Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Проблемы изучения жанра воинской повести и ее поэтики…… 16
1.1 Об историзме как особенности древнерусской литературы ………… 16
1.2 Чудесное / фантастическое в древнерусской литературе (проблема
вымысла) …………………………………………………………………… 23
1.3 Об особенностях жанра древнерусских воинских повестей……………. 32
1.4. Летописные истоки воинской повести ………………………………. 45
1.5 Черты воинской повести в летописных рассказах о походе князя
Игоря на половцев под 1185 г……………………………………………… 52
1.6 Фантастическое в содержании «Слова о полку Игореве»…………… 61

Глава II. Чудо в воинских повестях XIII – XV вв.……………………….. 72
2.1 Чудесное в повестях о княжеских усобицах…………………………. 72
2.2 Чудесное в воинских повестях о монголо-татарском нашествии (до
Куликовской битвы)……………………………………………………….. 76
2.3 Чудесное в памятниках Куликовского цикла………………………… 82
2.4 Чудесное в произведениях, которые описывают события,
произошедшие после Куликовского сражения …………………………. 96

Глава III. Судьба воинской повести и особенности чудесного в
произведениях первой половины XVII века ……………………………..
3.1 Мотив чуда в «Повести о взятии Смоленска Иваном Грозным» ….. 108

3.2 Мотив небесного заступничества в повестях Азовского цикла
(первая половина XVII века)………………………………………………. 113
Заключение ………………………………………………………………… 122
Список использованной литературы……………………………………… 126

Во Введении обоснована актуальность темы, охарактеризована степень её
изученности, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая зна-
чимость, сформулированы положения, выносимые на защиту, а также дана ха-
рактеристика понятия «чудо» (на основании данных словарей различной тема-
тики и историко-литературных исследований).
Глава 1 «Проблемы изучения жанра воинской повести и её поэтики».
Поскольку воинская повесть отражает исторические события, главу открывает
параграф, посвящённый специфике средневекового историзма. Исследователя-
ми установлено, что историзм древнерусской литературы – особое явление,
существенно отличающееся от его понимания людьми более поздних эпох:
«Современное произведение только опосредовано историей, тогда как в
XI–XV вв. история – это и тема, и предмет, и смысл литературного произведе-
ния»11. Способом фиксации и ощущения событий во времени была летопись (а
большинство воинских повестей является частью летописного повествования),
поэтому естественно, что историзм оказал значительное влияние и на систему
жанров древнерусской литературы в целом, и на особенности летописного по-
вествования в частности. По замечанию В. В. Кускова, «сам факт появления ле-
тописи – важный уровень исторического самосознания древнерусского обще-
ства XI–XII вв.»12.
Два центральных понятия настоящего исследования – «чудо» и «фанта-
стика» – вступают в отношения целого и его части, так как чудо – одно из про-
явлений фантастики. Среди многообразия значений слова «чудо» в работе за-
действовано три:
– всякое явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам
природы»13;
Шайкин, А. А. Предисловие // Шайкин, А. А. Поэтика и история. На материале памятников
русской литературы XI-XVI веков. М., 2005. С. 3.
Кусков, В. В. Проблемы историзма древнерусской литературы XI-XII вв. // ТОДРЛ. 1997.
Вып. 50. С. 305.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1882. Т. 4. С. 612.
– «по религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестествен-
ное явление, вызванное вмешательством божественной силы» 14.
– синоним слова «удивление»15.
Литература Древней Руси не знает вымысла (или считает, что не знает, по
мысли Д. С. Лихачёва) вплоть до второй половины XVII века, а если он и про-
являлся, то «фантастическое либо воспринималось за правду, либо считалось
нравоучением, существовавшим в Евангелии. Фантастическое как бы выноси-
лось за пределы Русской земли, где оно легче могло восприниматься как дей-
ствительно бывшее (“Повесть о Басарге”)»16.
Воинская повесть является особым жанром древнерусской литературы
(А. С. Орлов, В. В. Кусков, А. А Пауткин), поскольку даже те исследователи,
которые считают её разновидностью исторического повествования (Д. С. Лиха-
чёв, Н. В. Трофимова), выделяют жанровые признаки, характерные именно для
воинской повести: «Воинскую же повесть выделяет объект повествования:
сражение, поход, осада города»17. Элементы композиционной структуры воин-
ской повести, а именно столкновение противников, борьба с превосходящими
силами врага, эпизоды с небесным заступничеством и её (воинской повести)
поэтические приёмы (летописный зачин, стилистические формулы, а также
проявления чудесного 18) обнаруживаются уже в сюжетах древнейшего летопи-
сания, причём эти приёмы и звенья композиции разного происхождения. Фоль-
клорная традиция обогатила летопись, прежде всего, героическим пафосом, а
книжная – помогла сформироваться летописному стилю, а эти два компонента,
в свою очередь, стали неотъемлемой частью поэтики жанра воинской повести в
более позднее время.
Жанровые черты воинской повести (основные и дополнительные) также
обнаруживаются уже в летописных рассказах XII века (например, о походе
Игоря Святославича на половцев под 1185 г. в Ипатьевской летописи): лето-
писный зачин, описания построения войска и сражения, пусть и сжатые. Диало-
гическое начало весьма развито. Чудесное представлено в христианско-
религиозном понимании и выполняет дидактическую функцию, что свидетель-
ствует о миросозерцании автора и героев. На сюжетно-композиционном уровне
Большой толковый словарь русского языка. СПб, 2002. С. 1485 [курсив мой – С. А.].
Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб, 1903. Т. 3. Стлб.
1547.
Ромодановская, Е. К. Вымысел в литературе XVII века // Ромодановская, Е. К. Русская ли-
тература на пороге нового времени. Пути формирования русской беллетристики переходного
периода. Новосибирск, 1994. С. 33 [курсив мой – С. А.].
Трофимова, Н. В. Древнерусская литература XI-XVII вв. Воинская повесть. Курс лекций.
Развитие исторических жанров : материалы к спецсеминару. М., 2000. С. 8.
Чудеса включаются исследователями в сюжетно-композиционную структуру воинской по-
вести как возможный, дополнительный компонент.
его проявления выполняют сюжетообразующую функцию. И. П. Ерёмин отме-
чает: «Как правило, летописец просто регистрировал события, факт за фактом,
иногда сопровождая их своей морально-политической оценкой. А когда они
поражали его воображение своей грандиозностью и требовали объяснения, он
ссылался на веление Бога, на Божью волю» 19. По убеждению летописца, ис-
креннее осознание греха, молитва, покаяние могут дать избавление, спасение.
Это и происходит с князем Игорем. Следует отметить мотив действенности мо-
литвы как формы проявления чудесного: именно благодаря молитве и соверша-
ется бегство князя из половецкого плена.
Как заключает А. А. Пауткин, «повесть Ипатьевской летописи о походе
Игоря на половцев 1185 г. по совокупности литературных качеств представляет
собой <…> образец летописной воинской повести, столь полно и выразительно
сочетающий в себе характерные признаки жанра» 20.
В рассказе Лаврентьевской летописи нами выделяются жанровые призна-
ки воинской повести:
– перечень участников боевого столкновения;
– описания сражений.
Отметим сюжетную незавершённость рассказа, что является большой
редкостью для воинских повестей.
«Слово о полку Игореве», являясь произведением синтетического жанра,
содержит в себе и элементы воинской повести, а именно:
– герои – реальные исторические лица;
– тема военная историческая;
– по форме повествование о событии;
– употребление воинской терминологии в реальном и символическом
наполнении;
– описание сражений;
– описание захваченных военных трофеев.
Следует подчеркнуть, что фантастика в «Слове о полку Игореве», обна-
руживаясь на разных уровнях текста: сюжетно-композиционном и образном, –
имеет преимущественно народную (былинно-сказочную) основу. Нельзя отри-
цать, что фантастические элементы выполняют сюжетную функцию, поскольку
весь сюжет представляет собой реализацию предопределения, уловимого уже в
картине солнечного затмения и проявившемся наиболее отчётливо в тягостном
сне князя Святослава. Немаловажно отметить, что фантастика в «Слове» несёт
еще и эмоционально-эстетическую нагрузку, так как она используется автором
Ерёмин, И. П. Лекции и статьи по древнерусской литературе. Л., 1987. С. 50.
Пауткин, А. А. Летописная повесть о походе 1185 года Игоря Святославича на половцев (к
проблеме художественности) // Филологические науки. 1985. № 2. С. 28.
для создания общего колорита произведения, атмосферы необычайного. Нельзя
не согласиться с Д. С. Лихачёвым, который называет волшебником не только
певца Бояна, но и автора «Слова», ведь он, с одной стороны, повествует о собы-
тиях, которые хорошо известны читателю, а с другой – искусно держит того в
напряженной тревоге за судьбу войска Игоря. Это даёт нам основание считать
проявления фантастики средством беллетризации повествования. Функции
«фантастических» эпизодов (как сюжетные, так и внесюжетные) сходны с
функциями чудесного в воинских повестях (например, описание солнечного за-
тмения как знамения). Это обстоятельство позволяет высказать мысль, что поэ-
тика чудесного формируется не только в недрах летописания (летописных рас-
сказах о военных походах князей), но и в «Слове о полку Игореве».
Глава 2 «Чудо в воинских повестях XIII–XV веков». Центральное место
в главе, посвящённой времени расцвета воинской повести, занимает анализ па-
мятников Куликовского цикла: «Летописной повести о Куликовской битве»,
«Сказания о Мамаевом побоище» (Основная и Киприановская редакции). В
этих произведениях чудесное проявляет себя не только в отдельных эпизодах,
но и целой цепи событий и факторов, в чём, на наш взгляд, можно усмотреть
тенденцию к беллетризации повествования. Например, в «Летописной повести
о Куликовской битве» цепочка следующая:
– благословение князя епископом Герасимом: «Благослови мя, отче, по-
ити противу <…> Мамая и нечестиваго Ягайла и отступника нашего Оле-
га, отступившаго от света в тьму»;
– благословение и грамота Преподобного игумена Сергия: «битися с
татары»;
– метафорическое противопоставление света и тьмы, предопределяющее
исход битвы ещё до её описания: «И повеле Господь тме отступити, а свету
пришествие дарова»;
– молитва князя: «Помози ми, Боже мой, спаси мя ради милости
твоеа, вижь – врагы моа яко умножишася враги на мя. Господи, что ся
умножишия стужающиеи мне? Мнози въсташя на мя, мнози, борющиеся
со мною, мнози гонящиеи мя, стужающиеи ми, вси языци обыдоша мя;
именем Господним я противяхся имъ». Обратим внимание, что князь проти-
вопоставляет врагу не воинскую доблесть, а имя Господне.
– помощь «небесных воинов»: «Аггели помогают христианомъ и свя-
тых мученикъ полкъ и воина Георгиа, и славнаго Дмитриа, и великых кня-
зей тезоименитых – Бориса и Глеба. В них же бе воевода съврьшеннаго
плъка небесных вой – архистратигъ Михаил». Двое видели «треслънечный
плъкъ и пламенныа их стрелы, яже идут на них; безбожнии же татарове
от страха божиа и от оружия христианскаго падаху». Мамай, признав силу и
величие христианского Бога, призывает своих воинов бежать дорогами непро-
торёнными. Невидимой рукой Бог устрашил полки татарские, и они побежали.
Русские воины секли врага без милости.
– чудесное спасение князя: «Всь доспехъ его битъ язъвенъ, но на те-
леси его не бяше раны никоеа же; а бился с татары лицом в лице, став
напреди в первомъ суйме». Здесь читатель сталкивается с чудом-удивлением.
Особую значимость приобретает молитва, подкреплённая благословени-
ями священнослужителей, в самый напряжённый момент схватки на помощь
русским ратникам приходят небесные воины: Ангелы и Святые. На образном
уровне важнейшим звеном являются антитезы: грешники – враги / праведники
– защитники, свет / тьма. Тьма уступает свету, а значит, русские побеждают та-
тар. Слово «чудо» встречается в тексте лишь раз: «Ты еси богъ творяй чюде-
са единъ». Этот возглас Великого князя свидетельствует о христианско-
религиозном понимании природы чуда, непостижимости Божественного воле-
изъявления.
Сходную цепочку можно проследить и в «Сказании»:
– обращение к небесным заступникам;
– благословение Сергия и призыв хранить тайну Митрополита Киприана;
– природа – волшебный помощник князя Дмитрия Ивановича (как в
«Слове о полку Игореве»);
– серия знамений, обозначающих ход и итог предстоящей битвы;
– слушание земли;
– видение разбойника Фомы Кацибея (соотносится с видением ижорского
старца Пелгуя из «Повести о житии Александра Невского») 21.
Следует обратить внимание на события, произошедшие в ночь перед бо-
ем и позднее. В канун боя небесное заступничество проявляется не в отдельных
эпизодах, а целой цепи событий. Ночь перед битвой – «ночь светоносного
праздника рождества святой Богородицы». За помощью к Богородице князь об-
ращается не однажды, поэтому есть основания считать действенность молитвы
одним из проявлений чуда. Молитвенное обращение усиливается посланием-
благословением игумена Сергия, переданным князю гонцом. Вместе с послани-
ем гонец передал Дмитрию Ивановичу «хлебец Пречистой Богородицы». Опи-
сания сражений в этом памятнике самые пространные. В тот момент, когда та-
тары стали побеждать русских, на помощь одолеваемым пришли воины засад-
ного полка: «Единомыслении же друзи выседоша из дубравы зелёны, аки
Шайкин, А. А. Памятники Куликовского цикла // Шайкин, А. А. Поэтика и история. На ма-
териале памятников русской литературы XI-XVI веков. М., 2005. С. 264.
соколи искушеныа, урвалися от златых колодицъ, ударилися на великиа
стада жировины, на ту великую силу татарскую <…> и начали <…> татар
сечь немилостивно»»». Это переломный момент боя. В ход сражения вмешива-
ются святые Борис и Глеб: «Сынове же русскые, силою святого духа и помо-
щию святых мученикъ Бориса и Глеба, гоняще, сечаху их аки лес клоняху,
аки трава от косы подстилается у русскых сыновъ под конские копыта».
Далее следует развязка: Мамай призывает на помощь своих богов, но, не до-
ждавшись помощи свыше, обращается в бегство. Таким образом, можно заклю-
чить, что чудо проявляется на уровне кульминации развития действия. В каче-
стве финального аккорда выступает эпизод чудесного спасения князя Дмитрия
Ивановича, где читатель сталкивается с чудом-удивлением. Этот же эпизод есть
и в Киприановской редакции «Сказания», церковная окраска которой более за-
метна. В целом, для Основной редакции характерна большая выразительность
при описании «громадности» (В. Ф. Переверзев) противоборствующих сил, то-
гда как для Киприановской, учитывая её церковную направленность, имеет
значение идейная сторона победы на Куликовом поле, что вовсе не означает от-
сутствие изобразительности в Киприановском варианте (вспомним хотя бы по-
дробное описание портрета князя Дмитрия Ивановича, весьма редкого для во-
инских повестей).
Для произведений, описывающих события после Куликовской битвы
(«Повесть о Темир-Асаке» и «Угорское стояние»), особую значимость приобре-
тает мотив несостоявшегося, предотвращённого сражения, трактуемый автора-
ми повестей как нечто чудесное. Например, «тогда же бысть Преславное
Чюдо Пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове
страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им Русь и хотят с
ними битися. И наши, мнящее татар за ними реку пришедших, за ними
женут придоша в Кременецъ <…> едини от других побеже и никто же
женяше» («Угорское стояние»).
Отдельного внимания заслуживают повести о княжеских усобицах («Ска-
зание о битве новгородцев с суздальцами» и «Рассказ о восстании в Новгороде
в 1418 году»), в которых главными предотвратителями усобиц выступают са-
кральные предметы – икона и Крест Христов, оказываясь «волшебными» по-
мощниками русских воинов. Эта особенность поэтики воинских повестей со-
хранится и в XVII веке.
Глава 3 «Судьба воинской повести и особенности чудесного в произве-
дениях первой половины XVII века». В этой главе речь идёт о произведениях
переходной эпохи, а именно, первой половины XVII века: «Повести о взятии
Смоленска Иваном Грозным» и двух повестях Азовского цикла, рассмотрение
которых позволяет проследить как жанровые трансформации, так и изменения
в проявлении чудесного.
Небольшая по объёму «Повесть о взятии Смоленска Иваном Грозным»
интересна своими художественными особенностями. Ключевую роль в произ-
ведении, думается, играют слова послания архиепископа Евфимия: «Благослав-
ляю тя, царю, запирай тем замком и отпирай Смоленск град» (будь хозяи-
ном города), поскольку они не только знаменуют собой переход от предысто-
рии к самой истории, но и обозначают символическое действие (запирать город
на замок, отпирать), приносящее реальный результат. Чудо проявляется в этом
произведении на уровне образов, ведь «союзники» царя не столько воины с и
их ратными качествами, а сакральные предметы – замок и ключ – символы за-
хвата и взятия. Их могущество возрастает благодаря благословению тверского
архиепископа. Мы имеем основание рассматривать это произведение в ряду во-
инских повестей с точки зрения некоторых жанровых признаков. Весь текст
представляет собой летописную статью, содержит летописный зачин («В лhто
7063 (1555) году месяца июля в 29 денъ») и не имеет развёрнутых описаний.
И наконец, повествует об осаде города (об этом свидетельствует уже название –
«Повесть о взятии»). Однако летописная краткость не исключает изобразитель-
ных деталей в повествовании. Ярче всего они проявляются в описании падения
купола возле шатра: «И бысть Смоленска града из болшей пушки стрhлили
и прииде пушечное ядро и сорва маковицу у церкви Преображенья спасова
и поставив маковицу зле шатер царевъ, да едва в шатрh царя маковицей
не убило». Автор не даёт никакого «ключа» к толкованию этого эпизода, но
можно предположить, что создатель повести предостерегает и одновременно
намекает на благоприятное стечение обстоятельств, которое приведёт царя к
военной удаче.
«Повесть о взятии Смоленска Иваном Грозным» отчётливо свидетель-
ствует о том, как менялось с течением времени соотношение реальности и вы-
мысла в историческом повествовании XVII века. Доля вымысла возрастает. От
исторической основы сохранилось только одно – осада Смоленска.
Заключительным этапом развития жанра воинской повести являются
произведения Азовского цикла. Для анализа были выбраны Историческая и По-
этическая повести.
В Исторической повести есть жанровые признаки воинской повести, сви-
детельствующие о её жизнеспособности: последовательное изложение событий,
точная фиксация даты сражения с указанием дня памяти Святых, пространные
описания сражений, помощь небесных сил. Однако небесное заступничество,
как очевидно, сопряжено здесь с ратным мужеством воинов-казаков, личными
качествами и удачей предводителя войска – «государьским счастием», то есть
божественное вмешательство – одно из слагаемых военного успеха. Думается,
подобное «содружество» есть проявление новых веяний эпохи, жанровых
трансформаций, коснувшихся воинских повестей в первой половине XVII сто-
летия, изменений в понимании значения личности, её роли в потоке истории.
Это может служить основанием для уточнения итогового суждения А. Н. Ро-
бинсона: «Как произведение художественной литературы повесть отражает не-
которые типичные черты поэтики воинских повестей, но не выделяется чем-
либо существенным из произведений этого типа»22. Как очевидно, выделяется
более сложным пониманием её автором причинно-следственных связей. Чудес-
ное, таким образом, претворяясь в формах небесного заступничества, выполня-
ет в Исторической повести о взятии Азова сюжетообразующую функцию.
В повести об Азове Поэтической (об осадном сидении Донских казаков),
занимающей, как известно, центральное место в цикле, сохраняется значимость
мотива небесного заступничества. Уникальность жанра произведения, своего
рода «художественной отписки», по определению А. Н. Робинсона, заключает-
ся в использовании формы казачьего документа в соединении с органически
усвоенными традициями воинской повести, способствовавшими передаче глу-
бокого драматизма Азовских событий, с элементами фольклорной стилистики и
образности, которые придавали повествованию задушевно-лирический тон23.
Традиционна в произведении тема молитвенных обращений и их действенной
силы, чуда от икон, видений, предсказывающих победу. Этими формами про-
явления чудесного насыщены заключительные описания – в их яркой изобрази-
тельности – осадного сидения. Следует сказать, что в этой повести есть и эпи-
зод, который трактуется не как чудо, а реально-прагматически, как конкретно-
бытовой факт. Церковь уцелела не по Божьей воле, а благодаря удачному гео-
графическому положению: «А и наряд наш пушечный переломали все. Одна
лиш у нас во всем Азове городе церковь Николина в полы осталась, потому
и осталася, что стояла внизу добре к морю под гору». А божья милость была
послана казакам за соблюдение поста и усердную молитву.
Повести Азовского цикла первой половины XVII века, при всём их свое-
образии, сохраняют основные жанровые признаки воинской повести, к которым
относится использование чудесного, разнообразно проявленного в формах
небесного заступничества, помощи свыше. Однако чудо сосуществует наравне
с воинской доблестью и личной удачей. Для Исторической повести мотив
небесного заступничества является сюжетообразующим, в Поэтической – ско-
Робинсон, А. Н. Повести об азовском взятии и осадном сидении // Воинские повести Древ-
ней Руси. М. ; Л., 1949. С. 187.
См. : Робинсон, А. Н. Из наблюдений над стилем поэтической повести об Азове // Ученые
записки Московского государственного университета. 1946. Вып. 118, кн. 2. С. 71.
рее усиливающим стилевым компонентом, ведь видения перенесены в финал
повествования.
Таким образом, в литературе первой половины XVII века создаются как
полноценные образцы воинской повести в её основных жанровых характери-
стиках (Повести об Азове), так и в соответствии с общей тенденцией развития
исторического повествования – тексты историко-легендарного типа с элемен-
тами воинской повести («Повесть о взятии Смоленска Иваном Грозным»).
В Заключении суммируются наблюдения о формах проявления чудесно-
го, а также их функциях, встречающихся в воинских повестях. Чудо, являясь
дополнительным элементом поэтики воинских повестей, её обогащающим,
весьма значимо, поскольку обнаруживает себя на разных уровнях художе-
ственного текста:
а) сюжетно-композиционном: элементы чудесного выполняют сюжетную
функцию, проявляясь на разных звеньях сюжета: от экспозиции до кульмина-
ции и развязки;
б) образно-стилевом: чудо воплощается в различных образах (образы Бо-
городицы, Бориса и Глеба и других святых – небесных заступников). Сакраль-
ные предметы выступают в качестве «волшебных» помощников русских воинов;
в) эмоционально-экспрессивном: чудо является одним из средств усиле-
ния героико-патриотического пафоса произведений, выражения христианско-
религиозных чувств (например, в Киприановской редакции «Сказания о Мама-
евом побоище»), выполняя и дидактическую функцию.
К формам проявления чуда мы относим: видение, знамение, глас свыше,
сбывшееся пророчество, силу молитвы и сакральных предметов (Креста Хри-
стова, иконы, замка / ключа). Для повестей о княжеских усобицах характерны
предметные воплощения чуда (крест, икона), в то время как в повестях о тата-
ро-монгольском нашествии исход сражения нередко решается благодаря небес-
ному заступничеству святых (чаще всего Бориса и Глеба). Несостоявшееся
сражение и бегство врага как следствие вмешательства «небесных воинов» то-
же воспринимается древнерусскими книжниками как нечто чудесное.
Чудо в исследуемых текстах выполняет следующие функции:
– решение исхода сражения;
– предупреждение о грозящей опасности;
– предотвращение боевого столкновения.
К внесюжетным функциям относятся мировоззренческая и дидактиче-
ская, которые позволяют книжникам обозначить отношение к лицам и событи-
ям повествования.
Исследуемый материал дал нам возможность вслед за учёными, А. С. Ор-
ловым и А. А. Пауткиным, выявившими этикетные формулы, которые исполь-
зовали древнерусские авторы для создания батальных описаний, такие как
«съступишася полки», «и бысть сеча зла», «исполчить дружину», выявить кли-
ше, обозначающие небесную помощь, а именно: «и помог Бог», «въсхоте Бог
(Богородица)», «попусти Бог», «молитвами Пречистыа Богородицы» и др. Спо-
собами включения чудесного в тексты повестей являются констатация факта
свершившегося чуда («бысть преславное чюдо»), а также библейские аналогии
и подтверждения действенности молитвы.

Обращение исследователей к поэтике чудесного применительно к
древнерусским памятникам связано, прежде всего, с изучением житий, что
объяснимо ориентацией книжников на агиографический канон. Если вести
речь о воинской повести, то чудесные элементы не являются обязательными,
что, однако, не снижает их значимости для художественной системы
произведений.
Осмысление проблемы чуда в воинских повестях определяется, в
первую очередь, особенностями средневекового мировоззрения
(мировидения). Любое событие интерпретировалось человеком той эпохи как
проявление божественной воли: нашествие иноземных захватчиков – Божий
гнев и наказание за грехи, победа в битве – Божественная благодать, милость
Божья и т. д. Встречающиеся в повестях ссылки на чудо, небесное
заступничество, божественное вмешательство – не только этикетные
формулы, но и нечто наполненное художественным смыслом. Например,
участие небесных сил в развитии сюжета воинских повестей. Чудо может
служить сюжетообразующим звеном (особенно это характерно для повестей
о междоусобных распрях, где чудесное явление имеет предметное
воплощение (Крест Христов, икона). Имеет место и констатация факта
свершения чуда самими авторами воинских повестей (бысть преславное
чюдо).
Чудо – явление многоликое, многомерное. Это и неотъемлемая часть
христианского миросозерцания, и предмет философских размышлений, –
нечто невероятное, но истинное. А. П. Липатова выделяет следующие
признаки чуда:
– модальность текста (невероятность, но истинность);
– сложность структуры (чудесное проявляет себя не в одном событии, а
в связи нескольких событий)1.
Теологическое сознание не только не ставит под сомнение
действительность всего того, что называется чудом, но и признаёт
необходимость этого элемента как первопричину бытия. При таком подходе
бесспорным представляется, что само чудо не воспринималось как нечто
сверхъестественное, а понималось как сотворённое силою Божьей. Наши
рассуждения подкрепляет определение, сформулированное в Библейской
энциклопедии: «Чудо, чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни
силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божею»2.
Чудо рассматривается как философская категория, которую по разным
причинам отрицают материализм, пантеизм, деизм, и только теизм отводит
проявлениям чудесного главную роль в устройстве бытия. В книге «Чудеса
на дорогах войны» даётся следующее определение этого понятия: «Чудо есть
не нарушение, а наоборот: действие высших и вечных законов бытия в
нашем преходящем мире. Чудо есть нечто прикровенное, внутреннее <…>» 3.
В издании «Чудеса в Православии» можно найти рассуждения о природе
чуда: «С точки зрения здравого смысла, чудо есть нарушение космической
закономерности. С христианской точки зрения – в чудесах проявляется
закономерность высшего порядка. Чудо не противоестественно, а
сверхъестественно, оно выходит лишь за пределы данной ограниченной
плоскости данного ограниченного плана бытия <…>. Характерной чертой
чуда в христианском понимании является обнаружение в нём высшего
смысла, устремление всех обстоятельств его к высшей цели, в конечном
итоге – цели спасения мира и человека»4.
Липатова, А. П. Чудо: история и характер вариативности предания и легенды // Традиционная культура.
2008. №2. С.88. Эти наблюдения сделаны при рассмотрении чуда в предании и легенде, но нам кажется, что
они имеют общетеоретическое значение.
2
Энциклопедия Библейская. М., 2004. С. 737. Текст печатается по изд.: Библейская Энциклопедия : в 4 вып.
/ труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891.
3
Чудеса на дорогах войны. М., 2010. С. 3.
4
Чудеса в Православии / авт.-сост. В. Артёмов. М., 2011. С. 5-6.
Завершая характеристику христианско-религиозных особенностей
этого понятия, обратим внимание на весьма существенный момент: «Всякого
рода необычайные и необъяснимые явления сами по себе не представляют
чудес и получают характер чудесного лишь при определённом способе их
истолкования, причём для неверующих всегда остаётся возможность
отрицать наличность чуда ссылкою на неизвестные ещё законы природы,
галлюцинации и т. п. Наоборот, при соответствующем миросозерцании самое
обыкновенное явление жизни может приобрести значение чуда. Такое
значение, например, может, приобрести выздоровление больного ребёнка в
сознании религиозной матери, если это выздоровление произошло после её
молитвы»5. Сходной позиции придерживается и Н. А. Антропова: «Как
известно, религиозное сознание может интерпретировать в качестве чуда
практически любое явление действительности»6. То есть ответ на вопрос,
случилось чудо или нет и что именно называть этим словом, а что – нет,
кроется в отношении человека к происходящему. Она затрагивает два
аспекта этого понятия: религиозный и социальный. Религиозная сторона
этого явления обнаруживается в четырёх функциях:
– функция подтверждения могущества Господа Бога; его милости и
справедливости, которая констатирует Божью благодать;
– функция регуляции выполнения обрядовых норм: чудо может быть
как наказанием за несоблюдение правил религиозной жизни, так и наградой
за особо ревностное их исполнение;
– функция наказания: чудо является карой тем людям, которые
совершили различные прегрешения в обыденной, частной жизни;
– функция помощи: чудесное событие происходит в ответ на истовую
мольбу с просьбой человека в чём-либо помочь ему7.
Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевского. Репринт воспр. изд. Ф. А. Брокгауз- И. А.
Эфрон, 1890 г. М., 1993. С. 12.
6
Антропова, Н. А. Рассказы о чудесах в произведениях Аввакума и Епифания как социальный феномен //
Герменевтика древнерусской литературы. М., 2008. Сб. 13. С. 711.
7
См.: Антропова, Н. А. Указ. соч. С.748. Эти функции выделены при рассмотрении рассказов о чудесах, но
нам представляется возможным распространить их на тексты воинских повестей.
Из «социологических» функций важной для нас будет чудо как способ
адаптации фольклорных сюжетов и образов народной мифологии к
христианскому мировоззрению8.
Близкую мысль высказывает и Т. А. Чернышёва: «Чуду мы верим и не
верим одновременно. Не верим, потому что знаем, что такое случиться не
может, верим, потому что оно всё же произошло»9. Примечательно, что
исследовательница касается темы чудесного в рамках статьи, посвящённой
фантастике. Она сопрягает чудесное с удивительным, что нисколько не
противоречит пониманию этого явления, ведь одно из значений слова «чудо»
как раз и есть – удивление как реакция современников на событие. А
способность удивляться – способность творческая, даже в обстоятельствах,
привычных для древнерусского книжника, стеснённого так называемым
литературным этикетом (термин предложен Д. С. Лихачёвым). Однако, по
мысли Д. С. Лихачёва, следование этикету не ограничивало творческого
начала средневекового автора. Чудесное, с одной стороны, – это нечто
реальное, с другой, подталкивающее к удивлению, а, следовательно,
чудесное может быть тем самым потерянным ключом (метафора И. П.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»