Имиджевое политическое позиционирование глобальных и региональных акторов в Центральной Азии

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сабов Иван Николаевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИМИДЖА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВ
1.1. Имидж государства как категория современной политической науки …… 17
1.2. Концептуальные принципы конструирования внешнеполитического
имиджа государства…………………………………………………………………………….. 34
1.3. Имиджевое позиционирование в информационной политике
государства……………………………………………………………………51
ГЛАВА 2. ИМИДЖЕВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
ГЛОБАЛЬНЫХ АКТОРОВ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
2.1. Имиджевое политическое позиционирование США и ЕС в процессах
продвижения либерально-демократических ценностей в регионе ………… 70
2.2. Россия как «доброжелательная сила»: социально-экономическое и
историческое притяжение …………………………………………………………………… 87
2.3. Экономическая помощь Китая: «дипломатия долговых ловушек»……… 104
ГЛАВА 3. ИМИДЖЕВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫХ АКТОРОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
3.1. Тюрко-исламское миссионерство Турции:
культурно-религиозное влияние ……………………………………………………….. 122
3.2. Использование религиозной компоненты в имиджевом позиционировании
арабских стран ………………………………………………………………………………….. 140
3.3. Взаимодействие стратегий имиджевого политического позиционирования
глобальных и региональных акторов в процессах внешнеполитического
воздействия на страны Центральной Азии ……………………………………….. 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 181

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследова-
ния имиджа в международном политическом позиционировании гос-
ударств» исследуется сущность категорий «имидж» и «имиджевое пози-
ционирование» применительно к государству как субъекту международ-
ных отношений, которые получили развитие в рамках конструктивизма,
позволившего отойти от традиционных категорий силы и географическо-
го детерминизма реализма и либерализма и раскрыть важность иденти-
фикационных рамок в системе международного взаимодействия.
В разделе 1.1. «Имидж государства как категория современной по-
литической науки» проводится анализ конструирования государственного
имиджа, позиционирования государства и их влияния на характер между-
народных отношений. Такой подход позволил отойти от традиционных
категорий силы и географического детерминизма, реализма и либерализ-
ма как главных теоретических школ международных отношений и рас-
крыть важность идентификационных рамок в системе международного
взаимодействия.
В научный дискурс понятие «имидж» было введено в 1950-х гг. При
этом авторство этого понятия приписывают либо В. Гарденеру и С. Леви
(совокупность представлений о каком-либо объекте и его окружении1)
или американскому экономисту К. Болдуингу (имидж – поведенческий
стереотип, который основан не на объективных фактах, а на репутации,
мнении и иллюзиях, создаваемых людьми, и способный повлиять на по-
ведение как социальных групп, так и наций2).
В современной российской научной литературе отсутствует унифи-
цированное определение имиджа, что обусловлено двумя факторами. Во-
первых, проводится категориальное разделение синонимичных терминов
«имидж», «образ», «бренд», которые противопоставляются друг другу

1 Гарденер В. Продукт и бренд. М. 2001. С. 37.
2 Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства // Грамота. 2014.
№ 12 (50). С. 192; Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношени-
ях: механизмы трансформации // Полис. 2003. № 3. С. 2.
или используются в качестве синонимов, что обусловливает гетероген-
ность исследований по данной проблематике. При этом, как правило,
имидж и бренд трактуются в русле искусственных конструктов, а образ –
естественного явления. Однако проведение разграничения между образом
как спонтанным восприятием объекта и имиджем/брендом как целена-
правленно сконструированным ставит вопрос определения, где заканчи-
вается образ объекта, а где начинается его сформированный имидж. В
частности, это актуально в отношении СМИ, которые могут транслиро-
вать как образ государства, переданный журналистом, так и его имидж,
заказанный государственным органом. Ведутся споры вокруг вопроса,
следует ли различать имидж государства и имидж страны. Если исполь-
зовать широкое значение понятия «государство», включающее не только
политическую надстройку общества в его узком значении, но и культур-
но-историческое наследие и национальные особенности населения как
политически организованного общества, проживающего на определенной
территории1, то дифференциация данных понятий при соотнесении с по-
нятием имидж также теряет смысл.
В силу этого для анализа имиджа государства представляется раци-
ональным подход Э Галумова, выделяющего базовый и второстепенный
имидж государства. Первый – это комплексное представление междуна-
родного сообщества о государстве, которое включает самые разные ас-
пекты (культурные, географические, экономические, политические и др.).
Второй – представление о государстве, возникающее в результате напол-
нения базового образа новыми смыслами и признаками в ходе конкурен-
ции с другими государствами2.
Конструирование имиджа нацелено на создание выгодных качеств
объекта, идеализацию его стихийного образа, исходя из ожиданий целе-
вой группы воздействия. При этом важно подчеркнуть, что имидж госу-
дарства формируется через соотношение с образами других государств,
главным образом по линии дихотомии «Я – Другой». На данный процесс,
влияют как внутренние социально-экономические, культурные и полити-
ческие факторы, так и внешние в виде специфики системы международ-
ных отношений и расклада сил. Конструируемый и стихийный образ свя-
заны между собой через общественные ожидания. Именно эта связка
обеспечивает устойчивость имиджа.
В разделе 1.2. «Концептуальные принципы конструирования внеш-
неполитического имиджа государства» обосновывается тезис о том, что

1 Давыборец Е.Н. Объективные условия и субъективные факторы внешнего

имиджа государства // ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 3. С. 32-33.
2 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования.

М.: Известия, 2003. С. 17.
в современных условиях имидж государства влияет на формирование
устойчивого бренда государства, основанного на идентичности. Измене-
ния идентичности должны преодолевать устойчивость стереотипов и по-
могать решать государственные задачи.
Идентичность государства определяется населением страны на ос-
нове географических, культурных, исторических и других характеристик,
а не государственными структурами, и любые изменения в идентичности
либо завершаются, либо сопровождаются изменениями в политической,
экономической и социальной системах1. Идентичность – это представле-
ние государства о самом себе, положении среди других государств, ожи-
даниях относительно самого себя, формирование которых частично нахо-
дится под влиянием взаимодействия с другими государствами. Именно
идентичность обусловливает тот факт, что государственный имидж обла-
дает гораздо более глубоким и богатым культурным ресурсным потенци-
алом. В этом отношении она выступает в качестве матрицы для констру-
ирования в терминологии Э. Галумова второстепенного имиджа государ-
ства и обусловливает тот факт, что вне политтехнологических манипуля-
ций государство изначально имеет базовый образ, базовое, стереотипное
представление о нем у международного сообщества.
В свою очередь, стереотипы, сложившиеся о государстве, будь то
негативные или положительные, могут не отражать реальную политику
государства, поскольку, как отмечает ведущий мировой специалист в об-
ласти национального брендинга С. Анхольт, «место может трансформи-
роваться достаточно быстро, а вот имидж может отставать на протяжении
нескольких десятилетий»2. В свою очередь, это обусловлено тем, что лю-
ди чувствуют себя комфортно, оперируя привычными клише.
По мнению российского исследователя И.Ю. Киселева алгоритм
трансформации имиджа государства проходит в три этапа: 1. изменения в
базовом имидже государства, по сути, игнорируются международными
акторами; 2. по мере увеличения количества фактов, подтверждающих
наличие несоответствия между базовым имиджем и имеющимися стерео-
типами, подвергается сомнению, и 3. наличие критического числа не-
оспоримых фактов, детерминирующих изменение отношения к имиджу
государства при сохранении определенной степени влиятельности преж-
него образа3.

1 Ying Fan. Branding the Nation: Towards a Better Understanding // Place Brand-
ing and Public Diplomacy. 2010. No 6. P. 101.
2 Anholt. S. Competitive Identity. The New Brand Management for Nations, Cit-

ies and Regions. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. P. 27.
3 Киселев И.Ю. Образы государств в международных отношениях: меха-

низмы трансформации // Полис. 2003. № 3. С. 5.
Конструирование имиджа государства не может определяться толь-
ко маркетинговыми техниками и рекламными методиками. С одной сто-
роны, конструируемый образ не может быть выстроен без опоры на иден-
тичность и представлений населения о государстве. В противном случае
это приведет к появлению ситуативных образов государства, обусловлен-
ных текущими международными реалиями, позволяя решать лишь такти-
ческие внешнеполитические задачи, или к провалу внешнеполитического
курса. С другой стороны, даже при наличии реальных трансформаций в
идентичности государства, необходимо время для изменения представле-
ний аудитории о его имидже, т.е. изменения репутации государства, по-
скольку на всю поступающую информацию об имидже накладывается
действие стереотипов, которые выступают ее фильтрами, отвергая ин-
формацию, которая противоречит убеждениям как ложь, и принимая све-
дения, которые соответствуют его убеждениям как истину.
В разделе 1.3. «Имиджевое позиционирование в информационной
политике государства» внимание сфокусировано на конструировании
имиджа государства на международной арене, предполагающее перепле-
тение политики, средств массовой информации и процессов коммуника-
ции. Данный процесс обусловлен тремя современными трансформация-
ми: главным ресурсом повышения имиджа государства выступает его
коммуникация с обществом; поведение человека в политике определяется
не только и не столько идейными соображениями, сколько его осведом-
ленностью; эффективными инструментами внешнеполитического курса
выступают инструменты «мягкой силы».
Информационная политика является средством воздействия на це-
левую аудиторию по формированию у нее определенного типа представ-
лений о государстве. Иными словами – это инструмент имиджевого пози-
ционирования государства – занятие государством уникальной ниши в
системе международных отношений путем трансляции «уникального по-
литического предложения» и имиджевых характеристик 1.
Структурными компонентами информационной политики являются:
информационный менеджмент (контроль, распределение и технологиче-
ская поддержка информационных потоков, а также разработка содержа-
ния информационных месседжей, также стратегий и методов их распро-
странения); «брендинг места/территории» (трансляция на основе предва-
рительно изученных особенностей базового имиджа места/территории в
предпочтениях и интересах своей целевой аудитории; публичная дипло-
матия (оказание влияния на общественное отношение к формированию и
реализации внешней политики путем использования механизмов вне тра-
диционной межгосударственной дипломатии).

1Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. С. 210.
В свою очередь, эффективность информационной политики по кон-
струированию государственного имиджа базируется на условии обяза-
тельного наличия у политического истеблишмента четкого представления
о конечном результате информационной политики, применяемых инфор-
мационных практиках, а также готовности к трансформациям, необходи-
мым для усиления позиций государства на международной арене. Иными
словами, должны быть: – разработанная стратегия позиционирования
государства на международной арене (определение цели, которая являет-
ся одновременно вдохновляющей и реализуемой, а также направление на
реализацию этой цели усилий множества стейкхолдеров; – план реальных
действий, свидетельствующих о действительных трансформациях, проис-
ходящих в базовом образе государства, его идентификационных характе-
ристиках (внедрение инноваций, политических институтов, принятие
нормативно-правовых актов, проведение реформ, привлечение инвести-
ций и т. д.); – символические действия, позволяющие привлечь внимание
к происходящим изменениям, разрушению стереотипов, демонстрирую-
щие нацеленность правительства на реальные трансформации и несущие
в себе значительный информационный эффект, будучи запоминающими-
ся, интересными, удивляющими или драматическими.
Имплементация этих действий позволит создать устойчивый и не-
противоречивый имидж государства. Отсутствие одного из них ведет к
неэффективности имиджевого позиционирования, которые можно оха-
рактеризовать как: а) «безызвестности», когда отсутствуют символиче-
ские действия; б) «непоследовательности», когда реальные и символиче-
ские действия имплементируются без разработанной стратегии; в) «вра-
щения на одном месте», когда принятая стратегия остается нереализован-
ной; г) «пропаганды», когда есть стратегия и символические действия, но
отсутствуют реальные трансформации; д) «провала», когда реализуются
символические действия на фоне отсутствия стратегии реальных дей-
ствий.
Во второй главе «Имиджевое политическое позиционирование
глобальных политических акторов в Центральноазиатском регионе»
рассматриваются особенности стратегий имиджевого позиционирования
в Центральноазиатском регионе глобальных акторов – США, Европей-
ского союза, Китая и России.
Раздел 2.1. «Имиджевое позиционирование США и ЕС в процессах
продвижения либерально-демократических ценностей в регионе». Основу
имиджа США на международной арене составляют два основных компо-
нента: исключительность, мировое превосходство США как актора меж-
дународных отношений и универсализация американских политических
ценностей. В реалиях современной системы международных отношений
США присвоили себе право на распространение любыми способами,
включая военные действия, «света свободы и демократии» даже в те
страны, где их не приемлют1, и определение направления и координацию
действий мирового сообщества по урегулированию мировых кризисных
явлений, начиная с редуцирования последствий мирового экономическо-
го спада и заканчивая урегулированием перманентно напряженных взаи-
моотношений между Индией и Пакистаном, или Израилем и Палести-
ной2. Цель США в регионе Центральной Азии состоит в усилении своих
позиций в политической и экономической сферах посредством усиления
зависимости стран от подконтрольных США международных финансо-
вых институтов и навязывания более глубоких политических реформ,
формирования новых и совершенствование уже существующих НПО 3. Но
она блокируется двумя факторами, которые отражаются на ее эффектив-
ности. Первый – это обязательное выполнение условий («Вашингтонский
консенсус»), которые нацелены на минимизацию влияния государства и
разрушение реального сектора экономик бывших советских республик,
функционирование которого выстраивалось на базе единой народно-
хозяйственной системы4. Второе – использование полученной финансо-
вой помощи государствами Центральной Азии в 90-х гг. сопровождалось
масштабными коррупционными составляющими. О наличие коррупции и
руководство США, и межударные финансовые институты были осведом-
лены, но этот нюанс позволял свободно манипулировать политическими
режимами.
Базовый образ ЕС на международной арене основан на привержен-
ности «мягкой безопасности», суть которой состоит в том, что обеспече-
ние безопасности осуществляется через разрешение проблем социального
и экономического неравенства, проблем окружающей среды и трансгра-
ничной преступности посредством реализации мер по предотвращению
конфликтов и урегулирования кризисов. В эти меры включаются и миро-
творческие механизмы – использование «гражданской силы»5. Стратегия
ЕС по предоставлению финансовой помощи странам Центральной Азии

1 Гарусова Л.Н. Имиджи России и США как фактор международных отно-

шений // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и
сервиса. 2012. №3(16). С. 156.
2 Quinn A. The United States // The Handbook of Global Security Policy / eds.

M. Kaldor and I. Rangelov. Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 2014. P. 446.
3 Верещагин А.А. Геополитическая конкуренция США, КНР и РФ в Кыр-

гызской Республике. Бишкек, 2012. С. 94.
4 Иванов С.Г. Роль внешнеполитических факторов в процессах трансформа-

ции экономики Кыргызской Республики. Бишкек, 2009. С. 125, 151.
5 Martin M. Reframing the Use of Force: The European Union as a Security Actor

// The Handbook of Global Security Policy / eds. M. Kaldor and I. Rangelov. Chiches-
ter: John Wiley & Sons Ltd, 2014. P. 355.
значительно отличается от стратегии США. Для нее характерна особен-
ность инструментария Брюсселя в отношении стран Центральной Азии –
предварительное создание нормативно-правового базиса для взаимодей-
ствия с приверженностью принципам верховенства права, защиты прав
человека и демократии даже в условиях необходимости решения вопро-
сов, связанных с обеспечением собственной безопасности. Эта особен-
ность особенно хорошо проявляется в энергетической сфере взаимодей-
ствия ЕС и стран региона. Важность этой сферы для ЕС обусловлена
энергетическим потенциалом Центральной Азии в качестве альтернатив-
ного России ресурсного базиса углеводородного сырья, особенно в кон-
тексте российско-украинских конфликтов по условиям транзита газа ев-
ропейским потребителям, и в целом напряженности в отношениях с
Москвой1.
Исходя из типологии стратегий имиджевого позиционирования для
США характерна стратегия «пропаганда» – наличие разработанной стра-
тегии имиджевого позиционирования и символических действий по про-
движению демократических трансформаций в странах Центральной Азии
при отсутствии реальных действий, свидетельствующих о действитель-
ной нацеленности на оказание помощи в деле демократического транзита.
Для стратегии ЕС характерен такой тип имиджевого позиционирования,
как «непоследовательность». Имплементация реальных действий, созвуч-
ных с транслируемым ценностным корпусом, при отсутствии разработан-
ной стратегии, когда активизация присутствия в регионе сопровождается
актуализацией вопросов безопасности или обеспечения энергетической
независимости ЕС.
В разделе 2.2. «Россия как «доброжелательная сила»: социально-
экономическое и историческое притяжение» обосновывается тезис о
том, что основу базового образа России представляет признание нацио-
нальной уникальности каждого государства. Однако образ России как
защитника многополярности, «доброжелательной силы», которая, с одной
стороны является гарантом прогресса и соблюдения норм международно-
го права, с другой стороны, реализует свои национальные интересы, в
Центральной Азии в настоящее время еще не устоялся в силу из-за срав-
нительно недавно обозначенных контуров своего имиджа в противовес
США и ЕС; отсутствия разработанной региональной стратегии; действия
медиатизированных западными странами стереотипов об угрозе ресове-
тизации в странах Центральной Азии.
Россия заинтересована в вовлечении региона в сферу своего влия-
ния, поскольку он представляет собой важную геополитическую локацию

1 Anghelescu A. European Union and Central Asia – past directions and future

perspective // CES Working Papers. 2018. Vol. X. No 3. P. 281.
между Востоком и Западом, стратегический буфер против внешних угроз.
В случае, если регион перейдет под контроль других внешнеполитиче-
ских акторов, стратегическая оборонительная линия России будет прохо-
дить по государственной границе. Очень сильный базовый образ России
ослабляется устоявшимися стереотипами о советском периоде истории
(периоде подавления суверенитета) и практически десятилетним отсут-
ствием России в регионе. Опорные пункты конструирования российского
имиджа: оказание помощи (финансовой, технической и пр.) и невмеша-
тельство во внутреннеполитические дела. Россия: несмотря на то, что не
входит в десятку крупнейших стран-доноров для центрально-азиатских
республик1, оказывает значительное влияние на их экономическое разви-
тие. Выделяемые Москвой льготные кредиты странам Центральной Азии
зачастую могут быть сопоставлены с совокупными объемами помощи,
которую она оказывает в масштабах мира. Россия задействует государ-
ственные компании для оказания помощи странам Центральной Азии в
инвестиционных проектах по сооружению гидроэнергетических проектов
в Кыргызстане. Россия широко использует нетрадиционные механизмы
оказания помощи странам региона, которые более эффективны с точки
зрения экономического развития центрально-азиатских республик, но с
точки зрения имиджевого политического позиционирования России носят
характер реальных, очень затратных действий, нежели символических.
Конструируемому имиджу России «доброжелательной державы»
характерна стратегия «непоследовательность», обусловленная отсутстви-
ем разработанной стратегии в отношении стран Центральной Азии. Непо-
следовательность в имиджевом политическом позиционировании прояв-
ляется в том, что инициируемые Москвой реальные действия являются
реакцией на действия внешних акторов или самих стран региона. Поли-
тические режимы стран региона успешно используют стереотипы в своих
интересах. Образ «доброжелательной державы» подменяется образом
«последнего прибежища», при котором за Россией признаются ее обяза-
тельства как наследницы СССР по списанию долгов, выделению креди-
тов и грантов для поддержки бывших союзных республик, но не ее статус
лидера с вытекающими обязательствами для центрально-азиатских рес-
публик.
В разделе 2.3. «Экономическая мощь Китая: “дипломатия долговых
ловушек”» ставится задача обосновать тезис о том, что основой констру-
ируемого имиджа на международной арене выступает месседж Китая как
крупной экономической державы, а не военного государства, преследу-
ющего цель глобальной гегемонии. Как экономическая держава он будет

1 Oliphant C. Russia’s role and Interests in Central Asia // Policy Brief. Saf-

erworld Preventing Violent Conflict. Building Safer Lives. October 2013. P. 8.
играть конструктивную роль в системе международных отношений, ста-
нет государством, которое «помогает богатеть соседям» за счет собствен-
ного быстрого экономического развития на взаимовыгодной основе. Од-
нако существующий разрыв между реальными действиями Пекина и ин-
формационно конструируемым образом имидж Китая как «доброго сосе-
да» в центрально-азиатских республиках не является устоявшимся. Эко-
номический экспансионизм проявляется в том, что китайские инвестиции
зачастую предоставляются в формате займов под государственные гаран-
тии, невыплата которых влечет получение Китаем права на разработку
месторождений полезных ископаемых или использование объектов ин-
фраструктуры. Это позволяет квалифицировать такие инвестиции как
«хищническую помощь»1 в рамках «дипломатии долговых ловушек».
Объективность определения «хищническая помощь» подтверждается и
тем, что большая часть тех средств, которые вкладываются в экономики
стран-участниц «Один пояс – один путь» остаются в Китае. Условием
предоставления китайскими банками займов выступает реинвестирование
в китайские компании, которые имеют преференциальное право на реали-
зацию инициируемых инвестиционных проектов, используя произведен-
ную в Китае технику и нанимая китайских рабочих.
Стратегию имиджевого позиционирования КНР можно отнести к
«пропаганде». С одной стороны, у КНР есть все три элемента успешного
имиджевого политического позиционирования: реальные действия, сим-
волические действия и стратегия. С другой стороны, декларируемое со-
развитие в рамках концепции «мирного подъема» противоречит сущности
предоставляемой финансовой помощи странам региона. Она нацелена на
оказание влияния на политические системы центрально-азиатских рес-
публик через скрытые коррупционные схемы, ведущие к росту внешнего
государственного долга, и оказывает минимальное воздействие на разви-
тие сектора обрабатывающей промышленности и производства товаров с
высокой добавочной стоимостью. Финансовая помощь неоднозначно
коррелируется с принципом многосторонних отношений, что особенно
ярко проявилось в смене приоритетов китайского руководства во внеш-
ней политике с инициатив в рамках ШОС на двустороннее сотрудниче-
ство в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Финансовая помощь
Китая является амбивалентной: будучи эксплицитно нацеленной на по-
мощь развитию стран региона, имплицитно она выступает инструментом
продвижения исключительно интересов КНР. В свою очередь, это обо-
значает и двойственность представлений о КНР в республиках Централь-

1 Laruelle M. Introduction. China’s Belt and Road Initiative. Quo Vadis? // Chi-

na’s Belt and Road Initiative and Its Impact in Central Asia / ed. M. Laruelle. Central
Asia Program, the George Washington University, 2018. P. XI.
ной Азии, где для населения характерно восприятие Китая как организа-
тора «долговых ловушек» и «демографического оккупанта», а для поли-
тического истеблишмента – «делового партнера», способствующего леги-
тимации политического режима.
Глава третья «Имиджевое политическое позиционирование реги-
ональных акторов в странах Центральной Азии» включает в себя ана-
лиз специфики имиджевого позиционирования в Центральной Азии реги-
ональных акторов (арабских государств и Турции) и стратегий взаимо-
действия внешних политических лидеров в Центральноазиатском реги-
оне.
В разделе 3.1. «Тюрко-исламское миссионерство Турции: культурно-
религиозное влияние» обосновывается тезис о том, что конструирование
образа Турции осуществляется посредством оказания воздействия на об-
щественность центрально-азиатских республик на основе актуализации
культурно-языковой близости и конфессионального родства тюркских
народов. Анкара в основу своего имиджевого политического позициони-
рования включила два компонента: культурно-религиозную идентичность
и свой статус светского государства, имеющего влияние в мировой поли-
тике. Республики региона не устраивает политическое позиционирование
Турции в качестве «большого брата», который выступает не просто при-
мером для подражания, а диктует нормы поведения государств на миро-
вой арене1. Стратегия имиджевого позиционирования Турции – «непо-
следовательность». Фактически в отношении Турции воспроизводится та
же формула, что и в отношении России. С той лишь разницей, что акцент
был на идентификационную, а не историческую доминанту взаимодей-
ствия – «признание обязательств Турции как братского государства без
признания лидерства». Культурно-языковая близость с Турцией не имеет
абсолютной значимости, поскольку существуют значительные лингви-
стические различия, несмотря на общие языковые корни, и этнические
различия, обусловленных многовековым историческим развитием в раз-
личных географических и социально-политических условиях. С приходом
к власти Р. Эрдогана предпринята попытка репозиционировать Турцию
на геополитической арене и выстроить равноправные отношения с Запа-
дом через отказ от статуса второстепенного актора. Сдвиг в «Я-
концепции» произошел на основе концепции неоосманизма. Теперь Тур-
ция позиционирует себя преемницей Османской империи и должна пре-
вратиться в мировой полюс власти/силы, базисом которого должно стать
историческое, культурное и конфессиональное наследие Османской им-

1 Wheeler T. Turkey’s Role and Interests in Central Asia // Policy Brief. Saf-

erworld Preventing Violent Conflict. Building Safer Lives. October 2013. P. 3.
перии1. Характер политического воздействия Турции на Центральную
Азию после изменения «Я-концепции» проявился в добавлении двух эле-
ментов в конструирование имиджа государства: религиозная составляю-
щая внешнеполитической практики Анкары и смещение акцентов в объ-
ектах воздействия – с политической системы на общество. Эффектив-
ность имиджевого воздействия Турции проявляется больше на социуме,
нежели на политической системе. Принимая во внимание факт участия в
образовательной подготовке представителей политической элиты в реги-
оне, ситуация может измениться по прошествии какого-то времени, когда
политическая элита полностью обновится. Поэтому особую важность для
Анкары в имиджевом политическом позиционировании приобретают ме-
ханизмы воздействия на общественное мнение. На современном этапе
они характеризуются доминированием религиозной компоненты.
Вразделе3.2.«Религиознаякомпонентаимиджевого
позиционирования арабских стран» раскрывается тезис о том, что имид-
жевое позиционирование арабских стран как «покровителей мусульман-
ского мира» в регионе является условно эффективным в силу отсутствия
разработанной стратегии и несоответствия реальных действий в отноше-
нии политических систем и обществ центрально-азиатских республик и
информационно конструируемого образа. Соответственно, стратегия
имиджевого позиционирования арабских стран в Центральной Азии мо-
жет быть охарактеризована как «непоследовательность».
Проблема отсутствия стратегии у арабских стран в отношении Цен-
тральной Азии проявляется в минимальном количестве контактов на
официальном уровне (например, посольства Саудовской Аравии в Ду-
шанбе и Бишкеке были открыты в 2010 г. и 2011 г.) и в экономической
сфере (отсутствие масштабных инвестиционных проектов). Независи-
мость для центрально-азиатских стран сопровождалась процессом воз-
рождения национальных и конфессиональных ценностей, а также разви-
тием религиозного сознания. Четко вырисовывается имиджевая стратегия
политических истеблишментов арабских монархий. Основным объектом
воздействия стали мусульманские общины стран Центральной Азии, а не
их политические системы. Молодежь и социально-уязвимые слои населе-
ния как наиболее восприимчивые к идеям исламской солидарности долж-
ны продолжить распространение религиозного дискурса в определенном
арабскими теологами и клириками формате. Политика арабских госу-
дарств в отношении Центральной Азии выстраивается стихийно при от-
сутствии разработанных стратегий и программ действий, а также четкого

1 Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике

Турции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения.
2013. Т. 13. Вып. 2. С. 67.
представления о специфике политических систем, религиозных и миро-
воззренческих особенностей. Наиболее заметным фактором влияния
арабских стран является поддержка процесса исламизации населения
стран Центральной Азии.
Центральным элементом конструируемого ими образа выступает
ислам как исторически сформированная основа их политической системы
и социокультурной жизни. При этом именно историческая детерминиро-
ванность обусловливает легитимность их притязаний на статус «покрови-
телей исламского мира». Проблема данного образа состоит в том, что он
не соответствует реальным действиям арабских государств в регионе.
Интересы арабских стран сфокусированы на стабилизации их внутрипо-
литической ситуации и конкуренции за лидерство на Ближнем Востоке.
Поэтому нет сбалансированной стратегии, минимальные контакты на
официальном уровне и в экономической сфере. Однако рост числа людей,
положительно оценивающих политику арабских стран и готовых принять
радикальные религиозные воззрения в регионе, говорит о частичном до-
стижение цели имиджевого политического позиционирования стран Ара-
вийского полуострова.
В разделе 3.3. «Стратегии взаимодействия внешних акторов в фар-
ватере своего имиджевого позиционирования и специфика внешнеполи-
тических процессов стран Центральной Азии» раскрывается тезис о том,
что анализ стратегий имиджевого политического позиционирования
внешних акторов в Центральной Азии показывает, что страны региона
вовлечены в масштабные политические процессы в глобальном и
евразийском пространствах. В современных условиях внешнее вмеша-
тельство осуществляется как результат реализации стратегий имиджевого
позиционирования. Привлекательность образа внешних акторов играет
особо актуальность, принимая во внимание отсутствие региональной
идентичности и безуспешные внутрирегиональные интеграционные про-
екты в Центральной Азии.
Стратегия «множественной ответственности», применяемая страна-
ми Центральной Азии и состоящая в том, что наличие нескольких лиде-
ров наделяет объекты их влияния возможностью уклоняться от своих ин-
дивидуальных обязательств перед любым из лидеров, ослабляя таким
образом общий контроль этих объективно более сильных акторов 1, с од-
ной стороны, блокирует установление доминирования одного центра си-
лы, с другой стороны, создает благоприятные условия для взаимодей-
ствия внешних акторов в неконфронтационном формате и фарватере кон-
струируемых ими имиджей. Ни один из внешних акторов до сих пор не

1 Cooley A. Great Games, Local Rules. New York: Oxford University Press,

2012. P. 9.
разработал эффективную стратегию своего имиджевого политического
позиционирования в регионе. Проблемы с восприятием их образов и уси-
ления их позиций во многом обусловлены приверженностью курсу мно-
говекторной внешней политики центрально-азиатских республик. Нацио-
нальныеинтересыипотребности модернизации социально-
экономических и политических отношений в странах региона нуждаются
в доступе к материальным, финансовым, политическим и прочим ресур-
сов внешних акторов. Центрально-азиатскими республиками использу-
ются как формальные, так и неформальные инструменты многовекторной
политики. Формальные механизмы поддержания стабильности политиче-
ских режимов региона с внешними акторами представлены попытками
манипулирования вопросами суверенитета. Молодые и слабые страны
вступают в т.н. «неполные контракты» с другими государствами, переда-
вая им часть своих суверенных прав и требований как часть их инстру-
ментария выстраивания внешнеполитических отношений. Отсюда и од-
новременное встраивание в различные интеграционные проекты, что
приводит к появлению «защитной интеграции» – институциональная ко-
операция между республиками региона и внешними акторами, которая
позволяет защититься от интервенционистских действий других акторов.
Неформальные инструменты многовекторной политики центрально-
азиатских стран включают в себя, прежде всего, местные коррупционные
механизмы, открывающие возможности незаконного обогащения правя-
щего режима.
Анализ показал, что механизмы взаимодействия внешних акторов в
Центральной Азии представлены тремя формами и выстраиваются в рам-
ках их имиджевого позиционирования: кооперация, предоставление воз-
можностей и подражание. США: кооперация с ЕС на базе либерально-
демократических принципов для редуцирования негативных ассоциаций
с американским унилатерализмом; использование преимуществ КНР как
«экономического гиганта» для демонстрации прагматичного подхода к
внешнеполитическому сотрудничеству; подражание России в иницииро-
вании экономического интеграционного проекта с участием Афганистана.
Свой имидж «гражданской силы» ЕС укрепляет через кооперацию с
США как «либерального миссионера» и преимуществ имиджа Китая с
акцентом на важность следования принципу верховенства закона при ре-
ализации транспортно-логистических проектов.
Имиджевое позиционирование КНР усиливается путем использова-
ния преимуществ имиджей США и России в нацеленности на создание
«гармоничного мира», имиджа ЕС для преодоления негативных пред-
ставлений о китайской «дипломатии долговых ловушек», подражания
имиджу России в позиции о «всеобщем развитии», которое лежит в осно-
ве проекта «Один пояс – один путь».
Образ России как «доброжелательной державы», не ставящей целью
возрождения СССР, укрепляется через использование преимуществ ими-
джа КНР в рамках ШОС и предложениями по сопряжению ЕАЭС с ини-
циативой «Один пояс – один путь».
В заключении представлены результаты анализа стратегий имид-
жевого политического позиционирования глобальных и региональных
акторов в Центральной Азии по обозначенными задачами и цели диссер-
тационного исследования.
У всех внешних акторов, активно действующих в Центральноазиат-
ском регионе, существуют проблемы в практике имиджевого политиче-
ского позиционирования. Тремя главными проблемами выступают: а)
несоответствие конструируемого образа реальным действиям в отноше-
нии центрально-азиатских стран (США, Китай, страны Аравийского по-
луострова); б) негативное влияние стереотипов (Россия, Китай); в) отсут-
ствие разработанной стратегии (Россия, ЕС, Турция и страны Аравийско-
го полуострова). Отсутствует связь между эффективностью образа внеш-
него актора и целевым объектом его воздействия в государствах Цен-
тральной Азии – политическая система или общество. Решающим в этом
отношении выступают именно обозначенные проблемы несоответствия,
стереотипов и стратегии.
Внешние акторы в Центральной Азии не находятся в условиях пря-
мой конфронтации друг с другом в силу трех причин: 1. каждый из них
занимает определенную имиджевую нишу, закладывающую лимиты его
воздействия на регион, например, китайский «мирный подъем» не может
включать в себя «покровительство исламскому миру» и наоборот, что
исключает противоречия на базе посягательств КНР и арабских стран на
сферы влияния друг друга. По сути, в регионе существует разделение зон
влияния; 2. для внешнеполитических процессов стран региона характерна
«множественная ответственность», предполагающая многовекторный
курс, который позволяет использовать выгоды от сотрудничества со все-
ми внешними акторами и одновременно блокирует оформление лидер-
ства одного из них; 3. лимиты и относительная эффективность имиджево-
го политического позиционирования внешних акторов в регионе обу-
словливают важность неконфронтационного взаимодействия в фарватере
своего имиджа в целях усиления своих позиций. Наиболее комплексное
взаимодействие выстраивается в двух треугольниках глобальных акторов.
«США–ЕС–КНР» – по линиям кооперации и использования преимуществ
друг друга; «Россия–США–КНР» – по линии подражания. США и КНР,
подражая России в инициировании интеграционных проектов: ЕАЭС
(2005), «Новый шелковый путь» (2011) и «Один пояс – один путь» (2013).
Таким образом, проведенное исследование обозначило важность
единства разработанной стратегии, реальных действий и информационно-
го дискурса как составляющих имиджевого позиционирования внешних
акторов в реализации своих национальных интересов в Центральной
Азии. Расхождения в последних и отсутствие первой негативно сказыва-
ется на восприятии государства, что отчасти компенсируется взаимодей-
ствием с другими акторами на фоне имеющей место многовекторности
стран региона, не трансформируя образ как таковой.

Актуальность темы исследования. Одним из проявлений тектонических
сдвигов в системе международных отношений, обозначившихся с распадом СССР
и проявившихся в Центральной Азии, стала активизация большого количества
внешних акторов, с которыми ранее центрально-азиатские республики не имели
опыта непосредственного взаимодействия. С получением статуса суверенных
национальных государств на первый план вышла задача определения стратегий
внешнеполитического поведения, выстраивания выгодных отношений со всеми
внешними игроками, каждый из которых активно использовал свой имиджевый
капитал в качестве аттрактивного фактора. Именно имиджевый капитал определял
те ниши, где тот или иной актор стремился занять лидирующие позиции. В
частности, тип политического режима и форма правления арабских государств
является блокирующим фактором в продвижении либерального-демократических
ценностей, миссионерами которых выступают США и Европейский союз. В свою
очередь, последние не могут претендовать на роль защитников исламских
ценностей, которые гармонично встраиваются в концептуальную матрицу
внешнеполитического курса арабских стран и Турции.
Выявление подобных особенностей усложняет анализ внешнего воздействия
на центрально-азиатский регион, обусловливая необходимость учета не только
интересов и ресурсной базы внешних игроков, но их имиджевого потенциала.
Уровень корреляции между конструируемыми образами и их реальными
действиями по достижению своих интересов определяет эффективность их
имиджевого политического позиционирования. Вместе с тем в плоскости анализа
детерминант формата взаимодействия внешних акторов в регионе важно
учитывать и фактор субъектности центрально-азиатских республик. Для
реализации своих собственных интересов они проводят многовекторную политику,
блокирующую установление абсолютного лидерства одного из акторов и
создающую условия для поиска точек соприкосновения, взаимного усиления
имиджей внешних игроков.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена значимостью
имиджа внешних центров сил при определении ими направлений и форматов
воздействия на страны Центральной Азии.
Степень научной разработанности. Следует отметить сравнительно
невысокий уровень академической активности в использовании теоретико-
концептуальных рамок имиджевого позиционирования для анализа системы
международных отношений. Еще одной особенностью является то, что

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Имиджевое политическое позиционирование глобальных и региональных акторов в Центральной Азии»

    Публикации автора в научных журналах

    Амбивалентность имиджа Китая в Центральной Азии: «деловой партнер» или организатор «долговых ловушек»
    Вестник Кыр-гызско-Российского Славянского университета. – 2– Т. – № –С. 190
    Имиджевое позиционирование Турции в Центральной Азии: проблемы институционализации интеграции тюркского мира
    Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2– Т.
    Попытки США спроектировать Центральную Азию: причины неудач через призму конструктивистского подхода
    ВестникТНУ. – 2– № – С. 435
    Лимиты и проблемы эффективности имиджа государства через призму брендингового подхода
    Научные исследования вКыргызской Республике. – 2– №. С. 37-41

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Фактор Брекзита во взаимодействии Европейского союза и НАТО по вопросам безопасности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук»