Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности

Мячина Вера Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования базовой
культуры младших школьников в учебной деятельности …………………………… 16
1.1 Сущность и структурно-содержательная характеристика базовой
культуры младших школьников ………………………………………………………………………. 16
1.2 Слагаемые базовой культуры младших школьников как личностные
результаты образования обучающихся начальной школы ………………………………… 40
1.3. Модель формирования базовой культуры младших школьников в
учебной деятельности ……………………………………………………………………………………… 51
Выводы по первой главе………………………………………………………………………. 75
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию базовой
культуры младших школьников в учебной деятельности …………………………… 78
2.1 Диагностика исходного состояния сформированности базовой культуры
младших школьников ……………………………………………………………………………………… 78
2.2. Реализация модели и педагогических условий формирования базовой
культуры младших школьников в учебной деятельности ……………………………….. 105
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по
формированию базовой культуры младших школьников в учебной
деятельности …………………………………………………………………………………………………. 125
Выводы по второй главе …………………………………………………………………….. 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….. 154

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены
объект, предмет, цель, гипотеза, задачи; описаны этапы исследования и
используемые методы; показаны научная новизна, теоретическая и практическая
значимость; представлены основные положения, выносимые на защиту; приведены
данные об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования
базовой культуры младших школьников в учебной деятельности» представлен
теоретический анализ исследований, раскрывающих понятия «культура», «человек
культуры», «базовая культура личности», «базовая культура младших
школьников».Рассматриваютсясущность,структурно-содержательная
характеристика понятия «базовая культура младших школьников». Определена
методологическая основа исследуемого процесса. Предложены модель и
педагогические условия формирования базовой культуры младших школьников в
учебной деятельности.
Необходимость формирования базовой культуры младших школьников
вызвана приоритетом развития личностных качеств и особой ролью культуры в
воспитании подрастающего поколения, обозначенными в нормативно-правовых
документах сферы образования, а также наличием перечня личностных
результатов, указанных в ФГОС НОО.
Изучение научной литературы по проблеме исследования привело к
пониманию сложности исследуемого феномена «базовая культура младших
школьников» и целесообразности рассмотрения его родового понятия «культура»
с точек зрения философии (В.С. Библер, Д.К. Богатырев, В.С. Соловьев и др.),
психологии (И.С. Зимняя, С.Л. Рубинштейн и др.), социологии (Ю.М. Заславская,
Ю.М. Лотман, Н. Смерзер, П.А. Сорокин, и др.), культурологии (Т.Н. Таранова и
др.), педагогике (Е.В. Бондаревская, О.Г. Брыкалова, В.А. Возчиков,
Н.Р. Милютина и др.).
В результате литературного обзора публикаций отечественных и зарубежных
авторов выявлена широкая панорама представлений о культуре, а именно: как
совокупность значений, ценностей инорм (П.А. Сорокин), как система ценностей,
представлений о мире и правилах поведения (Н. Смерзер), как формы и
особенности человеческого поведения, характерные определенной группе людей
(Э. Гидденс, К. Янг), способ интеграции индивида в общество
(Т. Парсонс).
В итоге выявлено, что культура понимается как воплощение совокупности
ценностей (норм, эталонов, традиций) в содержании и продуктах деятельности,
поведении, общении, взаимоотношениях человека и владение субъектом
способами их обеспечения, организации, преобразования, основанных на
субъективном понимании их ценностной значимости.
В диссертации нашел отражение анализ концепций, представляющих
психолого-педагогическоеосмыслениебазовойкультурыличности
(С.В. Бобрышев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, Н.А. Морозова, Е.Н.
Шиянови др.).
В результате сравнительного анализа установлено, что базовую культуру
личности ученые раскрывают практически единообразно. При этом расхождения
обнаруживаются в определении совокупности качеств личности, обеспечивающих
её продуктивное взаимодействие с окружающим миром и социализацию.
Учитывая сущность понятия «базовая культура личности», мы уточнили
понятие «базовая культура младших школьников», которое определяется как
интегративнаяхарактеристикаличности,представленнаяоптимальной
совокупностью ценностных ориентаций, качеств и способностей, проявляющихся
в культуре отношений, общения, деятельности, поведения и обеспечивающих ее
полноценную социализацию и развитие в дальнейшем.
Однако следует отметить, что попытки авторов при рассмотрении
структурных компонентов базовой культуры личности сводятся к выделению
различного количества ее парциальных слагаемых. В результате сравнительного
анализа структурных компонентов базовой культуры личности, выделяемых
различными авторами, можно сделать вывод о том, что их перечень
конкретизировался и расширялся, а порой заменялся синонимами.
Поскольку в данном исследовании обосновано, что базовая культура
младших школьников включает четырехрядные слагаемые (отношение, общение,
деятельность, поведение), то с учетом этого нами выделяются следующие
компоненты базовой культуры младших школьников: аксиологический,
коммуникативный, деятельностный, поведенческий.
Аксиологический компонент отражает ценностные ориентации, включающие
личностный смысл, значимость и отношение к себе, другим членам социума,
предметам, традициям, событиям во всех сферах жизнедеятельности младших
школьников.
Коммуникативный компонент включает умения и навыки общения младших
школьников с людьми на основе социальных норм и принятых правил в реальной
действительности.
Деятельностный компонент включает самостоятельный выбор форм и
способов выполнения различных видов деятельности младших школьников,
отражающих стремление к преобразованию, саморазвитию и самореализации.
Поведенческий компонент подразумевает совокупность поступков и
действиймладшихшкольников,имеющихсоциально-нравственную
обусловленность, основанных на самоконтроле и рефлексии.
В соответствии с компонентами были выделены критерии и показатели
сформированности базовой культуры младших школьников (табл. 1).

Таблица 1
Соотношение компонентов базовой культуры
младших школьников с критериями и показателями

КомпонентыКритерииПоказатели сформированности базовой
базовой культурысформированностикультуры младших школьников
младшихбазовой культуры
школьниковмладших
школьников
АксиологическийЦенностно– ценностные ориентации;
смысловой- отношение к себе и окружающим;
– личностный смысл учения, стремление к
познанию и саморазвитию;
Коммуникативный Коммуникативно – – коммуникативные умения;
речевой-культураречи(правильностьи
целесообразность);
-конструктивная направленность в общении
(умение договариваться на основе диалога,
находить выходы в конфликтных ситуациях);
ДеятельностныйКогнитивно – -конструктивноеведениесвоихдел
деятельностный (самоорганизованность);
– креативность и стремление к преобразующей
деятельности;
-деятельностныйсамоконтроль
(самостоятельность в выборе деятельности и
способов ее реализации);
ПоведенческийРефлексивно–способность к рефлексии результатов;
поведенческий -самоконтроль поведения на основе принятых
социально- нравственных норм, правил, идеалов;
-нравственнаясамооценкаповедения,
результатов деятельности;

Различная степень проявления и полнота сформированности показателей
базовой культуры младших школьников в динамике позволили разработать три
уровня: высокий, средний, низкий.
В процессе исследования была разработана модель формирования базовой
культуры младших школьников в учебной деятельности, отличительная
особенность которой заключается в авторской идее, основанной на том, что базовая
культура младших школьников проявляется в отношении, общении, деятельности,
поведении и в связи с этим осуществляется комплексное формирование ее
компонентов (рисунок 1). Модель представлена следующими блоками.
Целевой блок ориентирован на формирование базовой культуры младших
школьников в учебной деятельности, влияет на выбор организационно-
содержательных средств, определение сценария педагогического воздействия.
Методологический блок представлен синтезом научных подходов
(системно-деятельностным,личностно-ориентированным,аксиологическим,
социокультурным, синергетическим) и вытекающих из них принципов
(целостности, гуманистической направленности, самоорганизации и саморазвития,
открытости, свободы выбора, диалогичности).
Содержательно-организационный блок включает три этапа: адаптация,
индивидуализация, интеграция, основанные на фазах развития личности,
закономерностях обучения, возрастных особенностях обучающихся начальной
школы. На каждом этапе определены цели, релевантные методы, организационно-
содержательные средства формирования базовой культуры младших школьников
в учебной деятельности и формы ее организации.
Оценочно-результативный блок модели включает критерии и показатели,
три уровня сформированности базовой культуры младших школьников (высокий,
средний, низкий). Данный блок обеспечивает обратную связь, мониторинг
результатов сформированности базовой культуры младших школьников в учебной
деятельности и позволяет отслеживать количественную и качественную динамику
изменений. Результатом по завершению процесса ожидается сформированная
базовая культура младших школьников в пределах указанных уровней.
В диссертации представлено теоретическое обоснование педагогических
условий формирования базовой культуры младших школьников в учебной
деятельности, детерминирующей основой которых является педагогический
дизайн. В нашем исследовании педагогический дизайн понимается как инструмент
целеполагания, определения содержания, разработки сценария, позволяющий на
всех этапах формирования базовой культуры младших школьников в учебной
деятельностииспользоватьорганизационно-содержательныесредства,
направленные на повышение эффективности результатов и обеспечивающие
эстетическую сторону, привлекательность и эргономичность исследуемого
процесса.
Педагогическими условиями формирования базовой культуры младших
школьников в учебной деятельности являются: первое – анализ потребностей,
определение целей, дизайна содержания, выбор организационно-содержательных
средств и дидактических приемов; второе – разработка стратегии, проектирование
урока и его архитектоники, составление сценария, разработка технологической
карты; третье – выбор формы обратной связи, осуществление мониторинга
результатов, определение способов и мер корректировки.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
базовой культуры младших школьников в учебной деятельности»
представлены результаты констатирующего эксперимента по диагностике
исходного уровня сформированности базовой культуры младших школьников.
Целевой блок
ФГОС НООСОЦЗАКАЗ
Цель: формирование базовой культуры младших школьников
в учебной деятельности

Методологический блок

Научные подходы: системно-деятельностный;
Научные принципы: целостности; гуманистической
личностно-ориентированный;
направленности; самоорганизации и саморазвития;
аксиологический; синергетический,
социокультурныйоткрытости; свободы выбора; диалогичности

Содержательно-организационный блок

Компоненты базовой культуры младших школьников

АксиологическийКоммуникативныйПоведенческийДеятельностный

Методы: словесные, наглядные, интерактивные.
Формы организации учебной деятельности младших школьников: индивидуальная, парная, командная.
Средства: беседа, кинопедагогика, лэпбук, диалог, сюжетно-ролевая игра, воспитывающая ситуация,
интерактивная игра-соревнование, драматизация, проект.

1 этап – адаптация2 этап – индивидуализация3 этап – интеграция
Цель: инициированиеЦель: способствованиеЦель: развитие у младших
активности младшихиндивидуальному проявлениюшкольников конструктивной
школьников в учебнойи получению собственногонаправленности в общении,
деятельности поопыта реализации базовойдеятельности, поведении и
формированию базовойкультуры в учебнойстремления к саморазвитию
культурыдеятельности

Педагогические условия:1) анализ потребностей, определение целей, дизайна содержания, перевод
содержания учебного материала в комплекс организационно-педагогических средств и дидактических
приемов; 2) разработка стратегии, проектирование урока (образовательного события) и его
архитектоники, составление сценария, разработка технологической карты;
3) определение формы обратной связи, осуществление мониторинга результатов, определение
способов и мер корректировки.

Оценочно – результативный блок

Критерии сформированности базовой культуры младших школьников: ценностно-смысловой,
коммуникативно-речевой, когнитивно-деятельностный, рефлексивно- поведенческий

Уровни сформированности базовой культур младших школьников: высокий, средний, низкий

Результат: сформированная базовая культуры младших школьников

Рисунок 1. Модель формирования базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
Описан ход апробации модели и педагогических условий формирования
базовой культуры младших школьников в учебной деятельности. Дается
сравнительный анализ результатов эксперимента и констатация эффективности
организационно-содержательных средств формирования базовой культуры
младших школьников и педагогических условий реализации модели на основе
методов математической статистики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ г. Астрахань
«Основная общеобразовательная школа№21»,МБОУг.Астрахань
«Средняя общеобразовательная школа № 57». В педагогическом эксперименте
приняло участие 132 младших школьника, которые в равных частях представляли
контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ).
С целью определения исходного уровня сформированности базовой
культуры младших школьников был проведен констатирующий эксперимент, в
ходе которого использовались методы наблюдения, анкетирования, опроса и
комплекс диагностических методик: методика «Психологическая культура
личности» (И.О. Мотков, Т.А. Огнева); методика «Оценка коммуникативных
умений» (А.А. Карелин); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант); методика на выявление
самоконтроляв эмоциональнойсфере,деятельности и поведении
(Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова), методика диагностики рефлексии
(А.В. Карпов); методика диагностики нравственной самооценки (Т.А. Фалькович).
В процессе диагностики исходного состояния сформированности оценивался
каждый компонент по выделенным критериям. В диссертации описаны результаты
первичной диагностики, их количественная и качественная характеристики.
Для подтверждения достоверности полученных результатов использовались
методы математикой статистики обработки данных (λ – критерий Колмогорова-
Смирнова, U – критерий Манна-Уитни, t – критерий Стьюдента, х – среднее
арифметическое значение). Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной
программы SPSS Statistics.
Полученные данные констатирующего эксперимента позволили определить
исходный уровень сформированности базовой культуры младших школьников
(табл. 2).
Таблица 2
Результаты уровней сформированности базовой культуры младших
школьников в КГ и ЭГ (констатирующий эксперимент)

УровниКГ (66 чел.)ЭГ (66 чел.)
сформированностиКол-во человек%Кол-во чел.%
Высокий11171320
Средний28422639
Низкий27412741

Сравнительный анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет
сделать вывод о том, что в КГ и в ЭГ распределение младших школьников по
уровням сформированности базовой культуры примерно одинаково.
Формирование базовой культуры младших школьников в учебной
деятельности осуществлялось на основе содержания учебного предмета
«Литературное чтение» для обучающихся начальной школы в соответствии с
основной образовательной программой.
При внедрении модели формирования базовой культуры младших
школьников в учебной деятельности были реализованы выделенные нами
педагогические условия.
Первое условие направлено на анализ потребностей, определение целей,
дизайна содержания, перевод содержания учебного материала в комплекс
организационно-педагогических средств и дидактических приемов.
Второе условие состояло в разработке стратегии, проектировании урока
(образовательного события) и его архитектоники, осмыслении сценария,
разработке технологической карты. Разработка технологической карты, сценария,
проектирования урока осуществлялась путем превращения дизайнерского замысла
в непосредственный дидактический материал.
Третье условие обеспечивало обратную связь, которая является
инструментом управления учебной деятельностью обучающихся. Проводился
мониторинг результатов, определялись способы и меры корректировки
исследуемого процесса.
В диссертации описаны организация и содержательное наполнение процесса
формирования базовой культуры младших школьников в учебной деятельности по
трём этапам модели.
1 этап – адаптация, цель которого была направлена на инициирование
активности младших школьников в учебной деятельности по формированию
базовой культуры. На данном этапе немаловажно было вспомнить требования к
школьникам, правила поведения, нравственные нормы отношений, культуру
общения, необходимость самоконтроля, привлечение внимания учащихся друг к
другу, активизировать стремление к познанию, навыки учебных действий, которые
обеспечивают успешное обучение, воспитание и саморазвитие. Уделялось
внимание формированию учебной мотивации к познавательной активности,
возобновлению у младших школьников понимания значимости знаний, культуры
и саморазвития.
На этом этапе для достижения цели использовались беседа на тему
«Культура и знания в жизни человека» на уроке, посвященном «Дню знаний», а
также фронтальные беседы по содержанию литературных произведений
(В. Берестов «Если хочешь пить…», В. Осеева «Плохо», Ю. Морец «Трудолюбивая
старушка», В. Голявкин «Храбрый мальчик» и др.).
В итоге применение данных средств способствовало формированию у
младших школьников понимания значимости знаний, культурных норм,
необходимости их соблюдения в обществе, осознание их как ценностей, а также
мотивации на позитивные взаимоотношения, конструктивную деятельность.
В результате просмотра кинофрагментов по мотивам рассказов В. Осеевой
«Сторож», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Л. Шварца «Сказка о
потерянном времени» и дальнейшего обсуждения содержания произведения было
замечено, что действия и поступки героев оказали влияние на выбор личностной
позиции младших школьников, основанной на общественных нормах.
Наблюдалосьобогащение активного и потенциального словарного запаса
младших школьников, проявление готовности к позитивному общению,
взаимодействию. Менялись суждения, обосновывающие нравственную оценку
поступков героев. Появлялось понимание принятия ответственности за результаты
своей деятельности и поведения.
Задание по выполнению лэпбука осуществлялось в парной работе по рассказу
В. Осеевой «Три товарища». Парная работа способствовала не только
формированию личностного смысла учения, достижения общего результата, но и
стремления к речевому самосовершенствованию. При выполнении данного задания
у младших школьников активизировалось умение соблюдать правила речевого
этикета и поведения, замечать положительные стороны и корректно относиться к
чужимнедостаткам.Учебнаяустановкаспособствоваларазвитию
самоорганизованности, умения планировать свои действия и осуществлять
деятельностный самоконтроль. Выполнение данного задания способствовало
формированию умения принимать результат деятельности одноклассников,
понимания авторской идеи чужого продукта творчества. По окончании выполнения
задания проводилась рефлексия результатов, основанная на нравственной
самооценке.
Таким образом, в результате данного этапа у младших школьников
формировались положительное отношение к учебной деятельности и познанию,
уважительное отношение к русскому языку, литературе и продуктам деятельности
других, умения самооценки и самоконтроля, самоорганизации деятельности,
выстраивание доброжелательных отношений с одноклассниками.
2 этап – индивидуализация, цель которого выражалась в содействие
индивидуальному проявлению и получению собственного опыта реализации
базовой культуры младших школьников в учебной деятельности. Для достижения
цели на этом этапе после прочтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
предлагался диалог «Был ли старик волшебником?». В процессе диалога младшие
школьники выражали свое мнение, индивидуальность доступными способами,
формировались навыки культуры речи. Дети старались регулировать темп, ритм,
громкость речи, стремились логично озвучивать свои мысли и договариваться.
Формировалось понимание того, что результат должен быть конструктивным,
оцениваемым и иметь пользу. Наблюдались и изменения в поведении младших
школьников: в результате осознания индивидуальных особенностей других они
стремились закрепить свои положительные качества.
На втором этапе использовалась сюжетно-ролевая игра «Учитель и ученик»,
которая предоставляла возможность младшим школьникам проявить свои
индивидуальные особенности при взаимодействии с одноклассником через
активизацию познавательного интереса, стремления к самосовершенствованию.
Соблюдение требований к данной сюжетно-ролевой игре способствовали
формированию культуры речи, общения, поведения. После сюжетно-ролевой игры
ребята пытались осуществлять рефлексию действий по соблюдению правил игры,
речевых высказываний, мимики, жестов, что способствовало появлению
понимания важности получения знаний.
В ходе этого этапа на уроках литературного чтения создавались
воспитывающие ситуации, предполагающие индивидуальную форму организации
учебной деятельности, способствующие формированию устойчивости ценностной
ориентации на индивидуальность каждого, принятие индивидуальности
одноклассника, умений слушать других.
Воспитывающая ситуация как организационно-содержательное средство
была направлена на соблюдение правил поведения на уроке (соблюдать тишину, не
перебивать выступающего, не отвлекать соседа). Содержательной основой для
воспитывающей ситуации было стихотворение Е. Стеквашова «Почему я не такой»
и задания после него, замысел которого заключался в мини-самопрезентации,
отражающей индивидуальность выступающего. Это способствовало проявлению
индивидуальности младших школьников, потребности в общении, установлению
взаимодействия, контакта и самооценке.
Посредством данного задания создавалась возможность для формирования
умения слушать друг друга, понимать различия, устанавливать сходство с другими
детьми, воспринимать чужой жизненный опыт и сопереживать рассказчику.
Проявление индивидуальности во время рассказа о себе способствовало
самоидентификации и формированию адекватной нравственной самооценки,
эмпатии. Целенаправленное использование воспитывающих ситуаций позволяло
формировать умение самооценки и оценки действий других, вежливо выражать
свои мысли.
3 этап – интеграция, цель которого ориентирована на формирование у
младших школьников конструктивной направленности в общении, деятельности и
стремления к саморазвитию базовой культуры. На этом этапе предполагалось
формирование умений проявлять воспитанность своим поведением, моральные
установки и ценностные ориентации на конструктивность в своей деятельности.
Придавалось значение формированию совокупности нравственных установок,
ценностей личности, активное применение их в реальных ситуациях, отработка
навыков культурного поведения в социуме.
Для достижения поставленной цели использовались интерактивные игры –
соревнования. Например, интерактивная игра-соревнование «По следам сказок»,
которая проводилась после изучения сказок, предусмотренных программой по
литературному чтению («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Петушок и бобовое
зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Каша из топора», «Гуси-
лебеди», «Лиса и журавль», и др.). В процессе интерактивной игры-соревнования
доминировала командная форма работы, были задействованы интерактивная доска,
стилус.
Предлагались рубрики «Узнай сказку по ее началу», «Подбери иллюстрацию
к сказке», «Что общего между пословицей и сказкой?», «В чем отличия между
пословицей и сказкой?». Использовались такие пословицы, как: «Робкого и тень
страшит», «На языке медок, а на уме ледок», «Голь на выдумки хитра», «Чего себе
не хочется, того и другому не делай», «Не дорого начало, а похвален конец» и др.
В ходе командной работы младшие школьники приобретали опыт общения
друг с другом с пониманием своей роли в контексте команды, ощущали значение
своих действий для единого общего результата. Организация игры-соревнования
способствовала формированию показателей аксиологического, коммуникативного,
деятельностного, поведенческого компонентов базовой культуры младших
школьников. В ходе интерактивной игры-соревнования интегрировались все
показатели компонентов базовой культуры младших школьников.
На этом же этапе на уроках литературного чтения осуществлялась
драматизация на основе содержания сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о царе Салтане», притчи Леонардо да Винчи «Камень и дорога»,
были Л.Н. Толстого «Косточка» и других произведений. Драматизация как
организационно-педагогическое средство способствовало интеграции всех
достигнутых результатов младших школьников и представлению их в виде
продукта аксиотворчества. Благодаря драматизации происходило обогащение
ценностных ориентаций и устойчивое осмысление целевых установок на
взаимодействие. В результате происходила интеграция индивидуальных
возможностей и личностных ресурсов младших школьников, слагаемых базовой
культуры.
На данном этапе особое значение имело использование проектной
деятельности младших школьников по разной тематике: «Как хорошо уметь
читать», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сравнение положительного и
отрицательного героя сказки», «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее
и будущее». Основу данных проектов составляли произведения, рекомендованные
программойполитературномучтению(В.Осеева«Плохо»,
Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка», «Два мороза», В. Голявкин «Про то, для кого
Вовка учится», «Храбрый мальчик», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое
плохо» и др.).
Например, в мини группах использовался проект на тему «Мой любимый
герой сказки», который заключался в составлении описания литературного героя
посредством художественно оформления проекта и выбора капитана для его
презентации.
В процессе выполнения проекта дети стремились учитывать мнение членов
команды, понимать ценность положительных качеств героя. При этом у младших
школьников проявлялись умения общаться, которые выражались в том, чтобы не
перебивать, аргументировать свое мнение, ощущать особенности командной
работы. Ребята старались проявить творческий подход при выполнении проекта,
пытались избегать повторов чужого ответа, управляли своими эмоциями,
проявляли способность к рефлексии, оценивая чужое мнение и поступки.
В ходе формирующего эксперимента проводился мониторинг показателей по
каждому компоненту базовой культуры младших школьников. В диссертации
подробно представлен сравнительный анализ результатов 3-х срезов,
проиллюстрированный таблицами и графиками.
На основе проведенного математического расчета были получены
обобщенные результаты исследования, отражающие в целом изменения
сформированности базовой культуры младших школьников КГ и ЭГ по 1
(исходному) срезу и 3 (итоговому) срезу. Результаты представлены на рисунке 2.
По результатам на рисунке 2 просматривается незначительная
положительная динамика по всем уровням в КГ, статистически значимых различий
не обнаружено. При этом зафиксированы существенные изменения по всем
уровням в ЭГ, по которым выявлены статистически значимые отличия,
подтверждающие существенную позитивную динамику.

Количество младших школьников
20
КГ 1ЭГ 1КГ 3ЭГ 3
срезсрезсрезсрез
Высокий уровень11131227
Средний уровень28263435
Низкий уровень2727204

Рисунок 2. Результаты сформированности базовой культуры в КГ и ЭГ (1 срез и 3 срез).
Для оценки достоверности различий в показателях базовой культуры между
младшими школьниками ЭГ и КГ использовали критерий Колмогорова-Смирнова
и непараметрический критерий Манна-Уитни.
Полученные результаты формирующего эксперимента с помощью шкал
«самопонимание» (p< 0,01), «конструктивное общение» (p< 0,01), «саморегуляция» (p<0,01), «творчество» (p<0,01), «самоорганизованность» (p<0,01), «саморазвитие» (p<0,01), «контроль общения» (p<0,01), «рефлексия» (p<0,01), «деятельностный самоконтроль» (p<0,01), эмоциональный самоконтроль» (p<0,01), «нравственная самооценка» (p<0,01) позволяют говорить о том, что выявлены значимые отличия между группами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наблюдается более эффективное формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности ЭГ, чем КГ в силу обеспечения педагогических условий и применения организационно-содержательных средств согласно разработанной нами модели. Данноеобстоятельство являетсядостаточнымоснованиемдля подтверждения выдвинутой гипотезы исследования. В процессе выполненной работы реализован научный замысел автора и достигнута цель исследования.

Актуальность темы исследования. Современный период развития
общества, глобальные проблемы, которые решаются в нем в последние
десятилетия, затронули все сферы жизни человека. Происходящие общественно-
политические, социально-культурные процессы резонансно влияют на
переосмысление роли культуры в жизни людей, безопасности взаимоотношений.
В этой связи меняются социальные требования к качеству и результатам
образования обучающихся на уровне общеобразовательной школы. Гражданское
общество ожидает культурное, духовно развитое и с высоким уровнем
нравственной воспитанности подрастающее поколение, стремящееся к творческим
преобразованиям действительности.
Особо подчеркнем, что Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), определяет спектр
обязательных личностных результатов образования младших школьников и
включает сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-
смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции,
готовность и способность к самоопределению и саморазвитию, социальные
компетенции и личностные качества. Особое значение уделяется культуре и
развитию качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава
российского общества. Данные личностные результаты образования обучающихся
начальной школы и обозначенный в образовательном стандарте приоритет
предполагают формирование базовой культуры подрастающего поколения.
Вместе с тем, ФГОС НОО в качестве важнейшего направления в процессе
освоения основной образовательной программы указывает на необходимость
интегративного развития личности обучающихся при формировании социальных
компетенций, интериоризации личностных результатов. Повышенное внимание к
триединой цели образования, направленной на воспитание, развитие и обучение
детей, предусматривает необходимость формирования базовой культуры на основе
содержания учебных предметов в школе.
Федеральный проект «Современная школа», реализующийся в рамках
Национального проекта «Образование» до 2024 г. и действующий на основании
Указа Президента РФ (от 7 мая 2018 г. № 204) определяет главный вектор
изменений на основе внедрения обновленных образовательных программ,
усиливающих внимание к воспитанию, новых методов обучения, образовательных
технологий, позволяющих сформировать базовые умения и навыки в области
общекультурных, гибких компетенций, отвечающих вызовам современности.
Обозначенные во ФГОС НОО требования, касающиеся результатов
образования школьников, реализуемый Национальный проект, ориентирующий на

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    О включении детей-сирот в социум в ходе целенаправленного воспитания
    Гуманитарные исследования. – 2– № – С. 149
    Мелкая моторика в психофизическом развитии младших школьников
    Актуальные проблемы педагогики ипрофессионального образования: сборник научных статей / под ред. проф.Т.Н. Прохоровой. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2– С.7
    Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации
    Актуальные направления научных исследований: от теории кпрактике: материалы V Международной научно-практической конференции (29июня 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2– С. 98
    Физкультурные паузы и динамические перемены на уроках в начальной школе.
    Современные проблемы науки иобразования:материалыVIIМеждународнойнаучно-практическойконференции / Научный ред. к.п.н. Ю.В. Мамченко. – М.: Издательство «Перо»,2– С. 33
    К вопросу о развитии культуры речи у школьников
    Актуальные проблемы педагогики, психологии ипрофессионального образования: сборник научных статей / под ред. доцента,к.п.н. Ю.Ю. Курбангалиевой. – Астрахань: Издатель: Сорокин РоманВасильевич, 2– С. 8
    Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста
    Актуальные направлениянаучных исследований: от теории к практике: материалы VIII Международнойнаучно-практической конференции (8 мая 2016 г.). –Чебоксары: ЦНС«Интерактив плюс», 2– С.102
    Формирование и повышение мотивации к учению у младших школьников
    Педагогический опыт: теория, методика,практика: материалы VII Международной научно-практической конференции 15мая 2016 г. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2– С.79
    Современные образовательные технологии в начальной школе
    Современные образовательные технологии в мировомучебно-воспитательном процессе: материалы V Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск:Издательство ЦРНС, 2– С. 162
    Формирование воли у детей младшего школьного возраста
    Инновационные исследования: проблемы и пути решения:материалы Международной научно-практической конференции /под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2– С. 129
    Работа с родителями в области нравственного воспитания детей
    Молодой ученый. – 2– №– С. 52
    Культурно-нравственное развитие воспитанников детского дома на пути их социализации
    Актуальные проблемыпедагогики, психологии и профессионального образования: сборник научно-практических и методических статей / под ред. Профессора, доктора наук Т.Н.Симоновой. – Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В., 2– С. 348
    Проект как средство воспитания качеств личности человека культуры у младших школьников. Методология и технология проектной деятельности в образовательном учреждении
    Сборник статей поитогам I Научно-практической конференции факультета педагогики исоциальной работы Астраханского государственного университета (20 мая 2020г.). / Научные редакторы: Е.И. Алентьева, М.В. Веденькина. – Астрахань:Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2– С.86
    Русские народные сказки как средство воспитания социокультурных ценностей младших школьников
    Сборникматериаловмеждународнойнаучно-практическойконференции«Этнопедагогика в мировой и казахстанской системе образования: методология,практика, перспективы», посвященной 60-летию академика Казахской АПН,доктора педагогических наук, профессора Шолпан Исагалиевны Джанзаковой.(14 ноября 2020 г.). – Атырау: «Х. Досмұхамедов атындағы Атырау университетібаспасы», 2– С.101
    Теоретико-методологические основы базовой культуры личности
    Психолого-педагогическиеаспектыосуществления образовательного процесса в современных социокультурныхусловиях: коллективная монография. – М.: Издательство «Деловая карьера»,2– С. 23

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету