Индивидуально-психологические особенности репрезентации субъектом трудной ситуации

Пятун Дарья Эдуардовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 1 ЛОГИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ………………………………………………. 18
1.1 Феномен психологической репрезентации: определение, языки анализа и
релевантные показатели ………………………………………………………………………………. 18
1.2 Трудная ситуация как предмет общепсихологического исследования …….. 29
1.3 Индивидуально-психологические аспекты репрезентации трудной ситуации:
теоретическая операционализация и эмпирические исследования ………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………………………. 47
ГЛАВА 2 ДИЗАЙН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ………………………………………………. 49
2.1 Общая стратегия эмпирического исследования: планирование и организация
……………………………………………………………………………………………………………………. 49
2.2 Характеристика организации эмпирического исследования индивидуально-
психологических особенностей репрезентации трудной ситуации ………………. 55
2.3 Описание результатов процедуры выделения и количественной обработки
показателей репрезентации ………………………………………………………………………….. 64
2.4 Описание результатов процедуры выделения и количественно-качественной
обработки показателя репрезентации …………………………………………………………… 71
2.5 Описание результатов анализа индивидуально-психологических
особенностей респондентов …………………………………………………………………………. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………………………………………………. 84
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТРУДНОЙ
СИТУАЦИИ ……………………………………………………………………………………………….. 87
3.1 Анализ формальных и содержательных особенностей репрезентации
субъектом трудной ситуации ……………………………………………………………………….. 87
3.2 Результаты корреляционного анализа индивидуально-психологических
характеристик с показателями репрезентации трудной ситуации (по всей
выборке) ……………………………………………………………………………………………………… 92
3.3 Результаты корреляционного анализа индивидуально- психологических
особенностей с показателями репрезентации трудной ситуации в группе
продуктивных и непродуктивных в трудной ситуации субъектов…………………. 98
3.4 Анализ значимых различий в показателях репрезентации в группах
продуктивных и непродуктивных в трудной ситуации субъектов………………. 101
3.5 Контроль за действием как показатель продуктивности субъекта в трудной
ситуации ……………………………………………………………………………………………………. 108
3.6 Результаты корреляционного анализа индивидуально-психологических
особенностей с показателями репрезентации трудной ситуации в группах
продуктивных и непродуктивных (социально-демографические данные) …… 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ………………………………………………………. 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 147
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………….. 149
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …………………………………………………………………………….. 150
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….. 156
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ……………………………………… 173
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………177
Приложение А Общая стратегия диссертационного исследования ……………… 180
Приложение Б Метод ассоциативный эксперимент…………………………………….. 181
Приложение В Методика «Графическая репрезентация трудной ситуации» .. 182
Приложение Г Методика «Толерантность к неопределенности» Д. МакЛейна
………………………………………………………………………………………………………………….. 184
Приложение Д Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди ……………………… 185
Приложение Е Методика «Контроль за действием» Ю. Куля …………………….. 186
Приложение Ж Методика «Факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла
………………………………………………………………………………………………………………….. 187
Приложение З Методика «Экспертная оценка» ………………………………………….. 188
Приложение И Методика «Субъективная оценка трудной ситуации» …………. 190
Приложение К Результаты ассоциативного эксперимента ………………………….. 192
Приложение Л Результаты субъективной оценки трудности ситуации. ………. 193
Приложение М Графическое представление репрезентации ……………………….. 194
Приложение Н Результаты корреляционного анализа…………………………………. 195

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель,
задачи и гипотезы исследования, определяются методологические и теоретические основания
работы, описываются методы исследования, приведены положения, выносимые на защиту,
определяется научная новизна и практическая значимость исследования.
Первый параграф «Феномен психологической репрезентации: определение, языки
анализа и релевантные показатели» посвящен анализу интерпретации понятия репрезентации в
психологическом тезаурусе, выделению понимания репрезентации в контексте классических
положений теории психического отражения (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.
Теплов и др.) и содержания конструкта «образ мира» (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов), с позиций
постнесклассической методологии (В.А. Лекторский, В.А. Барабанщиков), в рамках которой
исследовательский интерес обращается к анализу смысловой наполненности восприятия.
Анализируются основные положения содержание некоторых подходов, где в качестве вариантов
теоретической операционализации взаимодействия субъекта с ситуацией предлагаются такие
понятия, как «ментальное пространство» (М.В. Осорина), «психологическое пространство» (А.Л.
Журавлев,А.Б.Купрейченко),«жизненноепространство» (Н.А.Кондратова)идр.
Систематизируются теоретические положения, с помощью которых соотносятся топологические
и психологические аспекты репрезентации (Л.М. Веккер, Т.Н. Березина, В.В. Знаков и др.),
внимание акцентируется напроблеме психологической релевантности формальных и
содержательных показателей репрезентации. На основе анализа наиболее часто используемых
исследователями психологически значимых пространственных показателей репрезентации,
выделены показатели размера (простота-сложность) и структуры (особенности иерархии)
смысловых единиц, а также качественные особенности элементов, составляющих систему
смысловых единиц, которыми ситуация представлена для субъекта.
Во втором параграфе «Трудная ситуация как предмет общепсихологического анализа»
проанализирована история включения в общепсихологический тезаурус понятия ситуации,
предложенасистематизацияразработанныхтеоретическихположенийинаправлений
эмпирических исследований в области психологии трудной ситуации. Выделены положения
средового и ситуационного подходов, концептуализирующие понятие ситуации, обозначены
теории, связанные с определением конструкта «трудная ситуация» и обосновывающие
особенности поведения человека в ситуации не столько внешним окружением, сколько его
интерпретацией внешнего окружения» (О.В. Александрова).Особое внимание уделено
положению о том, что в системе субъективной оценки трудности ситуации выделяются признаки,
которые фиксируют трудность самой ситуации для субъектов, а также признаки, фиксирующие
значимостьсоизмеримостисобственныхресурсовсубъектатребованиямситуации
(Е.В. Битюцкая).
В третьем параграфе «Индивидуально-психологические аспекты репрезентации трудной
ситуации: теоретическая операционализация и эмпирические исследования» проанализированы
теоретические и эмпирические подходы к осмыслению феномена репрезентации в контексте
индивидуальной вариативности, обозначено направление исследований, связанных с изучением
специфики репрезентации трудных ситуаций, в том числе и в профессиональной деятельности
субъекта, как показателя продуктивности субъекта. Выделены индивидуально-психологические
характеристики, которые определяются исследователями в качестве влияющих на особенности
репрезентации трудной ситуации субъектом, подчеркнута роль отдельных составляющих
личностного потенциала (жизнестойкость, толерантность к неопределенности, контроль за
действием) в репрезентации субъектом трудной ситуации.
Во второй главе «Дизайн эмпирического исследования индивидуально-психологических
особенностей репрезентации трудной ситуации» представлена информация об общей стратегии
и дизайне эмпирического исследования, о методических инструментах, использованных в
исследовании, и выборке. Подробно описаны полученные по всем методикам данные,
систематизированы результаты описательной статистики. С учетом сформулированных в
исследовании задач полученные данные обобщены с учетом выделенных показателей
репрезентации и подготовлены для статистической обработки.
В третьей главе «Анализ эмпирических данных об индивидуально-психологических
особенностях репрезентации трудной ситуации» проделан подробный анализ формальных и
содержательныхособенностейрепрезентациисубъектомтруднойситуации(п.3.1);
проанализированы результаты корреляционного анализа индивидуально-психологических
характеристик с показателями репрезентации трудной ситуации (п.3.2); проанализированы
результаты корреляционного анализа индивидуально-психологических характеристик с
показателями репрезентации трудной ситуации в группах продуктивных и непродуктивных в
этой ситуации сотрудников (п.3.3);проведен анализ значимых различий в показателях
репрезентации в группах продуктивных и непродуктивных в этой ситуации сотрудников (п.3.4);
проанализированы данные об индивидуально-психологических особенностях репрезентации
трудной ситуации в группах респондентов с высоким показателем контроля за действием (п.3.5);
рассмотрены индивидуально-психологические особенности репрезентации трудной ситуации в
разных по полу, возрасту, образовательному статусу, стажу и месту проживания группах
респондентов (3.6).
В таблице 1 представлены все показатели репрезентации трудной ситуации и
индивидуально-психологические особенности, которые анализировались в исследовании.
Таблица 1 – Показатели репрезентации трудной ситуации и индивидуально-психологические
особенности
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПОКАЗАТЕЛИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТРУДНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
СИТУАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ
Количество элементов
Формальные(простота/сложность)1)Общийуровень
показателиСтруктураинтеллекта
(ядро/периферия)2)Эмоциональная
Качественные особенностиустойчивость
элементов3)Саморегуляция
(технологический,4)Жизнестойкость
Содержательные
коммуникативный,5)Толерантностьк
показатели
эмоциональный)неопределенности
Субъективная оценка трудности6)Контроль за действием
ситуации

В качестве формальных показателей репрезентации были определены количественный
показатель – число элементов, составляющих структуру репрезентации трудной ситуации, и
специфика структуры репрезентации – выделение «ядерных» и «периферийных» элементов,
составляющих структуру репрезентации. В качестве содержательных показателей репрезентации
субъектом трудной ситуации были определены качественные особенности системы смысловых
единиц (выделение единиц смыслов, соответствующих «технологическому», «эмоциональному»
и «коммуникативному» компонентам), полученные в результате проведения контент-анализа
результатов ассоциативного эксперимента, а также специфика субъективной оценки трудности
ситуации (по Е.В. Битюцкой).
С учетом полученных данных по формальным и содержательным показателям
репрезентации трудной ситуации для всей выборки репрезентация трудной ситуации
характеризуется как «простая», то есть включающая в свою структуру сравнительно небольшое
количество элементов (менее 3-х), где «ядерным» элементом структуры представлен
«технологический», являющийся для респондентов наиболее значимым (рис.1)
Количество элементов и особенности структуры
“Простота””Сложность”ЯдроПериферия
80%
63%61%
60%
37%39%
40%

20%

0%
Выборка

Рисунок 1 – Формальные показатели системы смысловых единиц по всей выборке

Что касается субъективной оценки трудности ситуации, то более высокими значениями
для субъектов обладают признаки самой ситуации и сильные эмоции, а признаки, связанные с
соизмерением собственных ресурсов, отличаются значимо более низкими показателями (рис.2).

Качественный составСубъективная оценка трудности
элементовситуации
Коммуникативный компонент25%
20%21%1
Эмоциональный компонент
20%2
Технологический компонент15%14%
15%3
9%9%4
20%10%7%
Выборка27%5%5
53%5%
0%7
0%20%40%60%Выборка

Рисунок 2 – Содержательные показатели системы смысловых единиц по всей выборке
Примечание: Субъективная оценка трудности ситуации (1. Общие признаки трудной ситуации,
2. Неконтролируемость ситуации, 3. Неопределенность ситуации, 4. Необходимость быстрого
реагирования, 5. Трудности прогнозирования ситуации, 6. Затруднения в принятии решения,
7. Оценивание собственных ресурсов, 8. Сильные эмоции).

Проверка предположения о взаимосвязи между индивидуально-психологическими
характеристиками и показателями репрезентации трудной ситуации осуществлялась на основе
корреляционного анализа. Результаты корреляционного анализа представлены в виде
корреляционных плеяд, включающих только сильные связи (рис. 3).
0,631Формальный компонент
Общий уровень
«простота/сложность»
интеллекта0,595

0,641Технологический
компонент
0,581
Толерантность
к неопределенности
Неопределенность
ситуации

0,661

КонтрольОценивание собственных
0,664
за действиемресурсов

Рисунок 3 – Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей с показателями
репрезентации трудной ситуации (по всей выборке)

Специфика корреляционных связей свидетельствует о том, что для респондентов с
высокими значениями по шкалам толерантности к неопределенности и общему уровню
интеллекта характерны такие показатели репрезентации, как «сложность», то есть включение в
структуру репрезентации большого количество элементов, а содержательно представляющие
«технический» элемент репрезентации трудной ситуации как наиболее значимый. Высокий
уровень контроля за действием связан с такой содержательной особенностью репрезентации, как
доминирование «технологического» элемента, и субъективной оценкой ситуации как
неопределенной, то есть, возможно, предполагающей альтернативные интерпретации и
значимой по признаку «оценивание собственных ресурсов».
Для всей выборки, таким образом, характерна следующая ситуация: в структуре
репрезентации трудной ситуации субъектов ядерным образованием является технологический
элемент, а элементы «эмоциональный» и «коммуникативный» могут рассматриваться как
периферийные. К числу индивидуально-психологических характеристик, демонстрирующих
значимые сильные положительные связи с формальными и содержательными показателями
репрезентации, относятся общий уровень интеллекта, толерантность к неопределенности и
контроль за действием. Согласно полученным данным, общий уровень интеллекта может
рассматриваться как ресурс, позволяющий субъекту выделить в трудной ситуации важные,
значимые для него составляющие, причем количество этих составляющих может быть разным.
Проверка предположения о том, что формальные и содержательные показатели
репрезентации, связанные с отдельными индивидуально-психологическими особенностями,
могут различаться в группах респондентов с разной продуктивностью в трудной ситуации, была
реализована с помощью корреляционного анализа. Результаты корреляционного анализа
представлены в виде корреляционных плеяд (рис. 4, 5).

Формальный компонент
-0,633«простота/сложность»
Общий уровень
0,555
интеллектаТехнологический
-0,635компонент

0,653
0,639
Эмоциональный
компонент
Толерантность
к неопределенности
0,753Общие признаки трудной
ситуации

Необходимость быстрого
Контроль
0,725реагирования

за действием
0,525
Трудности
прогнозирования
ситуации

Рисунок 4 – Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей с показателями
репрезентации трудной ситуации (в группе продуктивных)
Положительные связиОтрицательные связи

Для респондентов с высокими значениями по общему уровню интеллекта характерны
«простая» структура репрезентации трудной ситуации с выделением «техники» как наиболее
важного элемента и «эмоций» как менее значимого элемента. Респонденты, демонстрирующие
высокие значения по толерантности к неопределенности, представляют трудную ситуацию как
«сложную», то есть выделяют в ней значительное количество смысловых единиц, определяя
«технику» в качестве наиболее важного элемента, а также наделяя ситуацию общими признаками
трудности. Высокие значения по контролю за действием актуализируют возможность субъекта
оценить ситуацию как требующую необходимости быстрого реагирования и вызывающую
трудности в прогнозировании.
Обнаруженная сильная положительная взаимосвязь между контролем за действием и
отдельными показателями субъективного оценивания трудности ситуации (необходимость
быстрого реагирования, трудность прогнозирования ситуации) позволяет рассматривать данную
индивидуально-психологическую особенность как прогностический фактор в отношении
продуктивности-непродуктивности сотрудника в трудной ситуации.
Для группы непродуктивных в трудной ситуации сотрудников характерна специфическая
тенденция:такиеиндивидуально-психологическиеособенности,какжизнестойкость,
толерантность к неопределенности и контроль за действием не демонстрируют сильных
корреляционных связей ни с одним из содержательных показателей репрезентации трудной
ситуации, касающихся субъективной оценки трудности ситуации, что позволяет предположить
наличие возможности у этих респондентов выделить в трудной ситуации разные и равнозначные
для них элементы трудной ситуации, и недостаточность ресурса как для оценки общих признаков
трудности ситуации, так и для соизмеримости собственных ресурсов требованиям ситуации.

Формальный компонент
0,514«простота/сложность»
Толерантность
к неопределенности0,556
Технологический компонент
0,5220,518

Эмоциональный компонент
0,593

Коммуникативный компонент
Контроль0,583
за действием

Рисунок 5 – Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей с показателями
репрезентации трудной ситуации (в группе непродуктивных)

Учитывая, что для продуктивных в трудной ситуации сотрудников эти связи были
зафиксированы как наиболее сильные, мы полагаем, что толерантность к неопределенности и
контроль за действием могут рассматриваться в качестве прогностических факторов
продуктивности субъекта в трудной ситуации.
Полученные данные позволяют обратить внимание на целесообразность включения в
пакет диагностических инструментов, который используется в деятельности сотрудников
психологическойслужбы, методики, направленные на диагностику толерантности к
неопределенности и контроля за действием.
Для получения достоверной информации о различиях в формальных показателях
репрезентации трудной ситуации в группах продуктивных и непродуктивных в этой ситуации
нами был проведен анализ значимых различий с помощью t-критерия Стьюдента и метода
углового преобразования Фишера в группах продуктивных и непродуктивных в трудной
ситуации субъектов.

100%75%80% 85%Простота
60%
40%Сложность
50%25%
20% 15%Ядро
0%Периферия
ПродуктивныеНепродуктивные

Рисунок 6 – Формальные показатели системы смысловых единиц в группах продуктивных и
непродуктивных

а
Коммуникативный
8%
24%компонент
Непродуктивные68%Эмоциональный
4%компонент
Продуктивные6%
90%Технологический
компонент
0%20% 40% 60% 80% 100%

б
30%
30%1

25%23%2
21%21%
18%3
20%
15%4
15%12%
10%9%10%5
10%
5%6% 6%5%6
4% 5%
5%
0%8
ПродуктивныеНепродуктивные
Рисунок 7 – Содержательные (качественный состав (а); субъективная оценка трудной ситуации
(б) показатели системы смысловых единиц в группах
Примечание: Субъективная оценка трудности ситуации (1. Общие признаки трудной ситуации,
2. Неконтролируемость ситуации, 3. Неопределенность ситуации, 4. Необходимость быстрого
реагирования, 5. Трудности прогнозирования ситуации, 6. Затруднения в принятии решения,
7. Оценивание собственных ресурсов, 8. Сильные эмоции).
В целом, анализ данных, полученных в результате сравнения особенностей репрезентации
трудной ситуации в группах продуктивных и непродуктивных в этой ситуации субъектов,
позволил обнаружить, что для продуктивных в трудной ситуации субъектов значимым
компонентом репрезентации является «технологический» компонент, который является
ядерным, а в группе непродуктивных в трудной ситуации сотрудников все содержательные
компоненты репрезентации имеют равную значимость, ядерный компонент не выделяется.
Можно предположить, что для продуктивной работы с трудной ситуацией важно наличие в
содержаниирепрезентацииядерногоипериферийныхкомпонентов.Попоказателю
субъективной оценки трудности ситуации характер значимых различий свидетельствует о
следующих тенденциях. Во-первых, по шкале «общие признаки трудной ситуации» показатели
выше в группе продуктивных в трудной ситуации субъектов, что соответствует данным,
полученным в исследованияхЕ.В. Битюцкой, согласно которым реализация конструктивных
копинг-стратегий возможна только в случае оценки субъектом ситуации как трудной. Во-вторых,
можно констатировать более высокие значения в группе продуктивных в трудной ситуации
сотрудников по показателям трудной ситуации, связанным с соизмерением собственных
ресурсов, в частности необходимость быстрого реагирования. В группе непродуктивных в
трудной ситуации сотрудников более высокие значения обнаружены по показателям, которые
связаны с общей оценкой ситуации как трудной. В-третьих, такой показатель трудности
ситуации, как «сильные эмоции» также значимо выше в группе продуктивных в трудной
ситуации субъектов. В целом, полученные нами данные солидарны с результатами исследований
Е.В. Битюцкой, в которых значимость для субъекта таких показателей трудной ситуации, как
«сильные эмоции», а также показателей, связанных с соизмерением собственных ресурсов,
коррелирует с конструктивными копинг-стратегиями в трудных жизненных ситуациях.
Результаты представлены на рис. 8.

Рисунок 8 – Сравнительный анализ субъективной оценки трудности ситуации в группах
продуктивных и непродуктивных в трудной ситуации субъектов
По показателю субъективной оценки трудности ситуации значимые различия между
продуктивными и непродуктивными проявляются в следующих шкалах: неопределенность
ситуации, необходимость быстрого реагирования, трудность прогнозирования ситуации, оценка
собственных ресурсов и сильные эмоции. Все перечисленные показатели значимо выше в группе
продуктивных в трудной ситуации сотрудников.
В результате статистической обработки и интерпретации данных было обнаружено, что
контроль за действием является характеристикой, определяющей специфику субъективной
оценки трудности ситуации как по признаку трудности самой ситуации, так и по признаку
соизмеримости ресурсов субъекта требованиям ситуации. Возможно, высокие показатели
контроля за действием, в частности, по общей шкале, могут быть связаны с наличием у субъекта
ресурса гибкого оперирования формальными и содержательными показателями репрезентации
трудной ситуации, то есть актуализировать значимые и нивелировать препятствующие
реализации намерения смыслы, которыми представлена трудная ситуация. Особенно важными
для нас являются данные о том, что контроль за действием значимо связан с теми шкалами
оценки трудной ситуации, которые и характеризуют ее и как трудную и одновременно как
ресурсную, создающую условия для актуализации ресурсов субъекта в работе с трудными
ситуациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении представлены выводы, в которых обобщаютсярезультаты эмпирической
проверки выдвинутых гипотез:
1. Репрезентация субъектом трудной ситуации выражается в особенностях количества
смысловыхединиц(«простая»/«сложная»),чтосвидетельствуето степени
дифференцированности репрезентации трудной ситуации субъектом.
2. Репрезентациясубъектомтруднойситуациивыражаетсявсодержательных
особенностяхсмысловыхединиц,которыеопределеныкак«техника»,«эмоции»,
«коммуникация», и в специфике структуры – соотношения выделенных смысловых единиц,
иерархизации элементов, которыми представлена трудная ситуация в сознании субъекта, а
именно – в наличии/отсутствии «ядра» и «периферии» в репрезентации.
3. Репрезентация субъектом трудной ситуации выражается в специфике профиля
субъективной оценки трудности ситуации, которая связана с уровневыми показателями шкал,
определяющих оценку общих признаков трудности ситуации, а также признаки оценки
трудности, с одной стороны, самой ситуации, а с другой стороны, – соизмеримости собственных
ресурсов требованиям ситуации.
4. Индивидуально-психологическиеособенностирепрезентацииопределяются
спецификой взаимосвязи отдельных индивидуально-психологических характеристик (общий
уровень интеллекта, толерантность к неопределенности, контроль за действием) с формальными
и содержательными показателями репрезентации: количественные особенности и структура
системы смысловых единиц определяется общим уровнем интеллекта и толерантностью к
неопределенности; специфика субъективного оценивания трудности ситуации – контролем за
действием.
5. Для продуктивных в трудной ситуации субъектов структура репрезентации отличается
«простой» формой, то есть содержит от одного до трех элементов, содержание репрезентации
характеризуется наличием ядра, содержащего «технологический» элемент и периферии,
включающей «коммуникативный» и «эмоциональный» элементы; субъективная оценка
трудности ситуации проявляется в высоких показателях по шкале «общие признаки трудности
ситуации», а также по частным шкалам оценки трудности ситуации, фиксирующим как оценку
собственно ситуации, так и соразмерность ресурсов субъекта требованиям ситуации.
6. Для непродуктивных в трудной ситуации субъектов структура репрезентации
отличается «сложной» формой, то есть содержит более трех элементов; содержание
репрезентации характеризуется отсутствием ядра и периферии и отличается равной
представленностью «технологического», «коммуникативного» и «эмоционального» элементов;
субъективная оценка трудности ситуации проявляется в высоких показателях по шкале «общие
признаки трудности ситуации», по шкале «сильные эмоции», по шкалам, фиксирующим оценку
трудности самой ситуации, и в низких показателях по шкалам, связанным с соразмерностью
ресурсов субъекта требованиям ситуации.
7. Разные показатели контроля за действием: общий показатель контроля за действием,
показатель контроля за действием (планирование), показатель контроля за действием
(реализация) и показатель контроля за действием (неудача) разнонаправленно взаимосвязаны с
такими показателями репрезентации, как содержательные особенности и субъективная оценка
трудности ситуации, при этом в качестве показателя продуктивности субъекта в трудной
ситуации может рассматриваться характерные для субъектов с высоким уровнем показателя
контроля за действием (реализация) особенности репрезентации, выражающиеся в субъективной
оценке трудности ситуации по шкале «оценивание собственных ресурсов».

Актуальность исследования. Для современной психологии характерна
активность обращения к интерпретации феномена трудной ситуации, что особенно
значимо в сложных, постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности
субъекта. Феноменология трудной ситуации в пространстве психологического
дискурса оформилась в формате ситуационного направления в психологии (К.
Левин, Л.С. Выготский, Л. Росс, Р. Нисбетт и др.), и получила свое развитие в таких
направлениях, как психология жизненных ситуаций (Е.Ю. Коржова); психология
экстремальных ситуаций (Ш.Э. Магомед-Эминов) и др. Ситуация рассматривается
как результат активного взаимодействия субъекта и среды, а трудность ситуации
связана с необходимостью актуализации субъектом дополнительных
психологических ресурсов с учетом обязательной когнитивной оценки ее как
трудной. Несмотря на отсутствие единого определения, в самом общем виде
трудная ситуация понимается как ситуация, где актуальные психологические
ресурсы субъекта недостаточны для продуктивного ее разрешения.
Внимание исследователей акцентируется на особенностях взаимодействия
объективных факторов ситуации с ресурсами субъекта, детерминирующими
интерпретацию ситуации и поведение субъекта в указанной ситуации. В этой связи
актуальным становится, во-первых, обращение к анализу универсальных
особенностей репрезентации трудной ситуации, во-вторых, к индивидуально-
психологическим ресурсам субъекта, влияющим на интерпретацию ситуации и
связанным с продуктивностью ее разрешения.
Несмотря на многообразие как методологических (Дж. Андерсон, О.Е.
Баксанский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.В. Лаенко, В.А. Лекторский, М.В.
Осорина, Т.А. Ребеко, Ж.Ф. Ришар, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная, Н.И.
Чуприкова и др.), так и эмпирических (Т.Н. Березина, А.А. Гостев, А.Л. Журавлев,
О.И. Кильченко, Н.А. Кондратова, В.Н. Мунгалов, С.К. Нартова-Бочавер, А.Б.
Купрейченко, М.Н. Семенова, И.А. Соина и др.) исследований направленных на
операционализацию и валидизацию конструкта репрезентации, вряд ли можно
делать вывод о существовании единого определения репрезентации.
В самом широком смысле репрезентация понимается как познавательная
процедура, которая предоставляет возможность субъекту конструировать, и
моделировать как реальность в целом, так и отдельные ее элементы. Согласно
классическим положениям когнитивной психологии (Дж. Брунер, Дж. Келли и др.),
репрезентация рассматривается как система когнитивных структур, «конструктов»
(по Дж. Келли), позволяющая субъекту интерпретировать различные
составляющие пространства жизнедеятельности. В рамках классической
отечественной теории психического отражения (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д.
Смирнов, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Артемьева и др.) оформлен конструкт «образ мира»,
который определяется как имеющее определенную структуру и выполняющее
функцию регулятора деятельности, субъективное представление мира.
Современные интерпретации теории психического отражения (О.Е. Баксанский,
В.А. Барабанщиков, В.А. Лекторский, А.И. Миракян, В.И. Панов, В.Ф. Петренко и
др.), актуализирующие онтологический подход в психологии восприятия,
подчеркивают важность репрезентации как построения субъектом некоторой
модели реальности, в которой в определенной иерархии зафиксированы наиболее
значимые с точки зрения субъекта составляющие и качественные особенности этой
реальности.
Конкретизация определения репрезентации реализована в различных
прикладных исследованиях, направленных на валидизацию универсальных
теоретических положений о языках репрезентации, формально-содержательных и
динамических особенностях последней (А.П. Арышева, А.А. Астахова, А.А.
Бочавер, Н.В. Буравцова, Н.Е. Веракса, И.Ю. Владимиров, Т.А. Втюрина М.А.
Гагарина, С.Ю. Девятых, О.В. Куваева, И.А. Николаева, Ю.Г. Панюкова, В.В.
Подпругина, А.О. Прохоров, Д.Н. Сазонов, С.А. Трифонова, А.Э. Цымбалюк, О.В.
Щербакова и др.). Исследователи подчеркивают, что репрезентация может
определяться как «…иерархически организованные категориальные структуры,
посредством которых осуществляется познание ситуаций», а результатом
репрезентации может являться «…знание, состоящее из определенных категорий
(компонентов) или смысловых единиц, объединяющих эмоциональную и
когнитивную оценку, посредством чего человек эту ситуацию характеризует» [2].
Можно констатировать, что проблема определения и систематизации
смысловых единиц анализа, которыми представлена трудная ситуация в сознании
субъекта в современной психологии исследована достаточно основательно в
формате психологии трудных жизненных ситуаций (О.В. Александрова, Е.В.
Битюцкая, И.Б. Дерманова, Е.Ю. Коржова, Т.П. Харькова и др.), однако ракурс
анализа индивидуально-психологических факторов, определяющих специфику
формальных и содержательных особенностей репрезентации актуальной трудной
ситуации, включая специфику оценки трудной ситуации, пока представлен
достаточно фрагментарно.
В качестве индивидуально-психологических детерминант, взаимосвязанных
со спецификой формальных и содержательных особенностей репрезентации
различных, в том числе и трудных ситуаций, рассматриваются: вариативность
образа мира в связи с импульсивностью, эмоциональной лабильностью,
тревожностью, ригидностью, сверхконтролем и др. [41]; темперамент, способность
к волевой регуляции, интеллектуальные характеристики как факторы
репрезентации психических состояний (А.О. Прохоров, Л.В. Артищева);
акцентуации характера, уровень субъективного контроля, тревожность как
детерминирующие особенности репрезентации пространственно-предметной
среды (Т.В. Доронина, Ю.Г. Панюкова, Д.С. Сазонов и др.); личностные
репрезентации взаимодействия «я-другой» (Е.В. Рягузова); возрастные факторы
ментальной репрезентации жизненной ситуации и ситуации создания семьи (А.Э.
Цымбалюк, Ю.П. Поваренков) и др.
Актуальным в контексте репрезентации трудной ситуации может стать
обращение к интегральным индивидуальным детерминантам, опосредующим
восприятие и поведение субъекта – структурным компонентам личностного
потенциала, функциональная роль которых в продуктивности деятельности
субъекта активно исследуется (И.А. Васильев, Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев, О.В.
Митина, С.А. Шапкин и др.). Особенное внимание следует уделить анализу таких
структурных компонентов личностного потенциала, как толерантность к
неопределенности, жизнестойкость и контроль за действием с учетом их
прогностического потенциала по отношению к психологическому благополучию и
продуктивности субъекта в жизненных и профессиональных обстоятельствах (Д.А.
Леонтьев, Т.Ю. Иванова, Е.Н. Осин и др.).
Все вышеуказанное и определяет актуальность необходимости поиска
эмпирически валидной информации о формальной и содержательной специфике
организации смысловых единиц, которыми трудная ситуация представлена в
сознании субъекта.
С учетом проделанного анализа исследований по проблеме индивидуально-
психологических особенностей репрезентации трудной ситуации субъектом,
можно констатировать противоречие между наличием теоретической модели
репрезентации как системы смысловых единиц, имеющей формальные и
содержательные показатели, и отсутствием ее операционализации в контексте
репрезентации трудной ситуации как важного компонента жизненного
пространства личности, в том числе применительно к индивидуально-
психологическим вариациям репрезентации с целью прогнозирования
продуктивности субъекта в трудной ситуации.
В этой связи мы предприняли попытку организации и проведения
эмпирического исследования, проблема которого заключается в необходимости
эмпирической верификации данных об индивидуально-психологических
особенностях репрезентации трудной ситуации как прогностического показателя
продуктивности субъекта в этой ситуации.
Наше исследование проводилось на материале профессиональной
деятельности сотрудников железной дороги. Профессиональная деятельность
сотрудников железной дороги, в частности, диспетчеров, характеризуется
наличием большого количества трудных ситуаций, и может рассматриваться как
релевантная для решения задач нашего исследования. Одной из наиболее трудных
в профессиональной деятельности респондентов является нештатная ситуация.
Нештатная ситуация, согласно «Положению о системе информационного
реагирования ОАО «РЖД» на нештатные ситуации», определяется как ситуация с
отклонением от нормальных (штатных) условий и ситуация, для которой
характерна дезадаптация субъекта к определенным аспектам профессиональной
деятельности, это ситуация, где нарушения технологического процесса работы
субъектов железной дороги приводят к аварии (крушению, пожару, травмам и
гибели). В качестве психологического эквивалента эпитету «нештатная» можно
рассматривать конструкт «трудная» ситуация. С учетом теоретических положений,
разработанных в общепсихологической теории репрезентации, данные об
индивидуально-психологических особенностях репрезентации трудной ситуации
могут стать важным вкладом в предотвращение аварийных ситуаций, связанных с
нарушением технологического процесса работы сотрудников железной дороги.
Цель исследования – определение индивидуально-психологических

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Д. Э. Пятун. –Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. – 2– № 12(68).– С. 119–(0,82 п.л.).
    Д. Э. Пятун. – Текст : электронный // Educational bulletin"Consciousness" / Образовательный вестник «Сознание». – 2– Vol. – No. – С. 26––URL : https://e-pubmed.org/volume-23n8/ (0,53 п.л.).Глава в монографии
    Проблема жизнестойкости в современной психологии
    Д. Э. Пятун. –Текст : непосредственный // Доклады ТСХА : сб. ст. – Москва : Изд-во РГАУ – МСХА, 2–Вып. – Ч. III. – С. 408–(0,18 п.л.).
    Феномен психологической репрезентации: определение и релевантные показатели
    Ю. Г. Панюкова, Д. Э. Пятун. – Текст: непосредственный // Психологическиеособенности деятельности в спорте: монография / под общей ред. Ю. В. Байковского. – Москва:РГУФКСМиТ, 2– С. 346–(0,70/0,35 п.л.)
    Psychological representation of an emergency situation in the professional activity of railway employees
    D. E. Pyatun. – Текст : электронный // Advances in Social Science,Education and Humanities Research : Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference"Psychology of Extreme Professions" (ISPCPEP 2019). – Arkhangelsk and Solovki islands,Arkhangelsk region, Russia, 2– Vol. – P. 167–(0,56 п.л.).
    Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлеченность, контроль, вызов
    Д. Э. Пятун. – Текст : непосредственный // Доклады ТСХА : сб. ст. – Москва : Изд-воРГАУ – МСХА, 2– Вып. – Ч. I. – С. 232–(0,18 п.л.).
    Исследования компонентов жизнестойкости у работников железной дороги
    Д. Э. Пятун. – Текст : непосредственный // Доклады ТСХА : сб. ст. – Москва : Изд-воРГАУ – МСХА, 2– Вып. – Ч. VI. – С. 68–(0,23 п.л.).
    Феномен «психологическое пространство личности» в психологии
    Д. Э. Пятун. – Текст : непосредственный // Доклады ТСХА : сб. ст. – Москва : Изд-во РГАУ –МСХА, 2– Вып. – Ч. VI. – С. 71–73 (0,18 п.л.)
    Особенности психологической репрезентации нештатной ситуации на железной дороге (на примере успешных и неуспешных в этой ситуации сотрудников)
    Д. Э. Пятун. – Текст: непосредственный // Бехтерев и современная психология личности: сб. ст.VI Всероссийской научно-практической конференции, 2–4 октября 2020 г. – Казань : НОУ ДПО«Центр социально-гуманитарного образования», 2– С. 170–172 (0,19 п.л.)
    Компоненты личностного потенциала: жизнестойкость, толерантность к неопределенности, контроль за действием
    Д. Э. Пятун. – Текст : непосредственный //Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии :материалы Всероссийской научно-практического форума, Ярославль, 10 октября 2020 г. ; подред. А. В. Карпова. – Ярославль : Филигрань, 2– С. 22–24 (0,19 п.л.)
    Личностные особенности репрезентации трудной профессиональной ситуации
    Д. Э. Пятун. – Текст : электронный // Материалы Международного молодежногонаучного форума «Ломоносов-2021» ; отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А.Антипов, Е. И. Зимакова. – Москва : МАКС Пресс, 2– 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)(0,12 п.л.)
    Психологическая репрезентация трудной профессиональной ситуации: когнитивный и средовой подходы
    Ю. Г. Панюкова, Д. Э. Пятун. – Текст : непосредственный //Доклады ТСХА : сб. ст. – М. : Изд-во РГАУ – МСХА, 2– Вып. – Ч. II. – С. 529–(0,20/0,10 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Психологические факторы делинквентного поведения личности
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»