Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации

Ратников Александр Николаевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Предпосылки становления батальной оды Г. Р. Державина …………… 13
1.1. Традиция использования «общих мест» как основа батальной лирики
Г. Р. Державина …………………………………………………………………………………………. 13
1.2. Влияние пиндарической оды Н. Буало на батальную оду Г. Р. Державина29
1.3. Литературная борьба 1740–1760 гг. и проблемы становления батальной оды
Г. Р. Державина …………………………………………………………………………………………. 48
1.4. Ломоносовская традиция и оды В. П. Петрова. …………………………………….. 64
Глава 2. Своеобразие поэтики батальной оды Г. Р. Державина……………………. 82
2.1. Обновление Г. Р. Державиным батальной оды ……………………………………… 83
2.2. Суворовский цикл и его значение в оформлении идейно-тематического
своеобразия батальной лирики Г. Р. Державина …………………………………………. 96
2.3. Аксиологический аспект батальных од Г. Р. Державина …………………….. 113
2.4. Развитие традиций батальной оды Г. Р. Державина в лирике XIX в. …… 140
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 162
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 167
Приложение 1 ………………………………………………………………………………………….. 192
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………….. 204

Во введении устанавливается степень изученности темы, формулируются
предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна, обозначаются
положения, выносимые на защиту, определяются теоретико-методологические
принципы, раскрывается теоретическая и практическая значимость результатов
работы.
В первой главе – «Предпосылки становления батальной оды
Г. Р. Державина» – рассматриваются связи батальной оды Г. Р. Державина
с предшествующей батальной панегирической традицией: панегирическими
кантами военной тематики, с одами В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова,
А. П. Сумарокова, В. П. Петрова, Н. Буало.
В параграфе 1.1. «Традиция использования “общих мест” как основа
батальной лирики Г. Р. Державина» проанализирована батальная лирика
Г. Р. Державина в свете традиции «соревнования» и «подражания», вышедшей
из предыдущей панегирической традиции и связанной с понятием «общих
мест» – топосов. Использование многочисленных собраний топосов и готовых
речевых формул, от которых повсеместно отталкивались авторы батальных од,
является несомненным фактом в творчестве Державина. Это утверждение
подтверждается на практике в процессе сравнительно-сопоставительного
анализа батальных од Державина и батальных од других авторов. В частности,
такая преемственность в топологическом плане может быть установлена на
материале батальных од «На взятие Намюра» (1693 г.) Н. Буало, «На взятие
города Гданска» (1734 г.) В. К. Тредиаковского, «На взятие Хотина» (1739 г.)
М. В. Ломоносова и «На взятие Измаила» (1790–1791 гг.) Г. Р. Державина.
Влияние «общих мест», составляющих основу модельной, инвариантной
батальной оды, от которых повсеместно отталкивались авторы батальных од,
рассматривается в качестве одного из фактов в творчестве Державина.
Восходящие к панегирическому жанру топосы стали основой батальной
лирики Державина, они определили основную канву его од, стали материалом
для художественных приемов, создания образов, аллегорий. При том Державин
опирался не только на конкретные традиционные образы (орла. Камня и др.), но
и на целостные мотивные структуры, связанные со специфическим видением
воинской тематики в панегирических текстах (пророческая способность
лирического субъекта – панегириста провидеть в прошлом перспективы
будущих воинских побед; противопоставление ужасов войны радостям мирной
жизни, которая может быть завоевана благодаря подвигам героев, и др.).
Развитие этих элементов п постепенная индивидуализация их восприятия и
художественногопредставленияибудетосновойобразногостроя
державинской оды.
В параграфе 1.2. «Влияние пиндарической оды Н. Буало на батальную оду
Г. Р. Державина»анализируютсяистоки«пиндарического»пафоса
державинской батальной оды, связанной с традициями западноевропейского
классицизма, и прежде всего батальной одой Н.Буало «На взятие Намюра»
(1693). Восприятие данного «образца» в русской литературе XVIII века (прежде
всего в творчестве В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова) определило также
важную дляосмыслениябатальнойодыдихотомию иррационального
(«пиндарического») и рационального («горацианского») принципов образного
строения оды. К оде Буало восходит как само поэтическое определение
«восторга» (дающее возможность и онтологической, и психологической, и
поэтологической интерпретации), так и целый ряд образных комплексов,
характерных для батальной оды (взаимодействие стихий-первоэлементов:
земли и огня, воды и огня, огня и воздуха, в котором огонь войны выступает
разрушительной и обновляющей силой; т.н. «одическая география», связанная с
идеологемойвеличиягосударства,овладенияпространством;явление
мифологических олицетворений войны – прежде всего Марса; батальные
картины, «разрешающиеся» изображением мирной жизни,и т.п.). В
державинском творчестве, начиная с первых обращений к одическому жанру в
1772 г., наблюдается последовательный интерес к опыту использования этих
мотивов, прежде всего «восторгу» и «парению», вплоть до последних
обращений поэта к данному жанру остающихся в центре его художественных
поисков. В данном параграфе также анализируется ода «На взятие Измаила» в
контексте традиций российских батальных од, опирающихся на «намюрскую»
оду Буало как источник для подражания и поэтического «соревнования».
Панегирическая традиция, разрабатываемая на рубеже конца XVII – начала
XVIII в. послужила основой для дальнейшего развития батальной лирики в
России. Творчество последующих писателей ориентировалось при создании
своих произведений на ту литературную традицию, в которой они выросли,
что, однако, не помешало им произвести реформу в отечественной одической
традиции и реформировать жанр.
В параграфе 1.3. «Литературная борьба 1740–1760 гг. и проблемы
становления батальной оды Г. Р. Державина» рассматривается то значение,
которое имели споры вокруг жанра батальной оды в русской литературе 1740–
1760-х годов как для становления самого жанра в целом, так и для развития
державинской модификации батальной оды.
Суть этой полемики, развернувшейся вокруг проблемы т.н. «избыточности»
(определяющей для поэтического стиля Ломоносова и неприемлемой для
Сумароковаиегопоследователей)–диалектикаиррациональногои
рационального принципов «словесного развертывания» батальной оды. Однако,
как доказала Н.Ю. Алексеева, Сумароков-поэт отнюдь не избегает в своих
батальных одах тех же характерных «общих мест» жанра, что присутствовали в
ломоносовских его образцах. В державинских одах при этом находятся
элементы, восходящие как к Ломоносову, так и к Сумарокову; с сумароковским
началомсвязанытенденциибольшейлиричностиоды,постепенного
«упрощения» ее образного языка, что свидетельствовало о стремлении поэта
разнообразить модель «пиндарической» оды, сделать ее более гибкой и
индивидуальной.
Это в целом соответствовало общему направлению развития батальной оды
в России во второй половине XVIII столетия. Наличие указанной тенденции
подтверждается как первыми опытами осмысления жанра в историко-
литературной перспективе (Н.И.Новиков, М.М.Херасков), так и творчеством
В. П. Петрова, которому посвящен параграф 1.4. «Ломоносовская традиция и
оды В. П. Петрова».
Анализ батальной оды Державина как специфического явления в творчестве
поэта предполагает реконструкцию того места, которое заняла она в русской
литературе – и прежде всего соотношения с творческими поисками 1750-х –
1770-х годов. Для этого представляется необходимым обращение к судьбам
ломоносовской традиции в поэзии той поры, и прежде всего к творчеству
В. П. Петрова, противоречивая литературная репутация которого в глазах
современников имела следствием также возрождение интереса к Ломоносову.
Постепенную кристаллизацию представлений о нем как классике, источнике
для подражания – или соревнования-преодоления, но в любом случае, не
оставляющего поэтов-последователей равнодушными и безразличными. Эту
логику взаимодействия с ломоносовской традицией причудливую систему
притяжений и отталкиваний с поэзией Петрова находим и у Державина.
Тематически батальные оды Петрова крайне близки батальным одам
Державина. Петров создал множество од данной тематики, среди них: «На
войну с Турками» (1769 г.), «На взятие Хотина» (1769 г.), «На взятие Яс» (1769
г.), «На победу российского флота над турецким» (1770 г.), «На победу в
Морее» (1770 г.), «На взятие Очакова 6 дня 1788 г.», «На взятие Измаила
декабря 11 дня 1790 г.», «На заключение мира со Швецею 1792 г.», «На
торжество мира» (1793 г.), «На взятие Варшавы» (1795 г.), «На присоединение
польских областей к России». Также как и Петров, Державин отзывался
военными одами на соответствующие события – «На взятие Измаила»(1790–
1791 гг.), на военные действия под Очаковом («Осень во время осады
Очакова»), «На Шведский мир», «На взятие Варшавы». У Державина, как и у
Петрова, прослеживается целый цикл од и стихотворений, посвященных
какому-либо полководцу. Четыре оды Петрова – «На победу в Морее» (1770 г.),
«Его сиятельству графу Григорью Григорьевичу Орлову, генваря 25 дня 1771»,
«На прибытие графа Алексея Григорьевича Орлова из Архипелага. 1771» –
посвящены графам Орловым, державинские оды «На взятие Измаила»(1790–
1791 гг.), «На взятие Варшавы» (1794 г.), «Орел» (1799 г.), «На победы в
Италии» (1799 г.), «На переход Альпийских гор» (1799 г.) посвящены походам
Суворова.
В целом рассмотренные материалы позволяют сделать выводы о том, что
оформление жанра батальной оды в творчестве Державина происходило на
фонеглубокогоусвоениянетолькотворческойпрактикипоэтов-
предшественников, но и нормативно-традиционалистской теории классицизма,
а также зарождавшейся истории литературы и литературной полемики, – что
способствовало проявлению в державинской батальной оде, с одной стороны,
устойчивой опоры на традицию, а с другой – ощущения неизбежности
изменений, которые именно она с успехом осуществит. Среди опосредованных
литературными переводами, системой литературных репутаций и мифологии
«традиций»державинскойбатальнойодывыделяются:динамически
соотнесенные между собой, со-противопоставленные модели горацианской и
пиндарической оды. Панегирические тексты и ранние «прото-оды» русских
поэтов рубежа XVII–XVIII веков. Более глубокие непосредственные влияния
обусловлены рецепцией на русской почве оды «На взятие Намюра» Н. Буало,
прежде всего произведения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Важное
значение в становлении батальной оды Державина имели произведения
А. П. Сумарокова и В. П. Петрова, литературные находки которых также
вплетались в систему причудливых мотивов державинской батальной оды,
формируя ее динамическую, во многом непредсказуемую структуру.
Во второй главе «Своеобразие поэтики батальной оды Г. Р. Державина»
рассматривается батальная ода как самостоятельное явление в отечественной
литературе. В данной главе определяются тематическое, строфическое и
идейно-мировоззренческое своеобразие батальной оды Г.Р. Державина.
В параграфе 2.1. «Обновление Г. Р. Державиным батальной оды»
рассмотрены изменения, которые были внесены поэтом в строфику, стиль
и композицию батальных од. Державин наполняет оду яркими красками,
личными чувствами, а его смелые эксперименты со строфикой становятся
образцами для многих поколений поэтов.
Поэзию Г. Р. Державина характеризуют два противоположных начала: с
одной стороны, ориентация на устоявшиеся образцы, с другой – смелый поиск
новых форм. Эксперименты со стихом известны исследователям, однако
требует изучения и консервативная сторона его поэзии. Данный раздел
является попыткой осмыслить эту проблему. В качестве материала для
сравнительного исследования была избрана строфическая организация корпуса
батальных произведений Державина, а также оды Ломоносова «На взятие
Хотина».
Если принимать строфику оды М. В. Ломоносова «На взятие Хотина»
(1739 г.) за образец жанра, поскольку данное произведение на уровне
строфической организации было ориентировано на произведение Н. Буало
«На взятие Намюра» (1693 г.) то канонической схемой построения строфы
батальной (торжественной) оды следует считать – АbАbССdЕЕd (поскольку в
эпоху классицизма господствовало правило альтернанса, далее по тексту будет
опущеноизображениечередованиямужскихиженскихрифм).
Проанализировавкорпусрассматриваемыхбатальныхпроизведений
Г. Р. Державина, следует отметить, что данная схема применялась в таких одах,
как: «На шведский мир» (1790 г.), «На коварство французского возмущения и в
честь князя Пожарского» (1790 г.), «На взятие Измаила» (1790 г.),
«На Мальтийский орден» (1798 г.), «На переход Альпийских гор» (1799 г.),
«Глас санкт-петербургского общества» (1805 г.), «Эродий над гробом
праведницы»(1806г.),«НарождениевеликойкняжныЕлисаветы
Александровны» (1806 г.), «На парение орла» (1812 г.), «На победу при
Лейпциге» (1813 г.), «На отбытие императрицы Елисаветы Алексеевны
к государю в заграничную армию» (1813 г.), «На сретение победителя Европы
Александра I» (1814 г.). Еще в трех одах отмечается склонность Державина к
экспериментам, когда он отступает от классической схемы и модернизирует ее.
Так, в оде «Fragmentum» (1772 г.) опоясывающая рифма меняется на
перекрестную – ababccdede, в близкой к батальной тематике оде «На счастье»
(1789 г.) меняются местами парная и перекрестная рифмовка, а позднее уже к
этой строфе в батальной стихотворении «Суворову на пребывание его в
Таврическом дворце» (1795 г.) добавляется две строки парной рифмовки,
образуя новую схему – aabcbcdeedff.
Таким образом, схема, использованная Ломоносовым, Державиным была
творчески переосмыслена, однако ее влияние прослеживается во многих его
батальных произведениях. Данная гипотеза находит свое подтверждение при
сравнительно-сопоставительном анализе всего корпуса батальной лирики
Державина, поскольку большинство батальных произведений Державина
начинается так же, как и классическая торжественная ода Ломоносова, с
перекрестной рифмы –abab. Этот элемент схемы неизменно сохраняется во
многих батальных произведениях, становясь объединяющим их «ядром», к
которому присоединяются другие составные части.
Таким образом, Державин преодолевает строфическую замкнутость
ломоносовской традиции, чем выходит за рамки такого организующего
одическое высказывание понятия, как «лирический беспорядок», и в результате
конструирует собственный стиль, насыщая его элементом повествовательности.
Помимо строфики и композиции, державинская реформа оды отразилась
на стиле. Пиндарическая ода подразумевала «нарочитую беспорядочность
композиции,изобилующейотступлениямиивнезапнымипереходами,
патетичностьстиля,тяготеющегоксимволическоймногозначности,
отличающегосягиперболизованнойобразностью,перенасыщенностью
фигурами и тропами, сознательно усложненного, утяжеленного и затемненного
синтаксическимиинверсиями»4.Всеобозначенныевышесвойства
пиндарической оды обнаруживаются и в оде Державина, однако державинские
оды отличают индивидуально-личные переживания лирического субъекта,
описательные отступления, что отражает общую тенденцию движения лирики
от абстрактной платоновской дуалистичности мира, с которой связано понятие
«восторга», к реалистичному изображению действительности.
В поэтике батальной оды Державина реализовались те установки на
новизнухудожественноговыражения,которыебылихарактерныдля
державинской оды в целом. Трансформации подвергались самые разные слои
текста, от его строфической организации и связанных с нею уровней макро- и
микрокомпозиции до особенностей образного ряда, лексико-стилистического
наполнения оды; трансформировался одический мирообраз в целом, что
свидетельствовалоомасштабахпеределкиоды.Приэтомпроцесс
трансформации батальной оды представляется более значимым прежде всего
потому, что этот жанр был одним из наиболее устойчивых и традиционных; в
державинском художественном мире изменения, осуществляемые в данной
художественной структуре, причудливо соединяются с ее устойчивыми
элементами, что делает анализ формальной перестройки его батальных од
особенно интересным для оценки места Державина в оформлении нового,
индивидуально-творческого типа художественного сознания.
В параграфе 2.2. «Суворовский цикл и его значение в оформлении идейно-
тематического своеобразия батальной лирики Г. Р. Державина» исследуется
образ Суворова как идейный центр батальной лирики Державина. На примере
разбора образа Суворова в работе демонстрируются основные принципы
художественного метода, принятого Державиным при создании батальных
произведений. Взаимоотношения Державина и А. В. Суворова в отечественном
литературоведении на протяжении многих лет становились объектом для
исследований. Внимание данной теме уделяли Я. К. Грот, В. Ф. Ходасевич,
А. В. Западов,положившиеначалонаучномупониманиютворческого
Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. М. : Наука, 1976. С. 199.
осмысления Державиным суворовской темы. Не угасает интерес к образу
Суворова в поэзии Державина и в настоящее время. Приведем лишь некоторые
исследования, в которых с разных точек зрения рассматривается указанная
вышепроблема,–этоработыД. В. Ларковича,Е. В. Никольского,
Г. В. Ситниковой и др.
Батальные оды Г. Р. Державина, в которых идейным центром является образ
Суворова, наполнены искренним восхищением со стороны автора. Это
авторское отношение сформировано действительно выдающейся личностью
человека, который внес огромный вклад в дело становления воинской славы
российского оружия. Г. Р. Державин гиперболизирует изображение Суворова,
превозносит его и делает образцом для подражания. Проанализировав оды «На
взятие Измаила» (1790–1791 гг.), «На взятие Варшавы» (1794 г.), «Орел» (1799
г.), «На победы в Италии» (1799 г.) и «На переход Альпийских гор» (1799 г.) с
точки зрения влияния реальной личности на формирование художественного
произведения, мы пришли к утверждению, что особую роль в этом процессе
играет личность автора. Поэт зачастую придает образу исторического лица
элементы своей субъективной оценки, увеличивает дистанцию между
реальностью и миром художественного произведения. Не ставя задачи
максимального приближения к реальности, автор, тем не менее, создает
определенныйуголзренияналичностьСуворова,формируяособое
представление об этом человеке среди современников и потомков. Фигура
Суворова в батальных одах Державина предстает собирательным образом
идеального полководца. Образ Суворова в системе мировоззренческих
ориентиров Державина важен настолько, что появляется и в одах, посвященных
другим государственным деятелям, созданных в то время, когда сам Суворов
находится в опале и вышел уже в вынужденную отставку. Таким образом
реализовывался как собственно «похвальный», так и дидактический потенциал
жанра, а факты личностного своеобразия адресата обобщались и раскрывались
в аспектах единой ценностной системы Державина-поэта.
В параграфе 2.3. «Аксиологический аспект батальных од Г. Р. Державина»
рассматривается ценностная наполненность батальной лирики Державина.
В работе была предпринята попытка выявить единую мировоззренческую
концепцию, объединяющую всю батальную лирику Державина.
Батальная ода Державина представляет собой духовно-нравственную
ценностно-ориентированнуюпоэзию,котораясодержитустановкина
постижение духовных идеалов. Основные ценностные ориентиры батальной
лирики Державина во многом определяются тематической направленностью
данного вида оды – войной и военными действиями. Война сильнейшее по
эмоциональной заряженности событие в жизни человека, близость смерти
выносит на первый план вопросы, связанные со смыслом жизни человека,
служением государству, верой в Бога и следованием божественным законам,
самопожертвованием, долгом монарха, вельможи и простого народа перед
государством, миротворчества, идеальным государством, истиной, славой. Эти
ценности в батальных одах Державина связаны между собой в единую
мировоззренческую концепцию.
«Идеальное» государство в батальной лирике Державина опирается на пять
составляющих, которые указаны в посвящении к «Гимну лиро-эпическому на
прогнание французов из Отечества» (1812 г.): «всемогущий Бог», «великий
государь», «верный народ», «мудрый вождь», «храброе воинство российское».
Все эти составляющие сами по себе являются ценностными ориентирами
батальной оды и, соединяясь, представляют собой цельное ценностное понятие
«идеального государства». В данной ценностной «формуле» важны все
«переменные», которые так тесно переплетены друг с другом, что исключение
хотя бы одной из них нарушает гармонию, переводит результат в разряд
«крамолы» и ложного государственного устройства, которому Державин
отказывает в истинном величии. Таким образом, можно утверждать, что
Державинский мир является биполярным. В «идеальном государстве» народ,
вельможи и монарх опираются на божественные законы и его волю, «храброе
российское воинство» готово отдать жизнь за «великого государя», который в
свою очередь заботится о народе и направляет на защиту «мудрых вождей».
Батальная ода Державина на протяжении всего периода творчества
сохраняла общие черты, связанные с описанной выше мировоззренческой
концепцией. По всей видимости, она является не искусственно собранной
конструкцией из идеологем и монархических лозунгов, а, учитывая ее
цельность и постоянство, является отражением взглядов самого автора,
которые он посредством своих произведений провозглашал вплоть до самой
смерти. Эти взгляды и суждения придают батальной оде Державина
уникальность, самобытность. Его консервативные суждения, отличные от
банального ретроградства, определяются тем метафизическим идеалом,
который стоит в основе всего его творчества, в реальность построения которого
верил сам Державин. Они придают лирике Державина вид рупора пропаганды
монархии. Однако сам Державин зачастую рисовал именно идеальные образы –
идеального монарха, идеального вельможи, идеального солдата и идеального
крестьянина,идеальногогосударства.Пониманиеэтоговажнодля
полноценного постижения замысла автора, реализованного в его батальных
одах и стихотворениях, тематически близких к ним.
Анализ ценностной системы, выстраивающейся в одах Державина,
позволяет сделать выводы о том, что политические, идеологические, моральные
аспекты в них составляют единое концептуальное поле, позволяющее подробно
представить как монархическую концепцию поэта, так и его представления о
метаисторическойролигосударствакакгармоничногоцелого,
противостоящего силам хаоса, а также о роли и месте граждан государства в
реализацииэтоймиссии.Нормативно-традиционалистскиеструктурно-
семантические единицы, оформлявшие издавна подобные идеологемы в
художественной системе батальной оды компонуются достаточно свободно, в
их раскрытии постоянно проявляется субъективное начало, в результате чего
аксиологическая система стихотворений воспринимается не только как
рациональноепостроение,нокакживоеэмоциональновоспринятое
динамичное целое, что в полной мере отвечало духу новаторства державинской
лирики и обеспечило ее влияние на поэзию раннего русского романтизма.
В параграфе 2.4. «Развитие традиций батальной оды Г. Р. Державина в
лирике XIX в.» рассматривается связь батальной оды поэта с произведениями
аналогичной тематики В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова. Эпоха рубежа XVIII–XIX вв. и первых десятилетий
XIX века неизбежно возрождала интерес к батальной оде – наполеоновские
войны,особенновойна1812 года,становилисьпричинойобращения
литературы к характерным для батальной оды мотивам – прославления
героики,риторическогоосужденияврага,развертыванияхарактерных
батальных картин, в том числе с обращением к «парению» и «лирическому
беспорядку», ассоциировавшимся с одическим мирообразом. Это тем более
важно, что сама ситуация воскрешала в памяти современников и образы поэтов
XVIII века, воспевавших победы екатерининского времени. Воинские победы в
сознании поэтов той поры были внутренне связаны с мотивами величия XVIII
столетия, и таким образом предполагали поэтическое обращение и к
художественному наследию прошлого.
Военная лирика русских поэтов первой трети XIX века, несомненно, связана
с одическими традициями, является их логическим продолжением. Намеченные
Державиным пути развития военной лирики были подхвачены последующими
писателями и активно развивались. Батальная поэзия Г. Р. Державина оказала
огромное влияние на последующую батальную традицию, внеся неоценимый
вклад в формирование батальной темы в отечественной литературе у будущих
поколений писателей и поэтов.
В Заключении формулируются выводы проведенного исследования.
В рамках данного исследования был определен и проанализирован корпус
произведений Г. Р. Державина, затрагивающий батальную тематику. Батальная
ода Державина является, с одной стороны, логическим продолжением
отечественной и зарубежной батальной традиции, а с другой – уникальным
явлением в отечественной литературе, затрагивающим весь предшествующий
литературный процесс, включая панегирическую традицию XVII столетия,
батальные оды М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова,
В. П. Петрова, Н. Буало и др.
Уникальность батальной оды Г. Р. Державина определяется идейно-
художественнымсвоеобразием,котороевыражаетсявособой
мировоззренческойценностнойконцепциииособыхпацифистских
настроениях, присущих батальной оде Державина. Помимо этого, батальная
одаДержавинахарактеризуетсясмелымэкспериментомвобласти
строфической организации оды и особенностями тематической составляющей.
Батальная ода как высокое лирическое произведение, посвященное
воинским событиям, придающее им общегосударственный метаисторический
масштаб, обращенное к военачальнику (монарху-военачальнику) благодаря
художественному опыту Державина становится в русской литературе сферой
взаимодействия устойчивых поэтических традиций и достаточно смелого
новаторства. Общезначимое и индивидуальное. Традиционно «высокое» и
бытовок, нормативно закрепленное и неожиданное встречается в ней,
формируя специфически державинскую версию художественного осмысления
таких важнейших явлений, как мир и война, личность и государство, земная
история и Божественное Провидение. Анализ батальной оды Державина
позволяет выйти к вопросу о внутреннем единстве художественного наследия
поэта и перспективах его влияния на последующее развитие отечественной
лирической поэзии.

Актуальность темы исследования. Жанр оды занимает ведущее место в
русской литературе XVIII столетия. Оказавшийся поистине знаковым в период
становления и развития классицизма, он сохраняет свое значение и в последние
десятилетия века, когда сами трансформации одического «канона» становятся
важнейшим свидетельством новых путей развития литературы. Даже
отказываясь от оды как «главного» жанра, поэты XVIII столетия так или иначе
соотносили с нею свои художественные поиски; одическая форма оставалась
некоей «точкой отсчета», внимание к которой организовывало всю
литературную парадигму российской нормативно-традиционалистской лирики
XVIII века и лирики переходного периода – 1780–1810-х годов.
Вместе с тем главной опасностью в исследовании оды зачастую
оказывалась именно исключительная теоретическая разработанность и
устойчивость этого жанра. Ода как устойчивая литературная форма по природе
своей тяготела к тому, чтобы быть одинаковой – тем важнее в историко-
литературном описании реконструировать внутренние закономерности
становления, существования и развития этого жанра в литературной ситуации
эпохи, увидеть его динамику.
Исследователи, начиная Ю. Н. Тынянова и Г. А. Гуковского, обычно шли
к ее решению, рассматривая литературную полемику вокруг оды,
развернувшуюся в 1750-х годах, когда оформились две типологические
разновидности оды – «ломоносовская» и «сумароковская» (в полемических
терминах, оды «вздорная» и «сухая»), каждая из которых имела своих
последователей, свои черты и даже свою более или менее оформленную
«теорию». Освещение этой полемики на сегодняшний день – один из самых
распространенных вопросов в изучении одического жанра; он присутствует в
работах большинства историков литературы XVIII века, пишущих об оде, –
Е. Погосян, Н. А. Алексеевой, А. Н. Пашкурова, Е. М. Ларковича,
Т. А. Алпатовой и др.
Однако существуют иные классификации и типологии одического
жанра – прежде всего по проблемно-тематическому принципу, когда помимо
исходного разграничения оды на хвалебную и духовную, уже хвалебная ода
разделяется на торжественную (преимущественно посвященную придворным
праздникам и имеющую адресатом монарха, нередко в панегирической форме,
скрывавшую своеобразную политико-экономическую «программу» развития
государства) и батальную, посвящаемую воинским победам и прославлению
подвигов военачальника (в том числе военачальника-правителя) и армии. Эта
батальная ода занимала достаточно важное место в историко-литературной
реальности классицизма как в Западной Европе, так и в России, однако
изучалась несколько реже, что и обусловило актуальность данного
диссертационного исследования.
Причина, по которой историки литературы реже обращались к анализу
батальной оды, – по-видимому, ее большая сравнительно с торжественной одой
традиционность и устойчивость. Она оказалась менее подвержена тем
трансформациям лирического высказывания, которые начинают происходить в
последние десятилетия XVIII века. Батальная ода дольше сохраняет и
характерную для одического жанра топику, и обобщенность,
надындивидуальность субъекта лирического высказывания, и сравнительную
целостность высокого стиля. По этой причине она, по-видимому, и ускользала
от внимания исследователей как некий «фон», явление если не эпигонское, то,
во всяком случае, не самое «живое» и интенсивно развивающееся.
Однако, думается, такой взгляд на батальную оду не во всем
соответствует духу той историко-литературной реальности, частью которой она
была. Прежде всего это касается батальной оды Державина, движение которого
к переосмыслению самой сути лирического высказывания, оформление
эмоционально-субъективной его неповторимости (в противовес закрепленному
канону жанра, характерному для нормативно-традиционалистской эпохи)
проявилось практически во всех сферах творчества поэта, в том числе и в
развитии батальной оды.

Батальная ода Державина является, с одной стороны, логическим
продолжением отечественной и зарубежной батальной традиции, а с другой –
уникальным явлением в отечественной литературе, затрагивающим весь
предшествующий литературный процесс, включая панегирическую традицию
XVII столетия, батальные оды Н. Буало, М. В. Ломоносова,
В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова и др.
Панегирические военные канты XVII в. сформировали прочную основу
развития отечественной панегирической традиции. В рамках исследования
была установлена связь батальной лирики Державина с творческим наследием
таких авторов, как, например, Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), Стефан
Яворский (1658–1722 гг.) и Дмитрий Ростовский (1651–1709 гг.), а также рядом
неизвестных авторов батальных кантов на материале текстов их батальных
произведений. Преемственность возникала как в тематическом аспекте
посредством прямых обращений Державина в своих произведениях к
писателям петровского времени («На пророчество»), так и в части образной
системы произведений, выраженной одическими «общими местами»,
характеризующими батальную оду как специфический одический жанр.
Позднее с прошедшей реформой стихосложения Ломоносова господство
прежней горацианской одической традиции было заменено новым типом оды –
пиндарической. Этот тип оды в отечественной литературе ведет свое начало от
оды «На взятие Хотина» Ломоносова, которая была написана под влиянием
оды «На взятие Намюра» Н. Буало. В работе доказывается последовательная
преемственность между Н. Буало и Державиным, где творчество Ломоносова
выступает в роли посредника.
Однако, несмотря на близость к ломоносовской традиции, батальную оду
Державина нельзя отнести к пиндарическому типу оды. Этот вывод был
подтвержден при изучении проявления в батальной оде Державина элемента
внутренней формы пиндарической оды – «умного восторга» или «парения». В
ряде батальных од присутствует упоминание данного состояния, но это не
системообразующий элемент, а скорее, рудимент, необходимый формально.
Тем не менее, упоминание «парения» присутствует в батальной оде Державина,
его лирика еще не полностью освободилась от ломоносовских традиций,
учитывая тот факт, что Державина декларировал отказ идти по пути
подражания «велелепию и пышности» Ломоносова.
Другим важным аспектом становления батальной оды Державина следует
считать фактор влияния творчества А. П. Сумарокова. На примере
произведений «Дифирамб Пегасу» (1766 г.) и «На взятие Измаила» (1790–
1791 гг.) методом сравнительно-сопоставительного анализа были установлены
многочисленные лексико-семантические совпадения, которые дают основание
утверждать о процессе заявленного в исследовании взаимодействия батальной
оды Державина и творчества Сумарокова.
Также при определении своеобразия батальной оды Державина был
рассмотрен вопрос преемственности в свете традиции батальной оды
В. П. Петрова. В рамках исследования была проанализирована политическая
концепция интерпретаций «греческого проекта» у Петрова и Державина,
представленная в их батальных одах. В ряде произведений Петрова также
присутствует концепция «греческого проекта» и этот факт, несомненно,
сближает батальные оды Державина с батальными одами Петрова.
При анализе особенностей батальной оды Державина в работе был учтен
фактор влияния петербургской оды. Благодаря одам Юнкера и переводам
Тредиаковского панегирическая лирика зазвучала новыми гражданственными и
политическими мотивами. Данная тенденция отразилась и на батальной оде
Державина. Однако в его военной лирике политические мотивы зазвучали
особенным образом, преобразуясь в сложную мировоззренческую систему.
Политические взгляды Державина, соединяясь с его религиозно-духовными
воззрениями, трансформировались в категорию ценностных ориентиров,
важной характеристикой которых является консервативность и биполярность.
Ценностно-ориентированная система, условно обозначенная в работе как
«идеальное государство», представляет собой неразделимое единство
взаимозависимых ценностных категорий: «всемогущий Бог», «великий
государь», «верный народ», «мудрый вождь», «храброе воинство российское».
Биполярность взглядов Державина выразилась в том, что в противовес
идеологеме «идеальное государство» он создает идеологему «крамола»,
являющуюся собирательным образом для революционных настроений и
тенденций в обществе. Следовательно, в работе были разобраны
монархические воззрения, присутствующие в батальной лирике Державина, а
именно: своеобразие политических взглядов Державина, отличающих его
батальные произведения от всех прочих батальных од своей цельной
мировоззренческой концепцией.
Батальную оду Державина следует охарактеризовать как гуманистически
направленную и миролюбивую лирику. Военная тема осмыслена Державиным
в духе спасения Отечества от вражеского нашествия и скорейшего возвращения
общества к мирной жизни и мирному строительству. Нами был
проанализирован весь корпус батальной лирики Державина на предмет наличия
пацифистских тенденций, в котором были выделены места с общим
семантическим полем. Наиболее распространенной является мысль о напрасно
пролитой человеческой крови, что подтверждает заявленный тезис о
миролюбивом звучании военной лирики Державина.
Указанные выше мировоззренческая концепция и миролюбивая
гуманистическая направленность батальной лирики являются отличительными
особенностями батальной оды Державина. В рамках данного исследования
мировоззренческие установки Державина, присутствующие в батальных
произведения, впервые были выявлены и получили теоретическое обоснование.
На сегодняшний день не существует работ, в которых батальная лирика
Державина была объединена в корпус произведений и проанализирована на
предмет единого авторского идеологического замысла.
Также отличительной особенностью данного исследования является
новый взгляд на анализ строфической организации батальной лирики
Державина. Строфическая организация батальной оды Державина была
подвергнута исследованию на предмет обнаружения общего для большинства
батальных произведений строфического «ядра», а также осуществлена попытка
проанализировать данный факт как преемственность батальных од Державина
и оды «На взятие Хотина» (1739 г.) Ломоносова.
Другой важной стороной батальной лирики Державина является
тематическая сторона батальных од. В рамках исследования была
проанализирована тема, связанная с именем Суворова, которая наиболее ярко
характеризует направленность военных произведений.
Таким образом, данное исследование рассматривает батальную оду
Державина, с одной стороны, как естественное продолжение всей
отечественной батальной традиции, а с другой – как уникальное самобытное
явление в отечественной литературе. Преемственность батальной оды
Державина обосновывается в данной работе на примере традиции
панегирических военных кантов, батальных од Тредиаковского, Ломоносова,
Сумарокова, Петрова в рамках сравнительного исследования лексико-
семантических и тематических соответствий. Уникальность и самобытность
батальной оды Державина была проиллюстрирована на строфическом,
тематическом и идейно-художественном уровнях.
В рамках данного исследования впервые из всей лирики Г. Р. Державина
был выделен корпус произведений, которые можно отнести к батальной
тематике, – это 92 произведения, из которых не все являются одами в строгом
смысле слова, однако они представляются необходимыми для полноценного
раскрытия особенностей батальной оды. В приложении дается краткая обзорная
характеристика строфической организации и тематической составляющей,
полученная в качестве результата сравнительного исследования всего корпуса
батальной лирики на предмет обнаружения закономерностей и структурных
связей.
В заключительном параграфе обозначена преемственность последующей
батальной традиции в свете намеченным Державиным путей преобразования
батальной лирики на примере творчества В. А. Жуковского, А. С. Пушкина,
К. Н. Батюшкова и М. Ю. Лермонтова.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Вестник Костромскогогосударственного университета. 2Т. 26, № С. 124–– 0,7 п.л.
    К вопросу о строфической организации батальной лирики Г.Р. Державина
    Материалы Международного молодежного научногофорума«ЛОМОНОСОВ-2020».Второеиздание:переработанное идополненное / Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.[Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2– 1 электрон. опт. диск(DVD-ROM); 12 см. – 3000 экз. – 0,15 п.л.
    Суворовский цикл батальной лирики Г.Р. Державина как часть тематического своеобразия.
    Два века русской классики. 2Т. 03,№ 1, С. 24¬– 0,7 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Поэтический стиль В.А. Сосноры: художественно-речевая образность
    📅 2021год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»