108.
Любеева С.В. Портрет поколения “The Silent” в романах К. Исигуро
«Там, где в дымке холмы» и «Художник зыбкого мира» // Филологические
науки. Вопросы теории и практики. Москва. 2021. Т. 14. № 11. С. 3349–3352.
(издание ВАК).
Любеева С.В. Феномен межпоколенческой передачи психической
травмы в дебютных произведениях К. Исигуро. // Вестник МГПУ. Серия
«Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021.(2). С. 122–128.
(издание ВАК).
Любеева С.В. Характер конфликта между поколениями “Silent” и
“Boomer” в творчестве К. Исигуро // Филологические науки. Вопросы теории
и практики. Москва. 2022. Т. 15. Выпуск 2. С. 341–345. (издание ВАК).
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка, включающего 190 позиций. Общий
объем диссертации составляет 195 страниц.
Во Введении обоснованы актуальность темы и научная новизна
исследования, указаны его объект и предмет, показана степень изученности
проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, пояснены его
теоретическая значимость и практическая ценность, описаны применяемые
методы, перечислены выносимые на защиту положения.
В Главе 1 «Аспекты рецепции проблемы поколений в критике II пол.
XX в.» рассматриваются различные подходы в осмыслении проблемы
поколений в критической литературе II пол. XX в. Представлены
социологический, психологический и литературоведческие аспекты изучения
проблемы поколений.
В Главе 2 «Портреты поколений и внутрипоколенческая проблематика
в творчестве К. Исигуро» особое внимание уделяется портретной
характеристике поколений I пол. XX в. – начала XXI в. (величайшее,
молчаливое, бумеры, миллениалы и цифровое поколения) и их
внутрипоколенческой проблематике.
Глава 3 «Конфликт как источник межпоколенческой проблематики в
произведениях К. Исигуро» посвящена анализу проблем и противоречий
между представителями величайшего и молчаливого поколений,
молчаливого поколения и бумеров, миллениалов и цифрового поколений.
В Заключении описаны результаты выполненного исследования,
сформулированы основные выводы о художественном своеобразии
внутрипоколенческой и межпоколенческой проблематики в творчестве К.
Исигуро.

Результатом исследования стало раскрытие своеобразия
художественного воплощения проблемы поколений в творчестве К. Исигуро.
Для этого были проанализированы основные аспекты внутрипоколенческой и
межпоколенческой проблематики произведений К. Исигуро. Проведен
сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых произведений К.
Исигуро, что позволило выявить и охарактеризовать особенности
художественного воплощения внутрипоколенческой и межпоколенческой
проблематики на композиционном, образном, мотивном и идейном уровнях
художественных текстов.
Отталкиваясь в исследовании от социологической теории архетипов-
когорты Хоува-Штрауса, были выделены и описаны портреты следующих
поколенческих циклов: величайшеее и молчаливое поколения, бумеры,
миллениалы и цифровое поколение. На основе портретных характеристик
представителей вышеуказанных поколений был описан круг
внутрипоколенческих и межпоколенческих проблем, присущих каждому
поколению. Проведя подробный анализ внутрипоколенческой и
межпоколенческой проблематики поколений в творчестве К. Исигуро, мы
приходим к выводу, что внутрипоколенческие и межпоколенческие проблемы
могут иметь как универсальный (общечеловеческий) характер и затрагивать
любой поколенческий цикл, так и специфический, составляя отличительную
черту поколения (поколенческих пар) на конкретном историческом этапе.
Большинство проблем, с которыми встречаются отдельные поколения,
имеет универсальный характер, в основе которого лежит вечный конфликт
отцов и детей, когда молодость хочет доказать свою самостоятельность и
самодостаточность. Универсальные («вечные») проблемы в произведениях К.
Исигуро приобретают определенную специфику: конфликт отцов и детей в
отношении выбора детьми своего будущего: форсировать/ не форсировать
интеллект; противоречия между учеником и учителем (лидером и
последователем). В основе универсальной проблематики зачастую лежит
стремление индивида к самореализации (личностной, профессиональной,
творческой, общественной). Объединяет поколения прежде всего общность
средств, которыми пользуются представители каждого отдельного
поколенческого цикла для выполнения тех или иных задач. Специфику их
различий характеризует отличие социально-исторического местоположения.
Так, например, мы видим, что представители разных поколений
сталкивались с проблемой «безотцовщины», связанной с отрицанием фигуры
отца. Однако если причины этой проблемы для поколений I пол. XX в.
(молчаливое и величайшее поколения) связаны с последствиями войны и
разрушением унаследованной системы ценностей (гибель родителей во время
войны у Эцуко, Сары Хэммингз; противоречиями взглядов на войну Оно и его
зятьев), то для бумеров и миллениалов истоки данной проблемы кроются в
социальном кризисе II пол. XX – начала XXI в. («бегство» Пола от общества;
служение Райдера интересам публики). С другой стороны, проблему
«безотцовщины» можно рассматривать и как специфическую
межпоколенческую проблему, так как она заложила основу для антагонизма
величайшего и молчаливого поколений («мотив отцеубийства»).
В работе нами отмечаются универсальные проблемы, обусловленные
крахом традиционной системы и сменой мировоззренческих парадигм в
послевоенном обществе: столкновение традиционных и демократических
взглядов, распад семьи и утрата дома, утрата близости, потеря коллективной
памяти, отчуждающее отношение к материнству. При этом фиксируются
тенденции к разделению и кризисному состоянию общества (кризис
идентичности), которые наблюдаются у всех рассматриваемых поколений.
Различные способы преодоления данного кризиса (конформизм,
многообразные формы эскапизма, профессиональная самозабвенность)
характеризуют специфику различий поколений.
Отдельно выделяется круг специфических внутрипоколенческих и
межполоненческих проблем, связанных с ригидностью взглядов величайшего
поколения и их неготовностью менять привычную картину мира (слепое
служение долгу, спасительный самообман, непомерные ожидания,
возложенные на детей; пренебрежение родителей детьми). Проблема
пренебрежения родителями детей также встречается в поколенческих парах:
молчаливое поколение – бумеры; бумеры – миллениаллы, которые можно
рассматривать как инварианты межпоколенческого взаимодействия. Это
свидетельствует о том, что данный вопрос приобрел универсальный характер.
Ряд специфических межпоколенческих проблем вызван психологическими
особенностями реагирования представителей поколений на вызовы своего
времени (повторение дисфункциональных сценариев семейных отношений,
парадокс нежелательной свободы). Проблема жестокости из открытой формы
проявления агрессии (открытая агрессия из-за осуждения войны) у
молчаливого поколения трансформируется в скрытую форму (агрессия к
матери) бумеров и миллениалов и воплощается в буллинг в XXI в.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что специфические
внутрипоколенческие проблемы поколений конца XX – начала XXI в.
(миллениалы и цифровое поколение): стремление к стадности,
некоммуникабельность, дефицит живого общения, нерациональное
потребление, проблема «черного ящика» вызваны стремительным
технологическим прогрессом, последствия которого человечество не всегда
успевает и способно осмыслить.
Основное место среди специфических проблем конца XX – начала XXI
в. в творчестве К. Исигуро отводится вопросам вмешательства человека в
фундаментальные законы природы, определения и критериев смерти,
дегуманизации, что, если смотреть шире, отсылает нас к глубокой рефлексии
по поводу осмысления экзистенциальных границ человека. Таким образом,
через внутрипоколенческую и межпоколенческую проблематику К. Исигуро
изображает в своих произведениях важные изменения, происходящие в
обществе I пол. XX – начала XXI вв. и выражает свое отношение к ним.
К перспективам нашего исследования можно отнести изучение, с одной
стороны, внутрипоколенческой проблематики других поколений (потерянное
поколение (1883–1900 гг.), поколение «Х» (1961 – 1980 гг.)), которые в
меньшей степени представлены в творчестве К. Исигуро, а с другой – анализ
проблематики в также малочисленных инвариантах межпоколенческого
взаимодействия (величайшее поколение и бумеры; молчаливое поколение и
миллениалы; бумеры и миллениалы). Мы полагаем, что изучение поколений в
творчестве К. Исигуро не исчерпывается приоритетом исключительно
исследованной нами в работе проблематики, структуры образа и конфликта, а
охватывает все уровни анализа художественного текста, поэтому интересно
было бы также установить возможные связи изображения поколений с
элементами композиции, сюжета, спецификой жанра и т.п.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Драматургия Хайнера Мюллера в контексте политического театра Германии XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Мотивный комплекс лирики Хайцзы (1964-1989 гг.)
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук