Эстетика фантастического в романах воспитания Ч. Диккенса
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «ДЭВИД
КОППЕРФИЛЬД» …………………………………………………………………………………………………… 26
1.1. ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И МОТИВ ПРЕДЧУВСТВИЙ ……………………………….. 30
1.2. СЦЕНЫ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ И ВИКТОРИАНСКИЕ СУЕВЕРИЯ ……………………………. 48
1.3. СИМВОЛ ВОДЫ И ОБРАЗ БУРИ………………………………………………………………………………. 62
1.4. ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………………………… 72
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «ХОЛОДНЫЙ
ДОМ»……………………………………………………………………………………………………………………… 75
2.1. МЕТАФОРА ТУМАНА И ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ …………………………………….. 82
2.2. ПОИСК ПУТИ: МОМЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТУИЦИИ И ЛОЖНЫЙ СЛЕД …………… 100
2.3. СЦЕНЫ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ И АТМОСФЕРА МИСТИКИ …………………………………… 113
2.4. МОТИВ ЗАГАДОЧНОГО ПОРТРЕТА ……………………………………………………………………… 121
2.5. ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………………………………………………… 135
ГЛАВА 3. ЭСТЕТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»
…………………………………………………………………………………………………………………………….. 138
3.1. ЭКСТРАВАГАНТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ДВА ПЛАСТА БЫТИЯ ………………………………. 144
3.2. МОМЕНТЫ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД …………………………………………………………………………… 159
3.3. СЕНСАЦИОННЫЕ СЦЕНЫ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ ………………………………………………… 168
3.4. СКАЗОЧНОЕ ОПИСАНИЕ ПОКОЕВ МИСС ХЭВИШЕМ …………………………………………. 175
3.5. ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………………………. 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 183
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………………….. 194
Во введении анализируются сущность и содержание сенсационно-
реалистического стиля Ч. Диккенса, понятие фантастического и его место в
романах воспитания Ч. Диккенса; исследуются различные походы к
пониманию фантазии; рассматриваются основные работы, посвященные Ч.
Диккенсу как в русской, так и в английской традиции, подробно освещается
степень изученности литературного стиля Диккенса.
Первая глава «Эстетика фантастического в романе «Дэвид
Копперфильд» содержит изложение проблемы внедрения фантастических
Несмотря на наличие работ о неовикторианском романе (см., например обзорную монографию, где
приводится историография вопроса: Скороходько Ю.С. Неовикторианский роман младшего поколения:
поэтика и жанровые разновидности. М.: Флинта; Наука, 2018. 376 с.), наше исследование посвящено не
освещенным в тех трудах сторонам литературного процесса. А именно: мы фокусируем внимание на
компонентах индивидуально-авторских литературных стилей разных викторианских и неовикторианских
писателей. Кроме того, в центре нашего внимания — литературный стиль Диккенса.
элементов в роман воспитания. Здесь приведены многочисленные синонимы
«фантазии» и «фантастического», к которым прибегал Диккенс, показана
значимость эстетики фантастического для его творчества. Рассмотрены
основные составляющие сенсационно-реалистического стиля писателя:
моменты предчувствий и связанные с ними эксцентричные образы героев;
поэтически окрашенные сцены умирания героев, обогащенные народными
поверьями и мистическими событиями; описание сцены бури, где стихия
сравнивается с живым существом, развивающимся по законам природы.
В первом разделе этой главы, «Эксцентричные персонажи и мотив
предчувствий»,проанализированымоментыпредчувствий,которые
переживают герои (главным образом, Дэвид Копперфильд). Эти впечатления
перемежаются с эксцентричными портретами разных персонажей. Диккенс
использует фантастические мотивы и сюжеты из пьес, сказок, фольклора и
использует их в качестве комментария к событиям реалистичной биографии
главного героя, совмещая реальное и фантастическое.
Во втором разделе «Сцены на смертном одре и викторианские
суеверия»рассматривается содержаниеяркихэпизодов, в которых
описываются сцены смерти. Анализируются фантастические суеверия и
древние поверья, отражающие тесную связь человека с природой, а также
поэтические приемы, служащие для усиления выразительности описываемых
сцен.
В третьем разделе «Символ воды и образ бури» в фокусе внимания
оказывается природная стихия – буря, описание которой насыщено отсылками
к английской классике и дается в восприятии героя как суд Всевышнего над
людьми.
Во второй главе «Эстетика фантастического в романе «Холодный
дом» проанализировано дальнейшее развитие сенсационно-реалистического
стиля автора. Фантастическое отчасти реализуется уже в новом для
литературы того времени приеме «наведения на ложный след» (“a red
herring”), воплощаясь в серию мистических моментов, структурирующих
повествование и придающих ему оттенок протодетектива и романа-«мистери»
(“a mystery novel”).
В первом разделе «Метафора тумана и эксцентричные персонажи»
рассматривается галерея эксцентричных образов героев, описываемых на
фоне всепоглощающего тумана. Метафора тумана выступает в повествовании
какприем,помогающийавторусоздатьатмосферунеясностии
таинственности. Анализируется роль метафоры тумана в построении системы
образов персонажей и их поместий.
Во втором разделе «Ориентация в тумане: поиск пути и моменты
предчувствий» рассмотрены два вида «предчувствий»: с одной стороны,
порожденныхчуткойинтуициейгероинииверноотражающих
действительность (линия Эстер Саммерсон в «Холодном доме»); с другой
стороны, порожденных ошибочными логическими предположениями разных
героев (эпизоды, представленные в технике “red herring”).
В третьем разделе «Сцены на смертном одре и атмосфера мистики»
представлены сцены умирания, описание которых сопровождается яркими
метафорами и символическими образами. Анализируется фантастическая
смерть Крука от самовозгорания: писатель включает в повествование
различные предзнаменования и приметы, что создает неповторимую
атмосферу паранормального, фантастического.
В четвертом разделе «Мотив загадочного портрета» рассматривается
динамикавидоизмененийпортреталедиДедлок,представленная
рассказчиком. Портрет выступает и как хранитель сенсационной тайны
миледи, и как свидетель шантажа бедной женщины со стороны другого
персонажаромана.Прослеживаетсясвязьмотивамистически
преображающегося портрета с последующей английской сенсационной и
детективной традицией.
В третьей главе «Эстетика фантастического в романе Ч. Диккенса
«Большие надежды» анализируется то, как проявляется фантастическая
доминанта литературного стиля в указанном романе Диккенса, все больше
тяготеющего к психологизму и трагикомизму.
В первом разделе «Экстравагантные персонажи и два пласта
бытия» представлена эволюция таинственных образов мисс Хэвишем и Абеля
Мэгвича в восприятии главного героя. Фантастическое здесь представлено
исключительнозаблуждениямииложныминадеждамигероя —
заблуждениями, которые свидетельствуют о его неопытности, незнании
жизни и людских характеров.
Во втором разделе «Моменты ложных надежд» рассматриваются
ложные надежды главного героя, которые подпитываются его фантазиями, а
также разнообразными ложными доводами и догадками о происходящем
вокруг него (напоминает прием “red herring”, сбивающий следствие с верного
пути). Ложные догадки принадлежат не только Пипу: порой повествование
рассказчика построено так, что ложная догадка как бы внушается читателю.
В третьем разделе «Сенсационные сцены на смертном одре»
анализируются необычные сцены умирания: первая, случившаяся в результате
насилия, описана с использованием приема наведения на ложный след (“a red
herring”); вторая, с очевидным морализаторским подтекстом, сопровождается
фантастическими видениями и предчувствиями главного героя, который
помещается в позицию провидца, способного предсказывать ход будущих
событий.
В четвертом разделе «Сказочное описание покоев мисс Хэвишем»
внимание фокусируется на покоях мисс Хэвишем, в описании которых ярко
проявилось фантастическое начало. При этом образ самой героини постоянно
видоизменяется: она то фея, то колдунья, то призрак. Фантастическое здесь
овеществилось в виде вполне осязаемого интерьера реально существующего
поместья.
В Заключении подводятся итоги исследования, формулируется
решение поставленных задач, а предложенный новый ракурс восприятия
творчества Ч. Диккенса, с опорой на английскую эстетику фантастического,
помещается в контекст современного диккенсоведения.
В ходе диссертационного анализа рассмотрено три романа воспитания
Диккенса – «Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Большие надежды». В
каждом обнаруживается увлеченность автора идеей фантастического,
проявляющейся в тексте в различных элементах. Можно сказать, что “fancy”
и “fanciful” (фантазия и фантастическое) являют собой эстетическую
доминанту диккенсовской манеры письма, его стиля, так как фантастическое
обнаруживается на различных уровнях текста произведений писателя —
словесном, образном, композиционном.
В трех диккенсовских романах воспитания рассмотрено несколько
уровней, на которых проявился сенсационно-реалистический стиль автора:
это словесный уровень (в текстах Ч. Диккенса присутствует множество
отсылок к слову «фантастический», “fancy / fanciful”, и его синонимам), это
образыэксцентричныхперсонажей,сценыумирания(окрашенные
суевериями и мистикой), а также моменты обостренного чувствования (будь
то предчувствия, интуиция или ложные надежды). В каждом из романов
эстетикафантастическогоокрашиваетсобойнаиболееяркиеи
запоминающиесясимволы-образы:этонасыщеннаясимволическими
смыслами буря в романе «Дэвид Копперфильд», символика мистического
портрета в «Холодном доме» и сказочно-готическое описание покоев мисс
Хэвишем в «Больших надеждах».
Какова же динамика изменений перечисленных нами фантастических и
сенсационных компонентов диккенсовских произведений от «Дэвида
Копперфильда» к «Большим надеждам»? Какова, иными словами, динамика
диккенсовского литературного стиля?
Опорные моменты повествования в диккенсовских романах воспитания
(они же структурные компоненты диккенсовского литературного стиля) —
это моменты обострения чувств героев. Серии этих «моментов» претерпевают
следующие изменения от романа к роману. От обычных фантастических
предчувствий героя, оправдывающихся или не оправдывающихся по мере его
взросления («Дэвид Копперфильд»), писатель переходит к описанию более
дифференцированных серий ощущений: с одной стороны, порожденных
чуткой интуицией героини и в большинстве своем верно отражающим
действительность (линия Эстер Саммерсон в «Холодном доме»); с другой
стороны, порожденных ошибочными логическими предположениями разных
героев (эпизоды, представленные в технике “red herring” в детективных
линиях романа «Холодный дом»: некоторые рассуждения сыщика Бакета,
отдельные предположения Гапи и пр.). В «Больших надеждах» основной
костякпроизведениясоставляютложныенадеждыгероя,которые
подпитываются его фантазиями, а также разнообразными ложными доводами
и догадками о происходящем вокруг.
Многие приемы, использованные Диккенсом для описания загадочной
реальности и жизненных тайн, где реальное тесно переплетается с
фантастическим, получили дальнейшее развитие в детективной литературе, в
модернистской литературе, а также в неовикторианском романе нашего
времени.
Творчество английского писателя Чарльза Диккенса (Charles Dickens,
1812–1870), получившее мировую известность в XIX веке, продолжает
волновать читателей нашей эпохи, а его изучение остается актуальным. На
устойчивый интерес к творчеству писателя, как в России, так и на Западе,
указывает постоянно пополняющийся ряд биографических, научных и
критических исследований, посвященных различным аспектам его жизни и
творчества1. Кроме того, произведения писателя порождают многочисленные
отголоски в современной массовой культуре: диккенсовскую манеру
письма — с эксплицитными отсылками к имени писателя — воскрешают
авторы неовикторианского романа, современные киносценаристы, создатели
романов-фэнтези.
К примеру, критики, говоря о недавно вышедшем романе Сары Перри
«Эссекский змей» (“The Essex Serpent”, 2016), 2 часто упоминают Диккенса в
связи с соответствующими реминисценциями, ощущающимися в этом тексте.
Говорят не только о приеме использования «двойного начала» (ср.
диккенсоновскую «Повесть о двух городах», 1859), но также и об особом
сочетании реального и фантастического, создающем в романном нарративе
неповторимую полузагадочную атмосферу. Аналогичным образом
диккенсоновские парадоксальные интонации, сочетающие грусть и юмор,
чувство вины и ностальгию, а также непременно овеянные ароматом тайны,
О причинах неиссякаемого интереса к Диккенсу в России см., например, рассуждения авторов следующей
статьи: Palievsky J., Urnov D.A. Kindred Writer: Dickens in Russia, 1840-1990 // Dickens Studies Annual. 2012.
Vol. 43. P. 209. См. также библиографические перечни научных новинок, регулярно публикуемые в журнале
“Dickens Studies”.
2
Роман Сары Перри получил в 2017 г. премию «лучшая книга года в Великобритании» (Overall Book of the
Year and Fiction Book of the Year at the British Book Awards 2017). На русском языке об этом романе см.,
например: Муратова Я.Ю. А был ли змей? (О границах реального и фантастического в романе Сары Перри
«Эссекский змей») // Бестиарий как ars combinatorica: сб. статей / Сост. А. Львова, ред. О. Довгий. Тула:
Аквариус, 2020. С. 179–188. См. также: Муратова Я. Опыт реконструкции викторианского мира в
произведениях А.С. Байетт // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема
взаимодействия литературных эпох / Отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
С. 507–549.
обнаруживаются в популярном романе Донны Тартт «Щегол» (“The
Goldfinch”, 2013; в 2019 г. роман был экранизирован)3.
Примечательны также переклички с Диккенсом, звучащие у авторов
литературы-«фэнтези». Нил Гейман в романе «Звездная пыль» (“Stardust”,
1999), поясняя, на фоне каких исторических событий происходит действие его
фантастического романа, пишет:
“Mr Charles Dickens was serializing his novel Oliver Twist; Mr Draper had just
taken the first photograph of the moon, freezing her pale face on cold paper; Mr
Morse had recently announced a way of transmitting messages down metal
wires. Had you mentioned magic or Faerie to any of them, they would have
smiled at you disdainfully, except, perhaps for Mr Dickens, at the time a young
man, and beardless. He would have looked at you wistfully.”4
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!