Архаические мотивы в изобразительном искусстве Сирии второй половины XX – начала XXI века

Дауд Махар
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ————————————————————————————— 3

1 ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИРИЙСКОГО ИСКУССТВА ПОСЛЕ
1961 Г. В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ————————————–21

1.1. Государственная политика и общественная деятельность в области
искусства в Сирии в середине – второй половине XX века
1.2. Основные этапы развития сирийского искусства после 1961 г. в
национальной историографической традиции

2 ГЛАВА. ТВОРЧЕСТВО АХМАДА МАДОНА И СЛОЖЕНИЕ
«АРХАИЗИРУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ» В СИРИЙСКОМ ИСКУССТВЕ 1960-
1970-Х ГОДОВ———————————————————————————-62

2.1. Культурная жизнь Сирии 1960-1970-х гг. и формирование «архаизирующего
направления» в живописи

2.2. Архаические образы в творчестве Ахмада Мадона (1941-1983)

3 ГЛАВА. АРХАИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СИРИЙСКИХ
МАСТЕРОВ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА———————-99

3.1. Ильяс Зайят (род.1935)

3.2. Низар Сабур (род.1958)

3.3. Мухаммед Аль-Олаби (род.1971)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ——————————————————————————-221

УКАЗАТЕЛЬ АРАБСКИХ ИМЁН ——————————————————228

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ—————————————————————–256

Во Введении поставлены основные проблемы исследования, сформулированы цели и задачи, изложены актуальность и научная новизна работы, определены хронологические и географические рамки исследования. Во введении также охарактеризована степень изученности темы и представлена ее краткая историография. Здесь же дается определение важным для работы терминам и понятиям, таким как «архаический мотив» и др.
В первой главе «Особенности развития сирийского искусства после 1961 г. в национальной историографии» рассматриваются основные этапы и векторы эволюции художественной жизни Сирии 1960-2000-х гг., анализируются основные идейные и стилистические направления этого времени. Отмечаются ключевые позиции государственной политики в области искусства, рассматривается история важнейших художественных объединений второй половины ХХ в.
Искусство сирийских художников 1950-1960-х гг. значительно отличается от творчества мастеров предшествующего периода, когда только начиналось знакомство и сближение сирийской культуры с европейской, и увлечение классическими западными стилями было определяющим и
всеобъемлющим. В сирийском искусстве 1950-1960-х гг. можно выделить три основные пришедшие из Европы стилистические тенденции – экспрессионизм, абстракционизм и фотореализм, при этом одни и те же мастера обращались к разным художественным экспериментам и формам, а не становились приверженцами одного направления. Все более глубокому знакомству с классическим и современным западным искусством в этот период способствовало обучение сирийских художников заграницей – в СССР, Италии и других странах (большинство из них вернулось на родину после войны 1967 г.), а также приглашение в Сирию иностранных преподавателей, работавших на Факультете изобразительных искусств Дамасского университета.
В 1970-е гг. западные художественные формы начинают терять свое всеобъемлющее влияние и сирийское искусство становится более разнородным, усложняется, в нем появляется выраженный интерес к национальным формам художественного творчества. Вернувшиеся из Европы и СССР сирийские художники особенно остро почувствовали разницу между традиционным искусством Сирии и западной живописной системой и в своих публикациях стали обращать внимание на местную – восточную – специфику изобразительного творчества, а также арабское литературное, особенно поэтическое, наследие. Авторы 1970-х гг. стали подчеркивать необходимость исследовать искусство самой Сирии, использовать местные традиции в качестве источника вдохновения современных мастеров. На художественную жизнь страны в эти годы большое влияние оказала «Группа Десяти», а также первые поколения художников, получивших образование не заграницей, а на Факультете изобразительных искусств Дамасского университета.
В 1980-е гг. искусство нового типа охватывает все новые регионы страны, распространяясь в других городах за пределами Дамаска. Центры активной художественной жизни появляются, например, в Алеппо и Хомсе. В
19

сирийском искусстве 1980-х гг. выделяются две противоположные тенденции. С одной стороны, в художественных журналах и публикациях, в выставочной практике нарастает научный и теоретический интерес к новым западным экспериментам и новациям в области искусства, при этом география заимствуемых мотивов и форм расширяется и охватывает пространство от Латинской Америки до Италии и других европейских стран, от государств Африки до СССР, Чехословакии и других стран социалистического лагеря.
С другой стороны, в сирийском искусстве 1980-х гг. укрепляется значение исторического и культурного наследия страны, преемственности художественного опыта, а также проблема аутентичности в искусстве. Мастера начинают искать собственные пути, которые бы не опирались на западные подходы, а исходили бы из местных традиций. Особенно важными с формальной точки зрения становятся эксперименты мастеров- восьмидесятников с цветом и колористическими решениями.
Сирийское искусство конца ХХ в. получает отражение в публикациях журнала «Художественная жизнь» (1980-е-2000-е гг.), архивы которого были подробно изучены автором этой работы. Этот журнал в конце столетия был почти единственным местом публикации современных исследований по истории искусства в Сирии. При анализе содержания статей этого журнала становится очевидным, например, что в 1990-е гг. в сирийской искусствоведческой науке проявляется интерес к скульптуре и графике, которые до этого считались второстепенными видами искусства и не становились предметом специального исследования. Кроме того, именно в 1990-е гг. в Сирии начинают выходить первые монографии, посвященные жизни и творчеству местных художников.
Главные новации 1990-х гг. связаны с техническими и художественными экспериментами сирийских мастеров. Наметилась тенденция к графическому подходу в живописи и применению комбинированных материалов и красок на поверхности картины, использованию разного рода объемных объектов и стереоскопических конструкций. Появление во второй половине 1990-х гг. нового поколения художников, являющихся выпускниками Факультета изобразительных искусств в Дамаске, внесло свежую струю в современную художественную жизни Сирии, обновив в том числе и творчество мастеров старшего поколения (Н. Сабур, А. Малла, Ю. Абдулки и др.).
Выводы первой главы. Во второй половине ХХ в. в сирийское искусство, развивающееся теперь в западноевропейском контексте, входит целый ряд новых приёмов, образов, стилистических форм (фотореализм, экспрессионизм, абстракционизм, эксперименты с материалами, техниками и т.д.). Наряду с внедрением западных стилевых направлений в это время постепенно пробуждается интерес к местным художественным традициям и национальным эстетическим системам. В 1970-80-е гг. значительное место занимает проблема аутентичности, самоосмысления сирийской культуры и собственного культурного наследия, проблема архетипа и образца.
Анализ научной и критической литературы второй половины XX – начала XXI в. позволяет проследить, как менялось отношение к традициям и новациям в художественной среде, как менялись акценты, темы, мода и постепенно укрепляли свои позиции архаизирующие тенденции в искусстве. Вторая глава «Творчество Ахмада Мадона и сложение «архаизирующего направления» в сирийском искусстве 1960-1970-х годов» посвящена анализу архаизирующего направления и процесса его формирования в историко- культурном контексте 1960-1970-х гг., когда впервые в сирийском искусстве возникает интерес к историческому и художественному наследию страны, к
21

образам древнего сирийского искусства и национальным темам в творчестве современных художников.
Эти процессы можно связать с деятельностью двух художников – Махмуда Хаммада, преподавателя Факультета искусств Дамасского университета, разработавшего новые образовательные программы, и Фатеха Аль-Мударреса, теоретика и историка искусства Сирии 1960-1970-х гг.
Ф. Аль-Мударрес одним из первых предложил пути выхода сирийского искусства из кризиса, в котором оно оказалось, следуя по пути воспроизведения западных образцов, с одной стороны, и по пути политической идеологизации, с другой стороны. Один из возможных источников обновления сирийского искусства Аль-Мударес видел в художественных экспериментах со стилем, материалами, техникой. Он сам активно шел по этому пути и одним из первых в Сирии стал использовать природные материалы – дерево, песок и др. – в своей живописи. Эти опыты оказали значительное влияние на целое поколение сирийских художников как академического круга (Низар Сабур, например), так и неакадемической художественной среды (Ахмад Мадон и др.).
Другой путь обновления современного сирийского искусства Аль- Мударрес видел в обращении к лучшим произведениям древнего искусства региона. Он активно изучал вопрос о балансе между приверженностью традициям сирийского и шире арабского художественного мира и его обновлением через адаптацию западного опыта. В своих публикациях и интервью Аль-Мударрес подчеркивал необходимость поиска индивидуальных путей и решений для художников, которые должны учитывать местные исторические традиции и эстетические нормы, а не безоглядно включаться в общеевропейские художественные процессы, механически повторяя те или иные формы и решения.
22

Это направление сирийского искусства, наметившееся с конца 1960-х гг. и основанное на сознательном использовании форм местного традиционного и древнего искусства, становится очень заметным с начала 1970-х гг. Именно с этого времени в Сирии на государственном уровне осознается необходимость сохранения древних памятников на территории страны, их защиты и изучения.
В новой Конституции Сирии, принятой в 1972 г., была закреплена на законодательном уровне защита древностей и памятников древнего искусства. Начали свою работу сирийские подразделения ЮНЕСКО, которые формировали списки местных объектов всемирного наследия. С 1960-х гг. началось активное развитие местной археологической науки, поддерживаемой университетскими курсами в Дамаске и Алеппо. Помимо античных древностей Сирии внимание ученых привлекли также древние христианские иконы, фиксирование и музеефикация которых началась с 1973 г. Министерство культуры и Национальное управление издали постановления о том, что иконы в церквях в Сирии считаются археологическими артефактами и должны подлежать государственной охране.
Несмотря на важные шаги, которые были сделаны в области открытия и первичного изучения античного и раннехристианского искусства Сирии, на данном этапе древнее сирийское искусство еще не стало предметом последовательного научного исследования. Было написано несколько исторических и историко-культурологических трудов, в которых искусству уделялось очень небольшое внимание. Преподавание истории сирийского искусства на Факультете искусств Дамасского университета также было фрагментарным и неполноценным, и дополнялось только простыми экскурсиями для студентов в Национальном музее в Дамаске и досуговыми поездками по некоторым городам страны. В таком состоянии ситуация будет сохраняться вплоть до 1990-х гг.
23

Центральной фигурой архаизирующего направления 1960-1970-х гг. является Ахмад Абдуллла Мадон, художник-самоучка, не получивший академического образования, однако, много сделавший и для развития современного сирийского искусства, и для системы художественного образования страны. С 1977 по 1980 гг. Ахмад Мадон был директором Центра изобразительных искусств Адхама Исмаила в Дамаске. В 1970-е гг. он ввел принципиально новую практику в художественном образовании Сирии: он предложил создать при Факультете искусств коллекцию слепков с произведений древнего сирийского искусства из Национального музея в Дамаске с целью использования их на уроках академического рисунка. Он стремился внедрить в учебные программы Факультета курсы по изучению искусства античной Сирии, познакомить студентов-художников с памятниками древних цивилизаций, существовавших на территории страны, которые могли стать для них источником вдохновения и нового формотворчества. В конце 1990-х гг. эта идея будет возрождена художником Низаром Сабуром во время его работы на Факультете изобразительных искусств.
Стоит отметить, что первые архаические мотивы – образы Пальмирских скульптур – появляются именно в работах Ахмеда Мадона в 1970-х гг. Представляется, что рождение этих произведений стало результатом всей духовной и культурной жизни страны 1960-х гг., когда преемственность художественного опыта прошлого и связи с наследием древности были одной из важнейших тем.
Выводы второй главы. Проанализировав биографию и творческое наследие А. Мадона, можно сказать, что одной из центральных тем творчества художника была Пальмира. Именно ей посвящены многие произведения мастера, мотивы пальмирской скульптуры постоянно появляются в его произведениях, становясь своего рода его визитной карточкой.
24

Архаические мотивы пальмирских статуй становятся основой новой художественной формы произведений А. Мадона. Он исходит из композиционных, ритмических и выразительных приемов древних образов, заимствует облик, позы, жесты, мимику пальмирских надгробных портретов.
Его картины, созданные в 1967-1982 гг., соответствуют попыткам сирийских художников обосновать особенный подход к вопросам преемственности художественного опыта и перенесения традиций прошлого в современное искусство Сирии. При этом особенность архаизирующего художественного языка А. Мадона состоит в прямом копировании традиционных археологических предметов. Его подход к творчеству носил характер непосредственного живого наблюдения и подражания. Художник считал, что элементы пальмирского наследия являются символами с конкретными значениями и смыслами, поэтому вольно использовать их формы, свободно трактовать, не вдаваясь в их значение, невозможно. Воспроизведение архаических мотивов должно, по мысли Мадона, сопровождаться их исследованием и проникновением в первоначальный смысл.
Важная особенность подхода А. Мадона состоит в уничтожении границ между разными видами искусства: в своих живописных произведениях он варьирует мотивы скульптуры и античной пластики. При этом получающийся результат копирования не сводим к простой сумме составляющих их компонентов, а дает пример нового художественного и идейного синтеза.
Значение творчества А. Мадона и разработанного им подхода к архаическим мотивам в искусстве очень велико. Он оказал большое влияние на последующие поколения художников, которые считали его своим учителем и развивали намеченные им пути и способы переработки и адаптации образов древнего искусства для современного художественного творчества.
25

Третья глава «Архаические мотивы в творчестве сирийских мастеров последней трети XX – начала XXI века» посвящена рассмотрению архаических мотивов в произведениях трех мастеров – Ильяса Зайята, Низара Сабура и Мухаммеда Аль-Олаби, а также анализу способов их переработки и интерпретации. Глава разделяется на три параграфа.
В первом рассматривается творчество Ильяса Зайята, художника- исследователя, который не просто копировал внешний облик пальмирских скульптурных надгробий, арабской миниатюры или архитектурно- декоративных элементов средневекового сирийского зодчества, а глубоко и разносторонне занимался их исследованием. Его искусство основано на теоретическом, эмпирическом и экспериментальном уровнях познания.
Главная тема творчества И. Зайята – человек, но изображенный не натуралистично, а увиденный как бы «внутренним взором» художника. Через образ человека он выражает собственное эмоциональное состояние, духовно- нравственные проблемы и поиски, передает отношения с нематериальным миром, по выражению самого художника, показывая «эзотерическое, выражающее одновременно физическую и метафизическую реальность».
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующие архаические мотивы в творчестве Зайята. Во-первых, это мотивы погребальной скульптуры Пальмиры, которые воспроизводятся в содержательной основе композиции, учитывая тематику, тесно связанную с историей Пальмиры, главными ее персонажами и ритуальными традициями. В графической основе композиций И. Зайята встречаются имитации построения образа человеческого тела по аналогии с пальмирской пластикой, в том числе – жесты, ракурсы, пропорции и пластическая выразительность.
Другим источником, из которого И. Зайят черпает новые формы, является древняя иконопись региона, ее иконографические схемы, устойчивый набор
26

сюжетов, типов изображений и композиционных решений. Он использует утверждённые традицией символические и знаковые системы иконы, а также некоторые ее формальные черты и приемы стилизации изображения.
Третий источник архаических мотивов в работах И. Зайята – это средневековые сирийские миниатюры, из которых мастер заимствует сам принцип организация изобразительной плоскости, а также воспроизводит технологический процесс создания книжных иллюстраций.
Особенность творческого метода И. Зайята в том, что он свободно комбинирует разные по сущности и по происхождению мотивы, объединяя их в решении одной композиции. Искусство И. Зайята, вбирая в себя разнообразные художественные традиции, архаические мотивы и формы, при этом сохраняет свою самобытность и не теряет индивидуального узнаваемого лица. Можно сказать, что в выборе стилистических приемов и конструкций, способов построения композиции обнаруживается авторская личность, особенно в применении некоторых иконографических схем, правил и приемов, разработанных для религиозного искусства древности.
В отличие от интуитивного и безотчетно-произвольного использования архаических форм А. Мадоном, искусство И. Зайята представляет собой пример очень сознательной работы с художественным наследием, научного изучения, осмысленной его переработки и стилизации
Второй параграф посвящен творчеству Низара Сабура, исследование которого основано не только на научных публикациях, но и на новых впервые вводимых в научный оборот материалах – авторских интервью с художником, материалах его личного архива, семейных и документальных видеозаписях различных сирийских источников.
Н. Сабур понимает произведение искусства как отражение накопленных в человеческом сознании образов прошлого, которые сохраняются и
27

воспроизводятся художником. Он считает, что многие образы античных и средневековых произведений, многие символические системы воспринимаются изобразительной культурой современности на бессознательном уровне, как часть исторического наследия и народной памяти. Сабур предлагает свою «восточную концепцию реализма», согласно которой предметы видимого мира существуют в произведении искусства в зависимости от человеческого восприятия и познания, то есть в зависимости от субъективности творца.
Арсенал эпох и исторических художественных традиций, к которым обращается Н. Сабур, разнообразен. В его работах встречаются мотивы пальмирской скульптуры, раннехристианской иконописи, средневековой арабской книги, а также – впервые – архитектура и прикладное народное и наивное искусство. Н. Сабур одним из первых стал обращаться к нематериальному наследию Сирии, вдохновляясь устными литературными ,)الحكاية .традициями и народной литературой, так называемой «хикайе» (араб например, хикайе Антара-Аль-Абси, арабского поэта VI в.
Заимствуемые Н. Сабуром архаические мотивы делятся на три уровня и относятся соответственно к форме, материалу и технологии. На уровне формы существуют три способа использования мотивов. Первый состоит в обобщении архаического образа с помощью условных приемов, частопри этом переосмысляется и трансформируется образное содержание первоначального мотива. Второй способ основывается на использовании мотива как части целостного художественного образа, при этом первоначальный мотив переносится в новое произведение «как он есть», без значительного изменения и переработки, вместе с этим архаизируется и стилизуется сам художественный язык мастера. Третий способ основывается на копировании, когда автор использует точное воспроизведение мотива, при этом первоначальный образ может не соответствовать стилю мастера, выделяться и казаться инородным, а
28
поэтому – подчеркнутым и акцентированным. Следует отметить, что часто в работах применяется математический принцип воспроизведения мотива (числовой, геометрический).
Другая важнейшая особенность творчества Н. Сабура – это его поиски и эксперименты, направленные на создание новой техники в изобразительном искусстве, поскольку именно в технических изменениях он видел основу художественной эволюции. Н. Сабур обращался в своих работах к древним технологиям – работе в камне, декоративных материалах, к технике иконописи или арабской книжной миниатюры. Художник стремится воспроизвести древнюю технику или способ работы с материалом, или соединяет в одном произведении приемы и технологии, взятые из различных видов профессионального искусства и народных ремесел, создавая комплексные объемно-пространственные композиции и художественные объекты.
Подводя итоги, необходимо затронуть еще одну важную сторону творческой биографии Низара Сабура. В процессе своей преподавательской деятельности на Факультете изящных искусств в Дамаске он ни раз обращался к проблеме архетипа и его воспроизведения в искусстве, к проблеме исторического и культурного наследия. Он всегда выступал противником метода обучения, подразумевающего копирование предметов мирового искусства, и приветствовал самовыражение и творческий подход в работе. Художник видел опасность в искажении исторического смысла культурного наследия в творческих работах молодых сирийских художников, в замене исконных национальных архетипов западными шаблонами. Для понимания этих местных архетипов, считал Сабур, необходимо изучение первоисточников, которые должны войти в сознание мастера. В его работах мы видим хорошее знание древних образцов, которые воспринимаются
29

художником в их изобразительной форме, в их культурном контексте, в их способе метафорической репрезентации исторического опыта.
В третьем параграфе прослежена история и этапы художественной деятельности Мухаммеда Аль-Олаби, а также его теоретические воззрения. Предпринята попытка продемонстрировать самобытность опыта художника, обусловленную исторической культурной средой, которую мастер понимал как синтез противоположностей (например, выделяемые им диады – аскетизм и чувственность, простота и сложность).
Основная идея творчества М. Аль-Олаби – это выражение священного и сакрального, а не естественного и реалистичного в искусстве. Сопоставление произведений художника 2000-х гг. и древней мозаики мечети Омейядов в Дамаске, созданной в VIII в., которую мастер хорошо знал и специально изучал, показало, что М. Аль-Олаби активно использовал иконографию, стиль и формальные композиционные приемы этого древнего произведения, воспроизводил ее узнаваемые мотивы и элементы.
Другая проблема художественного опыта художника – это его эксперименты с материалами и древними технологиями традиционных сирийских ремёсел. Так, например, мастер изучал, а затем использовал в своих коллажных произведениях древнюю технику инкрустации перламутром по дереву. Он стирает строгие границы между видами и жанрами искусства, что находит аналогии в творчестве других сирийских художников и является наиболее характерной чертой современного сирийского искусства вообще.
М. Аль-Олаби одним из первых начинает использовать в своих произведениях принципы арабески, арабского орнамента, встречающегося в архитектурном декоре, произведениях ремесла и прикладного искусства, книжной иллюстрации. Именно от арабески идет важнейшая особенность искусства М. Аль-Олаби – чувство порядка, соразмерности, внутреннее
30

движение, подчиненное внешне статичной форме. Художник использует особое абстрагирование живописи от любых привнесенных смыслов и значений, не относящихся к очищению художественного образа от лишних элементов, доходя до простейших форм – линии и точки, но это очищение рождает новые средства художественной выразительности объекта.
В своих работах М. Аль-Олаби собирает разнородные изображения, являющиеся архетипическими образами, символами, носителями важных культурных кодов (дом, дерево, человек, птица, лошадь и пр.). Линейное качество арабеска позволяет объединить натуралистические, миметические элементы в высшей степени абстрактной фантазии арабесок, которая связывает фигуры в единый узор. Из материального хаоса фрагментированного мира художник создает эстетическую однородность произведения, в котором элементы взаимосвязаны друг с другом, но при этом сохраняют автономность.
М. Аль-Олаби разрабатывает в своих произведениях определенную символическую систему, своего рода – культурный код или семантический ряд – в котором каждый из элементов находится в сложных отношениях между знаком и означаемым.
На протяжении всей художественной деятельности М. Аль-Олаби демонстрирует хорошее знание древнего искусства региона: его изобразительную форму, культурный контекст, способы изображения, художественные материалы, приемы работы, выразительные средства. Их отбор и сочетание определяются стремлением автора выразить внутреннее содержание произведения. М. Аль-Олаби нашёл свой способ метафорической репрезентации исторического опыта, в результате которого архаические мотивы актуализируются, становятся частью нового живого художественного организма.
31

Выводы третьей главы: На протяжении творческой деятельности ряда сирийских художников второй половины ХХ – начала XXI в. можно выделить целый ряд важных повторяющихся элементов в содержании и в художественных поисках, источником которых является древнее искусство Сирии. Освоение форм древнего искусства начинается с пальмирского скульптурного портрета и раннехристианской иконы. С течением времени интерес к наследию расширяется, включая в поле внимания нового искусства произведения средневековых арабских миниатюристов, памятники древнего сирийского зодчества и их декор, традиционную арабскую каллиграфию.
Кроме того, вызывают интерес и традиционные народные ремесла Сирии – инкрустация перламутром, вышивки, эмали. В художественной среде распространяется мнение о значимости народного, наивного традиционного искусства, которое должно стать основой для нового стиля, должно послужить источником вдохновения для современного художественного творчества.
Эти новые идейные веяния середины – второй половины ХХ в. послужили базой для развития трёх выделенных нами мастеров, связанных отношениями ученичества и преемственности (каждый из них являлся учеником предыдущего и его современником).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы.
1. Учитывая степень изученности, специфику и характер архаических мотивов и образов древнего сирийского искусства, можно определить следующие ключевые моменты:
– опыт работы над археологическим наследием Сирии все еще находится на начальной стадии исследования, большое количество памятников остается пока неизученными и даже малоизвестными. Только самые же знаменитые из них – ансамбли Пальмиры и отдельные памятники искусства Средних веков, находят отражение и интерпретацию в работах современных художников. Таким
образом, не все богатство и разнообразие сирийской изобразительной традиции прошлых времен вошло в пространство художественной культуры и изобразительного искусства второй половины ХХ – начала XXI в.;
– дальнейшее изучение древней сирийской культуры, несомненно, необходимо и плодотворно для последующего развития современного сирийского изобразительного искусства. Как показывает изучение творчества ряда сирийских художников второй половины ХХ – начала ХХI вв., внимание, контакты, связи с искусством прошлого дают современным мастерам новые темы, сюжеты, новые творческие импульсы, обогащая их художественные и технические возможности.
2. Архаические мотивы использованы в работах художников изученной группы на разном уровне:
– как историко-культурный компонент,
– как часть иконографического репертуара форм,
– на формально-стилистическом уровне,
– на уровне использованного материала, техники и технологии.
Эти уровни в творчестве разных мастеров проявляются как отдельно, так и вместе, в активном взаимодействии, в индивидуальном отборе и сочетании.
В результате проведенного исследования можно выявить два основных пути проникновения архаических образов в работы современных художников. В ряде случаев архаические мотивы могут восприниматься из культурного пространства и эстетической памяти народа подсознательно, как некие архетипические образы, связанные с изобразительными традициями и визуальным фоном культуры. В творчестве других мастеров эти мотивы могут использоваться сознательно с пониманием символического значения сюжета или мотива, особенностей формообразования произведений искусства
прошлого, что становится результатом внимательного изучения художником древнего наследия и его художественной оценки.
В чистом виде архаический мотив художниками данной группы как правило не используется, он всегда преломляется через индивидуальный жизненный и творческий опыт . Процесс работы над археологическим наследием нельзя толковать как простое копирование артефактов или подражание им. Переработанный мотив переносится в новое художественное пространство с учётом собственной творческой манеры автора. Наряду с этим необходимо рассматривать и авторский компонент, который основан на персональном творческом опыте художников.
Процесс отбора архаических мотивов, образов, первоисточников и артефактов, вдохновляющих современных художников на создание живописных произведений, нельзя привести к единой классификации, поскольку в этом процессе нет и не может быть какого бы то ни было устойчивого принципа. Работа над археологическим наследием зависит от самого автора, от его интересов, от художественных задач, которые он ставит перед собой.
Обращаясь к историческому наследию, используя сюжеты и образы архитектурного декора, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, опираясь на различные тематические, структурные, функциональные принципы в формообразовании сирийские художники-живописцы второй половины XX – начала XXI в. входят в расширяющееся и стирающее границы между видами искусств художественное пространство, формулируют новые принципы художественного синтеза.
3. Отметим, что выбранные нами художники «архаизирующего направления» являются выходцами из разных городов и разной общественной среды, имеют разную социальную принадлежность. Их разность отражает важную
особенность современной сирийской культуры, являющейся сложным многонациональным многоконфессиональным сплавом разнообразных традиций. Очевидно, что в поисках ответа на вопрос о национальной идентичности (вопрос важный сегодня и актуальный на протяжении всего XX в.) невозможно найти решение в выделении какого бы то ни было одного начала, одной традиции, одной этнической или религиозной компоненты. Специфика развития Сирии состоит в том, что на протяжении многих веков этот регион был перекрестком культур, традиций, исторических процессов, в результате которых и возникла эта многосоставная культурная общность. Основу же исторической идентичности и самоопределения страны надо искать именно в ее прошлом, в общем историческом фундаменте, в общем цивилизационном базисе, в котором не выделяется ни одна из линий, но намечается общий многовековой и многоэтапный путь строительства культуры. Древнее искусство сирийского региона становится в этом ключе важным объединяющим фактором, тем всем понятным и открытым культурным кодом, который определяет великий вклад региона в развитие европейских цивилизаций и цивилизаций Передней Азии, вклад по крайней мере не меньший, чем традиции древнеегипетской или древнегреческой культуры. И сирийские художники второй половины XX – начала XXI в. замечательно показали это в своих творческих исканиях.
4. Переработка и использование образов прошлых исторических культур современными мастерами является важным процессом не только для развития актуального художественного направления, но и для сохранения образов древнего искусства в культурной памяти. Сирия в XX в. стала настоящей страной музеев с великими художественными коллекциями, а в современном историческом контексте, когда в результате последних военных действий было утрачено большое количество древних памятников, запечатление образов
прошлого в работах современных мастеров способствует их сохранению в визуальном пространстве, даже после утраты оригинала. Художники в каком- то смысле становятся продолжателями дела историков и археологов, участвуя в осмыслении и сохранении археологического наследия.
5. Во второй половины ХХ – начале XXI века происходят изменения в эпистемологической картине мира, в отношении которой идет радикальная дезинтеграция изобразительной системы, нарушается единство художественного феномена. В работе над археологическим наследием, в его практической интерпретации с увеличивающимся спектром инноваций современного искусства, на месте распада старого традиционного искусства на основе преемственности и исторической адаптации, возникают новые художественные формы, отмеченные яркой индивидуальностью и своеобразным прочтением.
Результат исканий, имевших место в предшествующие периоды, показывает, что художники тяготеют к сочетанию элементов различных эстетических систем прошлого и настоящего, к использованию традиционных и экспериментальных материалов ради создания новой художественной целостности. Эти процессы характерны как для европейских культур, так и для регионов арабского мира. Современное искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вмещать в себя богатство предшествующего опыта, собственного исторического наследия и других культур. Опыт прошлого, наличие множественности, толерантность, открытость современного мира дают художнику возможность свободно владеть всем этим богатством, легко оперировать им, использовать в нужных ему сочетаниях, и тем самым порождать новые смыслы и значения не механическим соединением разнородного, а объединяющей синтезирующей силой современного искусства.
Сирийские художники второй половины XX – начала XXI века не развивались обособленно от окружающего мира, они создавали искусство, живущее в мире киберпространства, симулякров, гипперреальности. Они стремились к усвоению широкого спектра художественных ценностей, сложившихся на разных этапах исторического развития Сирии, не отказываясь при этом от общих стилевых тенденций современной живописи. Так, искусство постмодернизма подразумевает перемены, направленные к открытым, игровым, желательным, дизъюнктивым, перемещенным или неопределенным формам, беседам о фрагментах, идеологии. Именно в этом контексте можно сказать, что архаические мотивы актуальны в процессе создания произведений художественного творчества и сознательной деятельности художников постмодерна, а также необходимы для преемственности художественного опыта прошлого в постмодернистскую практику.
6. Кроме того, необходимо отметить параллельность художественных процессов, которые проходят в искусстве Сирии и других соседних странах арабского Востока и Передней Азии. В архитектуре и изобразительном искусстве ряда государств этого региона на протяжении ХХ века появлялись схожие «архаизирующие течения», которые вдохновлялись идеями национального возрождения, сохранения местных традиций, защиты наследия. Чаще всего эти течения возникали как своеобразная реакция на усиливающиеся западные влияния. Идейная основа этих новых течений не одинакова в разных странах, однако, как правило, все они обращаются к возрождению местных художественных традиций, к архаическим мотивам, к древнему или средневековому искусству региона, которое переосмысливается, по-своему интерпретируется и трансформируется в творчестве мастеров ХХ в.
Однако, как и в Сирии, так и в других странах региона в основе этих направлений оказывалось обращение к местной истории, к местным традициям
– литературным, художественным, ремесленным, к местным архаическим и архетипическим мотивам, которые питали творчество современных мастеров XX – начала XXI в.

После Второй Мировой войны, вывода 17 апреля 1946 г. французских войск
с территории Сирии, и затем после выхода страны из состава Объединенной
Арабской республики 28 сентября 1961 г. начинается период развития
независимого и суверенного Сирийского государства. Искусство Сирии этого
времени во многом находилось под влиянием европейских традиций, которые
были принесены сюда как приезжими французскими и итальянскими мастерами,
так и вернувшимися в 1940-е гг. «делегатами» – сирийскими мастерами, которые
получали художественное образование в Италии (как, например, Махмуд Джалаль
(1911-1954), Салах Аннашеф (1914-1971), Рашад Кусайбати (1911-1990)) или в
Египте (Насир Шура (1920-1992)). Сирийская живопись середины ХХ в.
развивалась в основном в рамках исторического жанра реалистического
направления.

На вторую половину ХХ в. приходятся существенные изменения в системе
искусств и в культурной жизни Сирии, которые во многом были связаны с
открытием в 1960 г. местного центра художественного образования – Факультета
Изобразительных искусств Дамасского университета.

Уже в первой половине XX в. сирийское искусство постепенно сближалось с
западноевропейским и развивалось в его контексте. Но именно с 1960-х гг. вместе
с продолжением этой линии в сирийское изобразительное искусство входит целый
ряд новых приёмов, образов, тем, новых вопросов. Среди них очень важное место
занимает проблема аутентичности, проблема архетипа и образца, тема
самоидентификации сирийской культуры и осмысления собственных традиций.
Одни художники проводили в это время практические эксперименты на основе
преемственности традиций художественной каллиграфии в современной картине,
другие вдохновлялись арабской эстетикой в архитектурно-декоративных
элементах и миниатюрах, находя в них свой собственный художественный язык;
некоторые художники нашли основу своему стилю в формах народного искусства,
которое они признавали главным духовным источником современного
художественного творчества. В работах целого ряда сирийских художников второй
половины XX – начала XXI в. можно увидеть особое отношение к вопросам
преемственности прошлого художественного опыта и перенесения его в
современное искусство.

Несмотря на долгие годы воздействия западноевропейской эстетики,
специфические местные способы видения менялись постепенно и достаточно
медленно, и многие сирийские художники стремились к обновлению
художественного языка с опорой именно на местные художественные традиции.
Это далеко не всегда означает прямое и непосредственное копирование внешнего
облика произведений прошлого. Архаические мотивы в их устойчивых и
неизменных предметных формах обладают не только особой эстетической
ценностью для современных сирийских художников, но и становятся
своеобразными накопителями и хранителями образов исторического прошлого,
идей и мотивов древности, становятся своего рода культурными кодами, которые
легко считываются потомками. Именно способы взаимодействия сирийских
художников второй половины XX – начала XXI в. с традиционными для региона
эстетическими моделями, с архаическими образами, формальные и
содержательные возможности их использования в современном искусстве
являются предметом рассмотрения в этой работе.

Отдельного уточнения и конкретизации требует понятие «архаические
мотивы», вынесенное в заголовок диссертационной работы. Термин «архаический»
(от греч. «archaios» – древний) используется в данном случае для определения
мотивов древних, старинных, относящихся к прошлому. «Архаические мотивы» –
это, в нашем понимании, мотивы, обращающиеся к историческому наследию, к
образам древних эпох, к элементам и композициям древнего искусства, которые
повторяются в произведениях современных художников, и некоторые из них
становятся своего рода архетипическими для сирийской культуры. Архаические
мотивы могут быть заимствованы из разных видов искусства прошлого – древней
скульптуры и архитектуры, станковой и монументальной живописи, орнаментов и
каллиграфических надписей, произведений древнего прикладного искусства и
народного ремесла. Они могут обращаться к искусству разных эпох этого региона
– первобытного и античного, раннехристианского и ранневизантийского,
средневекового исламского. Архаические мотивы могут воспроизводить целые
сцены и отдельные фрагменты изображений, элементы фигуративных образов,
ритмические, цветовые, структурные решения композиций и формальные приемы,
технические и технологические решения, которые с той или иной степенью
точности воспроизводят облик, схему, технику, материалы памятников древнего
сирийского искусства. При этом обращение к художественным образам прошлого
может быть намеренным программным копированием, а может быть –
бессознательным, спонтанным, ситуационным.

Актуальность. Проблема использования архаических мотивов в искусстве
XX в., а также в работах современных и актуальных художников Европы и России
является предметом неугасающего научного интереса. Архаические, исторические,
пассеистические образы в искусстве символизма, авангарда, модернизма и
постмодерна не раз специально рассматривались историками искусства1. С этим же
кругом вопросов оказывается связан целый ряд выставочных проектов,
проходивших в последние десятилетия в разных странах. Искусство Сирии второй
половины XX – начала XXI в. еще не изучалось специально в таком ракурсе ни
сирийскими, ни европейскими, ни российскими исследователями.
Например см.: Гаврилин К.Н. Проблема архаизма в скульптуре русского символизма // Символизм как
художественное направление: взгляд из ХХ века. Сб. ст. М., 2013. С.256-267; АРХАИКА – АВАНГАРД.
Материалы международного научно-практического симпозиума. 2-5 декабря 2013 / Российский институт
истории искусства. СПб., 2013 и др.
Актуальность темы диссертации определяется также тем, что в ней
затрагиваются важные для современной науки проблемы самоопределения и
поиска культурной идентичности в странах арабского Востока и Передней Азии. В
архитектуре и изобразительном искусстве ряда государств этого региона на
протяжении ХХ в. как реакция на все расширяющуюся вестернизацию возникают
новые явления и целые художественные направления, ориентированные на
обращение к национальным истокам и поиск местных корней. В одних странах,
например, в Египте2, Ираке3, в Турции4, эти процессы начались раньше, в других
несколько позже. Идейная основа этих новых течений не одинакова в разных
странах, однако, как правило, все они обращаются к возрождению местных
художественных традиций, к архаическим мотивам, к древнему или
средневековому искусству региона, которое переосмысливается, по-своему
интерпретируется и трансформируется в творчестве мастеров ХХ в. В российской
науке эти проблемы затрагиваются в ряде докладов и публикаций Международной
конференции «Современное искусство Востока», проводимой с 2015 г.

Актуальность темы исторического наследия в современной сирийской
культуре, несомненно, возрастает в связи с трагическими событиями сирийской
войны, начавшейся в 2011 г. и продолжающейся до сих пор. Многие знаменитые
памятники и археологические объекты сирийского искусства были повреждены
или даже утрачены в результате военных действий и незаконных раскопок. Были
разграблены многие музеи и археологические заповедники, особенно в северо-
западной части страны, часть древних произведений попала на черный рынок и в
Об этом писал ещё Б.В. Веймарн в разделе об искусстве Арабских стран в XX в.: Веймарн Б.В.
Искусство Арабских стран // Всеобщая история искусства в 6 тт. Т. 6. Ч. 1. Искусство ХХ в. / Под общ.
ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. М., 1965. С. 453-465. Богданов А.А. Современное искусство Ирака. М., 1982. Так, проблемы поиска «национального» стиля в турецкой архитектуре затрагивается, например, как в
работах местных турецких специалистов, см.: Bozdoğan S. Modernism and Nation Building: Turkish
Architectural Culture in the Early Republic. Seattle; London, 2001; так и в работах российских
исследователей, например, см.: Кононенко Е.И. Османский архитектурный историзм и поиски
национального стиля // Вестник СПбГУ. Сер. 15. Искусствоведение. СПб., 2016. Вып. 1. С.86-97.
частные коллекции. В этой ситуации всё более нарастает внимание и специалистов,
и общественности, и художественной среды к древнему искусству Сирии, к её
истории и традициям. Появляются новые исследования древних памятников,
которые глубоко осмысляются в широком историко-культурном контексте. В связи
с этим актуализируется проблема значимости архаических мотивов и
художественных образов прошлого для сирийской культуры второй половины XX
– начала XXI в., традиционные эстетические модели оказываются
востребованными в современном культурном сознании.

Отметим также значение образов древне-сирийского искусства для
творческой деятельности современных сирийских мастеров. После длительного
увлечения западноевропейским искусством, среди художников второй половины
XX – начала XXI в. возникает устойчивая тенденция к обращению к местному
наследию, его формам и содержанию. Это требует глубокого понимания искусства
древности, не только его художественных канонов и форм, но и его содержания,
сакрального смысла, символики. Изучение возможностей использования
архаических мотивов и художественных образов прошлого в современной
творческой деятельности позволит обогатить сегодняшнее искусство Сирии,
расширить его творческие горизонты, выявить его своеобразие и местную
национальную специфику.

Историография. Тема использования архаических мотивов в современном
сирийском искусстве отмечалась в ряде обзорных работ и отдельных статей, но еще
никогда не становилась предметом специального научного изучения. В
обобщающих советских и российских исследованиях искусство Арабских стран
ХХ в. часто рассматривалось в двойственном ключе: с одной стороны, выделялась
проблема европейского влияния, а с другой стороны – проблема поисков
национальной специфики и проблемы художественного наследия прошлого5.

Всю историографию, касающуюся проблематики работы, можно разделить
на две обширные и неоднородные группы. К первой группе относятся
многочисленные исследования, посвященные искусству сирийского региона в
различные исторические эпохи – античности, раннехристианского времени и более
поздних веков. Особенно для исследования важны работы, посвященные искусству
Пальмиры (M. A. Р. Коледж6; Г. Плуг7, Х. Асаад8, Стародуб Т.Х.9 и др.),
раннехристианскому искусству восточного региона (А. Грабар 10, К. Вайцман11 и
др.) и исламскому искусству Сирии (Т. Буркхардт12, Б. Финстер13, И. А. Аль Рабай14
и др.).

Ко второй группе должны быть отнесены исследования, касающиеся
вопросов изучения сирийского искусства второй половины XX – начала XXI в.
Здесь нужно отметить опубликованные в Сирии обзорные и монографические
работы, в которых рассматриваются общие процессы художественной эволюции
Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран // Всеобщая история искусства в 6 тт. Т. 6. Ч. 1. Искусство ХХ
в. / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. М., 1965. С. 453-465; Сердюк Е.А., Бердников А.Ф.
Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982 и др. Colledge M.A.R. The Art of Palmyra (Studies in Ancient Art and Archaeology). London: Thames and Hudson,
1976. Ploug G. East Syrian Art of 1st Century BC–2nd Century AD Acta Hyperborea №1: Papers of a seminar held
at the University of Copenhagen, 22 – 24.04.1987. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 1988. ‫ صفحة‬163 .2003,‫المديرية العامة لآلثار والمتاحف‬: ‫ دمشق‬.‫ الطبعة الثالثة‬.ً‫ تدمر تاريخيا ً اثريا ً سياحيا‬.‫ عدنان‬, ‫خالد والبني‬.‫األسعد‬
(Асаад Х. Аль-Бунни А. Тадмор: история, памятники, путешествия. Дамаск: ГДАМ, 2003). Стародуб Т.Х. Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья
// Искусствознание. 3-4 / 2011. С. 1-38. Grabar A. Le premier art chrétien. Paris: Gallimard, 1966. Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination Paperback. New York: George Braziller,
1977. Burckhardt T. Art of Islam: language and meaning. Bloomington: Word wisdom, 2009. Finster B. Die mosaiken der Umayyadenm mochee von Damaskus: Sammlung wissenschaftlicher Arbeiten //
Kunst des Orients Vol. 7. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1970. P. 83-141. ‫ صفحة‬144 .2006, ‫ دار زهراء الشرق‬:‫القاهرة‬. ‫ الجامع األموي دراسة تحليلية‬. ‫ إحسان عرسان‬,‫الرباعي‬
( Аль Рабай И.А. Мечеть Омейядов – аналитическое исследование. Каир: Дар Захраа Ашшарк, 2006).
сирийского искусства всего ХХ в. (например, М. Атаси15, Т.Х. Стародуб16);
осмысляется переход от традиционного сирийского художественного творчества к
европеизированному искусству нового типа (например, Т. Аль-Шариф17; Т. Аль-
Бунни18). Сюда же можно отнести исследования, рассматривающие сирийское
искусство в контексте современной художественной жизни других арабских стран,
как например, две работы А. Бахнаси19, монографию Е.А. Сердюк20 или вышедший
в Москве сборник статей «Современная художественная культура в странах Азии
и Африки» (1986)21. Важное место в этой историографической группе занимают
альбомы и каталоги выставок работ сирийских художников второй половины XX –
начала XXI в., сопровождающиеся аналитическими и биографическими статьями22.

Отметим, что благодаря установившимся после Второй мировой войны
тесным экономическим и культурным взаимоотношениям Сирии и СССР,
современное искусство сирийского государства неоднократно становилось
предметом интереса советских критиков и историков искусства. Выделим каталог
выставки сирийских художников ХХ в., проходившей в Центральном доме
художника в 1981 г.23, и статью Т. Х. Стародуб 1982 г., появившуюся как отклик на
‫ صفحة‬342 ,1998 ,‫ غاليري أتاسي‬: ‫دمشق‬. 1998-1898 ‫ الفن التشكيلي المعاصر في سورية‬. ‫ منى‬,‫أتاسي‬
(Атаси М. Современное искусство Сирии в 1898-1998 годах. Дамаск: Галерея Атаси, 1998). Стародуб Т.Х. Современное искусство Сирии // Искусство. М., 1982. № 10. С. 49-53. ‫ صفحة‬180 .1972. ‫ وزارة الثقافة‬: ‫دمشق‬. ‫ عشرون فنانا من سوريا‬.‫طارق‬, ‫الشريف‬
(Аль-шариф Т. Двадцать художников из Сирии. Дамаск: Министерства культуры, 1972). ‫ صفحة‬258 .1997 , ‫ وزارة الثقافة‬: ‫دمشق‬. ‫ الفن التشكيلي في حلب‬.‫ طاهر‬, ‫البني‬
(Аль-Бунни Т. Искусство в городе Алеппо. Дамаск: Министерство культуры, 1997);
2005 ,‫دمشق‬: ‫ وزارة الثقافة‬.2000-1972 ‫ ذاكرة الفن التشكيلي في سوريا‬.‫ طاهر‬, ‫البني‬
(Аль-Бунни Т. Память искусства в Сирии 1972-2000 гг. Дамаск, 2005.). ‫ صفحة‬222 , 1980 , ‫ دار الجنوب و اليونسكو‬: ‫ تونس‬. ‫ الفن الحديث في البالد العربية‬.‫عفيف‬, ‫بهنسي‬
(Бахнаси А. Современное искусство арабских стран. Тунис: Дар аль-Джануб и ЮНЕСКО, 1980);
‫ صفحة‬282 .1985 ,‫ دار الرائد العربي‬:‫بيروت‬. ‫ رواد الفن الحديث في البال العربية‬.‫عفيف‬, ‫بهنسي‬
(Бахнаси А. «Пионеры» современного искусство арабских стран. Бейрут: Дар Аль Раид Аль-Араби, 1985). Сердюк Е.А., Бердников А.Ф. Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982. Современная художественная культура в странах Азии и Африки / АН СССР, ВНИИ искусствознания;
Отв. ред. А. Х. Вафа. М., 1986. 2008 , ‫دمشق‬،‫ األمانة العامة إلحتفالية دمشق عاصمة الثقافة العربية‬.‫ أربع مجلدات‬.‫إحياء الذاكرة التشكيلية في سورية‬
)Возрождение памяти искусств в Сирии. В 4 т. / Генеральный секретариат празднования Дамаска, столицы
арабской культуры. Дамаск, 2008). Художники Сирийской Арабской Республики. Каталог выставки. М., 1981.
эту экспозицию24. Отметим также значительный вклад исследовательницы в
изучение искусства не только Сирии, но и ближневосточного региона разного
времени в целом25.
После выставки в ЦДХ в 1980-е и позже в 1990-е гг. в Петербурге и Москве
было защищено несколько диссертаций молодых сирийских исследователей,
касавшихся изучения современного искусства этой страны, а также отдельных
проблем искусства древнего26. Несколько сирийских художников в конце ХХ в.
получали образование в МГХПА им. С.Г. Строганова в Москве, как например, один
из героев данной диссертационной работы – Низар Сабур, который в 1990 г.
защитил здесь кандидатскую диссертацию27.
Отдельно во второй историографической группе выделим центральные
обобщающие работы, касающиеся теоретических вопросов сирийского искусства,
которые демонстрируют развитие эстетической мысли в Сирии во второй половине
XX в., как например, исследования Асаада Ораби28, Абдулла аль-Сайед29, Ш.
Стародуб Т.Х. Современное искусство Сирии // Искусство. М. 1982. № 10. С. 49-53. Стародуб Т.Х., Сидорова Н.М. Города Сирии. М., 1979; Стародуб Т.Х. Традиционное искусство
Востока. Терминологический словарь / совм. с Н.А. Виноградовой, Т.П. Каптеревой / Под ред. Т.Х.
Стародуб. М., 1997; Она же. Исламский мир. Художественная культура VII–XVII веков. М., 2010 и др. Халиль Али Ахмед. Реалистические тенденции в современной живописи Сирии. Дисс. на соискание уч.
степ. канд. искусствоведения. М., 1984; Хеззи Файруз Тофик. Критика формализма и модернизма в
современном изобразительном искусстве Сирии. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М.,
1985; Набулся Ахмед Мустафа. Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве
Палестины, Сирии и Ливана. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. СПб., 1985; Аль-Телль
З. Развитие современного изобразительного искусства Сирии. Дисс. на соискание уч. степ. канд.
искусствоведения. М.,1986; Ашти Ш. Стилистический анализ мозаичных полов III-VI вв. н.э. Сирийской
Арабской Республике: дис. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. Спб., 1989; Асифа Аль-Халлаб.
Эстетические основы исламского орнамента. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М.,
1999 (издана затем в виде монографии). Сабур Н. Монументально-декоративная живопись и архитектура (проблемы корреляции). Дисс. на
соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1990. 181 ‫الصفحات‬.1999 . ‫ الشارقة‬:‫دائرة الثقافة واإلعالم‬. ‫ وجوه الحداثة في اللوحة العربية‬.‫ أسعد‬،‫عرابي‬
(Ораби А. Модерн: понятие в арабской живописи. Шарджа: Департамент культуры и СМИ, 1999);
300 ‫ الصفحات‬. 2006،‫ دمشق‬:‫ نينوى للدراسات و النشر و التوزيع‬.‫ معنى الحداثة في اللوحة العربية‬.‫ أسعد‬،‫عرابي‬
)Ораби А. Смысл модернизации арабской живописи. Дамаск: Найнава, 2006);
229-223 ‫ ص‬.2001 .7 ‫العدد‬ .‫ الجسرة‬// ‫ تعبيريون جدد في محترف الحداثة السورية‬.‫أسعد‬, ‫عرابي‬
(Ораби А. Новые экспрессионисты сирийском искусстве модерна //Аль-жасра. 2001. №7. С. 223-229). 124‫ ص‬.1973 ‫ ابريل‬1 .134 ‫العدد‬. ‫المعرفة‬//‫ الفن التشكيلي في سوريا مخطط منهجي‬, ‫عبد هللا السيد‬
Луайби30. Среди подобных теоретических трудов отметим те, в которых
затрагиваются ключевые для нас вопросы аутентичности и своеобразия сирийской
культуры, размышления сирийских художников о самобытности и путях развития
искусства этой страны (например, «Труды» Первой арабской конференции по
истории изящных искусств, которая проходила в Дамаске с 6 по 12 декабря 1971 г.,
изданные ассоциацией художников Сирии в том же году)31. А также
многочисленные статьи художников и критиков, издававшиеся в
специализированных журналах – «Художественная жизнь», «Знание» и др.
О двух из четырех отдельно рассматриваемых в исследовании художниках
написаны краткие творческие биографии, в которых собраны известные факты их
жизни: С. Микдади «Ильяс Зайят: города и легенды» (2017)32; С. Аль-Касим «Низар
Сабур – Человек – творчество» (2005)33.
Жизнь и творчество двух других мастеров – А. Мадона и М. Аль-Олаби
никогда не становилось предметом специального исследования и впервые отдельно
рассматривается в этой работе.

(Аль-Сайед А. Методологическая карта искусства Сирии // Знание. №134. Дамаск. 1973);
57 – 40 ‫من الصفحة‬. 2007 ‫االول من اذار‬. 77-76 ‫ العدد رقم‬.‫ الحياة التشكيلية‬//‫ في اصول التصوير السوري الحديث‬. ‫عبدهللا‬،‫السيد‬
(Аль-Сайед А. Современное искусство Сирии // Художественная жизнь. №77-76. Дамаск. 2007. C.40-57). 140-124 ‫ الصفحات‬.2001. ‫ حزيران‬.29‫ العدد‬. ‫ أبواب‬//‫ خرافة الخصوصية في التشكيل العربي المعاصر‬. ‫ شاكر‬,‫لعيبي‬
(Луайби Ш. Миф о конфиденциальности в современном арабском искусстве // Абуаб. № 29. Бейрут. 2001.
C.124-140); 184-145 ‫من الصفحات‬. 2000 .22 ‫ العدد‬.‫نزوى‬// ‫ اعادة االعتبار الى رسام عربي مجهول‬. ‫ شاكر‬,‫لعيبي‬
(Луайби Ш. Неизвестный арабский художник // Назуа. №22. Маскат. 2000. C. 145-184);
179 ‫ الصفحات‬.2005 .‫بيروت‬: ‫دار الريس‬. ‫ الفن اإلسالمي و المسيحية العربية‬.‫ شاكر‬, ‫لعيبي‬
)Луайби Ш. Исламское искусство и арабские христиане. Бейрут: Аль Райес, 2005. С. 179);
375 ‫ الصفحات‬.2018 , ‫ القاهرة‬: ‫ الهيئة العامة المصرية للكتاب‬. ‫ جماليات الباب العربي‬. ‫ شاكر‬,‫لعيبي‬
)Луайби Ш. Дверь в арабской архитектуре: эстетическая ценность. Каир: Генеральное управление
издательства Египта, 2018. 375); ‫ العدد السابع‬.‫ مسقط‬.)‫ مجلة (نزوى‬//‫عن أصول الفن اإلسالمي ومراجعه المحلية‬.‫ شاكر‬،‫لعيبي‬
142-135 ‫من الصفحة‬.1996(Луайби Ш. О происхождении исламского искусства и его местных источниках //
Назуа. №7. Маскат. 1996. C. 135-142); Louaiby Sh. Iconographie du sacré, racines historiques, préoccupations
actuelles // Nord-Sud XXI: Revue dirigée par le professeur Robert Charvin). N.3. Genève, 1993. Рp. 33-62;
Louaiby Sh. Dia Azzawi: Monographie / Ed. Institut du Monde arabe. Paris, 2001. ‫ صفحة‬187 .1971 .‫ وزارة الثقافة‬:‫ دمشق‬.‫ نقابة الفون الجميلة‬/‫كتيب المؤتمر العربي األول للفنون الجميلة‬
(Первая арабская конференция по истории искусств: сб. науч. тр. / Синдикат Художников; под ред. Г.
Халиди. Дамаск: Министерство культуры Сирии, 1971. С.187) Mikdadi S. Elias Zayat: Cities and Legends. Milan: SKIRA, 2017. ‫ صفحة‬136 ,2015 : ‫ دمشق‬. ‫ الهيئة العامة السورية للكتاب‬. ‫ نزار صابور االنسان – اللوحة‬. ‫ سعد‬, ‫القاسم‬
(Аль-Касим С. Низар Сабур – Человек – творчество. Дамаск: Общая Сирийская Организация Публикации
книг, 2015 ).
В историографии необходимо выделить также обширную группу
источников, впервые вводимых в научный оборот в данном исследовании. Это
многочисленные документы, дневники, письма и неопубликованные статьи из
архивов сирийских художников, с которыми автор диссертации имела
возможность работать лично. Также среди источников важную роль играют
интервью художников, взятые автором диссертации и давшие богатый материал
для интерпретации и анализа их творческого метода. Интервью приводятся в
приложении к диссертационной работе.
Целью данного диссертационного исследования является выявление
архаических мотивов и образов древнего сирийского искусства в произведениях
современных мастеров Сирии – Ахмада Мадона, Ильяса Зайята, Низара Сабура и
Мухаммеда Аль-Олаби, определение значения этих архаических мотивов,
способов их использования и методов трансформации в сирийском искусстве
второй половины XX – начала XXI в. В центре внимания автора диссертации
оказываются, таким образом, не сами произведения древнего искусства региона, а
их интерпретация и способы переработки современными сирийскими
художниками; анализируется традиция бытования художественных мотивов и
образов, основанных на воспроизведении и интерпретации древних памятников.
В соответствии с целью диссертационной работы можно выделить
следующие задачи:
1. определить специфику и характер архаических мотивов и образов древнего
сирийского искусства, степень их изученности в сирийской науке и
известности среди местных художественных кругов;
2. выявить особенности раннего периода использования архаических мотивов
в сирийском искусстве 1960-1970-х гг. на примере творчества А. Мадона;
3. проанализировать творчество трех выделенных мастеров И. Зайята, Н.
Сабура, М. Аль-Олаби и выявить особенности их взаимодействия с образами
древнего сирийского искусства, способы их использования и интерпретации;
4. продемонстрировать значимость историко-культурного наследия и
архаических мотивов для изобразительного искусства Сирии второй
половины XX – начала XXI в.
Объектом исследования являются архаические мотивы и образы в
изобразительном искусстве Сирии второй половины XX – начала XXI в.
Предметом исследования являются процессы и способы интеграции архаических
мотивов в изобразительное искусство Сирии второй половины XX – начала XXI в.
и методы их интерпретации и трансформации в творчестве художников А. Мадона,
И. Зайята, Н.Сабура и М. Аль-Олаби.
Хронологические границы исследования охватывают вторую половину ХХ –
начало XXI в., что связано с важнейшими историческими датами и событиями.
Официально государство получило название «Сирия» в 1925 г., а 14 мая 1930 г.
была основана Сирийская республика по решению Французского мандата в Сирии
и Ливане. В 1936 г. был заключён договор с целью предоставления Сирийской
республике независимости, а также прекращения французской гегемонии.
Французская сторона нарушила данный договор и в период с 1940 по 1941 г.
Сирийская республика находилась под контролем Режима Виши. 17 апреля 1946 г.
Сирия была освобождена от французского правления и стала самостоятельным
суверенным государством. С 1958 по 1961 гг. Сирия вместе с Египтом входила в
состав Объединённой Арабской Республики (ОАР). 28 сентября 1961 г. Сирия
вышла из состава объединения и получила название Сирийская Арабская
Республика (САР). Именно с этого момента начинается самостоятельное и
независимое развитие современного сирийского государства, его культуры и
искусства. Эта дата берется в качестве нижней хронологической границы
исследования.
В центре внимания в работе оказывается четыре ведущих сирийских
художника этого времени: Ахмад Мадон (1941-1983), Ильяс Зайят (д.р. 1935),
Низар Сабур (д.р.1958) и Мухаммед Аль-Олаби (д.р.1971).

Конечно, эти выделенные нами художники – не единственные, затрагивавшие
в своем творчестве проблемы преемственности художественного опыта и наследия
традициям древности. Можно было бы назвать ещё целый ряд живописцев,
графиков, мастеров каллиграфии, живущих на территории Сирии и
эмигрировавших из страны, которые связаны с этим кругом проблем (например, А.
Ораби, С. Дахул, М. аль-Шаарани, Х. Шаккур и др.). Примеры их работ приводятся
в качестве аналогий и параллелей к произведениям выделенной группы, но не
являются предметом специального рассмотрения.

На наш взгляд, именно в творчестве А. Мадона, И. Зайята, Н. Сабура и М.
Аль-Олаби в концентрированном виде выразились «архаизирующие» тенденции
развития сирийского искусства второй половины ХХ в., воплотились основные
темы, мотивы и проблемы работы с традициями и наследием. Кроме того, эти
мастера не случайны и не были изолированы друг от друга. Они связаны с главным
центром художественного образования страны – Дамасским Университетом, а
между собой они связаны взаимоотношениями учителей и учеников, что
объединяет их в целостную линию художественной эволюции эпохи и позволяет
рассматривать преемственность и обновление традиции от поколения к
поколению.

Также отметим, что именно во второй половине ХХ в. в Сирии начинают
активно проводиться научные археологические раскопки, организованные
местными специалистами, а найденные в их результате произведения древнего
искусства попадают не в европейские музеи, а в сирийские коллекции. Во многом
благодаря этому во второй половине ХХ в. происходит активное развитие
сирийской исторической и искусствоведческой науки, многие памятники древнего
искусства региона привлекают внимание широких общественных кругов,
архаические образы входят в поле творческого интереса многих художников.

Географические рамки исследования ограничены территорией Сирии, но в
основном они определяются регионом Дамаска, Алеппо, Хомса и некоторых
других крупных культурных центров современного государства, а также ведущих
центров художественного образования страны. Эти города располагаются на
территории нынешней Сирийской Арабской Республики.

Определение «сирийское искусство», которое используется в исследовании,
имеет сложные геополитические коннотации, поскольку в древности это понятие
было гораздо более объемным в географическом смысле и включало более
обширные территории. Особенно можно отметить историческую близость Сирии,
Северного Ирака и Юго-Восточной Турции, культурные и художественные
традиции которых в прошлом часто пересекаются или даже являются общими.
Именно поэтому под «древним сирийским искусством» в работе понимается не
искусство определенной этнической общности, а художественные традиции
определенного региона, который в ранние исторические эпохи представлял собой
относительно целостный культурный феномен.

Методы исследования основываются на историко-хронологическом
рассмотрении памятников и комплексном подходе, который включает
общенаучные и специальные искусствоведческие методы научного исследования.

Культурно-исторический метод используется для рассмотрения общей культурно-
исторической ситуации в стране во второй половине XX – начала XXI в., которая
оказала влияние на мастеров и повлияла на формирование их интереса к
архаическим мотивам и образам. Метод формально-стилевого анализа применяется
при изучении отдельных произведений и позволяет выявить особенности их
художественного языка, принципы формообразования и колористического
решения, особенности работы художника с материалом и техническое своеобразие.
Иконографический метод был необходим при изучении символического и
аллегорического содержания произведений сирийских мастеров, способов их
взаимодействия с устойчивыми древними канонами изображения тех или иных
образов и сюжетов, с традиционными иконографиями, которые по-своему
интерпретировались современными художниками. Иконологический метод
позволил составить целостную картину взаимодействия сирийских художников
второй половины XX – начала XXI в. с традиционными мотивами и образами
древнего сирийского искусства. При этом важную роль сыграл анализ не только
памятников искусства, но и древних литературных источников, а также сочинений
самих сирийских мастеров, их статей, воспоминаний, дневниковых записей,
позволяющих восстановить и представить их интеллектуальный и духовный путь
и способ видения древнего культурного наследия региона.

Научная новизна исследования. В данном исследовании впервые в российской,
европейской и сирийской научной литературе делается попытка систематического
разностороннего рассмотрения проблемы архаических мотивов в сирийском
изобразительном искусстве второй половины XX – начала XXI в. Впервые
вводится в научный оборот большое количество ранее не опубликованных
художественных произведений, источников, материалов частных архивов
художников и их семей.
Важную роль в исследовании играют интервью и воспоминания самих
художников, записанные автором диссертационной работы и приводимые в
отдельном приложении. Кроме того, в исследовании впервые публикуются
биографии двух современных сирийских мастеров А. Мадона и М. Аль-Олаби.
Впервые в диссертации вводится понятие «архаизирующего направления» в
сирийском изобразительном искусстве второй половины XX – начала XXI в. В это
направление предлагается объединить ряд сирийских художников 1960-2000-х гг.,
в творчестве которых центральную роль играют мотивы и образы древнего
искусства сирийского региона. Это «архаизирующее направление» формируется
первоначально вокруг фигуры Ахмада Мадона, а затем захватывает ряд его
современников, молодых коллег и учеников, связанных с Факультетом
Изобразительных искусств Дамасского университета.
Новизна исследования определяется также тем, что в нем собраны и
проанализированы произведения, относящиеся к разным видам искусства:
живопись, графика, печатная гравюра, трехмерные арт-объекты и др., созданные с
использованием архаических мотивов. Это свидетельствует об универсальности
значения архаических мотивов для современного сирийского искусства, об
интерпретации и трансформации образов и форм древних произведений
художниками разных направлений и разных творческих направлений.
Положения, выносимые на защиту:
1. В сирийской живописи второй половины XX – начале XXI в. можно выявить
особое «архаизирующее направление», которое составляет ряд местных
мастеров – учеников и преподавателей Факультета Изобразительных
искусств Дамасского университета. Творчество этих художников
разнообразно, но объединено общими идеями: вдохновением архаическими
образами древнего искусства региона, традициями и наследием местного
античного, средневекового христианского и арабского искусства.
«Архаизирующее направление» отражает важные для эпохи и региона
проблемы аутентичности и самоидентификации сирийской культуры,
проблемы самоопределения и осмысления собственных культурных кодов и
художественных традиций.
2. Современные сирийские художники работают с художественными и
культурно-историческими образами прошлого различными способами и
методами. Выявлены разные уровни их интерпретации и творческой
переработки, разные варианты их использования:
– в качестве сюжетных и идейных мотивов,
– в качестве иконографических схем и композиционных структур,
– на уровне технологии и материалов,
– на формально-стилевом и художественно-выразительном уровне
(ритмических и пространственных построений, колористических и
декоративных решений и др.).
3. Существует два основных пути проникновения архаических образов в
работы современных художников. Архаические мотивы могут
восприниматься художниками спонтанно и подсознательно из культурного
пространства и эстетической памяти народа, как некие архетипические
образы, связанные с изобразительными традициями и визуальным фоном
культуры. В других случаях архаические мотивы появляются в работах
художников изученной группы в результате сознательного проникновения в
суть мотива, заимствования, внимательного изучения художником древнего
искусства, его оценки и исторического осмысления.
4. «Архаизирующее направление» в сирийской живописи второй половины XX
– начале XXI в. имеет ряд аналогий в других странах арабского Востока и
Передней Азии (Египет, Ирак, Ливан и др.). В архитектуре и
изобразительном искусстве ряда государств этого региона на протяжении ХХ
в. появлялись схожие «архаизирующие» течения, которые вдохновлялись
разными идеями – национального возрождения или сохранения местных
традиций и защиты наследия. Чаще всего эти течения возникали как
своеобразная реакция на вестернизацию региона, распространение западных
художественных форм и эстетических моделей. Однако, как и в Сирии, в
других странах в основе этих направлений оказывалось обращение к местной
истории, к местным традициям – литературным, художественным,
ремесленным, к местным архаическим и архетипическим мотивам, которые
питали творчество новых мастеров XX – начала XXI в.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые
с возможной полнотой собраны и проанализированы материалы, посвященные
четырем сирийским художникам второй половины XX – начала XXI в., которые
теперь могут быть использованы для проведения более широких обобщающих
или наоборот монографически узких исследований в области современного
сирийского искусства. Выводы и результаты диссертационной работы могут
быть использованы для составления и расширения курсов лекций по
современному сирийскому или шире – арабскому – искусству и культуре стран
восточного средиземноморья. Подходы мастеров по работе над
археологическим наследием, выявленные и проанализированные в ходе
исследования, могут служить базой для создания методологии обучения
изобразительному искусству в сирийских и иных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения исследования были апробированы в
ходе выступлений на всероссийских и международных конференциях, а также в
ряде научных статей, опубликованных в том числе в изданиях, рекомендуемых
ВАК.

1. К вопросам преемственности прошлого художественного опыта и
перенесения его в современное искусство Сирии // Проба пера 2016. Тезисы
конкурсных научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей
МГХПА им. С. Г. Строганова. М., 2016. С. 37-39.
2. Пальмирская икона и проблема архетипа в творчестве Низара Сабура //
АРХЕТИП и универсалии в искусстве христианского мира от античности до
современности: изобразительное и монументально-декоративное искусство,
архитектура и предметно-пространственная среда. XXVI Международные
Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности и будущее
человечества». 25-27 января 2017. Коллективная монография на основе материалов
международной научной конференции. М., 2017. С.144-154.
3. Архаические мотивы в творчестве А. Мадона // Декоративное искусство и
предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская
государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.
МГХПА, 2018. № 1. Часть 1. С. 162-189.
4. Проблема техники и материала в произведениях Мохаммеда Аль-Олаби
2008-2011 гг. // Строгановские чтения – 2018: Материал-технология-форма как
универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном
искусстве. М., 2018. С. 198-205.
5. Проблема архаических мотивов в картине «Потоп — Боги покидают
Пальмиру» Ильяса Зайята // Декоративное искусство и предметно-
пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная
художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. МГХПА, 2019.
№ 1. Часть 1. С. 149-161.
6. Античное и средневековое в «Современной иконе» Низара Сабура //
Аспирантский сборник. Выпуск 10. Сборник статей по материалам
Международного Форума молодых исследователей искусства «Научная Весна–
2018» / Ред.-сост. Г. У. Лукина. Государственный институт искусствознания. М.,
2019. С. 457-471.

7. «Пальмирский лев». К вопросу об архаических мотивах в творчестве М. Аль-
Олаби // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета
технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. СПб.,
2019. № 1. С. 10-16.
8. «Сирийские саркофаги» Низара Сабура и их иконографические источники //
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА /
Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г.
Строганова. МГХПА, 2021. № 1. Часть 1. С. 116-135.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Медиадизайн как фактор формирования бренда телепродукта
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»