Психологические факторы делинквентного поведения личности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гартвик Елена Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………..17
1.1. История изучения феномена делинквентного поведения личности……………..17
1.2. Проблема делинквентного поведения личности в современной психологии (на
примере подростков)….…………………….………………………………….………23
1.3. Психологические особенности подростков с делинквентным поведением……29
1.3.1. Личностные характеристики подростков с делинквентным поведением ……30
1.3.2. Модель психического и ее роль в формировании личности……………….…37
1.4. Внешние факторы формирования делинквентного поведения подростков……41
1.4.1. Травмирующие события как фактор делинквентного поведения подростков43
1.4.2. Система детско-родительских отношений в семьях подростков с
делинквентным поведением…………………………………………………………..47
1.5. Восстановительная медиация в психокоррекционной работе с подростками с
делинквентным поведением………………………………………………………………….55
Выводы по первой главе ………………………………………………………………61
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ………………………………………………………………………..….63
2.1. Организация эмпирического исследования и характеристика испытуемых….63
2.2. Методы и методики исследования………………..………………………………69
2.2.1. Методы диагностики особенностей личности подростков с делинквентным
поведением …………………………………………………………………………….69
2.2.2. Исследование модели психического у подростков с делинквентным
поведением………………………………………………………………………………………………………72
2.2.3. Методы исследования травмирующих событий в жизни подростков с
делинквентным поведением…………………………………………..……..…….…77
2.2.4. Методы исследования детско-родительских отношений в семьях подростков
с делинквентным поведением……………………………………………………..….78
2.3. Математические методы обработки данных……………………………………..80
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ……………………….………………………………………..………82
3.1. Организация и содержание исследования психологических факторов
делинквентного поведения личности…………………………………………………82
3.2. Результаты исследования особенностей личности подростков с делинквентным
поведением………………………………………..………………………………….…88
3.3. Результаты исследования модели психического у подростков с делинквентным
поведением ……………………………………………………………………………………………………98
3.4. Результаты исследования травмирующих событий в жизни подростков с
делинквентным поведением………………………………………………………….110
3.5. Результаты исследования детско-родительских отношений в семьях
подростков с делинквентным поведением ………………………………………….118
3.6. Описание методики психологической коррекции делинквентного поведения
подростка в процессе восстановительной медиации ………………………………………..128
Выводы по третьей главе …………………………………………………………….134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………139
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………..171
Приложение А. Описательные статистики и другие таблицы показателей
личностных качеств подростков с делинквентным и законопослушным
поведением, диагностирующих внутренние факторы……………………………..171
Приложение Б. Описательные статистики и другие таблицы показателей,
полученных при исследовании подростков и их матерей при диагностике внешних
факторов делинквентного поведения подростков……………………………..…..176
Приложение В. Опросник диагностики личностной беспомощности у подростков
М.О. Климовой, Д.А. Циринг……………………………………………………….186
Приложение Г. Опросник травмирующих событий Д.А. Циринг………………..188

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, раскрыта научная новизна, обоснованы теоретическая и практическая значимость работы, достоверность полученных результатов. Сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации результатов исследования и его структуре.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы психологических факторов делинквентного поведения личности» раскрыты теоретические основы исследования, представлен обзор основных подходов к объекту исследования в психологии и смежных науках, рассмотрены сущность, содержание, психологические механизмы, этапы и факторы делинквентного поведения личности.
Вопросы о причинах делинквентного (преступного) поведения с древних времен интересовали ученых в различных направлениях науки. Об этом писали Платон и Аристотель, в эпоху Возрождения М. Лютер, Дж. Локк, во времена Просвещения Монтескье, Руссо и другие. Первые работы о делинквенции относятся к середине ХIХ века и принадлежат Ч. Лоброзо, который выделил четыре типа преступников: врожденные, по страсти, случайные и душевнобольные. Продолжая идеи Ч. Ломброзо, У. Шелдон, М. Шлапп, Э. Хутон и Э. Кремчер в своих исследованиях пытались установить взаимосвязь между преступлением, физиологическими особенностями и характером человека. Влияние социальных условий на отклоняющееся поведение личности рассматривали представители социологического направления исследований Д. Глейзер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, Г. Тард, К. Манхейм, Э. Эриксон, А. Лэнгле и др. По их мнению, индивидуальное преступное поведение является результатом цепочки причинно-следственных связей, реакцией на определенный стимул, и
определенная роль в формировании такого поведения принадлежит самому индивиду и его самоидентификации с другими людьми.
В период конца ХIХ – начала ХХ века исследованием данного феномена занимались отечественные ученые М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Е.Н Тарновский, И.Я. Фойницкий и другие. Второй этап исследований, когда причину преступности рассматривали с точки зрения социального явления, имеющего объективные причины, связан с именами таких ученых как А.А. Герцензон, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев и другие. Масштабные исследования делинквентного поведения личности относятся к 50-м годам XX века, когда появляется теория делинквентных субкультур А. Коэна, который официально вводит в науку термин «делинквентное поведение». Ф. Танненбаум в 1938 году предположил, что человек часто становится преступником в силу процесса «клеймения», когда он отторгается от общества, и преступное поведение становится для него привычным. К аналогичному выводу в наше время пришла Е.В. Змановская, указав, что причиной антиобщественного поведения конкретной личности может быть склонность общества навешивать ярлыки.
В 70-90 годы проблемы преступности интенсивно исследовали Г.М. Миньковский, М.М. Бабаев, Е.В. Болдырев, К.Е. Игошев и другие, которые в качестве наиболее важных факторов формирования личности правонарушителя указывали макро и микро социальные. В рамках исследований И.С. Ганишиной, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна и других ученых причиной формирования делинквентного поведения у подростков выступала неблагополучная семья, которой принадлежит решающая роль в социализации и развитии личности. В результате преобладания негативных влияний на личность в семье формируются и могут заметно проявляться нежелательные для общества черты (С.А. Беличева, И.А. Горьковая, М.Г. Дмитриев, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.А. Кузнецова, В.М. Менделевич, В.Ю. Рыбников).
Не меньшее значение при исследовании факторов преступного поведения личности имеет разработка проблем внутренних условий, связанных с особенностями генезиса личности. В психологической литературе вопросу изучения личности преступника уделялось внимание В.Л. Васильевым, В.В. Глазыриным, Е.П. Ильиным, А. Кемпински, А.Р. Ратиновым, Л.Н. Ростомовой, А.В. Дуловым, Ю.В. Чуфаровским и др. Описывая преступника ученые указывали на значимость личностных характеристик, выделяя их как специфические черты делинквентных личностей.
Опыт современных ученых по проблеме делинквентного поведения личности (В.В. Ковалев, 1969, А.Е. Личко, 1976, Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев, 1993, Р. Мертон, 1996, Г. Салливан, 1998, Р. Смелзер, 1998, Г. Беккер, 2001, Т.В. Шипунова, 2003, В.Д. Менделевич, 2005, Е.В. Змановская, 2006, Н. Майсак, 2010, У.С. Позднякова, 2014, и др.) свидетельствует о том, что четкое определение понятия делинквентного (отклоняющегося от нормы) поведения отсутствует и зависит от сферы его использования. Такое
положение вызвано относительной природой отклоняющегося поведения, проблемой понимания поведенческих норм и неопределенностью прогнозов. При этом в условиях постоянного изменения социально-экономической ситуации в стране и в мире, в связи с геополитическими и экономическими изменениями, в последнее время меняются и сами нормы поведения.
В данном исследовании под делинквентным поведением понимаются действия конкретной личности (группы), отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В. Змановская).
С позиции концепции социализации делинквентное поведение подростков формируется в среде, где в качестве нормы представлены такие факторы, как жесткость, аморальность, насилие, пьянство и другие. Биологические и средовые факторы на разных уровнях развития личности в процессе ее онтогенеза в разных подструктурах взаимодействуют по-разному (К.К. Платонов). Учитывая, что в неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка является интимно-личностное общение, к внешним факторам, вызывающим делинквентность подростков, современные ученые относят фрустрацию детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, дисгармоничные стили воспитания родителями, а также усвоение подростком через научение в семье или в референтной группе делинквентных ценностей.
Подростковый этап развития личности в отечественных работах (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Д.Б. Эльконин) и зарубежных исследованиях (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон) рассматривался как противоречивый и критический, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте. Личностные особенности подростков с делинквентным поведением большинство авторов отмечали на уровне характера, самооценки, правосознания, деформации системы ценностей, мотивации и ценностно- регулятивной сферы. При рассмотрении проблем делинквентности в подростковой среде самоконтролю в установлении социально приемлемых отношений и социализации личности в целом, уделялась особая роль (И.И. Чеснокова). Личность таких подростков характеризуется преобладанием примитивных, слабодифференцированных потребностей и мотивов, среди которых значительное место занимают аддиктивные мотивы (Е.В. Змановская). Такие личностные особенности подростков-делинквентов, как локус контроля, тревожность и агрессивность некоторыми учеными объяснялась особенностями характера, а именно негативизмом, проявляющимся в противодействии установленным социальным нормам, высоким показателем уровня личностной тревожности, низким уровнем эмпатии, который лишает подростков эмоциональных средств для понимания и прогнозирования окружающих событий (А.А. Реан А.А., Т.Н. Курбатова, Р.М. Масагутов, М.Л. Мельникова).
С позиции концепции Д.А. Циринг и ее последователей (Е.В. Веденеева, Е.А. Евстафеева, Е.В. Забелина, А.С. Змеева, И.В. Пономарева, Ю.В. Яковлева) личностная беспомощность представляется одним из возможных факторов деформации правосознания подростка и как следствие проявлением делинквентного поведения. Сочетание аспектов когнитивной недостаточности и эмоционального искажения приводит подростков к устойчивым формам отклоняющегося поведения, обусловленного не только проявлением агрессии, но в целом трудностями социального функционирования и взаимодействия с окружающими людьми. Зачастую формируется личностная беспомощность под воздействием наследственности, семьи, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности человека.
В работах Е.А. Сергиенко и других ученых показано, что с момента рождения человека его мир является социальным. Важным условием общественного познания служит осознание человеком своего собственного представления о мире, которое не всегда схоже с мнением других. С младенческого возраста человек наделен базовыми способностями к разделению мира вещей и мира людей. Способность человека понимать собственные ментальные состояния и Другого называется «модель психического» (the theory of mind) и дает возможность прогнозировать свое и чужое поведение. Современный подход к изучению знаний о ментальном мире или о модели психического был заложен в начале XX века в работах Ж. Пиаже. Он представляет собой систему ментальных представлений о психических явлениях, которая развивается на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно – в детстве.
Отечественные исследования в изучении модели психического детей дошкольного и младшего школьного возраста позволили получить данные относительно когнитивных механизмов становления субъектности в онтогенезе человека. Анализ исследований Е.А. Сергиенко, Н.И. Колесниковой, Е.И. Лебедевой, А.В. Найденовой, А.Ю. Улановой позволяет сделать вывод о том, что развитие понимания человеком ментального мира своего и других людей отражает уровень организации модели психического. Установлено, что наиболее ярко дефицит модели психического выражен у детей в условиях семейной депривации, когда когнитивная способность понимать различие между причиной эмоции и ее проявлением не развита. При этом на успешность понимания ребенком неверного мнения влияют такие факторы, как внимание родителей к ментальным состояниям при общении с детьми, их заинтересованность жизнью ребенка и собственный интеллектуальный уровень. Учитывая, что модель психического является важным основанием для развития социальной компетенции в понимании конфликтных ситуаций, коммуникативных возможностей, достижения социальной компетенции, можно предположить социальную некомпетентность подростков с делинквентным поведением, их неспособность прогнозировать последствия, невосприимчивость к чужим эмоциям.
Проблема делинквентного поведения личности на примере подростков в психологии ранее изучалась в контексте особенностей семейных взаимоотношений и социальной среды, при учете влияния этих внешних факторов на формирование их самооценки, самосознания, самоопределения, которые связаны с процессами социализации. При этом учеными выделялись две группы внешних факторов – макросоциальные и микросоциальные. В макросоциальных факторах детерминантами являются социально- экономические, культурные и политические условия жизни, которые влияют на процесс социализации личности посредством формирования у них правового сознания. К ним относятся слабость власти, несовершенство законодательства, социальная несправедливость, низкий уровень жизни большого количества людей.
Микросоциальные факторы формирования делинквентного поведения включают в себя основные сферы жизнедеятельности подростка, такие как семья, школьный коллектив, референтная группа сверстников. По мнению ученых, на адекватность поведения подростка и формирование его личности влияет семья, которая является естественной и необходимой средой в его жизни. В случае смерти или развода родителей подросток переживает психологическую травму, влекущую повышенную тревожность, сильные эмоциональные переживания, что, в свою очередь, способствует проявлению поведенческих нарушений (В.Н. Кудрявцев, П.А. Левин, Е.С. Мазур, Л.В. Трубицина).
Об особой роли семейных взаимоотношений как определяющих при взаимодействии ребенка с миром в своих исследованиях указывали В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Н.Л. Москвичева, Р.В. Овчарова, А.А. Реан и др. О влиянии семьи на возникновение у подростка депрессивных и тревожных расстройств психики писали С.В. Воликова, С. Минека, А.С. Спиваковская и др. По мнению Л.И. Божович, С. Куперсмит, В.Э. Пахальян стиль детско- родительских отношений играет значимую роль в формировании самооценки у ребенка. Системный подход к изучению семьи применяли М. Сельвини- Палаццоли, Л. Босколо, С. Минухин, Х. Вайнер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицких, А.Я. Варга. Исследованием семейных коммуникаций занимались Г. Бейтсон, Дж. Хейли, Х. Шендс.
В различных психологических концепциях активно исследовалась проблема влияния матери на психическое развитие ребенка, подчеркивалась важность этого взаимодействия в будущем человека, анализировались варианты его развития при различных типах привязанности. Мать играет значительную роль и в подростковом периоде онтогенеза человека. В случае отсутствия материнской поддержки и безусловной любви, подросток оказывается лишенным «психологического иммунитета» к влиянию неблагоприятных факторов, способствующих возникновению делинквентного поведения (С.И. Беляева).
На основе теоретического исследования проблемы делинквентного поведения личности было выдвинуто предположение о его формировании под воздействием психологических факторов, представленных на рисунке 1.
Анализ указанных факторов делинквентного поведения личности позволяет определить основные принципы и направления профилактической и психокоррекционной работы с подростками, совершившими преступления. Одной из форм такой работы может стать внедрение в практику восстановительной медиации, направленной на нейтрализацию или ослабление психологических факторов, повышающих риск противоправного поведения личности.
Внутренние психологические факторы
Личностные особенности
Интеллектуальные особенности
Уровень субъектности
Особенности ценностно- нормативной системы
Внешние психологические факторы
Делинквентное поведение личности
Микросоциальные
Травмирующие события
Макросоциальные
Особенности функционирования общества
Уровень развития модели психического
Эмоционально- волевой компонент
Дисгармоничные стили семейного воспитания
Рис. 1. Психологические факторы, связанные с формированием делинквентного поведения личности
Указом Президента РФ No 240 от 29 мая 2017 года период с 2018 по 2027 год объявлены «Десятилетием Детства». В реализации данной политики государства восстановительная медиация является альтернативой традиционному подходу к борьбе с детской преступностью, потому как отвечает социальным потребностям несовершеннолетнего и способствует
Социально- экономические процессы

развитию его субъектности, пробуждает у подростков осознание вины и чувство личной ответственности за свои действия, в отличии от традиционного уголовного судопроизводства. Важно, что в процессе восстановительной медиации подросток признается личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а субъект-субъектное взаимодействие становится основной идеей. На уровень субъекта правового сознания подростка поднимает способность разрешения внутренних противоречий между потребностями и желаниями, и необходимостью ограничить их реализацию в соответствии с законом. В этой связи отношения подростка и его права могут быть определены с позиции знания правовых норм (познавательная позиция) и соответствующего поведения (деятельностная позиция). С.Л. Рубинштейн полагал, что поступок может быть определен как форма осуществления субъектности. В процессе восстановительной медиации таким поступком выступает осознание и переживание подростком вины и действия, направленные на возмещение вреда. В контексте отношений индивида и общества, способность переживать вину (уровень субъектности) является фактором, способствующим эффективной работе по профилактике повторных правонарушений подростков.
Вторая глава «Организация и методы исследования психологических факторов делинквентного поведения личности» отражает дизайн и организацию эмпирического исследования, характеристику испытуемых, психодиагностические методики и методы статистического анализа данных. Общая схема эмпирического исследования определялась целью выявить комплекс психологических факторов, сопряженных с формированием делинквентного поведения личности. Исследование проводилось на базе Калининского районного суда г. Челябинска (подростки и родители), МБОУ СОШ No 45 (подростки и родители), ГК СУВУ для обучающихся с девиантным поведением «Челябинская областная специальная образовательная школа закрытого типа» (подростки), МОУ «Подовинновская СОШ» (подростки). Общее количество лиц, принявших участие в исследовании, составило 250 подростков и 80 матерей. 125 подростков были признаны судом виновными в совершении преступлений, из них в разное время были сформированы две выборки. Образование респондентов, принявших участие в исследовании, от 7 до 10 классов общеобразовательной школы, возраст от 14 до 17 лет. Выборка подростков формировалась неслучайным образом, респонденты в группах приблизительно совпадали по параметрам образования и возраста, уровню благосостояния их семьи. При этом, мальчики чаще совершали преступления, чем девочки (табл. 1).
группа
Таблица 1
Распределение испытуемых по полу
девочки мальчики
совершившие преступление 15 110 не совершавшие преступлений 41 84
16

Для выявления личностных особенностей подростков с делинквентным поведением, применялись 16-факторый опросник Р. Кеттелла для подростков (форма С), «Опросник диагностики личностной беспомощности» (авторы М.О. Климова и Д.А. Циринг).
Для исследования уровня развития модели психического были составлены нарративы с учетом одного из актуальных направлений в методологии нарративного подхода, а именно, анализа подростками отдельных жизненных эпизодов, который позволяет сместить акценты с плана сюжета на план переживания. В качестве образца нами использовались нарративы, разработанные Н.Н. Талановой при исследовании понимания дошкольниками телевизионной рекламы и социальных взаимодействий и Руководство для педагогов по применению программы социально- эмоционального развития детей в возрасте 15-17 лет, разработанные под руководством Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковской, Е.И. Изотовой, Е.И. Лебедевой, А.Ю. Улановой, Е.М. Дубовской. Важным условием создания нарративов являлось наличие действующих лиц, по возрасту схожих с испытуемыми, и сюжета, связанного с переживанием эмоций, необходимостью понять причины действий героев рассказа и оценить их с морально-нравственной стороны. В нарративах были предусмотрены смысловой и информационный компоненты. Описание проблемы, возникающей перед героями рассказов, составляло смыслообразующий компонент. Описывалось событие, неудобное или неприятное для героя рассказа, которое могло повлечь для него определенные последствия. В информационной части нарратива содержалось общее описание ситуации, указывались важные аспекты взаимодействия людей, предшествующие основному событию. После заполнения бланков нарративов полученные ответы оценивались методом присвоения им баллов (от 0 до 3), а затем распределялись по четырем группам: 0 баллов – нет ответа: подросток не ответил или ответил неправильно; 1 балл – перечисление физических действий или чувств (боль, неприязнь); 2 балла – слабая дифференциация эмоций, описание их в виде обобщенной оценки – «плохо» или «хорошо»; 3 балла – четкое распознавание эмоций (грусть, страх, гнев).
Влияние травмирующих событий на формирование у подростков делинквентного поведения проверялось с помощью «Опросника травмирующих событий» (автор Д.А. Циринг), включающего различные события, которые могли произойти в жизни подростка. Для диагностики стилей семейного воспитания у матерей подростков с делинквентным и законопослушным поведением использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
В третьей главе диссертационного исследования «Результаты эмпирического исследования и их обсуждение» представлено описание и обсуждение полученных эмпирическим путем данных в соответствии с поставленными задачами, результаты сравнительного анализа показателей личностных особенностей в группах подростков с делинквентным и законопослушным поведением.
Значимые различия между делинквентными и законопослушными подростками обнаружены по фактору I – «жесткость – чувствительность» (p≤0,05) и фактору Q1 – «консерватизм – радикализм» (p≤0,05) опросника Р. Кеттелла, которые раскрывают эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности испытуемых, с более низкими показателями у подростков- делинквентов. Это свидетельствуют о наличии у подростков с делинквентным поведением таких личностных качеств, как жесткость, мужественность, самоуверенность, суровость, черствость по отношению к себе и окружающим. Они же отличаются консервативностью, устойчивостью по отношению к повседневным трудностям. Подростки с такими качествами противятся переменам, не пользуются аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При исследовании компонентов личностной беспомощности, подростки с делинквентным поведением проявили признаки самостоятельности, показали высокий уровень субъектности, что подразумевает способность преобразовывать действительность, управлять событиями своей жизни, преодолевать различного рода трудности. Значимые различия между группами подростков выявлены по шкалам эмоционального компонента. Подростки, совершившие преступления, в отличие от законопослушных сверстников характеризуются большей эмоциональной устойчивостью (p≤0,05), меньшей склонностью к депрессии (p≤0,05), менее выраженной астенией (p≤0,05). То есть, они стеничны, полны энергии действия на фоне эмоциональной депривации. Полученные данные тесно связаны с понятием «отчуждения», которое некоторые исследователи рассматривают как одну из основных характеристик личности преступника и приравнивают его к социальной дезадаптированности. Отчуждение отрицательно влияет на процесс социализации, поскольку приводит к негативному отношению с окружающими и членами семьи, предполагает нарушение социально- общественных норм.
Полученные результаты позволяют утверждать, что подросткам с делинквентным поведением характерны определенные психологические особенности. Они менее чувствительны, что отчасти объясняет их жесткость и пренебрежение к физическим и моральным недомоганиям, как своим, так и другого человека. Они менее рассудительны, имеют низкий уровень психометрического интеллекта, чаще испытывают чувство отверженности, не вовлеченности в значимые для них отношения. Это подтверждает выводы ранее проведенных исследований (С.И. Беляева, Л.А. Грищенко, И.Ю. Кулагина, Н.В. Федорова, А.А. Шавырина и др.) о демонстрации подростками противоправного поведения для привлечения к себе внимания. Особенностями их личности являются высокая психическая активность, устойчивость убеждений, самоуверенность, высокая личностная самооценка. Они не склонны к депрессии, не испытывают астенических состояний, не проявляют признаков личностной беспомощности при наличии высокого уровня субъектности как в подростковом возрасте, так и в период взрослости.
На основании ранее проведенных исследований (Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова, Н.И. Колесникова), установивших, что уровень организации и развития модели психического играет важную роль в социализации человека и понимании им социального мира, было выдвинуто предположение о связанности уровня развития модели психического с формированием делинквентного поведения. Для изучения степени сформированности модели психического подросткам предлагались авторские нарративные задания в форме рассказов и вопросов, связанных с пониманием этих рассказов, отражающих типичные социальные ситуации взаимодействия подростков со сверстниками, с родителями, с незнакомым взрослым. В результате были получены данные, демонстрирующие более низкие показатели у подростков, совершивших преступления, как при распознавании и описании эмоций, так и в понимании причин и морально-нравственных аспектов поведения других людей.
В опровержение бытующего стереотипа о низкой субъектности лиц с делинквентным поведением, результаты проведенного исследования показали, что для совершения преступления субъекту необходимо совершение активных действий, готовность к риску и способность управлять событиями своей жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая разного рода трудности. Указанные качества личности демонстрируют высокий уровень субъектности, которые при низком уровне развития модели психического как важной основы для развития социальной компетенции, для понимания конфликтных ситуаций и развития коммуникативных возможностей, особенно в ситуации совершения преступлений, являются причиной трудностей взаимодействия подростков с другими людьми и обуславливают развитие форм делинквентного поведения. По результатам обработки нарративов при изучении модели психического между группами респондентов были выявлены значимые различия. При оценке понимания ситуативно-обусловленных эмоций, в группе совершавших преступление эмоции не распознали 78% респондентов, в контрольной группе – 41% (χ2=16,249, p≤0,001). Причины действий Другого среди совершавших преступление не поняли 79% участников исследования, в контрольной – 31% (χ2=23,081, p≤0,001). Проблемы с распознанием морально- нравственного аспекта поведения продемонстрировали подростки- делинквенты в 76% случаев, среди законопослушных – 27% респондентов
(χ2=26,019, p≤0,001).
В случае взаимодействия с родителями, в группе совершавших
преступление эмоции не распознали 77%, в группе не совершавших – 20% подростков (χ2=30,385, p≤0,001). Причины поступка среди совершавших преступление не поняли 75% подростков, среди законопослушных – 22% (χ2=26,014, p≤0,001). Морально-нравственный аспект поведения Другого не поняли 75% подростков в группе совершавших преступление и 21% в группе не совершавших (χ2 =27,233, p≤0,001).
Ситуация коммуникации со сверстниками, выраженная в нарративе, также вызвала неоднозначность реакции со стороны участников исследования. В группе подростков-делинквентов эмоции героев нарратива не распознали
83% респондентов, в то время как среди законопослушных – 50% (χ2=13,300, p≤0,01). Причины не поняли 77% подростков, совершавших преступление, и 43% не совершавших (χ2=10,548, p≤0,05). Морально-нравственный аспект поведения Другого в группе совершавших преступление не распознали 81% подростков, в то время как среди не совершавших – 38% (χ2=16,764, p≤0,001). Большинство респондентов с делинквентным поведением на вопросы, касающихся эмоций и причин поведения, не смогли дать ответы.
Полученные результаты позволяют заключить, что подростки с делинквентным поведением испытывают дефицит модели психического, что может быть обусловлено сниженным эмоциональным интеллектом в условиях семейной депривации, поскольку существенное влияние на развитие модели психического и на формирование способности успешно взаимодействовать с другими людьми в детском возрасте оказывает семья как главный источник первого социального опыта. К таким выводам пришла А.В. Найденова при исследовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При проведении исследования влияния травмирующих событий на формирование делинквентного поведения у подростков было обнаружено, что в жизни подростков-делинквентов достоверно чаще происходили объективно травмирующие события, связанные со смертью одного из родителей (φ*- 2,992, р≤0,01), а также развод родителей (φ*- 4,484, р≤0,01). Подобные события, зачастую влекущие неблагополучие семьи и порождающие дефицит внимания к подростку значимых взрослых, неизбежно травмируют его психику и оказывают значительное влияние на формирование его личности.
Исследование стилей воспитания у матерей подростков (две группы по 40 матерей подростков с делинквентным и законопослушным поведением) при отсутствии в семье отца (по причине развода или смерти) показало, что наиболее часто матери подростков с делинквентным поведением в отличии от матерей подростков, не совершавших преступлений, склонны к проявлению таких стилей воспитания, как гиперпротекция (р≤0,001), недостаточность требований – обязанностей к подростку (р≤0,05), чрезмерность требований – запретов (р≤0,001) и строгость санкций (наказаний) (р≤0,001). В семьях такого типа при отсутствии определенных четко выраженных требований к подростку практикуются тотальные запреты. В этой же группе матери в большей степени проявили такие черты воспитательной позиции, как фобия утраты ребенка (р≤0,001) и проекция на подростка собственных нежелательных качеств (р≤0,001), которые по мнению авторов, методики АСВ Э. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, характеризуют причины нарушений в стилях воспитания и помогают родителям решать собственные проблемы за счет ребенка (табл. 2). Таким образом, теоретический анализ ранее проведенных исследований и собственный практический опыт свидетельствуют о том, что в неполных семьях подростков с делинквентным поведением матери зачастую прибегают к дисгармоничным стилям воспитания. Специфика социальной ситуации развития делинквентных подростков позволяет говорить о наличии признаков дисфункциональной семьи. При этом матери подростков с делинквентным
поведением предпочитают явно противоречивые стили воспитания,
подкрепляющие эмоциональную недифференцированность личности подростка.
Таблица 2 Сравнение показателей стилей воспитания у матерей подростков с
делинквентным и законопослушным поведением Средние значения
Матери делинквент. подростков
Матери законопосл. подростков
Стили воспитания
Гиперпротекция (Г+) Недостаточность требов. – обязанностей (Т-) Чрезмерность требований запретов(З+) Чрезмерность санкций (С+)
Минимальность санкций (С-)
Воспитательная неуверен- ность родителей (ВН) Фобия утраты ребенка (ФУ)
Проекция на подростка нежелател. качеств (ПНК) Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) Предпочтение женских качеств (ПЖК)
tp
3,38 2,48 4,38 1,55 0,88 2,07
2,38 1,28 3,98 2,10 0,98 4,57 2,98 3,90 -4,41 2,85 3,75 -3,62 1,68 1,13 3,61 2,13 0,88 4,22 0,78 1,63 -3,14 2,45 4,00 -5,18
<0,001 <0,05 <0,001 <0,001 <0,001 ≤0,001 ≤0,001 <0,001 <0,01 <0,001 Непоследовательный стиль воспитания А. Реан называл хаотическим, подразумевая отсутствие единого подхода к воспитанию. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. При этом у подростка повышается тревожность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность, неуправляемость и социальная дезадаптация. Данный стиль воспитания не формирует у подростка самоконтроль и чувство ответственности, проявляется незрелостью суждений. Проекция матерями подростков с делинквентным поведением своих нежелательных качеств на подростка вызывает в их отношениях эмоциональное неприятие, отвержение и жестокое обращение. В этом случае родитель склонен видеть в подростке те черты, которые не хочет признавать в себе. Выявленные закономерности при изучении психологических факторов делинквентного поведения личности указывают на возможное взаимодействие внешних факторов, таких как травмирующие события и дисгармоничные стили воспитания в семье, и внутренних, включающих в себя личностные особенности, а именно уровень развития модели психического, интеллектуальные особенности, эмоционально-волевой компонент, уровень субъектности и ценностно-нормативную составляющую. При этом учтено, что кроме микросоциальных факторов (стили семейного воспитания и травмирующие события) немаловажную роль в формировании поведения личности играют макросоциальные факторы, к которым можно отнести особенности функционирования общества и социально-экономические процессы, влияние социальных сетей и средств массовой информации, отражающих культурные, политические и социальные процессы в обществе, в стране и в мире. На заключительном этапе эмпирического исследования решалась задача установления наиболее значимых психологических факторов для прогнозирования возникновения делинквентного поведения личности. Для этого был использован дискриминантный анализ, который проводился для каждой методики отдельно методом пошагового отбора (с критериями Fвкл=3,84 и Fискл=2,71) и методом включения всех шкал конкретной методики. При помощи статистики λ -Уилкса проверялась значимость отличия средних значений дискриминантной функции в группах подростков, изучалось какие шкалы каждой из методик вносят наибольший вклад в предсказательную способность деления респондентов на группы. Как видно из таблицы 3, наибольшее количество дискриминативных шкал, предсказывающих вероятность попадания подростка в группу делинквентных, показали методики «Анализ семейных взаимоотношений» и опросник «Травмирующие события». Наименьшей предсказательной способностью обладают шкалы опросника Р. Кеттелла, что свидетельствует о невозможности прогнозирования делинквентных форм поведения личности, исходя только из личностных характеристик, без учета внешних средовых факторов. Таблица 3 Результаты предсказательной мощности каждой из методик при проведении дискриминантного анализа Название методики Кол-во дискрими- нативных шкал % верных предсказ. модели по дискримин. шкалам % верных предсказ. модели по всем шкалам No 1 2 3 4 5 «Анализ семейн. взаимоотн.» «Травмирующие события» Нарративы иссл. модели псих. «Личностная беспомощность» опросник Р. Кеттелла 5 91,3 93,8 9 86,2 93,7 2 73,3 77,8 2 63,1 67,5 1 58,1 65,2 22 На основании данных из таблицы 3, наибольшей предсказательной точность обладают шкалы методик «Анализ семейных взаимоотношений», устанавливающий стили воспитания у родителей, и опросник «Травмирующие события», фиксирующий их наличие в жизни респондента, с помощью которых устанавливались внешние психологические факторы делинквентного поведения личности. Это показывает, что неблагополучная социальная ситуация, при переживании объективно травмирующих событий, в неполных семьях (смерть или развод родителей), при проявлении матерями дисгармоничных стилей воспитания, являются важным параметром для проявления личностью делинквентного поведения. Следовательно, указанные методики выступают в качестве диагностических для определения делинквентности личности на стадии подросткового возраста. Внутри каждой методики есть шкалы, которые являются ключевыми для предсказания принадлежности подростка к определенной группе. В таблице 4 приведены коэффициенты дискриминантной функции и частные коэффициенты λ -Уилкса по тем шкалам методик, которые вносят наибольший вклад в разделение респондентов на группы и оказывают значительное влияние на формирование делинквентного поведения личности. Таблица 4 Результаты дискриминантного анализа по отдельным шкалам методик Название шкалы Коэффициен. дискриминант ной функции Частные коэффициенты λ -Уилкса No 1 Опросник «Травмирующие события» - развод родителей 2 Опросник «Травмирующие события» - смерть матери/отца 3 Нарративы – распознание эмоций в ситуации с родителями 4 Нарративы – понимание морали в ситуации с чужим взрослым 5 АСВ – проекция собственных нежелательных качеств 6 АСВ – чрезмерность требований- запретов 7 Опросник «Личностной беспомощ.» - пессимистич. атрибутивный стиль 8 Опросник Р. Кеттелла - Фактор I «жесткость-чувствительность» 9 Опросник «Личностной беспомощ.» - склонность к депрессии 1,069 0,930 0,911 0,800 0, 628 0,614 -0,526 0, 509 0,473 0,524 0,503 0,720 0,737 0,512 0,455 0,977 0,965 0,928 В таблице 4 приведены шкалы методик, ранжированные по вкладу каждой переменной в значение дискриминантной функции. Чем больше абсолютное значение коэффициента, тем больше относительный вклад данной переменной в значение дискриминантной функции, разделяющей группы. Этот вклад оценивался отдельно по каждой методике при проведении дискриминантного анализа. Полученные в исследовании результаты позволяют предположить, что эффективность психокоррекционной работы с подростками заключается в знании психологических факторов делинквентного поведения личности, в возможности воздействовать на них, в раскрытии содержания социального интереса подростка, в понимании цели и смысла его дальнейших действий, в создании условий для успешной ресоциализации, для активизации внутренних ресурсов подростка как субъекта собственной жизни. На рисунке 1 (стр. 15) схематично представлены психологические факторы, связанные с формированием делинквентного поведения личности в результате их взаимодействия. Исходя из понимания данного взаимодействия необходимо строить психокоррекционную работу с подростками, совершившими преступления, в том числе при проведении процедуры восстановительной медиации. Такая работа позволит активизировать механизмы личностного самоопределения подростка и повысить вероятность его успешной реинтеграции в семью и в общество. Личностная компетентность подростков в процессе медиации начинает формироваться с осознания ими позитивного образа «Я», повышения самооценки, изменения системы ценностей, совершенствования способности к критическому мышлению и принятию правильных, ответственных решений. Комплексная работа, направленная на изменение семейных взаимоотношений, проработку объективно травмирующих событий, с учетом особенностей модели психического и личностных характеристик подростков с делинквентным поведением, дает возможность воздействовать на указанные психологические факторы при проведении восстановительной медиации. Апробация процедуры восстановительной медиации в Калининском районном суде г. Челябинска по отношению к подросткам, совершившим преступления (74 человека), продемонстрировала положительные результаты, состоящие в отсутствии рецидива преступлений на протяжении трех лет. Таким образом, восстановительная медиация представляется перспективным направлением в психокоррекционной работе с подростками с делинквентным поведением и их семьями, поскольку способствует эффективной разработке комплекса междисциплинарных мер по предупреждению деструктивных форм поведения личности, с учетом возрастных особенностей и психологических факторов, связанных с проявлением такого поведения. Итоги проведённого диссертационного исследования изложены в заключении и позволяют сформулировать обобщающие выводы: 1. Подростки с делинквентным поведением имеют личностные особенности в когнитивной и эмоциональной сферах. Они нечувствительны, что проявляется в жесткости и пренебрежении к физическим и моральным недомоганиям, как своим, так и другого человека. Они менее рассудительны, их психометрический интеллект недостаточно развит. Подростки с делинквентным поведением чаще испытывают чувство отверженности, невовлеченности в значимые для них отношения. Их личностными характеристиками являются высокая психическая активность, устойчивость убеждений, консерватизм, самоуверенность, высокая личностная самооценка. 2. У подростков с делинквентным поведением выявлен более высокий уровень самостоятельности, им характерна эмоциональная устойчивость, они не склонны к депрессии, не испытывают астенических состояний, не проявляют признаков личностной беспомощности при наличии более высокого уровня субъектности, чем у законопослушных ровесников. 3. Подростки с делинквентным поведением демонстрируют дефицит модели психического и эмоциональную незрелость, что детерминировано сниженным эмоциональным интеллектом в условиях семейной депривации, когда когнитивная способность понимать различие между причиной эмоций и ее проявлением не развита. Результаты исследования показали корреляционную зависимость неуспешности в решении задач на понимание причин и морально-нравственных аспектов поведения другого человека, как маркера модели психического, с развитием у подростка делинквентного поведения, отражающего нарушения в ситуациях социального взаимодействия и пониженной эмоциональности. 4. Специфика социальной ситуации развития делинквентных подростков состоит в том, что они чаще воспитываются в неполных семьях, в их жизни чаще, по сравнению с законопослушными сверстниками, происходили такие травмирующие события, как смерть или развод родителей. Стили воспитания у матерей в семьях подростков с делинквентным поведением являются противоречивыми и дисгармоничными. Матери подростков с делинквентным поведением предпочитают в качестве стилей воспитания гиперпротекцию, чрезмерность требований-запретов, склонность к строгости наказаний при недостаточности требований-обязанностей, на фоне проекции на подростка собственных нежелательных качеств, поощряющих эмоциональную недифференцированность личности подростка. 5. Выявленные внутренние и внешние психологические факторы делинквентного поведения личности и обнаруженные закономерности дают возможность воздействовать на эти факторы при проведении восстановительной медиации и организации психолого-коррекционной работы с подростками для создания условий, которые способствуют снижению эмоционального напряжения, изменению семейных взаимоотношений и ресоциализации подростков, совершивших преступления. 6. Генезис делинквентного поведения чрезвычайно значим и требует дальнейшего изучения. В настоящем исследовании описаны основные направления для его решения. Дальнейшее изучение психологических особенностей личности подростка с делинквентным поведением и социальных условий ее развития позволит выявить внутренний потенциал для развития личности в подростковом возрасте и разработать стратегию ее реабилитации и риентеграции в общество.

Важнейшим приоритетом государственной политики России является
обеспечение благополучного и защищенного детства. При этом экономические и
социальные изменения, произошедшие в нашей стране и во всем мире в новом
тысячелетии, негативно трансформировали духовные ценности, значительно
усилив социальное расслоение общества, обострение процессов деформации
семьи, социально-психологическую дезадаптацию детей, ухудшив криминальную
ситуацию и состояние здоровья людей. Преступность в своем развитии отражает
те же закономерности, что присутствуют и в развитии общества, ввиду того, что во
многом детерминирована социальными процессами.
Преступность, к сожалению, является неотъемлемой частью социальной
среды. Факторы, условия и причины преступности социально обусловлены и
поэтому неискоренимы. В связи с этим значительное внимание уделяется
выявлению социальных и психологических условий, детерминирующих
проявление деструктивного поведения личностью, склонной к совершению
противоправных поступков.
Современный период характеризуется кризисными явлениями во многих
сферах социальной жизни, которые оказывают воздействие на психику, в том числе
на формирование личности, способствуют распространению в обществе различных
негативных явлений, таких как делинквентное поведение.
Личность может демонстрировать делинквентное поведение на различных
этапах жизни, но впервые это происходит, как правило, в подростковом возрасте.
Этот период развития в связи с особенностями психологических и
физиологических изменений, происходящих с подростком, наиболее чувствителен
для формирования и проявления делинквентного поведения личности. В этот
период формируются ценностные ориентации и мировоззрение, оказывающие
влияние на поведение человека. Процесс формирования личности с
делинквентным поведением, учитывая особую чувствительность подросткового
возраста, характеризуется усвоением системы «делинквентных» (противоправных)
ценностей, поиском неадекватных средств удовлетворения собственных
потребностей, вхождением в асоциально направленные группы сверстников и
определением себя в социально неодобряемых формах поведения.
В то же время на этом этапе формирования личности она еще остается
чувствительной к внешнему воздействию, и правильная и вовремя проведенная
психокоррекционная работа способна оказать значительное влияние на личность и
предотвратить делинквентное поведение и, как следствие, совершение
преступлений в последующем, в том числе в период юности и взрослости.
Возможность влиять на формирование личности профилактическими и
психокоррекционными методами особенно ярко проявляется именно в
подростковом возрасте, который является не только сензитивным для
интенсивного развития таких личностных образований как ценно-смысловая и
мотивационная сферы, самосознание и нравственное сознание, но и
восприимчивым к разного рода факторам и условиям развития.
Эффективным воздействием на личность, продемонстрировавшую
делинквентное поведение в виде совершенного преступления, является
проводимая в суде процедура медиации, описанная в данной работе и показавшая
высокую эффективность (никто из прошедших процедуру медиации подростков не
имел рецидивов совершения преступлений).
Описанные особенности подросткового возраста, его чувствительность как
для первых проявлений делинквентного поведения личности, так и для
своевременной его коррекции и профилактики, обусловили выбор именно этого
периода в развитии личности для изучения психологических факторов
делинквентного поведения личности.
Согласно статистическим данным, предоставленным судами Российской
Федерации, количество лиц, осуждаемых за совершение преступления в
несовершеннолетнем возрасте, остается в последние годы на достаточно высоком
уровне. Так, в 2013 г. всего осуждено 29205 несовершеннолетних лиц, в 2014 г. –
23586, в 2015 г. – 22939, в 2016 г. – 23939, в 2017 г. – 20646, в 2018 г. – 18826 [179].
При такой ситуации особенно актуальны вопросы подростковой
преступности, и большое значение имеет выявление психологических факторов
как детерминант противоправного поведения личности в подростковом возрасте.
Президент Российской Федерации своим Указом № 240 от 29.05.2017г.
период с 2018 по 2027 годы объявил «Десятилетием детства». Предваряла эту
работу «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»,
которая впервые обозначила мероприятия, направленные на изменение подходов к
правосудию в отношении подростков, наметив «необходимость проведения
научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработки
методов воздействия, не связанных с применением наказания в отношении детей,
совершивших правонарушения» [201, 202, 262, 263].
В настоящее время в психологии потребность в научном подходе к
организации профилактической работы с подростками, совершившими
преступления, и их семьями является актуальной, а изучение психологических
факторов делинквентного поведения, выявление формирующих его причин
затруднено ввиду постоянной изменчивости социальных условий развития
личности.
В большинстве научных работ генетические и социально-психологические
факторы делинквентного поведения личности принято исследовать изолированно.
В рамках данного исследования предлагается рассмотреть взаимодействие
психологических факторов делинквентного поведения личности, разделив их на
внешние, определяющиеся социально-психологическими условиями развития
личности, и внутренние, включающие личностные характеристики, используя при
этом комплексный подход.
Поскольку формирование делинквентных форм поведения личности в
несовершеннолетнем возрасте является сложной психологической и социальной
проблемой, восстановительная медиация в рамках данного исследования
представляется перспективным направлением в психокоррекционной работе, так
как дает возможность в процессе ее проведения разработать комплекс
междисциплинарных мер по предупреждению делинквентных форм поведения
подростков с учетом их возрастных и личностных особенностей, семейной и
социальной ситуации, и может быть включена в комплекс реабилитационных
мероприятий, направленных на ресоциализацию подростков, совершивших
преступление. При этом переживание подростком вины является важным
фактором для создания условий их исправления.
Практика применения восстановительной медиации в отношении
подростков-правонарушителей, разработка и реализация психокоррекционных
мероприятий, ориентированных на изменение характера санкций с карательного на
ресоциализирующий, дала положительные результаты этой работы в виде
отсутствия повторных правонарушений.
В практике российских судов с 1998 года при рассмотрении уголовных дел в
отношении подростков принимаются попытки применения восстановительной
медиации. При этом разрабатываются и реализуются примирительные процедуры,
направленные на активизацию участия в этом процессе ближайшего окружения
подростка. Вместе с тем без достаточного внимания до настоящего времени
остается вопрос изучения психологических факторов делинквентного поведения
личности и социальных условий ее развития для возможности психокоррекционой
работы.
Степень разработанности проблемы исследования. Феномен
делинквентного поведения в разное время изучался учеными в рамках различных
отраслей науки: психологии, юриспруденции, социологии, педагогики и
медицины. С точки зрения причин совершения правонарушений исследования в
области психологии проводили Н.А. Белевич, А.Ю. Егоров, И.С. Кон,
М.И. Кошенова, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, Ю.А. Парфенов,
К.К. Платонов, У.С. Позднякова, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Н.Н. Савина,
С.С. Степанова, Н.В. Федорова и др. [23, 76, 110, 115, 119, 160, 188, 189, 207, 216,
243, 270]. Особое значение механизмам формирования делинквентного поведения
подростков и его профилактике уделяли ученые С.А. Беличева, А.А. Герцензон,
М.Г. Дмитриев, А.З. Зак, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Н.В. Майсак,
В.С. Мерлин, Н.В. Носова, О.А. Попова, О.А. Топильская, В.П. Ульянова,
Е.В. Федосеенко, Л.А. Ясюкова и др. [25, 69, 86, 96, 156, 175, 194, 257, 266, 271,
284, 306, 307]. Большой вклад в методологию работы с делинквентными
подростками внесли А.С. Макаренко, В.Ф. Моргун, М.И. Рожков, К.В. Седых и др.
[145, 146, 164, 210].
В отечественной психологической науке изучению особенностей личности,
склонной к делинквентному поведению, свои исследования посвятили
В.Т. Кондрашенко, Т.Н. Курбатова, Н.Б. Лисовская, Р.М. Масагутов,
М.Л. Мельникова, В.Н. Мясищев, А.Н. Славская, И.Б. Степанова, И.И. Чеснокова,
Е.Р. Чернобродов и др. [112, 124, 134, 151, 154, 167, 240, 243, 285]. Проблемами
патологических проявлений в поведение лиц с делинквентным поведением с конца
прошлого века серьезно занимались такие ученые, как В.С. Афанасьев,
В.А. Гурьева, Я.И. Гилинский, В.В. Ковалев, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко,
E.H. Кондрат и др. [52, 103, 111, 135, 155]. В изучение делинквентного поведения
и психологических особенностей личности подростков-правонарушителей
большой вклад внесли Н.А. Белевич, В.Г. Белов, Г.Г. Бочкарева, И.С. Ганишина,
М.Н. Гернет, С.В. Познышев, В.Г. Степанов, Е.Н. Тарновский, Д.И. Фельдштейн и
др. [23, 26, 45, 190, 245]. Изучению личности преступника свои работы посвятили
В.Л. Васильев, В.В. Глазырин, А.В. Дулов, Е.П. Ильин, А. Кемпинский, А.Р.
Ратинов, А.А. Реан, Л.Н. Ростомова, Н.Н. Савина, Г. Тард и др. [89, 98, 207, 212,
217, 251, 308].
В зарубежной науке различные аспекты делинквентного поведения
отражены в исследованиях Р. Айкерса, А. Айхорна, Р. Берджесса, Ш. и Э. Глюк,
А. Коэна, Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, У. Прайса, Г. Салливана, Р. Смелзера,
Ф. Танненбаума, А. Фернхема, П. Хейвена, Г. Холла, Э. Хутона, У. Шелдона,
М. Шлапп и др. [218, 137, 316, 319, 328, 329]. Взаимосвязь отклоняющегося
поведения с социальными условиями изучали Г. Беккер, Д. Глейзер, Э. Дюркгейм,
А. Лэнгле, К. Манхейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, Э. Эриксон и др. [72, 142, 158,
220, 299].
В рамках личностного подхода особенности подростков с делинквентным
поведением рассматривались во взаимосвязи с внутренними и внешними
условиями их развития. На это обращали внимание в своих трудах Б.Г. Ананьев,
А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Н.Н. Васягина, Л.С. Выготский,
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Знаков, Л.Н. Иванова, Е.И. Исаев, И.Ю. Кулагина,
К. Левин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн,
Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. [7, 18, 31, 38, 44,
53, 88, 121, 128, 130, 166, 167, 186, 213, 298, 299].
Согласно психологическим исследованиям Г.М. Миньковского (1965),
В.В. Королева (1992), И.С. Ганишиной (2004), Н.Л. Москвичевой (2008),
С.А. Беличевой (2008), А.Е. Личко (2013), А.А. Реана (2015), С.И. Беляевой (2015),
G.R. Patterson (1989), C. Bynau (2004), S.W. Henggeler (2009), M. DeLisi (2012),
K.M. Beaver (2012) и других ученых психотравмирующую ситуацию в семье
создают дисгармоничные стили родительского воспитания, на которые в свою
очередь влияют социально-психологические нарушения в семье, что значительно
снижает адаптивные возможности личности, делая ее более склонной к
противоправному поведению [24, 45, 136, 160, 165, 206].
Актуальностью проблемы криминального поведения личности в
подростковом возрасте обусловлены исследования возможностей
восстановительной медиации и ее механизмов в психокоррекционной работе с
подростками, совершившими преступления. При этом изучение различных
аспектов психологии семьи направлено на смещение фокуса с индивидуального
субъекта на группового, на создание условий, которые приводят к снижению
эмоционального напряжения, изменению семейных взаимоотношений и принятию
конструктивных решений. Опыт зарубежных и отечественных ученых
предполагает, что делинквентное поведение выступает как неотъемлемая часть
динамичного сложного процесса развития личности подростка, его социальной
среды и их взаимоотношений (О. Аллахвердова, Ф. Глазл, Л. Карнозова,
М. Умбрайт, Ю. Шаранов) [5, 54, 94, 288].
Проблема исследования заключается в том, что признание общественной
значимости полноценного развития личности при постоянно меняющихся
социальных условиях, влияющих на ее поведение, вступает в противоречие с тем,
что изучение детерминант делинквентного поведения личности в контексте ее
психологических особенностей во взаимосвязи с внутренними и внешними
условиями развития в настоящее время в научном плане остается недостаточно
изученным.
Цель диссертационного исследования: выявить комплекс психологических
факторов, сопряженных с формированием делинквентного поведения личности.
Объектом диссертационного исследования является делинквентное
поведение личности.
Предмет диссертационного исследования: психологические внешние и
внутренние факторы, связанные с формированием делинквентного поведения
личности.
Гипотеза исследования: основными психологическими факторами
делинквентного поведения личности являются внешние, к которым относятся
дисгармоничные стили воспитания родителей и травмирующие события в жизни
человека в подростковом возрасте, и внутренние, такие как личностные
характеристики и когнитивная способность понимания социального мира (уровень
развития модели психического).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблемы делинквентного поведения личности.
2. Выявить особенности личности подростка с делинквентным поведением.
3. Проанализировать уровень развития модели психического у подростков с
делинквентным поведением и их законопослушных сверстников.
4. Исследовать особенности семейной ситуации развития подростков с
делинквентным поведением.
5. Изучить влияние травмирующих событий на делинквентное поведение
подростков.
6. Выявить комплекс психологических факторов формирования
делинквентного поведения личности в подростковый период.
7. Определить особенности психологической коррекции делинквентного
поведения при проведении восстановительной медиации на примере подростков.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе
Калининского районного суда г. Челябинска, ГК СУВОУ для обучающихся с
девиантным поведением «Челябинская областная специальная
общеобразовательная школа закрытого типа», Подовинновской средней школы
Челябинской области и МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска. В исследовании приняли
участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Общее количество респондентов,
принявших участие в исследовании, – 250 человек (194 мальчика, 56 девочек). Из
них 125 подростков (110 мальчиков, 15 девочек) совершили уголовные
преступления. Другие 125 подростков (84 мальчика и 41 девочка) являлись
учащимися 8, 9, 10, 11 классов МОУ «Подовинновская СОШ» и МБОУ СОШ № 45
г. Челябинска и не совершали правонарушений. Также в исследовании приняли
участие 80 матерей подростков, 40 из которых имеют подростков, совершивших
преступления.
Теоретико-методологическая основа исследования. Общенаучная основа
исследования представлена принципом системности (П.К. Анохин,
В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко и др.), принципом субъектно-
деятельностного подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова,
А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко и
др.), принципом развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и
др.). Теоретической основой изучения делинквентного поведения являются
концепция личностной беспомощности (Е.В. Веденеева, М.О. Климова,
И.В. Пономарева, Д.А. Циринг, Ю.В. Яковлева и др.), положения системно-
субъектного подхода (Е.А. Сергиенко), теория семейных систем (А.Я. Варга,
М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, А.С. Спиваковская, А.В. Черников,
Э.Г. Эйдемиллер и др.), концепция девиантного и делинквентного поведения
(А.И. Долгова, Е.В. Змановская, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, В.Ю. Рыбников и др.).
Методический инструментарий диссертационного исследования
представлен в нескольких этапах. Первый этап включал теоретический анализ
исследований проблемы делинквентного поведения личности, анализ
существующих подходов к ее пониманию, выдвижение гипотезы, формулирование
цели и задач исследования, обобщение теоретического материала.
На втором и третьем этапе исследования были изучены внутренние
психологические факторы делинквентного поведения личности.
На втором этапе проводился подбор психодиагностического
инструментария, диагностика личностных характеристик 80 подростков с
делинквентным поведением (фигуранты по уголовным делам, поступающим в
Калининский районный суд г. Челябинска) и 80 подростков, не совершавших
преступлений (обучающихся в общеобразовательной школе № 45), при
использовании методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16
PF-опросник, форма С) для подросткового возраста и «Опросника диагностики
личностной беспомощности», разработанный для подростков М.О. Климовой и
Д.А. Циринг.
Третий этап был направлен на исследование модели психического у
подростков с делинквентным поведением. Для этого были сформированы две
группы подростков мужского пола по 45 человек. В основную группу вошли
подростки с делинквентным поведением, находящиеся за совершение
преступлений в СУВОУ, контрольную группу составили подростки, не
совершавшие преступлений (учащиеся Подовинновской средней школы). Для
диагностики модели психического использовались нарративы, которые были
специально разработаны для данного исследования.
На четвертом этапе исследования были изучены внешние психологические
факторы делинквентного поведения. Для этого использовался «Опросник
травмирующих событий для подростков» (автор Д.А. Циринг) и диагностированы
стили воспитания у матерей подростков (80 человек) с помощью опросника
«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), разработанного для родителей
подростков Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом. Далее были обобщены
полученные результаты исследования и оформлена диссертационная работа.
Обработка результатов проводилась с помощью программы IBM SPSS
Statistics 20.0. Методами статистической обработки на разных этапах исследования
выступили: первичная описательная статистика, критерий согласия Колмогорова-
Смирнова, непараметрические методы сравнения – U-критерий Манна-Уитни, χ2 –
критерий согласия Пирсона, параметрические методы – t-критерий Стьюдента,
статистический критерий углового преобразования Фишера, однофакторный
дисперсионный анализ и дискриминантный анализ.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании обоснована
целесообразность комплексного исследования внутренних и внешних
психологических факторов делинквентного поведения личности, которые в
подростковом возрасте оказывают значительное влияние на эмоциональную и
когнитивную сферы. Разработано и осуществлено изучение уровня развития
модели психического и личностных характеристик у подростков с делинквентным
поведением. Установлено, что они менее рассудительны, нечувствительны,
консервативны, более стеничны, реже проявляют признаки личностной
беспомощности при наличии более высокого уровня субъектности. Переживание
подростком таких травмирующих событий в жизни как смерть или развод
родителей, на фоне дисгармоничного стиля воспитания у матерей, сопровождается
полярными оценками, иногда острым чувством неполноценности, потерей
базисного чувства безопасности. В данном исследовании у подростков с
делинквентным поведением при низком уровне развития модели психического
выявлены проблемы в коммуникативных возможностях, в достижении социальной
компетенции, в понимании конфликтных ситуаций, что оказывает негативное
влияние на процесс социализации. Полученные результаты дополняют
теоретические знания о психологических факторах делинквентного поведения
личности и ментальных состояниях в период взросления современных подростков.
Практическая значимость исследования. В ходе исследования выявлен
симптомокомплекс психологических факторов делинквентного поведения
личности в подростковом возрасте, что позволило воздействовать на них при
организации комплексной системы профилактической и психокоррекционной
работы при проведении процедуры восстановительной медиации. Полученные в
работе результаты о наличии специфики семейной ситуации развития
делинквентных подростков были использованы при разработке и апробировании
методов в работе психологов и педагогов-психологов по оценке уровня развития
модели психического у подростков, совершивших преступления. Исследование
доведено до конкретных рекомендаций и предложений, имеющих практическое
значение для развития системы восстановительной медиации. Материалы данного
исследования применялись в практической деятельности Ассоциации «Лига
медиаторов Южного Урала» (г. Челябинск), Ассоциации «Центр переговоров,
медиации и примирения» (г. Сочи) и Центра диагностики и консультирования
детей и подростков г. Сочи.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования были
использованы в рамках реализации Президентского гранта «Медиация и
восстановительные технологии при работе с несовершеннолетними,
находящимися в конфликте с законом или оказавшимися в трудной жизненной
ситуации» (г. Челябинск, 2017 – 2018); докладывались и обсуждались на:
Всероссийской конференции с международным участием «Коченовские чтения.
Психология и право в современной России» (г. Москва, 2018), Петербургском
международном образовательном форуме (г. Санкт-Петербург, 2019),
Петербургской неделе психологии (Конференция «Горизонты психологии 2019»)
(г. Санкт-Петербург, 2019), Всероссийской научно-практической конференции
«Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности:
исследования, профилактика, преодоление» (г. Псков, 2019), Международном
Конгрессе «Психология XXI столетия. Новиковские чтения» (г. Ярославль, 2020,
2021), XXIV Международной научной конференции молодых ученых «Психология
XXI века» (г. Санкт-Петербург, 2020), Всероссийской онлайн-конференции по
юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2020.
Психология и право в современной России» (г. Москва, 2020), Научно-
практической конференции с международным участием «Медиация как способ
разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних (памяти Ольги
Викторовны Аллахвердовой)» (г. Иваново, 2020), Международной научно-
практической конференции «Личность в норме и патологии» (г. Челябинск, 2021),
XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых «Психология XXI века. Психологические исследования: от теории к
практике» (г. Санкт-Петербург, 2021). По теме исследования опубликовано 10
печатных работ, из которых 4 – в рекомендованных ВАК журналах.
Научная новизна исследования. Впервые выделен и научно обоснован
комплекс внешних и внутренних психологических факторов делинквентного
поведения личности в подростковом возрасте. Показано, что при наличии у
подростка таких личностных характеристик, как дефицит ментализации,
нечувствительность, ригидность, консервативность, стеничность, его выраженной
субъектности в условиях семейного неблагополучия и травмирующих событий при
дисгармоничном стиле воспитания у матери, можно говорить о наличии
совокупности факторов – детерминант, которые при своем сложном
взаимодействии способствуют запуску психологического механизма
делинквентного поведения личности. Предлагаемое исследование представляет
собой первую попытку рассмотреть делинквентное поведение во взаимосвязи с
личностной беспомощностью и уровнем развития модели психического в
структуре личности. Такой подход позволяет автору исследования показать, что
важными психологическими предпосылками делинквентного поведения личности
в самый чувствительный период ее развития – в подростковом возрасте, являются
эмоциональная отчужденность в семье, неудовлетворенная потребность в
принятии и как следствие – дефицит модели психического. Впервые изучен вклад
травмирующих событий в формирование делинквентного поведения личности.
Впервые исследована возможность диагностирования уровня развития модели
психического у личности с делинквентным поведением посредством нарративов, а
также изучена эффективность ресоциализирующего влияния на личность
подростка с делинквентным поведением в рамках процедуры восстановительной
медиации.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечиваются
анализом специальной литературы по проблематике исследования; применением
психодиагностических методик; подбором валидных и надежных методов;
размером и репрезентативностью выборки исследования; использованием средств
статистической обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Внутренней основой делинквентного поведения личности является
комплекс эмоциональных и когнитивных характеристик.
2. Внешними факторами становления делинквентного поведения
личности выступают дисфункциональная семейная ситуация, травмирующие
события в жизни подростка, а также дисгармоничные стили воспитания у матерей.
3. Комплексная система профилактической и психокоррекционной
работы с семьями делинквентных подростков в процессе проведения
восстановительной медиации должна функционировать на основе выверенных
психологических воздействий на ключевые внутренние и внешние факторы,
способствующих изменению семейных взаимоотношений и ресоциализации
подростков, совершивших преступления.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы (332 наименования, из них 26 на иностранном
языке) и четырех приложений, содержит семь рисунков и двадцать таблиц. Общий
объем работы составляет 189 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Проведенное исследование, направленное на изучение психологических
факторов делинквентного поведения личности, позволяет сформулировать
следующие выводы:
1. Подростки с делинквентным поведением имеют личностные
особенности в когнитивной и эмоциональной сферах. Они нечувствительны, что
проявляется в жесткости и пренебрежении к физическим и моральным
недомоганиям, как своим, так и другого человека. Они менее рассудительны, их
психометрический интеллект недостаточно развит. Подростки с делинквентным
поведением чаще испытывают чувство отверженности, невовлеченности в
значимые для них отношения. Их личностными характеристиками являются
высокая психическая активность, устойчивость убеждений, консерватизм,
самоуверенность, высокая личностная самооценка.
2. У подростков с делинквентным поведением выявлен более высокий
уровень самостоятельности, им характерна эмоциональная устойчивость, они не
склонны к депрессии, не испытывают астенических состояний, не проявляют
признаков личностной беспомощности при наличии более высокого уровня
субъектности, чем у законопослушных ровесников.
3. Подростки с делинквентным поведением демонстрируют дефицит
модели психического и эмоциональную незрелость, что детерминировано
сниженным эмоциональным интеллектом в условиях семейной депривации, когда
когнитивная способность понимать различие между причиной эмоций и ее
проявлением не развита. Результаты исследования показали корреляционную
зависимость неуспешности в решении задач на понимание причин и морально-
нравственных аспектов поведения другого человека, как маркера модели
психического, с развитием у подростка делинквентного поведения, отражающего
нарушения в ситуациях социального взаимодействия и пониженной
эмоциональности.
4. Специфика социальной ситуации развития делинквентных подростков
состоит в том, что они чаще воспитываются в неполных семьях, в их жизни чаще,
по сравнению с законопослушными сверстниками, происходили такие
травмирующие события, как смерть или развод родителей. Стили воспитания у
матерей в семьях подростков с делинквентным поведением являются
противоречивыми и дисгармоничными. Матери подростков с делинквентным
поведением предпочитают в качестве стилей воспитания гиперпротекцию,
чрезмерность требований-запретов, склонность к строгости наказаний при
недостаточности требований-обязанностей, на фоне проекции на подростка
собственных нежелательных качеств, поощряющих эмоциональную
недифференцированность личности подростка.
5. Выявленные внутренние и внешние психологические факторы
делинквентного поведения личности и обнаруженные закономерности дают
возможность воздействовать на эти факторы при проведении восстановительной
медиации и организации психолого-коррекционной работы с подростками для
создания условий, которые способствуют снижению эмоционального напряжения,
изменению семейных взаимоотношений и ресоциализации подростков,
совершивших преступления.
6. Генезис делинквентного поведения чрезвычайно значим и требует
дальнейшего изучения. В настоящем исследовании описаны основные направления
для его решения. Дальнейшее изучение психологических особенностей личности
подростка с делинквентным поведением и социальных условий ее развития
позволит выявить внутренний потенциал для развития личности в подростковом
возрасте и разработать стратегию ее реабилитации и риентеграции в общество.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Психологические факторы делинквентного поведения личности»

    Публикации автора в научных журналах

    Е.В. Гартвик // «Коченовские чтения 2Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской онлайн-конференции по юридической психологии с международным участием. - 2- С. 88-ISBN 978-5-94051-223
    Опыт сочетания восстановительного и реабилитационного подходов в работе по профилактике рецидивной преступности среди несовершеннолетних в деятельности суда
    Е.В. Гартвик, В.С. Красник // Психология и право [Электронный ресурс]. - 2- Том No - С. 4-DOI:1017759/psylaw.2018080Гартвик, Е.В. Соотношение модели психического и делинквентного поведения у подростков / Е.В. Гартвик // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2- Т. 26, No - С. 73
    Негармоничные стили воспитания матерями как фактор делинквентного поведения подростка
    Е.В. Гартвик // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - 2- No - С. 44
    Медиация как инновационный метод в психологической работе с подростковой делинквентностью
    Е.В. Гартвик // Материалы Международного Конгресса «Психология XXI столетия». Под ред. Козлова В.В. – Ярославль, 15 – 17 мая 2020 г. - ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН. - 2– С. 96
    Восстановительная медиация как элемент психокоррекционной работы с подростковой делинквентностью
    Е.В. Гартвик// Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление. Материалы Всероссийской научно- практической конференции. - Псков: Псковский государственный университет, 2- С. 45-ISBN 978-5-91116-925
    Технология медиации в психологической работе с подростковой делинквентностью
    Е.В. Гартвик // Психология XXI века: методология психологической науки и практики. Сборник тезисов участников международной научной конференции молодых ученых / под ред. А.В. Шаболтас. - 2- С. 226-ISBN 978-5-98620-457-26

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету