Музейная реконструкция повседневной культуры средневековых замков

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Теребилов Максим Геннадьевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………………………….4 Глава 1. Роль замков и крепостей Средних веков в культуре общества в Разные исторические эпохи……………………………………………………………………….20 1.1 . Бытовая культура средневекового человека как часть феномена повседневности………………………………………………………………………………………..20 1.2. Памятники фортификации в контексте эстетики романтизма……………….43 1.3. Общественные инициативы в сохранении памятников средневековой фортификации…………………………………………………………………………………………..64 Глава 2. Теоретические аспекты музейной интерпретации повседневной культуры в пространстве средневековых замков и крепостей…………………..90 2.1. Средневековые замки и крепости как объекты музеологического интереса……………………………………………………………………………………………………90 2.2. Представление исторической повседневной культуры в музейном пространстве средневековых замков и крепостей……………………………………..119 Глава 3. Реконструкция повседневной культуры жителей Ладожского
посада в ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник»……………………………………………………….145 3.1. Анализ бытовой культуры ладожан XV – XVI вв. на основе
материалов археологических раскопок в Староладожской крепости…………145 3.2. Прикладные аспекты реконструкции повседневной культуры жителей Ладоги в Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике………………………………………………………………………..169 Заключение……………………………………………………………………………………………..195 Список использованной литературы………………………………………………………..201 Приложение А. Иллюстративные материалы…………………………………221
3
Приложение Б. Фотографии ГБУК ЛО «Староладожский историко-архи- тектурный и археологический музей-заповедник»…………………………..237 Приложение В. Классификация организаций, занимающихся вопросами сохранения европейских замков………………………………………………..243 Приложение Г. Таблица результатов SWOT-анализа Староладожского историко-архитектурного музея-заповедника………………………………..245

Во Введении приводится обоснование актуальности изучаемой темы,
анализируется степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект и
предмет. Описывается применяемая методология, раскрывается научная новиз-
на, теоретическая и практическая значимость работы, а также положения, выно-
симые на защиту.
В главе 1 «Роль замков и крепостей Средних веков в культуре обще-
ства разных эпох» рассматривается феномен объекта средневековой фортифи-
кации как памятника истории, проводится анализ понятия повседневности и
особенностей бытовой культуры представителей средневекового общества, что
позволяет установить взаимосвязь между замками и крепостями и повседневной
культурой их обитателей.
§ 1.1 «Бытовая культура средневекового человека как часть феноме-
на повседневности».
Повседневность — это окружающая человека реальность, которая выра-
жается разного рода деятельностью, регулируемой как социальными нормами,
так и институтами. Соответственно, культура повседневности — это набор оп-
ределённых практик, действий, правил, характерных для обыденной, т.н. повсе-
дневной жизни общества в определённый промежуток времени.
Интерес исследователей всё больше сосредотачивается на культуре по-
вседневности – дифференциация наук привела к появлению и развитию меж-
дисциплинарных исследований и активному внедрению культурологического
подхода в исторической науке. Многочисленные исследования представителей
школы Анналов доказали, что культура повседневности существует в контексте
определённой культурно-исторической эпохи. Она характеризуется изменчиво-
стью, постоянной динамикой в русле исторического процесса, вследствие чего
повседневная культура средневекового обывателя и представителя XXI века,
как и представителя любой другой культурно-исторической эпохи, будет иметь
существенные различия.
Глобально быт средневекового человека определялся тем же, чем и его
сознание. Социальное неравенство, иерархический строй общества и зависи-
мость одних классов от других — одна из отличительных черт средневекового
общества. Схоластическое мышление определило доминирующую роль церкви
практически во всех сферах общественной жизни. Торговля была главным ката-
лизатором, который приводил к развитию городов, помогал поддерживать по-
стоянную связь между городом и деревней, способствовал поддержанию при-
оритета рядом профессий. В рамках торговой деятельности реализовывались
многие проявления повседневной культуры – так, средневековые ярмарки соби-
рали вместе представителей большинства сословий и профессий, создавая почву
для культурного обмена. Однако было бы ошибочно полагать, что повседневная
культура средневекового человека формировалась исключительно под влиянием
экономических и географических факторов – духовная культура также была не-
отъемлемой частью жизни людей, что находило отражение в развитии различ-
ных отраслей искусства.
Все проявления повседневной культуры средневекового человека взаимо-
связаны между собой. Религиозный, политический и философский аспекты эпо-
хи влияют на геополитическую ситуацию, экономику, образ мышления, нравст-
венность и мораль, из которых, в свою очередь, складывается поведенческий
аспект, формирующий систему взглядов.
§ 1.2 «Памятники фортификации в контексте эстетики романтизма».
Романтизм являлся одним из главенствующих направлений в культуре
первой половины XIX века. Общие тенденции, выражавшиеся во всех направ-
лениях романтического искусства, характеризуются меланхолическим настрое-
нием, выражением чувственности и творческой свободы, патриотическим подъ-
ёмом во взглядах представителей отдельных государств и культур. Это харак-
терная тенденция для жителей Европы конца XVIII — XIX вв., что отражает
пример Западной Германии, где находится долина реки Рейн. В эпоху Средне-
вековья в ней возводилось большое количество замков, которые принимали
участие в многочисленных войнах и фигурировали в событиях политической
истории средневековой Германии. Но, несмотря на высокое политическое и
экономическое значение, к началу Нового времени они полностью утратили
своё практическое значение и долгое время пребывали в руинах.
В конце XVIII века в обществе возродился интерес к объектам средневе-
ковой фортификации. Отношение к средневековым замкам и крепостям склады-
валось под влиянием доминирующих тенденций эпохи – идеализации прошлого
и романтизации объектов национального достояния. Средневековый замок
прочно вошёл в повседневную культуру зажиточных сословий XIX века, что
выражалось не только в сохранении существующих замков, но и в возведении
искусственных руин для меланхолической рефлексии. Образ руинированного
замка оказал определённое влияние на формирование искусства пейзажного
парка. В научной литературе стали появляться гравюры с изображением суще-
ствующих замков как памятников истории. Замки фигурировали в мемуарах пу-
тешественников эпохи романтизма, стимулировали появление философских
трудов и работ по истории и теории архитектуры. В художественной литерату-
ре, живописи и ксилографии всё чаще стал фигурировать образ средневекового
замка, наполненный определёнными эмоциями и семантическими смыслами.
Таким образом, замок оказывал влияние на просвещённые умы, которые
ощущали, что мир столкнулся с глобальными переменами. Переосмысление
эпохи Средневековья в романтическом ключе имело определённые последствия
– к примеру, в Германии это привело не только к масштабным политическим и
культурным изменениям, но и в сохранении средневековых замков. С XIX века
вокруг разрушенных замков Германии постепенно формировался культ нацио-
нального единства, а их романтизированный облик стал призывом к защите
Отечества. До 1871 года у германского народа не существовало централизован-
ного правительства, однако различные князья предпринимали попытки сохра-
нить памятники старины в собственных владениях задолго до его появления.
Для некоторых государств романтизм стал не просто модной тенденцией
по сохранению культурного достояния, но и стимулом духовного единства на-
рода. Большую роль при этом сыграли средневековые замки, которые из забро-
шенных и ненужных руин превратились в предмет национальной гордости, об-
рели значение политического и этнического символа, предвестника возвраще-
ния стране её былого величия. По сей день многие люди склонны рассматривать
эпоху Средневековья через призму романтического взгляда, наделяя её возвы-
шенными качествами и не замечая большинства присущих ей недостатков. И
хотя социально-политический строй и глобальные потрясения XX века поколе-
бали эту идеализацию, сместив фокус в сторону классового расслоения и взаи-
моотношениям власти и народа, даже спустя более полутора столетий после
окончания эпохи романтизма в обществе продолжает сохраняться интерес к па-
мятникам национальной культуры.
§ 1.3 «Общественные инициативы в сохранении памятников средне-
вековой фортификации».
Во второй половине XX века охрана культурного наследия выражается не
только в разнообразных методах работы с памятниками, но и в дифференциации
самих культурных ценностей. В основном подобные меры реализуются госу-
дарственными структурами, однако существуют и различные негосударствен-
ные объединения, деятельность которых направлена на сохранение наследия как
на местном, так и на международном уровне. Зачастую локальные организации
занимаются сохранением тех памятников, которые актуальны для данного ре-
гиона, поэтому неудивительно, что во многих странах существуют общества,
занимающиеся сохранением и популяризацией старинных замков и крепостей.
Правительственные органы оказывают существенную поддержку памят-
никам истории и культуры, однако именно наличие подобных организаций по-
казывает высокую значимость роли общества в судьбе культурного наследия. И
хотя общественные объединения обычно активно сотрудничают с государством,
значительная часть инициатив исходит от них самих.
В ходе работы были отобраны организации, занимающиеся сохранением
замков в странах Европы, с целью анализа их деятельности, а также составлена
их классификация по территориальному значению, количеству охватываемых
замков и экономической ориентации. В качестве критериев отбора были выде-
лены следующие параметры: негосударственный характер, региональный мас-
штаб деятельности и специализация на замках как памятниках истории и куль-
туры. Было выделено четыре категории поддержки, оказываемой организация-
ми: информационная, научная, финансовая и туристическая.
Рассмотренадеятельностьследующихорганизаций:Deutsche
Burgenvereinigung (Германия), Europäische Burgeninstitut (Германия), Förderkreis
Kultur und Schlösser (Германия), Marburger Arbeitskreis für europäische Burgenfor-
schung (Германия), Adopte un château (Франция), L’association Châteaux de la
Loire (Франция), Vieilles maisons françaises (Франция), Die Schweizer Schlösser
(Швейцария), Südtiroler Burgeninstitut (международная) и The association of cas-
tles and museums around the Baltic sea (международная).
В наше время человечество всё больше осознаёт культурную и историче-
скую значимость объектов фортификации, а также необходимость сохранения и
актуализации аутентичной культуры повседневности, которая зачастую высту-
пает ключом к более глубокому пониманию исторических и культурных про-
цессов, особенностей функционирования общества на разных этапах его разви-
тия. Как к объектам средневековой фортификации, так и к повседневной куль-
туре постепенно возникает повышенный интерес научных кругов и представи-
телей различных слоёв общества, что приводит к формированию сознательного
отношения к этим феноменам как к важной части национального и мирового
культурного наследия. Добиться их актуализации можно при помощи музеефи-
кации, которая позволит объединить средневековые замки с повседневной куль-
турой прошлого и обеспечить их максимальное сохранение.
В главе 2 «Теоретические аспекты музейной интерпретации повсе-
дневной культуры в пространстве средневековых замков и крепостей»
происходит осмысление объектов фортификации и повседневной культуры че-
рез призму музеологии, приводится обоснование для совмещения этих феноме-
нов в рамках музейной среды.
§ 2.1 «Средневековые замки и крепости как объекты музеологическо-
го интереса».
Музеефикация средневековой фортификации, как правило, подразумевает
не только работу над сохранением стен и башен, но и расширение пространства
музея, масштабные работы над сохранением или улучшением состояния самих
объектов. Поэтому важно рассмотреть фортификацию Средневековья через
призму музейной работы и её возможностей по сохранению и актуализации па-
мятников истории и культуры.
Изначально замки и крепости создавались как центры управления окрест-
ными землями, использовавшись при этом для проживания представителей раз-
личных слоёв общества и постоянной защиты от внешних опасностей. Поэтому
фортификационные объекты имели три исконные функции: административную,
оборонительную и жилую. Однако объект, претендующий на статус памятника,
также должен обладать рядом соответствующих свойств. В международной му-
зейной практике существует дифференциация между движимыми и недвижи-
мыми объектами культурного наследия.
Движимые объекты, иначе называемые предметами музейного значения,
имеют свойства, совокупность которых образует понятие музеальность. Среди
них принято выделять информативность, экспрессивность, ассоциативность, ат-
трактивность и репрезентативность. Однако в современных законодательных
документах границы между недвижимыми памятниками и музейными предме-
тами размыты, а само понятие «недвижимого памятника» является условным,
поскольку современные технологии позволяют переместить практически любой
объект, включая архитектурные постройки. Поэтому любой музеефицирован-
ный объект средневековой фортификации можно назвать своего рода музейным
предметом, существующим неотделимо от материально-пространственной сре-
ды, в которой он выполнял утилитарные функции. Следовательно, мы можем
сопоставить его свойства как недвижимого памятника со свойствами музейного
предмета – тогда свойство эмоционального воздействия будет отражением экс-
прессивности и аттрактивности, свойство сенсорного воздействия – ассоциатив-
ности и репрезентативности, а гносеологическое свойство, соответственно, ин-
формативности.
В случае, если фортификационный объект не находится в аварийном со-
стоянии и представляет достаточно возможностей для реконструкции повсе-
дневной культуры Средневековья, целесообразно говорить об организации на
его территории музея под открытым небом. Такие музеи подразумевают нали-
чие недвижимых памятников истории и культуры, выступающих центральными
объектами экспозиции в рамках окружающей их среды – в нашем случае это бу-
дет средневековый замок. Однако важнее всего то, что специфика музея под от-
крытым небом позволяет организовать внутри него отдельные структурные
элементы, которые при обособленном восприятии будут иметь статус отдельно
взятого учреждения.
Многие объекты фортификации, несмотря на свою обособленность и в
некоторой степени изолированность от крупных городов, не могут быть полно-
стью изъяты из культуры, в которой они существуют — следовательно, нужно
рассматривать их в контексте материальной и духовной культуры быта и по-
требления того общества, в котором они существовал. Более того, замки и кре-
пости являются единственными архитектурными объектами, предоставляющи-
ми максимально широкие возможности для реконструкции такого масштабного
и влиятельного феномена, как культура повседневности, поскольку такая рекон-
струкция на уровне крупного средневекового города невозможна вследствие
чрезвычайно высоких затрат и масштабов работ, а музейная деревня может со-
средоточить внимание лишь на отдельных классах общества.
§ 2.2 «Представление исторической повседневной культуры в музей-
ном пространстве средневековых замков и крепостей».
Повседневная культура средневекового общества — это набор материаль-
ных и духовных ценностей, которые достигаются через определённые действия
и повседневные операции, формируя принципы и нормы общества. Примени-
тельно к замку или крепости фокус этой культуры сужается до их обитателей,
при этом чем меньше общество, тем больше каждый его представитель будет
участвовать в формировании образа его повседневной культуры. И связующим
звеном между средневековым обществом и его повседневной культурой будет
выступать именно средневековый замок.
Фортификационный объект, обладая определённым набором типологиче-
ских признаков, будет пользоваться более высокой популярностью, нежели му-
зейная экспозиция, посвящённая истории Средних веков, но представленная в
стенах объекта, не соответствующего тематике. Экспозиция в стенах средневе-
кового замка или крепости, реконструирующая повседневную культуру про-
шлого, сможет использовать весь свой потенциал при реализации различных
творческих и образовательных программ, интеграции интерактивных элементов
и непосредственном взаимодействии с посетителем.
Повседневная культура, которая воссоздаётся в экспозиции музея под от-
крытым небом, будет являться исторической репликой. Невозможно в точности
воспроизвести традицию, поскольку следование ей всегда индивидуально и не
может быть лишено некоторого творческого элемента. В этом заключается
сущность реконструкции нематериальных аспектов культуры прошлого, кото-
рая не может естественно существовать в обновлённых реалиях.
В музее-замке возможна реконструкция некоторых культурных практик
— традиционных ремёсел и различных обрядов, при этом такой музей также
может способствовать сохранению окружающей среды, не являясь при этом
экомузеем, которые создаются с целью сохранения местной этнокультурной
среды и решения актуальных проблем современности, в то время как средневе-
ковая культура является давно утраченной. Именно поэтому форма повседнев-
ности, воспроизводимая в потенциальном замке-музее и призванная показать
особенности повседневной культуры и быта средневекового общества, носит
название реконструкции, поскольку её воссоздание возможно лишь в историче-
ском ключе.
Можно выделить три формы повседневной культуры, в которых она
функционирует как часть культуры актуальной: материальную, творческую и
духовно-ценностную. Объекты материальной культуры – предметы одежды,
орудия труда, посуду и др. – можно реконструировать с относительной лёгко-
стью. Творческую форму, включающую в себя воспроизведение ремёсел, обря-
дов и иных комплексов действий, характерных для средневекового человека,
можно искусственно культивировать в музейной среде, связав её с миром ве-
щей. Однако духовно-ценностную форму, к которой относится система миро-
восприятия, взглядов и ценностей средневекового человека, которые не имеют
физического воплощения, реконструировать в пространстве музейной экспози-
ции крайне затруднительно.
При реконструкции повседневной культуры Средневековья любая, даже
самая незначительная деталь может иметь высокую ценность для формирования
общей картины и эффекта максимального погружения в эпоху. Тема повседнев-
ной культуры средневекового общества будет наиболее полно раскрыта при по-
мощи музейной реконструкции на базе фортификационных сооружений. Имен-
но музей под открытым небом будет являться тем способом сохранения куль-
турного наследия, который предоставляет максимальные возможности для ор-
ганичного сочетания материальной и творческой сторон и воссоздания целост-
ной картины жизни средневекового общества.
В главе 3 «Реконструкция повседневной культуры жителей Ладож-
ского посада в ГБУК ЛО “Староладожский историко-архитектурный и ар-
хеологический музей-заповедник”» собираются и обобщаются данные о мате-
риальной культуре жителей Ладоги XV – XVI вв., на основании которых вос-
создаётся картина местной бытовой культуры указанного периода. В результате
разрабатывается проект качественно новой музейной экспозиции на базе Старо-
ладожской крепости и земляного городища в историко-архитектурном и архео-
логическом музее-заповеднике «Старая Ладога», целью которой является вос-
создание повседневной культуры жителей позднесредневековой Ладоги.
§ 3.1 «Анализ бытовой культуры ладожан XV – XVI вв. на основе ма-
териалов археологических раскопок в Староладожской крепости».
История Ладоги и её обитателей периода рассматривается в контексте бы-
тования крепости, построенной в IX в. и со значительными изменениями и пе-
рестройками дошедшей до нашего времени в руинированном состоянии. Для
лучшего понимания вопроса проводится исторический и архитектурный анализ
крепости, рассматривается этнический, классовый, численный состав поселе-
ния. С опорой на исследовательские материалы историков и археологов, зани-
мавшихся изучением ладожской культуры на протяжении всего XX века, выде-
ляются основные виды деятельности ладожан XV – XVI вв., составляется обоб-
щённая картина повседневной культуры указанного времени.
Было установлено, что люди жили в срубном доме, состоявшем из не-
скольких частей – это была изба, соответствующая севернорусскому типу. Заго-
ны для скота могли размещаться в одной из свободных комнат, могли строиться
отдельно и входить в состав построек на территории двора. Совокупность го-
родских жилищ образовывала посад, окружавший центр поселения – Ладож-
скую крепость, расположенную на берегу Волхва. Каждое хозяйство имело соб-
ственный огород. Большая часть трудоспособного населения занималась про-
мысловой деятельностью и ремесленной работой. Кроме того, для пятой части
населения основным занятием являлась торговля. Известно, что ладожане в от-
меченный период носили кожаную обувь от высоких сапог до простейших
поршней, а также лапти, характерные для беднейших слоёв населения. Предста-
вители военных профессий пользовались пиками и копьями с металлическими
наконечниками, луками и стрелами, длинными металлическими ножами, меча-
ми, ручными пищалями. Сохранившиеся фрагменты упряжи позволяют воссоз-
дать элементы конского снаряжения. Большинство предметов быта в Ладоге из-
готовлялось из металла – железа, реже меди, олова и свинца, а также из дерева,
кости, стекла и различных пород камня.
Роль Ладожской крепости в жизни обитателей поселения и её влияние на
повседневную культуру определялись её основными функциями, среди которых
преобладали оборонительная и административная. Близость мощной каменной
крепости не могла не оказывать влияния на образ мышления местного населе-
ния, создавая ощущение защищённости в случае военных конфликтов и других
опасностей, что, в свою очередь, влияло и на отношение к труду, к частной и
коллективной собственности и воздействуя на образ жизни. В документах XIX
века встречаются мистические легенды, связанные с крепостью, что указывает
на романтизацию её образа в рамках общих культурно-философских тенденций
эпохи.
В настоящее время крепость находится на реконструкции – к некоторым
сохранившимся оригинальным элементам пристраиваются прясла и башни в ар-
хитектурном стиле XV – XVII вв. Необходимость этих мер имеет основание в
свете сохранения и актуализации культурного наследия региона, активной му-
зейной и культурно-просветительской работы. Кроме того, это один из немно-
гих памятников древнерусского фортификационного зодчества, дошедший до
нашего времени, пусть и во фрагментарном состоянии, и, следовательно, Старо-
ладожская крепость – показательный пример фортификационного объекта, ко-
торый обладает потенциалом для использования в музейной экспозиции и ре-
конструкции повседневной культуры допетровской эпохи.
§ 3.2 «Прикладные аспекты реконструкции повседневной культуры
жителей Ладоги в Староладожском историко-архитектурном и археологи-
ческом музее-заповеднике».
Обзор памятников, входящих в состав музея-заповедника, который зани-
мает территорию около 2300 м², показал, что единственным объектом, подхо-
дящим для экспонирования аспектов исторической повседневной культуры, яв-
ляется Ладожская крепость. Фонд музея содержит разнообразные коллекции,
часть из которых может быть использована для создания реплик объектов мате-
риальной культуры – речь идёт о коллекциях археологических находок, нумиз-
матических предметов и объектов средневековых фресок.
Проведённый SWOT-анализ позволил выделить сильные и слабые сторо-
ны музея, его возможности и внешние угрозы его деятельности. Было установ-
лено, что Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-
заповедник, несмотря на территориальную удалённость от крупных городов,
наличие руинированных и утраченных архитектурных объектов, располагает
обширными возможностями для организации мероприятий, обустройства вре-
менных выставок и постоянных экспозиций. Целью предлагаемого проекта яв-
ляется организация качественно новой экспозиции, в которой будет задейство-
вана крепость Старой Ладоги и окружающая её территория. Такая экспозиция
будет способствовать приобщению посетителей к истории допетровской Руси
посредством погружения в соответствующий историко-культурный пласт, вос-
производимый при помощи моделирования и музейной реконструкции аутен-
тичного общества.
В проекте, разрабатываемом в ходе диссертационного исследования, рас-
сматриваются различные способы реконструкции оригинального облика крепо-
сти, включая использование VR-технологий, способы достижения эффекта по-
гружения в эпоху посредством воспроизведения в музейной экспозиции различ-
ных ремёсел, использования ансамблевого метода в качестве ведущего, актив-
ного вовлечения сотрудников музея и самих посетителей и т.д. Предлагаются
примеры сезонных мероприятий, реконструирующих праздники и традиции до-
петровской России. Проект реконструкции охватывает такие аспекты быта, как
ремесленное производство, объекты материальной культуры от жилых домов и
сохранившихся на территории крепости храмов до предметов одежды и различ-
ных изделий, местная аутентичная кухня, обряды и традиции.
Предполагается, что экспозиция должна охватывать не только саму кре-
пость, поскольку она не выполняла жилую функцию в полном объёме. Центром
воссоздаваемой части средневекового поселения предлагается сделать ту часть
Земляного городища, которая не задействована в раскопках и не представляет
интерес для археологов – кроме того, все постройки предлагается создавать та-
ким образом, чтобы их было легко демонтировать в случае необходимости.
Особенностью же самой экспозиции будет являться ориентация не на средневе-
ковую культуру в целом, как это встречается в ряде примеров западноевропей-
ских и отечественных музеев, а на местную культуру со всеми её особенностя-
ми, что влечёт за собой углублённые историко-культурные исследования и ак-
тивное использование местных археологических находок для создания реплик.
Это окажет содействие укреплению исторического сознания в современном об-
ществе, пониманию многогранности и уникальности локальной истории, а так-
же развитию взгляда на историческую реконструкцию не только как на меро-
приятие развлекательного характера для культурного времяпрепровождения, но
и на сложный, многоступенчатый проект.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования,
формулируются выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

Диссертация посвящена музеефикации элементов традиционной повсе- дневной культуры средневекового общества на базе фортификационных объ- ектов эпохи Средневековья в Западной и Восточной Европе, в том числе на территории России. В работе анализируются феномен повседневной культу- ры и памятники фортификации как объекты культурно-исторической значи- мости с музейным потенциалом, рассматриваются особенности элементов быта средневекового общества, а также ставится вопрос о возможности их реконструкции в рамках музеефикации объектов фортификации. Для дости- жения цели и решения задач исследования использованы примеры музеефи- цированных замков и крепостей на территории Европы и России, обоснована рациональность использования фортификационных объектов для музейной интерпретации бытовой культуры средневекового общества.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом народов мира к национальной истории, попытками отождествления с исто- рическими и культурными корнями в условиях глобализации, когда границы между представителями разных культур и национальностей становятся всё более размытыми. Стремление сохранить черты культурной идентичности находит отражение в государственных и общественных инициативах – мно- гие из них закреплены на законодательном уровне. Так, в Российской Феде- рации существуют законы «О национально-культурной автономии» (1996 г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федера- ции» (1999 г.), «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» и другие немаловажные правовые акты, обеспечивающие за- щиту культурной идентичности населяющих страну народов. В Австрии с 1976 года действует закон о правовом статусе этнических групп (Bundesgesetz über die Rechtsstellung der Volksgruppen in Österreich), а на уровне Европы в 1995 году была принята Рамочная конвенция о защите на- циональных меньшинств, подписанная и ратифицированная большей частью стран Западной и Восточной Европы. В конвенции закреплены такие поло- жения, как запрет на дискриминацию и политику ассимиляции, утверждение свободы вероисповедания, выражения, использования языка, обозначены ус- ловия для сохранения культуры и самобытности [98]. При учреждении Евро- пейского Союза одним из базовых принципов, заложенных в соответствую- щем договоре, стало уважение богатства культурного и языкового разнообра- зия и забота о сохранении и развитии европейского культурного наследия [142]. Принятая в Париже Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения также утверждает, что «культурное раз- нообразие является неотъемлемой отличительной чертой человечества, <...> расцветающее в условиях демократии, терпимости, социальной справедливо- сти и взаимного уважения между народами и культурами, необходимо для обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и международ- ном уровнях» [59, с. 2]. В контексте повышенного внимания общества к на- циональной культуре и образу жизни предков встаёт вопрос об изучении культуры быта и повседневности, причём в русле самых разных дисциплин – истории, философии, культурологии, этнологии и т.д. В связи с возрастаю- щим интересом к истории повседневной культуры возникает необходимость практического использования накопленного опыта, в особенности в музей- ной сфере, где он может принести реальную пользу обществу, учитывая функции музея как социокультурного института. Таким образом, актуальным является вопрос о реконструкции повседневной культуры в рамках музейной экспозиции. Более того, необходимо принять во внимание интерес современ- ного общества к культурным аспектам старины, отчасти основанный на под- креплённых романтической концепцией тенденциях идеализации прошлого. Таким образом, уместно выделить эпоху Средневековья как один из перио- дов в истории человечества, на котором сосредоточено наибольшее внимание не только историков, культурологов и прочих профессиональных исследова- телей, но и простых обывателей, что даёт возможность говорить об актуаль- ности исследования с последующей музейной интерпретацией именно по- вседневной культуры средневекового общества.
Повышенный интерес к истории находит отражение и в отношении к объектам материальной и нематериальной культуры, которые являются про- дуктами деятельности социума на определённом этапе его существования и развития. Выступая фактическими свидетелями прошедших эпох, они несут функциональную нагрузку, которая заключается в сохранении и трансляции социального опыта, осуществлении коммуникации между реципиентом и ис- торической реальностью, способствовании интеллектуального развития и патриотического воспитания личности. В связи с этим памятники как объек- ты материальной культуры получают особую ценность в глазах современно- го общества, что способствует их углублённому и подробному исследова- нию, включающему дифференцированный подход и создание различных классификаций, позволяющих более пристально изучить каждую выделен- ную категорию.
Одними из наиболее распространённых недвижимых памятников сред- невековой архитектуры, дошедших до нашего времени, являются фортифи- кационные сооружения, которые повсеместно возводились на территории Западной и Восточной Европы и России в VIII – XVI веках. Их специфика заключается в том, что они являют собой закрытую территорию, специально обустроенную для реализации оборонительной, жилищной и административ- ной функций. Соответственно, любая часть такой постройки как замок или крепость не может быть абстрагирована от общего ансамбля и должна рас- сматриваться в качестве единого архитектурного комплекса. Функционал фортификационных сооружений обеспечивал существование общества, каж- дый член которого занимался выполнением определенных обязанностей, создавая систему, напоминающую отлаженный механизм. Кроме того, замки и крепости представляют большой археологический, культурологический и исторический интерес. В последние годы возрастает внимание к фортифика- ционным сооружениям. Так, учёное сообщество регулярно проводит посвя- щённые им конференции и иные научные мероприятия – среди отечествен- ных, к примеру, можно выделить конференции «Реставрация, консервация и музеефикация исторических крепостей», прошедшую в Петропавловской крепости в 2013 году, а также «Памятники фортификации: история, рестав- рация, использование», состоявшуюся в Архангельске в 2018 году. В евро- пейских странах существуют разнообразные способы сохранения военно- архитектурного наследия, включающие в себя не только музеефикацию.
Одну из ведущих ролей в сохранении культурного и природного насле- дия играет музей, однако в стремительно меняющемся мире ему приходится подстраиваться под современные реалии, актуализировать методику своей работы. Как показывает практика, при музеефикации крупных комплексных объектов – таких как памятники фортификационной архитектуры – зачастую возникает ряд проблем, которые необходимо решать масштабными финансо- выми вложениями и привлечением квалифицированных кадров. Они вклю- чают в себя реставрационные и консервационные работы, реконструкцию утраченных элементов, разработку концепции экспозиции, представляющей крепость как музей под открытым небом, и многое другое. Таким образом, в диссертации исследуются истоки общественного интереса как к бытовой культуре человечества, так и к фортификационным объектам Средневековья, а также проводится обоснование возможности использования средневековых замков и крепостей как площадок для музейной интерпретации исторической культуры повседневности.
Степень научной разработанности темы. Для изучения феномена культуры повседневности были использованы труды Л.В. Кошман [61], В.Д. Лелеко [67], М.В. Лукова [69], Б.В. Маркова [71], А. Шюца [123], Э. Гуссерля [32]. Историко-ретроспективный взгляд на повседневную куль- туру средневекового общества представлен в трудах П.М. Бицилли [7], Ф.Броделя[12], Ж.леГоффа[65], А.Я.Гуревича[29], В.П.Даркевича[33], О.А. Добиаш-Рождественской [35], М. Оссовской [89], Л.А. Петрушенко [94], Н.В. Сперанского [113], Э. Фараля [117]. Для философского осмысления ди- намики повседневности были использованы работы М.М. Бахтина [6], И.Г. Гердера [25], М.Ю. Лотмана [68], З. Фрейда [118], О. Шпенглера [122].
При анализе особенностей восприятия и мировоззрения человека эпохи романтизма использовались труды В.Г. Ваккенродера [18], В.В. Зеньковского [41], Л. Мегрона [76], Дж. Реале и Д. Антисери [102]. Изу- чение вопросов бытования средневековых европейских замков и переоценки их ценности в XVIII – XIX вв. строится на работах У. Ратке [175], Р.Р. Тейлора [187], Х.-Ю. Тюммерса [189], Б. Эбхардта [153]. Через призму интереса к объектам средневековой фортификации были рассмотрены рабо- ты ряда художников: К. Блехена, А. Дюрера, К.Ф. Фора, К.Д. Фридриха, а культурологический анализ работ был осуществлён благодаря трудам М.Т. Кузьминой [63], Норберта Вольфа [193], Георга Коха [164], а также ста- тье о К.Ф. Форе в немецком культурологическом журнале “Fresko” за 2014 год [149].
При анализе общественной инициативы по сохранению средневековых замков и крепостей были рассмотрены официальные интернет-порталы таких организаций Германии, Франции и Швейцарии, как Deutsche Burgenvereinigung [150], Europäische Burgeninstitut [157], Förderkreis Kultur und Schlösser [158], Marburger Arbeitskreis für europäische Burgenforschung [169], Adopte un château [126], L’association Châteaux de la Loire [140], Vieilles maisons françaises [192], Die Schweizer Schlösser [145], Südtiroler Burgeninstitut [186], а также международной ассоциации The associ- ation of castles and museums around the Baltic sea [188]. Кроме того, был изу- чен материал электронных баз данных, специализирующихся на объектах фортификации, среди которых – порталы alleburgen.de [127], budgendaten.de [176], burgen-und-schloesser.net [133], burgenwelt.org [135].
Для освещения музеологического аспекта были привлечены работы А. Девалье и Ф. Мересса [34], М.Е. Каулен [50], А.М. Кулемзина [64], А.Н. Медведя [72], П. Мейрана [73], А.А. Сундиевой [83], Э.А. Шулеповой [88], Т.Ю. Юреневой [125], а также статьи из Российской музейной энциклопедии (2001) [104] и словаря актуальных музейных терми- нов (2009) [111]. Проблемы реставрации объектов средневековой фортифи- кации рассмотрены на базе работ В.Д. Блаватского [8], Е.В. Ефремовой [37], А.Н. Кирпичникова [54], Л.А. Лелекова [43], Е.В. Михайловского [80]. Ана- лиз экспозиционных приёмов для освещения темы реконструкции повсе- дневной культуры на базе средневековых замков и крепостей был осуществ- лён при использовании трудов Н.Б. Акоевой [1], И.В. Андреевой [3], П.ванМенша[78], Т.П.Полякова[97], Е.Свецимского[110]. Особенности работы музеев под открытым небом, а также экомузеев были освещены при использовании работ А. Жиллета [39], К. Зойнера [44], М.В. Кимеева [53] и П.В. Глушковой [27], Хилари Т. Портер [173], Ж.А. Ривьера и Ю. де Варина [19]. Движению военно-исторической реконструкции посвящена диссертация И.В. Глухарева («Движение военно-исторической реконструкции как социо- культурный феномен», 1999) [26]. Особенности ярмарок в средневековом стиле, устраиваемых в наше время в Германии, освещены в работе Э. Хоффманна [161], исторический аспект влияния ярмарок на развитие го- родов – в труде Л.А. Мельниковой («Развитие ярмарочных городов в Запад- ной Европе в Средние века», 2011) [74].
Для изучения многообразия объектов средневековой фортификации и истории замкового строительства были привлечены труды С.В. Жаркова [38], К.А. Иванова [45], Е.В. Килимника [51], А.Н. Кирпичникова [56], В.А. Пономарёва [98], а также путеводитель по древнерусским крепостям «Крепости Северо-Запада России: от крепости к крепости» (2012 г.) [61].
В работе над проектом по реконструкции повседневной культуры позднесредневековой Ладоги была использована литература XIX – XX вв., посвящённая историческим, археологическим и культурологическим иссле- дованиям на территории поселения. Так, история Старой Ладоги и Ладож- ской крепости была представлена с опорой на труды Н.Е. Бранденбурга [11], А.Н. Кирпичникова [57]. При анализе и описании материальной культуры

Ладоги использовались З.А. Львовой [70], Е.А. Рябинина [107],
статьи И.В. Власовой [23], М.А. Миролюбова [79], В.Д. Сарабьянова [108],
жителей Старой
А.В. Курбатова [58],
Е.И. Оятевой [93],
П.Е. Сорокина [55], Я.В. Станкевича [114], И.И. Тарасова [116]. Объектом исследования являются фортификационные сооружения Европы и России, построенные в период Средних веков.
Предмет исследования: практика сохранения и популяризации объек- тов фортификации путём реконструкции форм повседневной культуры сред- невекового общества в музейном пространстве.
Цель исследования: раскрытие потенциала музеефицированных зам- ков и крепостей как экспозиционного базиса реконструкции повседневной культуры средневекового общества.
Задачи исследования:
1. Определить ведущие направления изучения повседневной культуры Средневековья для понимания бытовых аспектов функционирования средне- векового общества.
2. Проанализировать последствия романтического увлечения объекта- ми средневековой фортификации в XVIII – XIX вв., установив их влияние на дальнейшее развитие охраны памятников.
3. Выявить значение инициатив современного общества для охраны культурного наследия, проанализировав деятельность негосударственных ор- ганизаций в области сохранения памятников средневековой фортификации.
4. Обосновать приоритетность музея под открытым небом для органи- зации реконструкции повседневной культуры средневекового общества на базе замков и крепостей.
5. Рассмотреть реконструкцию повседневной культуры средневекового общества как основополагающий феномен для организации экспозиции на базе фортификационного объекта. 6. Установить связь между феодальными замками эпохи Средневековья и древнерусскими крепостями для обоснования реализации проекта реконст- рукции в стенах Староладожской крепости.
7. Воссоздать картину повседневного быта жителей Ладоги XV – XVI вв. на основе сохранившихся объектов материальной культуры.
8. Разработать предложения по реконструкции аспектов повседневной культуры жителей позднесредневековой Ладоги на базе ГБУ «Староладож- ский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
Географические рамки исследования в силу большого количества объектов ограничены рядом государств, среди которых – Германия, Франция, Великобритания, Австрия и Россия. Основанием для выборки стали некото- рые архитектурные сходства замков в обозначенных государствах Европы, описанные Е.В. Килимником и Е.А. Дмитриевой в монографии «История ев- ропейской фортификации» [51], изучение электронных баз данных, содер- жащих информацию о средневековых замках Европы, а также попытки свя- зать европейский и отечественный опыт в деле сохранения и актуализации памятников оборонного зодчества.
Хронологические рамки исследования охватывают период Высокого и Позднего Средневековья и ограничены вт. пол. XI — пер. пол. XVI веков. Такая периодизация обусловлена сосредоточением исследования на истори- ко-бытовом аспекте выбранной эпохи, предметом которого является повсе- дневная культура. В эпоху Высокого Средневековья произошло завершение процесса формирования феодализма, что привело к развитию феодальной экономики, росту товарно-денежных отношений, преобладанию города над деревней. Следствием этого, в свою очередь, стал резкий рост городского на- селения, переменами в политической и социальной сферах, развитию техно- логий.
Методологические основы исследования. Выбор методологии и ме- тодов исследования обусловлен целью и задачами диссертации. Работа осно- вывается на комплексном подходе, который позволяет провести подробный анализ такого явления, как средневековая культура повседневности, а также выявить его взаимосвязь с объектами фортификации. В рамках системного подхода повседневная культура жителей определённого региона рассматри- вается как комплекс взаимосвязанных элементов.
Анализ повседневной культуры Средневековья строится на методоло- гии школы Анналов, т.н. новой исторической науки, направленной на изуче- ние мыследеятельности людей конкретной исторической эпохи, ментально- сти как глубинного уровня общественного сознания. В частности, использу- ется основанный на несобытийном видении истории материалистический подход Ф. Броделя, центром которого выступают структуры повседневности и определение их роли в формировании исторических процессов. В основе методологии школы Анналов лежит концентрация внимания на совокупно- сти социальных явлений – от экономики до религиозных верований – кото- рые формируют исторически изменяющееся человеческое сознание. Это даёт возможность провести всестороннее изучение состояния общества на опре- делённом этапе его существования, раскрыть систему взаимодействия в нём различных социальных компонентов, иными словами – провести анализ всех ракурсов деятельности и поведения человека как части общества.
Другой значимой методологической особенностью новой исторической науки является качественно новое по сравнению с классической историогра- фией отношение к историческому источнику, который является инструмен- том выявления бессознательных мотивов поступков и поведения средневеко- вого человека. Это привело к привлечению данных смежных наук, среди ко- торых выделяется археология и результаты её исследований, которые высту- пают важными источниками для понимания повседневной жизни и матери- ального аспекта культуры интересуемого нас общества.
В отечественной науке идеи школы Анналов перекликаются с методо- логией российской медиевистики, в частности – исследования проводятся на уровне макро— и микроистории, используется активно развивавшийся А.Я. Гуревичем антропологический подход, который заостряет внимание на роли человека в истории. Кроме того, школа Анналов почти всецело ориен- тирована на средневековое европейское общество, что, в свою очередь, обу- славливает преемственность между ней и представителями российской ме- диевистики – А.Я. Гуревича, Д.Э. Харитоновича, Ю.Л. Бессмертного и дру- гих – в чью сферу научных интересов также входила история европейской средневековой культуры.
Некоторые аспекты повседневной культуры Средневековья были рас- смотрены в рамках семиотического подхода, рассматривающего культуру как систему знаков, которыми выступают те или иные явления. Он позволил показать в контексте повседневности один из аспектов духовной культуры, так называемую «праздничную» культуру, которая рядом исследователей (В.П. Даркевич, О.А. Добиаш-Рождественская) трактуется как обособленная. Основанием для такого включения стал семиотический разбор М.М. Бахти- ным романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в результате которого многие элементы карнавальной культуры были показаны как часть повсе- дневной жизни людей эпохи Средневековья. Именно семиотический подход позволил провести анализ средневекового немецкого замка как культурного феномена XVIII – XIX вв. и, в частности, как символа возрождения былого величия страны.
Особенности восприятия средневекового замка в условиях изменив- шейся духовно-ценностной ориентации рассмотрено при помощи психологи- ческого метода культурологии, а синхронический метод был использован для сопоставления роли объектов фортификации в повседневной жизни общества разных эпох. Метод моделирования позволил создать модель повседневной культуры Староладожского общества для её реконструкции в рамках экспо- зиции ГБУ «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник». В основе этой модели лежали историко-археологические исследования сохранившихся объектов материальной культуры и сведения о духовно-ценностном аспекте быта ладожан XV – XVI вв. Также в работе используется ряд общенаучных и специальных мето- дов:
— историко-системный метод для выявления факторов, определявших повседневную культуру средневекового общества и формировавших матери- альные и нематериальные основы быта средневекового человека;
— историко-генетический метод для изучения динамики общественно- го восприятия объектов средневековой фортификации как части историче- ского и культурного наследия;
— элементы культурологического анализа для изучения роли средне- вековых замков в произведениях романтического искусства XIX в.;
— типологический метод для классификации европейских негосудар- ственных общественных организаций, занимающихся актуализацией и со- хранением объектов средневековой фортификации;
— системный анализ свойств и функций объектов средневековых фор- тификаций как памятников истории и культуры и исторических объектов во- енно-оборонительного значения для установления их потенциала как музей- ных объектов;
— компаративный метод для выявления различий между особенностя- ми организации пространства повседневности в экомузеях и музеях под от- крытым небом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Осмысление повседневной культуры в музеологическом ключе по- зволяет выстроить системообразующие связи между материальными и нема- териальными, движимыми и недвижимыми объектами культурного наследия, расширить представление о коммуникативных и образовательно- воспитательных возможностях музейной экспозиции, а также воссоздать оп- ределённый пласт исторической реальности посредством его отражения в музейной среде.
2. Эпоха романтизма повлияла на развитие научного подхода к сохра- нению памятников средневековой фортификации, поскольку всплеск обще- ственного интереса к замкам и крепостям стимулировал появление научных трудов по средневековой архитектуре, образование профессиональных объе- динений, разработку концепций реставрации, а также на становление и по- следующее развитие системы охраны памятников. В то же время романтизи- рованный образ замка сложился в различных видах искусства.
3. Одним из наиболее эффективных факторов сохранения средневеко- вых замков в странах Европы являются общественные инициативы, которые выражаются в создании негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на национальном и международном уровне и специализи- рующихся на сохранении фортификационных объектов.
4. Для музейной реконструкции повседневной культуры средневеково- го общества необходим объект, предоставляющий возможность максимально полно отразить особенности быта различных слоёв социума. Таким объектом является феодальный замок, который имеет тесную связь со средневековым обществом, и при этом обладает ярко выраженными свойствами информа- тивности, сенсорного и эмоционального воздействия как памятник культур- ного наследия.
5. В музейной реконструкции можно выделить такие формы повсе- дневной культуры, как материальная, творческая и духовно-ценностная. Ма- териальная форма выступает основой формирования музейной экспозиции, реализация творческой формы помогает создать историческую атмосферу, ответственную за формирование особой модели культурного пространства на микроуровне, в то время как реконструкция духовно-ценностной формы практически не представляется возможной.
6. Феодальный замок, будучи персонифицированным объектом, имел иное социальное назначение, нежели крепость, что служило главным крите- рием их различия. В то же время их бытовая культура формировалась под влиянием ряда общих условий – в частности, как замок, так и крепость суще- ствовали неотделимо от окружающих их территорий, населённых людьми, с которыми поддерживали постоянные торговые, культурные, социальные свя- зи, что фактически делало их центрами народной культуры округа, что по- зволяет говорить об общности принципов их музеефикации вкупе с реконст- рукцией повседневной культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализировано место средневекового замка в культуре эпохи ро- мантизма, что позволило проследить его становление как объекта историче- ского и культурного наследия и обосновать значение роли общественных инициатив последующих столетий в сохранении замков и крепостей Средних веков.
2. Впервые в отечественной исследовательской практике классифици- рована деятельность европейских негосударственных организаций, специа- лизирующихся на изучении, охране и актуализации памятников средневеко- вой фортификации.
3. Замки и крепости Средних веков рассмотрены как объекты историко- культурного значения, что дало возможность сосредоточить внимание на их свойствах в контексте музеологии и обосновать потенциал их использования для музейной интерпретации повседневной культуры средневекового обще- ства.
4. Проведена параллель между европейским феодальным замком и древнерусской крепостью как укреплёнными административными центрами окружающей их территории, что позволило обобщить принципы музейной реконструкции повседневной культуры на базе этих объектов.
5. На основе сведений, полученных в ходе археологических исследова- ний Староладожской крепости, проводившихся специалистами на протяже- нии XX – XXI вв., воссоздана картина быта ладожского общества XV – XVI вв., необходимая для музейной реконструкции повседневной культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— средневековый европейский замок проанализирован с точки зрения культурологии как феномен эпохи романтизма в отрыве от его утилитарных свойств; — составлена классификация негосударственных организаций, функ- ционирующих на территории Европы, чья деятельность направлена на изу- чение, охрану и актуализацию памятников средневековой фортификации;
— проведён культурологический анализ параллелей между европей- ским феодальным замком и древнерусской крепостью для обобщения прин- ципов проведения музейной реконструкции аспектов повседневной культуры на базе этих объектов;
— воссоздана картина быта обитателей Ладожского посада XV – XVI вв. на основе обобщения данных, собранных специалистами во время архео- логических работ с начала XX в.
Значение полученных результатов исследования для практики за- ключается в том, что:
— опыт европейских негосударственных организаций может быть по- лезен для расширения и развития деятельности отечественных организаций в сфере сохранения и популяризации памятников древнерусского зодчества;
— разработанный проект реконструкции повседневной культуры жите- лей Ладожского посада на базе ГБУК ЛО «Староладожского историко- архитектурного и археологического музея-заповедника» можно использовать для внедрения в музей и последующего совершенствования экспозиции;
— предложенные общие рекомендации по реконструкции аспектов бы- товой культуры могут найти применение в музейной среде и для актуализа- ции экспозиций музеефицированных объектов фортификации;
— результаты диссертационного исследования могут быть полезны на всех уровнях образования при подготовке монографий, посвящённых вопро- сам сохранения памятников фортификационного зодчества, а также в образо- вательном процессе в качестве учебного пособия по дисциплинам, связанным с экспозиционной работой и актуализацией материального и нематериально- го культурного наследия.
Соответствие диссертационного исследования паспорту научной специальности. Отражённые в диссертации научные положения соответст- вуют пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.03 – “Му- зееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов”: п. 5. История, теория и практика охраны культурного наследия. п. 7. Теория и практика музейного дела. п. 10. Музеефикация объектов культурного назна- чения. п. 17. Принципы консервации и реставрации памятников культуры. п. 20. Музейное экспонирование. п. 22. Роль музеев в сохранении националь- ных и мировых культурных ценностей.
Апробация работы. По материалам диссертации были представлены доклады на всероссийских научно-практических конференциях, в том числе: «Культура и искусство: междисциплинарный подход» (Санкт-Петербург, 2015), «Культурные индустрии: традиции и современность» (Санкт- Петербург, 2016), «Культурная среда и культурные практики» (Санкт- Петербург, 2017, 2021), Конференция победителей Пятого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры (2018), «Культур- ное пространство России: генезис и трансформации» (Санкт-Петербург, 2019), «Музей и наследие трансграничных регионов в XXI веке» (Улан-Удэ, 2021).
В 2018 году за научный проект «Музеефикация объектов средневеко- вой фортификации: исторический опыт и современные тенденции» автор был награждён дипломом лауреата I премии в номинации «Музееведение, кон- сервация и реставрация историко-культурных объектов» на Пятом Всерос- сийском конкурсе молодых учёных в области искусств и культуры, учреж- дённом Министерством культуры Российской Федерации.
Список публикаций по теме диссертационного исследования. Ма- териалы диссертации отражены в восьми научных статьях, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации ос- новных результатов исследований.
Структура диссертационного исследования определяется целью и поставленными задачами. Текст включает введение, три главы, разделённые на параграфы, заключение, список использованной литературы, включающий в себя 68 источников на иностранных (английский и немецкий) языках, а также приложения. В объёмном измерении исследование составляет 220 страниц текста (без учёта приложений). В разделе «Приложения» представ- лены классификация зарубежных негосударственных организаций, зани- мающихся вопросами сохранения памятников средневековой фортификации, с краткой характеристикой по заданным критериям; SWOT-анализ ГМЗ «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей- заповедник»; изобразительные материалы – репродукции работ различных художников и граверов, так или иначе изображавших средневековые замки, и современные фотоизображения объектов средневековой фортификации Ев- ропы и России. Часть фотографий была сделана автором и публикуется впер- вые. Диссертационное исследование включает в себя 23 единицы приложе- ний.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Музейная реконструкция повседневной культуры средневековых замков»

    Публикации автора в научных журналах

    М.Г. Теребилов // Вестник Санкт-Петербургского госу- дарственного института культуры. – 2– No1 (38). – С. 119-(0,62 п.л.)Теребилов М.Г. Реконструкция повседневной культуры средневеково- го общества в музейной экспозиции / М.Г. Теребилов // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. – 2– No2 (47). – С. 96-(0,62 п.л.)
    Музейные формы сохранения и представления средневекового кузнечного ремесла в Германии
    М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры». – 2– No1 (5). – С. 71-(0,62 п.л.)Теребилов М.Г. Средневековый замок как объект туристского интере- са / М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государст- венного института культуры. – 2– No2 (6). – С. 28-(0,75 п.л.)
    История фортификационных сооружений в России и Западное Европе: вопросы историографии
    М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2– No1 (7). – С. 24-(0,5 п.л.)Теребилов М.Г. Проблема хронологии фортификационной архитекту- ры средневековья / М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-28Петербургского государственного института культуры. – 2– No2 (8). – С. 55- (0,5 п.л.)
    Где испить приворотного зелья?
    М.Г. Теребилов // Мир музея. – 2– No7 (383). – С. 13-(0,37 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы