Компьютерные игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Орлова Любовь Кястутисовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 3-16
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………………..17-164
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных игр как
средства формирования иноязычной коммуникативной
компетенции……………………………………………………………………………………. 17-73
1.1. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе развития
общества в условиях его информатизации …………………………………………..17-36
1.2. Современные подходы к формированию иноязычной коммуникативной
компетенции… ………………………………………………………………………………… 36-50
1.3. Содержательно-целевой компонент формирования иноязычной
коммуникативной компетенции с применением компьютерных игр… …. 50-70
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………………….. 71-73
Глава 2. Методика формирования иноязычной коммуникативной
компетенции путем использования компьютерных игр ……………….. 74-164
2.1. Отбор учебного материала для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции при помощи компьютерных игр… 74-89
2.2. Система заданий и упражнений с использованием компьютерных игр для
формирования иноязычной коммуникативной компетенции… …………… 89-112
2.3. Опытное обучение иностранному языку с использованием компьютерных
игр для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и анализ
его результатов ………………………………………………………………………………112-160
Выводы по Главе 2…………………………………………………………………………. 161-164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………… 165-168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………169-183
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….. 184-200

В центре внимания данной диссертации находится проблема разработки
технологии использования компьютерных игр в обучении иностранным языкам как
средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также
проверки эффективности ее реализации в процессе обучения старшеклассников и
студентов младших курсов бакалавриата. В соответствии с принципом
преемственности системы непрерывного образования «школа-вуз» для данного
исследования контингентом обучающихся были выбраны 9-11 классы школы и
1-2 курсы бакалавриата вуза. Для обеих вышеперечисленных категорий
обучающихся компьютерные игры на английском языке представляют особый
интерес, что активизирует процесс формированияих иноязычной
коммуникативной компетенции. Решение первых двух задач, поставленных в
диссертации, определило содержательную основу и структуру первой главы
«Теоретические основы использования компьютерных игр как средства
формирования иноязычной коммуникативной компетенции».
В рамках решения первой задачи исследования рассмотрены теоретические
основы использования компьютерных игр как средства формирования иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся и на основе анализа научной
литературы по проблеме исследования теоретически обоснована необходимость
использования и целесообразность применения компьютерных игр в процессе
формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность проблемы повышения уровня сформированности иноязычной
коммуникативной компетенции продиктована изменившимися социально-
политическими и экономическими условиями развития нашей страны, которые
повлекли за собой перемены в системе отечественного образования в условиях его
цифровизации. Главной целью современного образования становится
формирование креативно мыслящей личности обучающегося c развитым умением
самостоятельно ориентироваться в многообразном информационном поле,
находить оптимальные пути решения поставленной проблемы, контролировать и
адекватно оценивать свои достижения, при этом навыки самовоспитания и
самообразования учащихся находятся в фокусе внимания ученых-исследователей
и педагогов-практиков.
Образовательные технологии 21 века связаны с технологическим
обновлением процесса обучения, применением новых средств обучения, одним из
которых являются компьютерные игры. Дополняя, а не заменяя педагога,
компьютерная игра позволяет не столько разнообразить образовательный процесс,
сколько сделать его более интересным, содержательным и интенсивным.
Аналитический обзор существующих работ и исследований по повышению
эффективности обучения иностранным языкам показывает, что компьютерные
игры на иностранном языке развивают личностный потенциал обучающегося,
учитывая его потребности и интересы в контексте личностно-ориентированного и
компетентностного подходов к обучению.
В первой главе раскрывается сущность иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности всех ее составляющих, при этом рассмотрены
взгляды современных исследователей на проблему ее формирования. Как показало
данное исследование, компьютерные игры оказывают существенное
положительное влияние на развитие иноязычной коммуникативной компетенции,
столь необходимой для адекватного иноязычного общения (компьютерные игры
повышают качество владения языковым и речевым материалом с учетом
социокультурного контекста, снимают утомление и эмоциональные зажимы у
учащихся, повышают мотивацию и познавательную активность, моделируют
культурное пространства и др.).
Решение второй задачи исследования предусматривало внедрение
компьютерных игр в иноязычное образование с целью создания творческой
образовательно-развивающей среды, способствующей повышению уровня
сформированности практических навыков и умений старшеклассников и студентов
младших курсов бакалавриата за счет более тщательной творческой проработки
учебного материала и учета соответствующих психолого-педагогических условий
формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
В условиях цифровизации образования и процесса обучения иностранным
языкам, в частности, одной из его главных задач становится развитие личности
обучающегося, способной творчески работать в многообразном информационном
поле и находить пути решения поставленной проблемы, причем в ограниченно
сжатые по времени сроки. Использование компьютерных игр в процессе обучения
иностранному языку направлено на его интенсификацию и оптимизацию для
активизации учебной деятельности учащихся и повышения их познавательной
активности.
В ходе аналитического обзора научной литературы по проблеме исследования
было установлено:
1) Лингводидактический потенциал компьютерных игр пока недостаточно
раскрыт. В связи с этим, возникает обоснованная необходимость создавать новые
компьютерные обучающие игры, совмещая опыт создателей игр и педагогов, чтобы
достичь максимальной эффективности компьютерных игр в процессе обучения
иностранному языку.
2) Использование компьютерных игр органично сочетается с личностно-
ориентированным и компетентностным подходами к обучению иностранному
языку. Применение компьютерных игр способствует реализации личностно-
ориентированной направленности образовательного процесса, формированию
различных компетенций, выбору индивидуальной образовательной стратегии
обучающихся.
3) Целенаправленное применение компьютерной игры в процессе
формирования иноязычной коммуникативной компетенции позволяет более
успешно достичь основной цели иноязычного образования. Компьютерная игра на
иностранном языке, являясь активным средством обучения, стимулирует
мыслительную деятельность обучающихся, способствуя более эффективному
формированию иноязычной коммуникативной компетенции, помогая развитию
иноязычных речевых умений и навыков, психическому развитию и самореализации
личности каждого обучающегося.
4) В процессе преподавания иностранного языка с использованием
компьютерных игр создаются благоприятные психолого-педагогические условия
образовательной деятельности, способствующие развитию языковой личности
обучающегося через активизацию его внутренних резервов, что снимает у него
эмоциональные зажимы и помогает преодолению личностных комплексов
нерешительности и застенчивости.
5) Компьютерные игры помогают сделать процесс обучения иностранному
языку динамичнее и интереснее; знания же, полученные в результате активной
игровой деятельности, значительно прочнее запоминаются участниками игры на
компьютере, надолго оседают в памяти, потому что они имеют эмоциональную
окрашенность. Полученные учащимися эмоционально-окрашенные знания
становятся прочным достоянием памяти еще и в связи с тем, что они стремятся их
сразу применить в своей практической деятельности. Компьютерная игра позволяет
все это совместить: опору на эмоции учащихся, самостоятельное принятие решения
во время игр и применение полученных учащимися знаний на практике. Изучение
иностранного языка с использованием компьютерной игры для обучающихся
происходит на творческо-поисковом уровне, что способствует творческому
освоению учебного материала.
6) Внедрение компьютерных игр в обучение иностранному языку
предоставляет каждому обучающемуся возможность следовать собственному
образовательному маршруту, использовать оптимальные образовательные
стратегии, эффективно формируя иноязычную коммуникативную компетенцию.
Компьютерные игры способствуют погружению в аутентичную языковую среду,
где у обучающихся появляется возможность «побывать» в стране изучаемого языка
и применить полученные знания на практике.
7) Компьютернаяигра,являясьразновидностьюинновационных
интерактивных технологий формирования иноязычный коммуникативной
компетенции, открывает учителям и преподавателям дидактическую возможность
решать перспективные задачи современного иноязычного образования.
Использование компьютерных обучающих игр при формировании иноязычной
коммуникативной компетенции является обоснованной необходимостью,
навеянной новейшими тенденциями развития современного языкового
образования.
8) Использование компьютерных игр в обучении иностранным языкам весьма
актуально в связи с интенсификацией иноязычного образования. Коммуникативный
потенциал компьютерных игр неисчерпаем и предлагает широкие возможности для
обсуждения с целью повышения уровней сформированности инoязычной
коммуникативной компетенции обучающихся. Согласно последним тенденциям
развития современного иноязычного образования использование компьютерных
игр в обучении иностранным языкам является востребованным и требует
тщательной психолого-педагогической и методической проработки.
Решение последующих задач, поставленных в диссертации, определило
содержательную основу и структуру второй главы «Методика формирования
иноязычной коммуникативной компетенции путем использования компьютерных
игр». В рамках решения третьей задачи исследования определены критерии отбора
компьютерных игр на изучаемом языке для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих.
Как показало проведенное исследование, качественно отобранные педагогом
компьютерные игры, согласно разработанным нами требованиям (экономичность
по времени; практическая направленность на решение определенных учебных
задач; развитие творческого потенциала обучающихся; стимулирование
активности обучающихся; неосознанность обучающего эффекта для учащегося и
др.), позволяют не только развивать знания, практические умения и навыки, но и
логическое, а также креативное и оперативное мышление обучающихся. В
компьютерной игре, используемой в иноязычном образовании, должно быть
изобилие аутентичных текстов и диалогов с их аудиовоспроизведением,
выполненном носителями языка. Языковой контент должен быть разнообразен, а
сюжет привлекать обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями,
уровнем обученности и интересами.
К выделяемым в диссертации критериям отбора учебного материала для
формирования иноязычной коммуникативной компетенции при помощи
компьютерных игр относятся прежде всего:
– языковой уровень и уровень обученности учащихся по иностранному
языку, что представляется весьма значимым фактором при отборе той или иной
игры с учетом разработанных нами требований к компьютерным играм;
– соответствие тематике проходимого учащимися учебного материала, компьютерная
игра служит как бы иллюстративным приложением к изучаемому материалу;
– аутентичность и культурологическая ценность игры, что позволяет
расширить лигвострановедческий кругозор учащихся;
– методическая ценность компьютерной игры для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции, ее направленность на формирование базовых
речевых навыков и умений необходимых для иноязычного общения.
Руководствуясь такими критериями отбора учебного материала с использованием
компьютерных игр, педагог существенно облегчает усвоение речевого, языкового
и социокультурного материала обучающимися, что способствует эффективному
формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Рисунок 1. Популярные жанры компьютерных игр
В практической части данного исследования были проанализированы
основные виды и жанры компьютерных игр, которые можно использовать для
обучения иностранному языку (См. рис. 1). Нами были выделены плюсы и минусы
разных компьютерных игр и предложены некоторые способы введения их в
процесс обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности всех ее компонентов. Как выяснилось в ходе
исследования, игры-викторины, игры-стратегии, ролевые игры и игры-симуляторы
имеют самый большой потенциал в плане возможности уделять больше времени
развитию речевых умений с учетом фасилитации изучения речевого, языкового и
социокультурного материала, а также моделирования культурного пространства в
ходе компьютерной игры.
В рамках решения четвертой задачи исследования систематизированы виды
компьютерных игр, наиболее подходящие для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции старшеклассников и студентов младших курсов.
Учтена специфика внедрения компьютерных игр в иноязычное образование с
целью развития каждого вида речевой деятельности (аудирования, говорения,
чтения и письма).
Проведенный нами аналитический обзор наиболее широко используемых
компьютерных игр, показал, что не стоит недооценивать образовательный
потенциал компьютерных игр как обучающих (содержащих методически
обработанный материал, специально предназначенный для овладения
иностранным языком), так и необучающих, но пригодных для обучения
(привлекаемых в качестве учебных материалов, но созданных изначально с целью
развлечения), проходимых на изучаемом языке. Как показало наше исследование, в
целом практически любая компьютерная игра на иностранном языке в
определенной степени способствует улучшению речевых навыков и умений. Так,
например, для учащихся, которые любят приключенческие компьютерные игры,
подходит «Baldur’s gate» («Ворота Балдура»). В данной игре заложен интересный
сюжет, красивый фон, красочные ролики с диалогами на иностранном языке. С
самого начала данной игры игрок погружается в мир английского языка, так как
перед ним стоит выбор и детализация персонажа: пол, раса, внешность, недостатки,
преимущества, одежда, голос (подбор голоса персонажа осуществляется после
прослушивания некоторых фраз и выражений). Точное понимание возложенных
миссий и диалогов с другими персонажами зачастую требует детального перевода
фрагментов текста.
Другим примером может стать чудо игровой компьютерной индустрии с
большим количеством диалогов на английском языке «The secret of monkey island»
(«Тайна острова обезьян») (См. рис. 2). В данной игре также продумано все до
мельчайших деталей: музыка, картинки, сюжет, персонажи. Игрок ходит по
различным локациям, выполняя задания и разговаривая со всеми, кого встречает.
Система управления в игре заставляет вспоминать команды на английском языке
для взаимодействия с предметами (под картинками необходимо выбирать какую-
то команду): «Push», «Give», «Turn on», «Turn off», «Look at», «Use», «Open» и т.д.
Рисунок 2. Обучающая компьютерная игра «The secret of monkey island»

Компьютерная игра «Jobs Game» прекрасно помогает развивать лексические
навыки (См. рис. 3). Данная игра подходит как для низкого, так и для среднего
уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Данная
игра имеет три режима: Easy, Medium, Hard. Всего в игре 13 блоков по 8 профессий
в каждом. Смысл в том, чтобы соединять картинки с названиями профессий, затем
составлять из частей предложения о функциях данных профессий. Есть также
режим «View», в котором можно дополнительно потренироваться в теме
«Профессии».

Рисунок 3. Обучающая компьютерная игра «Jobs Game»

Среди игр, направленных на введение или отработку иноязычной лексики,
отметим игры «Fast Vocab», «Vocab Game», «Big Describer», «Fast English» в
которых нужно соединять картинки с названиями, открывать зашифрованные
изображения, выбирать ответы в соответствии с предложенным описанием или
произношением и многое другое. За правильные ответы начисляются баллы, а за
неправильные они забираются, быстрота ответов также играет важную роль, таким
образом учащиеся доводят свои знания языкового материала до автоматизма.
При проведении таких онлайн компьютерных игр во время занятий,
преподаватель и обучающиеся в режиме реального времени могут увидеть свои
результаты и место в турнирной таблице. При самостоятельном прохождении игр
такого формата дома, педагог может попросить сделать скриншот компьютера с
полученным результатом и поощрить победителей.
Компьютерные игры могут рассматриваться не только в качестве средства
введения нового речевого материала, но и контроля достижения образовательного
результата наряду с опросами, проверочными работами, тестированием… К
примеру, по завершении темы, направленной на знакомство с культурой Англии,
обучающимся можно предложить пройти обучающую компьютерную игру
формата «Quiz show» с вопросами из различных сфер: литература, архитектура,
искусство, музыка, праздники… Данная тема представлена в большинстве УМК
старшей школы (например, “Spotlight” Virginia Evans) и младших курсов вуза
(«Практический курс английского языка» В.Д. Аракин, например). Приведем в
качестве примера некоторые вопросы, которые могут быть в такой игре
(См. рис. 4).

Рисунок 4. Компьютерная игра «Quiz show»

Некоторые компьютерные игры, например, жанра MMORPG (массовые
многопользовательские онлайн ролевые игры), позволяют организовывать сетевое
взаимодействие между обучающимися разных стран. Такие компьютерные игры не
только помогают достичь основную цель иноязычного образования –
формирование иноязычной коммуникативной компетенции, но и межкультурной
компетенции обучающихся, подразумевающей способность контактировать с
представителями других культур и стран с осознанием своей культурной
принадлежности.
Опытное обучение иностранному языку с использованием компьютерных
игр, проведенное нами в рамках пятой задачи, показало, что открываются
неисчерпаемые возможности для формирования иноязычной коммуникативной
компетенции обучающихся, что подчеркивает насущную и обоснованную
необходимость внедрения компьютерных игр в иноязычное образование с целью
более тщательной проработки учебного материала и его усвоении учащимися на
творческом уровне. Компьютерные игры способствуют воспитанию в учащихся
уверенности в своих силах, пробуждают инициативу, самостоятельность и свободу
самовыражения, в том числе и в устном иноязычном общении.
С целью решения пятой задачи исследования разработана технология
формирования иноязычной коммуникативной компетенции с применением
компьютерных игр и проверена ее эффективность экспериментально в ходе
опытного обучения.
Экспериментальная проверка разработанной технологии проходила в ходе
опытного обучения на базе ГБОУ Школы № 121 в Москве с 2017 по 2020 годы в
течение 3 лет в группах старшей школы (с 9 по 11 класс), а также ФГБОУ ВО
«Московский педагогический государственный университет» в 2019-2020 учебном
году со студентами 1-2 курса бакалавриата Института иностранных языков.
В ходе обучения все учащиеся были распределены на экспериментальную и
контрольную группы (по методу параллельных групп Э.А. Штульмана). Были
выделены три параллельно исследуемые критерия:
а) степень сформированности речевой компетенции;
б) степень сформированности языковой компетенции;
в) степень сформированности социокультурной компетенции
и проведены три среза по каждому критерию: предварительный,
промежуточный и итоговый.
Было выделено около 50 наиболее интересных компьютерных игр для
проведения на и после занятий по английскому языку в старшей и высшей школе.
В ходе проведенного нами опытного обучения было установлено, что
компьютерные игры, которые использовались при обучении в экспериментальных
группах старшеклассников и студентов, поспособствовали значительному
увеличению показателей их речевого потенциала (на 41,5%, 19-19,75%).
В контрольных группах динамика наблюдалась намного меньше (+22%, +8,75%).
В обобщенном виде данные по всем показателям прироста речевой
компетенции в экспериментальной и контрольной группах старшеклассников и
студентов представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Показатели прироста речевой компетенции

В обобщенном виде также представим данные по показателям прироста
языковой компетенции (См. табл. 2). Нами было установлено, что компьютерные
игры, которые использовались при обучении английскому языку в
экспериментальных группах, также значительно увеличили показатели языкового
потенциала обучающихся (на 36,7 %, 21-22,6%). В контрольных группах динамика
снова намного меньше была (+18,3%, 10,4-11%).

Таблица 2. Показатели прироста языковой компетенции
Нами был проведен ряд аналогичных тестирований среди обучающихся в
соответствии с третьим критерием «степень сформированности социокультурной
компетенции» (См. табл. 3).
Было установлено, что компьютерные игры, которые использовались при
обучении в экспериментальных группах, также увеличили показатели
социокультурного потенциала обучающихся (на 31%, 23-23,6%). В контрольных
группах аналогично предыдущим критериям динамика – стабильно ниже (+13,7%,
10,4-11%).

Таблица 3. Показатели прироста социокультурной компетенции

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что внедрение
технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции с
использованием компьютерных игр в обучении иностранным языкам учащихся 9-
11 классов и студентов 1-2 курса весьма эффективно. Большинство итоговых
результатов обучающихся экспериментальных групп в 2 раза больше показателей
контрольных групп.
Таким образом, результаты проведенного исследования по всем трем
выделенным критериям подтверждают целесообразность применения технологии
использования компьютерных обучающих игр для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как
речевая, языковая и социокультурная компетенции.
В ходе проведения исследования нами было установлено:
1) Использование компьютерных игр в преподавании иностранного языка
существеннорасширяетвозможностиформированияиноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся. Данная технология представляет
собой игровой способ, который повышает эффективность обучения, позволяя
педагогу строить учебный процесс в творческом русле и работать более
эффективно над развитием всех видов речевой деятельности обучающихся. При
оптимальном сочетании с другими прогрессивными технологиями, а также
традиционными, компьютерные игры органично вписываются в процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся,
соединяя воедино теорию и практику языкового образования.
2) Внедрение компьютерных игр в иноязычное образование способствует его
интенсификации. Игра на компьютере позволяет активно применять на практике
полученные учащимися знания, обеспечивая переход от механического усвоения
материала к развитию умения самостоятельно приобретать знания и творчески их
применять. Использование в образовательной практике компьютерных игр на
иностранном языке способствует раскрытию, сохранению и развитию таких
значимых личностных качеств обучающихся, как: самостоятельность,
предприимчивость, инициативность, гибкость, ответственность, вера и
уверенность в своих силах и др. Не менее важным является и то, что компьютерная
обучающая игра – это своеобразное упражнение, направленное одновременно как
на формирование самостоятельности, инициативности, так и на развитие
способности к общению и общеучебных умений и навыков, а также
самореализацию личности.
3) Компьютерные игры помогают самостоятельному изучению английского
языка обучающимися, способствуя развитию и воспитанию учебной автономии
учащихся при изучении иностранного языка, предоставляют возможность в своем
темпе и в игровой форме учиться понимать иноязычную речь на слух и говорить.
Компьютерные игры способны моделировать реальное общение на изучаемом
языке с учетом социокультурного контекста, что так важно для формирования
иноязычной коммуникативной компетенции.
4) В процессе обучения иностранным языкам открывается широкий простор
для применения различных видов компьютерных игр от простых до сложных,
помогающих решать задачи, связанные с воспитанием самоуправляемой
творческой личности. Такие модернизированные игры предоставляют новые
возможности для совершенствования иноязычной речи старшеклассников и
студентов как в устной, так и письменной формах.
5) Отбор компьютерной игры предусматривает анализ педагогом объема
новой лексики и содержания игры, сопоставление их с языковым уровнем
обучающихся, учет возрастных ограничений, указываемый создателями. При
выборе жанра компьютерной игры педагогам следует помимо языковой
наполняемости учитывать возраст, темперамент и интересы обучающихся для
получения наибольшего образовательного эффекта от игры. Как убедительно
показало проведенное нами опытное обучение, в зависимости от содержания и
специфики компьютерной игры на иностранном языке степень ее образовательной
ценности может значительно варьироваться.
6) Прицеленаправленномпримененииметодическийпотенциал
компьютерных игр в процессе формирования иноязычной коммуникативной
компетенции огромен. Использование компьютерных игр на изучаемом языке в
комплексе с традиционными технологиями обучения способствует погружению
обучающихся в аутентичную языковую среду, позволяя повысить их уровень
владения учебным материалом. Одна и та же компьютерная игра может быть
использована для развития одного или нескольких видов речевой деятельности
одновременно, что также зависит от целей и способов ее применения.
7) Использование компьютерных игр на занятиях по иностранному языку
целесообразно, так как стимулирует устойчивую мотивацию к иноязычной речевой
деятельности, развивая в комплексе различные виды речевой деятельности
обучающихся, способствует более эффективному формированию иноязычной
коммуникативной компетенции, являясь стимулом развития интереса к изучению
иностранного языка и познанию культуры народов зарубежных стран.
Компьютерную игру можно рассматривать в качестве:
а) вспомогательного средства организации самостоятельной учебной
деятельности;
б) инструмента познания, создающего новую обучающую среду;
в) способа реализации принципа наглядности;
г) стимула к иноязычному общению, так как выиграть может только тот, кто
владеет речевым, языковым и социокультурным материалом и может использовать
его в нужной ситуации виртуального общения в условиях ограничения игрой
времени на обдумывание.
Компьютерная игра, отобранная педагогом с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, мобилизует их внутренние резервы, создает условия
для контроля и самоконтроля за формированием языковых навыков и речевых
умений. Внедрение компьютерных игр в обучение иностранным языкам, являясь
инновационной дистанционной формой обучения, существенно интенсифицирует
образовательный процесс, делая более продуктивным и увлекательным, а также
неосознанным, так как часть речевого, языкового и социокультурного материала
усваивается обучающимися на подсознательном уровне.
Как было установлено в ходе опытного обучения, переход от традиционной
к инновационной компьютерно-игровой форме подачи речевого, языкового и
социокультурного материала помогает гораздо более эффективно формировать
иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся в совокупности всех
ее компонентов, повышая мотивацию к дальнейшему изучению иностранного
языка. В результате учебно-игровой деятельности, обучающиеся приобретают
знания, развивая свои языковые навыки и речевые умения на творческом уровне.
Мотивом же такой деятельности выступает заинтересованность игроков, а также
эмоциональная и интеллектуальная напряженность, возникающая в процессе игры
на компьютере и желание выиграть, для реализации которого необходимо хорошее
владение иноязычным речевым, языковым и социокультурным материалом.
Использование обучающих игр на компьютере получает положительный
отклик у современного поколения старшеклассников и студентов младших курсов.
Игровая деятельность на компьютере стимулирует мышление и воображение
обучающихся с учетом их психолого-педагогических особенностей, делает процесс
обучения более разнообразным, создавая комфортную среду и вызывая у них
неподдельный интерес.
Применение компьютерных игр в иноязычном образовании хорошо
согласуется с идеей развивающего обучения, ориентируясь на активизацию и
интенсификацию деятельности обучающихся по овладению иностранным языком,
развитие и воспитание их учебной автономии. Компьютерные обучающие игры на
иностранном языке развивают логику, воображение и любознательность
обучающихся, помогают им творчески применять полученные знания, навыки и
умения в виртуальном языковом пространстве посредством создания
интерактивной образовательной среды.
Проведенное опытное обучение подтвердило обоснованную необходимость
и целесообразность внедрения компьютерных игр в процесс обучения
иностранным языкам учеников старшей школы и студентов младших курсов
бакалавриата вуза. Предложенная нами технология формирования иноязычной
коммуникативной компетенции с использованием разных перспективных
компьютерных игр на занятиях по иностранному языку показала свою
состоятельность.
Все поставленные в исследовании задачи были решены, цель достигнута.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Основное содержаниедиссертационногоисследованияотраженов
следующих публикациях.

Актуальность исследования обусловлена повышением качества
языковой подготовки обучающихся в условиях модернизации российского
образования и информатизации общества. Обучение с использованием
современных компьютерных технологий, в частности компьютерных игр,
является перспективным направлением для системы языкового образования.
Внедрение компьютерных игр в процесс овладения иноязычной речевой
деятельностью помогает создавать среду, облегчающую усвоение
обучающимися речевых и языковых знаний, а также приобретать иноязычную
коммуникативную компетенцию в совокупности ее составляющих.
В связи с широким распространением информационно-
коммуникационных технологий, любовью не только детей и подростков, но и
взрослых к компьютерным играм встает логичный вопрос о том, можно ли
применять компьютерные игры в сфере образования в целом и иноязычном
образовании в частности. Проблемой применения различных игр в
преподавании иностранных языков занималось много прогрессивных
отечественных и зарубежных ученых (С.С. Дергаева, Н.В. Матвеева,
Д.А. Серваткин, И.С. Скалозуб, Е.Г. Сульгина, K.Becker, D.Crookall, A.Foka,
E.Fokides, S.Greenall, J.Hadfield, L.Reinecke) еще до повсеместного
использования технологий, сейчас же данный вопрос модифицируется,
нуждаясь в пересмотре и дальнейших исследованиях.
Ряд вопросов, связанных с созданием творческой атмосферы на занятиях
по иностранному языку в рамках формирования иноязычной
коммуникативной компетенции, до сих пор остается нерешенным, в частности
творческое освоение иноязычного языкового, речевого и социокультурного
материала и формирование креативного мышления при этом. Образовательная
практика свидетельствует о том, что многие выпускники языковых вузов
зачастую не обладают навыками свободной иноязычной речи и боятся
излагать свои мысли на иностранном языке. Применение компьютерных игр в
образовательном процессе дает обучающимся возможность одновременно
созерцательного, интуитивного и интерактивного подходов к изучению
языковых и речевых единиц, предусматривающую получение и создание
продуктов познания, имеющих индивидуальные смысловые и эмоционально-
направленные акценты, что может помочь обучающимся преодолеть
когнитивный диссонанс. В данном исследовании рассматриваются теория и
опыт необходимой благоприятной среды для успешного формирования

Целью данного исследования явился анализ теоретических основ
применения компьютерных игр в процессе обучения иностранным языкам, а
также разработка и экспериментальная проверка технологии использования
компьютерных игр для повышения эффективности формирования иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих.
Проведенный нами теоретический анализ подтверждает актуальность
проблемы повышения уровня сформированности иноязычной
коммуникативной компетенции. Изменившиеся социально-политические и
экономические условия развития нашей страны влекут за собой перемены и в
системе отечественного образования в условиях его информатизации.
Главной целью современного образования становится развитие личности
обучающегося c развитым умением самостоятельно ориентироваться в
многообразном информационном поле, находить различные пути решения
поставленной проблемы, контролировать и адекватно оценивать свои
достижения. Навыки самовоспитания и самообразования выходят на первый
план.
Образовательные технологии 21 века связаны с техническим и
технологическим обновлением процесса обучения, применением новых
средств обучения, одним из которых являются компьютерные игры. Дополняя,
а не заменяя педагога, компьютерная игра позволяет значительно
разнообразить образовательный процесс, делая его более интересным,
содержательным и интенсивным. Аналитический обзор существующих работ
и исследований по повышению эффективности обучения иностранным языкам
показывает, что компьютерные игры на иностранном языке развивают
личностный потенциал обучающегося, учитывая его потребности и интересы
в контексте личностно-ориентированного и компетентностного подходов к
обучению.
В данном исследовании раскрыта сущность иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих,
рассмотрены взгляды современных исследователей на проблему ее
формирования. Как убедительно показало наше исследование, компьютерные
игры оказывают существенное положительное влияние на развитие
иноязычной коммуникативной компетенции, столь необходимой для
адекватного иноязычного общения.
В процессе проведения данного исследования было установлено, что
качественно отобранные педагогом компьютерные игры, согласно
разработанным нами требованиям, позволяют не только развивать знания,
практические умения и навыки, но и логическое мышление обучающихся.
Нами отмечена обоснованная необходимость дальнейших исследований и
разработок в направлении создания игр, которые бы соответствовали
интерактивным стандартам современных игр и вместе с тем имели бы
больший обучающий потенциал.
В практической части данного исследования были рассмотрены
основные виды и жанры компьютерных игр, которые можно использовать для
обучения иностранному языку. Нами были выделены плюсы и минусы разных
компьютерных игр и предложены некоторые способы введения их в процесс
обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетенции
в совокупности всех ее компонентов. Так, согласно нашему мнению, игры-
викторины, игры-стратегии, ролевые игры и симуляторы имеют самый
большой потенциал в плане возможности уделять больше времени развитию
речевых умений с учетом фасилитации изучения лексико-грамматического,
фонетического и культуроведческого материала.
Обучение иностранному языку с использованием компьютерных игр
открывает неисчерпаемые возможности для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся, что подчеркивает насущную и
обоснованную необходимость внедрения компьютерных игр в иноязычное
образование с целью более тщательной проработки учебного материала и его
усвоении учащимися на творческом уровне. Компьютерные игры
способствует воспитанию в учащихся веры и уверенности в своих силах,
пробуждают инициативу, самостоятельность и свободу самовыражения, в том
числе и в устном иноязычном общении.
В ходе опытного обучения мы апробировали применение компьютерных
игр на занятиях по иностранному языку в 9-11 классах школы № 121 г. Москвы
и на 1-2 курсах Института иностранных языков МПГУ, оценив влияние таких
игр на школьников и студентов. Было выявлено, что большинство
обучающихся положительно реагирует на появление на занятиях
компьютерных игр. Применение компьютерных игр помогает создать
благоприятные условия для раскрытия обучающимися своего личностного
потенциала, при этом уравнивая шансы более слабых обучающихся с шансами
более сильных.
Компьютерную игру можно рассматривать в качестве:
а) вспомогательного средства организации самостоятельной учебной
деятельности;
б) инструмента познания, создающего новую обучающую среду;
в) способа реализации принципа наглядности;
г) стимула к иноязычному общению, так как выиграть может только тот,
кто владеет языковым и речевым материалом и может использовать его в
нужной ситуации виртуального общения в условиях ограничения игрой
времени на обдумывание.
Компьютерная игра учитывает индивидуальные особенности
обучающихся, мобилизует их внутренние резервы, создает условия для
контроля и самоконтроля за формированием языковых и речевых умений и
навыков. Внедрение компьютерных игр в обучение иностранным языкам
является инновационной дистанционной формой обучения,
интенсифицирующей его процесс, делая более продуктивным и
увлекательным, а также неосознанным, так как часть языкового и речевого
материала усваивается обучающимися на подсознательном уровне.
Проведенное нами опытное обучение подтвердило несомненную пользу
внедрения компьютерных игр в процесс обучения иностранным языкам,
предложенная нами технология использования разных компьютерных игр как
средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции на
занятиях по иностранному языку показала свою состоятельность.
Все поставленные в исследовании задачи были решены, цель
достигнута. Гипотеза о целесообразности применения компьютерных игр как
средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции нашла
свое подтверждение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Компьютерные игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»