Методы и алгоритмы автоматизации синтеза взаимозависимостей положения стрелок и показаний светофоров в системах электрической централизации
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Актуальность проблемы и постановка задач диссертации
1.1. Понятие об электронной технической документации систем электрической централизации.
1.2. Классификация ошибок в электронной технической документации.
1.3. Статистика проектных ошибок и их последствия. Обоснование актуальности создания интеллектуальной системы автоматизированной экспертизы
1.4. Анализ методов и средств экспертизы электронной технической документации систем электрической централизации
1.5. Выводы и постановка задач диссертации
2. Методика построения универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
2.1. Задачи универсального электронного формата технической документации
2.2. Метод реализации универсального формата на языке XML
2.3. Методика построения электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
2.4. Выводы по главе
3. Синтез зависимостей систем электрической централизации на базе схематического плана станции с использованием универсального электронного формата таблицы зависимости
3.1. Требования к содержанию таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
3.2. Цифровая модель топологии станции
3.3. Алгоритм синтеза таблиц маршрутов
3
3.4. Алгоритм поиска случаев дополнительного замыкания стрелок и негабаритных участков
3.5. Алгоритм синтеза таблицы взаимозависимости показаний светофоров
3.6. Алгоритм поиска случаев враждебностей
3.7. Результаты синтеза таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
3.8. Выводы по главе
4. Синтез зависимостей систем электрической централизации для станций стыкования
4.1. Принципы работы схем электрической централизации на станциях стыкования
4.2. Принципы работы станций стыкования при безостановочном пропуске двухсистемных поездов
4.3. Алгоритм синтеза замыкания контактной сети
4.4. Алгоритм синтеза маршрутов для станций стыкования
4.5. Алгоритм синтеза дополнительного замыкания секций контактной сети
4.6. Результаты синтеза таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
4.7. Выводы по главе
5. Синтез электронного журнала испытаний систем электрической централизации
5.1. Типовая методика испытаний как основа для проверки проектируемых систем электрической централизации
5.2. Алгоритмы автоматического построения таблиц электронного журнала испытаний на основе таблицы зависимости положений стрелок и показаний светофоров в маршрутах
5.3. Применение синтезированных таблиц электронного журнала испытаний
5.4. Результаты синтеза электронного журнала испытаний
5.5. Разработка структурной схемы цифровой модели функциональной проверки технической документации на системы электрической централизации
5.6. Выводы по главе
Заключение
Список сокращений и условных обозначений
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры ошибок в технической документации ЖАТ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Описание структуры элемента «Маршруты»
универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Описание структуры элемента «ЗамыканиеСтрелок» универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Описание структуры элемента «ЗамыканиеКонтактнойСети» универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Описание структуры элемента «СписокВражебностей» универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Описание структуры элемента «ОповестительнаяСигнализация» универсального электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Фрагмент схематического плана станции
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Фрагмент синтезированной таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Фрагмент схематического плана станции стыкования
5
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Фрагмент синтезированной таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах для станции стыкования
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Пример синтеза электронного журнала испытаний
Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, сформулирована цель исследования.
Первая глава содержит обзор современных достижений в предметной области диссертации. Рассмотрено понятие об электронной технической документации систем ЭЦ. Определено понятие «ошибка» для электронной документации и дана классификация ошибок. Приведена статистика проектных ошибок и их последствий, а также дано обоснование актуальности создания интеллектуальной системы автоматизированной экспертизы. На основе сформулированных выводов поставлены задачи исследования.
Во второй главе сформулированы требования к универсальному электронному формату технической документации (УЭФ ТД) на устройства ЖАТ (рис. 1).
Схематический план станции
Двухниточный план станции
Универсальный электронный формат технической документации
Схемы кабельных сетей
Принципиальные схемы
Монтажнные схемы
…
АРМ-ПТД
КАСПР АРМ-ВТД АСУ-Ш2 ЕК АСУИ
…
Рисунок 1. Взаимодействие различных информационных систем на основе универсального электронного формата данных
Предложены структура технической документации на устройства ЖАТ в УЭФ ТД на языке XML и метод ее реализации, позволяющий читать информацию из документа без ее преобразования и, при необходимости, расширять формат данных. Синтезировано описание цифровой модели ТВЗ в УЭФ ТД (рис. 2).
CASE системы разра ботчиков МПУ
Документ ТВЗ в УЭФ ТД
Элемент «Маршруты» обеспечивает описание всех возможных передвижений на станции с указанием сигнализации светофоров
Элемент «Замыкание Стрелок» обеспечивает описание условий всех вариантов негабаритностей стрелочно-путевых секций и охранностей стрелок на станции
Элемент «Замыкание КонтактнойСети» обеспечивает описание условий всех замыканий секций контактной сети для станций стыкования различного рода тока
Рисунок 2. Составляющие цифровой модели ТВЗ в УЭФ ТД
В данной главе также предложена структура данных электронной ТВЗ в УЭФ ТД, организованная в виде 5 элементов: «Маршруты», «Замыкание стрелок», «Замыкание контактной сети», «Список враждебностей», «Оповестительная сигнализация», что позволило определить состав и
требования к алгоритмам автоматизированного синтеза ТВЗ.
В третьей главе раскрывается разработанная соискателем методика
разделения процесса автоматизации построения ТВЗ на этапы, которая позволила выполнить автоматизированный синтез всех разделов ТВЗ (рис. 3).
Рисунок 3. Структурная схема системы автоматизированного построения ТВЗ
Алгоритмы синтеза ТВЗ используют цифровую модель топологии станции. В качестве цифровой модели топологии станции используется ориентированный
Элемент «Список Враждебностей» обеспечивает описание всех враждебностей для всех маршрутов
Элемент «Оповестительная Сигнализация» обеспечивает описание расчетов оповестительных сигнализаций
Модуль расчета параметров извещения на устройства с автоматической оповестительной сигнализацией
Модуль создания списка маршрутов
Модуль создания списка замыкания секций контактной сети
Модуль поиска охранных стрелок и негабаритных стрелочно-путевых секций
Схематический план станции
Модель схематического плана в формате УЭФ ТД
Модуль создания ТВЗ по формам И-325-15/1
Модель записи ТВЗ в формат УЭФ ТД
граф G1, вершины которого являются элементами схематического плана станции, а дуги представляют собой логические связи между этими элементами.
Граф G1 служит основой для графа второго уровня G2 – секционного графа, который состоит из вершин и дуг, описывающих стрелочные-путевые секции станции и изолирующие стыки соответственно. Таким образом, каждая вершина графа G2 представляет собой фрагмент графа G1. Принцип выделения графа второго уровня показан на рис. 4.
НГП
НГП
Светофор «Н»
ИС «Н»
ИС «Н»
НАП
НАП
Светофор «М1»
ИС «Н1»
ИС «М1»
ИС «М1»
Светофор «Н1»
Светофор «Ч2»
Стрелка «1»
IП
ИС «Ч2»
Стрелка «5»
ИС «Ч1»
Светофор «Ч1»
1-5СП
Рисунок 4. Выделение графа второго уровня из графа первого уровня
Алгоритм автоматизированного синтеза таблицы маршрутов с использованием цифровой модели топологии станции в виде ориентированного графа, разработанный на основе метода поиска в глубину, позволил обеспечить полноту и корректность поиска передвижений. В начале поиск выполняется по графу G2, в результате чего строится список графов, удовлетворяющих критериям поиска. Затем по полученным графам производится поиск путей их прохождения с учётом структуры графа G1.
Псевдокод алгоритма поиска передвижений:
1. Проход по всем вершинам v ∈ V.
2. Если вершина v не была ранее помечена, то для нее выполняется
S = S ∪ DFS(v,{x ∈ V ∶ T(x)},{x}).
Рассмотрим процедуру алгоритма DFS(u,Ve,M), где u – вершина, u ∈ V; Ve –
список вершин; M – список промежуточных результатов:
IП
ИС «Ч1»
1. Если u∈Ve , то M′ =M′ ∪{M} . Процедура оканчивается и возвращается M′.
2. Вершина u помечается.
3. Для всякой смежной u непомеченной вершины w рекурсивно
выполняем процедуру алгоритма DFS(w, M ∪ {w}).
Результатом применения алгоритма A( , ) → S является множество списков вершин графа секций маршрутов. Для дальнейшего раскрытия выполняется алгоритм B(S) → U:
1. Производится сворачивание списка S в список Z, где
Zi = DFS(cj, K, {cj}), где
cj ∈ {x ∈ Yi:P(cj)},i = 0, cj ∈ Yi ∩ Yi−1, i ≠ 0,
K = Yi ∩ Yi+1, i < |Y| − 1,
{K = {x ∈ Yi: T(x)}, i = |Y| − 1.
2. Осуществляется поиск сочетания путей прохождения графов секций, участвующих в маршруте:
U = (Z0p1Z1p1. . . p1Zn−1), где Ap1B = {x ∪ y: x ∈ A ∧ y ∈ B}
Алгоритмы автоматизированного синтеза случаев дополнительного замыкания стрелок и негабаритных секций, а также таблицы взаимозависимости показаний разработаны с использованием метода поиска по шаблонам, что позволяет изменять шаблоны на уровне исходных данных без изменения алгоритмов.
Алгоритм поиска дополнительного замыкания стрелок и негабаритных секций по шаблонам включает следующие шаги:
1. Создаётся пустое ассоциативное дерево Ti.
2. Добавляется пара ai как корневой лист дерева Ti. ai = (vs1,v2),e(vs1,v2), где v2 – любая вершина графа схематического плана G2 , vs1 – любая вершина графа шаблона Gs1, e(vi, vj) – предикат элемента шаблона equal.
3. Вызывается процедура Associative(ai, Ti).
4. Если число узлов дерева Ti равняется числу вершин графа G2 , то для любого узла pi дерева Ti следует добавить описанную шаблоном охранную стрелку в список дополнительного замыкания стрелок и негабаритных участков.
Ниже приведено описание процедуры Associative (p, T), где p – параметр
пара вершин (vs1, v2), T – ассоциативное дерево: 8
для каждой пары b = (v′s1, v′2), (∀b)e(v′s1, v′2), v′s1, v′2 – белые;
добавляем b в T как дочерний элемент p;
помечаем вершины v′s1 и v′2 серым;
рекурсивно вызываем Associative(b, T).
Выше использованы следующие обозначения: v′s1 – смежная vs1 вершина, ∀v′s1, (vs1, v′s1) ∈ Es1 , v′2 – смежная v1 вершина, ∀v′2, (v2, v′2) ∈ E1 , Es1 – множество рёбер графа Gs1, E1 – множество рёбер графа G2.
Предикат equal имеет полную сигнатуру equal(vs1, v2, signAttributes) и проверяет соответствие значений атрибутов элементов.
В четвертой главе описаны принципы установки маршрутов и замыкания секций контактной сети на станции стыкования различного рода тягового тока. Они позволили организовать безостановочный пропуск двухсистемного электроподвижного состава. Принцип заключается в том, что при пропуске двухсистемного поезда в контактной сети организуется нейтральная вставка с помощью отключаемых секций контактной сети. При этом включаются маршрутный указатель с показанием «Опустить токоприемник» перед нейтральной вставкой и маршрутный указатель с показанием «Поднять токоприемник» после нейтральной вставки. Двухсистемный поезд проезжает нейтральную вставку на выбеге и переключается с одного вида тяги на другой. Минимальная скорость поезда захода на нейтральную вставку должна быть такая, чтобы поезд проехал маршрутный указатель «Поднять токоприемник» со скоростью не менее 10км/ч. Данный принцип работы станции стыкования позволяет увеличить маршрутную скорость поездов, проходящих через эти станции.
Алгоритмы синтеза замыкания контактной сети на основе цифровой модели топологии станции в виде ориентированного графа первого уровня, разработанные на основе метода поиска в глубину, позволили обеспечить безопасный порядок замыкания секций контактной сети с учетом состояния изолированных участков пути. Поиск условий замыкания секций контактной сети выполняется путем сопоставления графа G3 с графом G2. Граф второго уровня G3 состоит из вершин и дуг, описывающих секции контактной сети станции и секционные изоляторы соответственно.
Начало
Загрузка списка маршрутов S1 и списка замыкания контактной сети из файла формата УЭФ ТД
Все рельсовые
цепи в маршруте имеют параметр Электрификация=«Постоянного тока» или «Переключаемая»?
нет
i=1
Выбор i-го маршрута
Запись маршрута в список S2 с параметра Электрификация=«Автономный». У маршрутного указателя электрификации устанавливается параметр Показание=«»
да
да
Рисунок 5. Блок-схема алгоритма поиска маршрутов для станции стыкования
Все рельсовые
цепи в маршруте имеют параметр Электрификация=«Переменного тока» или «Переключаемая»?
нет
да
i n
нет
Конец
Выбор из списка замыкания контактной сети секций контактной сети, имеющие рельсовые цепи, входящие в маршрут. Данные секции контактной сети добавляются в маршрут с параметром ПоложениеПереключателя=«=». Если секция контактной сети принадлежит любому из пунктов переключения, то добавляется у данной секции параметр ПоложениеОтключателя=«Вкл».
Выбор из списка замыкания контактной сети секций контактной сети, имеющие рельсовые цепи, входящие в маршрут. Данные секции контактной сети добавляются в маршрут с параметром ПоложениеПереключателя=«=». Если секция контактной сети принадлежит любому из пунктов переключения, то добавляется у данной секции параметр ПоложениеОтключателя=«Вкл».
Запись маршрута в список S2 с п арам етр ом
Эле ктрифика ция=«Пос тоянного тока». У маршрутного указателя электрификации устанавливается параметр Показание=«Э»
Запись маршрута в список S2 с п арам етр ом
Эле ктрифика ция=«Переменного тока». У маршрутного указателя электрификации устанавливается параметр Показание=«Э»
i=i+1
Поиск из списка S2 маршрутов безостановочного пропуска двухсистемных поездов
Запись списка S2 в файл ТВЗ в формате УЭФ ТД в элемент «Маршруты» вместо списка S1
10
Алгоритм синтеза маршрутов для станции стыкования, построенный на основе совмещения списка маршрутов, полученного по алгоритму поиска передвижений, со списком замыкания секций контактной сети, позволил сформировать раздельно списки маршрутов для автономной тяги, электротяги переменного тока, электротяги постоянного тока, безостановочного пропуска двухсистемных поездов (рис. 5).
В пятой главе предложено при проведении проверки технической документации вести электронный журнал испытаний, который включает в себя необходимые для конкретной станции таблицы испытаний и может хранить в себе эталонные значения проверок. Данный журнал может также использоваться при проведении пусконаладочных работ. Обоснованы требования к разделам и к составу таблиц ЭЖИ на основе действующей нормативной документации.
Предложены алгоритмы синтеза таблиц предварительных испытаний, индивидуальных испытаний «вхолостую» и испытаний при комплексном опробовании, которые позволили полностью автоматизировать синтез структуры ЭЖИ (рис. 6).
База шаблонов таблиц проверок
Формирование модели станции
Шаблоны предварительных испытаний
Шаблоны индивидуальных испытаний «вхолостую»
Шаблоны испытаний и измерений показателей при комплексном опробовании
Заполнение шаблонов таблиц с результатами предварительных испытаний
Заполнение шаблонов таблиц с результатами индивидуальных испытаний «вхолостую»
Рисунок 6. Структурная схема процесса формирования таблиц ЭЖИ
В данной главе диссертации предложена схема цифровой модели функциональной проверки проектов системы ЭЦ в УЭФ ТД (рис. 7).
Выбор необходимых шаблонов таблиц испытаний и проверок
Заполнение шаблонов таблиц и актов с результатами испытаний при комплексном опробовании
САПР ЭЦ
Схематический план станции
Система функциональной экспертизы проекта
Цифровая модель проекта
Цифровая модель движения поездов по станции по правилам, описанным в ПТЭ
Двухниточный план станции
Принципиальные электрические схемы
Стрелки, Рельсовые светофоры цепи
Кабельные сети
Цифровая модель функционирования проекта
Монтажные электрические схемы
Прикладное программное обеспечение
ТВЗ
Хвх Zвых
Электронный журнал испытаний (Цифровая модель экспериментов с системой ЭЦ)
ЭЖИ
Список маршрутов, элементов маршрутов, взаимозависимость стрелок, светофоров и маршрутов
Список функциональных проверок системы ЭЦ при задании, реализации, отмены и размыкания маршрутов
Рисунок 7. Структурная схема цифровой модели функциональной экспертизы проектов на системы электрической централизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе получены следующие основные результаты:
1. Установлено, что большого количества ошибок в проектах ЖАТ можно избежать при развитии и внедрении эффективных систем автоматизированного проектирования и автоматизированной экспертизы проектных решений.
2. Установлено, что для информационной совместимости различных задач в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» необходима формализация представления проектной документации – создание УЭФ ТД.
3.Предложена структура данных электронной ТВЗ в УЭФ ТД, представленная в виде пяти элементов. Определены состав и требования к алгоритмам автоматизированного синтеза ТВЗ.
4. Алгоритм автоматизированного синтеза таблицы маршрутов с использованием цифровой модели топологии станции в виде ориентированного графа, разработанный на основе метода поиска в глубину, позволил обеспечить корректность и полноту множества возможных маршрутов.
Типовые методики испытаний системы ЭЦ
5. С использованием метода поиска по шаблонам разработаны алгоритмы автоматизированного синтеза случаев дополнительного замыкания стрелок и негабаритных стрелочно-путевых участков и таблицы взаимозависимости показаний. При этом обеспечивается корректировка шаблонов на уровне исходных данных без изменения алгоритмов.
6. Отдельным типом станции является станция стыкования различного рода тока, особенности зависимостей системы ЭЦ которой ранее нигде не были описаны. На таких станциях ЭЦ дополнительно контролирует вид тока (постоянный или переменный) в контактной сети. Предложен метод формализации ТВЗ стаций стыкования, основанный на формировании графа второго уровня элементов контактной сети.
7. Экспериментальные исследования показали, что использование предложенных методов и алгоритмов автоматизированного синтеза ТВЗ позволяет повысить производительность труда в 10-12 раз.
8. Проведение проверки технической документации требует вести ЭЖИ, который должен включать в себя необходимые для конкретной станции таблицы испытаний и может хранить в себе эталонные значения проверок. Данный журнал может также использоваться при проведении пусконаладочных работ. Предложенные алгоритмы синтеза таблиц ЭЖИ обосновывают полноту необходимых проверок для экспертизы тем, что они разработаны на базе типовых методик испытаний на конкретную систему ЭЦ, которые описывают необходимый и достаточный перечень испытаний.
9. Разработанная схема цифровой модели для функциональной проверки проектов систем ЭЦ на базе УЭФ ТД позволяет выполнить проверку технической документации проекта на соответствие нормативной документации и проверить работоспособность схемных решений.
Актуальность проблемы. При современных темпах развития железнодорожной отрасли и модернизации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) возникает вопрос о качестве выпускаемой проектно-сметной документации. Каждый год Управлением автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» проводится анализ ошибок проектных организаций. Основными причинами ошибок проектировщиков являются невнимательность, напряженность труда, недостаточная квалификация исполнителя. Для повышения качества проектной технической документации и уменьшения числа ошибок необходимо применять различные системы автоматизации проектирования (САПР, CAD), средств автоматизации разработки программ (CASE) и выполнять автоматизацию проверки (электронная экспертиза) технической документации.
При проектировании станционных систем ЖАТ важное место занимают методы и алгоритмы синтеза таблиц зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах (ТВЗ). Данный документ описывает логику работы систем электрической централизации стрелок и сигналов. Ошибки в ТВЗ могут привести к неэффективной работе станции, а также к опасным ситуациям, приводящим к порче подвижного состава, верхнего строения пути и к травмам пассажиров, машинистов и работников, находящихся на путях. Ошибки в ТВЗ на станциях стыкования различного рода тока могут привести также и к порче электроподвижного состава.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам создания систем автоматизации проектирования и экспертизы технической документации систем железнодорожной автоматики и телемеханики посвящено множество исследований. Значительный вклад по данным вопросам внесли отечественные ученые: Василенко М.Н., Булавский П.Е., Рубинштейн Н.И., Трясов М.С., Максименко О.А., Ершов А.Ф., Тележенко Т.А., Горбачев А.М., Зуев Д.В., Растегаев С.Н., Седых Д.В., Ковалев Р.А., Быков В.П. и зарубежные ученые: Робинсон П., Винтер К., Робинсон Н., Лютербегет Б., Томбс Д., Фантечи А., Джеймс П., Ванит-Анучай С.
Однако до настоящего времени полностью не решены следующие вопросы: Формализация электронного вида таблицы зависимости положения
стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах.
Автоматический синтез ТВЗ по цифровой модели схематического плана
станции.
Описания зависимостей на станциях стыкования различного рода
тягового тока и автоматический синтез ТВЗ на таких станциях.
Формализация методик испытаний на систему ЭЦ.
Автоматический синтез методики испытаний по схематическому плану
станции и ТВЗ.
Создание электронного журнала испытаний.
Функциональная проверка проекта на систему ЭЦ.
Объект исследования. Электронная техническая документация на системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
Предмет исследования. Автоматизированное создание электронной модели таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах и электронного журнала испытаний.
Цель диссертационной работы. Совершенствование методов и алгоритмов автоматизации синтеза таблиц зависимости положения стрелок и сигнальных показаний в маршрутах, автоматизации синтеза электронного журнала испытаний и создания системы функциональной проверки проектов на системы электрической централизации.
Методология и методы исследований. В ходе исследований использованы математические методы теории графов, теории множеств, теории алгоритмов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Цифровая модель таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах. 2. Алгоритмы автоматизированного синтеза таблицы маршрутов, таблицы негабаритности и охранности, таблицы взаимозависимостей показаний, таблицы враждебности по схематическому плану станций.
3. Алгоритмы автоматизированного синтеза таблицы маршрутов для станции стыкования, таблицы замыкания контактной сети, таблицы дополнительного синтеза секций контактной сети.
4. Метод формирования электронного журнала испытаний.
5. Модели шаблонов таблиц электронного журнала испытаний.
6. Алгоритмы создания автоматизированного синтеза таблиц электронного
журнала испытаний по схематическому плану станции и таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах.
7. Структурная схема цифровой модели функциональной проверки проектов на системы электрической централизации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Предложена цифровая модель таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах, позволяющая хранить всю информацию о зависимостях электрической централизации станции.
2. Разработаны методы автоматизированного синтеза ТВЗ по цифровой модели схематического плана, позволяющий сократить процесс создания таблицы до нескольких минут.
3. Впервые описаны особенности в зависимостях электрической централизации на станции стыкования различного рода тягового тока и разработаны алгоритмы автоматизированного синтеза ТВЗ на такой станции.
4. Разработаны алгоритмы автоматизированного синтеза таблиц предварительных испытаний, индивидуальных испытаний «вхолостую», испытаний при комплексном опробовании, входящих в электронный журнал испытаний, используя шаблоны. 5. Спроектирована структурная схема цифровой модели функциональной проверки проектов на системы электрической централизации на базе универсального электронного формата технической документации.
Теоретическая значимость работы. Цифровые модели, а также методы создания таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах и таблиц испытаний, позволяющие ускорить процесс создания технической документации и ее экспертизы.
Практическая значимость работы. Разработанные в работе методы могут быть использованы при экспертизе технической документации на системы электрической централизации. Предложенный универсальный электронный формат таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах разработан для расширения отраслевого стандарта ОАО РЖД «Формат графических файлов технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики в электронном виде. Технические требования». Разработанные алгоритмы автоматизированного синтеза таблиц зависимости реализованы в составе автоматизированных рабочих мест ведения технической документации АРМ-ВТД и проектирования технической документации АРМ-ПТД, а алгоритмы автоматизированного синтеза таблиц электронного журнала испытаний реализованы в составе информационно-аналитической системы обеспечения процессов хозяйства автоматики и телемеханики ИАС-Ш.
Достоверность основных положений диссертационной работы
подтверждается аналитическими исследованиями и результатами применения программной реализации разработанных алгоритмов в системах АРМ-ВТД, АРМ- ПТД, ИАС-Ш.
Апробация результатов. Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих международных конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «Транспортные системы: тенденции развития», г. Москва, МИИТ, 2016 г.
2. 15th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS`2017), г. Нови-Сад, Сербия, 2017 г. 3. Международная научно-практическая конференция «Транспортные интеллектуальные системы – 2017», г. Санкт-Петербург, ПГУПС, 2017 г.
4. Международная научно-техническая конференция «Пром-Инжиниринг», г. Москва, МПУ, 2018 г.
5. 17th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS`2019), г. Батуми, Грузия, 2019 г.
6. 13-ая международная конференция «Новые информационные технологии в исследовании сложных структур», г. Томск, ТГУ, 2020 г.
Публикации по теме работы. По теме диссертации опубликованы 24 научные работы, в том числе 4 работы, индексированные в международных наукометрических базах, а также 10 публикаций в изданиях, включенных в Перечень ВАК РФ. Результаты исследования опубликованы в отчете о выполнении научно-исследовательской работы для ОАО «РЖД»: «Исследование методов автоматизации синтеза программ полной функциональной проверки систем ЖАТ».
Структура и объем диссертации. Работа содержит 175 страниц машинописного текста, включая 27 рисунков, 5 таблиц. Диссертация состоит из введения, пяти глав основного текста, заключения, списка используемых сокращений и одинадцати приложений. Библиографический список включает в себя 116 наименований. Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована цель диссертации, определены научная новизна и теоретическая и практическая значимость полученных результатов, а также положения, выносимые на защиту. В первой главе приведена классификация и статистика ошибок в проектной технической документации. Доказана актуальность создания интеллектуальной системы автоматизированной экспертизы электронной технической документации АС-ЭТД. Проведен анализ существующих методов и средств экспертизы электронной технической документации. Сформулированы основные задачи диссертации. Во второй главе предложены задачи и требования к универсальному формату электронной технической документации (УЭФ ТД) на системы ЖАТ. Предложен метод реализации универсального формата на языке XML. Впервые разработана методика построения и определена структура элементов электронного формата таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний в маршрутах. В третьей главе предложено для автоматизированного синтеза ТВЗ использовать ориентированный граф станции, построенный по схематическому плану в формате УЭФ ТД. Разработан алгоритм синтеза таблицы маршрутов по графу станции, используя метод «поиска в глубину». Разработан алгоритм синтеза перечня дополнительных замыканий стрелок и проверки негабаритных секций методом сравнения подграфов с заранее заданными шаблонами, параметры которых представлены в формате JSON. Разработан алгоритм автоматизированного синтеза таблицы взаимозависимости показаний на основе разработанной таблицы маршрутов и шаблонов показаний для различных типов светофоров. Разработан алгоритм автоматизированного синтеза таблицы враждебностей по таблице маршрутов. В четвертой главе дано описание особенностей в зависимостях электрической централизации на станции стыкования различного рода тока. На основе графа станции впервые разработаны алгоритмы автоматизированного синтеза таблицы маршрутов для станции стыкования, таблицы замыкания контактной сети, таблицы дополнительного синтеза секций контактной сети. В пятой главе вводится определение «электронный журнал испытаний». Разработаны алгоритмы синтеза таблиц электронного журнала испытаний по шаблонам, выполненным на основе типовых методик испытаний на системы ЭЦ. Предложена структурная схема цифровой модели функциональной проверки проектов на системы электрической централизации. В заключении приведены полученные в ходе выполнения диссертационных исследований результаты, а также определены перспективные дальнейшие разработки.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!