Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
Введение 3
1. ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XIX – XX ВВ. :
ГЕНЕЗИС, СТАНОВЛЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ТИПОЛОГИИ 19
1.1. Лирический цикл как предмет научной рефлексии: историко- и
теоретико-литературные аспекты изучения 19
1.2. Жанрово-видовые особенности цикла путешествий 45
1.3. Лирический цикл путешествий в литературном процессе XIX–XX вв. 51
1.4. Образ Крыма в циклах путешествий второй половины XX вв. 99
2. СТРАНЫ ЗАПАДА КАК ПРЕДМЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ В ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ ПУТЕШЕСТВИЙ РУБЕЖА
XX–XXI ВВ. 122
2.1. Способы репрезентации европейских топосов в циклах путешествий
рубежа XX–XXI вв. 122
2.2. Италия как «земля обетованная» в современном лирическом цикле
путешествий 154
3. ВОСТОК В ЦИКЛЕ ПУТЕШЕСТВИЙ РУБЕЖА XX–XXI ВВ. 195
3.1. Образ Индии как сюжетообразующая основа лирических циклов
путешествий начала XXI в. 195
3.2. Способы художественной интерпретации Китая и Японии в современном
цикле путешествий 214
Заключение 248
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 259
Во Введении обосновывается выбор темы, формулируются актуальность, новизна, освещается степень научной разработанности проблемы, определяются цель, задачи, предмет, объект, материал, методологическая основа исследования, поясняется терминологический аппарат, формулируются положения, выносимые на защиту, теоретическая и
практическая значимость работы, поясняется структура диссертации.
Первая глава «Лирический цикл в литературном процессе XIX – XX вв.: генезис, становление, эволюция, типологии» содержит четыре
раздела.
В разделе 1.1. «Лирический цикл как предмет научной рефлексии:
историко- и теоретико-литературные аспекты изучения» обобщен опыт отечественных исследователей по осмыслению истории развития лирического цикла, уточняются его жанровые особенности, определяются различия между другими крупными жанровыми формами поэзии (лирической поэмой, поэтическим ансамблем). В данном разделе дается анализ основных исследований, посвященных изучению лирического цикла, определяются стержневые дискуссионные вопросы, связанные со временем возникновения лирического цикла, возможностью его репрезентации как особой жанровой формы, самостоятельности/ независимости отдельных стихотворных текстов, входящих в структуру лирического цикла, жанровым синтезом и вектором дальнейшего развития. Подчеркивается, что лирический цикл, пройдя сложный путь в своем становлении и развитии, закрепился в современной жанровой системе как «особое жанровое образование»
(И. Фоменко), имеющее ряд отличительных особенностей.
В разделе 1.2. «Жанрово-видовые особенности цикла путешествий» доказывается, что лирический цикл путешествий отличается синкретичностью: сочетанием черт травелога и собственно лирического цикла; выявляются его характерные жанрообразующие признаки.
В разделе 1.3. «Лирический цикл путешествий в литературном процессе XIX–XX вв.» раскрывается специфика влияния романтической традиции на данную жанрово-видовую форму, а также «Крымских сонетов» (1826) А. Мицкевича, послуживших толчком к созданию циклов о Крыме; осмысливается характер воплощения Таврического мифа в лирических циклах путешествий русских поэтов второй половины XIX в. (А. К. Толстой «Крымские очерки», 1856; П. А. Вяземский «Крымские фотографии», 1867) и Киммерийского мифа в поэзии М. Волошина («Киммерийские сумерки», 1907–1909); осмысливается амбивалентный образ Италии (колыбель гуманизма, отечество Возрождения и страна, гибнущая под влиянием современной цивилизации) в лирических циклах путешествий А. Н. Майкова «Очерки Рима», А. Блока «Итальянские стихи», Н. Гумилева «Итальянские стихи», В. Иванова «Итальянские сонеты», «Римские сонеты», «Римский дневник», М. Кузьмина «Стихи об Италии», «Путешествие по Италии», В. Комаровского «Итальянские впечатления» и др., определяется характер развития лирического цикла путешествий в XX столетии.
В разделе 1.4. «Образ Крыма в циклах путешествий последней трети XX в.» актуализируется мысль об активном развитии в отечественной поэзии конца XX столетия традиции создания циклов путешествий о Крыме, что связано, во-первых, с восприятием Крыма как места летнего отдыха, притягивающего своим чудесным природным климатом и великолепными горными и морскими пейзажами; во-вторых, данная традиция связана с именем М. Волошина и рождением Дома Поэта, привлекающего современных туристов к Коктебелю как сакральному месту, хранящему память о русском поэте. В данном разделе делается вывод о том, что
лирические циклы путешествий о Крыме данного периода делятся на две
15
тематические группы. К первой группе относятся циклы, воссоздающие неповторимую красоту Крыма (Коктебеля), в которых мифологизируется его культурно-историческое и географическое пространство и актуализируется образ Крыма как русского фрагмента античной Греции (Б. Чичибабин «Судакские элегии, Б. Романов «Киммерийский закат», Г. Климова «Коктебель», Е. Кольчужкин «Коктебельские стихи», Т. Полетаева «Коктебель», К. Смородин «Крымский цикл» и др.). В данных циклах путешествий сюжетообразующим началом становится не маршрут путешествий, а эмоциональное состояние героя-путешественника, очарованного красотой Крыма. Вторую группу составляют циклы путешествий о Коктебеле, воссоздающие мифологему пространства, в котором царит дух волошинского присутствия (А. Тимофеевский «По дороге к Волошину», В. Алейников «Ночь Киммерийская», Е. Чемякин «Крымский цикл», В. Юшкин «Коктебельские записки» и др.).
Во второй главе «Страны Запада как предмет художественного осмысления в лирических циклах путешествий рубежа XX–XXI вв.», состоящей из двух разделов, рассматривается характер репрезентации европейских стран в современном лирическом цикле путешествий. В разделе 2.1. «Способы репрезентации европейских топосов в циклах путешествий рубежа XX–XXI вв.» изучаются особенности авторских стратегий в представлении отдельных европейских стран / городов в лирическом цикле путешествий современных авторов. В данной части работы доказывается, что отличительной особенностью циклов путешествий, созданных под впечатлением от поездок по странам Европы, является осмысление не конкретных достопримечательностей той или иной страны, а понимание ее исторического прошлого. Погружаясь в пространство европейских топосов, поэты воссоздают их исторический путь, легендарное прошлое, вспоминают важные исторические события, повлиявшие на современный облик города/страны. Сюжетообразующей основой лирических циклов М. Амелина
«Памяти Восточной Пруссии», «Frankfurt am Main – [Baden-Baden] –
Strasburg», О. Николаевой «Варшава», А. Бараша «Родос» является мотив сиротства, потери национальной идентичности, разрыв традиций, что, безусловно, находит отражение в современном урбанистическом облике страны.
На контрасте двух стран выстраивается цикл путешествий Е. Рейна «Старая Англия – Новая Англия». В данном цикле важную роль играют точные детали, топонимические подробности. Взор лирического героя останавливается на многих культурных и исторических памятниках. Созерцая современный облик городов, лирический герой погружается в их историю, оценивает прошлое и настоящее. Сравнивая облик Англии и Америки, долгое время являющейся британской колонией, лирический герой восхищается сохранением культурно-исторических традиций Англии и сопереживает потере национальной идентичности США, что проявляется в элегической тональности, обращенности к нерифмованному стиху.
В разделе 2.2. «Италия как “земля обетованная” в современном лирическом цикле путешествий» доказывается, что наиболее притягательной европейской страной для современных путешественников, как и прежде, остается Италия. Выбирая жанровую форму цикла путешествий как наиболее удобную для представления многомерной картины культурного и географического пространства Италии, современные поэты прежде всего акцентируют внимание на наиболее значимых для своего творчества деталях и особенностях поэтики. Так, для Е. Рейна («Сапожок»), важными становятся топонимика, ономастика, незначительные детали, которые дают толчок цепочке ассоциативных воспоминаний как о прошлом Италии, так и о давних встречах, людях, событиях, которые были дороги поэту. Для Е. Рейна Италия – это страна, которая, как и сам поэт, хранит память о прошлом. Автобиографическое начало становится одной из главных отличительных особенностей его цикла. За множеством культурно- исторических мест, в которых побывал герой, вырисовывается не просто
образ Древней цивилизации, но и предстает облик поэта-философа,
переживающего за сохранение культурного наследия, традиций, связей прошлого и настоящего, что выражается в ритмико-интонационном строе рейновского стиха, элегической тональности. Поэт синтезирует черты травелога, элегии, стихотворного рассказа. В этом отношении рейновскую традицию отчасти продолжает А. Найман («Итальянские стихи»). В его творчестве также очевидна связь лирического героя с обликом самого автора. Итальянский сюжет важен прежде всего для раскрытия темы поэта и поэзии. Однако в отличие от Е. Рейна, А. Найман не заостряет внимания на красоте итальянских ландшафтов, на значимости отдельных исторических экспонатов, а уходит в осмысление образа Рима как хранителя времени. Важное значение в его цикле приобретает метафора города как «времяхранилища», где останавливается течение времени, фиксируется ценность вечного и незыблемого. Его цикл выстраивается с опорой на метафорическую параллель – образа города и образа поэта как хранителя слова. Мотив «руинизации» древней цивилизации связан с мотивом утраты значимости поэзии в современном мире. Философская составляющая определяет и характер развития поэтического сюжета в цикле путешествий Е. Шварц «Римская тетрадь», С. Стратановского «Стихи, написанные в Италии». Для лирической героини Е. Шварц важным становится соприкосновение с памятниками итальянской культуры, со знаковыми историческими объектами, что дает повод к лирическим размышлениям о скоротечности времени, неумолимости течения жизни. В связи с чем значимыми в ее цикле являются мотив смерти и мотив надежды, заставляющие задуматься о вечных ценностях. Тема утраченных ценностей, связанная с восприятием образов Италии у С. Стратановского, переходит в осмысление скоротечности и неумолимости течения времени.
Иная поэтическая тональность характерна для циклов Л. Лосева «Итальянские стихи», Т. Кибирова «Sfiga», М. Амелина «Итальянская симфония». Используя постмодернистские приемы письма, они
актуализируют важный для русской поэзии мотив – разрушение Великой
Империи под влиянием современной цивилизации. Ирония, ёрничество, литературная игра, пародирование подчеркивают авторскую боль по утраченным ценностям, забвению культурных традиций. Этой цели служит и отказ от традиционного лирического «я». Используя образ ролевого героя, туриста-простачка, от лица которого ведется повествование, поэты пытаются отойти от клишированной интерпретации «итальянского текста», шаблонного восприятия значимости Италии в истории становления мировой цивилизации. О. Николаева в «Равелло», соединяя жанровые черты цикла путешествия и притчи, создает дидактическое повествование о силе веры в современном мире, возможности духовного преображения человека. Итальянская атрибутика, национальный колорит, географическое пространство служат для поэтессы лишь фоном, на котором раскрывается христианская концепция мировидения самого автора.
В третьей главе «Восток в цикле путешествий рубежа XX–XXI вв.», содержащей два раздела, анализируется характер жанрового синтеза в современном лирическом цикле путешествий, репрезентирующем образы восточных стран. В разделе 3.1. «Образ Индии как сюжетообразующая основа лирических циклов путешествий начала XXI в.» рассматриваются особенности воплощения образа Индии в лирических циклах путешествий О. Хлебникова «Открытие Индии» и В. Полозковой «Индийский цикл». В разделе заостряется внимание на том, что сюжетообразующей основой в данных циклах становится образ Индии, ее географические, социально- политические и культурные особенности. Выстроенный географический маршрут, присутствие образа путешественника, введение топонимических, ономастических и культурно-бытовых реалий, своеобразные композиционные приемы – все это способствует, с одной стороны, созданию образа страны, а с другой – передает чувства и эмоции путешественника, его преображенное восприятие действительности и внутреннего мира. В данной части работы делается вывод о том, что циклы путешествий об Индии
репрезентируют прежде всего «духовное паломничество» как самих поэтов,
19
так и их героев. Попадая в иноязычную культурную среду, постигая ее особенности, они меняют свои жизненные ориентиры и приоритеты.
В разделе 3.2. «Способы художественной интерпретации Китая и Японии в современном цикле путешествий» утверждается, что циклы путешествий о Китае и Японии могут выстраиваться как по следам воображаемого путешествия (О. Седакова «Китайское путешествие», О. Николаева «Отрывки о Японии»), где важную роль играют ассоциативно- метафорические связи и образы, так и реально совершенного (А. Уланов «Сплошной Китай», А. Кушнер «В Китае», А. Беляев «Тринадцать способов нарисовать листья гинкго»). Интересуясь восточной культурой, современные авторы стремятся балансировать между европейской и восточной картинами мира. Возможности китайской и японской поэзии они принимают не как экзотические, а как органические. В лирических циклах современных авторов, рисующих образ Китая и Японии, нет четкого географического маршрута, сюжет развивается благодаря художественному образу страны, сотканному из многочисленных сквозных образов. В данных циклах такие жанроформирующие принципы, как образ путешественника и географический маршрут, уступают ведущую роль второстепенным признакам жанра. На первый план вступает мотив духовного пути. Так, «Китайское путешествие» О. Седаковой становится отражением духовного пути лирической героини, помещенной в рамку классической китайской эстетики. Поэт стремится передать особенности китайской культуры, национального мировосприятия, отраженные в памятниках древнекитайской литературы. О. Седакова синтезирует восточную и славянскую эстетику, она трактует странствие, опираясь на традиции китайской философии: и как философский поиск, и жизненный путь, и дорогу в поисках мудрости. «Сплошной Китай» А. Уланова представляет собой поэтический дневник размышлений, где лирический герой сливается с образом Поднебесной, смотрит на мир сквозь призму китайской философии. Отличительной
особенностью цикла А. Уланова становится поиск родного в чужом
20
культурно-географическом пространстве. В отличие от О. Седаковой и А. Уланова, цикл Кушнера «В Китае» строится с опорой на путешествие по конкретному пространству. Поэт акцентирует внимание на реальных объектах, достопримечательностях, делится впечатлениями от увиденного. Образ страны в поэтическом тексте А. Кушнера создается не только за счет введения многочисленных образов и мотивов, характерных для китайской культуры, но и за счет включения топонимов. Однако и в данном цикле делается акцент на особенном ритме жизни Востока, его гармонии и созерцательности.
Во многом лирические циклы О. Николаевой «Отрывки о Японии» и А. Беляева «Тринадцать способов нарисовать листья гинкго» сближаются с циклом О. Седаковой. О. Николаева использует многочисленные сквозные образы, позволяющие создать образ страны. Веер, сакура, бабочки, цветущие вишни, солнце – символы страны восходящего солнца, возникающие на протяжении всего поэтического текста, передают атмосферу Японии. Центральным мотивом выступает мотив противопоставления «Восток – Запад». Автору становятся близки восточное спокойствие, мудрость, неторопливость, созерцательность. А. Беляеву («Тринадцать способов нарисовать листья гинкго») импонирует восточная натурфилософия: слитность человека и природы, единство вечного и бытийного. Основополагающим в циклах о Японии также является мотив духовного пути, стремление познать особенности восточной культуры и философии.
В Заключении подведены итоги исследования и намечены его дальнейшие перспективы. Лирические циклы путешествий в творчестве современных поэтов не только ярко демонстрируют отражение характерных признаков данной жанровой формы, но и указывают на их размывание, соединение в рамках одной жанрово-видовой формы нескольких тематических линий, дополняющих основной поэтический сюжет путешествия. Более того, в современном цикле путешествий наблюдается синтез жанровых черт травелога, поэтического дневника, стихотворного
21
рассказа, элегии, сонета, письма и других смежных жанров. Введение дополнительных лирических мотивов, жанровый синтез расширяют тематический комплекс цикла путешествий философскими, интимными, социальными смыслами, что с одной стороны, обогащает поэтический сюжет, а с другой – размывает четкость жанровых признаков лирического цикла путешествий. Естественно, в силу ограниченного объема диссертации, за пределами исследования осталось изучение феномена редакторского цикла путешествий в творчестве поэтов рубежа XX–XXI вв., что требует детального осмысления в рамках специальной работы. Кроме того, поскольку лирический цикл путешествий составляет важную часть современной поэзии и многогранно отражает основные пути ее развития, использованная нами методология вполне применима для осмысления других жанрово-видовых особенностей лирического цикла и прежде всего любовного, философского, пейзажного и др. в общем контексте современного поэтического процесса.
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь
тем, что сегодня одной из главных проблем отечественного
литературоведения является проблема функционирования жанра как
наиболее общей и универсальной категории поэтики, в которой находят свое
выражение важнейшие закономерности литературного процесса. Изучение
современной жанровой системы существенно осложняется тем, что в
результате развития словесного искусства жанроразличительные категории
видоизменяются: жанр не только сохраняет «историческую память»
(М. М. Бахтин), но и эволюционирует, «смещается» под влиянием
исторических сдвигов (Ю. Н. Тынянов). Изменяющееся художественное
сознание управляет процессами жанровых преобразований, что приводит к
активным процессам жанрового синтеза, взаимопроникновению жанровых
систем. Особенно отчетливо данный процесс наблюдается в современной
отечественной поэзии, и, в частности, такой крупной жанровой форме как
лирический цикл, отличающийся гибкостью и пластичностью формы.
Проблема художественной циклизации, тесно связанная с жанровыми
трансформациями, также становится в центре исследовательского внимания.
По справедливому утверждению Л. Е. Ляпиной, «одна из фундаментальных
проблем, открытых литературоведением XX века, – это явление
литературной циклизации, т.е. объединения групп самостоятельных
произведений в новые многокомпонентные единства – циклы» [159, с. 170].
Сегодня в отечественном литературоведении много нерешенных
проблем, связанных с изучением поэтической циклизации и собственно
лирического цикла. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы
определения жанровой специфики лирического цикла, генезиса, эволюции,
внутренней структуры, соотношения с другими литературными формами.
Мы должны согласиться с мнением М. Н. Дарвина о том, что теория
лирической циклизации только складывается «вопрос о генезисе, развитии и
становлении лирического цикла может быть решен только на
исчерпывающем материале поэзии» [95, с. 221]. Кроме того,
неразработанной является и проблема типологии и классификации
лирического цикла.
В этой связи особый интерес представляют эволюция и особенности
развития такой жанрово-видовой формы лирического цикла, как цикл
путешествий, синтезирующий в себе жанровые черты лирического цикла и
травелога, где важную сюжетообразующую роль играют образ
путешественника, мотив дороги, географические топосы. В связи с этим
необходимость определения жанровой специфики, основных путей развития
лирического цикла путешествий, а также его поэтологических особенностей
очевидна. Постановка проблемы, безусловно, требует и обращения к
особенностям историко-литературного процесса рубежа XX–XXI вв.
Изучение художественных особенностей цикла путешествий в контексте
современной поэзии, а также динамики его развития обусловливает
возможность объективных выводов об основных тенденциях развития как
лирического цикла, так и современной отечественной поэзии в целом. Таким
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!