Содержание главы
Цель научного текста
Научный текст, в том числе текст научной статьи, пишется для того, чтобы максимально лаконично и информативно донести полученные научные результаты. Информация в тексте должна быть представлена логично, структурированно, корректно. Все предъявляемые положения должны быть обоснованы. Таким задачам отвечает научный стиль речи.
Сферы употребления научного стиля
Поскольку научный стиль лаконично передает информацию и факты, его использование предпочтительно для написания научных работ, монографий, статей, учебных и методических пособий.
Признаки научного стиля речи
Для научного стиля характерны следующие признаки:
- монологичность, отсутствие личных местоимений;
- использование специальных терминов;
- сложность синтаксических конструкций;
- строгая логичность изложения;
- точность и объективность фактов;
- отвлеченность и обобщенность;
- отсутствие выразительных средств речи.
Языковые особенности научного стиля
В текстах, написанных научным стилем, выделяются специфические морфологические признаки: особенности употребления слов и терминов.
- не используются глаголы в 1-2 лице единственного числа (в научном тексте не используются слова «Я исследовал…»);
- часто применяются отглагольные существительные, они позволяют описать изучаемые процессы и явления;
- незначительное использование прилагательных. Признаки и характеристики предметов и явлений выражаются количественным образом, это требование объективности;
- не используются восклицательные и вопросительные частицы и междометия;
- используются цепочки слов в родительном падеже: «Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома».
Особенности синтаксиса научных текстов
Конструкция предложений в научном тексте состоит из основной и придаточной части. Именно сложноподчиненные предложения позволяют описать выявляемые в исследовании зависимости явлений и процессов.
Предложения в научном тексте строятся для отражения причинно-следственных связей, поэтому часто используются такие союзы как: «потому что», «оттого что», «так как», «так что», «лишь только», «как будто», «с тех пор как», «в связи с тем что», «для того чтобы».
Часто используются неопределенно-личные местоимения. Основная часть предложения выражена одним словом: «полагаю», «представляю», «считаю».
Часто используются безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…») предложения.
Активно используются вводные конструкции: «По мнению автора»; «как отмечает автор»; «во-первых»; «во-вторых»; «с одной стороны»; «с другой стороны»; «например»; «напротив»; «итак»; «таким образом».
В примере 1 продемонстрировано использование вводных и связующих конструкций.
В примере 2 видно, что автором используются обезличенные формулировки, специальная терминология. Текст конкретен и положения аргументированы.
Ответы на вопросы
Пояснять значение термина нужно только в том случае, если он используется в нетрадиционном значении или контексте.
Для акцентирования используют такие языковые средства как указательные местоимения (В данном случае, этот процесс.), различные вводные конструкции и средства связи (Вначале попытаемся…; сказанное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчёркнуто…)
Личные местоимения в текстах, написанных научным стилем, не применяются. Используются только обезличенные структуры.