Содержание главы
Что такое степень разработанности?
Степень научной разработанности темы курсовой работы — это раздел введения, в рамках которого указываются фамилии основных учёных, которые уже исследовали тему данной работы, с кратким перечислением основных направлений их научного интереса.
Зачем нужна степень разработанности в курсовой работе?
Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:
- эволюцию взглядов исследователей на конкретную научную проблему;
- знание автором существующих теоретических наработок в выбранной отрасли;
- наличие определённых противоречий, которые позволяют говорить о новизне выбранной студентом проблемы.
В целом, это своеобразное обобщение выводов учёных, которые обращались к этой теме прежде.
Цель рассмотрения степени разработанности темы:
- помочь самому автору собрать воедино всё его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов её изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг;
- продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности.
Оптимальным для курсовой считается указание 10–12 учёных, перечислять их лучше в хронологическом порядке.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных учёных: соблюдайте разумный баланс.
Как оформить степень разработанности в курсовой работе?
Чтобы оформить степень разработанности темы курсовой работы, можно использовать следующие специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:
- «Значительный вклад в решение проблемы внесли …».
- «Основателями данного направления в науке считаются …».
- «Затронутой теме были посвящены работы таких учёных как …».
- «Фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах …».
- «В последние годы внимание проблеме уделяли такие учёные как …».
Перечислять авторов лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы, и постепенно переходя к современным учёным.
Не стоит указывать только отечественных или зарубежных учёных: соблюдайте разумный баланс.
Место степени разработанности в курсовой работе
Степень разработанности темы курсовой работы указывается во введении.
В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.
Типичные ошибки при написании степени разработанности
При написании степени разработанности темы курсовой работы можно допустить следующие ошибки:
- Перечисление слишком малого (3–5) или слишком большого (более 15) количества авторов. Оптимальным считается указание 10–12 учёных, внёсших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы.
- Упоминание исследователей, которые не имеют прямого отношения к проблеме.
- Простое перечисление фамилий, без раскрытия теорий и подходов этих учёных.
- Указание авторов, чьи труды не использованы при написании работы.
- Игнорирование новых исследований в области. Эта ошибка особенно распространена среди студентов младших курсов, которые делают упор на исследования советского периода и не используют актуальные научные издания.
Для избежания ошибок рекомендуется обратиться за консультацией к научному руководителю.
Примеры и образцы
Ответы на вопросы
Степень научной разработанности знакомит всех читающих с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование.
Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых.