Единство вечности и времени: философский анализ
Введение…………………………………………………………..с.3-18
Глава 1. Концептуализация времени и вечности в науке и
философии
1.1. Концептуализация вечности и времени как существования
подлинного и неподлинного …………………………………с.19-32
1.2. Концептуализация времени и вечности посредством
парадигмы длительности ………………..…..,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,…,с.32-47
1.3. Единство синхронии и диахронии в темпоральных
концепциях.………………………………………………………с. 47-69
Глава 2. Вечность в темпоральной структуре мира
2.1. Объективация вечности посредством прошлого ……………….с.70-91
2.2. Актуализация вечности посредством настоящего ……….….с. 91-112
2.3. Проецирование вечности посредством будущего ……….…. с.113-134
Заключение……………………………………………………………с.134-136
Список литературы…………………………………………………..с.137-156
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
тем, что понятия вечности и времени, обладающие уникальным статусом как
в философии, так и в конкретно-научном знании, с новой силой
обнаруживают свою значимость, глубину, парадоксальность. Овладение
временем (контроль за сверхбыстрыми процессами микромира порядка 1030
секунд, увеличение количества свободного времени, дальность
прогнозирования и т.д.), является не только условием и средством
самопознания, не только способом избавления от всепоглощающего потока
энтропии, но и сферой смысла, связывающего в единое целое прошлое,
настоящее и будущее. Осмысление времени имеет длительную историю.
Каждая эпоха отличается специфическим видением времени, уникальным
опытом передачи знания от поколения к поколению и способом сохранения
некоторого инвариантного содержания. Острую потребность в изучении
времени как явления, в котором парадоксальным образом совмещаются
противоположные свойства – изменчивость и покой, обновление и
преемственность – ощущает и современное общество. Беспрестанные
революции и коренные переломы играют роковую роль в генезисе
нынешнего духовного кризиса, способствуя разрыву преемственности
поколений и всплеску этического нигилизма.
Актуальность темы исследования определяется с одной стороны тем,
что глубокого изучения природы пространства и времени требует
современная наука, естествознание: быстрое углубление представлений об
эволюции вселенной, о законах микромира, об истории Земли и
происхождении жизни. На каждом из названных направлений встает
проблема соотношения вечности и времени. А естественнонаучная картина
мира тесно взаимодействует с картиной истории, оказывает на нее
существенное воздействие. Современное общество остро нуждается в
гармонизации временного и вечного. Самым серьезным образом на
актуализацию проблемы соотношения этих понятий повлияли и события
последних десятилетий. По нашему убеждению, такие хорошо известные
выражения как «вечные ценности», «дыхание вечности», «вечная жизнь» и
им подобные отнюдь не являются простыми поэтическими метафорами, а
обладают рациональным философским содержанием.
Казалось бы, с начала двадцатого века проблема времени приобретает
характер магистральной темы в науке, философии, культуре. Время
осознается как узловой пункт в физико-математических построениях после
докладов А. Пуанкаре (1906) и Г. Минковского (1908), после разработки А.
Эйнштейном частной и общей теорий относительности (1905, 1906–1917). В
эти же годы психологическая наука открывает перспективы исследования
восприятия времени человеком. Однако на современном этапе полюс
времени окончательно перетягивает на себя основные системные свойства и
функции «структур вечного», что приводит к подмене не только содержания
понятия времени и его роли в философии науки и техники, но и к подмене
содержания и системных функций категории вечности, что не может не
оказывать отрицательного влияния на конструирование картины мира и
истории.
Таким образом, актуальность проблемы соотношения времени и
вечности связана, во-первых, с бурным прогрессом конкретно-научной
мысли; во-вторых, – с трансформациями в сфере политического сознания, в
сфере идеологических, в целом мировоззренческих установок, и тем самым,
в-третьих, с необходимостью ответа на коренные вопросы бытия человека в
мире, с построением новой модели существования человека в обществе, в
Истории. В-четвертых, ощущается необходимость возвращения в научно-
философскую мысль практически утраченной категории вечности, которая
трактуется либо как нескончаемая длительность, бесконечное
количественное приращение времени, абстрактная проекция времени, либо
как поэтическая метафора. Создатели универсалистских теорий
стремились свести все многообразие явлений материального мира либо к
одному классу явлений (например, механических), либо, в лучшем случае, к
физической форме движения материи. Однако стремление создать единую
картину мира на основе достижений естественных наук имеет не только
естественнонаучное обоснование. С психологических позиций целостная
картина мира доставляет определенное удовлетворение и усиливает веру в
силу человеческого разума, который кажется в таком случае всемогущим,
способным поставить окружающий его мир себе на службу. Вместе с тем
переоткрытие темы времени имеет не только субъективное основание в
стремлении создать единую картину мира. Оно имеет методологическое
оправдание, связано с философским и научным определением времени.
Трудность определения времени в современной картине мира обусловлена
еще и тем, что под словом «время» скрывается несколько недостаточно четко
дифференцируемых понятий.
В связи с этим в современных условиях назрела необходимость
возвращения к теме вечности. В материалистической традиции рассмотрения
соотношения временного и вечного на первый план выходит философская
категория времени, фиксирующая атрибутивное свойство движущейся
материи и материального мира в целом, заключающееся в длении-бренности,
прехождении всех конечных материальных объектов и протекающих в
материальном мире процессов при вечности бытия движущейся материи и
материального мира в целом. Современная философская категория времени,
которая обобщает итоги исследования времени в конкретных науках, по
существу свидетельствует об отказе от признания существования каких-либо
универсальных, пригодных для любых областей материального мира единиц
измерения времени. Отчасти именно поэтому мерилом времени,
фиксирующим единство изменчивости и устойчивости мира, представляется
вечность. Вечность бытия материального мира означает, во-первых,
несотворенность и неуничтожимость, самодостаточность существования
движущейся материи и материального мира и, во-вторых, неизменность
материального мира в целом при всех различиях количественно-
качественных состояний любых конечных материальных систем и областей
материального мира.
Степень разработанности темы исследования. Едва ли можно
вспомнить имя философа, который не обращался бы к проблематике времени
и к связанной с ней категории вечности.
Учитывая актуальность темы времени и вечности в современной
философской и научной картине мира, можно было бы предположить и
высокую степень ее разработанности. Тем не менее, в том, что касается
соотношения вечного и временного как характеристик объективной
реальности, исследования носят в основном историко-философский характер.
В современной науке (и не только в науке) вечность не является
«работающей» категорией. Времени как категории (в силу многозначности
его определений) обычно не противопоставляется ничего, за исключением
случаев, когда время понимается как «конечное», «бренное», а вечность
рисуется на этом фоне бесконечным приращением времени.
Представления о времени и той или иной форме вневременности
(сверхвременности), несомненно, складывались еще в доисторические
времена. На заре европейской цивилизации, в эпоху расцвета
предфилософской литературы (религиозной, художественно-поэтической)
существовали уже достаточно глубоко отрефлектированные понятия
времени, вечности, космической эпохи и исторической эпохи. Свидетельства
этому можно найти в поэзии Гомера и Гесиода, в Упанишадах, в Ветхом
Завете, в древнеегипетских, древнекитайских и, по-видимому,
древнеиранских источниках. Глубокое осмысление феномен времени,
причем часто именно в отношении к категории вечности, получает у
Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Ямвлиха, и
Категория времени выражает смену одних явлений, событий,
процессов другими, их последовательный характер, движение и развитие
объектов. Категория вечности выражает несотворимость и неуничтожимость
мира в целом, материи (или, с точки зрения религиозно мыслящих людей,
духа) и ее атрибутов (движение, объективность), а также непреходящую
сущность чего бы то ни было, с утратой которой уже нельзя говорить о
существовании данного объекта. Категория вечности выражает и
неуничтожимость самого времени. Таким образом, вечность оказывается
своеобразным атрибутом, существенным свойством, характеристикой
времени: «время вечно», «вечное время», «вечность времени». В свою
очередь, время определенным образом характеризует вечность. И отнюдь не
только в том поверхностном смысле, что вечность можно понимать как
бесконечное и безначальное течение времени, но и в том смысле, что она
выражает единство его атрибутов (модусов), единство прошлого, настоящего
и будущего, так сказать «вневременной исток» (П.П. Гайденко) времени, что
приобретает специфическую значимость с точки зрения решения задачи
междисциплинарного синтеза. В частности, речь идет об одном из самых
важных императивов современности – вписать мир ценностей в научную
картину мира. Время и вечность являются диалектически взаимосвязанными
категориями, которые следует рассматривать в неразрывном единстве.
В рамках данного исследования предпринята попытка последовательно
вписать категорию вечности в темпоральную структуру мира и человека,
рассмотреть ее возможности в качестве категории, способствующей
интеграции научных, философских знаний и, соответственно, консолидации
научной картины мира. И, таким образом, реконструировать теоретико-
методологические основания комплексного осмысления широкого спектра
онтологических, гносеологических, аксиологических и иных проблем,
решение которых требует переосмысления содержания классической
оппозиции времени и вечности.
Были выявлены различные пути, способы формы концептуализации
времени и вечности, проанализированы представления о подлинном и
неподлинном существовании, о длительности и вневременности, об
объективном и субъективном восприятии времени и вечности, предпринят
категориальный анализ, исследован статус вечности в темпоральной
структуре мира (в структуре прошлого, настоящего и будущего),
осуществлена рефлексия над формами знания о времени и вечности на
уровне рационального и чувственного, наконец, освещены элементы
процесса овладения категориями времени и вечности на индивидуально-
личностном уровне.
В ходе исследования было установлено следующее.
1. В истории научно-философской мысли, особенно, в связи с прогрессом
естествознания, предполагающего применение количественных,
экспериментальных методов, категория вечности замещается, вытесняется
понятием времени. Этот важный и необходимый процесс, тем не менее,
обнаружил ограниченности. Хотя время при этом приобретает,
воспроизводит важные характеристики вечности, оно не может восполнить
всё содержание, весь мировоззренческий и методологический потенциал
данной категории.
2. Конституирование понятия времени связано преимущественно с
уровнем рассудочной деятельности, тогда как конституирование идеи
вечности предполагает мобилизацию интеллектуального поиска на уровне
разума. Обращение к категории вечности, особенно, в современную эпоху,
способствует восстановлению целостности картины мира, истории,
человеческой личности, способствует развитию диалектического мышления.
С точки зрения четырехуровневой концепции категорий, время следует
рассматривать в качестве категории третьего уровня, а вечность – в качестве
категории четвертого уровня.
3. Вечность является неотъемлемым элементом темпоральной структуры,
причем на каждом из уровней этой структуры порождается и функционирует
особым образом. Вечность объективируется посредством прошлого,
актуализируется посредством настоящего и проецируется посредством
будущего, причем и сами эти «части времени» (атрибуты) конституируются с
привлечением категории вечности, правда, как правило, не достаточно
проясненной, неотрефлектированной и, следовательно, не в полной мере
«работающей».
4. Ни один из известных смыслоообразов времени (образов, идей, моделей
времени), в той или иной степени, в той или иной форме выражающий
единство времени и вечности, не может считаться универсальным.
Различные философемы, теории, подходы дополняют друг друга. Особое
внимание следует обратить на то обстоятельство, что в формировании
представлений о времени и вечности существенную роль играют не только
естественнонаучные знания и данные психологических наук (чему сегодня
уделяется преимущественное внимание), но и этические проблемы,
например, проблема свободы выбора.
Проведенный анализ показал, что категория вечности действительно
является эффективно функционирующей категорией, способствующей
решению разнообразных теоретических проблем, которые предполагают
интеграцию различных знаний, составляющих картину мира, прежде всего,
очевидно, потому, что углубляет наши представления о времени (а тем
самым и о духовных и материальных объектах, которые категория времени
характеризует).
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!