Москва в литературной памяти Ф. М. Достоевского: генезис, место и роль в художественной системе

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Мякинченко Мария Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Москва в судьбе и мировоззрении Ф. М. Достоевского…………….. 20
§1. Тяга по родному городу: московские детство и отрочество и
последующие поездки Ф. М. Достоевского в Москву ……………………………. 20
§2. Ф. М. Достоевский и общественно-литературная жизнь Москвы
второй половины XIX в. ……………………………………………………………………….. 42
§3. Москва в публицистике Ф. М. Достоевского (историко-
культурологический аспект). ………………………………………………………………… 70
Выводы ………………………………………………………………………………………………… 85
Глава 2. Образ Москвы в творческом преломлении
Ф. М. Достоевского ………………………………………………………………………………. 86
§1. Московские прототипы в петербургских произведениях
Ф. М. Достоевского 1840-х гг ……………………………………………………………….. 86
§2. «Грибоедовская Москва» в художественной рецепции
Ф. М. Достоевского (творчество 1860–1870-х гг.) ………………………………… 102
§3. Московские реалии в романах Ф. М. Достоевского 1860-х гг………….. 123
Выводы ………………………………………………………………………………………………. 146
Глава 3. Контекст московских событий в творческой истории романов
Ф. М. Достоевского 1870-х гг. …………………………………………………………….. 148
§1. Московские реалии и прототипы в романе «Бесы» …………………………. 148
§2. Эволюция московских реалий в истории текста
романа «Подросток» …………………………………………………………………………… 174
§3. Московский полюс в художественной структуре романа
«Братья Карамазовы» ………………………………………………………………………….. 196
Выводы ………………………………………………………………………………………………. 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 209
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………………………………………………… 214

Во введении определены объект, предмет, цель и задачи
исследования, обоснованы новизна и актуальность темы, освещена степень
изученности проблемы, представлены научная и методологическая основа
работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Впервойглаве«Москвавсудьбеимировоззрении
Ф. М. Достоевского»обосновываетсязначимостьродногогородав
биографии писателя, формировании его общественно-политической позиции,
эволюцииисториософскихидей.Впервыевыявляетсясложность
преломления Достоевским в художественном творчестве отдельных черт и
особенностей московских прототипов его героев. Отмечается значимость
посещений Достоевским Москвы, специфика полемики писателя с ведущими
московскими периодическими изданиями.
В первом параграфе «Тяга по родному городу: московские детство и
отрочество и последующие поездки Ф. М. Достоевского в Москву» в
хронологическомпорядкерассматриваютсясобытияличнойжизни
Достоевского, связанные с Москвой и нашедшие отражение в письмах
разных периодов, дается краткое описание московской родни писателя,
которая навсегда запечатлелась в его памяти и воплотилась в образах многих
героев произведений.
До 1837 г. Достоевский, москвич по рождению, проживает в Москве,
где общается с учителями и воспитанниками пансионов Чермака и
Драшусова, с врачами и пациентами Мариинской больницы, родственниками
по материнской линии – Котельницкими, Нечаевыми, Куманиными. В работе
оцениваются разные влияния, оказанные московскими знакомыми на
Достоевского. Используя материалы эпистолярия и воспоминания разных
авторов, мы выстраиваем в параграфе общую линию дальнейших поездок
писателя в Москву, оцениваем настроение, с которым он в тот или иной раз
отправлялся в город, обозначаем явные и скрытые поводы его поездок.
Анализируются наиболее яркие и решающие впечатления писателя,
связанные с Москвой: болезнь, смерть и похороны первой жены Марьи
Дмитриевны (захоронена на Лазаревском кладбище, как и мать писателя –
Марья Дмитриевна); лето 1866 г., проведенное на даче в Люблине; медовый
месяц со второй женой Анной Григорьевной; выступление с речью на
открытии памятника А. С. Пушкину. Большое внимание уделяется деловым
поездкам Достоевского, спорам с М. Н. Катковым по поводу издательских
дел, новым встречам писателя, неизбежно отражавшимся в создаваемых им
произведениях.
Вовторомпараграфе«Ф. М. Достоевскийиобщественно-
литературная жизнь Москвы второй половины XIX в.» анализируется
полемика Достоевского с ведущими периодическими изданиями Москвы,
такими как «Русский вестник», «Московские ведомости», «День» в период
формирования идеологии почвенничества и печатания журналов «Время» и
«Эпоха» в первой половине 1860-х гг.
Если выпады против славянофильского издания И. С. Аксакова
«День» носят умеренный характер и вызваны стремлением отмежеваться от
славянофильстваиподчеркнутьноваторствоновогонаправления
общественной мысли, то издания М. Н. Каткова подвергаются критике.
Достоевский со свойственной его публицистическому стилю резкостью
упрекал катковский журнал в «олимпийском» высокомерии и нетерпимости
к оппонентам. В диссертации отмечаются периоды наиболее категоричного
отношения Достоевского «Русскому вестнику». Так, в статьях 1861 г.
отсутствует критика самого направления журнала, которая появится в
1862 г., когда Достоевский отметит полное непонимание Катковым русской
народности.Ав1863 г.Достоевскийдажежестконамекнетна
проправительственный характер «Русского вестника».
Далееотношениек«Русскомувестнику»постепеннобудет
улучшаться, а затем достигнет и симпатии. Уже ведя переговоры с «Русским
вестником» об издании «Преступления и наказания», Достоевский опасался,
что Катков не простит ему острой и язвительной полемики. Перемена в
отношении Достоевского была связана не только с тем, что Катков стал
издателем его сочинений, не раз спасал его от крайнего безденежья, но и с
эволюцией направления журнала от либерализма в сторону умеренного
консерватизма.
В параграфе осмысляется общая роль указанной полемики, которая
многому научила Достоевского в плане понимания расстановки сил на
международной арене, политических взаимоотношений России и Запада.
ОднаковыступленияДостоевскогонеограничивалисьспорамис
западниками, писатель умело возражал и газете «День», показывая
несостоятельность некоторых славянофильских идей. Помимо одобрения или
порицания Достоевским тех или иных позиций и изданий в параграфе
оцениваются содержательные выводы писателя по поводу публикуемых
материалов, к примеру, его мысли об опасности современных нигилистов,
значение которых недооценивали «Московские ведомости».
Отдельноевниманиеуделяетсявзаимоотношениямписателяс
публикой, с демократически настроенной молодежью, а также «Пушкинской
речи» Достоевского – видному общественно-культурному событию 1880 г. и
не менее заметному литературно-публицистическому сочинению (которым
стала публикация этой речи). Описывается атмосфера Пушкинского
праздника,противостояниеИ. С. ТургеневаиФ. М. Достоевского,
анализируется триумф последнего.
Третий параграф «Москва в публицистике Ф. М. Достоевского
(историко-культурологическийаспект)»посвященосмыслению
трансформации понимания писателем роли Москвы в истории и культуре
России. В 1840-е гг. в фельетонах «Петербургской летописи» Достоевский,
разделявший западнические идеалы и взгляд на Москву как символ навсегда
ушедшей эпохи, включается в дискуссию В. Г. Белинского и новой
натуральной школы со славянофилами по вопросу будущего России,
облекаемого в формулу антагонизма двух путей ее развития, полюсами
которых становятся Москва и Петербург. В это время Достоевский
характеризует Москву с иронией, воспринимая ее буквально как старый
город с кучей камней. Национальную идею Достоевский улавливает в это
время отнюдь не в Москве, а в Петербурге.
В 1860-е гг. Достоевский, разрабатывая и развивая идеологию
почвенничества,пишетоМосквекакометафорическомярлыке
определеннойэпохи,атакжерассуждаето«московскомидеале»
славянофилов и московском либерально-западническом «англизированном
патриотизме». В параграфе делается вывод о том, что в период становления
почвенничества и привлечения подписчиков к журналу «Время» писателю
важно было отмежеваться от обоих «лагерей теоретиков», указать на отличие
взглядов почвенников от надоевших славянофильских гимнов допетровским
временам или же западнических ликований европейским достижениям.
ОсмысляютсяпрограммныестатьиДостоевского,демонстрируется
постепеннаяпереоценкаотношенияписателякМоскве.Подробно
рассматривается идея русской народности и образ города в «Дневнике
писателя». Анализируется переосмысление Достоевским теории «Москва –
ТретийРим»ипостроениеимсвоейконцепции«Обновленного
человечества».
Во второй главе «Образ Москвы в творческом преломлении
Ф. М. Достоевского» исследуется специфика художественной переработки
личных московских воспоминаний и впечатлений, творческого осмысления
московских событий и уголовной хроники и рецепции московской комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В первом параграфе «Московские прототипы в петербургских
произведениях Ф. М. Достоевского 1840-х гг.» рассматривается московский
следвпроизведенияхсамогопетербургскогопериодатворчества
Достоевского, постижение генезисаи психологических особенностей
большинства персонажей которого невозможно вне автобиографического
подхода и обращения к детским и юношеским годам писателя. Отмечается,
что в этот период формируется одна из ведущих художественных установок
Достоевского, которая заключается в необходимости ориентации на
прототип и действительные истории из жизни с целью достижения «реализма
в высшем смысле слова». В диссертации доказывается, что за неимением в
литературной памяти юного литератора других источников, объектом
художественного преломления в ранних произведениях писателя становится
история семьи Достоевского, его окружение. Так, история Вареньки
Доброселовой, Неточки Незвановой, Настеньки – это отчасти рецепция
жизни родной сестры писателя Варвары Михайловны, а образы Быкова,
Юлиана Мастаковича воплощают впечатления автора от переписки с мужем
сестрыиопекуномсиротДостоевскихП. А. Карепиным.Входе
аналитического сопоставления реальных знакомых Достоевского и его героев
делаютсясодержательныевыводыохарактереработыписателяс
прототипами. В черновиках многих произведений до определенного момента
герои именуются их реальными прототипами, что часто значительно
облегчаетисследователямработунадисториейсозданиятекстов
Достоевского. Однако крайне редко можно говорить об одном и конкретном
прообразе того или иного героя, что обусловлено как сложностью и
многогранностью самих персонажей Достоевского, так и особенностью
авторского мышления. В ходе изучения многочисленных воспоминаний
современников нами подтверждаютсясовпадения в психологическом
портрете отдельных героев и их прототипов.
Второй параграф «“Грибоедовская Москва” в художественной
рецепции Ф. М. Достоевского (творчество 1860–1870-х гг.)» посвящен
анализу специфики восприятия Достоевским комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума», пристальное внимание к которой писатель сохранял до конца
жизни. Нами рассматривается прочтение Достоевским «Горе от ума» как
«Московского текста» Грибоедова. В целом выявляются многочисленные
отсылки и аллюзии к комедии Грибоедова в художественных произведениях
и публицистике Достоевского. Отмечается, что уже в «Зимних заметках о
летних впечатлениях» Чацкий воспринимался Достоевским как русский
европеец. Особую роль комедия Грибоедова играет в истории создания
романа «Игрок», в котором развивается почвенническая идея оторванности
образованного общества от родных корней. В диссертации выявляется
прототипическаясвязьобразовбабушкиТарасевичевойАнтониды
Васильевны и княгини Белоконской с обобщенным образом московских дам
и Анфисы Ниловны Хлестовой в «Горе от ума».
Аллюзии к грибоедовской комедии мы находим и в рукописных
материалах, позволяющих постичь природу некоторых идей и образов
позднего творчества Достоевского, особенно романов «Бесы» и «Подросток»,
где одним из наиболее важных объектов художественной критики является
русское либеральное западничество. Также в единстве с художественным
осмыслениемДостоевским«Гореотума»намирассматривается
публицистическаяилитературно-критическаяоценкаЧацкогои
фамусовской Москвы, которая присутствует в «Дневнике писателя».
Оригинальность интерпретации Достоевским комедии «Горе от ума»
заключается, согласно нашим наблюдениям, в том, что писатель не отделяет
Чацкого от фамусовского общества. Грибоедовская комедия возникает в
творческом сознании Достоевского в ходе дискуссии с представителями
западнического лагеря, представленного, главным образом, «Вестником
Европы». Обостряется эта полемика после «Пушкинской речи» и публикации
ее в «Дневнике писателя». Размышления о шедевре Грибоедова не оставляли
Достоевского вплоть до финала его дней: в 1878 г. он даже замышлял
написать критическую статью о Грибоедове, но так и не осуществил этот
замысел.
Втретьемпараграфе«Московскиереалиивроманах
Ф. М. Достоевского 1860-х – начала 1870-х гг.» дается характеристика всех
обнаруженныхв«Униженныхиоскорбленных»,«Преступлениии
наказании», «Идиоте» элементов московского материала в разных аспектах.
Вроманахэтогопериодапо-прежнемуважнуюрольиграют
автобиографические реалии, связанные с московскими родственниками
Достоевского. Это «карепинский» и «куманинский» следы в генезисе образов
Лужина, Рогожина и его семьи, князя Мышкина; это впечатления от
московского купеческого быта и лета в подмосковном Люблине в
изображении дома Рогожина и жизни князя Мышкина в Павловске. Из
других возможных московских прототипов образа Мышкина мы называем
Н. П. Огарева, В. Ф. Одоевского и Ф. П. Гааза. Отмечается, что в основу
сюжета романов «Преступление и наказание», «Идиот» положены факты из
московской уголовной хроники: дела А. Т. Неофитова, Герасима Чистова,
В. Ф. Мазурина, А. М. Данилова. Появляется Москва как локус и в
«Униженных и оскорбленных», «Идиоте». Доказывается, что в романе
«Идиот» изначально планировалось описание Москвы как третьего места
действия романа, а затем эта идея трансформировалась: Москва стала
полноправным топонимическим пространством наравне с Петербургом и
Павловском, хотя события, происходящие в ней, случаются как бы «за
сценой». При этом центральные персонажи постоянно упоминают Москву, и
как вынесенное «за сцену» место действия Москва оказывается не менее
значимой для сюжета и основной идеи романа, нежели Петербург и
Павловск, поскольку именно там происходят важные события в жизни
Рогожина, Настасьи Филипповны и князя Мышкина, постигающего в Москве
сущность русского мира и русской веры.
Третья глава «Контекст московских событий в творческой истории
романов Ф. М. Достоевского 1870-х гг.» посвящена анализу московской
темы и специфике ее генезиса в замысле ненаписанного «Жития великого
грешника» и романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
В первом параграфе «Московские реалии и прототипы в романе
“Бесы”»рассматриваетсярольмосковскихсобытийиреальных
исторических лиц в раскрытии идейного содержания романа, органично
сочетающего в себе антинигилистическую направленность и глубокий
онтологический смысл. В основу фабулы положено московское преступление
– убийство группой С. Г. Нечаева студента И. И. Иванова. Но определяющую
роль в «Бесах», когда речь идет о «московском коде», играет прототипика.
Доказывается, что галерея московских прототипов Степана Трофимовича
Верховенского,НиколаяВсеволодовичаСтаврогинапредставлена
следующими историческими лицами: Н. С. Станкевич – атмосфера кружков
передана на страницах романа в описании московской жизни Степана
Трофимовича; Т. Н. Грановский – его именем зовется Верховенский-старший
в черновиках романа и записях к «Житию великого грешника», его
биографиякоторогохудожественнопреломляетсявсудьбегероя;
А. И. Герцен – вне постижения сущности понимания личной трагедии этого
человеканельзярассматриватьтрагедиюлиберально-западнической
идеологии 1840-х гг., как она видится Достоевским и изображается в «Бесах»
(художественное преломление личности Герцена в романе «Бесы» сложнее,
нежелиобнаружениекаких-топрямыхуказанийнапрототипы);
М. И. Бакунин – без оглядки на эту личность сложно рассуждать о генезисе
образов Степана Трофимовича и Ставрогина; В. Ф. Корш – он упоминается в
подготовительных материалах к роману.
Сопоставление современников Достоевского и литературных героев,
наблюдение за пересечением судеб позволили нам сделать вывод о том, что в
образе Шатова отразились черты обобщенного портрета московского
славянофила, что не без московского следа складывались и образы «бесов».
Если главным прототипом Петруши Верховенского является С. Г. Нечаев, то
другие «бесы» создаются из «московского материала». Доказывается, что в
эпизодическом персонаже Толкаченко выведен нечаевец И. Г. Прыжов, чье
детство прошло в Мариинской больнице на Божедомке, в диссертации
иллюстрируется своеобразный параллелизм судеб Достоевского и Прыжова.
Мы приходим к выводу, что Достоевский, посещавший кружок
Петрашевского и написавший в 1840-е гг. целый этюд в «Петербургской
летописи» о кружках, прекрасно знал природу этого явления «национального
характера», размышлял об отвлеченности умонастроений «кружковцев»,
явленной в образе мечтателя.
Впервые в литературоведении подробно рассматривается московский
прототип автобиографического характера в романе – няня детей Достоевских
Алена Фроловна. Отдельные ее черты воплощены в образе няни Лизы
Тушиной, который выполняет важную идейную функцию в романе,
связанную с противопоставлением народного мировидения учительству
русского европейца Степана Трофимовича.
Второй параграф «Эволюция московских реалий в истории текста
романа “Подросток”» посвящен исследованию истории текста и роли в
романе автобиографического контекста. На основе анализа воспоминаний
самого писателя и его современников в параграфе описываются впечатления
Достоевского, полученные в годы учебы у Н. И. Драшусова и Л. И. Чермака,
отразившиеся в описании детства и отрочества Аркадия в романе
«Подросток».
Нами оцениваются и обобщаются биографические источники в
черновиках к роману, среди которых есть и московские. Отмечается, что в
подготовительных материалах к роману и в записях к ненаписанному
«Житию великого грешника» обнаруживается большое количество реальных
людей из московского детства писателя. Вновь встречаются и персонажи, чьи
характеры и судьбы напоминают московскую родню Достоевского: Софья
Версилова – М. Ф. Достоевская, Ахрамкова – Е. П. Иванова, старый князь
Сокольский – А. А. Куманин, А. А. Версилова – В. М. Карепина. Одним из
концептуальных в понимании образа русского европейца Версилова является
вопрос его прототипов, среди которых можно назвать П. Я. Чаадаева,
А. И. Герцена и Чацкого. Анализируя воплощение в образе Версилова
отдельных черт указанных прототипов, мы констатируем традиционное для
Достоевского смешение реальных лиц и литературных героев.
Москва выполняет в романе «Подросток» традиционную для позднего
творчества Ф. М. Достоевского функцию пространственного локуса. Для
Аркадия Долгорукого Москва ассоциируется с родным домом, которого
фактически он был лишен. Все его помыслы связаны с Москвой, как и
драгоценные воспоминания о двух знаменательных встречах – с отцом и
матерью. В Москве Аркадий принимает решение окончательно уйти в свою
идею. Истории, рассказываемые Аркадием в романе, почти полностью
состоят из московских впечатлений. С Москвой связаны рассказы Макара
Долгорукого. Впервые в романах Достоевского появляется поэтический
образ Москвы, вырастающий в контексте всего романа до символа России.
Третий параграф «Московский полюс в художественной структуре
романа “Братья Карамазовы”» посвящен анализу московской темы в
последнем романе Ф. М. Достоевского. В «Братьях Карамазовых» вновь
обнаруживаются отголоски воспоминаний о детских годах в Москве и
Даровом. В параграфе говорится о различных функциях московского полюса
в романе. В образе Петра Миусова можно обнаружить сближение с двумя
выдающимисяпредставителямимосковскогозападничества–
П. Я. ЧаадаевымиА. И. Герценом.Москвавпервыетакглобально
осмысляется Достоевским и представляется второй столицей Российской
Империи. Как прежде, Москва оценивается и как пространственная
координата: в этом городе проводят детские годы братья, учится в
университете, собирает «детские фактики», сочиняет свою легенду о рае и
вынашиваютидею«вседозволеннности»Иван,получаетпрофессию
Смердяков, знакомится с Лизой Хохлаковой Алеша и собирается жениться на
Катерине Ивановне Дмитрий и т.д. В Москву бежит Иван Карамазов,
стремясь скрыться от того, что накатывает на него в отчем доме. Черт
рассказывает «легенду о рае», в который попадает атеист-философ. Иван
подлавливает черта на том, что сам этот анекдот придумал еще в гимназии, в
Москве, и рассказал своему другу Коровкину.
Очень важны оставшиеся в черновом варианте романа замечания о
личности Герцена, а в чертах «бойкой умницы» из «Братьев Карамазовых»
угадывается многое от дочери Герцена. Отсылка к Герцену присутствует в
диалоге Ивана с чертом, который предлагает герою читать «С того берега».
Этот факт позволяет предположить, что Иван Карамазов может быть
соотнесен и с Герценом-человеком в переломный момент его жизни.
В заключении подводятся итоги работы, в которой были определены
основныеособенностихудожественногопреломлениямосковского
материала в творчестве Ф. М. Достоевского, а также определено место
Москвы в жизни писателя.
ИзучениеМосквыкакважнойпространственнойкоординаты,
московских элементов в наследии писателя способствует обнаружению
новых углов зрения на уже выявленные в достоевистике основы «реализма в
высшем смысле слова» как творческого метода писателя. Исследование
художественныхпроизведенийДостоевскогопозволяетговоритьо
московском материале как необходимом фундаменте для построения текстов.
Этопроявляетсявширокомиспользованиимосковскихреалий,
воспоминаний, биографий родных и знакомых, известных москвичей, героев
литературы на стадии построения фабулы и сюжета, образной системы.
Писатель вел сложную работу над созданием окончательного текста, в
котором весь этот массив впечатлений и лиц, накопленный в литературной
памяти автора, оживал в новой художественной реальности.
ВраннихпроизведенияхДостоевскийопираетсянасвежие
воспоминания о своих детских годах в Москве и московском окружении. В
послекаторжный период московский след можно обнаружить в огромном
количестве биографических реалий, фактов и подробностей из московской
уголовной хроники, положенных в основу романной интриги или просто
воссозданных в отдельных сюжетных линиях, а иногда припоминаемых в
тексте; в массиве установленных и возможных прототипов, среди которых
многиестановятсяисточникомдлясозданияперсонажейразных
произведений. В это время в художественных мирах писателя особую роль
приобретаетлитературныйконтекст:Достоевскийоцениваетгероев
предшествующей литературы во многом как живых людей, указывая на их
недостатки и их роль в выстраивании русского пути. Писатель анализирует
истоки русского европеизма, причины оторванности интеллигенции от
народа и своей земли. Огромная смысловая нагрузка ложится на образы
Чацкого и фамусовской Москвы.
В поздних художественных произведениях Москва представлена как
«внесценический» пространственный локус, поскольку в таких романах как
«Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» многие важные
события в жизни героев происходят в Москве, которая, не являясь местом
действия,постоянноупоминаетсярассказчикамиилиавтором-
повествователем и вспоминается героями, когда-то жившими там или
желающими туда уехать. Московские реалии в поздних романах становятся
не только определяющими в мировидении героев, но и фундаментом для
построения концепции русского европейца, осмыслением дальнейших
возможных путей развития России.

Москва – место рождения и детских лет жизни Достоевского. Это
город, в котором он мечтал поселиться после каторги и ссылки, где
похоронены его мать и первая жена и где он сам хотел обрести вечный
покой. В Москве были изданы его главные романы, в том числе «Братья
Карамазовы», которые, как и знаменитая речь о Пушкине, с триумфом
прочитанная там же в 1880 г., стали духовным завещанием писателя. Во
время жизни в древней столице, детства и отрочества, проведенных в доме
на улице Новая Божедомка, будущий писатель скопил богатый материал,
который позднее лег в основу многих его сочинений. Прототипами ряда
героев Достоевского были москвичи – родные, друзья, просто знакомые
или выдающиеся люди своего времени. Все это позволило И. Л. Волгину
назвать Достоевского «московским писателем»1.
Возможность такого определения объясняется своеобразием метода
Достоевского, заключающегося в синтезе жизненных впечатлений и
личных переживаний с глубоко осмысленными, пропущенными через
собственное мировидение текущими фактами действительности,
черпаемыми из журнально-газетной хроники, наконец, литературными и
историко-культурными источниками, которые хранились в памяти
писателя на протяжении всего жизненного пути. «Чтобы написать роман,
надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными
впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно» (16, 10)2 –
записывает Достоевский в черновых вариантах романа «Подросток».
Еще одна особенность творческого метода писателя, без учета
которой невозможно говорить о «московском следе» в литературной
Волгин И. Л. Родиться в России. Достоевский: начало начал. М.: Академический
проект, 2018. С. 158.
2
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 16.
С. 10. Далее все цитаты из сочинений и писем Ф. М. Достоевского приводятся по
данному изданию с указанием в круглых скобках номера тома, номера книги (если
таковой имеется), и страницы.
памяти Достоевского, – это автобиографизм его произведений, то есть
«воспроизведение в художественных текстах собственного жизненного
опыта писателя, реальных фактов его биографии или биографии знакомых
писателю людей»3. М. В. Загидуллина определяет специфику
автобиографизма в творчестве Достоевского как «“растворенность”
автобиографической основы в вымышленном плане текста», «мелкие
вкрапления, рассыпанные тут и там», которые «нередко представляют
собой скорее лишь авторские личные ощущения и впечатления,
ассоциативно связанные с конкретными сюжетными ситуациями»4. О
значимости автобиографического контекста пишет и Т. А. Касаткина,
которая утверждает, что «проживаемая жизнь, события этой жизни иногда
совершенно меняют ракурс восприятия прежде заявленной художником
темы»5.
В произведениях Достоевского немало различного рода авторских
ассоциаций, впечатлений и воспоминаний литературного, личного и
общественного характера: к примеру, когда-то понравившееся и
запомнившееся в прочитанной книге могло налагаться на личные
воспоминания, глубоко пережитые и прочувствованные, а импульсом к
своего рода воскрешению этих пластов становилась вычитанная в журнале
или газете история. К. А. Степанян писал, что «личный опыт почти
никогда не переносился Достоевским в художественный текст напрямую и
тем более не передоверялся тому или иному персонажу. Это всегда был
переосмысленный опыт, и позиция автора по отношению к нему уже в
период написания романа как раз и позволяет выявить идею всего
произведения или правильно понять тот или иной фрагмент его. Причем
Скуридина С. А. К вопросу об автобиографизме антропонимов в художественных

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Москва в литературной памяти Ф. М. Достоевского: генезис, место и роль в художественной системе»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022 год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»