Политика Европейского союза в странах Южного Кавказа: фактор нормативной силы

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Айвазян Анна Степановна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Концептуализация роли ЕС в качестве нормативной силы………….. 23
1.1. Нормативный компонент внешней политики ЕС ………………………………… 23
1.2. Теоретические основания исследования …………………………………………….. 43

Глава 2. Политические форматы сотрудничества ЕС и стран Южного
Кавказа…………………………………………………………………………………………………….. 50
2.1. Значение Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и пересмотра
Европейской политики соседства ЕС для стран-партнеров ………………………………. 50
2.2. Россия и ЕС в регионе Южного Кавказа …………………………………………….. 65
2.3. Взаимодействие ЕС со странами Южного Кавказа: от единообразного
подхода к дифференциации ……………………………………………………………………… 82

Глава 3. Влияние фактора нормативной силы на взаимоотношения ЕС и
стран Южного Кавказа …………………………………………………………………………… 112
3.1. Роль ЕС в продвижении демократических реформ в странах Южного
Кавказа…………………………………………………………………………………………………… 112
3.2. Нормативная сила ЕС и рост благосостояния граждан ……………………… 132
3.3. Фактор нормативной силы в сфере региональной безопасности ……….. 150

Заключение …………………………………………………………………………………………… 170

Список литературы……………………………………………………………181

Во введении обосновывается актуальность исследования;
устанавливаются объект, предмет, цели и задачи диссертации; определяется
степень разработанности темы; характеризуется теоретико-методологическая
основа исследования и обозначается степень научной разработанности
проблемы; предлагается обзор источниковой базы исследования.
Первая глава диссертации «Концептуализация роли ЕС в качестве
нормативной силы», состоящая из двух параграфов, посвящена эволюции
концепции нормативной силы во внешней политике ЕС. В первом параграфе
автор выявляет нормы, составившие основу внешней политики ЕС, а также
анализирует изменения, коснувшиеся этих норм сквозь различные этапы
становления ЕС в качестве глобального актора. В этой части работы
прослежена связь между формированием ЕС как интеграционного проекта и
ответвлением неолиберализма как отдельной политической теории и
идеологии, приведены основные положения неолиберальной теории, на
которых базируется концепция нормативной силы.
Вовторомпараграфепредставленытеоретическиеоснования
исследования. Автор анализирует основные публикации по европеизации и
европейской интеграции, развитию стран постсоветского пространства,
региональные исследования, на которые опирается диссертация.
Теоретические наработки авторов в рамках институциональной теории
позволяют судить о непрямых способах воздействия ЕС на третьи страны,
включая механизм экстернализации, когда ЕС косвенно влияет на принятие
внешними акторами решений о выгодах и издержках в силу своего
непосредственного присутствия; а также процессы имитации европейских
практик и институтов. Среди факторов, определяющих способность
политических институтов к адаптации тех или иных норм: наличие игроков с
правом вето в парламентах и правительствах стран, готовность формальных
институтов использовать внутренние ресурсы для запуска реформ, наличие
«агентов изменений», способных формировать коллективные представления
о норме и политическую культуру страны.
Оценка действенности применения нормативной силы в реализации
внешней политики ЕС требует анализа расхождения между ожиданиями
акторов внутри и вовне ЕС по поводу исполняемой им роли и реальными
возможностями ЕС. Таким образом, ресурсы ЕС, претендующего на
осуществление нормативной силы, должны соответствовать исходящему
запросу взаимодействующих с ним игроков.
Вторая глава «Политические форматы сотрудничества ЕС и стран
Южного Кавказа», состоящая из трех параграфов, включает подробный
анализ взаимоотношений ЕС с каждым из южнокавказских государств на
разных этапах развития. В главе также приведена характеристика позиции
России в регионе.
В первом параграфе автор выделяет основы партнерства Европейского
союза со странами Южного Кавказа, закрепленные в Политике соседства и
Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности.
Рассмотрены сложности, с которыми сталкивается ЕС в реализации
программ сотрудничества со странами региона: проблемы координации,
целеполагания, результативности подобных инициатив. Важное значение
имеет и общая внешнеполитическая ситуация, значительно затруднившая
продвижение европейской интеграции как одного из векторов развития
южнокавказских государств.
Пересмотр Политики соседства ЕС в 2015 г., принятие новой
Глобальной стратегии ЕС «Общее видение, единый подход: сильная Европа»,
пришедшей на смену Европейской стратегии безопасности 2003 г., отражают
важный этап становления внешней политики ЕС по отношению к странам-
соседям.Главноеизменениезаключаетсявусилениироли
внешнеполитических интересов ЕС при формировании программных
инструментов взаимодействия со странами-соседями.
ВнутреннийаудитПолитикисоседстваЕСпоказал,что
использованныестимулынедостаточныдлязначимыхструктурных
преобразований в странах-партнерах. Существующие риски стабильности
далеконевсегдасоотносятсясповесткойдолгосрочного
институционального развития.
Во втором параграфе дана характеристика позиции России на Южном
Кавказе. Россия проводит в регионе рациональную и прагматичную
внешнюю политику, ориентированную на взаимные интересы стран. Вместе
с тем каждая из трех стран Южного Кавказа придерживается разных моделей
взаимодействия, так или иначе сохраняющих принцип многовекторности
внешней политики. Армения является полноправным членом Евразийского
экономического союза, СНГ и ОДКБ, сотрудничество с Россией для страны
носит стратегический характер. При этом Армения продолжает развивать
отношения с ЕС как донором институциональных реформ. Азербайджан
придерживается позиции неприсоединения к интеграционным группировкам,
сохраняя членство в СНГ. Несмотря на важность России в качестве торгового
партнера,сотрудничествоРоссиисГрузиейвстречаетмножество
политических препятствий, связанных с поддержкой Российской Федерацией
независимости Осетии и Южной Абхазии, что в официальных заявлениях
грузинских политиков расценивается как прямая угроза безопасности
страны.
В условиях конфронтационной риторики между Россией и ЕС страны
Южного Кавказа вынуждены выстраивать собственную дипломатическую
позицию, которая позволила бы им сотрудничать с обоими акторами.
Несмотря на то что области обмена технологиями, научного, гуманитарного,
образовательного сотрудничества не являются для России приоритетными,
именно в этих сферах интеграционным проектам, инициированным Россией,
приходится конкурировать с ЕС и в странах Южного Кавказа.
В третьем параграфе проанализированы отношения ЕС с Грузией,
Арменией и Азербайджаном на современном этапе, обозначенные тремя
сценариями: ассоциацией с ЕС; расширенным партнерством с ЕС; не
вхождением страны в какие-либо политические блоки. Важно заметить, что
все три указанных сценария зависимы от общей ситуации в сфере
международныхотношений,действийдругихакторовврегионе,
конкуренциимежду различнымиполитическимисиламивстранах,
изменений во внешней политике самого ЕС и др. Таким образом, ни одна из
указанных моделей не является непреложной, но обозначает существующую
тенденцию.
Третьяглава«Влияниефакторанормативнойсилына
взаимоотношения ЕС и стран Южного Кавказа», состоящая из трех
параграфов, посвящена анализу влияния нормативной силы ЕС в трех
областяхвзаимодействия:всфередемократическихреформ,роста
благосостояния граждан и в области региональной безопасности.
В первом параграфе поставлен вопрос о практике осуществления
демократических реформ, их результатах и ограничениях в рамках
партнерства ЕС со странами Южного Кавказа.
Сотрудничество ЕС и стран Южного Кавказа в сфере демократических
реформ в течение всего периода взаимоотношений не предусматривало
трансформацию политических режимов в качестве конкретной задачи.
Акцент был смещен на адаптацию европейских практик, их заимствование
государственнымиинституциямистран, диалогс населениемчерез
поддержкуорганизацийгражданскогообщества.Такойподход
продемонстрировал признание самим Евросоюзом ограниченности своего
влияния в странах-партнерах.
Опыт Армении и Азербайджана указывает на то, что, даже не заявляя о
приверженности демократии либо частично выполняя свои обязательства по
соглашениям,онимогутпродолжатьсотрудничествосЕСна
взаимовыгодных условиях. Таким путем две указанные страны смогли
сохранить многовекторность своей внешней политики, не беря на себя чрез-
мерный груз обязательств. Внешняя политика Грузии, наоборот, основана на
европейской интеграции как основном направлении развития страны.
Второй параграф посвящен нормативному влиянию ЕС и росту
благосостоянияграждан.ОсуществлениевнешнейполитикиЕСв
соседствующих странах предполагает рост благосостояния граждан в
странах-партнерах. Именно в этом выражена нормативная часть торговой
политики ЕС, культурных и образовательных проектов, диалогао
либерализации визовых режимов. Преимущества следования европейской
модели устройства экономики, общественной жизни, согласно подобному
вѝдению, должны быть очевидны в повседневной жизни населения.
Масштаб проводимых ЕС программ и инициатив в странах региона
беспрецедентен:Евросоюзпредлагаетюжнокавказскимгосударствам
обширный спектр направлений сотрудничества. ЕС поддерживает как
точечные проекты, так и более масштабные государственные программы
реформ.
В то же время можно наблюдать, что существенного скачка в развитии
экономик стран не происходит, что относится и к ситуации в Грузии. Это
связано с большим объемом регулирующих торговую деятельность правовых
документов, технических стандартов и регламентов, адаптация которых
потребовала большого периода времени. Государственные институты стран и
местные акторы оказались не осведомлены о том, каким образом могут быть
получены выгоды от участия в различных проектах, поддерживаемых ЕС.
Во многих инициативах заметен отрыв Грузии от Армении и
Азербайджана по объему получаемых от ЕС средств и по числу участников
программ. Наименее вовлеченным оказался Азербайджан, не проявляющий
активного участия, однако и не нуждающийся во внешнем финансировании в
той мере, в которой это актуально для Армении и Грузии.
В третьем параграфе дана оценка влиянию ЕС в сфере региональной
безопасности и мирного разрешения конфликтов, что является важной
частью соглашений ЕС со странами региона Южного Кавказа.
С момента обретения независимости страны региона прошли сквозь
череду конфликтов, на долгое время закрепивших военную безопасность в
качестве ключевого приоритета любой политической элиты, оказывающей у
власти. Речь идет о непризнанных республиках: Нагорном Карабахе, Абхазии
и Южной Осетии. С 2008 г. в регионе нарастает конфликтный потенциал и
тенденция к фрагментации. Долгосрочного решения этой проблемы не
предложил ни один международный актор, включая ЕС.
Страны региона заинтересованы в решении территориальных споров и
определениистатусаде-фактогосударств;международныеакторы
воспринимают процесс урегулирования конфликтов как сохранение статус-
кво и отсутствие военных столкновений. Попытка ЕС использовать привязку
сотрудничества со странами-партнерами к условию мирного разрешения
конфликтов не удалась: у каждого из государств нашлось достаточное
количество аргументов в пользу собственной позиции, не противоречащей
идеалам защиты прав человека и соблюдения принципа территориальной
целостности.Множественностьтрактовокосновныхпринципов
урегулированияконфликтовсостороныевропейскихполитикови
институтов привела к потере доверия к ЕС как по-среднику между странами
в наиболее острых внешнеполитических вопросах.
Взаключениипредставленыосновныерезультатыивыводы
исследования:
1. Нормативная сила как способность формировать представление о нормах не
основывается на конкретном внешнеполитическом инструментарии, но
подразумевает постоянный процесс диалога между носителем норм и их
реципиентом. Ее ключевой характеристикой является инклюзивность этого
диалога, его открытость другим акторам. Претендуя на роль нормативной
силы, ЕС совместно со странами-партнерами и внешними игроками
принимает участие в формировании дискурса о том, что есть идеи мира,
демократии, открытого рынка ввиду того, что ни одно из этих понятий не
имеетнеоспоримогоопределения,котороебылобызакрепленов
соглашениях ЕС с южнокавказскими государствами.
2. Исследование продемонстрировало неоднородность институциональных
изменений в ходе взаимодействия с ЕС на национальном уровне: Армения,
Грузия и Азербайджан приняли различающиеся форматы сотрудничества с
ЕС, определенные контекстом отношений и оценкой каждой из стран
возможных выгод и издержек такого партнерства. Выбор в пользу того или
иного формата сотрудничества обусловлен и пространством для маневра,
которое каждая из стран смогла за собой сохранить. Так, Азербайджан
оказался наиболее гибок в диалоге с ЕС, имея в своем арсенале возможность
влияния на партнерство в сфере энергетики. Армения и Грузия, будучи в
более уязвимой позиции с точки зрения обеспечения национальной
безопасности и нуждаясь в источниках финансирования государственных
реформ, не имели возможности более избирательного отношения к
предлагаемому формату взаимодействия.
3. С момента обретения южнокавказскими государствами независимости ЕС
прочно занял место значимого регионального актора, не только установив
дипломатические, политические и экономические отношения со странами
региона, но и задав тон дискуссии о государственных интересах, ценностях и
моделях развития. Нарратив о европейских нормах и ценностях был принят
национальными политическими элитами и используется для аргументации
выборавнешнеполитическихпартнеров.Декларируяприверженность
европейским нормам и ценностям как пути к стабильности и процветанию,
Европейский союз вступил в конкуренцию с другими игроками в регионе,
включая Российскую Федерацию.
4. Возлагаянастраны-партнерыответственностьзаналаживание
добрососедских отношений, ЕС вместе с тем прочерчивал собственные
разделительные линии в регионе, обозначая круг дружественных ему
государств и исключая из него страны, не разделяющие обозначенные
европейские ценности. Как результат, Южный Кавказ стал рассматриваться
глобальными акторами, включая Россию и ЕС, как площадка столкновения
интересов. Это существенно ослабило нормативное влияние ЕС, поставив
под сомнение саму идею универсальности ценностей и способствуя
фрагментации региона.
5. Реализация Политики соседства ЕС и Глобальной стратегии ЕС по внешней
политике и политике безопасности сталкивается со сложностями, характер-
ными для взаимоотношений стран – доноров развития и реципиентов. Они
связаны с координацией, целеполаганием, результативностью – во всех этих
аспектах внешней политики ЕС в Армении, Грузии и Азербайджане ее цели
размыты, а отслеживание результатов малоэффективно в отсутствие четких
критериев оценки.
6. Политика ЕС в регионе не отвечает потребностям реагирования на
внешнеполитические риски, не предлагая странам-партнерам конкретные
антикризисные инструменты, но настаивая на долгосрочном выстраивании
институтов рыночной экономики и стабильной политической системы.
7. Применяя понятие устойчивости в Глобальной стратегии по внешней
политике и политике безопасности, ЕС перекладывает ответственность на
страны-партнеры и обязывает их быть готовыми адаптироваться к вызовам и
угрозам, со многими из которых сам ЕС не справляется.
8. Позиция России в регионе основывается на нескольких ключевых
принципах, входящих в противоречие и конкуренцию с восточным вектором
внешней политики ЕС. Среди них приверженность полицентричности
международных отношений и закрепление за Россией статуса лидирующей
мировой державы; прагматизм и приоритет интересов во взаимоотношениях
с другими странами, а также признание за ними способности самостоятельно
выбирать ту или иную модель развития.
9. Сочетание вектора евразийской интеграции и партнерства с ЕС в странах
Южного Кавказа, в частности, в Армении, малореалистично. Полноценное
сотрудничество ЕС и Евразийского экономического союза возможно лишь в
случаеконсенсусамеждуРоссиейиЕСпоповодудальнейшего
политического развития исследуемых стран.
10. Государства региона верны традиции многовекторности и успешно
расширяютсвоюкорзинувнешнеполитическихпартнерств,развивая
отношения с другими региональными акторами, включая Турцию и Китай.
11. Наиболее сильно нормативное влияние ЕС проявило себя в партнерстве с
Грузией: страна взяла на себя обязательства максимального сближения
политических, экономических, социальных институтов с принятыми в ЕС
нормами и практиками. Важной оговоркой является неопределенность
долгосрочных перспектив сотрудничества и возможности членства в ЕС.
Учитывая общую тенденцию к многовекторности, политические элиты
страны могут пересмотреть свои приоритеты, отдав предпочтение союзам с
более значимыми внешнеполитическими выгодами, включая гарантии
безопасности и возможное развитие торговых и инфраструктурных связей.
12. Сотрудничество ЕС и Армении, Грузии и Азербайджана в сфере
демократических реформ в разные периоды времени фокусировалось на
различных подходах ЕС к принципам развития демократии в третьих
странах. С 2006 г. приоритетом служило распространение «надлежащего
управления», заимствование моделей и практик (принципов прозрачности,
подотчетности государственных органов гражданам стран и др.) в ходе
взаимодействияразличныхадминистративныхструктур,ноне
непосредственная смена политических режимов. Несмотря на то, что целью
такого подхода не является реформа структуры власти, этот путь подготовил
правовую основу для возможного перехода к демократии.
13. Повестка содействия развитию была актуальна для стран региона после
потрясений, связанных с распадом Советского Союза, когда государства
нуждались в прямой помощи. Однако она важна и сейчас: в особенности для
Армении и Грузии, которые не побороли проблемы бедности и безработицы
и нуждаются во внешнем финансировании. В обеих странах происходит
отток населения, каждая из них находится в поиске точек роста экономики.
ВзаимодействиесЕСвосновномдополняетужесуществующие
государственные программы либо направлено на точечное развитие
отдельных домохозяйств или местных акторов. Хотя инициативы ЕС и не
подразумевают кардинальных смен экономической парадигмы, для Армении
и Грузии это важный источник внешнего финансирования.
14.Сферабезопасности–наиболееуязвимыйаспектосуществления
нормативной силы ЕС в регионе Южного Кавказа. Вопреки практически
отсутствующему внешнеполитическому инструментарию по обеспечению
безопасности в регионе, ЕС использовал мирное решение конфликтов как
одно из предусловий развития отношений со странами. Предполагалось, что
выгоды от партнерства с ЕС будут препятствовать возникновению военных
столкновений, а также мотивируют Армению, Грузию и Азербайджан и
других региональных акторов к добрососедским отношениям. При этом в
большинстве случаев ЕС лишь выполнял функцию независимого арбитра,
выражая ту или иную позицию относительно внешнеполитической стратегии
правительств государств и не подкрепляя декларативные заявления какими-
либо действиями.
15.Политические элиты стран Южного Кавказа понимали решение конфликта
прежде всего как определение статуса конфликтных территорий и
восстановление суверенитета, но не воздержание от военного наступления. В
условияхвысокоймилитаризациистановлениегосударственностив
Армении, Грузии и Азербайджане напрямую связано с территориальными
претензиями каждого из государств, что находит широкую поддержку масс,
оправдывая военное вмешательство.
16. Влияние фактора нормативной силы ЕС неравномерно, всегда ограничено
контекстом взаимоотношений с каждой из стран-партнеров. Признавая это,
ЕС продолжает продвигать ценности и нормы европейского политического
устройства за пределы своих границ. Внешняя политика ЕС таким образом
расширяет пакет возможных выгод, которые ЕС предлагает странам-соседям.
Среди них как непосредственно прагматические интересы, так и обмен
опытом в самых различных сферах государственного и общественного
устройства. С одной стороны, в странах-партнерах существует запрос на эти
знания, а с другой стороны, это позволяет ЕС сохранять свое присутствие на
самых разных уровнях взаимодействия, не ограничиваясь дипломатическими
связями с политической элитой государств.

Актуальность темы исследования
Современные государства и интеграционные группировки в своей
внешней политике руководствуются ценностными ориентирами и
интересами, отдавая приоритет тому или иному представлению об
устройстве глобального мира. Внешнюю политику Европейского союза по
отношению к странам-соседям отличает особое внимание к нормам
международного порядка, основанного на декларируемом ЕС представлении
о либеральном мироустройстве, демократической политической модели и
открытом рынке. Основываясь на особых европейских ценностях,
Европейский союз стремится укрепить свое влияние, предложив другим
государствам эффективную модель политического устройства. В
учредительных документах ЕС нормы демократии, верховенства закона,
уважения прав человека неразрывно связаны с принципами либерализации
торговли, мирного решения конфликтов. Указанные ценности в
представлении европейских политиков служат основой для роста
благосостояния граждан самого ЕС и могут быть распространены на другие
страны, способствуя общей стабильности так называемого пространства
соседства. Основу сотрудничества ЕС со странами Южного Кавказа, наряду с
внешнеполитическими интересами государств, составляет именно этот
нормативный базис. Однако тенденции развития Армении, Грузии,
Азербайджана в последние десятилетия противоречивы: несмотря на успех
некоторых реформ, проведенных при поддержке ЕС, Южный Кавказ – один
из наиболее нестабильных регионов в мире.
Страны с переходной экономикой в поиске долгосрочных партнерств с
крупными игроками формируют запрос на успешные практики
государственного строительства, модели политического и социального
устройства. Вопрос о том, завершился ли переходный период для стран
постсоветского пространства, пока не имеет ответа: политические режимы в
них уязвимы, а властные элиты все еще находятся в постоянном поиске
основ государственности. Страны Южного Кавказа в особенности
подвержены риску высокого конфликтного потенциала и возобновления
военных действий на территориях непризнанных государств. В этих
обстоятельствах перед политическими элитами Азербайджана, Армении и
Грузии встает вопрос сохранения внешней безопасности в условиях
внутриполитической нестабильности.
Далеко не все политические элиты готовы принять европейскую
модель как образец эффективного государственного устройства, а
политические и экономические связи с ЕС как единственно приоритетные.
Будучи объединены схожими стартовыми условиями, географической
принадлежностью к одному региону, исторически сильной связью с Россией,
все три страны Южного Кавказа следуют разным траекториям развития
взаимоотношений с ЕС.
Изучение нормативного влияния ЕС в разных сферах взаимоотношений
с каждой из стран региона представляет интерес в силу нескольких причин.
Определение факторов, влияющих на успех внешнеполитического
сотрудничества и запускающих процесс изменений, представляет значимость
не только в рамках изучения внешней политики ЕС, но и в контексте
интеграционных инициатив, в том числе предложенных странам региона со
стороны Российской Федерации: межведомственных программ, политики
содействия развитию, гуманитарной политики и других аспектов
межгосударственных взаимоотношений. Перечисленные направления
сотрудничества служат цели обеспечения национальных интересов
государств и являются частью внешней политики региональных акторов.
Политика Российской Федерации в странах Южного Кавказа опирается
на представление о регионе как об исторически, политически и культурно
близком сообществе стран. Внешнеполитический инструментарий РФ
ориентирован на взаимовыгодные прагматичные отношения между
странами. Между тем Россия, как и другие глобальные акторы, стремится
оказывать влияние на развитие постсоветского пространства.
Исследование дает возможность изучить политические трансформации,
происходящие в странах постсоветского пространства, которые влияют на
цели и задачи построения государственности, формулируемые
национальными политическими элитами. Исходя из этого, автор
рассматривает южнокавказский регион как сообщество стран, которые
взаимодействуют с Европейским союзом наряду с другими глобальными и
региональными акторами, выстраивая свою внешнюю политику во
взаимосвязи с внутриполитическим процессом и общественным запросом на
изменения.
Степень научной разработанности проблемы
В настоящий момент существует обширная база исследований,
посвященных различным проблемам развития стран южнокавказского
региона. Формируется отдельная отрасль науки – кавказоведение, изучающая
в том числе вопросы современной политической истории Армении, Грузии и
Азербайджана.
Диссертация опирается на работы российских и зарубежных
политологов, историков и других исследователей по вопросам европейской
интеграции, изучения стран постсоветского пространства, внешней политики
ЕС и ее восточного направления.
Важную роль в выборе теоретических оснований исследования
сыграли публикации, посвященные осмыслению внешней политики ЕС, в
особенности работы о концепции нормативной силы ЕС, которые автор
адаптировала в собственном исследовательском подходе. Прежде всего, это
исследования Я. Мэннерса1, М. Пейс2, Т. Дица3. Ценность для диссертации
Manners I. Assessing the Decennial, Reassing the Global: Understanding European Union Normative Power in
Global Politics / I. Manners // Cooperation and Conflict. – 2013. – Vol. 48. – No 2. – P. 304-329; Manners I. The
Normative Ethics of the European Union / I. Manners // International Affairs (Royal Institute of International
Affairs 1944). – 2008. – Vol. 84. – No 1. – P. 45-60; Manners I. Normative power Europe: A Contradiction in
Terms? / I. Manners // Journal of Common Market Studies. – 2002. – Vol. 40. – No 2. – Р. 235-258.
представляют работы Т.А. Романовой, Е.Б Павловой, А.С. Макарычева и
А.А. Сергунина, выдвинувших ряд аргументов в поддержку понимания
нормативной силы ЕС как дискурсивной практики4 и критически
рассмотревших вопрос постколониального подхода ЕС во внешней
политике5, особенностей применяемой ЕС парадигмы международных
отношений6, а также публикации российских и зарубежных
исследовательских центров, анализирующих теоретические подходы к
внешней политике ЕС. Среди них: издания Института Европы РАН,
посвященные глобальной роли ЕС7, идее большой Европы8; серия
публикаций Брюссельского свободного университета о внешней политике ЕС
сквозь призму дискурс-анализа9, о ЕС как акторе и дипломатической силе10;
работы исследовательских коллективов, посвященные Политике соседства
ЕС11. Отдельно хотелось бы отметить работы М.В. Стрежневой,
посвященные систематизации теоретических подходов к европейской
интеграции12, публикации Е.С. Громогласовой, проанализировавшей
Pace M. The Construction of EU Normative Power / M. Pace // JCMS. – 2007. – Vol. 45. – No 5. – P. 1041-1064;
Diez T. Normative Power Europe and Conflict Transformation/ T. Diez, M. Pace. // Normative Power Europe.
Palgrave Studies in European Union Politics. – London: Palgrave Macmillan, 2011. – P. 210-225.
3
Diez T. Setting the Limits: Discourse and EU Foreign Policy / T. Diez // Cooperation and Conflict. – 2014. – Vol.
49. – No 3. – P. 319-333; Diez T. Normative Power as Hegemony / T. Diez // Cooperation and Conflict. – 2013. –
Vol. 48. – No 2. – P. 194-210.
4
Павлова Е.Б. Нормативная сила: теория и современная практика России и ЕС /Е.Б. Павлова, Т.А. Романова
// Полис. Политические исследования. 2017. №1. С. 162-176.
5
Павлова Е.Б. «Постколониальный подход» во внешней политике Европейского союза (на примере
отношений с Российской Федерацией) / Е.Б. Павлова, Т.А. Романова // Современная Европа. – 2018. – №6 –
С. 82-92.
6
Sergunin A. The EU, Russia and Models of International Society in a Wider Europe / A. Sergunin, A. Makarychev
// Journal of Contemporary European Research. – 2013. – No. 9 (2). – P. 313‐329 ; Sergunin A. The EU -Russia
Common Space on External Security: Prospects for Cooperation / A. Sergunin. – Nizhny Novgorod: Nizhny
Novgorod State Linguistic University, 2011. – 162 p.
7
Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / под ред. Ал.А.
Громыко, М.Г. Носова. – М.: Весь Мир, 2015. – 592 с.
8
Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. – М.: Весь
Мир, 2014. – 704 с.
9
Carta. C. (ed.) EU Foreign Policy through the Lens of Discourse Analysis. Making Sense of Diversity/ C. Carta. J.-
F. Morin (ed.). – Dorchester: Dorset Press, 2014. – 272 p.
10
Telo N. (ed.) The EU’s Foreign Policy. What Kind of Power and Diplomatic Action? / N. Telo, F. Ponjaert (ed.).
– Dorchester: Dorset Press, 2013. – 248 p.
11
Mahncke D. Europe’s Near Abroad. Promises and Prospects of the EU’s Neighbourhood Policy / D. Mahncke, S.
Gstohl (eds.). – Brussels: Peter Lang, 2008. – 320 p.; Axyonova V. The European Union as a Transformative Power,
a Donor or a Security Provider?: The View from the Eastern Partnership Countries / Axyonova V., Gerasymchuk S.,
Kakachia K., Rosca A. // European Foreign Affairs Review. 2018. – No 23. – Is. 1. – P. 23-40.
12
Стрежнева М.В. Теории европейской интеграции / М.В. Стрежнева // Вестник Московского университета.
Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2009. – No 1. – С. 28-45.
теоретические концепции о влиянии интеграции на институциональную
трансформацию национальных государств13. Однако, несмотря на то, что
множество авторов посвящают свои работы теоретическому осмыслению ЕС
как актора, в академической литературе все еще немногочисленны
исследования, которые связали бы эти рассуждения с реализацией внешней
политики ЕС в конкретных странах, в особенности в странах Южного
Кавказа.
В основном исследования отношений ЕС со странами региона сосредо-
точены на процессе реализации соглашений либо отдельных сферах взаимо-
действия Армении, Грузии или Азербайджана с ЕС. Это, например, работы
А. Пол14, исследования К. Какачия, Б. Леванидзе и В. Дубовик15, Г. Нодиа16,
Г. Костаняна и Р. Гирагосяна17, Г. Мерабишвили18, Е. Нуриева19, Л. Делкур и
К. Волчук20, А.А. Сергунина21 и О.В. Арутюнян22 и других. Существует
пробел в исследованиях взаимосвязи интеграционных процессов с
внутриполитическими изменениями в странах. Недостаточно внимания
уделено факторам, которые влияют на успех тех или иных политических
партнерств, а также мотивацию стран к участию в них.
Громогласова Е.С. Концепция европеизации в зарубежной политологии / Е.С. Громогласова // Вестник
МГУ. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2010. – No 4. – С. 27-43.
14
Paul A. The EU in the South Caucasus and the Impact of the Russia-Ukraine War / A. Paul // The International
Spectator. – 2015. – No 50:3. – P. 30-42.
15
Kakachia K. Defying Marginality: Explaining Ukraine’s and Georgia’s Drive towards Europe / K. Kakachia, B.
Lebanidze, V. Dubovyk // Journal of Contemporary European Studies. – 2019. – No 27:4. – P. 451-462.
16
Gamkrelidze T. EU Integration: A View from Georgia: Interview with Ghia Nodia // T. Gamkrelidze // EUCACIS
in Brief. – 2018. – No 4. – 6 p.
17
Kostanyan H. EU-Armenian Relations: Charting a Fresh Course // H. Kostanyan, R. Giragosyan // CEPS
Research Report. – 2017. – No 14. – 32 p.
18
Merabishvili G. The EU and Azerbaijan: Game on for a more Normative Policy? // G. Merabishvili // CEPS
Policy Brief. – 2015. – No 329. – 9 p.
19
Nuryiev E. Russia, the EU and the South Caucasus: Forging an Efficient Over-Arching Cooperative Regional
Security Scheme / E. Nuryiev // Connections. – 2015. – Vol. 14, No 2. – P. 51-64.
20
Delcour L. The EU’s Unexpected “Ideal Neighbour”? The Perplexing Case of Armenia’s Europeanisation // L.
Delcour, K, Wolczuk // Journal of European Integration. – 2015. – No 37(4). – P. 491-507; Ademmer E. Beyond
Geopolitics: Exploring the Impact of the EU and Russia in the “Contested Neighborhood”// E. Ademmer, L.
Delcour, K. Wolczuk // Eurasian Geography and Economics. – 2016. – 57:1. – P. 1-18.
21
Арутюнян О.В. Армяно-европейские отношения в констексте «Восточного партнерства» ЕС / А.А.
Сергунин, О.В. Арутюнян // Вестник СПбГУ. – 2012. – Сер. 6. – Вып. 2. – С. 115-120;
22
Арутюнян О.В. Отношения ЕС-Армения в контексте программы «Восточное партнерство» : дис. … канд.
пол. наук : 23.00.04 / Арутюнян Оксана Вагифовна ; науч. рук. Сергунин А.А. ; СПбГУ. – Санкт-Петербург,
2018. – 287 с.
Вопросы формирования институтов как правил и норм, которым
подчинено общественное и политическое устройство, в процессе
европейской интеграции наиболее изучены в странах – членах ЕС, и в
значительно меньшей степени – в странах-соседях. Так, К. Радаелли внес
вклад в понимание европеизации как процесса конструирования,
распространения и институционализации формальных и неформальных
правил, процедур, парадигм, стилей, норм и представлений внутри ЕС23. Для
диссертанта особый интерес в этой связи представляли работы, опирающиеся
на концепцию европеизации и распространившие ее на изучение
политических процессов в странах-соседях ЕС. Так, К. Шиммельфеннинг
посвятил свои публикации принципу политической обусловленности,
применяемому во взаимодействии ЕС со странами-соседями24, и процессам
европеизации за пределами стран – членов Европейского союза25. Среди
российских авторов тема политической обусловленности раскрывается в
работах А.А. Стрелкова26, Н.Ю. Кавешникова27, О.Ю. Потемкиной28, Л.О.
Бабыниной29.
Отдельно хотелось бы упомянуть корпус работ, касающихся внешнего
восприятия ЕС в странах-партнерах. Именно это научное направление
позволяет обратить внимание на динамику политических процессов внутри
Radaelli C. The Europeanization of Public Policies: Introduction / S. Saurugger, C. Radaelli // Journal of
Comparative Policy Analysis. – 2008. – No 10:3. – P. 213-219.
24
Schimmelfennig F., EU Democracy Promotion in the European Neighbourhood Political Conditionality,
Economic Development and Transnational Exchange / H. Scholtz, F. Schimmelfennig // European Union Politics. –
2008. – Vol. 9 (2). – P. 187-215.
25
Schimelfennig F. Europeanisation beyond the Member States / F. Schimmelfennig // Journal for Comparative
Government and European Policy. – Vol. 8. – No 3. – 2010. – P. 319-339.
26
Стрелков А.А. Европейская политика соседства: непоследовательное движение к цели / А.А. Стрелков //
Современная Европа. – 2009. – No 3. – С. 119-126; Стрелков А.А. Применение Европейским союзом
политической обусловленности в рамках Европейской политики соседства / А.А. Стрелков // Известия
АлтГУ. – 2008. – No 4-5. – С. 277-281.
27
Кавешников Н.Ю. Четыре сценария европейской интеграции // Н.Ю. Кавешников. – Москва: Российский
совет по международным делам: 2016. – 10 с.; Кавешников Н.Ю. Становление европейского
внешнеполитического сотрудничества // Н.Ю. Кавешников, Ю.А. Матвеевский // Европейский союз:
история, институты, политика. – М.: Аспект пресс, 2017. – С. 131-138.
28
Potemkina O. European Union – Eurasian Economic Union: Potential for Cooperation / O. Potemkina // «The EU
‒ Russia: the Way out or the Way down?». – Moscow, Institute of Europe – Egmont. Royal Institute for
International Relations. – 2018. – P. 40-46.
29
Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании /
Л.О. Бабынина // Современная Европа. – 2020. – №3. – С. 5-15; Бабынина Л.О. Проблема привлекательности
современной модели развития ЕС для «стран-евроскептиков» / Л.О. Бабынина // Вестник Московского
университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2013. – №3. – С. 49-68.
самих стран региона и запрос со стороны обществ этих государств. Среди
них публикации Н. Чабан30, совместные публикации автора и И.Е.
Петровой31 и других исследователей, работающих в этом направлении32.
Работы по этой тематике представляются перспективными в контексте
формирования повестки интеграционных проектов, учитывая, что
направление только начинает развиваться.
Раздел диссертации, посвященный сотрудничеству Армении, Грузии и
Азербайджана с ЕС в сфере демократических реформ дополняет публикации
авторов, рассуждающих о восточном направлении внешней политики ЕС33,
либеральном порядке мира34, распространении идей демократии в
посткоммунистических странах35, роли гражданского общества в
южнокавказских государствах36; особенностях распределения власти в
странах Южного Кавказа37; о продвижении демократии в регионах с высоким
конфликтным потенциалом38. В академической литературе недостаточно
Chaban N. Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union
Power and Leadership / N. Chaban, O. Elgstroem, S. Kelly, L. Suet L. // JCMS. – 2013. – Vol. 51. – No 3. – P. 433-
451; Chaban N. A Perceptual Approach to EU Public Diplomacy: Investigating Collaborative Diplomacy in EU-
Ukraine Relations / N. Chaban, O. Elgström // The Hague Journal of Diplomacy. – 2020. – No 15(4). – P. 488-516.
31
Айвазян А.С. Нормативная сила ЕС в Армении: факторы восприятия // А.С. Айвазян, И.В. Петрова //
Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – Т. 62. – No 4. – С. 91-102; A. Ayvazyan.
Perceptions of the EU’s Power in the Eastern Partnership Region: The case of Armenia / I. Petrova, A. Ayvazyan //
European Foreign Affairs Review. – 2018. – Vol. 23. – P. 61-78.
32
Kakachia K. Identity politics: Exploring Georgian foreign policy behavior // K. Kakachia, S. Minesashvili //
Journal of Eurasian Studies. – 2015. – P. 1-10; Сихарулидзе А.Т. Грузия за пределами «радикальной
европеизации»: нераскрытые направления внешней политики / А.Т. Сихарулидзе // Международная
аналитика. – 2020. – No 11(2). – С. 91-108.
33
Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в восточной Европе / А.А.
Сергунин // Вестник ВГУ. – 2010. – No 1. – С. 205-210; Арутюнян О.В. Восточное партнерство ЕС: второе
дыхание / О.В. Арутюнян, А.А. Сергунин // Обозреватель – Observer. – 2012. – No 1. – С. 90-97.
34
Неймарк М. Кризис либеральной модели миропорядка и будущее Евросоюза // М. Неймарк //
Современная Европа. – 2018. – No 1. – С. 26-35; Громыко А. Метаморфозы политического неолиберализма /
А. Громыко // Современная Европа. – 2020. – No 2. – С. 6-19; Кортунов А.В. Международные отношения:
рациональный мировой порядок?: рабочая тетр. No 34/20 / А.В. Кортунов, И.Н. Тимофеев, В.В. Сутырин,
И.А. Иванов, А.П. Цветов. – М.: НП РСМД, 2016. – 40 с.
35
Крастев И. Свет, обманувший надежды. Почему Запад проигрывает борьбу за демократию // И. Крастев. –
Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 354 с.; Carothers T. The End of the Transition Paradigm / T. Carothers //
Journal of Democracy. – 2002. – No 1. – P. 5-21.
36
Aliyev H. Civil society in the South Caucasus: Kinship Networks as Obstacles to Civil Participation / H. Alyiev //
Southeast European and Black Sea Studies. – 2014. – No 14:2. – P. 263-282; Aliyev H. Informal Networks as
Sources of Human (In)Security in the South Caucasus / H. Aliyev // Global Change, Peace & Security. – 2015. – No
27:2. – P. 191-206.
37
Polese A. Introduction: Informality and Power in the South Caucasus / A. Polese, L. Rekhviashvili // Caucasus
Survey. – 2017. – No 5:1. – P. 1-10.
38
Babayan N. A Global Trend EU-style: Democracy Promotion in “Fragile” and Conflict-Affected South Caucasus
// N. Babayan // Global Policy. – 2016. – Vol. 7, Is. 2. – P. 217-225; Nodia, G. Democracy’s Inevitable Elites / G.
Nodia // Journal of Democracy 31. – 2021. – No 1. – P. 75-87.
обсуждения того, что именно подразумевается под демократическими
реформами, каким образом оценивается их качество и в чем состоят
ограничения программ содействия развитию третьим странам, проводимых
международными организациями, постулирующими демократию как способ
достижения стабильности и повышения благосостояния граждан.
Вопрос политической субъектности южнокавказских государств
оказывает существенное влияние на выбор той или иной исследовательской
парадигмы, однако в научных публикациях до сих пор не наблюдается
широкой дискуссии по этому поводу. Среди российских авторов
распространение получило изучение южнокавказского региона в рамках
концепции постсоветского пространства. Можно выделить работы С.М.
Маркедонова39, А.В. Рябова40, И.В. Болговой41, Д.А. Данилова42. Для
диссертационной работы представляют интерес и публикации А.С. Скрибы43,
Н.Ю. Кавешникова44 о малых государствах как отдельных акторах
международной системы. Вопросы формирования внешней политики малых
государств, не входящих в сообщество западных стран, актуальны и для
зарубежных исследователей, среди них К. Мартинус, Т. Сиглер45, А. Вивел46,
А. Гвалиа, Б. Лебанидзе, Д. Сироки47, Ф. Маммадов и Ф. Чирагов48. Кроме
Маркедонов С.М. Постсоветское пространство: распад или сохранение? / С.М. Маркедонов// Вестник
РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2017. – №8. – С. 9-16.
40
Рябов А.В. Постсоветское пространство: факторы и циклы развития / А.В. Рябов // Россия и новые
государства Евразии. – 2018. – No 3. – С. 67-82.
41
Bolgova, I. Post-Soviet or Post-Colonial? The Relations between Russia and Georgia after 1991/ I. Bolgova, L.
Spetschinsky // European Review of International Studies. – 2014. – No 1(3). – P. 110-122; Болгова И. Работает
ли модель Тилли на постсоветском пространстве? / И. В. Болгова, Н.Ю. Силаев // Сравнительная политика. –
2019. – №4. – С. 133-154; Болгова И.В. «Восточное партнерство» после украинского кризиса: ценность ста-
бильности или стабильные ценности? / И.В. Болгова // Современная Европа. – 2019. –№7(93). – С. 115-123.
42
Danylov D. EU-Russia Relations in the Post-Soviet Space // D. Danylov // The EU Global Strategy: Implications
for Russia // Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Egmont Royal Institute for International Affairs. –
2017. – С. 15-26; Данилов Д.А.Глобальная стратегия ЕС: восточный вектор / Д.А. Данилов // Современная
Европа. – 2017. – No 1. – С. 10-21.
43
Скриба А. Балансирование малых и средних государств // А. Скриба // Международные процессы. – 2014.
– Т. 12. – №4. – С. 88-100.
44
Кавешников Н. Ю. Малые и вредные? // Н.Ю. Кавешников // Международные процессы. – 2008. – Т. 6. –
№3(18). – С. 84-92.
45
Martinus K., Sigler T., Iacopini I., Derudder B. The Brokerage Role of Small States and Territories in Global Cor-
porate Networks / K. Martinus, T. Sigler, I. Iacopini, B. Derudder // Growth and Change. 2021. – No 52. – P. 12-28.
46
Wivel A. Living on the Edge: Georgian Foreign Policy between the West and the Rest / A. Wivel // Third World
Thematics: A TWQ Journal. – 2016. – 1:1. – P. 92-109.
47
Gvalia G. Neoclassical Realism and Small States: Systemic Constraints and Domestic Filters in Georgia’s Foreign
Policy / G. Gvalia, B. Lebanidze, D.S. Siroky D.S. // East European Politics. – 2019. – 35:1. – P. 21-51.
этого, данная диссертация дополняет работы авторов, изучающих Южный
Кавказ в рамках восточного вектора внешней политики ЕС. Среди них Ю.А.
Борко49, Д. Кадье50, С. Блокманс51 и другие.
При написании диссертационного исследования автор использовала
книги, журналы и отдельные статьи коллективов авторов, посвященные
Южному Кавказу. Несмотря на актуальность данной тематики в изучении
интеграционных и региональных процессов, многие из этих изданий
касаются лишь отдельных их аспектов. В основном публикации авторов
сконцентрированы на разрешении конфликтов и истоках их возникновения
либо на общей политической истории региона, который до сих пор остается
сложным в изучении ввиду нехватки информации, отсутствия большого
числа экспертов. Хотелось бы отметить сборник под редакцией Г.
Емельяновой и Л. Броерса, посвященный современной политической истории
южнокавказских государств52, работы К. Осканяна и Д. Аверра53,
рассматривающие вопросы безопасности в странах Южного Кавказа. В
понимании этнополитических конфликтов в регионе Южного Кавказа автор
во многом опиралась на работы С.Е. Корнелла54, С.М. Маркедонова55, Л.
Броерса, А. Искандаряна, С. Минасяна56. Отдельного внимания заслуживают
исследования Н. Кереселидзе57, Э. Сулейманова и Х. Алиева58 о внешней
политике России и ЕС по отношению к непризнанным государствам.
Mammadov F. A Small State’s Worldview / Mammadov F. Chiragov F. // Horizons: Journal of International
Relations and Sustainable Development. – 2018. – No 11. – P. 170–177.
49
Борко Ю.А. Восточное партнерство: проект, реальность, будущее / Ю. Борко – М.: ИЕ РАН, 2018. – 70 с.
50
Cadier D. The Geopoliticisation of the EU’s Eastern Partnership // D. Cadier // Geopolitics. – 2019. – No 24:1 –
P. 71-99.
51
Blockmans S. 2015 ENP Review: A Policy in Suspended Animation // S. Blockmans // CEPS Commentary. –
2015. – 1 December. – 4 p.
52
Yemelianova G. Routledge Handbook of the Caucasus / G. Yemelianova, L. Broers. –Abingdon: Routledge,
2020. – 466 p.
53
Oskanian, K. Security, Society and the State in the Caucasus / D. Averre, K. Oskanian (eds.) – Routledge, 2019. –
202 p.
54
S. E. Cornell. Autonomy as a Source of Conflict: Caucasian Conflicts in Theoretical Perspective / E. Svante,
Cornell // World Politics. – 2002. – No 54(2). – P. 245-276.
55
Markedonov S. De facto Statehood in Eurasia: a Political and Security Phenomenon / S. Markedonov // Caucasus
Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 195-206.
56
Broers L. Introduction: the Unrecognized Politics of De Facto States in the Post-Soviet space / Iskandaryan A.,
Minasyam S., Broers L. // Caucasus Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 187-194.
57
Kereselidze N. The Engagement Policies of the European Union, Georgia and Russia towards Abkhazia //
Caucasus Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 309-322.
Источники эмпирических данных
Источниковую базу диссертации составляют: опубликованная
дипломатическая документация официального характера, законодательные
акты и официальные документы органов государственной власти, основных
институтов Европейского союза, материалы СМИ и периодической печати,
статистические материалы.
Основную группу источников составляют документы, связанные с
развитием внешней политики Евросоюза и нормативные документы,
отражающие эволюцию его внешней политики в отношении стран Южного
Кавказа. Это учредительные договоры ЕС, нормативные документы,
касающиеся реализации Политики соседства ЕС и программы «Восточное
партнерство»59, соглашения ЕС со странами60, сообщения Европейской
комиссии61, разъясняющие принципы внешнеполитической деятельности ЕС.
К ней же примыкают ежегодные аналитические отчеты Европейской
комиссии о прогрессе стран Южного Кавказа во взаимоотношениях с
Европейским союзом, планы действий, согласованные с правительствами
государств62, а также отчеты Европейского парламента об имплементации
соглашений63. Данная группа документов представляет официальную точку
зрения ЕС и оценку процессов, происходящих в странах Южного Кавказа.
Они содержат чрезвычайно полезную информацию, позволяющую оценить
ожидания ЕС от стран-партнеров, основные аспекты имплементации
соглашений и соответствие стран поставленным формальным критериям.
Несомненную ценность представляют собой документы,
опубликованные на официальных сайтах министерств иностранных дел
Souleimanov E.A. Unrecognized States as a Means of Coercive Diplomacy? Assessing the Role of Abkhazia and
South Ossetia in Russia’s Foreign Policy in the South Caucasus / E.A. Souleimanov, E. Abrahamyan. H. Aliyev //
Southeast European and Black Sea Studies. – 2018. – No 18:1. – P. 73-86.
59
Использованы материалы портала EU neighbours https://www.euneighbours.eu/en, публикации Европейской
внешнеполитической службы https://eeas.europa.eu/
60
Использованы материалы правовой базы данных ЕС EUR-lex: https://eur-lex.europa.eu/
61
Официальный веб-сайт Европейской комиссии https://ec.europa.eu/
62
Планы действий в рамках соглашений ЕС со странами и отчеты об их имплементации за период 2007–
2021 гг. доступны на официальном сайте Европейской комиссии в подразделе «Политика соседства ЕС и
переговоры о расширении»: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/neighbourhood/countries/
63
Официальный веб-сайт Европейского парламента https://www.europarl.europa.eu/portal/en.
Российской Федерации, Армении, Грузии и Азербайджана, а также
выступления, заявления, интервью глав государств и правительств,
высокопоставленных представителей дипломатических ведомств. Их
значимость определяется содержащимися в них трактовками внешней
политики ЕС, ее приоритетов и ограничений, интересов региональных
акторов; оценками эффективности взаимодействия с ЕС. Данные источники
позволяют сопоставить цели и задачи внешнеполитической деятельности ЕС
с ее результатами, прояснить проблемные вопросы во взаимоотношениях с
ЕС. Среди прочих материалов в работе использованы публичные заявления
президента Азербайджана64, премьер-министра Армении65, президента
Грузии66.
Интерес представляет категория статистических источников. В работе
использованы данные, доступные в публикациях Статистического комитета
Республики Армения67, Национального статистического офиса Грузии68,
Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики69, а
также исследования общественного мнения. Эти данные позволили
сопоставить успешность проводимых при поддержке ЕС реформ, оценить
рост благосостояния граждан в исследуемых странах, а также общественное
мнение в отношении ЕС.
Вопросам отношений Армении, Грузии, Азербайджана и ЕС
посвящены многие материалы в периодических изданиях. Автор
использовала материалы российских и зарубежных СМИ, обращаясь к
данной группе источников для прояснения аспектов политики ЕС в странах-
партнерах, реакции общественных деятелей, политиков, журналистов на
значимые в этой связи события.
Официальный веб-сайт Президента Азербайджанской республики https://ru.president.az/
65
Официальный веб-сайт Премьер-министра Республики Армения https://www.primeminister.am/ru/
66
Официальный веб-сайт Президента Грузии https://www.president.gov.ge/en/
67
Официальный веб-сайт Статистического комитета Республики Армения https://www.armstat.am/en/
68
Официальный веб-сайт Национального статистического офиса Грузии https://www.geostat.ge/en.
69
Официальный веб-сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанского Республики
https://www.stat.gov.az/?lang=en.
Объектом исследования служат взаимоотношения ЕС и стран Южного
Кавказа.
В качестве предмета исследования выступает фактор нормативной
силы ЕС в отношениях ЕС и страна Южного Кавказа.
Цель исследования – выявить влияние фактора нормативной силы на
взаимоотношения ЕС со странами Южного Кавказа.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) установить значение норм и идеологии в неолиберальной
теоретической традиции, обозначить критерии нормативного
влияния ЕС;
2) выявить основы партнерства Европейского союза со странами
Южного Кавказа, закрепленные в Политике соседства и Глобальной
стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности;
3) обозначить факторы, влияющие на выбор стран региона того или
иного формата партнерства с ЕС;
4) проанализировать достижения и ограничения внешней политики ЕС
в регионе Южного Кавказа;
5) охарактеризовать позицию России в регионе;
6) определить степень влияния фактора нормативной силы ЕС в
каждой из стран Южного Кавказа в зависимости от формата
взаимодействия в сферах демократических реформ, повышения
благосостояния граждан и региональной безопасности.
Область исследования соответствует пункту 1 «Международные
отношения: сущность, история становления, основные сферы, динамика
развития. Сущность и содержание внешнеполитической деятельности
субъектов международных отношений. Внешнеполитические доктрины и
внешнеполитическая стратегия субъектов международных отношений» и
пункту 7 «Глобальные и региональные организации: цели, характер и формы
их деятельности. Внешняя политика отдельных государств и их блоковых
организаций различной направленности. Международная деятельность
неправительственных организаций и финансово-экономических структур»
паспорта специальности ВАК 23.00.04 «Политические проблемы

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Политика Европейского союза в странах Южного Кавказа: фактор нормативной силы»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Фактор Брекзита во взаимодействии Европейского союза и НАТО по вопросам безопасности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук»