Экфрастический тезаурус в прозе А. С. Грина : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01

📅 2018 год
Крюкова, М. И.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. ЭКФРАСИС В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ГРИНА В АСПЕКТЕ
СЮЖЕТА И ПРОСТРАНСТВА………………………………………………….……24
1.1. Разновидности экфрасиса в прозе Грина…………………………….……24
1.2. Экфрасисы Грина в контексте творчества беллетристов первой половины
XX века……………………………………………………………………………………44
1.3. Сюжет и экфрасис в произведениях Грина……………………………….55
1.4. Экфрасис и образы пространства в творчестве Грина…………….……..72
1.5. Динамичные картины в рассказах Грина ….…………………………………………88
Глава 2. ДИНАМИКА ЭКФРАСИСА И ОЖИВШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В
ПРОЗЕ А.С. ГРИНА …………………………………………………………………………………………116
2.1. Экфрастические портреты в повестях Грина («Пролив бурь»,
«Таинственный лес», «Джесси и Моргиана»)………………………………….……..116
2.2. «Карточный» экфрасис в творчестве Грина («Серый автомобиль»,
«Гениальный игрок», «Клубный арап», «Жизнь Гнора»)……………………………..134
2.3. Движущиеся статуи в прозе Грина («Бегущая по волнам», «Победитель»,
«Редкий фотографический снимок», «Белый огонь», «Серый автомобиль»,
«Убийство в Кунст Фише»)……………………………………………..…….…….….150
2.4. Манекены и куклы как воплощение динамики экфрасиса в творчестве
Грина («Золотая цепь», «Серый автомобиль», «Бунт на корабле Альцест»,
«Лабиринт»)…………………………………………………………………….……..…167
2.5. Зеркало как метафора экфрасиса в рассказе Грина «Безногий»…………192
Заключение………………………………………………………………………..212
Список литературы…………………………………………………………….219

Диссертационное исследование представляет собой анализ экфрастического
тезауруса в творчестве А.С. Грина. Вслед за определениями теоретиков экфрасис
рассматривается как «поэтическое описание произведений живописи и
скульптуры…»1, а также напоминающих картины и скульптуры изображений и
предметов, включенных в художественный текст. Изучение экфрастического
тезауруса в данной работе обозначает выявление и систематизацию живописных
картин, похожих на них изображений, а также скульптурных образов.
Экфрастический тезаурус, тем самым, является систематизацией разнообразных
визуальных мотивов и сюжетов, позволяющих увидеть живописно-пластическую
сторону поэтики Грина.
Задолго до широкого распространения теории экфрасиса в отечественном
литературоведении о мотиве ожившей статуи подробнейшим образом писал
Р.О. Якобсон в статье «Статуя в поэтической мифологии Пушкина»2. Исследователь
нашел множество сходств в сюжетном ядре сказки «Золотой петушок»,
петербургской повести «Медный всадник» и драмы «Каменный гость», они были
рассмотрены на фоне скульптурных мотивов пушкинской лирики. Р.О. Якобсон
назвал повторяющийся в произведениях Пушкина эпизод с оживающей статуей
«мифом», «поэтическим мифом», «символикой, из которой складывается мифология
поэта»3 (позже Р. Шульц возвел сюжет об ожившей статуе к древнему «книдскому
мифу»4), но в рамках современной терминологии можно назвать это же явление
мифологическим сюжетом5. Так или иначе, ученый толкует пушкинский
Spitzer L. The Ode on a Grecian Urn, or Content vs. Metagrammar (1955) // Essay on English and American Literature / ed.
by A.Hatcher. Princeton, 1962. P. 72.
2
Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 145-180.
3
Там же, с. 146.
4
Шульц Р. Пушкин и Книдский миф. Мюнхен: Вильгельм Финг ферлаг, 1985. 136 с.
5
Сам Р.О. Якобсон тоже употребляет термин «сюжетное ядро», «мотив» (Якобсон Р.О. Указ. соч. С. 168).
вариативный повтор структурно. Ожившая статуя позволяет «столкнуть», привести
во взаимодействие темы живого и мертвого. Сюжет об ожившей статуе организует
оппозиции живого – мертвого; динамического – статуарного, мгновенного – вечного.
Сам миф (или сюжет), таким образом, структурирует художественный материал,
определяет композицию произведения и т.п., поскольку в словесной структуре
анализируемых произведений исследователь подчеркивает моменты динамического
и статуарного.
Сделанное Р.О. Якобсоном открытие привело к тому, что сюжеты об
оживающих изображениях привлекли к себе пристальное внимание
литературоведов1. Тема оживающих портретов у Н.В. Гоголя и у писателей-
романтиков, а затем и в прозе ХIХ в., и у модернистов, стала весьма актуальной в
литературоведении. Не были обойдены вниманием исследователей и другие
описания изображений, натюрмортов, предметов искусства в интерьерах русской
классики.
Выявление и систематизация живописных картин, похожих на них
изображений, а также образов, напоминающих скульптуру, – отдельная и важная
тема, которая позволяет открыть и продемонстрировать свойства экфрастического
тезауруса у Грина. В диссертации анализу подвергаются гриновские описания
различных картин (в особенности портретов, но, кроме того, как картину можно
увидеть интерьеры и пейзажи), скульптур (статуи и статуэтки), восковых изваяний
(кукол и манекенов), карт и зеркал.
Карты с изображенными на них «лицами» – это, конечно, не «портреты» в
полном смысле этого слова, но они являются метафорой человека-вещи – одной из
самых трагических в литературе XIX-XX вв., открытой и описанной романтиками.
Карточная колода всегда знакова, символична, это картинки и их значения, поэтому
1
Еще раньше М.О. Гершензон отметил, что лубочные картинки в доме станционного смотрителя на Библейский
сюжет о блудном сыне имеют отношение к общему сюжету повести «Станционный смотритель» (Гершензон М.О.
Избранное. Мудрость Пушкина. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 384 с.).
появление карт в тексте организует «текст в тексте», второй, мощный, план текста.
Включение карты как вида изображения позволило показать метафорический план
стоящей за картой картинки (портрета).
Самый метафорический вид экфрасиса в творчестве Грина – зеркало. Его
можно увидеть как аналог портрета персонажа. Для Грина зеркало – важный объект,
который не столько «сохраняет» чужие изображения, сколько моделирует новые.
Это тоже своего рода изображение, только созданное не рукой художника, а Богом.
Внимание к этим образам позволяет углубить представления о сюжетно-
композиционных принципах поэтики писателя.
Понятие экфрасиса актуализировалось в литературоведении лишь в последние
десятилетия в связи с работами М. Рубинс1, Л. Геллера2, М.Г. Уртминцевой3,
Н.В. Брагинской4, Ю.В. Шатина5, М. Кригера6, K. Гросса7 и др. Но экфрасис – не
новый термин, он возник в греко-римской риторике8 и применяется издавна в
литературоведческих работах, особенно в работах ученых-древников.
На первый взгляд может показаться, что экфасис в современном понимании не
имеет отношения к мифологеме ожившей статуи, однако это близкие области
литературоведческих исследований, именно поэтому мы и акцентировали внимание
на исследовании Р.О. Якобсона. Нас интересует не только экфрасис в его основном
толковании, но – экфрастический тезаурус, в котором сочетаются статика и
Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Акад.
проект, 2003. 357 с.
2
Экфрасис в русской литературе: сб. тр. Лозаннского симпозиума // под ред. Л. Геллера. М.: Издательство «МИК»,
2002. 216 с.
3
Уртминцева М.Г. Экфрасис: научная проблема и методика исследования // Вестник Нижегородского университета
им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4-2. С. 975-977.
4
Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское
языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С. 259-283.
5
Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис // Критика и семиотика. 2004. №7. С. 217-226.
6
Krieger M. Ekphrasis: The Illusion of the Natural Sign. Baltimore and London: The John Hopkins University Press, 1992. –
432 с.
7
Gross K. The Dream of the Moving Statue. U.S.A.: Pennsylvania State University Press, 2006. 272 c.
8
Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста. С. 259-282.
динамика, а также пограничные по отношению к картинам и статуям образы и
мотивы – карты, зеркала, куклы, манекены и т.д.
Актуализация понятия «экфрасис» согласуется с таким свойством
современной культуры и литературы ХХ в., как интермедиальность. О.А. Ханзен-
Лёве считает его ключевым: «За концепцией интермедиальности стоит
общекультурное стремление к обмену, смешению, гибридизации, свойственное
любым тенденциям интертекстуальности, интердисциплинарности,
интеркультуральности»1. Несмотря на то, что Грина нельзя назвать авангардистом,
общая тенденция интермедиальности культуры наложила отпечаток на его
творчество. Гибридизация слова, изображения и пространства, несомненно,
характерны для произведений Грина, все его описания картин/статуй направлены на
то, чтобы усилить эффект живописно-визуального воздействия образной стороны
текста.
О.А. Ханзен-Лёве наглядно показывает, как романтическое стремление к
синтезу искусств превратилось в ХХ в. в тотальное тяготение к синкретическим
медиасистемам: «Предпочтение искусства fin de siѐcle… отдавалось замене или
симуляции одной художественной формы другой/другими: поэзия должна была
передавать впечатления музыки (звуковая живопись, языковая мелодия), музыка
должна была пробуждать визуально-живописные или литературные впечатления
(audition colorée, т.е. “прослушивание в цвете”), “звуковая картина”, “звуковые
стихотворения”, а живопись – вновь использовать литературные мотивы»2. Все это
укладывается в общее стремление искусства совершить «сдвиг дифференциации
между языковой и вещественной действительностью»3, то есть подчеркнуть и как-то
реализовать переносное, непрямое, невещественное значение слова, превратить одно
Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2015. С. 23.
2
Там же, с. 38.
3
Там же, с. 75.
в другое. «Оживление» мертвого, изображенного, скульптурного – это одна из
метафор, позволяющих остро ощутить зазор между языковым и неязыковым,
изображение «живо» только в переносном смысле, но словесное искусство способно
реализовать переносное значение, оживить мертвую картину, дополнить и заместить
собой живопись (как и музыку, к примеру).
Еще одно важное для понимания экфрасиса понятие – это понятие о рамках,
границах, в узком смысле – внутритекстовых, а в широком – и межжанровых,
межтекстовых, о границах между разными видами искусства1. «Живописный»,
«визуальный» фрагмент текста, конечно, имеет свои границы, сохраняет их, они
могут быть с большей или меньшей точностью проведены читателем. Картины и пр.
изображения в этом похожи на сны героев, которые тоже могут вводиться в текст
незаметно или подчеркнуто, но вне зависимости от характера границы, читатель
может ее ощущать или догадываться о ней. По мнению Ю.М. Лотмана, «проблема
рамки – границы, отделяющей художественный текст от нетекста, – принадлежит к
числу основополагающих. Одни и те же слова и предложения, составляющие текст
произведения, станут по-разному члениться на сюжетные элементы в зависимости от
того, где будет проведена черта, отграничивающая текст от нетекста. То, что
находится по внешнюю сторону этой черты, не входит в структуру данного
произведения: это или не произведение, или другое произведение»2.
Экфрасис – это что-то наподобие текста в тексте, и чаще всего экфрасис в
тексте имеет границы. Он отделен от общей структуры повествования. В нем есть
некоторая рамочность (начало и конец описания или фразы героев перед
Анализируя произведения Грина, мы будем искать внутри текстов повестей и рассказов писателя вставки с
описанием произведений искусства, они и будут «текстами в тексте». Но в большом масштабе само понятие экфрасиса
свидетельствует о существовании и о преодолении границ между текстом словесным и текстом изобразительным.
2
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. С. 203.
изображениями). Остроумная формула Дж.Т. Митчелла отчасти объясняет идею
рамки: экфрасис есть «словесное изображение визуального изображения»1.
Грин, с одной стороны, размывает границы между жизнью своих персонажей и
искусством, герой может пересекать их, превращаться в изображение сам. С другой
стороны, его изображения – это вторая реальность, которая, как правило, лучше
первой, «жизненной» реальности. В творчестве Грина экфрасис является рамкой,
внутри которой скрывается живописное или скульптурное произведение, а вне ее
находится литературный сюжет.
Согласно определению Ю.Н. Тынянова, фабула в диссертации
рассматривается как «статическая цепь отношений, связей, вещей, отвлеченная от
словесной динамики произведения. Сюжет – это те же связи и отношения в
словесной динамике. Изымая деталь из произведения (для иллюстрации), мы
изымаем фабульную деталь, но мы не можем ничем в иллюстрации подчеркнуть ее
сюжетный вес»2. В своих произведениях Грин, с одной стороны, картинно
визуализирует персонажей, но, в то же время, экфрасисы не разрывают динамики
сюжета. Возникающие картины не статичны, они, скорее, похожи на
кинематографические кадры3. Это свойство поэтики Грина отметила Т.В. Петрусь:
«Моторная изобразительность позволяет представить героя не просто зрительно, но
в динамике. Если бы произведение Грина было написано в жанре не рассказа, а
Mitchell W.J.T. Picture theory: Essays on verbal and visual representation. U.S.A.: Chicago Press, 1994. С. 152.
2
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 317.
3
М.М. Бахтин подытоживает: «Развитие фотографии и импрессионистического искусства обусловило появление
субъективной визуальности конца XIX–XX вв., которую, в свою очередь, сменила кинематографическая визуальность
XX в. Повышенная восприимчивость к непосредственно данной реальности обусловила возрастание роли зрительных
образов и развитие живописности в литературе» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества // Сост. С. Г. Бочаров,
примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. С. 453). Ю.Н. Тынянов размышлял над определениями
синтеза искусств: «пышные метафорические определения: “кино – живопись в движении” (Луи Деллюк) или: “кино –
музыка света” (Абель Ганс). Но определения эти – это ведь почти что “Великий Немой”. Называть кино по соседним
искусствам столь же бесплодно, как эти искусства называть по кино: живопись – “неподвижное кино”, музыка – “кино
звуков”, литература – “кино слова”. Искусство между тем не нуждается в определениях, а нуждается в изучении»
(Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 245).
киносценария, то многие части текста можно было бы рассматривать как точные
указания актерам и оператору»1.
При анализе экфрастического тезауруса невозможно обойтись без обращения к
проблеме визуальности. М. Левитт выделяет следующие категории культуры
визуализации: «градопланирование, архитектура, ландшафтный и парковый дизайн,
церемониальные и театральные действа, живопись, скульптура, гравюра,
коллекционирование и экспонирование предметов искусства, галантерея, ювелирные
украшения, парикмахерское искусство, изготовление фарфора и зеркал…»2.
Главным визуальным моментом экфрасиса Грина является живопись. Писатель
далеко не всегда использует упоминания и сюжеты известных (существующих)
полотен и скульптур, он сам в своем воображении создает удивительные картины и
статуи, а потом переносит их подробное описание на бумагу.
Второй аспект визуализации – это реализация метафоры «оживания» полотен
и скульптуры: оживая, они проявляют свою динамическую природу. М. Рубинс
проследила генеалогию экфрасиса, которая начинается с самых истоков литературы,
например, с «Илиады», где, «хотя динамичные эпизоды чрезвычайно жизнеподобны,
Гомер целенаправленно напоминает читателю, что он описывает не срез реальной
жизни, а художественный предмет»3. И вот у Грина виден именно такой
«художественный предмет» – расцветшая в динамике картина, оживший персонаж,
движущаяся статуя.
Произведения Грина отражают традиции предшествующей литературы, а
методы введения в литературу живописного кода очень древние. В русской
литературе они прослеживаются в XVIII в., например, живописный код представлен
1
Т.В. Петрусь. Неповторимое слово Александра Грина: Филологические этюды. Киров: Изд-во ВятГГу, 2007. С. 7.
2
Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С.33. «Этих
категорий так много, потому что само наше сознание и мышление не может обходиться без визуальных приемов:
необходимость вербализовать визуальное не только глубоко укоренилась в нашей традиции, став основной метафорой
нашего дискурса – само понятие “теория” этимологически происходит от греческого слова, обозначающее зрение, –
она проистекает из потребности осмысления любого визуального артефакта» (Там же, с. 35).
3
Рубинс М. Пластическая радость красоты. С. 67.
у Н.М. Карамзина. Само слово «живописность», «живописное», восходящее к
«живописи», стало ключевым понятием эпохи, вобравшим в себя всю гамму
представлений творцов литературы о том, каким должно быть изображение человека
в литературе.
XIX век, особенно эпоха романтизма, представляет тесную взаимосвязь
литературы и живописи/скульптуры. Изображения здесь не просто описаны как
живые, они приходят в движение благодаря фантастическим событиям
романтической повести. В произведениях А.С. Пушкина статуи преодолевают
статичность, в повестях М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя оживают портреты.
Б.Р. Виппер пишет об искусстве XIX в.: «Портреты-химеры, портреты-небылицы
Гойи показывают, что все стало понятно и все неинтересно, человек уже больше не
тайна, если можно нарисовать портрет движущегося, обернувшегося спиной,
несуществующего человека»1.
Грин создавал свои романы и рассказы в период первой трети XX в., расцвета
поэзии Серебряного века, богатого экфрастическими описаниями: «Четкость и
ясность границ произведения, напоминающего скульптуру или архитектурное
сооружение, и внутренняя его устремленность в мир вовне почти зрительно
расширяют пространство, превращая литературный текст в метафорически
изобразительный»2.
В своих произведениях Грин вербализовал живопись и скульптуру, наделил
изображения динамикой, сделал их частью сюжета или полноценными персонажами.
Динамический порыв, касающийся практически всех скульптурно-живописных
мотивов, словно раздвигает изнутри границы нарисованного или окаменевшего
изображения и становится движущей силой, которая создает новый мир.
Рассматривая экфрастический тезаурус Грина, нельзя не подчеркнуть особых
1
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. С. 273.
2
Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика / Дисс. … д.ф.н.
Новосибирск. 2012. С. 13.
свойств созданной им визуальности: скульптурно-живописные мотивы практически
переходят в статус словесных, по крайней мере, находятся на границе между
изображением и словом.
В данной работе используется классификация экфрасиса Е.В. Яценко1,
которую исследователь оставляет с опорой на теоретические положения
Н.В. Брагинской, Л. Геллера, В.В. Бычкова, С.С. Аверинцева, Р. Мниха. По
«носителю» изображения, материалу, т.е. по описываемому референту, экфрасисы
подразделяются на репрезентации произведений: a) изобразительного искусства:
живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии;
б) неизобразительного искусства: архитектуры, ландшафтного и интерьерного
дизайна, декоративно-прикладного искусства (мелкая пластика, маска, кукла,
мебель); в) синтетического искусства – кино; а также г) репрезентации артефактов,
которые произведениями искусства не являются: фото, популярная печатная
продукция (этикетки, реклама, открытки), графика в научно-популярных изданиях и
т.д. В диссертации выделяются данные типы экфрасиса, позволяющие сформировать
систему экфрастического тезауруса в творчестве А.С. Грина.
Итак, при изучении экфрастического тезауруса Грина для нас оказалась важна
якобсоновская мифологема (сюжет-миф об ожившей статуе) потому, что предметом
нашего анализа является экфрасис «динамический» – прием, используемый Грином
неоднократно: практически все изображения, которые вводит писатель в текст,
наполнены динамикой, то есть «оживают» в глазах наблюдателя. Однако не
меньшую роль в описании поэтики Грина играет и современное
литературоведческое понимание экфрасиса, поскольку помимо частоты
использования мотива оживающего изображения, писатель создает многообразие
оттенков и колорита описания оживающих изображений, детально продумывает
Яценко Е.В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы
философии. 2011. № 11. С. 47-57.
приемы включения текста экфрасисных описаний в основной текст, работает над
сложными формами синтеза словесного и изобразительного.
Зачастую в центре произведений Грина оказываются художники и любители
искусства, создатели и творцы. Этот прием идет от романтической культуры первой
трети XIX в., создавшей поэтический миф о вдохновении. Как считает
Н.Я. Берковский, иенские поэты и философы – родоначальники романтизма –
полагали, что только творец может постичь Бога, ибо в акте Творения он
уподобляется Создателю, «Творец продолжается в творимом и сотворенном»1.
«Внимание романтизма к изобразительному искусству и живописи было
обусловлено близостью романтического мироощущения природе самой живописи.
Увлечение живописью отвечало приверженности романтизма к ярким, пластически
завершенным образам. Если поэзия и музыка являли дух человека без предметного
выражения, то пластические искусства воссоздавали цельного человека, в единстве
его духовного содержания и предметного воплощения»2.
Таким образом, не только миф о творце и вдохновении притягивает
романтиков, не менее ярко в романтическую эпоху переживается идея синтеза
искусств: «Скульптура стремится выражать только формы, она презирает краски и
язык… Музыка – это предельное проявление духа… Живопись же, в неведении и
словно бы покинутая, стоит посередине. Она хочет создать иллюзию жизни,
пытается подражать звуку и речи живого мира»3.
Персонажи рассказов и романов Грина наделены чертами романтических
героев, художники ищут свой путь, свою правду в искусстве и жизни, но, как и для
романтиков XIX в., самым важным для них является выражение духа творца. У
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-Классика, 2001. С. 468.
2
Луткова Е.А. Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков: автореферат дис. … кандидата
филологических наук. Томск, 2008. С. 19.
3
Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977. С. 152 – 153. Отметим попутно, что идея синтеза
искусств – это та самая идея, которую О.А. Ханзен-Лёве видит как основу создания медиасистем ХХ в.
романтиков жизнь струится: «Поэзия жизни и движения жизни, независимая от тех
или иных предметов, форм и тем, должна была приобрести и приобретала
огромнейшую широту»1.
Грина нередко называют неоромантиком, в качестве темы творчество у Грина
– центр и смысл существования. В работе Е.Н. Иваницкой подчеркивается, что
«ценность и сила, превосходящая ценность и силу любви в гриновском мире, – это
искусство. Коллизии, связанные с ним, регулярно становятся основой сюжета в
рассказах (“Черный алмаз”, “Искатель приключений”, “Сила непостижимого”,
“Белый огонь”, “Победитель”, “Акварель” и др.)»2. Исследовательница рассуждает о
том, что искусство занимает особое место в творческом мире Грина.
В монографии «Александр Грин: Жизнь, личность, творчество» Л. Михайлова
пишет о разнообразных поворотах темы искусства в его сюжетах, в частности, о
столкновении жизни и искусства. Произведения искусства в прозе Грина несут не
только эстетическую функцию в судьбе героев, они изменяют ее. Судьбы
художников драматичны, и корни неуживчивости одаренных натур лежат не в
причудах характера. Художника изнуряет сложность его профессии, его почти
сверхъестественная чувствительность, муки и «радость обостренного созерцания»3,
опаляющий вихрь впечатлений, когда бросается он к карандашу и бумаге «в
обманчивом восторге ложного захвата сокровищ»4. «Черный алмаз», «Таинственная
пластинка», «Сила непостижимого», «Слепой Дей Канет» – в этих рассказах 1916-
1918 гг. Грин пишет о роли искусства в судьбе человека, перед которыми
простирается широкий мир исследования, об искусстве и политике, искусстве и
морали, о природе искусства, об искусстве в его истинном и поддельном выражении.
Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. С. 20.
2
Иваницкая Е. Н. Мир и человек в творчестве А. С. Грина. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. С. 64.
3
Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М.: Художественная литература, 1980. С. 132.
4
Там же, с. 132
Значение искусства в творчестве писателя, а также вопросы художественной
статики и динамики рассматривал В.И. Хрулев в монографии «Романтизм
Александра Грина» (1994). «Мир представляется Грину как явление движущееся, т.е.
находящееся в бесконечном развитии вне нас и внутри нас; как начало движущееся,
дающее толчок и направление внутреннему миру человека; и как начало движимое
уже самим духовным стремлением и внутренним миром человека, – пишет
исследователь о Грине. – Мир в его романтическом творчестве нестабилен. Он весь в
движении, переливах, непостоянстве. Неустойчивость его подчеркивается всеми
средствами: музыкой, красками, пространственными, временными ощущениями,
пластикой и т.д.»1.
В 2004 г. в Пскове была защищена кандидатская диссертация «Принципы
художественного обобщения в прозе Грина». Е.А. Козлова обращается к проблеме
искусства в творчестве писателя: «Границы между жизнью и искусством
размываются, жизнь воспринимается как форма искусства, а одной из функций
искусства становится пересоздание жизни»2.
В.И. Хрулев размышлял и о визуализации в творчестве Грина: «Как художник
Грин обладал сложным аппаратом чувственного восприятия и воображения.
Наиболее значительную роль в нем играли зрительные ассоциации. Сам писатель
неоднократно подчеркивал это как в автобиографических признаниях, так и в
художественных произведениях. В “Рассказе Бирка” Грин подробно раскрывает
роль ассоциаций через признания своего героя: “Надо сказать, что с самого детства
зрительные ощущения являлись для меня преобладающими. Комплекс их
совершенно определял мое настроение. Эта особенность была настолько сильна, что
Хрулев В.И. Романтизм Александра Грина (эволюция и сущность). Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 1994. С. 144.
2
Козлова Е.А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности:
автореферат дис. … кандидата филологических наук. Псков, 2004. С. 18.
часто любимые из моих мелодий, сыгранные в отталкивающей обстановке,
производили на меня неприятное впечатление”»1.
Итак, к проблеме искусства в произведениях Грина литературоведением был
проявлен большой интерес, но перечисленные нами исследователи почти не
упоминали об экфрасисе, о мифологеме оживающих изображений и скульптур, о
динамике этого сюжета, о способе функционирования описаний картин/скульптур в
тексте. Есть лишь отдельные статьи, касающиеся конкретно данной темы.
Анализ оживающего изображения представлен в работе Н.А. Петровой
«Структура пространства в “Фанданго” А. Грина». Исследовательница акцентирует
свое внимание на проблеме гриновского пространства, которое «имеет
жизнеподобные очертания и подчиняется традиционной оппозиции север-юг»2.
Важно также отметить еще одно заключение Н.А. Петровой: «Пространство у Грина
наделено сюжетообразующей функцией. Фабула произведений, репрезентирующих
его художественный мир, построена на переходе из одной жизни в другую, на
сказочном по своей архетипической сути пересечении границы между своим и
чужим»3. Логика статьи строится уже не в рамках размышления о сюжете об
оживающем изображении, а в рамках осмысления экфрасиса.
Н.А. Петрова рассматривает мотив оживающей картины как переход героя в
трансцендентный мир, который открывается через произведение искусства.
Персонажи попадают в другое пространство, выбираются из него, характеризуя тем
самым свойства преодоления трехмерности бытия. Герой Грина не только погружен
в двое- (или много-)мирие, но несет его в своей душе. Исследовательница
акцентирует свое внимание на персонаже, который перемещается из одного топоса в
другой – трансцендентный мир. Такое понимание пространства и его
Хрулев В.И. Романтизм Александра Грина. С. 164.
2
Петрова Н.А. Структура пространства в «Фанданго» А. Грина // Алфавит: строение повествовательного текста.
Синтагматика. Прагматика. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 249-256.
3
Там же.
сюжетопорождающих свойств очень характерно для ХХ в., когда искусство
перенасыщено пространственными играми, определяющими сюжетное развитие, а
не наоборот.
Р.М. Ханинова в отдельной главе книги «Антропологическая поэтика русской
повести и рассказа 1900-1930-х гг.»1 рассматривает сновидческую философему и
экфрасис в малой прозе Грина. Подробно изучая скульптурную мифологему
творчества писателя, Р.М. Ханинова, тем не менее, не подчеркивает значение мотива
оживающей статуи в прозе писателя и не обращается к романам Грина.
Таким образом, в литературоведении подробно не исследована проблема
пространственных моделей в прозе Грина, связанных с оживающими
произведениями искусства.
В 2003 г. Г.И. Шевцова рассмотрела идею движения в сквозных мотивах пути
и дома. «Согласно позиции Грина, только взаимосвязь двух начал, динамического и
статического, способна обеспечить гармоничное существование человека»2.
Исследовательница обращает внимание на «мотив куклы, особенно востребованный
в романтизме», который «воплощает идею ненастоящей жизни», затрагивает
«проблему духовности человеческой жизни»3, не связывая, однако, данные
положения с мотивом оживающего изображения и – шире – проблемой экфрасиса.
За последние годы не появлялось диссертаций о творчестве Грина, а также
работ о роли искусства в прозе писателя. Напротив, возрос интерес к мотиву
ожившего изображения. В 2011 г. в Томске В.Ю. Баль написала о «Мотиве “живого
портрета” в повести Н.В. Гоголя “Портрет”»4. В 2013 г. М.Л. Сидельникова
Ханинова Р.М. Антропологическая поэтика русской повести и рассказа 1900-1930-х гг. Элиста: Изд-во Калм. ун-та,
2013. С. 135-154.
2
Шевцова Г.И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А.С, Грина (мотивный аспект): автореф.
дис. … канд. филол. наук. Елец, 2003. С. 9.
3
Там же.
4
Баль В.Ю. Мотив «живого портрета» в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Текст и контекст: автореф. дис. … канд.
филол. наук. Томск, 2011. 22 с.
проанализировала мотив ожившего изображения в русской литературе XIX – XX
вв.1, а Д.В. Кротова посвятила свою диссертацию синтезу искусств в русской
литературе конца XIX – первой трети XX в.2.
М.Л. Сидельникова в отдельном параграфе рассмотрела рассказ Грина
«Фанданго», сделав вывод, что «“оживание” становится символом к жизни,
раскрывая неоромантическую природу творческого метода А. Грина»3. Д.В. Кротова
для анализа тоже выбрала «Фанданго», но увидела в этом тексте «структуру
музыкального жанра»4. Исследовательницами были поставлены проблемы влияния
искусства на душу человека и сознание: «какие нравственные изменения происходят
с личностью под влиянием произведений искусства»5. Данные работы
характеризуют искусство в творчестве Грина как существование второго
ирреального пространства в тексте (М.Л. Сидельникова) или как способ
преображения действительности (Д.В. Кротова).
В нашей работе анализу подвергаются все романы и рассказы, в которых в той
или иной степени присутствует экфрастический тезаурус. Самым частотным
вариантом проявления «динамического» экфрасиса у Грина является мотив
ожившего изображения (не только картины, но и скульптуры), поэтому нами
предпринята попытка рассмотреть искусство как инобытие героев, обособленный
мир, находящийся за рамкой картины, полноценная часть пространства героев.
Такой способ позволяет наиболее полно охарактеризовать экфрастический тезаурус.
Сам способ включения в текст экфрасиса в творчестве Грина характеризует не
только сюжет, но и структуру текста. В прозе писателя портрет или статуя приходят
Сидельникова М.Л. Мотив «ожившего» изображения в русской литературе XIX – XX вв.: традиции и эволюция:
автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2013. 24 с.
2
Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети XX века (А. Белый, З.Н.Гиппиус, А.С.
Грин, М.М. Зощенко): автореф. дис. … канд. филол. наук. М, 2013. 34 с.
3
Сидельникова М.Л. Мотив «ожившего» изображения в русской литературе XIX – XX вв. С. 20.
4
Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети XX века. С. 8.
5
Сидельникова М.Л. Мотив «ожившего» изображения в русской литературе XIX – XX вв. С. 23.
в движение («Бегущая по волнам»), иногда произведения искусства кажутся живыми
только под взглядом наблюдателя («Искатель приключений»). Персонажи Грина –
словно двойники картин, но сам экфрасис при этом может быть миметическим и
немиметическим.
Итак, в диссертации на примерах конкретных текстов показывается, как Грин
формирует свой экфрастический тезаурус – создает словесную живопись и
скульптуру. Благодаря словесному образу визуальный объект приобретает особую
ценность и масштаб. Литературная живопись и скульптура у Грина обладают
способностью концентрировать смыслы, расширять свою, и без того весьма
широкую, функциональность в художественном произведении за счет того, что
являются не только описательной составляющей произведения, но и элементом
повествования – движущим сюжет мотивом. Все это вбирает в себя понятие
экфрасиса, его функции и возможные смыслы, экфрасис формирует
метафорический, символический план произведения, подводит к идее синтеза
искусств и интермедиальности культуры в целом.
Актуальность исследования определяется устойчивым интересом в
современном литературоведении к проблемам экфрасиса в текстах XIX-XX вв. и к
вопросам синтеза искусств, интермедиальности. Наличие экфрастического тезауруса
в произведениях Грина выявляет необходимость создания целостной работы,
посвященной анализу этого явления. В работе также подробно рассматривается
экфрасис и с точки зрения сюжета (сюжет об оживающих изображениях), и с точки
зрения общей структуры текста, определяется место экфрасиса в общей композиции
произведения.
Объектом исследования является экфрастический тезаурус в прозе
А.С. Грина. Материалом послужили романы писателя («Бегущая по волнам»,
«Блистающий мир», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана», «Золотая цепь»),
повести («Алые паруса», «Пролив бурь»), новеллы и рассказы с элементами
экфрасиса.
Предметом исследования выступают динамические особенности экфрасиса в
прозе А.С. Грина.
Цель нашего исследования – изучение экфрастического тезауруса в прозе
А.С. Грина и определение его роли в общей композиции романов и рассказов и в
поэтике А.С. Грина в целом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Аналитически описать экфрастический тезаурус и обозначить
динамические и статические характеристики экфрасиса в текстах А.С. Грина;
2. Определить функции экфрасиса в сюжетно-мотивной структуре
произведений А.С. Грина;
3. Показать, что экфрастический тезаурус в прозе А.С. Грина включен в
интермедиальную парадигму культуры ХХ в.
4. Рассмотреть интертекстуальные корни экфрасиса в творчестве
А.С. Грина;
5. Доказать, что разнообразие экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина
связано с особенностями поэтики его произведений, в частности, со свойствами
неоромантического стиля.
Научная новизна исследования определяется следующими его аспектами:
1. Впервые предпринято системное исследование экфрасисного тезауруса в
прозе А.С. Грина;
2. Впервые осуществлено комплексное аналитическое описание
визуальной образности в романах и рассказах А.С. Грина;
3. Обозначены интертекстуальные связи произведений А.С. Грина с прозой
и поэзией писателей XIX и XX вв. в аспекте экфрасиса;
4. Понятие «экфрасис» в творчестве А.С. Грина рассматривается в
контексте исследования проблем интермедиальности, синтеза искусств и
синкретических медиасистем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина показывает, что
ключевым для творчества писателя является «динамический» экфрасис как метафора
ожившего изображения, организующая в тексте оппозиции живого/мертвого,
статического/динамического, мгновенного/вечного.
2. Метафора ожившего изображения определяет развитие мотивики и
сюжетики во многих произведениях А.С. Грина (в творчестве писателя выделено
более 30 экфрасисов такого типа), сюжетная динамика обеспечивается переходом
границы между пространством «искусства» (картины) и «жизни» (все, что оставлено
за рамками картины).
3. На основе анализа экфрасисного тезауруса в прозе А.С. Грина доказано,
что экфрасис играет важнейшую роль в художественном мире писателя и широко
распространен в его произведениях, что свидетельствует о приверженности писателя
к интермедиальной парадигме культуры ХХ в.
4. Проза А.С. Грина развивалась в тесном взаимодействии с русской и
зарубежной классикой и беллетристикой, в которой в той или иной мере представлен
экфрастический тезаурус; влияние на творчество писателя оказали экфрасисы
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г. Флобера, Э. По, А.И. Куприна.
5. Для А.С. Грина важны не только сюжетно-тематические заимствования
и переклички, но и многообразие форм включения экфрасиса в текст произведения:
экфрасисы возникают в сознании героев (картины-сны, картины-мечты, картины-
видения), вставляются в произведение как отдельные, независимые сюжетные
эпизоды, проявляется игра с рамками описанных в тексте изображений. Анализ
экфрастического тезауруса позволяет проследить неоромантические черты поэтики
А.С. Грина.
Теоретическая значимость исследования предопределена тем, что
1. благодаря выявлению и аналитическому описанию экфрастического
тезауруса в творчестве А.С. Грина появляется возможность обновить представления
о поэтике писателя, акцентировать значение неоромантических тем творца,
искусства, синтеза искусства;
2. на примере конкретных произведений показан механизм действия
динамического экфрасиса, поскольку метафора «живое изображение/изваяние»
является одной из самых продуктивных в классике и беллетристике ХIХ-ХХ вв.;
3. большой объем и разнообразие экфрасисного тезауруса у А.С. Грина
позволяет судить о экфрасисе как о важнейшем звене беллетристического канона
русской литературы начала ХХ в., с одной стороны, а, с другой стороны –
рассматривать экфрасис как оригинальную черту поэтики писателя.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты
исследования могут быть использованы в практике преподавания в ВУЗах при
чтении курсов лекций по истории литературы ХХ в., задействоваться при подготовке
спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству А.С. Грина, при проведении
литературных факультативов в старших классах средней школы с гуманитарным
уклоном, а также при разработке учебных и методических пособий.
Методологическая основа диссертации определяется единством историко-
литературного, компаративного и структурного подходов. На исследование
повлияли теоретические труды по проблемам экфрасиса, синтеза искусств,
интермедиальности и диалога культур О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина,
Н.В. Брагинской, В.Н. Топорова, О.А. Хансен-Лёве, Л. Геллера, Б. Кассен,
М. Рубинc, Н.В. Злыдневой, М.Б. Ямпольского, Т.Е. Автухович и др.; работы,
посвященные проблемам мотивного анализа, сюжетологии, нарратологии
(Е.Д. Мелетинского, В.Я. Проппа, Б.М. Гаспарова, И.В. Силантьева, Г.К. Косикова и
др.), вопросам семиотики и семиосферы (Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана,
Б.А. Успенского, У. Эко), статьи и монографии об оживающих изображениях в
творчестве А.С. Грина и других русских и зарубежных писателей (Р.О. Якобсона,
В. Шмида, В.Ю. Баль, М.Л. Сидельниковой, Н.А. Петровой).
Степень достоверности результатов исследования. Достоверность
полученных результатов определяется полнотой рассмотренного материала на
достаточно высоком научно-теоретическом уровне. Все положения, выдвинутые в
диссертации, основательно доказаны. Итоговые результаты работы, изложенные в
заключении, соотносятся с целью и задачами, сформулированными во введении и
двух главах исследования.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации изложены в виде докладов на
конференциях молодых ученых «Филологические чтения. Проблемы интерпретации
в лингвистике и литературоведении» (Новосибирск, НГПУ, 2012, 2013), на
международной междисциплинарной научной конференции «Метаморфозы
культуры на рубеже тысячелетий: культуросозидание как теоретическая и
прикладная проблема» (Новосибирск, НГУ, 2012); на межвузовской научной
конференции «Кормановские чтения» (Ижевск, УдГУ, 2013); на всероссийской
научной конференции «Вторые Лемовские чтения» (Самара, СГУ, 2013); на
Международной научно-практической конференции «Миф – фольклор – литература:
постановка вопроса в современном научном пространстве» (Вроцлав, Польско-
Русский институт, 2014); на Всероссийских научных конференциях «Сюжетология/
сюжетография» (Новосибирск, ИФл СО РАН, 2015, 2016).
По теме диссертации опубликовано 11 статей, из которых 8 – в научных
изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 2 – в зарубежных сборниках, 1 – в сборнике
материалов Всероссийской научной конференции.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»