Литературная полемика о путях развития русской драматургии в отечественной критике рубежа XIX –XX вв.

Кириллова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Панорама критической мысли конца XIX – начала XX вв. о
состоянии отечественной драматургии и путях её дальнейшего развития …. 16
1.1. Основные направления русской литературной и театральной критики на
рубеже XIX–XX веков ……………………………………………………………………………… 16
1.2. Проблема взаимодействия литературы и театра в отечественной критике
конца XIX – начала XX веков …………………………………………………………………… 27
1.3. К вопросу об отношениях внутри триады «драматург – режиссёр – актёр»
в критике рубежа XIX – XX веков ……………………………………………………………. 37
1.4. Дискуссия о перспективах становления «новой драмы» и «нового
театра», взаимодействия символистской и реалистической театральной
эстетики, условности и натурализма, новаторства и традиции ………………….. 47
1.5. Полемика о будущем театрально-драматургического искусства в
отечественной критике рубежа XIX–XX вв. ……………………………………………… 67
Глава 2. А.Р. Кугель в контексте полемики о судьбе русской драмы …………. 75
2.1. Ключевые темы и жанры литературно-театральной критики А.Р. Кугеля
в журнале «Театр и искусство» ………………………………………………………………… 75
2.2. Рецепция творчества драматургов-символистов и поэтики «новой
драмы» в критике А.Р. Кугеля ………………………………………………………………….. 88
2.3. А.Р. Кугель о месте литературы в театре ………………………………………….. 100
2.4. Проблемы сценической интерпретации драматургической литературы в
оценке А.Р. Кугеля. Ценностные критерии во взглядах критика ……………… 110
Глава 3. Состояние и пути развития русской драмы в критике
А.Л. Волынского ……………………………………………………………………………………. 126
3.1. Философско-эстетические и структурные особенности литературно-
театральной критики А.Л. Волынского в журнале «Северный вестник» ….. 126
3.2. Восприятие А.Л. Волынским драматургии символистов в контексте
становления «новой драмы» …………………………………………………………………… 138
3.3. Взгляды А.Л. Волынского на роль литературы в театре ……………………. 146
3.4. Аксиологическая основа критической мысли А.Л. Волынского ………… 156
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 169
Список литературы…………………………………………………………….177

Во«Введении»характеризуетсястепеньизученноститемы
диссертации, обосновываются её актуальность и научная новизна,
определяется объект и предмет, цель и задачи исследования, его
теоретико-методологическаябаза,теоретическаяипрактическая
значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Панорама критической мысли конца XIX –
начала XX вв. о состоянии отечественной драматургии и путях её
дальнейшего развития» анализируется широкая картина общественной
дискуссии о путях современной тому времени драматургии в её
взаимодействии с театром.
В разделе 1.1. Основные направления русской литературной и
театральной критики на рубеже XIX–XX веков оценивается культурная
ситуация рубежа XIX–XX веков в России, которая была отмечена не
только более широким, чем ранее, спектром направлений литературной и
театральной критической мысли, но и её отчетливой претензией на
интеллектуальную гегемонию в обществе, а также дается обзор
периодической печати, которая была вовлечена в обсуждение актуальных
литературных и театральных вопросов.
На фоне многочисленных периодических изданий, освещавших
вопросы культурной ситуации данной эпохи, отдельного внимания
заслуживают критические сборники программно-манифестного характера,
посвященные современному театру, который, по мнению современников, с
одной стороны, находился в состоянии глубокого кризиса, а с другой – на
пересечении нескольких путей, по которым могло пойти его дальнейшее
развитие. Сборники «Театр: книга о новом театре» (1908), «Кризис
театра» (1909), «В спорах о театре» (1914) вобрали в себя самые
актуальные вопросы, ставившиеся театральной и литературной критикой,
рассеянной на страницах периодических изданий.
Театральная критика в конце XIX – начале XX века представляла
собой пространство широких общественных дискуссий. Она включала в
себя беспрецедентно широкий спектр различных направлений критической
мысли: социологической, эстетической, философской, интуитивистской и
т.д. Она пыталась приобщить к обсуждению проблем драматургии и
театральногоискусствабольшуюаудиторию,преодолеть
интеллектуальную пропасть между общественными классами, стремилась
наметить перспективы развития драматургии и театра в XX столетии.
В разделе 1.2. Проблема взаимодействия литературы и театра в
отечественной критике конца XIX – начала XX веков анализируются
острые споры о качестве театрального репертуара данного периода на
примере соотношения драматургической литературы и способов ее
интерпретации на театральной сцене.
При этом одна группа критиков упорно отстаивала мнение об
исключительно вспомогательной роли литературы в театре. Сторонники
этой точки зрения (Ф. Комиссаржевский, Вас. Сахновский, М. Бонч-
Томашевский, С. Глаголь, А. Бенуа) стремились доказать, что драма как
литературное произведение может реализовать свою родовую сущность
именно в сценическом воплощении и что она более зависима от театра,
чем он от нее.
Вторая группа критиков, условно выделенная нами, отстаивала
прямо противоположные позиции, отдавая предпочтение литературе и
утверждая её превосходство над театром. Так, А.В. Луначарский,
выступавший в своих программных статьях за синтез искусств в театре,
все же ведущую роль отводил литературе. Реформатор сцены, один из
основателей условного театра Вс. Мейерхольд также утверждал, что
именно «литература создает театр», а в переломные моменты именно
литература выступает главной силой, которая создает новые течения в
драматическом искусстве.
Третью группу критиков составили авторы, придерживающиеся
позиции «гармоничного синтетизма» театра и литературы (А. Белый,
Эллис и др.).
Некоторые критики эволюционировали в своих представлениях об
обозначенной проблеме. Например, В. Брюсов несколько раз менял свое
мнение по вопросу о подчиненности театра литературе. Изначально (в
статье«Ненужнаяправда»),онписал,чтодраматургияиграет
второстепенную роль в постановке спектакля; затем в своей лекции «Театр
будущего» утверждал, что текст – господствующее начало в театре, а
позднее, в статье «Реализм и условность на сцене», провозглашал, что
главенствующее место должно быть отведено актеру.
Проблема соотношения театра и литературы на рубеже XIX – XX вв.
стояла очень остро. Во многом этому способствовало многолетнее
развитие реалистического театра и появление к концу XIX столетия его
вульгарной,упрощеннойверсии,получившейназваниетеатра
«натуралистического»: и в том, и в другом случае первое место отводилось
тексту.Проблемысформированиемсовременноготеатрального
репертуара привели к осознанию необходимости появления новых
драматургических идей и решений, новых сценических форм. При этом
театральное искусство активно стремилось освободиться от своей
вторичной,вспомогательнойролииллюстраторадраматургических
текстовиобрестисамостоятельность,художественно-эстетическую
самоценность.
В разделе 1.3. К вопросу об отношениях внутри триады
«драматург – режиссёр – актёр» в критике рубежа XIX – XX веков
рассматриваетсяпроблемавзаимоотношенийиместадраматурга,
режиссера и актера в театре начала XX века, о тенденции к
доминированию «режиссерского» театра в исследуемый период.
Проблемаотношениймеждуведущимилицамитеатра–
драматургом, актером и режиссером – решалась критикой начала XX века
крайне неоднозначно и постоянно корректировалась самой театральной
практикой. При этом никто не спешил сдавать свои лидирующие позиции.
Критикастремиласьрасставитьпозицииучастниковтеатрального
процесса четко и строго, ориентируясь на свою систему представлений об
организации дела в театре. О коллективной работе актерского ансамбля,
когда все равны и все преследуют одну цель – создать новое
художественноепроизведение,говорилиещемало.Недостаточно
учитывался и тот факт, что театр – очень сложный механизм, в первую
очередь в силу того, что он аккумулирует вокруг себя людей творческих, а
следовательно – амбициозных, стремящихся проявить свои таланты в
полной мере. Поэтика «новой драмы», нарушая каноны классического
театра, требовала выдвижения на первый план режиссера, способного дать
модернизированной, условной поэтике новую сценическую форму.
В разделе 1.4. Дискуссия о перспективах становления «новой
драмы»и«новоготеатра»,взаимодействиясимволистскойи
реалистической театральной эстетики, условности и натурализма,
новаторства и традиции анализируются мнения критиков, режиссеров,
драматургов о сосуществовании или вытеснении одних аспектов эстетики
драматургическойлитературыитеатрадругими:взаимодействия
символистской и реалистической театральной эстетики, условности и
натурализма, новаторства и традиции.
В исследуемый период границы соотнесения понятий «условный»,
«натуралистический»,«символический»,«реалистичный»,
«традиционный», «стилизованный» в зависимости от формы воплощения,
художественного метода, идейной составляющей в отношении именно к
драме были очень тонкими, зыбкими, подвижными. В критике того
времени эти понятия не имели четкого и общего для всех смыслового
наполнения. Новые явления на страницах периодической печати не
успевали получать свое академическое толкование и признанное всеми
терминологическое определение.
Критики видели недостатки и в «натуралистическом» уклоне
реалистического направления, и в абстрактном характере условно-
символистской эстетики. С другой стороны, от крайнего неприятия
натуралистических тенденций и восторженного подчинения эстетике
символизма часть деятелей театра постепенно приходила к мысли о том,
что без реалистических элементов на сцене не обойтись. Все чаще стали
раздаваться голоса, в том числе и убежденных приверженцев символизма
(Брюсов,Эллис),о«взаимномотношенииэтихдвухэлементов
(символизма и реализма – А.К.) всякого художественного произведения»6.
Спор о ведущем направлении театрально-драматургического искусства
разрешился воплощением на сцене теорий двух противоположных идейно-
эстетических лагерей: реалистического и модернистского. В данном
вопросе практика победила теорию.
В разделе 1.5 Полемика о будущем театрально-драматургического
искусства в отечественной критике рубежа XIX–XX вв. аккумулируются
прогнозыведущихдраматургов,критиковидеятелейтеатрао
перспективах развития отечественной драматургии и театра. О том, каким
будет театр в будущем, писали многие критики и театральные деятели.
При этом они не отделяли, как правило, судьбу театра от судьбы
драматургии,размышляяобудущемтеатрально-драматургического
искусства в целом. Прогнозы были самими разными, мнения – во многом
полярными.
По мнению некоторых критиков, литература должна будет уйти на
дальний план и будет давать театру только «задание и канву» (С. Глаголь);
музыка займет одно из главенствующих мест: она будет задавать ритм и
слову, и движению (это достижение условного театра ценилось такими
критиками, как Г. Чулков и В. Базаров, при всем различии их позиций
больше всего). По мысли Е. Аничкова, артист научится интерпретировать
Эллис. Что такое театр? // Весы. 1908. №4. С. 87.
автора самостоятельно, «проделает всю работу критика и историка
литературы», ему не нужен будет посредник в качестве режиссера.
Критики писали и о вполне утилитарных вещах. Так, Ю. Стеклов говорил
не о том, как нужно ставить старый репертуар, а о том, как донести его до
народных масс, сделать его доступным (в том числе финансово
доступным) для всех.
Обобщая, можно сказать, что все футурологические прогнозы
критиков начала XX в. объединяло одно – театр останется культурным
стержнем, кафедрой и трибуной для следующих поколений. Его влияние
на общество только усилится, он найдет новые формы своего воплощения,
выведет актуальные темы, станет ближе к зрителю.
Во второй главе «А.Р. Кугель в контексте полемики о судьбе
русской драмы» представлены оценки, мнения, трактовки относительно
современного состояния и будущего отечественной драматургии и театра в
критике А.Р. Кугеля.
В разделе 2.1 Ключевые темы и жанры литературно-театральной
критики А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство» анализируются
проблемное содержание и композиционные особенности ведущего жанра в
критике Кугеля – рецензии.
Рецензии А.Р. Кугеля можно считать явлением литературно-
театрального жанрового синтеза. Критик с большим вниманием и с
высоким профессионализмом подходил к оценке явлений драматургии и
театра. Активная включенность в современные ему литературный и
театральный процессы, глубокие познания в области истории драматургии
и сценического искусства, публицистичность, выраженная в открытой
прямотеоценок,образноммышлении,ироническомскладеума,
последовательная защита прав автора-драматурга от посягательств
неглубоких интерпретаторов характеризуют Кугеля как истинного знатока
русскойиевропейскойсцены,человекастонкойинтуицией,
восприимчивойкистиннохудожественнымценностям.Критик,
придерживаясь в целом правил классической рецензии, считал возможным
выходить за рамки жанра, чтобы сделать материал увлекательным и
доступным для читателя. Это умение профессионально и стилистически
ярко работать в разных жанровых формах, затрагивать злободневные
общественно значимые вопросы, рассматривать современные ему пьесы и
постановки на широком культурном и общественно-политическом фоне
говорит о том, что Кугель обладал даром не только критика, но и
талантливого публициста.
В разделе 2.2 Рецепция творчества драматургов-символистов и
поэтики «новой драмы» в критике А.Р. Кугеля рассматривается отношение
критика к символистской драматургии и театру, а также к феномену
«новой драмы».
Свое критическое отношение к драматургии символистов Кугель
аргументировалнесколькимидоводами.Во-первых,онсчитал
невозможным обозначить символ на сцене. Критик писал, что символ – это
ядро, а скорлупа – это материальный мир, и стремления театра изобразить
символ похожи на попытки достичь ядра ореха, миновав его скорлупу,
однако нет еще в современном театре таких форм, которые могли бы
решить эту задачу. Во-вторых, по его мнению, театр оперирует вполне
конкретными вещами – такими, как сцена, декорации, реквизит, актер, то
есть тем, без чего театр обходиться не может – предметами материальной
среды, которую символизм должен избегать. В-третьих, недостатком
символистских пьес, считал он, является то, что значение символа может
быть слишком завуалировано и непрозрачно для читателя и зрителя.
Поэтому постановка символистской пьесы все время впадает в одну из
двух крайностей: или в примитивную, «искусственно сочиненную
аллегоричность», или в «стерильность» замысловатых абстракций. В-
четвертых, А.Р. Кугель считал недостатком и символистских постановок,
и пьес «новой драмы» отсутствие действия. Современный театр, по
мнению критика, слишком «болтлив», «доказателен», «многоречив»,
отсюда его «скука и дряблость». В-пятых, критик связывает неуспех
символистских опытов в театре со скудностью символических образов в
самой драматургии.
А.Р. Кугель считал бесперспективными попытки символизма найти
свое место на русской сцене. Однако, несмотря на всю систему аргументов
не в пользу символизма, Кугель делал и некоторые исключения, если
считал, что пьеса написана талантливо. А талант критик ценил превыше
всего.
В разделе 2.3 А.Р. Кугель о месте литературы в театре
анализируется отношение критика к тому, какое место занимает
драматургия в современном ему театре.
Проблему упадка театра критик видел в его «олитературивании», в
том, что театр превратился в «академию изящной словесности». В то же
время в одной из своих рецензий критик писал, что «зло современного
театра – это отсутствие автора»7. Это утверждение Кугеля вступает в
противоречие с широко распространенным среди современников мнением
о том, что критик во главу угла театрального искусства всегда ставил
актера. Однако если обратиться непосредственно к его текстам, то
оказывается, что это несколько упрощенная и категоричная оценка
деятельности критика.
Роль литературы А. Кугель нисколько не умалял, если речь шла о
литературе именно для театра. В отличие от ряда радикально настроенных
театральных деятелей, критик не отказывал литературе в праве быть
частью театрального мира. Критик только уточнял, что лишь тот
драматург, который знает законы сцены, может написать нужную и
успешную для театра пьесу. При этом катализатором в драматургии он
Кугель А.Р. Утверждение театра. М.: Изд-во журн. «Театр и Искусство», 1923. С. 10.
считал мораль. По его мнению, вся история театра доказывает влияние
нравственно-этических категорий на ход действия: так, чем проще, ярче и
эффектнее пьеса оправдывает и защищает добро, тем она сценичнее и
больше нравится публике. Однако, как считает Кугель, важно, чтобы
препятствия, с которыми сталкиваются герои драмы, носили «религиозно-
нравственныйхарактер»,аневыражалисьтолькововнешних
обстоятельствах, мешающих действовать, «как хочется».
Критик также отмечал, что для драматического произведения
большое значение имеют сценичные персонажи, умение театрального
литератора чувствовать «драматические мгновения жизни»8, как это
демонстрируют в своем творчестве А.П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Андреев.
Вразделе2.4.Проблемысценическойинтерпретации
драматургической литературы в оценке А.Р. Кугеля. Ценностные
критерии во взглядах критика рассматривается ценностно-эстетическая
концепция критика в оценке драматургической литературы и ее
сценического воплощения.
О роли режиссера в театре Кугель писал очень много, и его взгляд на
эту проблему был именно взглядом режиссера-критика. Он часто выступал
с критикой режиссуры К.С. Станиславского и Вс.Э. Мейерхольда, о чем он
нередко писал в своих рецензиях. С позиций сегодняшнего дня, когда
фигуры Станиславского и Мейерхольда воспринимаются в театральной
среде в качестве незыблемых авторитетов, подобные нелицеприятные
высказываниякритикасвидетельствуют,во-первых,окрайней
самостоятельности и неангажированности его как критика, а с другой – о
той острой полемике и творческой борьбе, в условиях которых протекало в
начале XX века становление «новой драмы» и «нового театра».
Он считал, что современному театру не хватает чистого юмора в
постановках, ритмизации спектакля, ярко выраженного темперамента
Кугель А.Р. Кризис театра // Театр и искусство. 1909. №32. С. 553.
авторадрамыиадекватногосценографическогорешения,
соответствующего воле драматурга, творческой самостоятельности
актера. Однако критик в оценке произведений современной ему
драматургии исходил не только из художественно-эстетических, но и из
нравственных критериев, мыслил с позиций ценностного подхода. Миссия
театра, по его мнению, – быть провозглашателем и защитником
незыблемых нравственных истин. Не случайно он называл А.Н.
Островского «истинным поэтом театра» и считал, что его наследие
поможет противостоять кризису морали в современном обществе. Кугель
отмечал, что в современном репертуаре не хватает освещения этических
проблем. Более того, он готов был простить известную свободу в
утверждении внеэтических в его понимании начал в других видах
искусства, но не в драме.
В третьей главе «Состояние и пути развития русской драмы в
критикеА.Л.Волынского»представленыконцепции,взгляды
А.Л. Волынскогооботечественномтеатрально-драматургическом
искусстве конца XIX – начала XX вв.
Вразделе3.1.Философско-эстетическиеиструктурные
особенности литературно-театральной критики А.Л. Волынского в
журнале «Северный вестник» рассматриваются специфика литературной
критики данного автора, его нравственно-эстетические предпочтения и его
опыт как театрального деятеля.
В критике Волынского наблюдается синтез элементов очень многих
направлений литературной критики. Его литературно-критическая позиция
основывалась на триединстве философии, этики, эстетики. Под истинным
искусством критик понимал выражение «широких ясных настроений, в
которых неразрывно соединились на идеалистической почве эстетические
инравственныеинтересы»9.Лексическое,стилистическое,
композиционное решения, по мнению критика, служат вспомогательным
средством в оформлении главных мыслей драматурга.
Литературно-театральные рецензии критика – своеобразное и
примечательное явление в истории литературной критики. Они содержат в
себе ряд характерных структурно-стилистических особенностей, которые
создают представление о критической стратегии автора. Его рецензии,
опубликованные под рубрикой «Литературные заметки» в журнале
«Северный вестник», можно назвать персоналистическими. Критик
пропускает художественный текст автора сквозь призму собственного
мировосприятия, не опасаясь обвинений в субъективизме оценок. Другая
особенность рецензий, благодаря которой есть существенные основания
соотноситьВолынскогоcплеядойкритиков-модернистов,–это
импрессионистичность стиля. Хотя в то же время в статьях Волынского
прослеживается и острая публицистичность, которая проявляется в
актуализации проблем современности с ярко выраженной оценкой этого
явления самим критиком, что позволяет говорить и об отчетливо
выраженном социологическом элементе в его критической системе.
Втожевремяпринципиальностькритическихоценок
А. Волынского, в том числе по адресу своих выдающихся современников
(например, К. Станиславского), не мешала плодотворности их личных и
творческих контактов, о чем свидетельствуют извлеченные из архивов
фрагменты их личной переписки. Деятельность критика отличалась
исключительной многогранностью, глубоким и всесторонним знанием
театрального дела, что обеспечило ему особый авторитет в театральной
среде его времени.
Вразделе3.2.ВосприятиеА.Л.Волынскимдраматургии
символистов в контексте становления «новой драмы» анализируется
Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. №1. С. 315.
отношение Волынского к символизму в целом и экспериментам
современной ему драматургии.
Так, критик не отказывал символистскому театру в праве на
существование. Свой идеал символистской эстетики, а в перспективе – и
«новой драмы» А. Волынский в конце 90-х гг. увидел в творчестве
А.П. Чехова. Его произведения он называл «отрадной многодумной
тишиной» (при этом раннее творчество Чехова он подвергал достаточно
жесткой критике – упрекал его в надуманности и холодной рассудочности
в ущерб художественности). Критик писал, что «среди русских писателей
последнего времени Чехов, несомненно, самый крупный, самый серьезный
талант, хотя, быть может, всем строем своей души, тонкой, грустной,
робко-мечтательной, он является среди них как бы последним “ветхим
человеком”, из которого должен выйти новый человек»10. Волынский
называл драматургию Чехова, наряду с пьесами Гауптама и Ибсена,
«чисто-психологической». Вместе с тем, несмотря на ее «превосходство в
смысле литературной живописи», Волынский считал драматургию Чехова
недостаточносценичной.«Чисто-психологическаядраматургия»,
тяготеющая к символизму, в трактовке критика не сценична, так как для
театра с его законами и «особыми средствами» одной психологии мало.
Крометого,Волынскийнаходилмножествонедостатковв
построении символистских пьес: критиковал их за излишнее философское
резонерство, рассудочную дидактику, а самое главное – за отсутствие
органичной сценической формы. Он видел, что традиционные каноны
вступают в противоречие с исканиями модернистской драматургии, что ей
нужны новые оригинальные, но органичные формы, которых на данный
момент нет. Однако критик позитивно оценивал тот факт, что
современный ему театр находится в непрерывном художественном поиске
Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. №2. С. 237.
и внимательно следил за процессом становления «новой драмы», отражая
его в своих откликах на различные литературные и театральные события.
В разделе 3.3. Взгляды А.Л. Волынского на роль литературы в
театре рассматривается проблема взаимоотношений литературы и театра
в её оригинальном освещении в деятельности критика. В ходе
исследования было выявлено, что значительное место в статьях
А.Л. Волынского о постановках отводилось анализу драматического
текста, причем акцент делался на сочетании идейной и художественной
сторон произведения. Анализ нравственно-психологических характеристик
героев также занимал ключевое место во всей его литературной критике, в
которой постоянно поднимались два главных вопроса – о природе
человеческой личности и смысле человеческого существования.
А.Л. Волынский также указывал и на важнейшие элементы, которые
влияют на общее впечатление от театральной постановки, – актерскую
игру и форму пьесы. Однако первое, считал он, имеет более тесную связь с
литературой, чем второе. По мнению критика, плохой текст не может дать
материал для истинно-талантливой игры.
Критик считал литературу неотъемлемой частью и основой театра.
Его система оценок современной драматургии носила аксиологический
характер и базировалась на единстве трех важнейших элементов
произведения: художественно-эстетической составляющей, этического и
религиозно-философского содержания.
Вразделе3.4Аксиологическаяосновакритическоймысли
А.Л. Волынского выявляются концептуальные основы его критической
деятельности, связанные с проблемой качественной отечественной
драматургии. Особое внимание в своей критике А. Волынский отводил
чеховской драматургии. Критик отмечал, что «исцеляющей силы» в
драматургии Чехова нет, но есть в ней утешение, сострадание и
милосердие. Стремление к трансцендентальному, к одухотворенности
каждого аспекта человеческой жизни, что было близко мировосприятию
его самого, критик находит и в творчестве Чехова. На определенном этапе
развития своей критической мысли, когда Волынский воспринимал Чехова
как символиста, он категорически не принимал интерпретации чеховской
драматургии в «натуралистической» версии Московского художественного
театра. Для критика бытовые подробности, документальность находились
на последнем месте его ценностной иерархии. Главный его упрек в адрес
такназываемого«натурализма»–поверхностноеотношениек
психологизму, декоративное бытоподобие, отсутствие поиска новых форм.
У А. Волынского был свой особенный подход к оценке драматургии
М.Горького.Так,темупьесы«Надне»Волынскийназывал
«бесподобной», с «живой, не книжной, философией». Дело в том, что в
художественно-эстетическойсистемекритикаценность«живой
философии» занимала приоритетное место. Однако с художественной
стороны, по мнению критика, пьеса Горького уступает произведениям
Чехова ввиду отсутствия в ней «благородно-сердечной ноты».
Анализируя пьесу Л.Н. Толстого «Плоды просвещения», Волынский
отмечал, что все художественное и публицистическое наследие писателя
проникнуто «живой философией». С философско-эстетических позиций
критика толстовская «Власть тьмы» служила образцом истинного
искусства.Сочетаниехудожественныхдостоинствсфилософией
идеалистическогопосылаихристианскойморалью–яркое
подтверждение, по его мнению, настоящего драматургического таланта Л.
Толстого.
Такимобразом,А.Л.Волынскийстаралсярассмотреть
драматургический текст как целостное идейно-художественное единство,
максимально охватить художественный мир произведения, доказать
прежде всего его философско-эстетическую значимость для общества,
нравственную и эстетическую ценность. В его наследии отчетливо
просматриваютсяиндивидуальностьсамогокритика,егосистема
ценностей, эстетические предпочтения, этические нормы – и в конечном
итоге отчетливо выраженная аксиологическая основа его критической
системы.
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования
и формулируются выводы.
Проведённый в работе анализ литературной полемики о путях
развития русской драматургии на рубеже XIX –XX вв. показал, что
первопричиной бурных общественных дискуссий стал кризис театрального
репертуара и поиск новых сценических форм драматургии, отвечающих
духупереломнойэпохи.Идейно-эстетическиеисканиярусской
литературно-театральной критики рубежа XIX–XX нашли свое, по-своему
целостное воплощение в концепциях взаимодействия литературы – театра
–обществаукритиков-современников,редактороввлиятельных
литературно-театральныхжурналовА.Л.Волынского(«Северный
вестник») и А.Р. Кугеля («Театр и искусство»). На основе сравнительного
анализа их критических программ в диссертации сделан вывод о том, что
при всех различиях и полемических моментах в оценке творчества
отдельных писателей и при всех стилистических нюансах их объединяют
сходные ценностные критерии в восприятии современной им драматургии
и театра.
Оба критика отличались независимостью позиций, что в те времена
сосуществования и борьбы многочисленных литературных направлений,
течений и школ, в том числе в сфере критики, было редкостью. Оба
поддерживали поиск нового, но не отвергали традицию, ценили
драматическое произведение прежде всего за художественную идею. И
Волынский, и Кугель были убеждены, что в современном им театре не
хватает освещения нравственно-этических проблем, так как оба ценили в
драматическом произведении особую сердечную ноту, человеческую
теплоту, что далеко не всегда сохранялось в бесконечных театральных
экспериментах современных им реформаторов сцены. Кугель и Волынский
оценивали пьесы по тому нравственному посылу, который направляет
драматург читателю и зрителю. Совокупность всех этих особенностей
позволяет отнести их в диссертации к аксиологическому направлению
критической мысли рубежа XIX – XX вв.

Дискуссия о перспективах развития отечественной драматургии и
будущем русского театра, в которую были вовлечены многие известные
писатели, деятели сцены, критики, имела важное значение в судьбах культуры
и искусства России на рубеже XIX–XX вв. Нужны были новые темы, которые
требовали новых форм выражения.
Полемика назрела в первую очередь из-за очевидного кризиса
театрального репертуара, на который указывали многие театральные деятели.
А.Л. Волынский в 1896 году писал в своей статье, опубликованной в «Северном
вестнике»: «Для нашего театра, захиревшего в последнее время от изобилия
дряблых плодов драматической посредственности и рутины, необходимо
экстренное оживление»1. Появление феномена «новой драмы» в начале XX
века лишь усилило остроту проблемы. Основные вопросы, касающиеся
сущности исканий в области театра и драматургии, заключались в определении
художественных приоритетов между традицией и новаторством, реализмом и
условностью, модернистской и натуралистической эстетикой, драматургией и
её сценическим воплощением, в утверждении новой, более современной
модели творческого взаимодействия между драматургом, режиссёром, актёром,
зрителем.
Актуальность исследования заключается в необходимости воссоздания с
современных позиций полной и объективной картины широкой литературно-
театральной дискуссии исследуемого периода, в выявлении спектра различных
подходов отечественной критики рубежа XIX – XX веков к творчеству русских
драматургов, а также к наследию зарубежных авторов, чьи произведения
получали оригинальную трактовку на русской театральной сцене того времени.
Эта проблематика во многом созвучна современным творческим поискам в
Волынский А.Л. Литературные заметки//Северный вестник. 1896. №1. С. 210.
сфере драматургии и театра и, следовательно, представляют серьезный
историко-культурный интерес для сегодняшнего дня.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в исследовании
впервые, в том числе с привлечением архивных материалов, выявлен широкий
концептуальный спектр оценок состояния и перспектив развития русской
драматургии в работах ведущих деятелей русской литературы, литературных и
театральных критиков рубежа XIX–XX вв. (В.Я. Брюсов, А.А. Блок,
Ю.И. Айхенвальд, Ф.К. Сологуб, Л.Н. Андреев, А.В. Луначарский), а также
видных театральных деятелей эпохи (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-
Данченко, Вс. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Н.Н. Евреинов, П.П. Гайдебуров);
проводится комплексный сравнительно-сопоставительный анализ творческого
наследия двух видных, но полузабытых сегодня представителей литературной и
театральной критики рубежа XIX–XX вв. – А.Л Волынского и А.Р. Кугеля, чья
деятельность оказала значительное влияние на формирование культурно-
творческой среды эпохи, направляя вектор творческих исканий, сценических
решений видных деятелей театра. Также в диссертации впервые осуществлен
анализ художественных текстов А.Р. Кугеля с точки зрения их соответствия
теоретическим представлениям критика о канонах современного произведения,
предназначенного для сцены.
Оригинальные мнения названных критиков по отношению к ключевым
драматургическим произведениям рубежа веков (таким, как «Чайка»
А.П. Чехова, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «На дне» М. Горького),
обнаруженные в малоизвестных публикациях в прессе рубежа веков, помогают
увидеть идейно-художественные достоинства этих классических
драматургических текстов с новых сторон, с позиций их восприятия
современниками.
Единство ценностных приоритетов, выявленное в ходе сравнительно-
сопоставительного анализа «критических систем» А.Л. Волынского и
А.Р. Кугеля, дало основание отнести их к «аксиологическому» направлению
русской критической мысли рубежа XIX–XX вв. (терминологическое
определение предложено диссертантом).
Целью данного исследования явился концептуальный анализ работ
ведущих критиков и деятелей театра рубежа XIX–XX вв. (в том числе
А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля) в рамках литературной и театральной
полемики о состоянии отечественной драматургии, о возможных путях ее
развития в условиях восприятия как традиционных, так и новаторских
драматургических решений, экспериментальных сценических форм с позиций
ключевых тенденций художественно-эстетической мысли и практики данного
периода.
Достижение данной цели предполагало постановку и решение ряда
конкретных задач:
– выявить в печатных изданиях рубежа XIX–XX вв. (используя, в том
числе, архивные материалы) ключевые выступления ведущих литературных и
театральных деятелей о разных аспектах, связанных с состоянием драматургии
и театра данного периода;
– рассмотреть широкий спектр представлений о перспективах
развития отечественной драматургии и театральной эстетики в аспекте
взаимодействия литературы и театра, реалистических и модернистских
тенденций, формировавшихся в данную эпоху;
– проанализировать содержание дискуссий и литературной полемики о
соотношении реалистических и условных начал, традиций, новаторства и
эксперимента, стиля и стилизации в поэтике драматургии и театральной
практике исследуемой эпохи;
– определить роль и место литературно-критической деятельности
А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля в дискуссиях о путях развития русской
драматургии, традиционной и новой театральной эстетики;
– выделить ценностные приоритеты во взглядах А.Л. Волынского и
А.Р. Кугеля на задачи драматургии и театра, раскрыть черты общности,
сходства и различия их подходов в оценке миссии «литературы для театра» с
позиций современности.
Границы исследования обусловлены хронологическими рамками
рубежа XIX – XX вв. В отечественной литературной и театральной критике
этот период представлен четырьмя десятилетиями и в аспекте эволюции
драматургии и театрального искусства условно разделен на несколько
периодов: 1) 1880-е гг. – драматургия и театр «до Чехова»; 2) рубеж 1880–1890-
х – кризис театрального репертуара и поиск «новых форм» в драматургии; 3)
1890-е гг. – возникновение и расцвет «чеховского» этапа в развитии
драматургии и новой театральной эстетики Московского художественного
театра; 4) начало XX в. – широкая общественная дискуссия о современном
состоянии и будущем отечественной драмы и театра, феномен «театра
М. Горького»2. Как отмечает Л.Ф. Алексеева, у художников данного периода
диапазон исканий был очень широким: так, «для одних значимость искусства
сводилась к абсолютизации содержания, отрицанию самостоятельного значения
словесного экспериментаторства, для других его ценность определялась только
новизной формы, оригинальностью языка, третьи (как Андрей Белый, А. Блок)
убеждали в слитности «формосодержания», единстве открытий в области
художественности – и познания действительной истории и сверхреальности»3.
Данные тенденции отчетливо проявились и в драматургии.
Объектом исследования являются материалы дискуссий отечественных
критиков рубежа XIX–XX вв. об актуальных проблемах развития драматургии
и театра с участием Валерия Брюсова, Александра Блока, Леонида Андреева,
Максима Горького, Юлия Айхенвальда, Анатолия Луначарского, Михаила
Бонч-Томашевского, Федора Сологуба и др., объединенные в сборниках
концептуально-манифестного характера «Театр. Книга о новом театре» (1908),
«Кризис театра» (1909), «В спорах о театре» (1913); литературно-критические
выступления таких видных деятелей театра, как Константин Станиславский,
2
Кузичева А.П. Театральная критика российской провинции, 1880-1917. М.: Наука, 2006. С. 9.
3
Алексеева Л.Ф. Значение Серебряного века для литературного процесса в Советском Союзе и Русском
зарубежье // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские
чтения»): сб. ст. М.: МГОУ, 2016. С. 8.
Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, Павел Гайдебуров,
Николай Евреинов, публиковавшиеся в газетах и журналах данного периода;
статьи Акима Волынского в журнале «Северный вестник» и Александра Кугеля

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Вестник Рязанскогогосударственного университета им. С.А. Есенина. – 2– № 2 (67). –С. 104–– 0,9 п.л.
    Пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы» в литературной критике рубежа XIX-XX веков: к вопросу о сценичности драмы
    Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Русская филология. – 2– № – С. 58–– 0,4 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»