Доклад на научную конференцию

Содержание главы

  1. Что такое доклад
  2. Чем отличается доклад от научной статьи
  3. Зачем выступать с докладами на конференциях
  4. Как выбрать тему для доклада
  5. Какой должна быть структура доклада
  6. Как написать доклад на конференцию
  7. Типичные ошибки для написания доклада
  8. Чек-лист по подготовке к выступлению с докладом
  9. На что обратить внимание в  процессе выступления
  10. Какие наглядные материалы готовить к докладу
  11. Ответы на вопросы
Написание научных статей на заказ

Что такое доклад

Доклад это текст для устного выступления по определенной тематике. Чаще всего с докладами выступают на научных конференциях, круглых столах, при защите результатов научного исследования. В докладе сообщается о какой-либо актуальной разработке, результатах исследований, проведенных экспериментах.

Чем отличается доклад от научной статьи

Самое критично значимое отличие доклада от научной статьи: формат представления информации. Доклад – это устное сообщение. По своему содержанию доклад чаще всего затрагивает какую-либо локальную, узкоспециализированную тему. В связи с этим, доклад по своему характеру может быть более дискуссионным: для привлечения внимания автор доклада может заострять отдельные аспекты выступления, провоцируя аудиторию на ответную реакцию, включение в обсуждение.

Еще одно отличие: разница в объеме информации. Доклад должен быть рассчитан в среднем на 7-10 минут. В связи с этим объем информации для доклада ограничен. В то время как объемы статьи позволяют включать больше информации.

Стиль изложения информации также может существенно отличаться. Статья должна быть написана строго научным стилем. В докладе же могут допускаться отступления от научного стиля, с целью более доступного представления информации.

Рисунок 1. Отличия доклада от статьи

Зачем выступать с докладами на конференциях

Главная цель выступления на конференциях с докладами – обмен опытом научной работы. Конференции позволяют не просто презентовать результаты своего научного труда, а получить живую обратную связь от компетентных специалистов.

Кроме того, участие в конференциях этот механизм апробации научных идей для защиты диссертации. В выступлении на конференции оттачиваются формулировки, приобретают окончательную форму идеи, определяются новые актуальные направления для исследования.

Как выбрать тему для доклада

Тема для доклада должна соотноситься со сферой и направлениями исследования. Кроме того, часто конференции являются узкоспециализированными, тогда тема должна соответствовать и тематике конференции.

Формулировка темы это своеобразный анонс содержания пленарных заседаний секций на конференции.

По названию организаторы формируют состав секций, участники конференции выбирают преимущественную секцию для участия и ознакомления с докладами. Поэтому в названии нужно отразить ключевую идею доклада.

Какой должна быть структура доклада

Структура доклада для конференции в целом очень похожа на структуру текста любой научной публикации. Отличительные черты структуры определяются устным характером выступления.

Рисунок 2. Структура доклада

Поскольку доклад это устное выступление, общение с аудиторией входит в содержание доклада: общение может быть как вербальным, так и невербальным. К невербальному проявлению взаимодействия с аудиторией относят зрительный контакт, жестикуляцию. У вербального общения с аудиторией самое главное проявление: обращение к аудитории. Кроме того, важна интонационная окраска и эмоциональность выступления. В обращении к аудитории используются речевые формулы, принятые в научном сообществе.

Введение доклада призвано сориентировать аудиторию относительно содержания доклада. Озвучиваются: актуальность темы, проблема, гипотеза, цель и задачи. Можно кратко обозначить инновационность подхода, фундаментальные отличия работы, представленной в докладе, от работ предшественников. Объем этой части доклада должен быть небольшим, в сравнении с основной частью. Поскольку приоритет в докладе отводится результатам докладчика, полученным в самостоятельном исследовании.

В основной части нужно описать ход проведенного исследования, особенности формирования выборки, полученные результаты. Структура основной части должна соответствовать логике постановки задач по введении. Важно помнить, что формулировки текста доклада – это рассказ о том, какие шаги предпринимались для реализации задач и решения выявленной проблемы. В основной части максимальный объем должен занимать материал проведенного исследования, при минимальном описании теоретической базы исследования. Исключение составляет обоснование методологии исследования.

Текст должен быть максимально информативен, кроме того, именно к этой части доклада необходимо создавать презентационный материал (раздаточные материалы с таблицами, буклеты, макеты, слайды презентации и т.п.).

В заключении резюмируется содержание основного текста, приводятся выводы и их обоснование.Заключение доклада – оценка проведенной работы и полученных результатов. Резюме должно быть лаконичным, но информативным.

В докладе обязательно нужно предусмотреть возможность вопросов. Поэтому в основном тексте всегда сообщается только ключевая информация. Дополнительные аспекты можно рассказать, отвечая на вопросы аудитории.

Как написать доклад на конференцию

Составление текста доклада начинается после принятия решения о выступлении на конференции. Тематика конференции определяет направленность содержания доклада. Подготовка доклада регулируется положением о конференции, в котором прописываются основные требования к тексту и оформлению, регламент выступления, особенности подготовки наглядных материалов.

Дальнейшая работа над докладом определяется выбранной темой, наличием специфических материалов (результатов экспериментов, макетов, разработанных продуктов).

Построение текста доклада также определяется характером аудитории.

Надо обязательно учитывать, насколько аудитория изначально погружена в материал, какой уровень сложности будет доступен и интересен слушателям. Лучше всего начинать доклад с тезисов, которые являются проблемными, спорными, в чем-то провокационными. Это позволит включить внимание аудитории, заинтересовать.

Непосредственно текст доклада должен быть структурирован в соответствии со стандартными требованиями: введение, основная часть и заключение.

При написании доклада на конференцию, как правило, необходимо руководствоваться требованиями временных границ.

На доклад может отводится от 7 до 20 минут.

Некоторые организаторы научных конференций устанавливают очень жесткие рамки для докладов, поэтому важно писать текст, учитывая темп собственной речи. Для того, чтобы уложить текст во временные рамки, нужно каждый вариант текста репетировать, засекая время. При выходе за требуемые границы текст нужно обязательно править, с учетом установленных временных рамок и структуры доклада.

Средние показатели распределения времени в докладе:

Рисунок 3. Распределение времени между частями доклада

Типичные ошибки для написания доклада

При написании текста доклада многие допускают ряд типичных ошибок.

  1. Копирование текста ранее опубликованной статьи, диссертации, монографии. Такой текст сложен, в нем используются многосоставные речевые конструкции, сложно воспринимаемые на слух. Текст для доклада пишется более короткими предложениями, с учетом уровня погруженности аудитории в тему. Кроме того, выступление с докладом по уже опубликованной работе многими оргкомитетами научных мероприятий не поощряется, поскольку теряется исключительная новизна материала, он перестаёт быть интересным научному сообществу.
  2. Выход доклада за временные рамки, установленные организаторами. Важно помнить, что объемная работа – это не показатель высокого качества доклада. Длинные доклады очень тяжело слушать, сохраняя нить повествования. Кроме того, соблюдая тайминг мероприятия, организаторы могут прервать доклад, превысивший установленные временные рамки. В этом случае, велик шанс, что докладчик не успеет сообщить самые важные идеи своего доклада.
  3. Использование сложных формулировок. Фразы нужно составлять таким образом, чтобы они легко воспринимались на слух. Сложные узкоспециализированные термины можно расшифровать на слайдах презентации, тогда не придется тратить на них время самого доклада.
  4. Игнорировать репетиции доклада. Именно репетиции позволяют оценить, укладывается ли текст в регламент выступления, как звучит речь и как она воспринимается. Репетиции лучше проводить перед небольшой и хорошо знакомой аудиторией, тогда можно будет без излишних волнений проанализировать качество своего выступления. Репетиции позволят лучше ориентироваться в своем выступлении, что тоже поможет  на конференции.
Рисунок 4. Ошибки при написании доклада

Чек-лист по подготовке к выступлению с докладом

Проверить свою готовность к выступлению с докладом поможет следующий чек-лист.

Для каждого этапа подготовки существуют свои контрольные точки, проверка которых позволяет успешно подготовить доклад и выступить на научном мероприятии.

Рисунок 5. Чек-лист подготовки доклада

На что обратить внимание в  процессе выступления

Во время выступления с докладом очень важно не просто прочитать доклад, но и грамотно поработать с аудиторией. В зависимости от уровня подготовки, возраста аудитории, нужно строить свою речь по-разному. Если аудитория возрастная, темп речи должен быть более медленный, уровень громкости – выше. При молодежной аудитории можно говорить более быстро и расслабленно.

Перед выступлением необходимо протестировать все технические средства, с которыми вы будете работать во время доклада. Проверить презентацию, подготовить раздаточный материал и макеты. Заранее нужно предусмотреть, каков будет алгоритм действий, если что-то пойдет не так (зависнет компьютер с презентацией, изменится регламент выступления и т.п.).

Обязательно нужно иметь с собой альтернативные источники для печати доклада или просмотра презентации. Например, можно предусмотреть хранение в облачном хранилище или на дежурной флешке.

Какие наглядные материалы готовить к докладу

Для повышения информативности текста доклада, привлечения внимания аудитории целесообразно использовать различные наглядные материалы. Наиболее традиционным на современном этапе является использование презентации.

  • Презентация не должна дублировать текст доклада. Ее основная роль: правильно расставлять акценты и иллюстрировать ключевые аспекты текста доклада. Презентация составляется уже после написания текста доклада. Не обязательно представлять каждый абзац доклада слайдом, нужно визуализировать ключевые взаимосвязи, этапы исследования, полученные статистические показатели, результаты и сделанные выводы. Презентация должна помогать удерживать внимание и следить за логикой рассуждений докладчика.
  • Основные требования к презентации: единое стилевое оформление, с использованием брендированного стиля (например, символики учебного заведения). Доминирвоать должен графический материал. Если на слайде нужен текст, он должен быть максимально сокращен до ключевых словосочетаний.
  • К другим наглядным материалам относят чертежи и многоэлементные таблицы. При использовании таких материалов нужно заранее предусмотреть, куда они будут размещены перед выступлением, как закрепляться. Важно и то, как в процессе доклада выступающий будет с такими материалами работать: нужно обращать внимание аудитории на эти материалы, пользоваться электронной указкой.
  • Похожие требования к демонстрационным макетам. Кроме того, можно попросить кого-то из коллег помочь при выступлении (установить макеты и наглядные материалы, продемонстрировать особенности работы с ними и т.д.)

При выборе типа наглядного сопровождения доклада нужно обязательно учитывать размеры аудитории, в которой будет проходить выступление. Для больших конференц-залов использование графиков и чертежей небольших форматов (например, А3) будет затруднительно. А работу с опытным образцом или макетом лучше продемонстрировать в видео-записи.

Ответы на вопросы

Необходимость оформления текста доклада в печатном виде целиком находится в зоне ответсвенности организаторов. Положением конференции может быть предусмотрена заблаговременная сдача текста в оргкомитет. В ээтом случае доклад оформляется в соотвествии с требвоаниями положения. Конркетного ГОСТ по оформлению доклада нет.

В этом случае нужно критически переработать текст: убрать второстепенную информацию, различные служебные формулировки, которые не несут значимого содержания. Можно продумать, какую информацию можно перенести на слайды, не произнося ее вслух, а обращая внимание на аудитории на слайды.

Нужно поблагодарить оппонентов, отметить, что их мнение очень важно и будет учтено в дальней работе.

Обновлено23 августа 2023
👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Что такое обзорная статья Обзорная статья – это особый вид научной статьи, в которой ав...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Что такое ВАК ВАК – это аббревиатура, которая сокращенно называет Высшую аттестационную...
Читать