Педагогические условия обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования: междисциплинарный подход

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гузовская Александра Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………….………….………….……………3
Глава 1. Теоретические основы обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями на основе
междисциплинарного подхода…….…………………………………………..22
1.1.Полифункциональный потенциал музыки и вокала…..…………….…….22
1.2.Междисциплинарный подход к исследованию возможностей обучения
вокалу детей с особыми образовательными потребностями………………….38
1.3.Сущность и специфика форм, средств и методов обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями…………………………………………60
Основные выводы по главе 1 …………………………………………………..75
Глава 2. Совершенствование процесса обучения вокалу детей
с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования ……………………………………………….79
2.1 Диагностика детей с особыми образовательными потребностями..……..79
2.2 Комплексная технология обучения детей с особыми образовательными
потребностями в классе эстрадного вокала………………………………..106
2.3 Педагогические условия обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями на основе
междисциплинарного подхода…………..…………………………………152
Основные выводы по главе 2……………………………………………….….171
Заключение…………………………………………………..………..……….173
Список литературы………………………………………..………………….178
Приложение…………………………………………………..…..……….…….196

Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
постулируется противоречие, проблема и степень ее научной разработанности,
формулируется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования;
определяется теоретико-методологическая база, раскрываются методы и этапы
исследовательской деятельности, сведения об апробации и внедрении
результатов; формулируется научная новизна, теоретическая и практическая
значимость исследования, положения на защиту.
В первой главе «Теоретические основы обучения вокалу детей с
особымиобразовательнымипотребностяминаоснове
междисциплинарного подхода» выявляются возможности интегративного
применения достижений общей, музыкальной, вокальной и коррекционной
педагогики, общей, музыкальной и возрастной психологии, музыкальной
терапии и вокалотерапии, физиологии, дефектологии, логопедии и некоторых
других научно-практических областей для создания оптимальных условий
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования.
В первом параграфе первой главы «Полифункциональный
потенциал музыки и вокала» исследуется воздействие музыки и вокала на
здоровье человека, в частности на психоэмоциональное и физическое
состояние, интеллектуальные и социально-коммуникативные способности.
С античных времен философы, ученые, специалисты в области медицины
отмечали положительное влияние музыкального искусства на личность,
использовали музыку как лекарство от болезней души, духа и тела, создавали
музыкотерапевтические теории и методики (рассмотрены на страницах
параграфа). Зарубежный и отечественный теоретический, методический и
практический опыт использования музыки и вокала в медицине, педагогике и
психологии проанализирован, обобщен и изложен с опорой на:
– теорию В.М. Бехтерева о воспитательном и лечебном действии музыки в
ходе ритмического развития, обеспечивающего равновесие в деятельности
нервной системы ребенка, регулирование неправильных и лишних движений;
– результаты исследований влияния музыки на здоровье человека
(О. Дьюхерст-Мэддок, А. Менегетти, В.И. Петрушин, А.В. Торопова);
– методики лечебной логопедической ритмики В.А. Гиляровского,
Н.С. Самойленко,Ю.А. Флоренской,доказавшихееположительное
воздействие на физическое и моральное здоровье, общий тонус, моторику,
настроение, подвижность процессов центральной нервной системы,
активирование коры головного мозга, интеллектуально-эстетическое развитие;
– разработки В.И. Петрушина и С.В. Шушарджана для лечения музыкой
психосоматических заболеваний, страхов, депрессивных состояний, речевых и
двигательных расстройств, проблем коммуникации и социализации.
В процессе анализа трех видов музыкотерапии (пассивной, активной и
интегративной), раскрытия особенностей влияния музыки и вокала на человека,
сравнения различных авторских методик было выявлено и обосновано их
универсальное воздействие: пение нормализует дыхание, делает его более
глубоким, вырабатывает умение контролируемого (медленного, ровного,
эргономичного) выдоха и голосообразования, обеспечивает активную работу
легких, насыщение организма кислородом, вибрационный массаж внутренних
органов, выравнивает артикуляцию и дикцию. Занятия вокалом,
организованные с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и
интересов, обладают ярко выраженным полифункциональным потенциалом,
оказывающимкомплексное(психоэмоциональное,физиологическое,
социально-коммуникативное) воздействие на обучающегося, нивелирующим
причинывозникновенияособыхобразовательныхпотребностей,
обусловленныхпроблемамифункционированиядыхательного,
артикуляционного,голосовогоаппаратаисопровождающихся
психологическими и социально-коммуникативными трудностями.
Во втором параграфе первой главы «Междисциплинарный подход к
исследованию возможностей обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями» определена и научно аргументирована
целесообразность и педагогическая перспективность анализа, обобщения и
междисциплинарной интеграции в содержание процесса обучения вокалу детей
с особыми образовательными потребностями эффективных подходов, методов
и технологий педагогического, психологического и медицинского характера.
Целесообразность выбора данного подхода обусловлена тем, что одной из
острых междисциплинарных проблем современного российского общества
является проблема неуклонной динамики роста численности детей, у которых
особые образовательные потребности связаны с диагностируемыми
отклонениями в становлении и развитии речи. Педагоги всех предметных
направлений, работающие со «звучащим словом», с вербальными моделями
межличностного взаимодействия, сталкиваются с дидактическими и
методическими трудностями обучения и воспитания. В связи с этим было
принято решение о необходимости анализа созданных многими поколениями
ученыхипрактиковмедицинских,коррекционно-педагогических,
психологических и комплексных методик устранения трудностей обучения и
воспитания, обусловленных фонационными (фонетико-фонематическими) либо
структурно-семантическими проявлениями нарушений устной речи.
В ходе анализа, сопоставления и обобщения различных подходов и
методик был сделан вывод: все эффективные методы, приемы и средства,
предложенные и успешно апробированные учеными и практиками в области
медицины и психологии, могут органично интегрироваться в процесс
вокального обучения, эффективно стимулируя развитие речи и интонации,
чувства ритма, формируя правильное исполнительское дыхание и
голосообразование, артикуляцию и дикцию, обеспечивая профилактику и
нейтрализацию мышечных зажимов, снимая физическое напряжение,
способствуя социализации и коммуникативности, повышению самооценки,
достижению высоких образовательных результатов.
Содержание третьего параграфа первой главы «Сущность и
специфика форм, средств и методов обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями» обусловлено выводами ученых и
практиков в области педагогики, психологии и медицины о влиянии на
формирование особых образовательных потребностей широкого спектра
факторов – биолого-генетических, психофизиологических, гендерных,
демографических, социокультурных, коммуникативных и др.
Определение и систематизация оптимальных форм, средств и методов
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями,
обусловленнымиспецификойфункционированияисполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата, были проведены в
контексте философских и научных взглядов, начиная с эпохи античности (от
свидетельств Гиппократа, Аристотеля, Демосфена, Цицерона, Цельса, Галена,
Авиценны до результатов европейских ученых Д.Д. Санторини, Й. Вутцера,
И. Диффенбаха, Р.Дергандта и др.).
В ходе сопоставления и анализа философских и научных взглядов были
выявлены положения о возникновении проблем с голосовым аппаратом в
наиболее сензитивном детском возрасте, в основном, у детей с особенностями
формирования функциональной асимметрии мозга и функционирования
центральной нервной системы, спецификой речевого онтогенеза, наличием
психической травматизации, гендерно-генетической предрасположенностью.
Изложенные в параграфе материалы обосновывают целесообразность
учета ключевых анатомических, физиологических, психических и
психологических аспектов, которые связаны со сбоями в нормальном
функционировании дыхательной, артикуляционной, речевой систем, в чем и
выражается сущность и специфика форм, средств и методов обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями. Междисциплинарный
подход, таким образом, помогает охватить профессиональным вниманием все
стороны и проявления человека, как в личностно-социальном плане, так и в
психофизиологическом, формируя вариативное дидактическое и методическое
обеспечение образовательного процесса в классе вокала, способствующее
формированию (путем замещения) скоординированных действий различных
органов, участвующих в голосообразовании, достижению правильного
речевого дыхания, звукообразования и плавной речи, стабильного,
эмоционально-устойчивого психологического состояния в различных
социально-коммуникативных условиях, моделируемых на вокальных занятиях.
Во второй главе «Совершенствование процесса обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования» выявлены и эмпирически обоснованы
оптимальные диагностические подходы к анализу и оценке особых
образовательныхпотребностей,обусловленныхпроблемами
функционирования артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата и
сопровождающихся психологическими и социально-коммуникативными
трудностями; представлен ход и результаты эмпирической проверки авторской
комплексной технологии обучения детей с особыми образовательными
потребностями в классе эстрадного вокала; эмпирически обоснованы
оптимальные педагогические условия обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования
на основе междисциплинарного подхода.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Ачинская детская
музыкальная школа № 2» г. Ачинска Красноярского края с 25.04.2017 г. по
10.09.2017 г. и с 01.02.2019 г. по 03.05.2019 г., а также в Городском бюджетном
учреждении культуры г. Москвы «Культурный центр «Марьина роща»
с 01.03.2019 г. по 09.09.2019 г. В педагогическом эксперименте участвовали три
экспериментальные группы (14 человек) и три контрольные группы (14
человек).
В первом параграфе второй главы «Диагностика детей с особыми
образовательными потребностями» изложено содержание работы по
подготовке, проведению и анализу результатов диагностики на
констатирующем этапе педагогического эксперимента. Для проведения
исследования были разработаны две диагностические модели, позволяющие
собрать и систематизировать необходимые информационно-диагностические
данные о причинах формирования особых образовательных потребностей,
индивидуальныхпсихологических,физиологических,социально-
коммуникативных проявлениях. На их основе были проведены: диагностика
состояния речи школьников; анкетирование и опрос родителей (законных
представителей)дляопределенияпричинформированияособых
образовательных потребностей и личностных особенностей, возможностей,
интересов детей; опрос школьников для определения уровня состояния речи и
моторики, сопоставления полученной от родителей информации с данными
диагностики и наблюдения.
Диагностическая модель-I для опроса родителей позволяет уточнить:
возраст и пол ребенка; состав семьи; психологический климат в семье;
наследственность;вероятныепричинывозникновенияпроблем
функционирования голосового аппарата; период первых специфических
признаков; отношение ребенка, а также родственников и друзей к проблемам
речи; отношения ребенка со сверстниками; динамику (положительную,
отрицательную) в поведении ребенка с момента появления проблем в рамках
бытовых режимных моментов и межличностных взаимодействий; динамику в
характере, интенсивности, частоте проявлений, обусловленности (внешней и
эндогенной); методы и средства медицинского, психологического и
педагогического воздействия; характеристику личности ребенка (характер,
темперамент, коммуникабельность, интересы).
Диагностическая модель-II для опроса детей выявляет: произвольные
мимические движения; особенности моторики органов речевого аппарата в
процессе артикуляции; визуальные и аудиальные особенности в различных
видах речевой деятельности; локализации и тип судорог; степень заикания;
лексический строй и темп речи; уровень громкости голоса; наличие
сопутствующих «лишних» движений; уровень логофобии. Критерии и
параметры отражают ключевые базовые технологические и методические
задачи, традиционно стоящие перед вокальным педагогом, а также
специфические ориентиры, соответствующие целям педагога, обучающего
вокалу детей с особыми образовательными потребностями.
В параграфе представлены количественные (в виде таблиц) и подробные
дескриптивные результаты диагностик по каждому из 28 детей младшего
школьного возраста, участвовавших в педагогическом эксперименте. Для
формирования общей статистической картины показатели экспериментальных
групп (далее ЭГ) и контрольных групп (далее КГ) были обобщены и
представлены в процентном соотношении. Учитывая общее количество
участников педагогического эксперимента, в большинстве случаев процентные
показатели требовали округления (перед такими данными стоит знак «~»).
На констатирующем этапе по критерию «мимические движения» ни у
одного из детей, составивших КГ и ЭГ, не было диагностировано живой,
выразительной, адекватной мимики (0 %). Недостаточно выразительная мимика
была выявлена у ~30 % участников КГ и ЭГ. Амимичность была
диагностирована, соответственно, у ~70 % участников КГ и ЭГ. По критерию
«артикуляционная моторика» также не было выявлено детей, управляющих на
высоком уровне своими артикуляционными движениями (0 % в КГ и ЭГ).
Большинство продемонстрировало «недостаточно точную артикуляцию,
развитую не в полном объеме» (~70 % в КГ и 100% в ЭГ). Ни у одного из
участников КГ и ЭГ не было выявлено звукопроизношение, соответствующее
норме (0 %). У 100 % детей ЭГ и ~70 % детей КГ был диагностирован
неровный темп речи. Ни у кого из участников эксперимента не было выявлено
модулированного голоса (0 %). При этом у ~70 % участников ЭГ и ~83%
участников КГ голос был тихий. «Лишние» для исполнительства движения
отсутствовали только у ~44 % участников ЭГ и у ~30 % детей из КГ. Высокий
уровень логофобии был диагностирован у 100 % контингента КГ и почти у
~70 % контингента ЭГ (остальные проявили низкий уровень логофобии).
После окончания диагностических процедур и подведения итогов дети из
контрольных групп продолжили работать с логопедом. Экспериментальные
группы занимались по авторской комплексной технологии, созданной на
основе междисциплинарных результатов теоретического исследования и
разработанных методических и дидактических материалов. Содержание
ключевых элементов авторской технологии (хода занятий, дидактического
материала, методического обеспечения, индивидуальных заданий и др.) было
соотнесено с особыми образовательными потребностями детей, которые были
выявлены на этапе индивидуальной диагностики.
Во втором параграфе второй главы «Комплексная технология
обучения детей с особыми образовательными потребностями в классе
эстрадного вокала» подробно излагаются основные положения, содержание и
ход реализации авторской технологии (описание занятий, их результатов,
сопроводительные комментарии) в учреждениях дополнительного образования.
В экспериментальном обучении в классе эстрадного вокала по авторской
технологии участвовало 14 школьников 7–9 лет, выявивших в ходе
предварительной диагностики, проведенной на констатирующем этапе
педагогического эксперимента, особые образовательные потребности,
обусловленныеналичиемхарактерныхпроблемфункционирования
исполнительского (артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата.
В процессе проектирования методического и дидактического содержания
уроковиспользовалисьэлементыдыхательнойгимнастики
А.Н. Стрельниковой. Многие распевки основаны на материалах пособия
С.А. Миловского. Эмоциональное развитие детей осуществлялось с учетом
подходов Т.И. Смирновой. Работа над интонацией строилась с опорой на
результаты исследований В.В. Емельянова.
Каждый урок имел четкую структуру, обусловленную основными
музыкально-педагогическими задачами: формирование навыков общения;
развитиеэмоциональнойотзывчивости;работанаддыханием;
совершенствование артикуляционного аппарата; обучение музыкальной и
разговорной интонации; развитие чувства ритма. Содержание основных этапов
уроков формировалось с учетом групповой динамики и индивидуальных
проявлений обучающихся. По ходу проведения занятий фиксировались
педагогически значимые результаты. Так, в одной экспериментальной группе
уже на первом занятии выделился лидер, хотя более половины участников
чувствовали скованность и стеснительность. На втором уроке дети уже вели
себя более раскрепощенно, что было обусловлено отсутствием родителей. Ни в
одной из трех экспериментальных групп на первом занятии не удалось
провести игру «Угадай песню», так как песенный запас у детей оказался
слишком бедным. Однако в дальнейшем в игровом интерактивном формате
групповых и индивидуальных упражнений и заданий дети, привыкшие
скрывать свои эмоции в силу имевшихся социально-коммуникативных и
психолого-педагогических проблем, постепенно, но стабильно открывались
эмоционально, раскрепощались посредством танцевальных движений,
сюжетно-образных мини-импровизаций. Их активный тезаурус неуклонно
расширялся, совершенствовалась мимика.
В процессе проговаривания и пропевания стихов и песен, а также их
танцевально-игровой драматизации повышалась ритмичность действий
исполнительского аппарата, вырабатывалось эргономичное дыхание,
корректировалась артикуляционные навыки, мимические движения и крупная
моторика. Интонационные упражнения, вначале не у всех получавшиеся,
постепенно, благодаря повторной проработке в рамках домашних заданий,
достигали совершенного выполнения по критериям дыхания, музыкальной
интонации, темпа вокальной речи, модулированности голоса. Творческие
задания на сочинение обеспечили развитие креативности, воображения и
фантазии, раскрытие артистических данных, совершенствование разговорной
интонации и мимики, нормализацию темпа речи и модулированности голоса,
постепенную нейтрализацию логофобии.
Тематика упражнений, творческих заданий, авторского вокального
репертуара обеспечивала последовательное развитие эмоциональной
отзывчивости, личной вовлеченности в коммуникативный и творческий
процесс, мотивации к выполнению домашних заданий, отработке упражнений,
разучиванию песен, организации домашних концертов, активному проявлению
личных образовательных результатов на аудиторных занятиях. В домашние
задания входили упражнения на фантазирование, игровую комплексную
отработку навыков владения дыханием, мимикой и крупной моторикой,
ритмические импровизации под фонограмму, разучивание песен, сочинение
историй, проведение домашних концертов. Родители были обязаны выполнять
все задания совместно с детьми, проявляя искреннюю заинтересованность и
ответственность, увлекая, мотивируя, дисциплинируя, контролируя и
поддерживая детей в вопросах выполнения упражнений и заданий.
Анализируя пройденный путь, хочется отметить, что в работе с детьми с
особыми образовательными потребностями, обусловленными наличием
проблем функционирования исполнительского (артикуляционно-голосового и
дыхательного) аппарата, значительное внимание необходимо уделять работе с
родителями, так как от них во многом зависела результативность успехов
детей. Недостаточная родительская грамотность в воспитании нескольких
детей явно отражалась на их психическом, психологическом, комплексном
индивидуальном развитии и образовательных результатах. В 70% случаев
недостижения высоких (100%-х) результатов проблемы педагогического,
психологического и психофизиологического характера были обусловлены
отсутствием мотивации, поддержки, контроля, помощи и увлеченности со
стороны взрослых (родителей и других представителей ближайшего окружения
детей).
На контрольном этапе педагогического эксперимента было получено
статистическое подтверждение эффективности авторской комплексной
технологии, а также эмпирическое обоснование педагогических условий
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями на основе
междисциплинарного подхода. Итоги контрольного этапа подтвердили, что в
ходе экспериментальной работы в классе эстрадного вокала все дети с особыми
образовательными потребностями достигли личностно значимых результатов в
вокально-исполнительской и коммуникативной деятельности. Дескриптивные
данные, полученные в процессе наблюдения за участниками эксперимента,
показали 100%-ю удовлетворенность, личную эмоциональную вовлеченность и
отзывчивость всех детей, обучавшихся в классе эстрадного вокала по авторской
технологии.
По критерию «мимические движения» у 100 % детей ЭГ диагностирована
живая, выразительная, адекватная мимика; в КГ амимичность сохранялась у
~70 % детей. Диагностика по критерию «артикуляционная моторика» выявила
100 % детей ЭГ, управляющих своими артикуляционными движениями на
высоком уровне. В КГ только ~30 % детей достигли подобного уровня, ~25 %
участников КГ по-прежнему демонстрировали «недостаточно точную
артикуляцию, развитую не в полном объеме». Звукопроизношение,
соответствующее норме, продемонстрировали ~91 % участников ЭГ (0 % – в
КГ). Неровный темп речи сохранился только у детей в КГ (~70%). Все
участники ЭГ продемонстрировали умеренный темп речи (100%) и
модулированный голос (100 %). В КГ у 50 % голос по-прежнему оставался
тихим, а модулированный голос был сформирован только у ~44 %. «Лишние»
для исполнительства движения отсутствовали у всех участников ЭГ (100%) и
по-прежнему только у ~30 % детей из КГ. У ~70 % в КГ сохранился высокий
уровень логофобии, остальные дети подтвердили наличие среднего уровня
логофобии. В ЭГ у ~90 % контингента был выявлен низкий уровень логофобии,
остальные дети избавились от данной фобии в результате занятий в классе
эстрадного вокала.
В третьем параграфе второй главы «Педагогические условия
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями на
основе междисциплинарного подхода» излагаются результаты анализа и
обобщения опыта работы в классе эстрадного вокала с детьми с особыми
образовательными потребностями по авторской технологии.
В результате проведенного эмпирического исследования было
подтверждено, что обучение детей с особыми образовательными
потребностями в классе эстрадного вокала эффективно при условии:
– использования комплексной технологии обучения детей с особыми
образовательными потребностями в классе эстрадного вокала, основанной на
результатах анализа и синтеза основных положений общей, музыкальной,
вокальной и коррекционной педагогики; общей, музыкальной и возрастной
психологии; музыкальной терапии и вокалотерапии, физиологии, дефектологии
и логопедии;
– применения диагностического инструментария, обеспечивающего сбор
анамнестических данных, системный анализ причин и динамики состояния
речи, психоэмоционального, физиологического, социально-коммуникативного
развития, выявления возрастных особенностей и специфических учебно-
воспитательных, психоэмоциональных, межличностных коммуникативных и
социальных потребностей детей с особыми образовательными потребностями
на различных этапах процесса педагогического взаимодействия в классе
вокала;
– организации учебно-воспитательного процесса в классе эстрадного
вокала на основе специальной программы, соответствующего ей цикла
сценариев занятий и дидактического материала специально-направленного
воздействия (игр, упражнений, заданий, художественного репертуара),
составляющих авторскую комплексную технологию, реализуемых в специально
создаваемой предметно-пространственной среде, отвечающей возрастным и
индивидуальным особенностям обучающихся;
– формирования междисциплинарного комплекса научно-практических
достижений, обеспечивающих интегративное воздействие на причины,
факторы и следствия особых образовательных потребностей обучающихся,
обусловленныхпроблемамифункционированияисполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата и сопровождающихся
психологическими и социально-коммуникативными трудностями.
Верификация полученных данных подтвердила:
– увеличение показателей развития живой, выразительной мимики и
художественно адекватных мимических движений: с 0 % до 100 % в ЭГ (с 0%
до 30 % в КГ);
– увеличение показателей совершенствования артикуляционной
моторики, характеризующейся точными артикуляционными движениями: с 0 %
до 100 % в ЭГ (с 0 % до 30 % в ГК);
– положительное изменение показателей темпа речи: от 100 % с неровным
темпом до 100 % с оптимальным умеренным темпом речи в ЭГ (сохранение
70 % с неровным темпом речи и 0 % с умеренным темпом речи в КГ);
– положительное изменение показателей громкости голоса: с 0 % до
100 % подтвержденного достижения модулированного голоса в ЭГ (сохранение
0 % с модулированным голосом в КГ);
– снижение показателей наличия лишних движений: с 66% до 0% в ЭГ
(сохранение лишних движений у 70 % в КГ);
– снижение показателей логофобии: с 70% до 10 % в ЭГ (с 100 % до 90 %
в КГ).
Таким образом, выявленные, классифицированные, научно и
эмпирически обоснованные педагогические условия обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями на основе междисциплинарного
подхода в процессе реализации в классе эстрадного вокала в учреждении
дополнительногообразованияобеспечиваютдостижениевысоких
педагогических результатов, решение психологических и физиологических
проблем рассматриваемой категории обучающихся.
В заключении представлены выводы проведённого исследования,
подтверждающие актуальность проблемы, правомерность выдвинутой
гипотезы и положений, выносимых на защиту; констатируется достижение
цели и поставленных задач, обоснованность выявленных педагогических
условий обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями на
основемеждисциплинарногоподхода,результативностьавторской
комплексной технологии; намечаются дальнейшие перспективы научно-
исследовательской деятельности.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные, сопоставленные
срезультатамитеоретическогоанализа,подверглисьпроцедурам
интерпретации, абстрагирования, обобщения, конкретизации и позволили
сделать следующие выводы:
– эффективность обучения детей с особыми образовательными
потребностями в классе эстрадного вокала в равной мере обусловлена
спецификой вокала как вида учебной и творческой практической
исполнительской деятельности: пение органично и равноценно сочетает в себе
ритмическую, эмоциональную и интонационную работу над речью, позволяет
развивать правильное дыхание, способствует развитию ровной разговорной и
певческой речи, оказывает положительное физическое воздействие на весь
организм человека;
– занятия эстрадным вокалом, организованные на междисциплинарной
основе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся,
обусловленныхпроблемамифункционированияисполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата, активизируют
естественные психофизиологические ресурсы организма, обеспечивают
ослабление, коррекцию, а в ряде случаев нейтрализацию динамики развития и
интенсивностипроблем,сопровождающихособыеобразовательные
потребности; направлены на улучшение функционирования жизненно важных
систем и процессов, учитывают традиционные общепринятые критерии
вокально-педагогической деятельности;
– процесс планирования и проектирования занятий в классе эстрадного
вокала с рассматриваемой категорией обучающихся отвечает основным
положениям и достижениям современных здоровьесберегающих и
здоровьеформирующихнаучно-практическихобластей,всистемно-
интегративном синтезе реализуемых вокальным педагогом;
– авторская комплексная технология обучения вокалу детей с особыми
образовательнымипотребностямиможетпозиционироватьсякак
инновационное междисциплинарное научно-практическое направление
музыкальной педагогики.

Актуальность исследования. В настоящее время в России созданы
уникальные возможности реализации каждым ребенком своих
художественно-эстетических потребностей независимо от исходных задатков
и творческих способностей благодаря реализации с 2013 года дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в области искусства и
художественной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Кроме этого, на нормативно-правовом уровне закреплен равный доступ к
дополнительному образованию любого вида, профильной направленности и
функционально-целевого назначения. Российское законодательство в области
художественного образования гарантирует, что особые образовательные
потребности личности, обусловленные индивидуальными физическими и
психологическими возможностями, будут учтены учебными заведениями при
проектировании процессов обучения, воспитания, развития и просвещения в
формате дополнительного образования.
В современном российском обществе представление об особых
образовательных потребностях формируется в течение последних
десятилетий в ходе развития нормативно-правовой системы,
совершенствования педагогической теории, создания и последующего
совершенствования образовательных программ, разработки авторских
технологий и методик обучения и воспитания, их апробации и оптимизации
под воздействием различных социальных факторов и условий. Однако в целом
идейно-концептуальную основу для проекции гуманистических идей
социальной справедливости, равенства и равноправия на сферу образования и
личностного развития уже с конца XIX столетия формируют гуманитарные
науки – педагогика и психология, получающие методологическую и
технологическую поддержку со стороны естественно-научных областей.
К настоящему времени накоплены данные о возможностях обучения и
воспитания детей и взрослых с любыми индивидуальными потребностями,
обусловленными особенностями психофизиологического развития организма,
интеллектуальными и физическими возможностями личности.
Динамичное развитие сферы социокультурных услуг, к которой
относится и дополнительное образование, непрестанно расширяет спектр
новых личностных интересов и общественных практик, доступных всем
желающим. В первую очередь, сказанное характеризует состояние
музыкального образования, в особенности его вокального направления,
которое в настоящее время стремительно обретает популярность и
востребованность у всех социальных групп независимо от возраста,
индивидуальных задатков, способностей, основных профессиональных
интересов. Высокой востребованности обучения вокальному искусству в
формате дополнительного образования способствует его универсальность и
общедоступность как вида физической и творческой деятельности, а также
уникальность комплексного положительного психоэмоционального,
физиологического, творческого, социально-коммуникативного,
интеллектуального воздействия на человека.
Практически неограничен ареал педагогических и психологических
задач, физиологических и эмоциональных проблем, на решение которых
направляются сегодня средства музыкального искусства. Эволюционно-
историческое родство пения и разговорной речи положило начало системным
междисциплинарным исследованиям интегративного психолого-
педагогического и медицинского характера и содержания. Выявленные
междисциплинарные взаимосвязи открывают перед педагогами-музыкантами
новые направления профессиональной деятельности на стыке музыкальной
педагогики, музыкальной и возрастной психологии, музыкотерапии,
вокалотерапии, различных направлений медицины, а также видов
художественного творчества.
Сегодня наиболее потенциальным, однако до сих пор не имеющим
систематизированных результатов в виде методических и дидактических
комплексов, является исследование возможностей процесса обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями, с которыми повсеместно
сталкиваются современные поколения педагогов. Особые образовательные
потребности во многих случаях обусловлены негативными
психофизиологическими факторами, отражающимися на формировании и
развитии личности ребенка, его успешной социализации и обучении, выборе
профессии и творческой самореализации, развитии коммуникативных
способностей, личностном становлении.
Анализ накопленного к настоящему времени мультидисциплинарного
теоретического, методического и практического опыта приводит к мысли о
возможности выявления оптимальных педагогических условий обучения
вокалу детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными,
проблемами функционирования голосового аппарата, обеспечивающих
высокие образовательные результаты в области музыкального искусства и
вокального исполнительства, а также психологическое оздоровление,
коррекцию дыхательной и речевой функций, развитие уверенности в себе,
коммуникативности, гармоничного ощущения в социальных коллективах,
раскрытие художественных способностей и творческого потенциала.
В настоящее время в современной музыкальной культуре,
характеризующейся богатством стилей, жанров и направлений,
сформировался новый пласт искусства, новый вид творчества – детский
эстрадный вокал. Эстрадные коллективы и сольные исполнители прямо или
косвенно определяют массовые интересы и художественные вкусы
современных детей, формируют мотивы к появлению желания обучаться в
учреждениях дополнительного образования, в классах эстрадного вокала.
Воспитательный и развивающий потенциал современной вокальной музыки,
к которой тяготеет большинство детей, до сих пор не исследовался в
педагогическом ракурсе. Однако накопленный эмпирический опыт
показывает, что в процессе занятий эстрадным вокалом, при условии
реализации специально разработанных педагогических стратегий, грамотного
подбора форм, средств, методов, дидактического материала и
художественного репертуара, у детей неизменно происходит формирование
эстетического вкуса, развитие музыкальных и творческих способностей,
потребностей и интересов, коррекция психоэмоциональных и
коммуникативно-поведенческих проявлений. Заложенная в искусстве
эстрадного вокала интерактивность обеспечивает эмоциональную,
деятельностную и коммуникативную личностную реализацию обучающихся.
Исследуя возможности массового внедрения в образовательный процесс
учреждений дополнительного образования данного вида деятельности, были
обнаружены противоречия между:
– подтвержденной эффективностью междисциплинарного подхода в
решении современных проблем педагогики и отсутствием разработанной
методологической основы для организации процесса обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями в системе дополнительного
образования на основе междисциплинарного подхода;
– признанием дидактической значимости определения четких условий
успешной организации педагогического процесса и несформированностью
исчерпывающего научно и эмпирически обоснованного перечня
педагогических условий, позволяющих наладить в системе дополнительного
музыкального образования массовую вокально-педагогическую работу с
указанными категориями обучающихся;
– острой потребностью массовой музыкально-педагогической практики
в эффективных стратегиях обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями альтернативными, естественными для
рассматриваемой категории обучающихся технологиями, методами и
средствами и недостатком в системе дополнительного образования подобных
технологий и методических комплексов.
Анализ выявленного противоречия позволил сформулировать
проблему исследования: каковы педагогические условия обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями?
Степень научной разработанности проблемы. Первые исторические
сведения о воспитательном, развивающем, терапевтическом и коррекционном
потенциале музыки и вокала содержатся в трудах античных мыслителей –
Аристотеля, Гиппократа, Пифагора и др. С тех пор целенаправленное,
«адресное» воздействие музыки и пения на личностные и социальные качества
индивида является объектом философских и научных гуманитарных
(педагогических, социологических, искусствоведческих) исследований.
Становление в XIX в. психологии как самостоятельной области научно-
практического знания обусловило формирование таких гуманных
направлений воспитания и развития личности, как музыкотерапия и
вокалотерапия на стыке психологии, педагогики и медицины. Многие авторы
методик развития речевого аппарата, дыхательной, артикуляционной и
голосовой систем (И.А. Сикорский, Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасова,
Г.Д. Неткачев, Э. Фрешельс, Т. Гепфнер, Н.М. Асатиани, В.М. Шкловский и
др.) включали в свои курсы артикуляционную и дыхательную гимнастику,
психологическую работу с личностью, художественные практики. Однако
лишь некоторые из них обращались к вокальным упражнениям, причем не в
той мере, в которой можно было бы достигнуть высоких результатов.
Музыкальной педагогикой уже накоплен системный, а в некоторых
методиках – междисциплинарный опыт организации обучения вокалу
(Е.И. Алмазов, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, А.М. Вербов, О.В. Далецкий,
Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Ф.Ф. Заседателев, А.Г. Менабени), в том
числе эстрадному вокалу (А.Б. Арутюнова, А.С. Зайцева, О.С. Изюрова,
О.Я. Клипп, Л.М. Коваль, Н.И. Козлов, О.Н. Лысакова, В.А. Матук,
А.-Л.Л. Монд, Е.Л. Рыбакова, П.В. Свиридов, Д.В. Харичева, М.А. Харлашко,
Н.С. Ющенко).
Параллельно с достижениями музыкальной и вокальной педагогики в
российской науке формировался пласт исследований, в которых проблемы
детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными
спецификой функционирования исполнительского (артикуляционно-
голосового и дыхательного) аппарата, решались психолого-педагогическими
и медицинскими методами и средствами (О.В. Арзыбова, О.А. Беглова,
Е.А. Борисова, М.А. Виноградова, Е.Л. Ворошилова, С.Е. Гордеева,
Е.Ф. Громова, С.В. Дель, В.П. Добридень, Л.В. Жесут, Л.Н. Ильина,
А.А. Кисельников, Т.В. Колпак, И. Кумала, С.В. Леонова, С.В. Меньшикова,
В.П. Мерзлякова, Е.Я. Михайлова, И.Ф. Павалаки, И.А. Поварова,
Н.А. Рычкова, Д.Н. Саратова, Л.А. Самойлюк, О.П. Скляров, Ю.А. Фесенко,
Ю.В. Филиппова, Т.Г. Шишкова и др.).
Однако о результатах междисциплинарной интеграции потенциала
вокально-педагогических, музыкально-педагогических, психологических и
медицинских исследований для разработки эффективных программ и
технологий обучения вокалу детей с особыми образовательными
потребностями исследуемого характера практически нет возможности
получить информацию.
На настоящий момент, по сути, не существует научно обоснованной,
проработанной на технологическом уровне, апробированной системы
вокально-педагогической работы с детьми с особыми образовательными
потребностями, обусловленными индивидуальной спецификой развития их
исполнительского аппарата, учитывающей индивидуальные и групповые
учебные, коммуникативно-деятельностные, психоэмоциональные,
художественные возможности, склонности, интересы детей. В связи с этим
была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования: междисциплинарный подход».
Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование,
разработка и апробация педагогических условий обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями в системе дополнительного
образования на основе междисциплинарного подхода.
Объект исследования – процесс обучения вокалу детей младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования на основе междисциплинарного подхода.
Гипотеза исследования. Процесс обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями в системе дополнительного образования
будет эффективен, если:
– исследовать и научно обосновать полифункциональный потенциал
музыки и вокала, оказывающий комплексное воздействие на обучающегося;
– аргументировать целесообразность и осуществить
междисциплинарный подход к анализу, обобщению и интеграции в
содержание процесса обучения вокалу детей с особыми образовательными
потребностями различных научных методов и средств, в совокупности
обеспечивающих высокие образовательные результаты;
– научно обосновать сущность и специфику эффективных форм, средств
и методов обучения вокалу детей с учетом их образовательных потребностей;
– разработать диагностический инструментарий для сбора
анамнестических данных, системного анализа причин и динамики факторов
формирования особых образовательных потребностей детей;
– спроектировать комплексную технологию обучения детей с особыми
образовательными потребностями в классе эстрадного вокала;
– установить и эмпирически обосновать педагогические условия
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного образования на основе междисциплинарного подхода.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность полифункционального потенциала музыки и
вокала, оказывающего комплексное воздействие на обучающегося.
2. Обосновать целесообразность и реализовать междисциплинарный
подход к исследованию возможностей и условий обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями.
3. Выявить сущность и специфику форм, средств и методов обучения
вокалу детей с особыми образовательными потребностями.
4. Разработать инструментарий для диагностики детей с особыми
образовательными потребностями.
5. Спроектировать и апробировать комплексную технологию обучения
детей с особыми образовательными потребностями в классе эстрадного
вокала.
6. Установить и эмпирически обосновать педагогические условия
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями на основе
междисциплинарного подхода.
Методологическая основа исследования: междисциплинарный
подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями
(Н.М. Асатиани, В.В. Медушевский, А.В. Торопова); идеи системно-
комплексного подхода в философии, педагогике, психологии, физиологии,
логопедии (В.Г. Афанасьев, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов,
И.А. Сикорский); основные положения деятельностного подхода в
отечественной психологии и физиологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); личностно-ориентированный подход к
организации обучения, воспитания и развития детей (Н.А. Ветлугина,
И.А. Зимняя, В.В. Сериков, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и
др.); концепции воспитания детей с особыми образовательными
потребностями, обусловленными проблемами речевого аппарата
(А. Менегетти, С.В. Шушарджан).
Теоретическая основа исследования:
– исследования в области музыкальной психологии, музыкотерапии,
вокалотерапии (А.Л. Готсдинер, Г.Г. Декер-Фойгт, Д.К. Кирнарская,
А. Менегетти, В.И. Петрушин, А.В. Торопова, С.В. Шушарджан);
– педагогические системы и методики организации вокального обучения
и воспитания, формирования и совершенствования исполнительского
аппарата, развития певческих навыков (Е.И. Алмазов, Д.Л. Аспелунд,
В.А. Багадуров, А.М. Вербов, О.В. Далецкий, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов,
Ф.Ф. Заседателев, А.Г. Менабени);
– диагностические методики работы с детьми с особыми
образовательными потребностями, обусловленными спецификой развития
речевого аппарата (Л.И. Белякова, Н.А. Власова, Е.А. Дьякова, Л.А. Квинт);
– результаты научного изучения и методического решения отдельных
проблем в функционировании дыхательной, артикуляционной, голосовой
систем организма (С.А. Миловский, В.В. Емельянов, А.Н. Стрельникова);
– теоретико-методические положения и разработки в области
эстрадного вокального искусства и педагогики (А.Б. Арутюнова, А.С. Зайцева,
О.С. Изюрова, О.Я. Клипп, Л.М. Коваль, Н.И. Козлов, В.Г. Кузнецов,
О.Н. Лысакова, В.А. Матук, Е.Л. Рыбакова, И.В. Сахнова, П.В. Свиридов,
Д.В. Харичева, Н.С. Ющенко);
– научные и программно-методические работы по организации
музыкального воспитания, художественно-творческого развития, становления
художественно-артистических качеств в процессе обучения детей пению
(Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Л.С. Майковская,
Е.М. Малинина, Д.Е. Огороднов, М.С. Осеннева, Г.П. Стулова).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научной и методической литературы,
реферирование, тезирование, цитирование; сравнение, сопоставление,
абстрагирование, обобщение, синтез; моделирование, проектирование;
– эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностическая беседа,
опрос, педагогический эксперимент, дескриптивная и статистическая
обработка экспериментальных данных.
Базы исследования: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ачинская детская музыкальная школа № 2»
(Красноярский край, г. Ачинск); Городское бюджетное учреждение культуры
г. Москвы «Культурный центр «Марьина роща»; Государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования г. Москвы «Детская школа
искусств им. М.А. Балакирева»; Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Московский
государственный институт культуры».
Этапы исследования:
Первый этап (2015–2017 гг.): изучение литературы в области
философии, общей, музыкальной, вокальной, коррекционной педагогики,
общей, музыкальной и возрастной психологии, физиологии, логопедии, арт-
терапии; выявление и анализ противоречия и проблемы исследования;
формирование рабочей гипотезы, определение исследовательской цели и
задач; междисциплинарный анализ результатов научных исследований по
проблемам речевой (голосовой, артикуляционной, дыхательной) функции
организма; систематизация форм, средств и методов обучения вокалу детей с
особыми образовательными потребностями; разработка диагностического
инструментария; создание комплексной технологии обучения детей с
особыми образовательными потребностями в классе эстрадного вокала,
программы, дидактического материала и цикла сценариев занятий;
установление и теоретическое обоснование педагогических условий обучения
вокалу детей с особыми образовательными потребностями на основе
междисциплинарного подхода.
Второй этап (2017–2019 гг.): экспериментальное исследование в
Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Ачинская детская музыкальная школа № 2» г. Ачинска Красноярского края
с 25.04.2017 г. по 10.09.2017 г. и с 01.02.2019 г. по 03.05.2019 г., в Городском
бюджетном учреждении культуры г. Москвы «Культурный центр «Марьина
роща» с 01.03.2019 г. по 09.09.2019 г.: организация и проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического
эксперимента (выявление целевых групп, сбор анамнестических данных
(диагностика детей, опрос родителей)), определение индивидуально-
групповых педагогических стратегий работы, формирование программно-
методического и дидактического материала, апробация авторской технологии,
организация контрольных срезов (повторных диагностик); эмпирическое
обоснование педагогических условий обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями на основе междисциплинарного подхода.
Третий этап (2019–2021 гг.): анализ хода и результатов педагогического
эксперимента (аналитических дескриптивных, количественных и
качественных показателей), анализ динамики участников экспериментальных
и контрольных групп, обобщение; апробация материалов исследования в
учреждениях дополнительного и высшего образования; согласование и
оптимизация основных компонентов структуры и содержания научного труда,
завершение оформления, проверка текста диссертации.
Научная новизна исследования:
– научно обоснован полифункциональный потенциал музыки и вокала,
оказывающий комплексное (психоэмоциональное, физиологическое,
социально-коммуникативное) воздействие на обучающихся и нивелирующий
причины возникновения особых образовательных потребностей,
обусловленных, в частности, проблемами функционирования
исполнительского (артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата;
– определена и научно аргументирована целесообразность и
педагогическая перспективность междисциплинарного обобщения и
интеграции в содержание процесса обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями эффективных подходов, методов и
технологий педагогического, психологического и медицинского характера, в
совокупности обеспечивающих высокие образовательные результаты;
– научно обоснована необходимость сравнительного анализа сущности
и специфики форм, средств и методов обучения детей с особыми
образовательными потребностями и формирования на его основе
эффективного методического комплекса для обучения вокалу с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и интересов;
– разработана система диагностики детей с особыми образовательными
потребностями, обусловленными проблемами функционирования
исполнительского (артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата,
отражающая междисциплинарный комплексный потенциал музыки и вокала:
две диагностические модели и анкеты для сбора анамнестических данных;
комплекс критериев и параметров для входной, текущей, рубежной и итоговой
диагностики;
– спроектирована авторская комплексная технология обучения детей с
особыми образовательными потребностями в классе эстрадного вокала,
основанная на результатах анализа и синтеза основных положений и
достижений общей, музыкальной, вокальной и коррекционной педагогики,
общей, музыкальной и возрастной психологии, музыкальной терапии и
вокалотерапии, физиологии, дефектологии и логопедии;
– выявлены, классифицированы, согласованы и научно обоснованы
педагогические условия обучения вокалу детей с особыми образовательными
потребностями на основе междисциплинарного подхода, обеспечивающие
учет и нейтрализацию основных педагогических, психологических и
физиологических проблемных факторов.
Теоретическая значимость исследования: осуществлен
сравнительный анализ и синтез достижений общей, музыкальной, вокальной
и коррекционной педагогики, общей, музыкальной и возрастной психологии,
музыкальной терапии и вокалотерапии, физиологии, дефектологии, логопедии
и некоторых других научно-практических областей в аспекте возможности их
интегративного применения для системно-комплексного воздействия
посредством музыки и вокала на проблемы, сопровождающие особые
образовательные потребности детей; выявлены и обоснованы оптимальные
диагностические подходы к анализу и оценке особых образовательных
потребностей, обусловленных спецификой функционирования
исполнительского аппарата; разработана авторская комплексная технология,
обогащающая теорию и методику вокального обучения, профессиональной
подготовки музыкантов-педагогов, вносящая вклад в развитие музыкальной и
вокальной педагогики; теоретически обоснована целесообразность учета и
реализации педагогических условий обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями на основе междисциплинарного подхода,
обеспечивающих высокие образовательные результаты в классе эстрадного
вокала в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования:
– разработанная авторская комплексная технология обучения детей с
особыми образовательными потребностями в классе эстрадного вокала
обеспечивает педагогов дополнительного образования, учителей музыки в
общеобразовательных школах и других специалистов педагогических и
художественных профилей программно-методическими и дидактическими
материалами для совершенствования учебно-воспитательной работы в
образовательных учреждениях общего и дополнительного образования;
– на основе материалов диссертации можно разрабатывать содержание
уроков музыки в общеобразовательной школе при наличии в контингенте
обучающихся детей с особыми образовательными потребностями,
обусловленными спецификой развития их исполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата;
– сценарии занятий с сопровождающими методическими и
дидактическими материалами могут быть использованы как подробные
инструкции-рекомендации для организации обучения вокалу в групповом и
индивидуальном форматах детей с особыми образовательными
потребностями, обусловленными наличием особенностей функционирования
исполнительского (артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата;
– результаты исследования являются основой для разработки
факультативов и дополнительных обучающих модулей методических
дисциплин программ подготовки педагогов и музыкантов различных
специализаций, повышения квалификации преподавателей вокала, педагогов
дополнительного образования, учителей музыки, других специалистов
музыкально-педагогических и психолого-педагогических профессий.
Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-
методологическими принципами, методическими подходами, комплексом
исследовательских методов, результатами социологического исследования,
апробацией основных результатов в процессе публикации научных статей по
теме диссертации, обсуждением основных положений и результатов
исследования на заседаниях кафедры музыкального образования МГИК,
международных и региональных научно-практических конференциях.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
– в ходе проведения педагогического эксперимента на базе
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Ачинская детская музыкальная школа № 2» г. Ачинска Красноярского края
и на базе Городского бюджетного учреждения культуры г. Москвы
«Культурный центр «Марьина роща»; в процессе проверки авторских
программно-методических и дидактических материалов в Государственном
бюджетном учреждении дополнительного образования г. Москвы «Детская
школа искусств им. М.А. Балакирева»;
– в виде пяти публикаций ВАК по теме исследования в научных
журналах, рекомендованных Министерством науки и высшего образования
РФ для опубликования результатов кандидатских диссертационных
исследований по педагогическим наукам, а также в виде научных статей,
опубликованных в сборниках материалов международных и региональных
научно-практических конференций и в российских научных журналах,
индексируемых в РИНЦ;
– в процессе выступлений на научных конференциях различного статуса
(XIII, XIV и XV международных научно-практических конференциях
«Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-
образовательном пространстве» (г. Москва, 2015, 2016, 2017); научно-
методической межвузовской конференции «Актуальные проблемы
совершенствования педагогического мастерства преподавателей высшей
школы» (г. Химки, 2018);
– результаты исследования направлены в Центр логопедии г. Ачинска
Красноярского края с целью применения экспериментальной разработки на
практике в работе с детьми с особыми образовательными потребностями во
всех образовательных учреждениях г. Ачинска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Полифункциональный потенциал музыки и вокала может являться
теоретико-методическим фундаментом обучения детей с особыми
образовательными потребностями в системе дополнительного образования,
так как в специально созданных педагогических условиях способен оказывать
комплексное психоэмоциональное, физиологическое, социально-
коммуникативное воздействие на обучающегося, нивелировать причины
возникновения особых образовательных потребностей и сопровождающие их
проблемы.
2. Междисциплинарный подход к исследованию возможностей
обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями
заключается в моделировании теоретического и методического содержания
образовательного процесса в классе эстрадного вокала на основе результатов
сравнительного анализа и системной интеграции достижений общей,
музыкальной, вокальной и коррекционной педагогики, общей, музыкальной и
возрастной психологии, музыкальной терапии и вокалотерапии, физиологии,
дефектологии и логопедии, направленных на комплексное решение
психоэмоциональных, физиологических, социально-коммуникативных
проблем, обусловивших причины формирования особых образовательных
потребностей обучающихся.
3. Сущность и специфика форм, средств и методов обучения вокалу
детей с особыми образовательными потребностями обусловлена
необходимостью учета психоэмоциональных, физиологических, социально-
коммуникативных проблем, обусловливающих причины формирования
особых образовательных потребностей обучающихся в контексте результатов
интеграции междисциплинарных достижений педагогического,
психологического, медицинского характера и полифункционального
потенциала музыки и вокала.
4. Диагностика детей с особыми образовательными потребностями
обусловлена необходимостью индивидуализации процесса обучения вокалу в
условиях сохранения групповой формы педагогической работы, что
обеспечивается авторской системой диагностических процедур,
представленной двумя диагностическими моделями и комплексом критериев
и параметров для работы с детьми и родителями, позволяющих выявлять,
анализировать и классифицировать индивидуальные особенности,
возможности, склонности и интересы, а также динамику педагогического,
психологического, физиологического и социально-коммуникативного
характера в процессе входной, текущей, рубежной и итоговой диагностики.
5. Комплексная технология обучения детей с особыми
образовательными потребностями в классе эстрадного вокала в учреждении
дополнительного образования представляет в своих теоретико-
методологических, методических и технологических основах
междисциплинарный комплекс видов, форм, методов, приемов и средств
вокально-педагогической и психолого-педагогической деятельности,
адаптированных к специфике проблем, обусловливающих особые
образовательные потребности обучающихся. Высокая результативность
реализации комплексной технологии на программном и дидактическом
уровнях обеспечивается соблюдением выявленных педагогических условий, а
также специальной авторской программой работы с детьми младшего
школьного возраста, системой диагностических процедур, циклом сценариев
групповых занятий в классе эстрадного вокала, авторским дидактическим
(игровым, учебным и художественным вокальным) материалом.
6. Педагогические условия обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями в учреждении дополнительного
образования на основе междисциплинарного подхода заключаются в
следующем:
– формирование междисциплинарного комплекса научно-практических
достижений, обеспечивающих интегративное воздействие на причины,
факторы и следствия особых образовательных потребностей обучающихся,
обусловленных проблемами функционирования исполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата и сопровождающихся
психологическими и социально-коммуникативными трудностями;
– использование комплексной технологии обучения детей с особыми
образовательными потребностями в классе эстрадного вокала, основанной на
результатах анализа и синтеза основных положений общей, музыкальной,
вокальной и коррекционной педагогики; общей, музыкальной и возрастной
психологии; музыкальной терапии и вокалотерапии, физиологии,
дефектологии и логопедии;
– применение диагностического инструментария, обеспечивающего
сбор анамнестических данных, системный анализ причин и динамики
состояния речи, психоэмоционального, физиологического, социально-
коммуникативного развития, выявление возрастных особенностей и
специфических учебно-воспитательных, психоэмоциональных,
межличностных коммуникативных и социальных потребностей детей с
особыми образовательными потребностями на различных этапах процесса
педагогического взаимодействия в классе вокала;
– организация учебно-воспитательного процесса в классе эстрадного
вокала на основе специальной программы, соответствующего ей цикла
сценариев занятий и дидактического материала специально-направленного
воздействия (игры, упражнения, задания, художественный вокальный
репертуар), составляющих авторскую комплексную технологию, реализуемых
в специально создаваемой предметно-пространственной среде, отвечающей
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
– учет и контроль антропогенных педагогических факторов: мотивация
ребенка и его окружения (родителей, родственников, друзей) в устранении
факторов, обусловливающих специфику особых образовательных
потребностей; организация индивидуальной комплексной диагностики
каждого ребенка, в том числе его личностных качеств, интересов,
потребностей; компетентность педагога в вопросах работы с детьми с
особыми образовательными потребностями; создание специальной
предметно-пространственной среды для активной коммуникативной
деятельности детей на занятиях вокалом; планирование занятий с учетом
специфики особых образовательных потребностей, выявленных в ходе
диагностики; индивидуально-групповой подбор методических и
дидактических комплексов; научно обоснованный выбор формата и режима
занятий, обусловленный результатами междисциплинарных исследований;
регулярность посещения детьми аудиторных занятий; качество выполнения
домашних заданий; степень участия родителей в выполнении детьми
домашних заданий, семейной коммуникации, соблюдении
здоровьесберегающих режима и атмосферы в семье.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Состоявшееся научно-практическое экспериментальное исследование
было направлено на обзор и сравнительный анализ достижений музыкальной
и вокальной педагогики, общей, возрастной и музыкальной психологии,
музыкотерапии и вокалотерапии, а также естественных наук (физиологии,
анатомии, терапии, психиатрии, дефектологии) в изучении причин и факторов
особых образовательных потребностей личности, обусловленных
проявившимися в раннем детстве проблемами функционирования
исполнительского (артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата и
требующих применения междисциплинарного подхода в обучении вокалу.
Анализ, обобщение и осмысление теоретического и методического
опыта многих поколений ученых и практикующих специалистов из указанных
областей позволили выработать авторскую позицию относительно решения
проблемы обучения вокалу детей с особыми образовательными
потребностями на теоретическом, методическом, технологическом и
операциональном экспериментально-практическом уровнях.
В результате исследования было получено научное и эмпирическое
подтверждение необходимости интеграции полифункционального
потенциала вокальной музыки, в частности, эстрадного вокала, наиболее
импонирующего детям младшего школьного возраста, и выработки
комплексного решения на технологическом, методико-дидактическом и
практическом уровнях.
В процессе междисциплинарной научно-исследовательской и проектно-
методической деятельности была разработана авторская комплексная
технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в
классе эстрадного вокала. Ее эмпирическая проверка в учреждениях
дополнительного образования подтвердила возможность, целесообразность и
перспективность широкого внедрения авторских предложений в учебно-
воспитательный процесс в классе эстрадного вокала.
В результате теоретического и экспериментально-эмпирического
исследования было установлено, что обучение вокалу детей с особыми
образовательными потребностями результативно при выполнении следующих
педагогических условий:
– формирование междисциплинарного комплекса научно-практических
достижений, обеспечивающих интегративное воздействие на причины,
факторы и следствия особых образовательных потребностей обучающихся,
обусловленных проблемами функционирования артикуляционно-голосового
и дыхательного аппарата и сопровождающихся психологическими и
социально-коммуникативными трудностями;
– использование комплексной технологии обучения детей с особыми
образовательными потребностями в классе эстрадного вокала, основанной на
результатах анализа и синтеза основных положений общей, музыкальной,
вокальной и коррекционной педагогики; общей, музыкальной и возрастной
психологии; музыкальной терапии и вокалотерапии, физиологии,
дефектологии и логопедии;
– применение диагностического инструментария, обеспечивающего
сбор анамнестических данных, системный анализ причин и динамики
состояния речи, психоэмоционального, физиологического, социально-
коммуникативного развития, выявление возрастных особенностей и
специфических учебно-воспитательных, психоэмоциональных,
межличностных коммуникативных и социальных потребностей детей с
особыми образовательными потребностями на различных этапах процесса
педагогического взаимодействия в классе вокала;
– организация учебно-воспитательного процесса в классе эстрадного
вокала на основе специальной программы, соответствующего ей цикла
сценариев занятий и дидактического материала специально-направленного
воздействия (игры, упражнения, задания, художественный вокальный
репертуар), составляющих авторскую комплексную технологию, реализуемых
в специально создаваемой предметно-пространственной среде, отвечающей
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
– учет и контроль антропогенных педагогических факторов: мотивация
ребенка и его окружения (родителей, родственников, друзей) в устранении
факторов, обусловливающих специфику особых образовательных
потребностей; организация индивидуальной комплексной диагностики
каждого ребенка, в том числе его личностных качеств, интересов,
потребностей; компетентность педагога в вопросах работы с детьми с
особыми образовательными потребностями; создание специальной
предметно-пространственной среды для активной деятельности детей на
занятиях вокалом; планирование занятий с учетом специфики особых
образовательных потребностей, выявленных в ходе диагностики;
индивидуально-групповой подбор методических и дидактических
комплексов; научно обоснованный выбор формата и режима занятий,
обусловленный результатами междисциплинарных исследований;
регулярность посещения детьми аудиторных занятий; качество выполнения
домашних заданий; степень участия родителей в выполнении детьми
домашних заданий, семейной коммуникации, соблюдении
здоровьесберегающих режима и атмосферы в семье.
В процессе многолетней исследовательско-аналитической, проектной,
методической, организационно-технологической, экспериментально-
педагогической деятельности были получены научно и практически значимые
результаты, способные повысить качество педагогической работы не только в
классах эстрадного вокала учреждений дополнительного образования, в
детских студиях эстрадного вокала, но и в группах факультативного
музыкального воспитания и развития, в рамках уроков музыки в
общеобразовательных учреждениях, на музыкально-эстетических занятиях в
психолого-педагогических центрах, обеспечить детям с особыми
образовательными потребностями в процессе обучения современному
вокальному искусству комплексную художественно-эстетическую,
психолого-педагогическую и социально-коммуникативную поддержку.
Обобщение всех результатов исследования убеждает: весь накопленный
на междисциплинарном уровне медицинскими, педагогическими и
психологическими науками теоретический, методический и технологический
опыт может быть успешно интегрирован в профессиональную деятельность
педагога-вокалиста; весь спектр форм, методов, приемов, средств выработки
навыков управления дыхательной, артикуляционной, речевой,
психоэмоциональной системами организма может быть интегрирован в
содержание вокальных занятий, структура которых основана на авторской
комплексной технологии и программе, специально разработанных с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и интересов обучающихся
младшего школьного возраста, реализуемых с соблюдением выявленных
педагогических условий.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные,
сопоставленные с результатами теоретического анализа, позволили сделать
следующие выводы:
– эффективность обучения детей с особыми образовательными
потребностями в классе эстрадного вокала в равной мере обусловлена
спецификой вокала как вида учебной и творческой практической
исполнительской деятельности: пение органично и равноценно сочетает в себе
ритмическую, эмоциональную и интонационную работу над речью, позволяет
развивать правильное дыхание, способствует развитию ровной разговорной и
певческой речи, оказывает положительное физическое воздействие на весь
организм человека;
– занятия эстрадным вокалом, организованные на междисциплинарной
основе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся,
обусловленных проблемами функционирования исполнительского
(артикуляционно-голосового и дыхательного) аппарата, активизируют
естественные психофизиологические ресурсы организма, обеспечивают
ослабление, коррекцию, а в ряде случаев нейтрализацию динамики развития и
интенсивности проблем, сопровождающих особые образовательные
потребности; направлены на улучшение функционирования жизненно важных
систем и процессов, учитывают традиционные общепринятые критерии
вокально-педагогической деятельности;
– процесс планирования и проектирования занятий в классе эстрадного
вокала с рассматриваемой категорией обучающихся отвечает основным
положениям и достижениям современных здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих научно-практических областей, в системно-
интегративном синтезе реализуемых вокальным педагогом;
– авторская комплексная технология обучения вокалу детей с особыми
образовательными потребностями может позиционироваться как
инновационное междисциплинарное научно-практическое направление
музыкальной педагогики.
В ходе проведения теоретического и экспериментального практического
исследования цель была достигнута, гипотеза получила свое подтверждение.
Материалы исследования открывают новые перспективы для продолжения
научных междисциплинарных изысканий и экспериментов в области
музыкального воспитания и вокального обучения различных категорий
обучающихся в учреждениях общего и дополнительного образования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Педагогические условия обучения вокалу детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования: междисциплинарный подход»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»