Содержание главы
- Какие нормативные документы регулируют требования к кандидатским диссертациям
- Какие требования устанавливаются к кандидатским диссертациям
- Требования к содержанию кандидатской диссертации
- Главные требования к содержанию
- Требования к оформлению кандидатской диссертации
- Требования к оформлению отдельных элементов текста
- Требования оформления графических объектов и таблиц
- Требования к оформлению списка литературы
- Требования к оформлению приложений
- Ответы на вопросы
Какие нормативные документы регулируют требования к кандидатским диссертациям
Требования к написанию, оформлению, защите диссертаций устанавливаются рядом нормативных документов. К основным документам относят:
- Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 18.03.2023) “О порядке присуждения ученых степеней” (вместе с “Положением о присуждении ученых степеней”)
- ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
Кроме того, большую роль играют правила, установленные Высшей аттестационной комиссией, и рекомендации научных советов учебных заведений.
Какие требования устанавливаются к кандидатским диссертациям
Требования к кандидатским диссертациям можно разделить на две группы: требования к содержанию и требования к оформлению работы.
Требования к содержанию работы определяются особенностями исследования, проводимого для соискания кандидатской степени. В рамках исследования соискателю нужно решить актуальную научную проблему, выработать новый подход или эффективное решение. Данные особенности влияют на структуру работы, постановку цели и задач, особенности проводимых в работе исследований.
Требования к оформлению определяются общими параметрами оформления научных работ.
Требования к содержанию кандидатской диссертации
По своему содержанию кандидатская диссертация должна быть научным трудом, в котором проблема не просто исследуется, а решается определенными прикладными инструментами. Разработанные инструменты должны обладать такими характеристиками как практическая значимость, инновационность и актуальность.
Диссертация в связи с этим должна иметь не менее трех ключевых разделов: теоретический, аналитический и практический.
В теоретическом разделе исследуется опыт предшественников, дается обзор источников. В аналитическом – изучается текущее состояние объекта и предмета с помощью специально подобранных методов. В практическом разделе описывается разработка, позволяющая решить выявленные проблемы.
Главные требования к содержанию
Кроме того, в прикладных кандидатских диссертациях важно продемонстрировать результаты апробации и представить справку о внедрении с описанием особенностей проведенного внедрения.
Требования к структуре кандидатской диссертации
Требования ВАК к структуре кандидатской диссертации предписывают наличие следующих разделов:
Требования к оформлению кандидатской диссертации
Оформление работы должно соответствовать единым стандартам оформления текста, приложений и сопроводительных документов. Работа должна быть подготовлена в двух экземплярах: электронном и бумажном, оба экземпляра подаются на рассмотрение диссертационного совета. Бумажный вариант обязательно должен быть прошит в твердую папку.
Требования к объему
Количество страниц в кандидатской диссертации зависит от научного направления будущего исследования. Рекомендуемый объем этого документа для гуманитарных работ – 150-200 страниц. При работе с исследованиями по техническим дисциплинам объем работы должен быть не менее 100-150 страниц.
Требования к пакету документов на защиту
На защиту предоставляется сама диссертация в печатном и прошитом виде, отзыв научного руководителя, рецензии оппонентов, справка по итогам проверки на плагиат, справка о внедрении (при наличии), автореферат (рассылается заранее). Другие документы и материалы рекомендованы, но не являются строго обязательными (презентация, дополнительные приложения, макеты, разработки и т.п.)
Важным требованием является наличие статей по теме диссертации в рецензируемых изданиях. Статьи к пакету документов прикладывать не нужно, выходные данные изданий указываются в автореферате диссертации.
Количество работ зависит от направления дисциплины.
- Культурология/искусствоведение – 3 статьи;
- Гуманитарные науки/обществоведение – 3 статьи;
- Экономические науки – 3 статьи;
- Технические, др. специальности – 2 статьи.
Требования к оформлению отдельных элементов текста
ГОСТ под номером 7.0.11-2011 устанавливает требования к оформлению кандидатской диссертации в плане соблюдения стандартов по шрифту, нумерации, интервалам и другим типографским особенностям. Форматирование работы должно соответствовать следующим правилам:
Требования к титульному листу
Титульный лист кандидатской диссертации состоит из одной страницы и должен содержать следующее:
- Наименование учебного заведения;
- ФИО соискателя;
- Отметка «На правах рукописи», как предусмотрено требованиями;
- Заголовок в виде «Диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук», название отрасли прописывается в соответствии с направлением;
- Тема работы;
- ФИО, учёное звание и степень руководителя;
- Город и год подготовки работы (указывается внизу).
Титульный лист выполняется стандартным для всей работы шрифтом и цветом шрифта. Используются прописные буквы, слова не переносятся.
Требования к основной части
Требования к основной части кандидатской диссертации касаются объема и порядка отдельных элементов.
Эта часть должна структурно делиться на главы, параграфы и подразделы. По объему основная часть должна составлять 90% всего объёма работы. Первая глава теоретическая и должна исследовать источники по теме диссертации — ее объем не менее 30-35 страниц текста.
Вторая глава аналитическая. Автор должен изучить текущее состояние объекта и предмета исследования, правильно сформировать методологию исследования. Объём второй главы — не менее 35-40 страниц.
Третья глава — практическая. В ней излагаются результаты исследования, обосновывается их достоверность и методическая грамотность. Демонстрируются особенности применения результатов на практике. Объём — не менее 30-35 страниц.
Если объем исследования большой, допустимо отдельные пункты выделять в самостоятельные главы.
Например, автор для поведения исследования разрабатывает собственные методики. Целесообразно обоснованию авторских методик посвятить отдельную главу.
Важными элементами основной части являются введение и заключение. Во введении важно правильно обозначить цель и задачи исследования, в заключении подвести итоги всей работы. На введение и заключение должно быть выделено не менее 5 страниц.
Требования оформления графических объектов и таблиц
Требования к оформлению таблиц
В ГОСТ 7.32-2017 прописаны основные требования к оформлению таблиц. На таблицы должны быть предоставлены ссылки в тексте работы, отделяются они от основного текста тремя строками, наименование пишется слева. Таблицы располагаются по центру без смещений, в зависимости от количества столбцов. Перенос таблиц не допускается, за исключением переноса по страницам по строкам.
Требования к оформлению рисунков
Рисунками в диссертации считаются все графические элементы: фотографии, диаграммы и графики, рисунки. Рисунки тоже размещаются со ссылкой, нумеруются в рамках главы или по всему тексту на выбор соискателя. Обязательно указывается название рисунка и собственно слово «Рисунок» с порядковым номером.
Требования к оформлению формул
В диссертациях экономических и технических специальностей часто встречаются расчеты. Для корректного проведения расчетов необходимо указывать применяемые формулы.
Правила оформления формул:
- Каждая формула размещается в тексте с новой строки;
- Формулу выравнивают по центру;
- Порядковый номер формулы указывается справа в круглых скобках;
- Формула отделяется от текста отступом на одну строку после и до текста;
- Ряд формул, размещаемых друг за другом, пишут с новой строки и разделяют их точкой с запятой;
- В конце последней формулы ставят точку;
- Ссылки на формулы в курсовой указывают в круглых скобках после упоминания в тексте.
Требования к оформлению списка литературы
Оформление списка литературы регулируется ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ Р 7.0.100-2018.
- Порядок источников: алфавитный, систематический или хронологический принцип.
- Каждый источник указывается только один раз.
- Для каждого источника соответствующее описание.
- Нумерация обязательна.
- Первыми в списке указываются нормативно-правовые документы в порядке убывания юридической силы, затем остальные источники по алфавиту (на основе фамилии автора). Завершают список источники на иностранном языке.
- Общее количество источников для кандидатской диссертации – не менее 150 наименований.
Требования к оформлению приложений
Приложения оформляются в соответствии с требованиями нескольких ГОСТ:
- ГОСТ 7.32–2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
- ГОСТ 2.105-85 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам.
Важно: страницы приложений не нумеруются и не входят в общий нормативный объем диссертации.
Оформляются приложения с использованием сквозной нумерации «ПРИЛОЖЕНИЕ 1» или «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Если приложений много и все буквы использованы, можно подписывать приложения арабскими цифрами. Буквы, которые запрещены для подписи приложений: русский алфавит – Ё, З, Ё, О, Ч, Ь, Ъ, Ы, латинский алфавит – I, O. При нумерации приложений запрещается проставлять знак «№» и точку после порядкового номера.В тексте диссертации приложения нумеруются и размещаются с соответствующей внутритекстовой ссылкой, заключенной в круглые скобки (см. Приложение 1, см. Приложение 2) или соответствующей фразой без скобок (например, полученные статистические данные по проведенному опросу расположены в Приложении 1).
Ответы на вопросы
Чаще всего кандидатские диссертации оформляют в картонные жесткие папки с возможностью прошивания работы. Допустимо использовать типографские переплеты.
Текст кандидатской диссертации предоставляется в диссертационный совет в двух вариантах: бумажном и электронном. Носитель для электронного варианта может быть любой: от оптического диска до флеш-карты.
Справка о внедрении предоставляется только в том случае, если в рамках работы была выполнена практически применимая разработка, и она была внедрена в практику деятельности какого-либо предприятия.