ЭкспертМиК / Статьи / / / Особенности научного стиля речи

Особенности научного стиля речи

Содержание главы

  1. Цель научного текста
  2. Сферы употребления научного стиля
  3. Признаки научного стиля речи
  4. Ответы на вопросы
Написание научных статей на заказ

Цель научного текста

Научный текст, в том числе текст научной статьи, пишется для того, чтобы максимально лаконично и информативно донести полученные научные результаты. Информация в тексте должна быть представлена логично, структурированно, корректно. Все предъявляемые положения должны быть обоснованы. Таким задачам отвечает научный стиль речи.

Сферы употребления научного стиля

Поскольку научный стиль лаконично передает информацию и факты, его использование предпочтительно для написания научных работ, монографий, статей, учебных и методических пособий.

Признаки научного стиля речи

Для научного стиля характерны следующие признаки:

  • монологичность, отсутствие личных местоимений;
  • использование специальных терминов;
  • сложность синтаксических конструкций;
  • строгая логичность изложения;
  • точность и объективность фактов;
  • отвлеченность и обобщенность;
  • отсутствие выразительных средств речи.

Языковые особенности научного стиля

В текстах, написанных научным стилем, выделяются специфические морфологические признаки: особенности употребления слов и терминов.

  • не используются глаголы в 1-2 лице единственного числа (в научном тексте не используются слова «Я исследовал…»);
  • часто применяются отглагольные существительные, они позволяют описать изучаемые процессы и явления;
  • незначительное использование прилагательных. Признаки и характеристики предметов и явлений выражаются количественным образом, это требование объективности;
  • не используются восклицательные и вопросительные частицы и междометия;
  • используются цепочки слов в родительном падеже: «Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома».

Особенности синтаксиса научных текстов

Конструкция предложений в научном тексте состоит из основной и придаточной части. Именно сложноподчиненные предложения позволяют описать выявляемые в исследовании зависимости явлений и процессов.

Предложения в научном тексте строятся для отражения причинно-следственных связей, поэтому часто используются такие союзы как: «потому что», «оттого что», «так как», «так что», «лишь только», «как будто», «с тех пор как», «в связи с тем что», «для того чтобы».

Часто используются неопределенно-личные местоимения. Основная часть предложения выражена одним словом: «полагаю», «представляю», «считаю».

Часто используются безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…») предложения.

Активно используются вводные конструкции: «По мнению автора»; «как отмечает автор»; «во-первых»; «во-вторых»; «с одной стороны»; «с другой стороны»; «например»; «напротив»; «итак»; «таким образом».

Рисунок 1. Пример научного текста

В примере 1 продемонстрировано использование вводных и связующих конструкций.

Рисунок 2. Пример научного текста

В примере 2 видно, что автором используются обезличенные формулировки, специальная терминология. Текст конкретен и положения аргументированы.

Ответы на вопросы

Пояснять значение термина нужно только в том случае, если он используется в нетрадиционном значении или контексте.

Для акцентирования используют такие языковые средства как указательные местоимения (В данном случае, этот процесс.), различные вводные конструкции и средства связи (Вначале попытаемся…; сказанное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчёркнуто…)

Личные местоимения в текстах, написанных научным стилем, не применяются. Используются только обезличенные структуры.

Обновлено20 августа 2023
👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Что такое Скопус Скопус это международная база данных научных журналов. С помощью данно...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Что такое Академия Google Google Scholar (Академия Google) – это специальный инст...
Читать