Механизмы психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …………….… 13
1.1. История развития и современное состояние проблемы психологических
защит в медицинской психологии ……………………………………………… 13
1.2. Понятие о психологических защитах и их клинические классификации… 18
1.3. Специфические особенности проявления механизмов психологических
защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта ………..………. 23
1.4. Психологические особенности лиц юношеского возраста из неполных
семей …………………………………….…………………….…………………… 33
Выводы по главе 1..….…………………………………………………………… 37
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………. 39
2.1. Описание выборки обследуемых …………………..…………..…………… 40
2.2. Методы клинико-психологического исследования …………….…………. 42
2.3. Организация исследования………………………………..……..…………… 50
2.4. Математико-статистические методы анализа результатов исследования.. 52
Выводы по главе 2..….…………………………………………………………… 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …………….… 56
3.1. Изучение механизмов психологических защит с помощью проективных
методов ……………………………………………………………………………. 56
3.1.1. Взаимосвязь типа семьи с формированием психологических
защит…..…..………………………………………………………………………. 57
3.1.2. Взаимосвязь половых различий с формированием психологических
защит…..…..………………………………………………………………………. 63
3.1.3. Изучение защитного эмоционального реагирования в зависимости
от типа семьи ……………………………………………………………………… 65
3.2. Выявление доминантных механизмов психологических защит у лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей ………… 71
3.2.1. Взаимосвязь интеллекта и типа семьи с проявлением психологических
защит ……………………………………………………………………………… 81
3.2.2. Взаимосвязь интеллекта и половых различий с проявлением
психологических защит ………………………..………………………………… 84
3.3. Изучение типов защитного реагирования у лиц юношеского возраста …. 86
3.3.1. Типы защитного реагирования у лиц юношеского возраста
с нормативным развитием из полных семей …….……………………………… 87
3.3.2. Типы защитного реагирования у лиц юношеского возраста
с нарушением интеллекта из полных семей ……………………………….…… 94
3.3.3. Типы защитного реагирования у лиц юношеского возраста
с нарушением интеллекта из неполных семей ………………….……………… 99
3.3.4. Сравнительный анализ типов защитного реагирования в зависимости
от влияния типа семьи и половых различий …………………………………… 105
3.5. Обсуждение результатов исследования ……………………….…………… 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 113
ВЫВОДЫ ……………….………………………………………………………… 118
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………….……………. 120
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ ….………………… 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….… 123
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………… 147
Во введении обоснована актуальность исследования, цели и задачи
исследования, определён объект, предмет, указаны теоретико-методологические
основы, методы и этапы исследования, сформулированы научная новизна,
теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения,
выносимые на защиту.
В первой главе «Современное состояние исследований психологических
защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных
семей» проведён теоретический анализ современного состояния проблемы изучения
механизмов психологических защит. В параграфе 1.1. представлен исторический
аспект изучения психологических защит, а также рассмотрены основные теории их
защитных механизмов в трудах отечественных и зарубежных учёных. В параграфе
1.2. отражено современное определение феномена психологических защит,
рассматриваются их клинические классификации. В качестве основной
эмпирической типологии выделена уровневая модель, разработанная М. Бондом, в
которой учитывается их специфика развития и проявления психологических защит:
от самых незрелых (дезадаптивных) – до максимально развитых (адаптивных). В
параграфе 1.3. анализируется определение и этиология умственной отсталости.
Представлены работы различных авторов по проблеме изучения механизмов
психологических защит при нарушении интеллекта с учётом возрастной
периодизации Реана А.А. (2002). В параграфе 1.4. отражено определение неполной
семьи, в которой ребёнок воспитывается без отца. Приводится классификация
неполных семей, предложенная Целуйко В.М. (2004). Первый тип – осиротевшая
неполная семья, вследствие смерти одного из родителей. Второй тип – неполная
(распавшаяся) семья, где родители по какой-либо причине не захотели или не
смогли жить вместе, и вынуждены были развестись. Третий тип – материнская
семья (внебрачная или семья матери-одиночки). Распавшиеся неполные семьи
наиболее часто встречаются при воспитании детей с нарушением интеллекта.
Глава 2 «Методы и организация исследования» включает в себя описание
методов, этапов и процедур проведения клинико-психологического исследования.
Для решения поставленных задач комплексно применялись шесть методов:
анамнестический метод, метод беседы, психодиагностический, проективный,
ассоциативный метод и нарративный подход. Для диагностики механизмов
психологических защит использовались специализированные,стандартизиро-
ванные методики: опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-
Конте в адаптации Вассермана Л.И.; «Клинический опросник структуры
психологических защит» Бонда M. в адаптации Тунник Е.Е.; графический тест
«Рисунок человека» Маховер К. в адаптации Соловьевой А.В.; Применялись также
проективные методики: графический тест «Рисунок человека» Маховер К. в
адаптации Соловьевой А.В.; рисуночный тест «Человек под дождём» авторы:
Романова Е.В., Сытько Т.И.; «Тематический апперцептивный тест» Мюррей Г.,
Морган Х. в адаптации Леонтьева Д.А., Соловьевой А.В.; «Рассказ по сюжетным
картинкам» Лерман А.
В исследовании приняли участие 200 юношей и девушек в возрасте от 15 до 18
лет. Контрольную группу (с нормативным интеллектуальным развитием) составили
50 человек из полных семей (34 юношей, 16 девушек) и 50 человек из неполных
семей (38 юношей, 12 девушек). Основную группу составили – 50 человек из
полных семей (22 юношей, 28 девушек) и 50 человек из неполных семей
(17 юношей, 33 девушки). Все обследуемые из основной группы имеют диагноз
«F70 – легкая умственная отсталость», соответствующий Международной
классификацией психических болезней и поведенческих расстройств 10-го
пересмотра (1992). Коэффициент интеллекта у обследованных составлял 50–69.
Данные анамнеза были представлены в официальной медицинской документации на
каждого ребёнка в образовательных учреждениях. Возрастной, социальный и
нозологический состав выборки указан в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение обследованных по возрастной, социальной и нозологической
принадлежности
Контрольная группа (нормативное развитие)
ЮношиДевушкиВсего
Полные семьи341650
Средний возраст на момент обследования1716,916,8
Неполные семьи381250
Средний возраст на момент обследования16,516,816,5
Основная группа (юноши и девушки с нарушением интеллекта,
клинический диагноз «F70 – легкая умственная отсталость» по МКБ–10)
ЮношиДевушкиВсего
Полные семьи222850
Средний возраст на момент обследования1616,716,7
Неполные семьи173350
Средний возраст на момент обследования161616
Всего обследовано100100200
Для получения более полной информации об анамнезе больных юношеского
возраста с нарушением интеллекта был проведён анализ протоколов психолого-
медико-педагогической комиссии, которые заполняли клинические психологи и
психиатры. В медицинской документации указана следующая этиология легкой ум-
ственной отсталости (F70, по МКБ-10): внутриутробная инфекция – 4,2%; недоно-
шенность – 3,7%; черепно-мозговые травмы – 1,75%; перинатальные вредности –
5,25%. Во всех остальных случаях в анамнестических сведениях (медицинских диа-
гнозах) указаны неуточнённые причины нарушения интеллекта.
При анализе и интерпретации эмпирических данных применялись различные
методы математико-статистического анализа: 1) критерий согласия Колмогорова-
Смирнова при проверке гипотезы о соответствии генеральной совокупности нор-
мальному закону распределения; 2) t-критерия Стьюдента для парных сравнений
средних значений независимых выборок и проверки на однородность дисперсии;
3) коэффициент Альфа Кронбарха для анализа надёжности выделения наиболее ин-
формативных заданий из всех применяемых субтестов методик; 4) критерий незави-
симости Хи-квадрата Пирсона для определения зависимости переменных «пол» и
«тип семьи»; 5) критерий Фишера в случае высокой вероятности ошибки критерия
Хи-квадрата; 6) дисперсионный анализ с целью определения статистической досто-
верности различий между выборками путём сравнения их средних значений;
7) непараметрический критерий H-Краскала-Уоллеса с целью проверки нулевых ги-
потез, согласно которым различные выборки были взяты из одного и того же рас-
пределения или из распределений с одинаковыми медианами; 8) факторный анализ
для выявления типов защитного реагирования с помощью метода анализ главных
компонент и варимакс-вращения.
В главе 3 «Результаты изучения механизмов психологических защит у лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей» описаны
результаты эмпирического исследования, предложено их обсуждение и
интерпретация результатов.
В параграфе 3.1. использовались проективные тесты, которые позволяют
выявить механизмы психологических защит у лиц юношеского возраста. К
проективной диагностике относились методики: «Рисунок человека» и «Человек под
дождём», «Тематический апперцептивный тест», «Рассказ по сюжетным
картинкам».
В параграфе 3.1.1. «Взаимосвязь типа семьи с формированием
психологических защит» с помощью критерия Хи-квадрата Пирсона у нормативно
развивающихся юношей и девушек в полных семьях выявлены различия в
показателе «психологическая защита в условиях стресса» (р<0,05). У лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей определены
такие виды психологических защит, как изоляция (р<0,001), избегание (р<0,05),
регрессия (р<0,05) (таблица 2).
Таблица 2.
Виды защитного реагирования у обследованных из полных и неполных семей
(методика «Человек под дождём»)
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
полные семьинеполные семьи
психологическая защитаизоляция (р<0,001); избегание (р<0,05);
в условиях стресса (р<0,05)регрессия (р<0,05)
Лица юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей
достоверно чаще используют защиты, носящие регрессивный и избегающий
характер, связанные с ситуацией возврата к более ранним жизненным событиям.
Для анализа проективного теста «Рисунок человека» дополнительно был
использован t-критерий Стьюдента (рисунок 1).
3028,42 2,73
M m*
3,45 0,20*
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
Рисунок 1. Достоверные различия между контрольной и основной группой
по показателю напряжённости по методике «Рисунок человека»
* Обозначения: M – среднее арифметическое значение,
m – стандартная ошибка среднего при р<0,001
В основной группе результаты оказались статистически достоверно выше
(р<0,001) по показателю напряжённости, что свидетельствует о неблагоприятных
условиях их психосоциального развития. Сходные результаты получены и с
применением другой рисуночной методики «Человек под дождём».
27,98 2,28
M m*20
7,44 0,28*
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
Рисунок 2. Достоверные различия между контрольной и основной группой
по показателю общего балла психологической защиты
по методике «Человек под дождём»
* Обозначения: M – среднее арифметическое значение,
m – стандартная ошибка среднего при р<0,001
Общий балл по использованию механизмов психологических защит (р<0,001)
в основной группе оказался достоверно выше, чем в контрольной группе (рисунок
2), что отражает более значительное эмоциональное неблагополучие в психическом
состоянии у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта.
В параграфе 3.1.2. «Взаимосвязь половых различий с формированием пси-
хологических защит» также был проведён анализ результатов рисуночного теста
«Человек под дождём» с учётом половой принадлежности обследованных. В кон-
трольной группе в неполных семьях для юношей наиболее характерно использовать
психологическую защиту – «подавление» (р<0,05). Для девушек с нарушением ин-
теллекта из неполных семей различия выявились по показателям «изоляция»
(р<0,001) и «вытеснение» (р<0,05) (таблица 3).
Таблица 3.
Виды защитного реагирования у обследованных разного пола
(методика «Человек под дождём»)
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
неполные семьинеполные семьи
подавление (р<0,05)изоляция (р<0,001); вытеснение (р<0,05)
(характерно для юношей)(характерно для девушек)
В параграфе 3.1.3. «Изучение защитного эмоционального реагирования в
зависимости от типа семьи» представлен анализ распределения диагностирован-
ных защитных механизмов в контрольной и основной группах из полных и непол-
ных семей, производился с помощью проективной методики «Тематический аппер-
цептивный тест». В результате в контрольной группе различия выявились только в
неполных семьях по следующим показателям: «отрицание» (р<0,05), «подавление»
(р<0,05), «проекция» (р<0,05), «рационализация» (р<0,01) и «реактивное образова-
ние» (р<0,001). В основной группе в полных семьях достоверно чаще проявлялись
защитные механизмы по типу «реактивное образование» (р<0,05) и «компенсации»
(р<0,05). У лиц юношеского возраста с нарушенным интеллектом в неполных семь-
ях выражены «регрессия» (р<0,05) и «изоляция» (р<0,05) (таблица 4).
Таблица 4.
Виды защитного реагирования у обследованных из полных и неполных семей
(методика «Тематический апперцептивный тест»)
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
неполные семьиполные семьинеполные семьи
отрицание (р<0,05); подавление (р<0,05);реактивное образованиерегрессия (р<0,05);
проекция (р<0,05); рационализация (р<0,01); (р <0,05);изоляция (р<0,05)
реактивное образование (р<0,001)компенсация (р<0,05)
Для юношей и девушек с нарушением интеллекта не характерно использова-
ние механизма психологической защиты по типу «рационализации». «Регрессия» и
«изоляция» относятся к дезадаптивным формам психологической защиты, их ис-
пользуют лица юношеского возраста в ситуациях социального взаимодействия.
Данная специфика защитного реагирования может быть обусловлена фактом воспи-
тания в неполной семье.
По результатам вербализации понимания сюжетных картинок обследуемыми
основной группы из неполных семьей определены достоверно значимые отличия
(р<0,05) в интерпретации социальных отношений. Выявлены когнитивные затруд-
нения в объяснении взаимодействия между персонажами сюжетов из-за недостаточ-
ности личностного и социального опыта. Данные результаты можно связать с фено-
меном психологической инкапсуляции, под которой понимается социальная отчуж-
дённость и ограниченность в сфере установления контактов, на что может влиять
диагноз и воспитание в неполной семье. Благодаря использованию методики «Рас-
сказ по сюжетным картинкам» удалось проанализировать специфику эмоционально-
го реагирования у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта и связать по-
лученные результаты с особенностями функционирования у них механизмов психо-
логических защит. В контрольной группе в полных семьях юноши и девушки реаги-
руют проявлениями заботы (р<0,05) и радости (р<0,05), а в неполных семьях – в
форме удивления (р<0,05) и радости (р<0,01). Печаль (р<0,05) и боль (р<0,05) харак-
терна больше для юношей и девушек с нарушением интеллекта из неполных семей
(таблица 5). Эмоциональные проявления для лиц с нарушением интеллекта из не-
полных семей будут более негативно окрашенными. С точки зрения психоэволюци-
онной теории Келермана-Плутчика чувство печали относится к защите по типу «ре-
грессия», а боль – к защите по типу «вытеснения». Результаты эмпирического ис-
следования позволяют отметить, что юноши и девушки с нарушением интеллекта из
неполных семей склонны к проявлению защит вытеснения и регрессия в стрессовых
ситуациях.
Таблица 5.
Виды защитного реагирования у обследованных из полных и неполных семей
(методика «Рассказ по сюжетным картинкам»)
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
полные семьинеполные семьиполные семьинеполные семьи
забота (р<0,05);удивление (р<0,05);радость (р<0,05) печаль (р<0,05);
радость (р<0,05)радость (р<0,01)боль (р<0,05)
Результаты проективной диагностики и анализ бесед показали, что при нару-
шении интеллекта лица юношеского возраста из неполных семей чаще прибегают к
защитам регрессионного и избегающего типа. Уровень напряжения и общего балла
психологических защит у них достоверно выше. Вытеснение и изоляция как формы
психологических защит чаще встречаются у девушек из неполных семей с диагно-
зом «F70 – легкая умственная отсталость», что свидетельствует об их склонности к
более выраженным переживаниям и проявлениям феномена психологической ин-
капсуляции. По сюжетным картинкам было установлено, что для юношей из непол-
ных семей характерно искажение понимания происходящего, а также у них прояв-
ляются эмоциональные реакции в виде печали и боли в соответствии с дезадаптив-
ными защитами, регрессия и вытеснение.
В параграфе 3.2. «Выявление доминантных видов психологических защит
у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей» для
интерпретации результатов по опроснику «Индекс жизненного стиля» применялся
непараметрический метод математического анализа различий с помощью критерия
H-Краскала-Уоллеса. Статистически значимые различия при нарушении интеллекта
выявились в контрольной группе в неполных семьях в виде психологических защит:
вытеснение (р<0,05), и компенсация (р<0,01). Различия также были найдены и с по-
мощью методики «Опросник структуры психологических защит». В контрольной
группе в неполных семьях достоверно чаще встречается: юмор (р<0,001); а у ровес-
ников с нарушением интеллекта в полных семьях – соматизация (р<0,05) и проекция
(р<0,001), а в неполных семьях – изоляция (р<0,001), расщепление (р<0,001), отри-
цание (р<0,001) и ипохондрия (р<0,05) (таблица 6).
Таблица 6.
Доминантные защитные механизмы у лиц юношеского возраста
с нарушением интеллекта из неполных семей
Контрольная группаОсновная группа
(нормативное развитие)(нарушение интеллекта)
неполные семьиполные семьинеполные семьи
юмор (р<0,001)проекция (р<0,001);вытеснение (р<0,05); изоляция (р<0,001);
соматизация (р<0,05) компенсация (р<0,01); отрицание (р<0,001);
расщепление (р<0,001); ипохондрия (р<0,05)
Таким образом, у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из не-
полных семей отмечается более широкий репертуар дезадаптивных групп психоло-
гических защит.
В параграфе 3.2.1. «Взаимосвязь интеллекта и типа семьи с проявлением
психологических защит» излагаются результаты сопоставления типов защитного
реагирования у лиц юношеского возраста с применением двухфакторного дисперси-
онного анализа и учётом таких переменных, как: «группа» и «тип семьи». Примене-
ние методики «Клинический опросник структуры психологических защит» показа-
ло, что при нарушении интеллекта выше значения характеристик, связанные с
функционированием дезадаптивных (р<0,001), психотических (р<0,001) и невроти-
ческих (р<0,001) групп психологических защит.
В параграфе 3.2.2. «Взаимосвязь интеллекта и половых различий
с проявлением психологических защит» с применением двухфакторного диспер-
сионного анализа (переменные – «группа» и «пол») по результатам методики «Кли-
нический опросник структуры психологических защит» было выявлено, что «диа-
гноз» и «пол» влияют на проявление защитного механизма расщепление (р<0,05) и
дезадаптивной группы психологических защит (р<0,001) у девушек с нарушенным
интеллектом из неполных семей. У них потребность во взаимоотношении с проти-
воположным полом оказалась выше, так как она не удовлетворяется из-за отсут-
ствия отца. При расщеплении отмечается дифференцирование противоположных
аффективных состояний, разделение образов себя и других на исключительно по-
ложительные и отрицательные.
В параграфе 3.3. «Изучение типов защитного реагирования у лиц юноше-
ского возраста» согласно цели и задачам исследования в контексте методологии
построения структурно-динамической модели функционирования механизмов пси-
хологических защит был использован метод факторного анализа для выделения ве-
дущих типов защитного реагирования у лиц юношеского возраста с нарушением ин-
теллекта из неполных семей. Проведено сравнительное изучение их феноменологи-
ческого конструкта с контрольной группой (нормативно развивающие юноши и де-
вушки) из полных семей и основной группой (юноши и девушки с нарушением ин-
теллекта) из полных семей. Особое значение уделено описанию принципиальных
отличий в использовании типов защитного реагирования юношами и девушками с
клиническим диагнозом «F70 – нарушение интеллекта» при воспитании в неполных
семьях.
В параграфе 3.3.1. «Типы защитного реагирования у лиц юношеского воз-
раста с нормативным развитием из полных семей» с целью снижения размерно-
сти исходных данных, полученных при использовании методики «Опросник струк-
туры психологических защит» для изучения типов защитного реагирования и осо-
бенностей функционирования механизмов психологических защит у лиц юношеско-
го возраста с нормативно развивающимся интеллектом, был проведён факторный
анализ (таблица 7). Защитные типы реагирования у лиц юношеского возраста с нор-
мативным развитием из полных семей достоверно чаще проявляются в форме има-
житивного, коммуникативного и замещающего типа, то есть им свойственны мечты
и фантазии. У данной группы обследованных наиболее развит когнитивно-
адаптивный тип защитного реагирования, а именно активное общение, использова-
ние юмора. В критической ситуации они склонны прибегать к различным интеллек-
туальным формам приспособления в виде рассуждений и анализа ситуаций.
В параграфе 3.3.2. «Типы защитного реагирования у лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из полных семей» представлены результаты
факторного анализа, выполненного для изучения типов защитного реагирования
(таблица 8).
Таблица 7.
Факторная структура типов защитного реагирования контрольной группы
(юноши и девушки с нормативным развитием из полных семей)
Название фактораТипы психологических защит,D (%)
входящие в структуру фактора (фактор-(процент
ные нагрузки)дисперсии)
Имажитивно-замещающийсдерживание (0,82); фантазия (0,71);17,43
тип защитного реагирования потребление (0,68); проекция (0,67);
действие (0,63); ипохондрия (0,60);
примитивная идеализация (0,60);
регрессия (0,59)
Коммуникативно-пассивная агрессия (0,75); избегание (0,73);10,79
замещающий тип защитного соматизация (0,73); преобладание (0,51)
реагирования
Аффективно-адаптивныйподавление (0,74); юмор (0,73);8,62
тип защитного реагирования потребление (0,65)
Перцептивно-когнитивныйрасщепление (0,79); ложь (0,55);17,43
тип защитного реагирования проекция (0,55)
Когнитивно-адаптивныйориентация на задачу (0,80);7,62
тип защитного реагирования подавление (0,73)
Коммуникативно-псевдоальтруизм (0,72); предвидение (0,67);7,48
замещающий тип защитного присоединение (0,59)
реагирования
Таблица 8.
Факторная структура типов защитного реагирования основной группы
(юноши и девушки с нарушением интеллекта из полных семей)
Название фактораТипы психологических защит, входящие вD (%)
структуру фактора (факторные нагрузки)(процент
дисперсии)
Имажитивно-замещающийпроекция (0,93); пассивная агрессия (0,86);24,53
тип защитного реагированияповеденческое отреагирование (0,86);
сдерживание (0,83); преобладание (0,76);
фантазия (0,73); регрессия (0,72);
соматизация (0,66); ипохондрия (0,64);
потребление (0,62)
Поведенческо-избегающийформирование реакция (0,78);20,24
тип защитного реагированияповеденческое отреагирование (0,76);
изоляция (0,75); расщепление (0,73);
преобладание (0,72); потребление (0,70);
ориентация на задачу (0,63); ложь (0,58);
отрицание (0,56); присоединение (0,54)
Перцептивно-имажитивныйпредвидение (0,81);9,71
тип защитного реагированияпримитивная идеализация (0,71)
Коммуникативно-псевдоальтруизм (0,78);5,50
замещающий тип защитногоприсоединение (–0,54)
реагирования
Лица юношеского возраста с нарушением интеллекта из полных семей
наиболее часто используют имажитивно-замещающий и поведенческо-избегающий
тип защитного реагирования. Им сложно понимать ситуации, коммуникацию
окружающих. У них проявляется искажение представлений о себе и других людях.
Они склонны к фантазированию, испытывают затруднения в применение своего
личного опыта. Для них удобнее выполнять простые задачи и действия под
руководством взрослого человека, стремясь к получению от него одобрения и
эмоциональной поддержки.
В параграфе 3.3.3. «Типы защитного реагирования у лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей» описаны результаты
факторного анализа, сделанного для изучения типов защитного реагирования у лиц
с нарушением интеллекта из неполных семей (таблица 9).
Юноши и девушки с нарушением интеллекта при воспитании в неполных се-
мьях применяют неадаптивно-поведенческий тип защитного реагирования, для ко-
торого характерен низкий уровень социальной ответственности и импульсивность.
Характерный для них неадаптивно-избегающий тип защитного реагирования отли-
чается избеганием самостоятельных решений. Коммуникативно-поведенческий тип
включает в себя высокую потребность объединения, взаимодействия с людьми.
Особенности аффективно-неадаптивного типа защитного реагирования выражаются
в низком контроле своего поведения, несдержанности и импульсивности.
Таблица 9.
Факторная структура типов защитного реагирования основной группы
(юноши и девушки с нарушением интеллекта из неполных семей)
Название фактораТипы психологических защит, входящие вD (%)
структуру фактора (факторные нагрузки)(процент
дисперсии)
Неадаптивно-поведенческийизоляция (0,76); ипохондрия (0,69);21,17
тип защитного реагирования пассивная агрессия (0,66);
поведенческое отреагирование (0,65);
проекция (0,64); сдерживание (0,64);
потребление (0,63); избегание (0,55);
фантазия (0,55); ложь (0,54)
Коммуникативно-преобладание (0,70);13,91
замещающий тип защитного формирование реакции (0,67);
реагирования *расщепление (0,66); псевдоальтруизм (0,60);
примитивная идеализация (0,58)
Неадаптивно-избегающий тип отрицание (0,81); регрессия (0,59);12,03
защитного реагированияложь (0,56); избегание (0,55)
Коммуникативно-псевдоальтруизм (0,75);8,31
поведенческий тип защитного сдерживание (0,58)
реагирования
Аффективно-неадаптивный тип поведенческое отреагирование (0,73);8,20
защитного реагированияюмор (– 0,62); отрицание (0,60)
* Коммуникативно-замещающий тип защитного реагирования свойственен для всех трёх
сравниваемых групп, как для контрольной группы (полные семьи), так и для основной группы
(полные и неполные семьи).
В параграфе 3.3.4. «Сравнительный анализ типов защитного реагирова-
ния в зависимости от влияния семьи и половых различий» на основании полу-
ченных факторных оценок типов защитного реагирования проведён их сравнитель-
ный анализ с применением одномерного анализа дисперсии. Среди сравниваемых
групп различия с учётом переменной «тип семьи» достоверно значимых отличий не
обнаружено. Однако были выявлены половые различия. Например, девушки с нор-
мативным интеллектом из полных семей чаще используют коммуникативно-
замещающий тип защитного реагирования (р<0,05). У юношей с нарушением ин-
теллекта из неполных семей намного чаще, чем у девушек, встречается коммуника-
тивно-замещающий тип защитного реагирования (р<0,05).
Лица юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей неза-
висимо от пола склонны прибегать к неадаптивным типам защитного реагирования.
Ведущими становятся различные паттерны поведения, снижающие эффективность
реализации социально-одобряемых действий и поступков (таблица 10).
Таблица 10.
Примеры неадаптивных типов защитного реагирования у юношей и девушек
с нарушением интеллекта из неполных семей
Типы защитного реагированияФакторный вес (%)
Неадаптивно-поведенческий21,2
Неадаптивно-избегающий12
Аффективно-неадаптивный8,2
В параграфе 3.5. «Обсуждение результатов исследования» и в заключении
обобщены результаты диссертационной работы. У лиц юношеского возраста с
нарушением интеллекта из неполных семей чаще всего встречаются следующие ме-
ханизмы психологических защит: «вытеснение», «отрицание», «избегание», «изоля-
ция», «регрессия», «расщепление» и «ипохондрия». Факторный анализ позволил
выявить у них специфическую типологию защитного реагирования.
Неадаптивно-поведенческий тип защитного реагирования обусловлен
проявлением низкой социальной ответственности, повышенной импульсивности.
Неадаптивно-избегающий тип характеризуется отсутствием стремления к принятию
ответственных решений. Для третьего коммуникативно-поведенческого типа
свойственна высокая потребность в общении и взаимодействии с окружающими.
При аффективно-неадаптивном типе защитного реагирования проявляется
импульсивность, несдержанность, низкий самоконтроль аффекта.
С целью оказания психологической помощи лицам юношеского возраста с
нарушенным интеллектом из неполных семей была специально разработана эмпи-
рическая модель, которая наглядно описывает основные механизмы психологиче-
ских защит и ведущие типы защитного реагирования, а также раскрывает возмож-
ности психологического воздействия и социальной реабилитации.
В заключении представлен системный анализ особенностей функционирова-
ния механизмов психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением
интеллекта из неполных семей.
ВЫВОДЫ
1. У юношей и девушек с нарушением интеллекта из неполных семей
выявлены ведущие механизмы психологических защит: «вытеснение», «отрицание»,
«избегание», «изоляция», «регрессия», «расщепление» и «ипохондрия». Для лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта независимо от типа семьи и
полового различия не характерно использование защитного психологического
механизма по типу «рационализации», что способствовало бы редуцированию
тревожных состояний.
2. У лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей
механизмы психологических защит проявляются по типу «вытеснения» тревожных
переживаний в контексте межличностных и детско-родительских отношений.
«Избегание», «отрицание» и «изоляция» возникают при нарушении коммуникации в
результате негативного аффективного опыта и обусловливают активизацию
механизмов психологической инкапсуляции при затруднённом понимании текущей
ситуации на фоне снижения уровня интеллектуального развития.
3. При нарушении интеллекта у лиц юношеского возраста из неполных семей
выявлено упрощённое социальное поведение и низкая социальная ответственность,
что соответствует психологическим защитам по типу «регрессии», «ипохондрии» и
«расщепления».
4. Для лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей
наиболее характерно использование четырёх специфических типов защитного
реагирования: неадаптивно-поведенческого, неадаптивно-избегающего, аффектив-
но-неадаптивного и коммуникативно-поведенческого.
5. Для неадаптивно-поведенческого типа защитного реагирования характерно
низкая социальная ответственность, лабильность в поведении и эмоциональных
проявлениях, включая реактивность отреагирования. В неадаптивно-избегающем
типе доминирует потребность в игнорировании необходимости принятия ответ-
ственных решений, нарушение согласованности личных представлений с объектив-
ным социальным поведением окружающих, регрессия коммуникативных навыков с
проявлениями социального дистанцирования. Для аффективно-неадаптивного типа
свойственно нарушение контроля за собственными эмоциями, общая импульсив-
ность и несдержанность, непонимание нюансов социальной коммуникации и отри-
цание значимости анализа поведения окружающих.
6. Коммуникативно-поведенческий тип защитного реагирования отличается у
лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей специфиче-
ской, навязчивой помощью людям из ближайшего социального окружения. По ком-
пенсаторному варианту у них проявляется выраженная потребность в аффилиации и
межличностном взаимодействии.
7. Независимо от половых различий у лиц юношеского возраста с нарушением
интеллекта из неполных семей выявлены три ведущих группы психологических за-
щит – дезадаптивные, психотические и невротические. Они проявляются на фоне
высокого уровня психоэмоционального напряжения.
8. Выявлена взаимосвязь интеллекта и половых различий с формированием
психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей. Девушкам свойственно использование дезадаптивного типа за-
щитного реагирования в виде изоляции, вытеснения и расщепления. Данные осо-
бенности проявляются на фоне неудовлетворённой потребности в общении с отцом.
Юноши с нарушением интеллекта из неполных семей прибегают к коммуникативно-
замещающему типу защитного реагирования, по причине высокой потребности в
коммуникации, эмоциональной сопричастности и социальной незащищённости из-
за отсутствия отца.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Педагогам-психологам психолого-педагогических медико-социальных цен-
тров и психолого-педагогических центров коррекции и реабилитации в рамках Тер-
риториальных психолого-медико-педагогических комиссий рекомендуется исполь-
зовать в своей практической деятельности комплекс информативных психодиагно-
стических клинико-психологических методик: опросник «Индекс жизненного сти-
ля», «Клинический опросник психологических защит», «Рисунок человека», «Чело-
век под дождём», «Тематический апперцептивный тест» и «Рассказ по сюжетным
картинкам». Целесообразно для специалистов, работающих с лицами юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей, учитывать социальный фак-
тор (неполные семьи), модель специфических типов защитного реагирования и ве-
дущих механизмов психологических защит.
2. Педагогам-психологам специализированных образовательных учреждений
рекомендуется использовать программу «Психологическая помощь при нарушении
психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей» для профилактики и коррекции нарушения механизмов психоло-
гических защит у юношей и девушек с диагнозом «F70 – легкая умственная отста-
лость» из неполных семей.
3. В образовательные программы повышения квалификации клинических пси-
хологов и специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь лицам
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей, рекомендуется
включить образовательные модули (лекции, практические семинары, круглые сто-
лы) для повышения уровня компетенции об особенностях функционирования меха-
низмов психологических защит и типов защитного реагирования, характерных для
юношей и девушек с диагнозом «F70 – легкая умственная отсталость» из неполных
семей.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ
1. Изучение влияния механизмов психологических защит у лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей на перспективы их интегра-
ции и социализации в условиях современного общества.
2. Выявление влияния социального фактора (неполная семья) на проявление
механизмов психологических защит и типов защитного реагирования у юношей и
девушек с нарушением интеллекта из неполных семей с различным коммуникатив-
ным статусом, эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Актуальность исследования. Проблема изучения социальной
адаптивности лиц с нарушением интеллекта рассматривается как одна из
приоритетных в области современной медицинской психологии.
Распространённость диагноза «F70 – легкая умственная отсталость» (по МКБ-10)
составляет от 2 до 5% от общей численности населения в различных странах мира
[211, 234]. По данным Всемирной организации здравоохранения общая
распространённость умственной отсталости находится в пределах 2,5–3%, а её
лёгкие формы встречаются от 75% до 90% случаев у больных с нарушением
интеллекта [123]. Актуальность исследования также обусловлена разработкой и
внедрением Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014 года [54, 193]. Изучение становления
самосознания детей с нарушениями развития на различных возрастных этапах
является одним из приоритетных направлений научного обеспечения системы их
образования, интеграции и социализации в обществе.
С клинико-психологических позиций умственная отсталость
рассматривается как один из вариантов дизонтогенеза, при котором наблюдаются
нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферах, а
также имеется личностная незрелость [62, 87, 105, 106, 109]. Данная медицинская
проблематика связана со значительным увеличением количества неполных семей,
которые составляют до 29,2% в Российской Федерации [194]. Социальный фактор
– неполная семья играет чрезвычайно важную роль в формировании
определённых типов защитного психологического реагирования на внешние
социальные обстоятельства. Лица юношеского возраста с диагнозом «F70 – легкая
умственная отсталость» часто воспитываются в неблагоприятных социально-
психологических условиях. Для преодоления психотравмирующих обстоятельств
они вынужденно осуществляют регуляцию своего поведения посредством
активации механизмов психологических защит, стремясь устранить
эмоциональный дискомфорт.
Психологическая защита – это система представлений, которая
способствует стабилизации проявлений личности и редуцирует её негативные
эмоции, в том числе тревогу, возникающую в результате критического
разногласия между внутренней картиной мира и новой информацией,
транслируемой социумом [134]. Изучение механизмов психологических защит
остаётся одной из наиболее значительных и востребованных тем, связанных с
социальной адаптацией и социализацией [8, 64, 93, 134] юношей и девушек в
возрасте 15–18 лет [156] с нарушением интеллекта из неполных деструктивных,
распавшихся семьей [200]. Клинико-психологические исследования
свидетельствуют о наличии у них признаков невротического расстройства,
органически обусловленного инфантилизма, нарушения коммуникации и
полоролевого поведения [110, 177, 181]. Для них свойственны неадекватные
требования по отношению к собственной матери и активный поиск
«альтернативного взрослого». Общая характеристика поведения юношей и
девушек с нарушением интеллекта отражает стойкое снижение социальной
адаптации, имеющее хронический характер на фоне недостаточной
приспособляемости к условиям жизни в обществе в силу своих психологических
особенностей, что приводит к проявлению паталогической активации различных
форм защитного поведения [13]. Дезадаптивность обусловлена, как их
интеллектуальным недоразвитием, так и влиянием родительской депривации. Для
них характерны такие психологические симптомокомплексы как эмоциональное
напряжение, личностная и ситуативная тревога и повышенный уровень
конфликтности [48].
Таким образом, проблема анализа механизмов психологических защит у
лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей является
актуальной для современной медицинской психологии.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время в
отечественной психологической литературе уделяется большое внимание
изучению механизмов психологических защит у детей и подростков, в том числе
и с нарушением интеллекта, что прослеживается в содержании публикаций
разных авторов [11, 85, 100, 135, 153, 179, 203]. Юноши и девушки с нарушением
интеллекта применяют дезадаптивные формы реагирования в виде вытеснения,
отрицания, регрессии и компенсации. В наименьшей степени для них свойственна
рационализация. По сравнению с нормативно развивающимися сверстниками у
детей и подростков с нарушением интеллекта значительнее выражена
напряжённость функционирования психологических защит.
Цель исследования: изучение особенностей механизмов психологических
защит в континууме ведущих типов защитного реагирования у лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Выявить основные проявления ведущих механизмов психологических
защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
2. Выделить специфические типы защитного реагирования, характерные для
лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
3. Определить ведущие группы защитного реагирования у лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
4. Изучить взаимосвязь половых различий и реализации механизмов
психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей.
Объект исследования: особенности проявления психологических защит у
лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта при воспитании матерью в
неполной семье.
Предмет исследования: механизмы психологических защит у лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
Гипотеза исследования. У юношей и девушек с нарушением интеллекта из
неполных семей особенности защитных механизмов выражены в виде
недостаточно адаптивных типов защитного реагирования. Психологические
защиты проявляются в виде вытеснения, отрицания, избегания, изоляции,
регрессии, расщепления и ипохондрии в ситуациях детско-родительских и
межличностных отношений на фоне негативного аффективного опыта,
упрощённых форм социального поведения. Низкая социальная ответственность и
нарушенная коммуникация могут возникать в качестве регрессионных
конструктов и феномена психологической инкапсуляции.
Научная новизна исследования.
Изучены механизмы психологических защит у лиц юношеского возраста с
нарушением интеллекта из неполных семей, из ведущих механизмов
психологических защит выделены специфические типы защитного реагирования,
проявляющиеся в дезадаптивных формах, характерных только для лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
Проведён анализ взаимосвязи интеллекта, половых различий и социального
фактора (неполная семья) с особенностями проявления механизмов
психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей.
Получены новые эмпирические данные, демонстрирующие актуальный
уровень зрелости психологических защит у лиц юношеского возраста с
нарушением интеллекта из неполных семей.
Теоретическая значимость исследования.
Расширено и дополнено понимание динамики развития и актуального
состояния действия механизмов психологических защит и типов защитного
реагирования у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных
семей. Клинико-психологический метод исследования позволил выделить у них
специфические типы защитного реагирования: неадаптивно-поведенческий,
неадаптивно-избегающий, коммуникативно-поведенческий и аффективно-
неадаптивный типы. Установлена взаимосвязь степени снижения интеллекта и
половых различий на особенности проявления механизмов психологических
защит. Выявлены психологические защиты, относящиеся к дезадаптивной,
психотической и невротической группам, характерные для лиц юношеского
возраста с нарушением интеллекта из неполных семей.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и
апробации программы «Психологическая помощь при нарушении
психологических защит у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей», которая была официально утверждена на кафедре психологии
автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального
образования «Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования».
Данная программа применима для решения задач, направленных на повышение
адаптационных ресурсов у юношей и девушек с диагнозом «F70 – легкая
умственная отсталость» из неполных семей. Научно-практический интерес
представляет комплекс психодиагностических методик по выявлению механизмов
психологических защит и типов защитного реагирования. В практической работе
клинических психологов предложено определять содержание психологического
воздействия и психопрофилактической работы с учётом специфических типов
защитного реагирования у лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из
неполных семей. Результаты психологической диагностики различных типов
защитного реагирования применимы в работе Территориальных психолого-
медико-педагогических комиссий, что способствует реализации Федерального
государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с
нарушением интеллекта. Полученные эмпирические данные будут
востребованными при чтении лекций в рамках специализации «Клиническая
психология».
Методологическая основа исследования представлена
психоаналитической теорией личности (Фрейд З., Фрейд А., Змановская Е.В.);
теоретическими исследованиями в возрастной психологии подросткового и
юношеского возраста (Абрамова Г.Н., Аверин В.А., Райс Ф., Реан А.А., Ремшмидт
Х., Крайг Г.); психоэволюционной теорией эмоций (Плутчик Р.) и структурной
теорией личности (Келлерман Г., Конте Х.Р.); биопсихосоциальным подходом в
качестве обобщённой модели развития болезни или расстройства у человека
(Карвасарский Д.Б., Эйнджел Д.); теориями психологической защиты личности,
разработанной в рамках клинико-психологического подхода (Бассин Ф.В.,
Ташлыков В.А., Карвасарский Б.Д.); структурно-динамическим подходом,
позволяющим рассматривать типологическую структуру механизмов
психологических защит, включая типы защитного реагирования при нарушении
интеллекта (Бонд М., Защиринская О.В., Ковалев А.Г., Платонова К.К., Парыгин
Б.Д.); теоретическими подходами к классификации и дифференциации детей с
нарушениями интеллекта (Исаев Д.Н., Ковалев В.В., Лебединский В.В.,
Лебединская К.С., Лубовский В.И., Певзнер М.С.); концепцией функционального
диагноза у школьников с лёгкими формами нарушения интеллекта (Коробейников
И.А.); теоретическим анализом проблемы изучения детей и подростков,
воспитывающихся в неполных семьях (Агафонова Е.Б., Дементьева И.Ф.,
Иванченко В.А., Кравченко А.П., Николаева Я.Г., Фонталова Н.С.); целевыми
ориентирами и стратегическими направлениями развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья среднего и старшего школьного
возраста (Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А.);
положением о внутрисемейных детерминантах дезадаптивного поведения у лиц с
умственной отсталостью (Гасанова Б.М., Сагидова А.С., Саенко Е.В., Тарасов
В.И., Птичкина Е.Л.); проективным методом исследования личности с помощью
психографических методик и качественного анализа личности (Соколова Е.Т.,
Леонтьев Д.А.); теорией компенсации, которая даёт представление о развитии
потенциальных возможностей подростков с нарушением интеллекта в результате
осуществления целенаправленного психологического воздействия (Адлер А.,
Выготский Л.С.); теорией викарного научения, позволяющей разрабатывать
программы психологического вмешательства с целью оказания необходимой
психологической помощи лицам с нарушением интеллекта (Бандура А.,
Роттер Дж.).
Методы исследования. Психодиагностический метод, с помощью которого
проведено клинико-психологическое исследование, включает в себя: опросник
«Индекс жизненного стиля» (авторы: Плутчик Р., Келлерман Г., Конте Г. в
адаптации Вассермана Л.И.) [30] и «Клинический опросник структуры
психологических защит» (автор: Бонд М. в адаптации Тунник Е.Е.) [191].
Проективный метод представлен методиками: «Рисунок человека» (автор:
Маховер К. в адаптации Соловьевой А.В.) [179] и «Человек под дождём» (в
адаптации Романовой Е.В., Сытько Т.И.) [160]. Применение ассоциативного
метода заключается в использовании методики «Тематический апперцептивный
тест» (авторы: Мюррей Г., Морган Х., в адаптации Леонтьева Д.А. [96] и
Соловьевой А.В.) [79]. Нарративный подход реализован с помощью методики
«Рассказ по сюжетным картинкам» (автор: Лерман А.) [97].
Положения, выносимые на защиту.
1. Ведущие механизмы психологических защит у лиц юношеского возраста
с нарушением интеллекта из неполных семей проявляются в виде вытеснения,
отрицания, избегания, изоляции, регрессии, расщепления и ипохондрии. Они
обусловлены негативным аффективным опытом и дезадаптивными паттернами
социального поведения. Низкая социальная ответственность и нарушенная
коммуникация проявляются в качестве регрессионных психических конструктов
и феномена психологической инкапсуляции в контексте детско-родительских и
межличностных отношений.
2. Для лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных
семей характерны четыре специфических защитных типа реагирования
(неадаптивно-поведенческий, неадаптивно-избегающий, аффективно-
неадаптивный, коммуникативно-поведенческий), выражающиеся в особенностях
социального поведения и эмоциональных проявлениях, что необходимо
учитывать при оказании психологической помощи и оптимизация их навыков
социального взаимодействия.
3. У лиц юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей
реализация механизмов психологических защит взаимосвязана с половыми
различиями. На фоне неблагоприятных условий психосоциального развития при
отсутствии в семье отца девушкам компенсаторно свойственны дезадаптивные
формы защитного реагирования – изоляция, вытеснение и расщепление. У
юношей высокая потребность в коммуникации и эмоциональной поддержке со
стороны окружающих связана с доминированием коммуникативно-замещающего
типа защитного реагирования.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного
исследования обеспечиваются репрезентативностью выборки обследованных, в
которую включены 200 человек с различным уровнем интеллектуального
развития и социальным статусом. В работе учтены актуальные тенденции
развития медицинской психологии и применены теории, принципы и
концептуальные подходы к изучению механизмов психологических защит у лиц
юношеского возраста с нарушением интеллекта из неполных семей. Применены
пять групп методов исследования – общеклинический, психодиагностический,
проективный, ассоциативный в сочетании с нарративным подходом.
Методологический аппарат релевантен поставленным задачам. Для
интерпретации эмпирических данных использовано 8 различных методов
математической статистики. Диссертационная работа содержит лично созданную
соискателем программу исследования и психологической помощи.
Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации
опубликовано 25 научных работ, из них 6 статей в рецензируемых научных
изданиях, рекомендованных ВАК по психологическим наукам и медицинской
психологии при Министерстве науки и высшего образования РФ, одна глава – в
коллективной монографии. Результаты работы апробированы и опубликованы в
материалах Всероссийских и международных конференций: «Педиатрия Санкт-
Петербурга: опыт, инновации, достижения» (Санкт-Петербург, 2013, 2018, 2019,
2020); «Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике»
(Санкт-Петербург, 2013, 2015); «Международный молодежный психолого-
социальный конгресс для студентов, аспирантов и молодых учёных» (Санкт-
Петербург, 2014); «Арт-терапия в практической деятельности» (Санкт-Петербург,
2015); «Когнитивная психология: междисциплинарные исследования и
интегративные практики» (Санкт-Петербург, 2015); «Психолого-социальная
работа в современном обществе: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, 2016);
«Служба практической психологии в системе образования: актуальные проблемы
развития» (АППО, Санкт-Петербург, 2017); «Психология XXI века» (СПбГУ,
Санкт-Петербург, 2017, 2018); «Современное образовательное пространство –
опыт и перспективы инклюзии» (Санкт-Петербург, 2018); «Ребёнок в
современном мире. Экология детства» (Санкт-Петербург, 2018), «Ананьевские
чтения – 2019. Психология обществу, государству, политике» (Санкт-Петербург,
2019); «Деструктивные конфликты: содержание и профилактика» (АППО, Санкт-
Петербург, 2019, 2020).
Эмпирическое исследование проводилось на базе девяти государственных
бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: 1) школа № 4
Василеостровского района Санкт-Петербурга; 2) школа № 17 Невского района
Санкт-Петербурга; 3) школа № 214 Центрального района Санкт-Петербурга; 4)
школа № 231 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; 5) школа № 237
Красносельского района Санкт-Петербурга; 6) школа № 332 Невского района
Санкт-Петербурга; 7) школа № 411 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
8) школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга; 9) школа № 565
Кировского района Санкт-Петербурга.
Полученные результаты исследования представлены в 2-х актах об их
внедрении на базе государственных бюджетных общеобразовательных
Публикации автора в научных журналах
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 19.00.04 Медицинская психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 19.00.07 Педагогическая психология
- 13.00.00 Педагогические науки
- 03.00.00 Биологические науки
- 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!